Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894) Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью. Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938) Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа. Чудеса Оптиной пустыни По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие.  Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива. Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами. Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо. Молитвы Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:

http://pravmir.ru/optina-pustyin/

Есть и другая точка зрения: согласно ей, эта молитва была составлена последними старцами Оптиной Пустыни, жившими в обители незадолго до и сразу после ее закрытия в 1923 году, — преподобными Иосифом (Литовкиным; преставился в 1911 году), Варсонофием (Плиханковым; скончался в 1913 году), Анатолием (Потаповым; 1922 год), Нектарием (Тихоновым; 1928 год) и другими. А как на самом деле? Оказывается, авторство оптинских старцев в данном случае довольно условно. Существуют отдельные молитвы, которые, судя по всему, действительно были записаны со слов подвижников Оптиной (такие, например, как молитва матери о детях, составленная преподобным Амвросием). Но с молитвой оптинских старцев дело обстоит иначе. Старцы никогда не собирались вместе для того, чтобы составить эту молитву, да и не могли этого сделать, сказал «Фоме» сотрудник канцелярии и экскурсовод Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь иеромонах Исаакий (Гусев): «Свое современное наименование эта молитва получила в среде почитателей оптинских старцев, особенно последних из них, то есть не только ныне канонизованных оптинских старцев, но и очень многих оптинских монахов, которые после закрытия обители жили в разных местах Калужской области и Козельского района, претерпевая скорби, лишения и опасности, но при всем этом сохраняя бесценное духовное сокровище — традиции старческого окормления». Преподобный Исаакий (Бобраков) Такими монахами-изгнанниками стали, в частности, последний настоятель Оптинской обители преподобный Исаакий (Бобраков) и преподобный Никон (Беляев). С начала 1918 года, когда монастырь официально «переквалифицировался» в сельскохозяйственную артель, они по-прежнему принимали церковный люд, исповедовали, совершали богослужения, а пять лет спустя, с окончательным упразднением обители и ее храмов, прибились к не успевшим еще закрыться храмам Козельска и окормляли своих духовных чад там — пока не были арестованы. Преподобный Никон (Беляев) Многие люди в те годы искали общения со старцами Оптиной пустыни, просили у них духовной поддержки, утешения. «Легко представить себе ситуацию, — продолжает отец Исаакий, — когда к священнику приходит человек, изливая свое великое горе, и спрашивает — как ему молиться? А ведь молитвословов нет, книг нет, да и сам человек неграмотен. Что может сделать священник? Ему ничего не остается, как только предложить этому несчастному несколько кратких молитвенных прошений к Богу, простых, но жизненно необходимых для души человека в период тяжелых испытаний. В то время многие люди, находясь в лагерях, вообще могли молиться только своими словами, сохраняя при этом правильный дух и смысл молитвы. Вот так примерно и возникла „молитва оптинских старцев“».

http://foma.ru/molitva-optinskih-starcze...

Единоличные иконы были созданы в 1996 г. к прославлению Н. в лике местночтимых святых в Соборе преподобных отцов и старцев Оптинских. Первая небольшая ростовая икона была написана Т. А. Мушкетовой (ныне Смирнова) (1996, ризница Оптиной пуст.; см.: Оптина пустынь. 2016. С. 24). Преподобный изображен фронтально с наперсным крестом, облачен в светлую рясу, красно-коричневую мантию, епитрахиль, скуфью; обеими руками держит свиток, позем украшен декоративными цветами. Образ святого узнаваем: немного детское и трогательно-наивное выражение лица, спускающиеся на плечи пряди седых волос средней длины, редкая клинообразная бородка. Белильные мазки в уголках глаз создают эффект «постоянно плачущих глаз», о чем свидетельствуют воспоминания очевидцев, упоминающих, что «у него всегда был платок, который он, свернув уголком, прикладывал к глазам» (Оптина пуст. в воспоминаниях очевидцев. 2016. С. 320-321). В 1996-1997 гг. выполнен большой ростовой образ того же извода на раку преподобного во Введенском соборе (иконописец Мушкетова), в 2017 г. создано небольшое поясное изображение (иконописец А. А. Рыжов, ризница Оптиной пуст.). В групповых композициях на иконах и в монументальной живописи Н. изображается так же, как и на единоличных портретах, обычно в группе с преподобными Исаакием (Антимоновым) , Анатолием (Потаповым) , преподобномучениками Исаакием (Бобраковым) , Никоном (Беляевым). Преподобные Анатолий, Нектарий и Исаакий Оптинские. Фрагмент иконы «Собор святых, прославленных в 2000 лето от Р. Х.». 2000 г. Иконописец Н. В. Масюкова (храм Христа Спасителя, Москва) Преподобные Анатолий, Нектарий и Исаакий Оптинские. Фрагмент иконы «Собор святых, прославленных в 2000 лето от Р. Х.». 2000 г. Иконописец Н. В. Масюкова (храм Христа Спасителя, Москва) Образ Н. включен в росписи храмов Оптиной пуст. В ц. Казанской иконы Божией Матери на юж. стене между окон помещено его изображение в рост вместе с прмч. Исаакием (Бобраковым) и прп. Анатолием (Потаповым) (2004, мон. Мария (Левестам)). В ц.

http://pravenc.ru/text/2564872.html

Он был обвинен в связи с делом Белевского епископа Никиты (Прибыткова), которому вменялось в вину, что он, " являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при храме святителя Николая в Казачьей слободе, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста " . Все арестованные подверглись жестоким и бесчеловечным испытаниям: их заставляли стоять и не спать несколько суток при беспрерывном допросе сменяющихся следователей. Нельзя было сесть, и если человек падал, то его обливали холодной водой. Все обвинения они отрицали. Преподобный Исаакий был тверд в своей правоте, отрицал все наветы и дал ответ краткий и ясный: " В состав подпольного монастыря я не входил.... " Свидетелями обвинения были какие-то крестьяне, которые после признались, что давали свои лжепоказания из страха. Схимонахиня Августа [ 3 ], 70-летняя преподобномученица, перенесла 16 суток допроса [ 4 ], во время которого ей не давали не только спать, но и садиться. Когда она падала, ее обливали холодной водой. Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 12/25 декабря 1937 года Белевским НКВД. Затем они были переведены в Тулу, где после жестоких пыток над мучениками заседавшая тройка 17/30 декабря 1937 года вынесла приговор — расстрел: " Выписка из протокола тройки при Управлении НКВД СССР по Тульской области от 30 декабря 1937 года. Слушали: Дело 9582 по обвинению Бобракова [ 5 ] Ивана Николаевича, 1865 г рожд , гр СССР, урож д Остров, Малоархангельского уезда, б Орловской губ . В 1932 г арестовывался органами ОГНП по валютной операции. До ареста — без определенных занятий. Обвиняется в том, что состоит в подпольном монастыре, вел среди населения контрреволюционную деятельность. Постановили: Бобракова Ивана Николаевича расстрелять " . Приговор привели в исполнение 26 декабря 1937/8 января 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Кончина (день памяти): 30 июля/12 августа 1922 г. Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928) Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928) Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители. Кончина (день памяти): 29 апреля/12 мая 1928 г. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник. Кончина (день памяти): 25 июня/8 июля 1931 г. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. Кончина (день памяти): 26 декабря/8 января 1938 г. скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна 25 октября 2022, 02:20 Святые старцы Оптинские молите Бога о душах наших, не оставьте нас грешных. Прошу молитв о сынах, р.Б. Илие,Андрее,Алексее, Алексее, Глебе, а так же о воинах наших. Виктор 23 октября 2022, 17:30 Преподобные старцы Оптинские, молите Бога о нас. Не оставьте нас, грешных, в наше трудное время. Ольга 22 октября 2021, 14:18 Святые танцы Оптинские молите Господа Бога о мне р.б.Ольги и сыне моем отр.Родионе.О спасении души и тела .О помощи в воспитании сына и устройства личной жизни.Об исцелении души и тела наших.О помощи и защите Божией.Аминь.

http://pravoslavie.ru/56920.html

«Умру, но не уйду» — так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи еще послушником монастыря. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) Свщмч. Исаакий (Бобраков) Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. Использованы материалы  drevo-info.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 30 марта, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А.

http://pravmir.ru/prepodobnye-starcy-opt...

Прп. Нектарий (Тихонов), прмч. архим. Исаакий (Бобраков) , духовник оптинского братства Досифей (Чучурюкин), духовник Казанской Амвросиевской жен. пуст. Мелетий (Бармин) благословляли верующих обращаться к прп. Н. за духовными советами. Во время исповеди он часто «не ограничивался одним принятием и разрешением грехов. Одновременно, по мере надобности, он преподавал совет, указание, предостережение. Иногда накладывал епитимию. Он весьма внимательно и мудро учитывал не только возраст своих духовных чад, но принимал во внимание и воспитание, и образование, и характер, и состояние здоровья, и окружающую среду. Соответственно этому, он к каждому умел подойти так, что становился действительно отцом» (Житие. 1996. С. 301). Со многими своими духовными чадами вел переписку, посещал монашеские общины в Козельске, где поселилась часть сестер из Шамординской Казанской Амвросиевой пуст. Некоторые проповеди и беседы с учениками были ими записаны и вошли в жизнеописание Н. В годы лихолетья для мн. верующих наставления Н. служили духовной опорой. Согласно воспоминаниям духовных чад, в 1925 г. стало известно, что Н. планировали посвятить во епископа. В окт. 1926 г., после ограбления Козельского соборного храма, скоропостижно скончался его настоятель. На общем собрании церковного совета и прихожан все единогласно просили Н. занять освободившуюся должность, но он уклонился, предложив кандидатуру 2-го соборного свящ. Григория Никольского. Преподобноисп. Никон Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец М. Б. Чабанова (ризница Оптиной пуст.) Преподобноисп. Никон Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец М. Б. Чабанова (ризница Оптиной пуст.) По данным ОГПУ, «после окончательного разгона все главари бывшего мон-ря вместе с Никоном Беляевым переселились в город Козельск и окрестные селения, где занялись активной антисоветской агитацией. В местные церкви насаживали своих монахов и монашек, из последних составляли хоры в церквях и использовали их для своих связей, распространения контрреволюционных слухов и так далее… К ним из других городов также приезжают часто подозрительные лица, причем штаб-квартирой для них была квартира Никона Беляева…» (УФСБ России по Калужской обл. Д. П-16298. Л. 2). 16 июня 1927 г. Н. арестовали и поместили в тюрьму в Калуге. Всего по делу привлекли 11 чел. В тюрьме Н. работал в больничной канцелярии. Передавал небольшие записочки своим духовным чадам, мон. Амвросия (Оберучева) получила от него 5-й том сочинений Игнатия (Брянчанинова) с вложенными записками для духовных чад и с толкованиями текста и наставлениями Н. В воспоминаниях о своей жизни мон. Амвросия рассказывает о Н. как о духовнике и преемнике Оптинских старцев, описывает духовный портрет и исповеднический путь преподобномученика ( Амвросия (Оберучева), мон. 2005).

http://pravenc.ru/text/2566252.html

Иконописные образы Н., созданные в Оптиной пуст. к прославлению преподобноисповедника и после его канонизации, восходят к фотографиям. Святой обычно представлен в возрасте средних лет, в рост, прямолично, в монашеском облачении - рясе и мантии, на голове клобук, на груди - наперсный крест, правая рука написана в благословляющем жесте, в левой святой держит крест; в др. иконографическом варианте крест в правой руке Н., в левой - свиток с цитатами из его поучений. Варианты текстов следующие: «Наша жизнь устрояется не самолично, а Промыслом Божиим, успокоение обретается в отречении от своей воли»; «Предайся воле Божией и обретешь мир своей душе и сердцу». Первая небольшая ростовая единоличная икона была создана М. Б. Чабановой в 1996 г. к прославлению Н. в лике местночтимых святых в Соборе преподобных отцов и старцев Оптинских (ризница Оптиной пуст.; см.: Оптина пуст. 2016. С. 25). Преподобный представлен фронтально, облачен в светлую рясу, красно-коричневую мантию, красную епитрахиль, украшенную ассистом, поверх нее - наперсный крест, на голове - черный клобук; правой рукой Н. именословно благословляет, левой держит крест. Образ святого узнаваем: красивый строгий лик, густые волнистые русые волосы спускаются на плечи, окладистая борода средней длины. В групповых композициях на иконах и в монументальной живописи Н. изображают в том же изводе, обычно в группе с преподобными Анатолием (Зерцаловым), Варсонофием (Плиханковым), прмч. Исаакием (Бобраковым). На большом ростовом образе, выполненном для иконостаса ц. Владимирской иконы Божией Матери, святой написан вместе с прмч. Исаакием Оптинским (2001, иконописец Чабанова). Преподобноисп. Никон и прмч. Исаакий Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2002–2005 гг. Худож. Ю. Н. Захаров Преподобноисп. Никон и прмч. Исаакий Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2002–2005 гг. Худож. Ю. Н. Захаров Образ Н. включен в росписи храмов Оптиной пуст. В ц. Казанской иконы Божией Матери на сев. стене между окон помещено его ростовое изображение вместе с фигурами преподобных Варсонофия и Анатолия (Зерцалова) Оптинских (2004, мон.

http://pravenc.ru/text/2566252.html

Четвертый период: с начала 60-х до середины 90-х годов XIX века. Этот период отмечен старчеством иеросхимонаха отца Амвросия, самого, наверное, знаменитого Оптинского старца, под духовным окормлением которого находилось немало известных деятелей культуры России того времени. Пятый период: с середины 90-х годов XIX века до 1923 года. Старчество последнего соборно избранного старца отца Нектария. 23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта. Некоторое время после официального закрытия монастырь продолжал функционировать под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли и эту сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки как исторический памятник «Музей Оптина пустынь». В 1939–1940 годах в Оптиной пустыни содержалось около двух с половиной тысяч польских военнопленных, многие из которых позже были расстреляны. Шестой период: современный, с 1987 года. Обитель была возвращена Русской Православной Церкви, после чего началось возрождение как внешнего вида монастыря, так и его духовного богатства. В 1988 году прославлен иеросхимонах Амвросий (Гренков ; 1812–1891), остальные старцы прославлены в 2000 году в чине преподобных: иеросхимонах Лев (Наголкин ; 1768–1841), иеросхимонах Макарий (Иванов ; 1788–1860), схиархимандрит Моисей (Путилов; 1782–1862), схиигумен Антоний (Путилов; 1795–1865), иеросхимонах Иларион (Пономарёв; 1805–1873), схиархимандрит Исаакий I (Антимонов; 1810–1894), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов ; 1824–1894), иеросхимонах Иосиф (Литовкин ; 1837–1911), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков ; 1845–1913), иеросхимонах Анатолий (Потапов; 1855–1922), иеросхимонах Нектарий (Тихонов ; 1853–1928). Тогда же были прославлены в чине исповедника иеромонах Никон (Беляев ; 1888–1931) и в чине священномученика – архимандрит Исаакий II (Бобраков; 1865–1938). В последующие годы Русской Православной Церковью прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских еще 18 человек из числа оптинской братии, пострадавших в годы репрессий XX века. 11.2. Смирение, любовь и духовная свобода

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

После того как преподобный Амвросий в 1891 г. отошел ко Господу, его преемником стал преподобный Иосиф (Литовкин) , несший тяжкий крест старческого служения до 1911 г. Златая цепь оптинского старчества была обрублена гонителями Церкви: после революции Оптина пустынь была закрыта, а последние старцы: преподобные Анатолий (Потапов), Нектарий (Тихонов) , Никон (Беляев) и Исаакий (Бобраков) – претерпели гонения от безбожной власти 4 . Если древние старцы египетской пустыни руководили учениками преимущественно в монастырях и скитах, вследствие чего от них почти не осталось писем к духовным чадам, то оптинские старцы вели весьма обширную корреспонденцию. «Батюшка отец Макарий, – вспоминал биограф преподобного Макария Оптинского архимандрит Леонид (Кавелин) , – по каждой почте получал немало писем от обращающихся к нему с духовными советами и решением своих недоумений сверх присылаемых из разных мест с оказией, и по любви своей к ближним писал ответы от лица своего духовного отца и сотаинника покойного старца отца Леонида, а потом, по блаженной кончине его... продолжал писать сам или диктовал ответы, приличные каждому к укреплению и утешению в скорбях» 5 . В Оптиной пустыни полагали, что письма старцев будут весьма полезны не только для тех, кому они были адресованы, но и для всякого благоговейного читателя, ищущего духовного утешения и совета. «Читайте эти письма, – говорил преподобный Амвросий Оптинский о письмах старца Макария. – Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание, и утешение в ваших скорбях, и разрешение встречающихся вам недоумений» 6 . Правда, после кончины преподобного Льва в первой книге, посвященной Оптиной пустыни и ее старцам, были помещены не письма старца, а его духовные поучения, записанные учеником отца Льва, рясофорным монахом Павлом (Тамбовцевым) 7 . Но зато вскоре после преставления преподобного Макария, в 1862–1863 гг., в монастыре было подготовлено к изданию целое собрание писем почившего угодника Божия: четыре тома писем к монахиням, один – к монахам и один – к мирянам 8 . Впоследствии письма старца Макария публиковались в качестве приложения к его жизнеописанию и к разным изданиям, посвященным истории Оптиной пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010