Лк.19:12 . Речé ýбо: человек некий добрá рóда иде на странý далéче, прияти себе цáрство и возвратитися. (Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;) Человек некий добра (высокого – царского) рода и пр. Человек этот имел право на царство, но для того, чтобы получить утверждение в царском достоинстве, должен был отправиться в дальнюю страну к высшей власти. По всей вероятности, образ взят от положения царской власти в Иудее во времена Христовы. Иудея лет за 60 до Рождества Христова была покорена римлянами, но ею управляли иудейские цари, которые, для утверждения в царском достоинстве, должны были отправляться в Рим и там от императора получать это утверждение. Так делали Архелай и Ирод Антипа, дети Ирода Великого. Это все было на глазах современников – слушателей Господа. Таким образом в притче под человеком высокого рода разумеется Сам Господь Иисус Христос, Спаситель мира (Вас. Вел., Мих.); под отправлением царя в дальнюю сторону, чтобы получить себе царство, разумеются сначала страдания и смерть Иисуса Христа, и затем, после воскресения Его, вознесение на небо, для получения власти над всем небесным, земным и преисподним, в образе человеческом, хотя, как Бог, Он всегда имел сию власть. Под отшествием царя разумеется еще время нашей человеческой жизни до смерти, когда мы должны подвизаться для спасения своей души, и – вместе долготерпение Божие к нам грешным. Лк.19:13 . Призвáв же дéсять рáб своих, дадé им дéсять мнáс, и речé к ним: кýплю дейте, дóндеже приидý. (призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.) Десять раб и десять мнас (мин). Это число не есть определяющее известное количество рабов и мнас. Здесь определенное число десять употреблено вместо неопределенного. Рабы, это – ученики и последователи Христовы, верующие во Христа Спасителя люди; мины, – это разнообразные духовные дарования Божии последователям Христовым, как-то: дары Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Свой гнев против волхвов он обращает против тех, кто не причинил никакого вреда. Но ты, может быть, скажешь мне: что же это? Неужели младенцы потерпели несправедливость только для того, чтобы обнаружилась злоба Ирода? Итак, слушай. Для чего же попущено избиение младенцев? Для того чтобы обнаружилась злоба Ирода; младенцы не погибли, но сподобились венцов. Ибо всякий терпящий какое-либо зло здесь терпит или для оставления грехов, или для приумножения венцов. Подобным образом и эти дети больше увенчаны будут. и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Мф.2:17 .   Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: Чтобы кто-либо не подумал, что избиение младенцев случилось помимо воли Божией, показывает, что Он и знал это заранее, и предсказал. Мф.2:18 .   глас в Раме слышен, Рама – возвышенное место в Палестине, ибо это название значит: «высокая». Она досталась в удел колену Вениамина, который был сыном Рахили. Рахиль же погребена в Вифлееме. Итак, пророк называет Вифлеем Рахилью, потому что она была погребена в нем. Плач и рыдание были слышны на высоте. Итак, послушай пророка. плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль (то есть Вифлеем) плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. В этой жизни «нет», ибо души бессмертны. Мф.2:19 .   По смерти же Ирода, – Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов. Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте Мф.2:20 .   и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, Не говорит: «беги», но «иди», ибо страха уже не было. ибо умерли искавшие души Младенца. Где Аполлинарий, говоривший, что Господь не имел души человека? Здесь он изобличается. Мф.2:21 .   Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Мф.2:22 .   Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти;

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Средства к устранению этого кажущегося противоречия содержатся в Евангелии. Рассказывая о возвращении Святого Семейства из Египта, последовавшем после смерти Ирода, Евангелист Матфей говорит: Он (то есть Иосиф) встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет (Мф. 2, 21—23). Выражение Евангелиста — убоялся туда идти — нельзя понимать в том смысле, что Иосиф побоялся пройти через Иудею в Галилею, так как, направляясь из Египта в Галилею, нельзя было миновать Иудею; поэтому, выражение — туда идти — надо понимать в другом смысле. Если Иосиф побоялся идти в Иудею единственно вследствие воцарения там жестокого Архелая и пошел в Галилею не по собственному желанию, но потому лишь, что получил откровение о том во сне, то следует признать, что, по возвращении из Египта, он намеревался поселиться в Иудее, а не в Галилее. Он хотел вернуться из Египта туда, откуда вышел, а так как из приведенных слов Евагнелиста Матфея видно, что он хотел вернуться не в Назарет, а в Иудею, то следует признать, что и бегство в Египет последовало из Иудеи, и из того именно города Иудеи, пребывание в котором представляло особенную опасность по случаю предстоявшего избиения младенцев, то есть из Вифлеема. Бегство Святого Семейства в Египет не могло последовать из Назарета еще и потому, что пребывание его в Назарете не представляло никакой опасности. Опасно было оставаться только в Вифлееме и окрестностях его, куда направлялись Иродовы убийцы; поэтому несомненно, что Святое Семейство отправилось в Египет из Вифлеема, и отправилось туда, конечно, после принесения Младенца Иисуса в храм и встречи там с Симеоном. Бегство в Египет последовало, как известно, вскоре после поклонения волхвов. Но когда же произошло поклонение волхвов? До принесения Младенца Иисуса в храм или после? Если бы поклонение волхвов произошло до принесения Иисуса в храм, то несомненно, что желавшие отличиться перед Иродом и снискать его расположение (а таковые могли быть и между священниками) немедленно донесли бы ему как о предсказании старцем Симеоном будущности Младенца, принесенного в храм бедной Матерью, так и о прославлении Анной пророчицей этого Младенца как ожидаемого Избавителя. Подозрительный Ирод не оставил бы таких указаний без внимания и начал бы искать опасного ему Младенца в Иерусалиме; но так как Евангелист Матфей не дает нам никаких указаний на подобные розыски в Иерусалиме новорожденного Царя Иудейского, то надо полагать, что и самое прибытие волхвов в Иерусалим с вопросом —

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Так праматерь еврейского народа, похороненная около Вифлеема, оплакивала святых младенцев, которые, впрочем, не погибли для вечности, ибо стали первыми мучениками за Христа. Бог послал своего Ангела к Иосифу Обручнику, который сказал ему: – Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в землю Египетскую. Тот сразу послушался Небесного вестника и бежал, взяв с собой Богородицу и Христа. По Преданию, не надеясь на свои слабые силы, Иосиф взял с собой сына Иакова, который впоследствии был наименован братом Божиим. Предание также рассказывает о том, что, когда Богомладенец вошел в Египет, идолы страны упали, а оракул Амона в ужасе закричал, что пришел Тот, Кто уничтожит язычество. В этой цитадели идолопоклонства Господь прожил три с половиной года. В это время Ирод-детоубийца умер в страшных мучениях – он сгнил заживо, и черви поедали его еще на земле. И тогда Ангел вновь явился во сне Иосифу в Египте и сказал: – Возвращайся, потому что умерли те, кто искал души Младенца. Но когда Иосиф пришел в Иудею, он узнал, что там правит сын Ирода Архелай, и испугался, что тот продолжит дело своего отца. И вновь во сне ему было Откровение, повинуясь которому он поселился в галилейском городе Назарете. В этом селении Господь Иисус Христос прожил до тридцати лет, повинуясь Богородице и мнимому отцу Иосифу, помогая ему в деле плотничества. По преданию, сообщенному нам святым Иустином Философом (середина II века), Христос изготовлял плуги и ярма. По мере Его телесного роста раскрывались скрытые в Нем сокровища Премудрости, и все ярче сияла на Нем благодать Божия. Когда Господу было двенадцать лет, Он вместе с родителями пошел в Иерусалим на праздник Пасхи. Там после окончания праздника Иисус остался в Храме, а Иосиф и Мария пошли обратно в Назарет. Узнав, что Отрока нет с другими родственниками, они возвратились в Иерусалим. Спустя три дня они нашли Его в Храме, сидящего между учителями, слушающего и спрашивающего их так, что те удивлялись мудрости Его. Мария сказала: – Чадо! Что Ты сделал с нами? Мы с великой скорбью искали Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Когда они собрались, Ирод приказал заключить их в ипподром и дал Соломии тайное повеление – перестрелять их всех в минуту своей смерти. Между тем из Рима пришли к Ироду хорошие вести, что Август отдает Антипатра в руки отца. Эти вести обрадовали Ирода и благодетельно подействовали на его здоровье, так что его силы несколько восстановились. Но потом Ирод снова почувствовал такие страдания, что однажды решился даже зарезаться, но был остановлен в этом намерении внуком своим Ахиавом. Возбужденный этим событием плач в доме дал повод к ложному слуху о смерти царя. Когда этот слух достиг заключенного и уже осужденного Антипатра, он попытался было склонить темничного сторожа на свою сторону, на что последний не только не согласился, но и донес об этом Ироду. Тогда Ирод велел казнить Антитатра. Переменив потом завещание и назначив своим преемником Архелая, а прочих сыновей сделав четверовластниками, Ирод умер в пятый день после казни Антипатра. Соломия и Алекс, освободив сначала от имени живого царя заключенных в ипподроме, созвали войско в Иерихон и объявили им о смерти Ирода. Архелай начал готовить великолепные похороны отцу. Окруженный войсками, на золотом одре с драгоценными камнями, в роскошном царском облачении, Ирод торжественною и медленною процессией перенесен был из Иерихона в Иродион (около 200 стадий от Иерихона), где и погребен был согласно своему завещанию. После того Архелай соблюдал семидневный траур, по окончании которого дал торжественный пир для народа. Затем Иосиф рассказывает о том хорошем впечатлении, какое произвел Архелай на народ в первое время своего управления, и как народ просил нового царя освободить заключенных Иродом узников, уменьшить подати и сложить пошлины с продаваемых и покупаемых на рынках предметов, что Архелай обещался сделать после утверждения его в царском достоинстве римским итератором. Между тем родственники казненных Иродом бунтовщиков начинают волноваться и поднимать народ к мятежу. Возмущение возрастает до того, что бунтовщики осмеливаются открыто и дерзко требовать от Архелая казни всех клевретов Иродовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Когда Ирод сверх всякого ожидания нашел Архелая таковым, особенно же когда увидел, как он сердится за него, царь стал несколько мягче и, полагая, что он, по всей видимости, все-таки был не вполне справедлив в своих предшествующих мероприятиях, понемногу дал охватить себя прежнему отцовскому чувству. Однако теперь он оказался вполне достойным сожаления: когда кто-нибудь стал отвергать возведенные на юношу обвинения как клеветнические, он выходил из себя, если же Архелай поддерживал обвинение, он преисполнялся страшной скорбью, плакал и даже просил его не расторгать брака и не так сердиться на совершенные юношей злодеяния. Когда Архелай нашел, что Ирод смягчился, он стал переносить обвинения на друзей Александра, указывать на то, что молодого и неопытного человека загубили те, и все более навлекать подозрения Ирода на его брата. А так как Ирод и без того был восстановлен против Ферора, то последний, не имея посредника и видя влияние Архелая, сам явился к нему в черной одежде. Видя перед собой в недалеком будущем все признаки неизбежной гибели, он сделал это. Архелай не отказался от заступничества, но вместе с тем указал также на полное свое бессилие скоро убедить царя, находившегося в таком состоянии. Он сказал, что гораздо лучше будет, если Ферор сам отправится просить у него прощения и при этом возьмет всю вину на себя. Таким образом он несколько умерит гнев Ирода, при этом Архелай обещал поддержать его своим присутствием. Убедив Ферора в целесообразности этого, он достиг двух благих результатов: во-первых, юный Александр освобождается от тяготевших на нем клеветнических обвинений, и, во-вторых, Ферор примирился с братом. После этого Архелай вернулся в Каппадокию, успев себе, как никто в те времена, снискать благоволение Ирода, который почтил его весьма ценными подарками и, между прочим, торжественно причислил его к наиболее преданным друзьям своим. Вместе с тем он обещал ему также поехать в Рим, тем более, что об этом уже было написано императору. До Антиохии они ехали вместе. Тут Ирод устроил примирение между сирийским наместником Титием и Архелаем, которые поссорились друг с другом, и затем вернулся обратно в Иудею. Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Се, Ангел Господень во сне явися Иосифу во Египте» ( Мф. 2:19 ). Значит, только опасность заставила Иисуса Христа бежать в Египет, а не другое что, например, желание научиться мудрости; а когда прошла она (опасность -ред.), то долее не для чего было оставаться в Египте. Долговременное там пребывание могло бы послужить к догадкам и подозрениям. «Иди (а не беги) в землю Израилеву (а не в Назарет), изомроша бо ищущий души Отрочате» ( Мф. 2:20 ). Наше славянское слово «изомроша» хорошо здесь, особенно выразительно, ибо для гонителей Иисуса Христа подлинно нужна была особенная смерть. «Ищущий», – то есть Ирод, а, может быть, и Антипатр, который был некоторым образом причиной жестокости Иродовой. Антипатр хотел предвосхитить у братьев своих престол, и потому оклеветал их пред Иродом. «Души» – вместо «жизни». «В землю Израилеву», – точнее в Иудею. Дом Иосифа был в Назарете. Должно думать, что когда Промыслом Иосиф как бы чудесно был приведен в Вифлеем, где должна была родить Мария, и когда потом Ирод спрашивал у синедриона о месте рождения Мессии и получил ответ: «в Вифлееме», – то Иосиф мог прийти к той мысли, что Мессия должен жить в Вифлееме, и потому вздумал переменить место жительства своего. Посему делается вероятным и то, что родители Иисуса Христа, по принесении Его во храм, пошли опять в Вифлеем, а оттуда в Египет, а из Египта опять хотели возвратиться в Вифлеем. «Слышав же, яко Архелай царствует во Иудеи вместо Ирода отца своего, убояся тамо ити» ( Мф. 2:22 ). Почему Иосиф убоялся Архелая? И разве он, находясь в Египте, не знал, что Архелай царствует в Иудее? Мог не знать. Ирод несколько раз переменял свое завещание о наследстве престола: сначала назначены были Аристовул и Александр, потом Антипатр, а по убиении сего – Архелай. Весть о перемене наследника по смерти Антипатра не могла так скоро дойти до Египта. У Ирода были еще дети: Ирод Антипа и Филипп, и Иосиф не так бы убоялся, если бы услышал, что кто-нибудь из них царствует, ибо они были кротки, а Архелай жесток. После Иудеи жаловались на его жестокость кесарю, и он, действительно, был уволен от должности. В Галилее же был правителем в это время Ирод Антипа, который был нрава кроткого.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Другой его сын, Антипа, наследовал титул тетрарха и получал во владение Галилею и Перею. Должность тетрарха наследовал и третий сын Ирода, Филипп II, с правом распоряжаться Итуреей, Ватанеей, Трахонитидой и Авранитидой. После смерти жестокого и звероподобного Ирода народ Иудеи вздохнул с облегчением, но, когда выяснилось, что царство отца перешло в руки его сыновей, люди вознегодовали. Так, например, только семья Ирода и наемники признали Архелая царем. Народ же был настроен решительно против. Тогда Архелай бежал в Рим, где рассчитывал добиться для себя официального признания за ним титула «царь», однако римский император, осведомленный о крайнем недовольстве народа Иудеи, повел себя осторожно и рассудительно, даровав Архелаю звание «этнарха». Так, к 4 г. до Р. X. вместо одного Ирода, который к этому времени уже умер, в Палестине было теперь три Ирода: Ирод Архелай, Ирод Антипа и Ирод Филипп II. 576 Следовательно, характеристика Архелая как «царя», данная евангелистом Матфеем, является точной, поскольку, когда Святое Семейство вернулось из Египта, Архелай тогда еще имел титул «царя». Ирод Антипа и Ирод Филипп II продолжали править в своих владениях: первый – до 39 г., второй – до 34 г. Однако этого не произошло в случае с Архелаем, так как он был худшим из сыновей Ирода и показал себя во всем подобным своему отцу. Во время первого народного бунта он повел свои войска на Иерусалим, в результате чего было убито три тысячи человек, так что весь двор храма был завален трупами. В то время как Архелай и Антипа находились в Риме с целью получить согласие императора Августа на предоставление Архелаю царской власти, новые волнения стали причиной серьезных столкновений между иудейской и римской армиями. Вооруженные стычки достигли своего апогея перед стенами храма, и, пока римлян забрасывали камнями, те подожгли крытую галерею храма, ворвались в сам храм и разграбили его, в результате чего народные волнения охватили всю Иудею. Наконец римлянам удалось одержать верх: около двух тысяч человек были распяты, не считая того, сколько было убито во время военных действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

За пять дней до смерти Ирод казнил своего сына Антипатра. Когда об этом узнал кесарь Август, то он, указывая на Ирода, сказал своим приближенным: «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном». Кесарь при этом имел в виду иудейский закон, который запрещал употреблять в пищу свиное мясо. Но самым жестоким и кровожадным преступлением Ирода было избиение множества невинных Вифлеемских детей, о котором рассказывает евангелист Матфей ( Мф. 2:16–18 ). Последние дни Ирода были ужасны, его постигла мучительная болезнь. На одре болезни он сыпал проклятиями, пытался кончить самоубийством, бредил кровавыми расправами. Иосиф Флавий сообщает, что Ирод отдал приказ своей сестре – собрать в Иерихоне 15 000 знатных иудеев и в момент его смерти предать их смерти, чтобы хоть этим способом заставить народ плакать. Но приказ этот не был выполнен. День кончины Ирода Великого стал впоследствии национальным еврейским праздником. Похороны Ирода были пышными. За гробом, в котором последний иудейский царь лежал облаченный в багряницу и увенчанный драгоценной диадемой, шли его три уцелевших сына: Архелай, Филипп и Антипа. После смерти Ирода Великого император Август разделил (согласно завещанию Ирода) его царство между тремя сыновьями следующим образом: Архелай получил власть над Идумеей, Иудеей и Самарией; Антипа – над Галилеей и Переей; а Филипп–над Итуреей, Гавлонитидой и Трахонитской областью. Антипа и Филипп получили от кесаря титулы тетрархов (четверовластников), Архелай же – этнарха (областной правитель). Архелай претендовал на царский престол Иудеи, но Август оставил за ним титул этнарха, пообещав сделать его царем при условии, что он того заслужит. Но Архелай так и не заслужил царского достоинства. Подобно отцу, он был жестоким правителем, но не унаследовал от отца государственных способностей. Народ его не любил и боялся так же, как и Ирода Великого. Правление Архелая длилось до 6 года по Р. X. За избиение трех тысяч иудеев в праздник Пасхи и за другие преступления Август сослал Архелая в Галлию, где он и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

4. Так умер Ирод. Архелай справил в честь отца, как того требовал обычай, семидневный траур, затем угостил своих друзей и, отменив траур, направился в храм. Везде на пути его приветствовали кликами радости и прославлениями, так как все наперебой друг перед другом старались высказать ему свои благопожелания. Затем Архелай взошел на устроенное возвышение, снабженное золотым троном, и обратился с приветственной речью к народу, выражая ему свое удовольствие по поводу его расположения к нему, которое высказалось в его благопожеланиях; вместе с тем он благодарил собравшихся, что они предали забвению все несправедливости, совершенные относительно их его отцом, и обещал приложить все старания, чтобы воздать им добром за их к нему расположение. При этом Архелай сказал, что он пока не принимает титула царя, потому что тогда только будет иметь на него право, когда император утвердит завещание отца его. По этой же причине он отклонил и желание иерихонского войска, собиравшегося возложить на него диадему; он-де отлично понимает неуместность такой почести, потому что еще не удостоился официального утверждения со стороны императора. Когда же он достигнет власти, то приложит все свое старание, чтобы вознаградить их за расположение к нему; он постарается доказать им, что хочет быть во всех отношениях и для всех лучше отца своего. Как это обыкновенно бывает с толпой, последняя была уверена, что люди, достигшие высокого положения и власти, в первые же дни выказывают весь свой характер; поэтому, поскольку Архелай говорил мягко и любезно с народом, постольку же чернь еще более превозносила его похвалами, а затем стала требовать себе всяких льгот: одни громко требовали, чтобы им облегчили их ежегодные налоги, другие просили освободить узников, заключенных Иродом в темницы (там их давно томилось множество), были, наконец, и такие, которые требовали отмены налогов, безжалостно взимавшихся со всего покупаемого и продаваемого на рынках. Считая весьма важным для себя с самого начала заслужить расположение народа, нужное для утверждения его во власти, Архелай нисколько не отклонял этих просьб, но начал с полной готовностью исполнять все эти желания народа. Затем он принес жертву Предвечному и отправился обедать со своими друзьями. Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010