Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛАВРЕНТИЙ (ЛЕВЧЕНКО) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Лаврентий (Левченко) ( 1893 - 1937 ), иеромонах , преподобномученик Память 12 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской В миру Стефан Иванович Левченко, родился 26 апреля 1893 года в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии в крестьянской семье. Имел старших сестер: Ксению, Евфросинию и Марию. В 1891 году в Шамординский монастырь в Калужской губернии поступила сестра Стефана Ксения, постриженная впоследствии в монашество с именем Евгения, через четыре года в Шамордино поступила сестра Евфросиния, принявшая постриг с именем Анатолия, а в 1909 году – сестра Мария. В 1910 году в монастыри поступили отец и мать Стефана, мать – к дочерям в Шамордино, а отец – в Оптину Пустынь , мать приняла постриг с именем Акилина, а отец принял схиму с именем Иоанн (он почил в 1929 году и был погребен у храма Покрова Божией Матери в Козельске); вместе с отцом пришел в монастырь и семнадцатилетний Стефан. В Оптиной Стефан был пострижен в монашество с именем Лаврентий, рукоположен во иеродиакона и возведен в сан архидиакона . После закрытия Оптиной Пустыни в 1923 году архидиакон Лаврентий поселился в Козельске в домике, в котором собрались его отец, мать и сестры – все монашествующие, к ним присоединились некоторые из оптинской братии, и получилась небольшая обитель. Зарабатывали они тем, что давала кустарная мастерская по изготовлению валяной обуви, которая была устроена в их доме. Валенки, которые они изготовляли, славились добротностью и высоким качеством выделки, и на них всегда был большой спрос. После того как в Казанском храме Оптиной прекратились службы, монахи перешли служить в Георгиевский храм в Козельске , где настоятелем стал иеромонах Макарий (Чиликин) ; здесь и стал служить архидиакон Лаврентий. Служили, хотя и несколько сокращенно, чтобы не утомлять непривычных к длинным службам мирян, но само служение и пение было оптинским. По большим праздникам в Георгиевский храм приходил служить настоятель Оптиной архимандрит Исаакий (Бобраков) и иноки, поселившиеся в близлежащих деревнях, и в эти дни пели на два клироса.

http://drevo-info.ru/articles/13673220.h...

Как гласит групповое дело епископа Никиты (Прибыткова) от 1937 года, владыка был обвинен в том, что он «является организатором и руководителем подпольного монастыря при Казацкой церкви Тихоновской ориентации, систематически давал установку монашескому элементу и духовенству о проведении к/р деятельности среди населения и распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего строя». Икона преподобномученицы Августы (Защук)_fond.ru Вместе с владыкой по делу проходили многочисленные монахи и монахини. В деле указаны мирские имена подследственных, свое монашеское имя сообщают только схиархимандрит Исаакий (Бобраков Иван Николаевич) – старец Оптиной Пустыни и схимонахиня Августа (Зощук Лидия Васильевна). Лидия Васильевна была первым директором музея «Оптина пустынь», созданного в скиту после закрытия монастыря; она приняла постриг от старца Анатолия (младшего) перед самой его кончиной и жила потом в Белеве. Матушку Августу обвинили в том, что она была игуменьей «подпольного монастыря». Из 20 арестованных только один человек был мирянином – врач терапевт Субботин, который обвинялся в финансировании «контрреволюционной группы». В 1957 году, уже после смерти Сталина, по заявлению сына доктора Субботина было проведено расследование обстоятельств ареста его отца и других проходивших по «делу епископа Никиты». По горячим следам выяснилось, какими зверскими способами добывались показания у свидетелей и обвиняемых. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой… Псевдоследствие проводилось в ускоренном режиме. 30 декабря 1937 года «Особая Тройка» при УНКВД по Тульской области составила обвинительное заключение. Владыку и еще 18 проходивших с ним по делу представителей духовенства, а также врача Субботина, приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. 3 января 1938 года в Тесницком лесу под Тулой приговор был приведен в исполнение. Мартиролог

http://pravmir.ru/svyatitel-nikita-priby...

Они проходили по одному делу со священномучеником Никитой и были также расстреляны в Тесницком лесу: • Схиархимандрит Исаакий (Бобраков Иван Николаевич) — старец Оптиной пустыни, 1865 года рождения, уроженец деревни Остров Мало- Архангельского района Орловской области. До ареста жил в г. Белеве. • Священник Тимофеев Александр Иванович, 1870 года рождения, уроженец села Жуково Белевского района, где жил и служил. • Священник Преображенский Михаил Николаевич, 1873 года рождения, уроженец села Новгородское Богородицкого района Тульской обл. До ареста жил в г. Белеве. • Священник Георгиевский Иван Васильевич, 1884 г.р., уроженец г. Спас-Деменск Смоленской области, до ареста работал упаковщиком в Промкомбинате г. Белева. • Священник Руднев Николай Сергеевич, 1892 г.р., уроженец села Даленино Заокского района Тульской обл. До ареста работал бухгалтером в Белевской артели инвалидов. • Монах Вадим (Антонов Георгий Федорович), 1892 г.р. Уроженец дер. Красный Ключ Белевского района, до ареста проживал в Белеве. • Послушник Ларин Григорий Алексеевич, 1886 г.р. Уроженец деревни Загудаевка Ульяновского района Средне — Волжского края. До ареста работал слесарем в Белевском промкомбинате. • Схимонахиня Августа (Зощук Лидия Васильевна). 1871 г.р., уроженка г. С.- Петербурга, происходила из семьи дворян. • Монахиня Рахиль (Жилина Матрена Александровна) 1879 г.р., уроженка дер. Башкатово Мценского района Орловский области. • Монахиня Анфиса (Сысоева Александра Матвеевна), 1868 г.р., уроженка села Ивановское Арсеньевского района Тульской области. • Монахиня Севастиана (Тарасова Мария Гавриловна), 1877 г.р., уроженка с. Казанское Ливенского уезда Курской области. • Монахиня Аркадия (Проселкова Агриппина Матвеевна), 1870 г.р., уроженка дер. Костомарово Щекинского района Тульской области. • Монахиня Макария (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна) 1867 г.р., уроженка с. Теляжье Орловской области. Работала в артели «Красный производственник». • Послушница Локтионова Мария Максимовна 1884 г.р., уроженка села Гнездилово Курской области.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikita-priby...

  В одном из своих слов Святейший Патриарх Кирилл отметил: несмотря на то, что мы много говорим о подвиге новомучеников и исповедников, необходимо продолжать говорить о них и «так, чтобы было слышно всем… Потому что новомученики это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация» Свое сообщение сегодня я хотел бы посвятить «оптинским героям».   В собор преподобных Оптинских старцев, прославленных в 2000 году, входят последний настоятель Оптиной пустыни преподобномученик Исаакий (Бобраков) и преемник Оптинских старцев преподобноисповедник Никон (Беляев). Их жития, как и житие преподобноисповедника Севастиана Карагандинского, бывшего оптинского насельника, весьма знакомы многим. Однако гонения на Русскую Православную Церковь в XX веке коснулись всех насельников Оптиной пустыни, выявив среди них некоторое число преподобномучеников и преподобноисповедников, имена которых мало известны за пределами обители.   Исследования 2002–2007 годов подготовили материалы для прославления в лике новомучеников и исповедников 17 оптинских насельников, пострадавших в годы репрессий XX века. А по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2016 году было установлено празднование Собору всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, куда входят 32 прославленных имени – из них 12 преподобных, 15 преподобномучеников, 4 преподобноисповедника и 1 мученик. Торжество это отмечается 24 октября, в день памяти преподобного Льва – первого Оптинского старца.   Проведенные исследования открыли ранее неизвестные страницы истории Оптиной пустыни времен безбожных гонений. На основе имеющихся материалов, представленных монастырскими документами и документами режимных ведомств, а также различных мемуарных источников, можно сделать краткий исторический обзор, чтобы на фоне его увидеть жизненный путь оптинских насельников, засвидетельствовавших исповедание своей веры в Бога страданиями и смертью.   Следует отметить, что в результате поисков удалось установить имена 373 оптинских насельников, из которых о 188 на сегодняшний день совершенно ничего неизвестно, а о 116 известна только дата кончины (примечательно, что только в одном 1919 году скончались 30 человек братии, будто в предчувствии грядущих тяжелых гонений)

http://bogoslov.ru/event/6020574

Это была семья из села Маклино Малоярославского района, которая имела репутацию преступников. В их доме и нашел приют отец Рафаил, там его позже и арестовали. Ни одного имени он не назвал на допросе и с ложным обвинением не согласился   Преподобномученик монах Викентий (Никольский), сын чиновника финансового ведомства из Петербурга, пришел в Оптину пустынь в 1913 году. Послушание нес в канцелярии монастыря, затем работал в музее «Оптина Пустынь». С началом гонений отец Викентий переехал в Козельск, в 1930 году был арестован и выслан на пять лет. Из ссылки он писал: «Так все здесь теперь по вкусу... Пустынная страна... в отдалении от железной дороги и парохода и всякой современной цивилизации... И вот о чем я мечтал, Господь своими судьбами как раз-то мне теперь и дал... Слава Богу! Приходится голодать... и на это никак нельзя мне роптать» В 1937 году, вернувшись из ссылки тяжело больным туберкулезом, он поселился в Козельске, на Красноармейской ул., д. 31, вместе с 80-летним монахом Феодулом (Слепухиным), которого знал еще по Оптиной, когда тот нес послушание в иконно-книжной лавке. Жили на подаяния. В августе 1937 года монах Викентий вновь был арестован. На первом допросе отец Викентий не выдержал давления и согласился подписать протокол с признанием в контрреволюционной деятельности. Но впоследствии он сказал: «На политические темы я разговоров никаких никогда не вел. Этим вопросом не интересуюсь, занимаюсь исключительно чтением религиозных книг и хождением в церковь» 8 сентября 1937 года его осудили на десять лет, отправили в Локчинский концлагерь в Коми АССР, где 11 декабря того же года отец Викентий скончался   20 декабря был расстрелян преподобномученик Гурий (Самойлов). В марте 1937 года после семи лет заключения в концлагере он приехал в село Волово Тульской области, а в ноябре уже вновь был арестован. На следствии иеромонах Гурий держался мужественно и сохранил твердость своих убеждений   8 января 1938 года под Тулой были расстреляны: настоятель Оптиной пустыни преподобномученик Исаакий (Бобраков), преподобномученица Августа (Защук), иеродиакон Вадим (Антонов), послушники Григорий Ларин и Даниил Пятибратов и еще около двадцати человек священников, монахинь и один мирянин.

http://bogoslov.ru/event/6020574

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXVII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 27-й том «Православной Энциклопедии» открывает статья, посвященная прп. Исааку Сирину (Сполетинскому), подвижнику сирийского происхождения, который подвизался в VI в. на территории современной итальянской провинции Умбрия. Среди вызывающих особый интерес материалов тома следует отметить статью об Исааке Собаке — известном древнерусском книжнике 1-й половины XVI в., трудившемся в Москве. Крупная статья тома рассказывает о знаменитом Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Из нее можно узнать как об истории строительства и последующей судьбе этого грандиозного храма, так и об особенностях его уникального внешнего и внутреннего убранства. В 27-м томе читатель может ознакомиться с материалами, посвященными замечательным представителям плеяды Оптинских старцев — прп. Исаакии (Антимонове; 1810-1894) и преподобномученике Исаакии (Бобракове; 1865-1938), одном из последних оптинских подвижников, пополнившем сонм Новомучеников и исповедников Российских ХХ века. . Тему истории Православия на Украине затрагивает статья, рассказывающая об Исаакии (Борисковиче; +1643), епископе Луцком и Острожском, одном из тех иерархов 1-й половины XVII в., которые возрождали православную Киевскую митрополию после Брестской унии. Ряд важных материалов тома посвящены ветхозаветным книгам и персонажам. В частности, в 27-м томе можно найти статью об Исаве – старшем сыне праотца Исаака от Ревекки, брате Иакова, родоначальнике народа идумеев. Здесь же присутствует статья, посвященная знаменитому ветхозаветному пророку VIII в. до Р.Х. — Исаии, которого позднее за его пророчества о грядущем Мессии — Иисусе Христе нередко назвали «ветхозаветным евангелистом». Еще более обширен комплекс статей, посвященных христианским святым и церковным деятелям, носившим имя Исидор. Среди них, прежде всего, следует отметить древнего святого Исидора, мученика Хиосского (+250 или 251 г.). Жизненный путь преп. Исидора Пелусиота, знаменитого экзегета и богослова IV-V в., и его труды нашли отражение в большой статье. Одна из статей рассказывает о блаженном Исидоре Твердислове, юродивом Ростовском, чей подвиг пришелся на 2-ю половину XV в. Специальный очерк рассказывает о священномученике Исидоре и 72 других мучениках Юрьевских, пострадавших за исповедание Православия от латинян в ливонском Дерпте (иначе – Юрьев, ныне Тарту) в XV в.

http://pravenc.ru/shop/673523/

Прмч. Исаакий Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. Мастер А. А. Патраков. 2010 г. Прмч. Исаакий Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. Мастер А. А. Патраков. 2010 г. Прп. Исаакий Оптинский. Икона. 1996 г. (ризница Оптиной пуст.) 17 дек. 1937 г. арестован с мон. Мисаилом и др. оптинцами, священнослужителями и прихожанами Никольского храма в Белёве по делу сщмч. Никиты (Прибыткова) , еп. Белёвского. И. вместе с др. арестованными обвинялся в «создании подпольного монастыря тихоновской ориентации, проводящего систематическую контрреволюционную деятельность» во главе с еп. Никитой. И. был заключен в белёвскую тюрьму; виновным себя не признал, лжесвидетельствовать отказался. В кон. дек. переведен в Тулу. 30 дек. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу вместе с 70 арестованными. Казнен, погребен в братской могиле. По устойчивому народному преданию, расстрелы в то время проводились в Тесницком лесу, на 162-м км Симферопольского шоссе, недалеко от Тулы. В нач. 90-х гг. XX в. на этом месте был установлен поклонный крест. 8 янв. 1996 г. оптинские монахи отслужили там панихиду по И., с тех пор ежегодно служатся панихиды по всем расстрелянным. В 2001 г. была заложена часовня. 26 июля 1996 г. И. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. Житие И. издал в 1996 г. В. В. Афанасьев. В документах, поданных на канонизацию, а также в лит-ре ошибочно указывалась фамилия И. Бобриков. В формулярных списках монашествующих Оптиной пуст., в документах из архивов УФСБ фамилия И.- Бобраков, в метрических книгах Орловской губ. зафиксировано, что в дер. Остров проживали гос. крестьяне с фамилией Бобраковы. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 2. Л. 215 об.; Ед. хр. 3. Л. 336 об.- 337, 409 об.- 410, 503, 581 об.- 582, 690 об.- 691; К. 11. Ед. хр. 6. Л. 34 об.; ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 3. Д. 1666. Л. 111; Д. 1833. Л. 109; Д. 1966. Л. 93; Д. 2159. Л. 130; Д. 2446. Л. 103; Ф. 903. Оп. 1. Д. 304. Л. 2 об.- 3; Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-13910; Архив УФСБ РФ по Тульской обл. Д. П-9953; Архив Оптиной пуст. Фонд новомучеников и исповедников.

http://pravenc.ru/text/674772.html

Основная масса погребённых на монастырском погосте это монахи, настоятели обители и старцы, которые жили в монастырском ските и были духовными руководителями братии, а также благодетели монастыря и знатные люди. Благодарственные слова выбиты на памятнике над могилой помещика Алексея Ивановича Желябужского, много помогавшего при строительстве храмов. Представители славного дворянского рода Камыниных — бескорыстных благодетелей монастыря, много сделавших для его возрождения, тоже покоятся в некрополе. Погребены в склепе представители купеческого семейства Карлиных, щедрых благотворителей Оптиной Пустыни. Захоронены в одной оградке братья Пётр и Иван Киреевские, многолетние друзья и почитатели монастырской братии и старцев обители. Иван Васильевич Киреевский был известным и уважаемым философом и мыслителем. Сохранились надгробия семейства козельских купцов Брюзгиных, с помощью которых был основан и обустроен скит для старцев Оптиной Пустыни. Многие надгробья утеряны, но много и восстановленных. Это простые каменные плиты с именами и датами рождения и кончины. Между прочим, имена знаменитые: Чичерины, Писаревы, Татищевы, Толстые и т.д. Посмотреть интерактивный план монастыря и скита Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию по Оптиной пустыни: монастырь и скит Подворья [ править править код ] Деятельность монастыря [ править править код ] Святые [ править править код ] Оптинские старцы [ править править код ] На Поместном соборе 1988 года состоялось прославление иеросхимонаха Амвросия (Гренкова). Остальные старцы были прославлены в 26 июля 1996 как местночтимые, а в 2000 году их прославление состоялось общецерковно. 25 декабря 2009 года Священный Синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев , которая была подготовлена Синодальной богослужебной комиссией. Иеромонах Никон (Беляев) прославлен в чине преподобноисповедника, расстрелянный большевиками архимандрит Исаакий II (Бобраков) — в чине преподобномученика. Братия, убиенные на Пасху 1993 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Оптина_Пустынь

Возьмем близкую для меня Оптину пустынь. Ведь это был настоящий духовный родник. К оптинским старцам в XIX веке приезжали за советом Николай Гоголь, Федор Достоевский, Константин Леонтьев. Это место было и религиозным, и культурным достоянием. Но большевики не пожалели обитель, закрыв ее в 1923 году. Последний ее настоятель — архимандрит Исаакий (Бобраков) в 30-е годы был арестован, подвергался пыткам во время допросов, но твердо стоял в вере и нес крест до своего последнего часа, до мученической кончины. В январе 1938 года его расстреляли. В этом и трагизм, и величие российской истории ХХ века: в те годы, когда Церковь была гонима, когда за религиозные убеждения преследовали и предавали смерти, православные подвижники сохранили верность Христу. И сегодня они могут быть для нас духовными маяками. Еще Тертуллиан говорил, что «Кровь мучеников — семя христианства». – Сегодня мы вновь видим конфликт светского и церковного сознания, скажем, в оценке личности отрекшегося императора Николая II. Для светских людей он — всего лишь слабый правитель, который все развалил, а для верующих — святой. Как быть с этим противоречием, которое снова разделяет наше общество даже из-за фильма «Матильда»? – Правление последнего императора из династии Романовых — очень сложная страница нашей истории. При Николае II были Ходынка, неудачная русско-японская война, революция 1905 года, вступление России в Первую мировую войну, которая унесла миллионы жизней. К сожалению, на тот момент институт самодержавия был непопулярным, многим казалось, что именно он тормозит развитие страны. Небольшие группы сторонников монархии не смогли защитить государя и остановить революцию, идея которой захватила сознание значительной части элиты, творческой интеллигенции и даже некоторых представителей духовенства. Страшное брожение умов было среди студенчества и даже семинаристов, которые выходили из-под контроля — устраивали дебоши, пели «Марсельезу». Таков был дух времени начала ХХ века. У многих людей ослабла вера, им хотелось перемен социального уклада.

http://pravoslavie.ru/106118.html

К нему за советом в решении различных вопросов постоянно обращались и настоятель, и благочинный. В 1918 г. местные советские власти официально закрыли Оптину пуст., но обитель удалось зарегистрировать как сельскохозяйственную артель. 30 сент. 1919 г. М. был арестован вместе с оптинскими иеромонахами - казначеем обители прмч. Пантелеимоном (Аржаных) и преподобноисп. Никоном (Беляевым) , и на месяц заключен вместе с ними в тюрьму в Козельске. 1 апр. 1923 г. М. был вновь арестован вместе с настоятелем пустыни архим. прмч. Исаакием (Бобраковым) и неск. монахами и заключен в тюрьму в Козельске. Через неск. недель его освободили без предъявления обвинения. В это время власти изгнали из Оптиной пуст. всех ее насельников. М. поселился у родственницы своей покойной жены в дер. Морозово Козельского у., затем переехал в Козельск. В мае 1923 г. местные власти несколько раз требовали от архиерея покинуть пределы Козельского у., угрожая новым арестом, но М. удалось добиться того, что в силу преклонного возраста и слабого здоровья ему позволили остаться. В 1924 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) учредил в Козельске викарную епископскую кафедру Калужской епархии. Указ о назначении М. управляющим Козельским викариатством не обнаружен, тем не менее он фактически руководил православными приходами Козельска, возглавил там успешную борьбу с обновленчеством. В сводках ОГПУ по Калужской губ. за 1924 г. указывалось: «Козельск является в особенности оплотом тихоновщины, благодаря громадному влиянию Михея и оптинских монахов». При этом, видимо, М. продолжал именоваться епископом Уфимским и Мензелинским. В материалах последующих следственных дел по оптинской братии есть упоминание, что летом 1927 г. М. был возведен в сан архиепископа (Архив УФСБ по Калужской обл. П-16238. Л. 243); как архиепископ он упоминается и в одном из оптинских синодиков. М. служил в козельском Успенском соборе, при к-ром сложилась община бывш. оптинских насельников, был организован монашеский хор.

http://pravenc.ru/text/2563836.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010