Закрыть Двуликий монарх Иудеи 04.04.2011 784 Время на чтение 15 минут Рождество Христово - это историческое событие, имевшее пространственно-временное измерение. Когда Евангелие говорит о Рождестве Спасителя, речь идёт о конкретном месте на земле - Вифлееме Иудейском - и о конкретных исторических лицах - кесаре Римской империи Августе, сирийском наместнике Квиринии, иудейском царе Ироде I Великом... На личности последнего мы хотим остановиться подробно. Разговор об этом уникальном монархе поможет нам отчётливей представить атмосферу той эпохи, в которую воплотился Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Личность Ирода Великого полна противоречий. В христианской литературе царь Ирод предстаёт чуть ли не воплощением антихриста. Также и еврейские хронисты его просто открыто ненавидят за свойственный его политике коллаборационизм. С другой стороны, этот монарх, пробывший у власти 33 года, вошёл в историю как Великий. На протяжении своего правления он расширил владения Иудейского царства, оставив после себя уникальные образцы искусства и шедевры архитектуры. Однако до сих пор за ним прочно сохраняется репутация беспощадного тирана, которую он приобрёл благодаря резне и массовому убийству младенцев в Вифлееме Иудейском. Зарождение Иродианский династии Более 135 лет правила на Святой Земле династия, основанная Иродом I Великим. Имена Иродов, которые в таком количестве встречаются в литературе по истории, способны даже запутать - Ирод I Великий, Ирод Архелай, Ирод Антипа, Ирод Филипп, Ирод Агриппа I, Ирод царь Халкиды и Ирод Агриппа II. Все они принадлежат к генеалогическому древу иудейского монарха Ирода Великого. Основные биографические сведения об Ироде Великом мы имеем благодаря Иосифу Флавию - еврейско-римскому историку, который, в свою очередь, черпал информацию у Николая Дамасского - советника и личного придворного историка Ирода. Ирод ( [Hordos]) был сыном перешедшего в иудаизм правителя Идумеи Антипатра и аравитянки Сипры (Кипры), принцессы из набатейской Петры (современная Иордания). Отец Ирода Великого занимал должность премьер-министра Иудеи, которой в то время формально управлял Гиркан II Иоханан. Именно во времена гражданской войны приверженцы Гиркана открыли ворота Иерусалима римским войскам. Но спустя некоторое время римляне перестали видеть в слабом Гиркане самостоятельного главу Иудеи, способного собирать налоги в пользу императора. И предложение премьер-министра Антипатра, в прошлом личного друга Юлия Цезаря, поставить собственных сыновей Ирода и Фазаэля наместниками в Галилее и Иерусалиме было воспринято положительно. Мало того, с этого предложения начинается будущая Иродианская династия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Император ещё раз внимательно прочел послание Пилата, и его впечатление от встречи с Марией Магдалиной усилилось. Всё, что он услышал и прочитал об Иисусе Христе, ему очень понравилось. Тиберий решил включить Иисуса в пантеон римских богов. Читайте также: История апостольского века. Суд над апостолами Петром и Иоанном Пятидесятница Сотник Лонгин Сионская горница Палестина под властью Рима В 63 году до Рождества Христова знаменитый полководец Помпеи после кровопролитной трехмесячной войны, взяв приступом Иерусалим, подчинил Иудею Римской республике. Приказав разрушить стены Иерусалима и обложив евреев данью, он, тем не менее, оставил им политическую автономию. Однако чтобы ослабить покоренную страну, римляне разделили её на пять независимых областей. В 37 году до Р.Х. одному из правителей евреев — Ироду Великому — удалось получить от римского сената царский титул. В течение сорока лет он управлял всей Палестиной. После смерти Ирода Великого в 4 году по Р.Х. император Август разделил страну между тремя его сыновьями: Архелай (4-6 гг.) получил во владение Иудею, Самарию и Идумею, Ирод Антипа (4-39 гг.) — Галилею и Перею, Филипп (4-34 гг.) — Трахонитиду с прилегающими к не й областями. Но ни один из них не унаследовал царское достоинство отца. В 6 году Архелай за жестокое отношение с подданными был сослан Августом в Галлию, а его владения обращены в императорскую провинцию, которой стали управлять наместники в звании прокуратора. Наместники Иудеи командовали войском, собирали налоги и выполняли функции судьи с правом вынесения смертных приговоров, что было запрещено синедриону. Прокураторы подчинялись непосредственно римским наместникам Сирии. Прокуратор Понтий Пилат Римское государство, формально уважая религиозные воззрения иудеев, тем не менее неоднократно пыталось внедрить свои языческие традиции в завоеванной стране. Одну из таких попыток связывают с именами Сеяна и Пилата, римскими чиновниками, жившими при императоре Тиберии (14-37 гг.). Христос перед Пилатом. Михай Мункачи, 1881 год

http://pravmir.ru/istoriya-apostolskogo-...

Первая светская власть, с которой пришлось считаться христианству, была власть правителей еврейского народа. По смерти Ирода Великого (за 4 года до Р. X.) его владения были поделены, как сказано выше, между тремя его сыновьями, Филиппом, Иродом Антипой и Архелаем. Филиппу достались главным образом земли по ту сторону Иордана до границы царства набатейского; Антипа получил север – Галилею, Десятиградие и Перею; Архелай центр и юг – Самарию, Иудею и Идумею. Архелай был скоро (6 г. по Р. X.) устранен и заменен римским прокуратором. Филипп сохранил свою тетрархию, как тогда говорили, до самой смерти, до 34 г.; Антипа пережил его, но в конце концов был в свою очередь смещен (39 г.). Владения Филиппа, присоединенные одно время (34–37 гг.) к провинции Сирии, были пожалованы Калигулой (37) внуку Ирода Великого Ироду Агриппе, который в 39 г. наследовал тетрархию Антипы и добился в конце концов, что ему передали и область прокуратора с Иерусалимом и окрестными странами. Царство Ирода Великого было таким образом восстановлено. Все эти государи упоминаются на первых страницах истории христианства, но они в общем имели мало отношения к нарождающейся церкви. Ирод Антипа, казнивший Иоанна Крестителя, играл лишь второстепенную роль в страстях Христа. Незаметно, чтобы он или его брат Филипп беспокоили последователей Евангелия, которые могли находиться во владениях каждого из них. Сам Агриппа стал враждебен к ним только по занятии иерусалимского престола. Там было местопребывание главного врага, еврейского священнического сословия, влияние которого безраздельно господствовало в великом национальном совете или синедрионе, подобном сенатам греческих городов. Эта, до известной степени муниципальная (городская), власть распространялась лишь на провинцию, подчиненную прокуратору. В мелких иудейских государствах и тем более в странах, подчиненных другим правителям, как Дамаск, влияние синедриона могло быть лишь нравственным и религиозным. Но даже в своей собственной области эта власть не была неограничена. Так в Иудее один лишь прокуратор имел jus gladii (право приговаривать к смертной казни), и он не всегда был расположен служить орудием ненависти священников. Оттого-то казни были так малочисленны: кроме самого Иисуса, история упоминает только св. Стефана, Иакова Заведеева и Иакова брата Господня, с которыми поступили решительно. Священники наверстывали зато на менее суровых мерах – бичевании и заключении в тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Глава 3 Зач. 9-е. Иоанн Предтеча и Креститель Христов и его проповедь. Читается в навечерие Богоявления. Лк.3:1 . В пятое же нáдесяте лето владычества тивéриа кéсаря, обладáющу понтийскому пилáту Иудéею, и четвертовлáствующу Галилéею Ироду, Филиппу же брáту егó четвертовлáствующу итурéею и трахонитскою странóю, и лисáнию Авилиниею четвертовлáствующу, (В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,) То обстоятельство, что еванг. Лука так точно обозначает время явления Предтечи, показывает, что это явление имеет важное значение в Евангельской истории. С другой стороны, св. евангелист хотел чрез это изобразить то состояние мира, при каком имело совершиться искупительное служение Иисуса Христа роду человеческому – что Иудея уже была в то время римской провинцией и т. и. Тиверий был сыном и преемником Римского императора Октавия Августа, в правление которого родился Иисус Христос. 15-й год правления Тиверия падает на время, когда Иоанну Предтече было 30 лет, – возраст, с которого, по закону, евреи могли вступать в общественную службу. Понтий, по прозванию, Пилат был пятым правителем (прокуратом, игемоном) Иудеи со времени присоединения ее к Римской империи. Получил он власть от Тиверия в 26 году по Р. Христове. Ирод (Аптипа), как равно и Филипп, были сыновья Ирода великого, царя Иудейского. После смерти Ирода, по его воле и по приказанию Римского императора Августа, из детей его Архелай получил в управление Иудею, Самарию и Идумею; Ирод Антипа – Галилею и Перею; Филипп – Ватанею, Трахонитиду, Авранитиду и др. Итурея – область на востоке, за Иорданом, древний Галаад; название ее произошло от Иетура, одного из сыновей Измаила ( Быт.25:15 ). Трахонитская страна (область) лежала рядом с Итуреею, к северо-востоку от нее. Четвертовластвующу (был четверовластником). Название четверовластник первоначально означало правителя четвертой части известной страны или области, но затем стало означать вообще правителя. Авилиния, – это была Сирская область, на северо-востоке Галилеи; так называлась она от главного города в ней Авилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Неделя по Рождестве Христовом 19.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Неделя по Рождестве Христовом , Рождество Христово Мф, 4 зач., 2, 13—23 Когда же волхвы отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. Иудейский царь Ирод, обманутый волхвами, замышляет убийство Богомладенца. Если ему не удалось осуществить свой преступный замысел после того, как волхвы ушли домой другим путем, — это не значит, что он отказался от своего намерения. Он уверен, что, убив всех младенцев в Вифлееме, он поразит в их числе и родившегося Царя Иудейского. И Христос в вечер Рождества становится изгнанником. Он разделяет Свою судьбу со всеми людьми, с миллионами наших современников. Сколь многие из них познали, что значит быть изгнанниками из своей земли, когда необходимо вставать среди ночи и спасать свою жизнь бегством! Но бегство Святого Семейства имеет одну особенность. Младенец, Которого хотят спасти, — Сын Божий, и волхвы называют Его «родившимся Царем Иудейским» (Мф. 2, 2). Он вынужден бежать от Ирода Великого, могущественного и жестокого царя. Начинается неравная борьба между Иродом, облеченным полнотой власти, готовым потопить в крови всякое сопротивление, и нищим Семейством, в котором он ищет убить Младенца.

http://moral.ru/неделя-по-рождестве-хрис...

Толкование Евангелия на каждый день года. Собор Пресвятой Богородицы Мф, 4 зач., 2, 13—23 Когда же волхвы отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. Иудейский царь Ирод, обманутый волхвами, замышляет убийство Богомладенца. Если ему не удалось осуществить свой преступный замысел после того, как волхвы ушли домой другим путем, — это не значит, что он отказался от своего намерения. Он уверен, что, убив всех младенцев в Вифлееме, он поразит в их числе и родившегося Царя Иудейского. И Христос в вечер Рождества становится изгнанником. Он разделяет Свою судьбу со всеми людьми, с миллионами наших современников. Сколь многие из них познали, что значит быть изгнанниками из своей земли, когда необходимо вставать среди ночи и спасать свою жизнь бегством! Но бегство Святого Семейства имеет одну особенность. Младенец, Которого хотят спасти, — Сын Божий, и волхвы называют Его «родившимся Царем Иудейским» (Мф. 2, 2). Он вынужден бежать от Ирода Великого, могущественного и жестокого царя. Начинается неравная борьба между Иродом, облеченным полнотой власти, готовым потопить в крови всякое сопротивление, и нищим Семейством, в котором он ищет убить Младенца.

http://pravoslavie.ru/3900.html

Беседы на Евангелие Недели по Рождестве Христовом Бегство во Египет и избиение Вифлеемских младенцев (О невольном убийстве и самоубийстве) Что читалось сегодня из Евангелия? Об удалении Иосифа по повелению Ангела с новорожденным Богомладенцем Иисусом Христом и Мариею Матерью Его во Египет от Ирода, искавшего погубить Богомладенца ( Мф. 2:13–23 . Зач. 4). ... " Когда волхвы отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего ( Ос. 11:1 ). Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме (т. е. в Вифлееме) слышан, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль (т. е. жители Вифлеема и окрестностей его) плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет ( Иер. 31:15 ). По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские, и, пришедши, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное чрез пророков, что Он Назореем наречется». ... Настоящее Евангелие понятно без объяснения. Поэтому только выведем из него поучительное для себя. Что же такое поучительное для нас, братие, можно вывести из сегодняшнего евангельского повествования о бегстве Иосифа с Богородицею и новорожденным Младенцем Иисусом из своего отечества в чужую, Египетскую землю?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

За 64 года до Рождества Христова страной иудейской овладели римляне. Оставив потомкам Маккавеев одну власть первосвященническую, управление страной они вверили своим наместникам. Первым из таких наместников был идумеянин – Антипатр. Преемником ему был сын его, Ирод, получивший от римского сената титул царя иудейского. Его продолжительное царствование ознаменовано было многочисленными злодеяниями. Он истребил владетельный род Маккавеев, изнурил свою страну пышностью, чрезмерными подарками римлянам и ввел в нее многие языческие обычаи. По смерти Ирода римский император Август разделил иудейское царство между тремя его сыновьями. Одному из них, Архелаю, он отдал с титулом этнарха (народоначальника) Иудею, Самарию и Идумею; другому, Ироду Антипе, дал Галилею и Перею; а третьему, Филиппу, – Гавланитиду, Трахонитиду, Итурею, Авранатиду и Батанею. По десятилетнем правлении Архелай за свою жестокость был сослан Августом в Галлию, а его области отданы в управление римскому наместнику, который должен был находиться в подчинении у сирийского проконсула. Пятым из сих наместников был Пилат (28–37 гг. по Р. Хр.). Римские наместники обыкновенно жили в приморском городе Кесарии, но в большие праздники они приходили в Иерусалим для наблюдения за порядком и тишиной. Они собирали через своих чиновников подати с народа, решали важнейшие дела и произносили смертные приговоры. Правление их ознаменовано было корыстолюбием, жестокостью и притеснением народа. Надзор за делами веры принадлежал в это время иерусалимскому синедриону. Он состоял из семидесяти двух членов, главою коих был первосвященник. Членами были: 1) архиереи или первосвященники, удаленные от должности римским правительством, и старшие из каждой чреды священники, всех числом 24; 2) старейшины народные или начальники колен и главы фамилий и 3) книжники (фарисеи), наиболее сведущие в правах и Писании. При Маккавеях синедрион составлял высшее правительственное место не только духовное, но и гражданское. Ирод В. и следовавшие за ним правители лишили его гражданской власти и оставили ему только церковную. Он мог каждого требовать к ответу по делам веры, подвергать виновных наказаниям и мог даже произносить смертные приговоры, но только должен был представлять их на утверждение римскому наместнику. Кроме синедриона, в каждом городе были еще низшие судебные места, которые решали дела меньшей важности; они состояли из семи членов, главой коих всегда был начальник городской синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Период первый. Обновляемая Церковь под видимою Главою Состояние Иудеев во время земной жизни Иисуса Христа Иисус Христос, мнимый сын тектона (плотник, строитель) земного, истинный сын Архитектона Небесного, для создания Церкви Новозаветной явился тогда, когда скиния Церкви Ветхозаветной и народа иудейского была готова превратиться в развалины. Гражданское Ирод, великий только по злодеяниям, иноплеменник воцаренный Римлянами, истребил владетельное племя Маккавеев; раздражил Иудеев войнами, жестокостью и недоверчивостью; изнурил своей пышностью и чрезмерными Римлянам подарками и довершил их развращение обычаями языческими. После него правление Иудеи с Идумеею и Самариею наследовал сын его Архелай, которого, впрочем, Цезарь не удостоил имени царя, но только ефпарха или народоначальника. Отправив около десяти лет, вследствие жалобы, принесенной Августу на его жестокость, он был заточен в Галлию. Его владения по желанию народа присоединены к Сирии под начало особых прокураторов или блюстителей 1 , уполномоченных распоряжаться правом жизни и смерти, каковыми, в продолжение земной жизни Иисуса Христа, были: Копоний, Марк Амбивий, Анний Руф, Валерий Грат и Понтий Пилат. Последний неоднократно был виновником мятежей, то из – за внесения в Иерусалим Кесаревых изображений, составлявших знамена римского войска; то из – за посвящения Тиверию золотых щитов во дворце Ирода; то из – за похищения из храма сокровищ под видом предполагаемого строения водовода. Наконец, быдучи вызван в Рим к суду, погиб самоубийством. Другой сын Ирода великого, Ирод Антипа, в звании тетрарха или четвертовластника 2 обладал Галилеей и заиорданской областью, пока, принуждаемый беззаконною женою своею Иродиадою, не стал домогаться царскаго достоинства. Калигула обоих послал в заточение в Лион. Филипп, третий сын Ирода великого, был тетрархом Итуреи, Трахонитиды, Ватанеи и Панеады 3 . Церковное Но перемены и замешательства гражданские суть ничто в сравнении с плачевным последним состоянием иудейской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Праведный Иосиф – глава Святого семейства Мария – кроткая и смиренная жена, которая и не думает командовать мужем и требовать чего-либо для Себя. Не Ей, но Иосифу даются откровения от Господа в сонных видениях. 9 января, 2011 Мария – кроткая и смиренная жена, которая и не думает командовать мужем и требовать чего-либо для Себя. Не Ей, но Иосифу даются откровения от Господа в сонных видениях. В Неделю по Рождестве Христовом мы празднуем память праведного Иосифа Обручника. Не только его память, это правда, – в этот же день мы вспоминаем и апостола Иакова, брата Господня, и царя Давида. Но св. Иаков не обойден вниманием, историю Давида знают даже дети, а вот Иосиф оказывается в тени. А между тем эта фигура чрезвычайно примечательная. В неделю по Рождестве Христовом – Мф 2:13–23 (зач. 4): Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

http://pravmir.ru/pravednyj-iosif-glav/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010