Так же празднично мать старалась отмечать и дни рождений. Вся наша семья помнит один день рождения отца, который замечателен тем, что мать, сестра и я тайно готовили ему подарок. Идея заключалась в том, чтобы успеть поздравить отца, который всегда рано уходил на работу, когда мы еще спали. В день его рождения мать должна была разбудить нас рано утром, когда он сидел на кухне и завтракая, быстренько привести в комнату, где стояло пианино, мать начинает играть, а мы поем песню, которую положено петь по такому поводу. Все началось так, как было задумано: папа завтракает, мать нас будит, быстренько одевает, тащит в большую холодную комнату, которая зимой не отапливалась — экономили дрова и топили, только когда приходили гости, — там она садится за пианино, и мы начинаем — ти-ти-ти… а-а-а… И вдруг слышим, как сестра поет: «У меня штаны открыты…» — тогда штанишки носили на пуговицах, мать второпях забыла их застегнуть, и та, бедная, с голым… торсом попала из теплой постели в нетопленную комнату. Но она все-таки поет, не нарушая мелодии, не нарушая гармонии, не желая портить праздник отцу, но поет другие слова… Я, конечно, тут же начал дико хохотать, все стали над ней смеяться, она — в рев! Отец был в восторге. Все забыли про день рождения и бросились утешать сестру. Ей в то время было лет семь, мне девять, но мы и сейчас об этом часто вспоминаем, и история эта стала семейной и общеизвестной. До двадцать пятого года мы жили при фабрике, потом служебные корпуса забрали на нужды предприятия, и правильно забрали, а мы переехали на городскую жилплощадь. Тогда в Петрограде жилищной проблемы не существовало, была проблема выбора — множество квартир стояли пустые. Помню, как мы с матерью ездили — она меня всегда брала с собой — и смотрели: вот тут? Нет, здесь двор плохой, а вот там — лучше. Мама хотела, чтобы мне легко было добираться до школы пешком, поэтому и квартиру подбирали в районе школы. В конце концов нашли на Исаакиевской площади, хорошее было место! Вообще мы жили в красивых местах, которые можно по праву назвать настоящим Петербургом! Памятник Николаю I, Исаакиевский собор, улицы, где я каждый день проходил, идя в школу… В этом городе я родился, и мне казалось, что другим он и быть не может. Красивый город, но родной, привычный для меня, я считал, что таким он и должен быть. Не восторгался. Восторг — это когда что-нибудь неожиданное, а мне в Петрограде все было знакомо до мелочей.

http://azbyka.ru/fiction/postskriptum-bo...

Зять мой купил для Ростова в лавке Буренина сахару; Буренины в то время ездили на ярмарку в Ростов, где торговали сахаром, деревянным маслом и кубовой краской. Лавка их была в Питере у «пяти углов» близ Владимирской. Года через четыре нужда была мне быть у этих пяти углов; не зная хорошо местоположения улиц, я вместо пяти углов нанял подешевле деревенского неопытного извозчика везти себя на «шесть оглобель». Долго ездили мы с ним по Питеру и не могли найти места «шести оглобель», которого в Питере совсем и нет. Смотрел я еще, как под Исаакиевский собор устраивали деревянный бут, били сплошные сваи и на них настилали из толстых тесаных бревен плоты, а потом клали гранитный камень и плиту для фундамента . Площадь Исаакиевского собора и близлежащие места завалены были мрамором, разобранным из бывшего построенного уже прежде собора. Замечательное событие случилось в это время с зятем нашим Гаврилом в бытность его в Питере. В одно время он был в гостях у товарища своего по Ростову, Федора Максимовича Плешанова , который правил делами по Петербургу от фирмы Плешанова; квартира его была под Невским, близ Александровского деревянного рынка; зять просидел у него долго и поздно вечером пошел от него на постоялый двор. Дорогой на легковом извозчике наехали на него два жандарма, набросили ему на голову толстое покрывало, посадили в сани и велели ему молчать, если хочет жив быть, и таким образом привезли его на небольшой двор, среди кругом обстроенного высокого Дома; там провели его по черной лестнице в довольно хорошую комнату, где сидели за столом с роскошной закуской генерал с густыми эполетами, с орденами и звездой; рядом с генералом сидела великолепно одетая дама и, весело смеясь, вела разговор, в углу на полу лежал без движения лицом вниз и стонал, вероятно, только что жестоко наказанный человек. Полотняная его сорочка была вся в крови и на спине вся в лоскутках; тела у лежащего было совсем не видно, оно было все избито и виднелась одна запекшаяся кровь. Событие это, как разъяснилось, было следующее: молодой Парихин (кажется, Алексей Григорьев) был один сын у отца, молодец рослый и красивый; его я часто видал, ходя с поручением от зятя Гаврила в дом отца его, купца Парихина.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

После службы все перешли в трапезную, где звучала музыка, продолжались поздравления, разговоры, всем были предложены легкие закуски и напитки. Потом все отправились на прогулку по городу, которая включала в себя свадебную фотосессию. Незаметно наступил вечер, и все отправились в ресторан. Виктор, один из шаферов, обладающий незаурядными артистическими способностями, взял инициативу в свои руки и исполнил свою роль тамады блистательно. Все были веселы и радостны, необычайно счастливы. Вот так празднуем великое торжество!!! Звучит вальс. Катя с Андреем как бы слились в одно целое Подошел важный момент для шафериц. Катя кидает свой букет девушкам и одна из них ловит. Букет поймала Соня, и все поверили в то, что она будет следующей невестой! Пришло время молодым уезжать. Они прощаются с гостями идут в комнату для переодевания, меняют свой свадебный наряд на обычную комфортную для поездки одежду и отправляются на «Лимузине» в отель «Метрополь», чтобы утром улететь в Санкт– Петербург, в котором они проведут свой медовый месяц. «Метрополь» – этот исторический отель, он принял свою современную форму после долгого запустения, которое господствовало там во времена советской власти. После реставрации отель стал гордостью Москвы и раскрыл всю свою красоту. Андрей и Катя комфортно устроились в номере с балконом для новобрачных. В номере царила романтическая атмосфера, спальня была усыпана лепестками нежных роз, в каждой комнате стояли огромные букеты с цветами, возле кровати их ожидала бутылочка шампанского и бокалы. Андрей не мог дождаться момента, когда они останутся наедине. Он схватил Катю в свои объятия, закружил ее в огромной гостиной, а потом торжественно отнес в просторную и уютную спальню. – Наконец, моя любимая – ты моя, ты вся моя! Он не мог сдерживать своих чувств, покрывая ее поцелуями, а Катя отдалась ему всем своим существом. Они стали одной плотью. Наступило утро. В номер подали завтрак. После завтрака молодые отправились в аэропорт на лимузине. Первый день в Петербурге. Из окна гостиницы открывался вид на Неву. Андрей составлял список мест, которые он хотел посетить с Катей. Исаакиевский собор, Адмиралтейская игла, Зимний дворец, Летний сад, Невский проспект, Марсово поле, Медный всадник, Синод, Сенат, здание Двенадцати коллегий, Спас на крови, Таврический дворец и прочее.

http://azbyka.ru/fiction/iz-dvuh-mirov/

В 1922 году мотив заклания становится сосредоточеннее и сокровеннее: . Снова в жертву, как ягненка, Темя жизни принесли. В 1930 году в одном из стихотворений армянского цикла промелькнет сожаление поэта, что он «крови горячей не пролил»; присущее Мандельштаму глубокое и совсем не сентиментальное отвращение ко всему, что пахнет кровью, не оставляет ни малейшего сомнения, что речь идет не о чужой, а о своей собственной крови. И так пойдет дальше – вплоть до той совсем уж внелитературной ситуации февраля 1934 года, когда Ахматова услышит в Москве, на переходе от Пречистенки к Гоголевскому бульвару, признание Мандельштама, уже написавшего к этому времени гибельные для себя стихи о Сталине: «Я к смерти готов». (Слова, эхо которых отзовется в «Поэме без героя».) Поэты, укорененные в «старом мире», должны были в первые послереволюционные годы решить для себя вопрос об эмиграции или отказе от нее. Классическая форма отказа – у Ахматовой: «Но равнодушно и спокойно//Руками я замкнула слух,//Чтоб этой речью недостойной//Не осквернился скорбный дух». У Мандельштама тема отказа появляется в 1920 году, но звучит поначалу под сурдинку и как-то легкомысленно: «Недалеко от Смирны и Багдада,//Но трудно плыть, а звезды всюду те же». И как только она крепнет, она окрашивается в тона жертвенные, и притом отчетливо христианские. Символом верности русской беде становится Исаакиевский собор (который чисто архитектурно менее импонировал поэту, чем подчеркивается внеэстетическое, духовно-нравственное значение образа). После прощальной оглядки на Айя-Софию, символ вселенского православия, и на Сан-Пьетро, символ вселенского католичества, взятые в единстве, как манящая средиземноморская даль, сказано: Не к вам влечется дух в годины тяжких бед, Сюда влачится по ступеням Широкопасмурным несчастья волчий след, Ему ж вовеки не изменим: Зане свободен раб, преодолевший страх, И сохранилось свыше меры В прохладных житницах, в глубоких закромах Зерно глубокой, полной веры. Самое начало 20-х годов, когда Мандельштам после скитаний по южным краям 215 вернулся в Петроград и проживал в Доме искусств, затем снова ездил на юг или обосновывался в Москве, было для его мысли и для его поэзии временем подъема. Эмоциональный тон подъема – то странное, вроде бы иррациональное настроение катарсиса, которое так просветленно звучит в стихотворении «В Петербурге мы сойдемся снова…», в статье «Слово и культура», очень естественно соединяясь с чувством обреченности и физической болью тягот. О хрупком веселье русской культуры посреди гибельной стужи русской жизни сказаны самые пронзительные слова, которые когда-либо говорились:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Зато в других явлениях неорганического мира весь жизненный и эстетический их смысл выражается исключительно в одних звуковых впечатлениях. Таковы скорбные вздохи скованного в космической темнице Хаоса. О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумный? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке, И роешь, и взрываешь в нем Порой неистовые звуки! О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! Из смертной рвется он груди И с беспредельным жаждет слиться… О, бурь уснувших не буди: Под ними хаос шевелится!… Тютчев VI Порывы стихийных сил или стихийного бессилия, сами по себе чуждые красоты, порождают ее уже в неорганическом мире, становясь волей или неволей, в различных аспектах природы, материалом для более или менее ясного и полного выражения всемирной идеи или положительного всеединства. Зиждительное начало вселенной (Логос), отражающееся от вещества снаружи, как свет, и изнутри зажигающее жизнь в веществе, образует в виде животных и растительных организмов определенные и устойчивые формы жизни, которые, восходя постепенно все к большему и большему совершенству, могут наконец послужить материалом и средою для настоящего воплощения всецелой и неделимой идеи. Реальная подкладка органических форм, материал биологического процесса берется весь в мире вещественном: это добыча, завоеванная зиждительным умом у хаотической материи. Иными словами, органические тела суть лишь превращения, или трансформации, неорганического вещества, в таком же, впрочем, смысле, в каком Исаакиевский собор есть трансформация гранита, а Венера Милосская трансформация мрамора. Признавать в живых телах особую, исключительно им присущую жизненную силу это все равно, что приписывать храму особую храмовую силу, а статуе особенную ваятельную силу. Явно, что с точки зрения реального состава в органических телах нет совсем ничего, кроме физических и химических элементов, точно так же как с этой точки зрения в храме нет ничего, кроме камня, золота и прочих материалов, а в мраморной статуе ничего, кроме мрамора.

http://azbyka.ru/fiction/krasota-v-priro...

12 сентября немцы ворвались в Красное Село, 13 сентября – захватили Красногвардейск (Гатчина), Урицк (Лигово) и начали штурм Пулковских высот. 17 сентября противник занял Павловск (носивший тогда название Слуцк) и г. Пушкин. Вместе с немцами в г. Пушкин вошла испанская «Голубая Дивизия». Город Колпино, в котором находился крупнейший стратегический промышленный объект Ижорский завод, оказался на линии фронта. 21 сентября начались массированные бомбардировки Кронштадта. Главной целью немецких летчиков были корабли Балтийского флота, которые вели эффективный огонь по наступающему противнику. Главным из этих кораблей был линкор «Марат» («Петропавловск»). Утром 23 сентября более семидесяти немецких бомбардировщиков «Ю-87» одновременно атаковали Кронштадт. Одной из главных целей у них был «Марат», стоявший у причала. Одним из первых линкор атаковал немецкий ас летчик Г. Рудель. В последствие в своих мемуарах Рудель безбожно хвастался, сочиняя, как он один «потопил» «Марат». Повреждения линкору были нанесены и вправду большие. Взрывом оторвало носовую оконечность до первой дымовой трубы. Смертью храбрых погибли на командных пунктах и боевых постах командир корабля капитан 2 ранга П. К. Иванов, комиссар П. К. Чернышенко и еще более трехсот человек экипажа. Но «Марат» не погиб. Оставшиеся в живых моряки сумели удержать линкор на плаву. Благодаря их самоотверженному труду «Марат» уже 31 октября 1941 года смог опять защищать Ленинград. Только за последние два месяца 1941 года он провел около ста артиллерийских стрельб главным калибром. 25 сентября германские войска взяли Петергоф. На захваченных Дудергофских высотах и Вороньей горе была установлена мощная дальнобойная германская артиллерия и начались артобстрелы города. На немецких картах были обозначены главные объекты для обстрела. Среди них Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость. Самый долгий артобстрел Ленинграда был предпринят немцами 17 сентября 1941 года. Он продолжался 18 часов 33 минуты. Однако вскоре безнаказанному артобстрелу Ленинграда, немцам сильно стала мешала советская береговая и корабельная артиллерия Красной Горки и Кронштадта. Ее шквальный меткий огонь заставлял замолкать германские орудия.

http://pravoslavie.ru/37248.html

Сегодня вместе с ними мы пошли в Софию. Это наглое торгашество чалмоносного турка за вход в Софию возбуждало в нас самое неприятное чувство, а некоторые из болгарок при рассказе нашего проводника о местах святыни и остатков ее на стенах от негодования положительно дрожали. Боязнь турецких ятаганов 221 и зверства башибузуков 222 еще не изгладились из их памяти, хотя в то время они еще были маленькими. При виде турок, молящихся внизу, одна из болгарок с ужасом сказала мне: «А что, если они вздумают броситься на нас и перебьют нас? Ах, как я их боюсь и ненавижу!» Из расспросов ее я узнал, что ее родные все перебиты башибузуками. При входе в Софию поражаешься колоссальностью всего 223 . Такого величественного храма не было и не будет. В настоящее время ее ободранные стены с целью уничтожения святых изображений... производят жалкое и тягостное настроение. Во время нашего посещения внизу шла проповедь какого-то муллы 224 ; при этом мы замечали прелестные картины, свидетельствующие о флегматичности и бесчувственности турок: весьма малая часть слушала муллу, размахивающего руками и о чем-то с пылом говорящего, а большая часть преспокойно, по три или четыре вместе, разлегшись, вели беседы – должно быть, очень приятные, потому что многие из них чистосердечно смеялись, а некоторые – видно, утомленные безобразиями прошедшей ночи, – преспокойно храпели. В Софии в особенности поражает то обстоятельство, что она, при своей колоссальности, в высшей степени светла; между тем в настоящее время никак не могут ухитриться сделать так. Исаакиевский собор гораздо меньше Софии, а между тем он недостаточно освещен, так что требуется электрическое освещение. При выходе из мечети нам встретились турки, насильно предлагающие купить по несколько камушков мозаики. Это было вполне достойным финалом к довершению тягостного чувства, вынесенного нами из посещения Софии. По выходе из Софии мы присели пред дверьми ее, и каждый из нас высказал волновавшие его чувства. Общая мысль всех одинакова: настоящее состояние Святой Софии в сравнении со славным прошедшим возбуждает самые тягостные чувства. Назад мы пошли другой дорогою – по настоящему древнему Стамбулу; такого безобразия, кажется, нигде не придется видеть: идеальная нечистота, грязь, флегматичные и ленивые, как турки, собаки – все это производит самое неприятное впечатление. Путешествие с барышнями по Константинополю очень щекотливое: нахальство чувственных турок превышает далеко чувства приличия, в особенности принимая во внимание молодость и красоту черноглазых болгарок. Одна из них, с которой я больше всего сошелся, положительно красавица. Весьма жаль, что всего одни сутки пришлось проводить вместе время. В субботу, в пять часов утра, они уезжают в Филиппополь 225 , а мы завтра на французском пароходе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

«Мы подсчитывали примерные сроки переезда и стоимость. Если по переезду более-менее понятно - это 188 рабочих дней плюс-минус несколько суток, то со стоимостью не очень. Она получается довольно высокой - около 130 миллионов рублей, и это, разумеется, не устраивает. Главная составляющая в этой стоимости - это изготовление тары для упаковки экспонатов, но немало средств уйдет и на складирование, и на саму перевозку», - сказал Н.Буров. Тем временем во вторник ГМП «Исаакиевский собор» опубликовал на странице в социальной сети открытое письмо общественной организации «Дети блокады - 900». Жители блокадного Ленинграда, подписавшие письмо, просят сохранить музей в Исаакиевском соборе и не передавать его в пользование Церкви. По мнению блокадников, и музею, и Церкви удается успешно сосуществовать в Исаакиевском соборе в существующих условиях. «Нельзя вырывать из истории Города-героя его славные страницы. Исаакиевский собор не только храм, но и символ отстоявшего свободу Ленинграда. Он сохранился благодаря героическим усилиям его работников. Давайте не забывать об этом. В противном случае нас ждет историческое беспамятство, хуже которого может быть только полное забвение. Чтобы не допустить этого, нам нужен не церковный, а государственный музей, ведь рассматривать Исаакиевский собор лишь как храм значит не видеть его исторического значения, в том числе в грозные военные годы», - говорится в письме. В январе правительство Петербурга объявило о решении передать Исаакиевский собор на 49 лет Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование с сохранением музейно-просветительских функций. Здание Исаакия останется в собственности города. Между тем в 2015 году Смольный ответил отказом на аналогичную просьбу Церкви, сославшись на экономические соображения. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 24.10.2023 10:18 Почти 500 произведений искусства приобрел Исаакиевский собор за шесть лет 06.06.2022 16:32 Исаакиевский собор вошел в тройку самых посещаемых музеев России в 2021 году

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Исаакиевский собор получит статус кафедрального – митрополит Варсонофий 19 ноября, 2018. Новостная служба Собор был признан православным символом города 19 ноября. ПРАВМИР. Собор святого преподобного Исаакия Далматского «Исаакиевский» получит статус кафедрального. Об этом заявил митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский Варсонофий, пишет ТАСС . Он выразил надежду, что собор вернется Церкви. «Наберемся терпения. Думаю, что со временем там будет кафедральный собор Санкт-Петербурга…Конечно, мы хотели бы, чтобы Исаакиевский собор был таким главным собором города, куда могли бы люди приходить в любое время, но пока у нас не так это происходит. Тем не менее, мы живем в тех условиях, что имеем, с музеем сотрудничаем. Мы там совершаем постоянно богослужения», – сообщил митрополит. По результатам народного онлайн-голосования на сайте проекта «Храм 78» Исаакиевский собор был признан неофициальным православным символом Санкт-Петербурга. Митрополит Варсонофий считает, что это поможет собору вернуться Русской Церкви. «Поможет или не поможет, я думаю, всё помогает, если будем достойны, чтобы к нам храм вернулся. Надо молиться, посещать начинать собор почаще, наполнить собор молящимися, и Господь нам всё вернёт», — считает митрополит Варсонофий. Храм во имя св. прп. Исаакия Далматского задуман Петром I. Собор был заложен в 1819 по проекту архитектора Огюста Монферрана. Храм строился 40 лет и был освящен 12 июня 1858 г. Исаакиевский собор считался главным собором Российской империи. В 1928 храм был закрыт. В 1931 году в храме был открыт Государственный антирелигиозный музей. В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. С 1990 года в нем восстановлены православные богослужения. С осени 2015 года по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. В начале 2017 года правительство Санкт-Петербурга объявило , что 30 декабря 2016 года было дано распоряжение о передаче Исаакиевского собора в пользование Московскому Патриархату на основании принятого в 2010 году федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Собор передается Церкви без смены юридического статуса — его владельцем остается город.

http://pravmir.ru/isaakievskiy-sobor-pol...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Исаакиевский собор в Петербурге передают Церкви, он сохранит и музейную функцию 10.01.2017 Исаакиевский собор в Петербурге будет передан Русской Православной Церкви , но сохранит и музейную функцию, сообщил журналистам во вторник вечером пресс-секретарь губернатора " северной столицы " Андрей Кибитов. " Информация соответствует действительности. Решение принято. Однако есть масса тонкостей по вопросам будущего использования и передачи храма. Их озвучат в ближайшее время " , - сказал А.Кибитов. Он добавил, что по договоренности между Г.Полтавченко и патриархом Кириллом Исаакиевский собор сохранит музейную и просветительскую функции. По словам А.Кибитова, при передаче собора в пользование Церкви потребуется ряд сложных согласований, в том числе с министерством культуры, поскольку храм находится под охраной ЮНЕСКО и в нем хранится большое количество музейных предметов. " На урегулирование этих вопросов уйдет не день и не два, это длительное время. Возможно, месяцы " , - сказал А.Кибитов. Как сообщал ранее директор государственного музея " Исаакиевский собор " Николай Буров, ежегодно в Исаакиевском соборе проходит по 600 богослужений. По его словам, музей " категорически не препятствует Церкви отправлять обряды, несмотря на то, что это очень сложно для музея " . В августе 2015 года стало известно, что Церковь просит городскую власть передать ей Исаакиевский собор. При этом ранее из состава одноименного государственного музея-памятника Церкви уже были переданы Смольный и Сампсониевский соборы. Инициатива Церкви о передаче Исаакиевского собора вызвала горячие споры и протесты со стороны культурной и музейной общественности. Депутаты обратились в городскую избирательную комиссию с предложением провести референдум по данному вопросу, однако им было отказано. В сентябре 2015 года власти Петербурга приняли решение не передавать Исаакиевский собор Церкви из экономических соображений, а в епархии заявили о намерении оспорить отказ Смольного в суде. Позже это попытались сделать православные активисты, однако суд отклонил их жалобу.

http://drevo-info.ru/news/21838.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010