Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прмч. Исаакий (Бобраков). Фотография. 1915 г. (архив Оптиной пуст.) (Бобраков Иван Николаевич; 1865, дер. Остров Малоархангельского у. Орловской губ.- 8.01.1938, близ Тулы), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим. Из крестьянской семьи, его отец стал схимонахом Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. Иван научился в сельской школе чтению и письму. В 1884 г. поступил послушником в Оптину пуст. Нес клиросное послушание. 17 дек. 1897 г. определен в братию пустыни. 7 июня 1898 г. пострижен в монашество с именем Исаакий, 20 окт. того же года рукоположен во диакона. 24 окт. 1902 г., в день освящения Казанского собора Шамординского Амвросиева в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы мон-ря , Калужский еп. Вениамин (Муратовский) рукоположил И. во иерея. После кончины прп. Амвросия (Гренкова) его духовником был старец прп. Иосиф (Литовкин) . После смерти 30 авг. 1914 г. настоятеля Оптиной пуст. схиархим. Ксенофонта (Клюкина) И. был избран новым настоятелем. 7 нояб. того же года назначен на должность с возведением в сан игумена, с 16 нояб. архимандрит (при перечислении настоятелей Оптиной пуст. И. нередко называют Исаакием II, чтобы отличать его от прп. Исаакия (Антимонова) ). При И. в авг. 1915 г. обитель посетил свт. Макарий (Невский) , митр. Московский, в апр. 1916 г.- вел. кн. Дмитрий Константинович, кнж. Татьяна Константиновна и кн. Константин Константинович. С кон. 1913 г. в Оптиной пуст. на покое жил Михей (Алексеев) , бывш. еп. Уфимский. Формально он не участвовал в монастырском управлении, но оказывал на И. психологическое давление, отличаясь тяжелым характером. И. принадлежала инициатива объединить часовни над погребениями оптинских старцев в одно теплое помещение с крышей (проект не был осуществлен). По его же идее в Оптиной пуст. были подготовлены к изданию материалы для Жития прп. Льва (Леонида) (Наголкина) (напечатаны в 1917 в типографии Шамординской обители).

http://pravenc.ru/text/674772.html

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 34. Начало Первой мировой войны. Кончина настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Ксенофонта (Клюкина). Избрание на его место архимандрита Исаакия II (Бобракова). Романовы в Оптиной: князь Константин Константинович младший (сын К.Р.), Великий князь Дмитрий Константинович (брат К.Р.). Трудности военного времени Летом 1914 года, а именно 15 июня, в Сербии был убит австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд. Еще за год до своей смерти он намекал на то, что мировое масонство приговорило его к казни. Пусть это было и так, но последствия этого дела оказались весьма страшными для многих стран: это убийство стало причиной Первой мировой войны (в России эту войну называли Второй Отечественной, – первая была в 1812 году). Австрия обвинила сербское правительство в организации убийства и, объявив Сербии войну, тем самым вынудила Россию встать на защиту братской православной страны. К Австрии присоединилась Германия. Государь Император Николай Александрович, исчерпав все возможности мирного разрешения вопроса, отдал приказ о мобилизации войск. «Моя совесть спокойна, – сказал он. – Я сделал все от меня зависящее, чтобы предотвратить войну». Война оказалось трудной и затяжной. 20 июля везде в России читался Высочайший Манифест о начале войны, где говорилось: «Презрев уступчивый и миролюбивый ответ Сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда. Вынужденные в силу создавшихся условий принять необходимые меры предосторожности, Мы повелели привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием Наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров. Среди дружественных сношений союзная Австрии Германия, вопреки Нашим надеждам на вековое доброе соседство и не внемля заверению Нашему, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала домогаться немедленной их отмены и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871, Санкт-Петербург – 8.01.1938, Тульская обл.), прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), схим. Род. в дворянской семье, владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, занималась журналистикой в Санкт-Петербурге. А. глубоко почитала преп. иером. Нектария (Тихонова). После закрытия Оптиной пустыни А. основала одноимённый музей, став его заведующей; в музее работали многие бывшие насельники обители. 10 авг. 1927 г. в г. Козельске Калужской губ. с А. была взята подписка о невыезде в связи со следствием по групповому «делу иеромонаха Никона (Беляева) и др.». 19 дек. того же года А. была приговорена к высылке на 3 года с запрещением проживания в семи крупных городах СССР. По окончании срока высылки жила в Туле, а после переезда прмч. архим. Исаакия (Бобракова) в г. Белёв А. переселилась туда же. Вскоре она приняла схиму с именем Августа, с 1934 г. была игуменией тайного женского мон-ря в Белёве. 16 дек. 1937 по групповому делу епископа Никиты (Прибыткова) был арестован архим. Исаакий, а вместе с ним и А. как «игумения подпольного монастыря «тихоновской ориентации»». Во время допроса, продолжавшегося 16 суток, А. была подвергнута пыткам. По приговору Особой тройки при УНКВД по Тульской обл. от 30 дек. 1937 г. А. была расстреляна. Похоронена в братской могиле на 162 км Симферопольского шоссе. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2001 г. Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 9953; Архив УФСБ по Калужской обл. Д. П-16298. Лит.: Цветочки Оптиной пустыни. М., 1995; Оптина Пустынь в судьбе Н. А. Павловича//Троицкое слово. 1993. 8. С. 9, 11; Житие сщмч. архим. Исаакия. Введенская Оптина Пустынь, 1996. С.111-113; За Христа пострадавшие. Кн. 1. М., 1997. С. 26. Рубрики: Ключевые слова: АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/374032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГРИППИНА Ивановна Лесина (6.июля 1897, село Беляево Белёвского уезда Тульской губернии – 8 января 1938, Тульская область), мученица (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых), послушница. С 1913 г. (по другим данным с 1914) Августа Лесина была послушницей Крестовоздвиженского монастыря в городе Белёве; после закрытия обители работала швеёй в артели «Красный производственник». 17 декабря 1937 г. по групповому делу епископа Никиты (Прибыткова) был арестован преподобномучник архимандрит Исаакий (Бобраков) , а вместе с ним и Агриппина Ивановна. Она обвинялась в «контрреволюционной деятельности» и в том, что состояла в «подпольном монастыре». По приговору Особой тройки при УНКВД по Тульской области от 30 декабря 1937 г. послушница Агриппина была расстреляна. Похоронена в братской могиле на 162-м км Симферопольского шоссе. Имя мученицы Агриппины Лесиной включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 26 декабря 2001 г. Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 9953. Лит.: Житие сщмч. архим. Исаакия. Введенская Оптина Пустынь, 1996. С. 112. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСИЙ Николаевич (1904–1918), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/374053.html

Старшая братия избрала на должность настоятеля монастыря иеромонаха Исаакия (Бобракова). Господь благословил их выбор. Это был человек внушительной и благолепной наружности, сдержанный и молчаливый. Он много приобрел духовного опыта от общения со старцами Амвросием, Исаакием, Анатолием (Зерцаловым) и Иосифом. Во всех собраниях старшей братии по монастырским вопросам его голос был весьма авторитетен. Он старался из любви к молитвенному молчанию не быть на виду. Любил службу церковную и много лет был уставщиком в монастыре. В его послужном списке отмечено, что он «Определением Святейшего Синода от 7 ноября 1914 года за 10229 назначен на должность настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни с возведением в сан игумена и архимандрита 16 ноября 1914 года» 516 . Первым его делом при вступлении в должность было позаботиться о могиле своего предшественника. В Журнале заседаний собора старшей братии от 1 апреля 1915 года вторым пунктом стояло: «Слушали: предложение настоятеля обсудить, как привести в надлежащий вид место погребения почившего настоятеля архимандрита Ксенофонта. Определили: сделать хорошее деревянное надгробие и поставить его на месте погребения архимандрита Ксенофонта в Казанском храме пустыни» 517 . Затем отец Исаакий предложил объединить под общую крышу часовни на месте погребения старцев. Этот проект осуществить не удалось. Еще предложил отец Исаакий издать без промедления второе, более полное жизнеописание старца Льва (Наголкина) , которым уже давно занимался архимандрит Агапит, но, по военному времени и в силу разных трудностей, только летом 1917 года удалось эту замечательную книгу издать: она печаталась в Шамординской типографии. Что касается хозяйственных дел, то отца Исаакия не смущало их обилие: есть ведь и помощники – братия, и Господь всякому доброму делу по молитвам споспешествует... Надо было вести судебные дела по спорным вопросам землевладения, думать о защите мельниц, дач, лесов от тайных расхитителей, каковыми почти всегда бывали местные крестьяне. Требовала внимания и времени деловая переписка – с судами, земствами, волостными правлениями, с частными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мать Августу обвинили в том, что она якобы являлась игуменьей женского тайного монастыря. Белёвский райотдел НКВД применил к арестованным 58-ю статью (пункты 10–11). Свидетелями были некие крестьяне, запуганные властями и потом раскаявшиеся в своем лжесвидетельстве. Владыка Никита, архимандрит Исаакий и все остальные арестованные держали себя достойно. Они молчали, ничего не подписывая, как молчал Христос, не отвечавший ни Ироду, ни Пилату. Их пытали: не давали спать по несколько суток, постоянно допрашивая, при этом следователи часто менялись. Если кто из допрашиваемых от изнеможения падал, его обливали холодной водой и снова заставляли стоять. Из Белёва их перевели в Тулу, где истязания продолжались. 30 декабря 1937 года «тройка» лжесудей вынесла мученикам за Христа приговор – расстрел. В Тульском архиве ФСК сохранились все документы этого дела. Вот выписка из акта об исполнении приговора относительно архимандрита Исаакия: «Постановление тройки УНКВД по Тульской области от 30 декабря месяца 1937 года о расстреле Бобракова Ивана Николаевича приведено в исполнение 8 января месяца 1938 года... Секретарь тройки (Подпись)» 642 . Мученики были похоронены тайно в Тесницких лагерях под Тулой, в лесу, на 162-м километре Симферопольского шоссе. В 1996 году, 8 января, братия Оптиной пустыни – чудесно возрожденной – отслужила панихиду и поставила крест на месте расстрела последнего настоятеля старой – великой – Оптиной и иже с ним. Итак, последний настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий принял мученическую смерть, а ныне и прославлен во святых Божиих вместе с другими Оптинскими старцами. Монастырь был варварски разрушен. Насельники его были рассеяны по Руси, многие окончили свою жизнь в тюрьмах, лагерях, умерли от истощения и болезней, были расстреляны. Но оптинское монашество существовало, храня монастырские традиции. Когда Оптина пустынь и ее скит были возвращены Церкви, то стало понятно, что в течение долгих лет разрухи и гонений они были живы. Ведь не камни и дерево есть монастырь; если его нет – то и они не нужны...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как он действовал в отношении расхитителей – говорят сохранившиеся документы. Он смотрел на обстоятельства. Вот собственноручно им написанное и данное одному порубщику письмо-свидетельство: «Дано сие крестьянину Калужской губернии Лихвинского уезда Димитрию Васильеву Свиридову в том, что он со стороны Оптиной пустыни за свой проступок – покражу дерева с Макеевской дачи пустыни – на сей раз прощается, как просит прощения и обещает более сего не делать. 1915 года, 8 июня. Настоятель архимандрит Исаакий» 518 (написано на бланке с грифом: «Козельская Введенская Оптина пустынь. Козельск, Калужской губернии»). Отец Исаакий принял настоятельство в трудное для России время: только что началась война; вскоре начали все более резко обозначаться признаки грядущей революции... Он действительно, как и предсказал в 1884 году блаженный Василий, был последним настоятелем Оптиной, этого мощного духовного корабля... Постепенно, в ходе войны, нарастали трудности быта, но с этим-то оптинцы охотно мирились. Нужно было другое – помогать бедствующим, как это традиционно делали в смутные времена русские монастыри. Народ, теряя возможность пропитания и ослабевая, теснился возле монастырских стен. Здесь находил сочувствие и помощь. Начали прибывать беженцы из тех мест, где шли сражения... С согласия старшей братии отец Исаакий отдал одну гостиницу для беженцев, другую – под сиротский приют, который и обеспечивала всем нужным Оптина пустынь. Сами же монахи сели на скромный хлебный паек, который со временем постепенно уменьшался. На фронтах, после первых успехов нашей армии, наступила полоса неудач. Но вот Государь повелел привезти на передовые позиции древнюю чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую переносили из одного полка в другой, служа молебны в поле, в лесу, где придется... Вот такие молебны служил там, на фронте, преосвященный Трифон, прикомандированный к армии как священнослужитель, исполняющий все нужные требы. Воевали и сыновья Великого князя Константина Константиновича – все пятеро. 27 сентября 1914 года во время конной атаки на немцев был смертельно ранен и вскоре умер князь Олег Константинович (родной брат троих будущих алапаевских мучеников). Государь принял на себя обязанности Главнокомандующего и почти все время находился в Ставке, сын его, наследник Цесаревич Алексей, по большей части находился здесь при нем. Армия воспрянула. Неудач больше не было, да и снабжение ее боеприпасами стало своевременным и бесперебойным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Много позже Надежда Николаевна напишет: Мы пришли от великой печали, Все свое растеряв в суете. На молитве ночей не стояли, Забывали порой о Христе. Слишком светлых чертогов не надо Для давно огрубелых сердец. Нам бы здесь постоять за оградой И к ногам Твоим пасть наконец. Ради этого только мгновенья Мы к Тебе, задыхаясь, брели, Мы — последних времен поколенье, Ослепленные дети земли. По благословению отца Нектария она прожила при монастыре в послушании у старца два года, работая в первом Оптинском краеведческом музее (которым заведовала его основательница Лидия Васильевна Защук , впоследствии принявшая схиму с именем Августы. Была расстреляна вместе с оптинским архимандритом Исаакием). Преподобный Нектарий Оптинский После закрытия в 1923 году Оптиной пустыни тяжелобольного старца Нектария отвезли в тюремную больницу в Козельске. Его обвинили в контрреволюции и приговорили к расстрелу. Надежда Александровна, пользуясь своим знакомством с Н.К. Крупской, представилась внучкой старца, что помогло добиться смягчения приговора. Отца Нектария отправили на поселение в село Холмищи (65 км от Козельска). Духовная дочь постоянно приезжала к нему. Надежда Александровна оставила свои воспоминания о последнем оптинском старце Нектарии, его удивительной прозорливости, духовных наставлениях, поучениях, беседах с ним. Отец Нектарий скончался в 1928 году, благословив свою духовную дочь Надежду Павлович всегда помнить Оптину и трудиться во благо обители. Через десять лет, 8 января 1938 года, с расстрелом архимандрита Исаакия II (Бобракова), последнего настоятеля Оптиной пустыни, закончилась земная история оптинского старчества. Началась следующая страница жизни обители — житие преподобномучеников и исповедников Оптинских. Два крыла Талант Надежды Александровны поражает, по ее собственному выражению, «двукрылостью». С одной стороны — поэзия. Сборники «Берег» (1922), «Золотые ворота» (1923), «Думы и воспоминания» (1962), «Сквозь долгие года...» (1977), «На пороге» (1981), книги для детей: «Капризник Тики» (1925), «Паровоз-гуляка» (1925), «Веселая пчелка» (1930), «Коза в огороде» (1930) и др., к сожалению, малоизвестны широкому кругу читателей.

http://pravoslavie.ru/87030.html

30 августа 1914 года скончался настоятель монастыря архимандрит (возведен в этот сан в 1904 году) Ксенофонт. Ему было шестьдесят девять лет. Автор некролога, напечатанного в журнале «Кормчий», писал о нем: «Почивший происходил из купцов города Ефремова Тульской губернии и в мире именовался Василием Ивановичем Клюкиным. Строгое благочестие родной семьи и окружающая обстановка рано развили в юном Васе могучее стремление к Богу... И вот, на 19-м году от рождения он, всегда сосредоточенный и углубленный в себя, оставляет мир и поступает (в октябре 1869 года) в знаменитую Оптину пустынь, где и проводит всю свою остальную жизнь – около 50 лет. Здесь он отдается под всецелое руководство великого старца Амвросия и скоро делается одним из его ближайших учеников. Замечает его и отец настоятель, приснопамятный схиархимандрит Исаакий, и зорко следит за его духовным ростом. После многих лет послушнического предварительного испытания постриженный в монашество с именем Ксенофонт (19 июня 1876 года), он как-то неприметно вошел в славный сонм великих Оптинских старцев, и тогдашний начальник скита приснопамятный старец Анатолий (Зерцалов) имел с ним тесную духовную дружбу. В 1890 году, когда блаженной кончиной пресеклась подвижническая жизнь отца иеросхимонаха Флавиана, проходившего должность казначея пустыни около 30 лет, отец Ксенофонт (в то время иеродиакон) был избран братством и утвержден в должности казначея и с честью нес обязанности эти до 1900 года, когда, опять же по избранию братства, принял на себя как послушание тяжкое бремя настоятельства, от которого трижды отказывался еще в 1894 году после кончины архимандрита Исаакия... Молитва была областью, в которой он отдыхал душою, – он и скончался среди молитвы. Выслушав полностью повечерие со всеми канонами и акафистом, он готовился слушать всенощное бдение под воскресный день, лежа в постели, так как был крайне слаб, и в это время уснул вечным сном. Это было 30 августа. Здесь сбылось предреченное еще в 1912 году старцем Варсонофием, что отец Ксенофонт скончается в августе. В самый день 30 августа один из духовных детей старца Варсонофия говорил в беседе с другими, что, видимо, отец архимандрит проживет еще по крайней мере год, так как август уже кончается, а отцу архимандриту даже как будто лучше, но... Бог судил иначе».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За «незаконную валютную операцию» ему дали небольшой срок тюремного заключения. Через полгода он вышел, и ГПУ потребовало от него, чтобы он покинул Белёв. «От креста своего не побегу», – твердо ответил он и остался здесь. Относительно следующих пяти лет жизни отца Исаакия в Белёве не сохранилось никаких сведений. Летом 1937 года в Белёве было арестовано и после недолгого «следствия» расстреляно сразу сто человек священнослужителей и верующих. Власти думали, что уничтожили тайный монастырь, – может быть, это недалеко от истины. В декабре – вторая волна арестов: были взяты епископ Никита 640 и с ним девятнадцать человек. В «расстрельном» деле сохранился их перечень. Вот он: «Епископ Никита (Прибытков Николай Григорьевич, 1865 г. р.); архимандрит Исаакий (Иван Николаевич Бобраков, 1865 г.); священник Александр Тимофеев (1870); священник Михаил Преображенский (1873); священник Иван Георгиевский (1884); священник Николай Руднев (1892); монах Вадим (Антонов Георгий Фёдорович, 1892); послушник Григорий Ларин (1886); схимонахиня Августа (Защук Лидия Васильевна, 1871); монахиня Рахиль (Жилина Матрёна Александровна, 1879); монахиня Анфиса (Сысоева Александра Матвеевна, 1868); монахиня Севастиана (Тарасова Мария Гавриловна, 1877); монахиня Аркадия (Просёлкова Агриппина Матвеевна, 1870); монахиня Макария (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна, 1867); послушница Мария Лактионова (1884); послушница Ольга Просёлкова (1870); послушница Христина Пятибратова (1889); Пятибратов Даниил Яковлевич (1884); Субботин Борис Алексеевич, врач (1874); Лесина Аграфена Ивановна (1897)» 641 . Владыке Никите было предъявлено обвинение в том, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при храме святителя Николая в Казачьей слободе, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения, и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего советского строя».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010