Комплекс включает в себя цистерну времен Ирода и Адриана, носящую название Струтион (греч. «воробей»), каменную мостовую (греч. Лифостратон), давшую название всему комплексу, и, наконец, описанную арку, взятую в архитектурный «футляр» – храм Богоматери Сионской. В целом расположение монастыря совпадает с северной частью крепости Антония, построенной Иродом Великим (ок. 30 г. до P. X.) на скалистой платформе, занимающей северную часть Храмовой Горы. Крепость призвана была защищать город с севера, а также позволяла римскому гарнизону контролировать территорию Храма – главного центра общественной жизни, а значит, и «зону риска». Цистерна Струтион служила водным резервуаром для гарнизона крепости. Она была сделана по приказу Ирода после того, как стена Антония перекрыла водопроводный канал, проведенный еще в эпоху Хасмонейской династии (II в. до P. X.) и обеспечивавший потребности в воде всех служб Храма. Позже, в 30-е годы II в. н. э., император Адриан заключил бассейн под каменные своды, превратив его в цистерну. Сам Лифостратон представляет собой римскую мостовую также эпохи Адриана, вымощенную поверх сводов указанной цистерны. Но использованы для мостовой были подлинные камни евангельского Лифостратона, оставшиеся от внутреннего мощеного дворика разрушенной Титом в 70 г. н. э. башни Антония. Напластования всех названных строительных периодов и собраны в музейном заповеднике Лифостратона. Вход в музей с переулка – на углу с Виа Долороза. Пройдя вестибюль с тремя уютными ложами– амфитеатрами, предназначенными для пояснений экскурсоводов, спускаемся по лестнице и оказываемся в подземном Иерусалиме I-II вв. Для осмотра цистерны Струтион нам придется спуститься еще ниже. А вернувшись затем на уровень адриановской мостовой, обратим внимание на огромное каменное ядро в вестибюле – одно из тех, которыми проламывали стены города катапульты Тита, и свернем от него направо. Перед нами Лифостратон, с плитами, исчерченными знаками «игры в царя», излюбленной игры римских легионеров, с проезжей частью для кавалерии, камни которой снабжены специальной просечкой, чтобы копыта коней не скользили по камням, с отверстиями колодцев, через которые воины могли зачерпнуть воды из находящейся прямо под ними цистерны. Для историка Лифостратон представляет бесценный каменный документ строительной истории города. Для паломника это возможность прикоснуться к реалиям евангельской истории. И в этом смысле, не так важно, на полметра выше или ниже проходила реально мостовая, которой касались стопы Божественного Страдальца, левее или правее лежал камень, исчерченный грубой солдатской игрой воинов, «метавших жребий о разделении риз Его»... Важно, что это происходило – здесь. Здесь самые камни помнят то, что хотели бы нередко забыть люди. Как сказал однажды Спаситель, «если они (люди) замолчат, то камни возопиют». Лифостратон вопиет. Темница Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Даже в 1947 г., когда через одного из вифлеемских антикваров-комиссионеров первые четыре рукописи (они, кстати, так и остались самыми ценными и сохранными в коллекции) приобрел сирийский митрополит Мар Афанасий, никто из экспертов не верил в их древность. Их считали, в лучшем случае, средневековыми, а то и вообще подозревали в них умелую подделку. Только когда год спустя митрополиту удалось показать приобретение профессору Еврейского университета Э. Л. Сукенику, тот понял и оценил важность находки. Шла еврейско-арабская война 1948 г., Иерусалим был перегорожен демаркационной колючей проволокой. Сукеник направил на встречу с представителем митрополита своего сына, в будущем видного археолога, а тогда одного из «полевых командиров» сионистских отрядов Хагана, Игаэля Ядина. Так первые четыре, а за ними еще три свитка оказались в библиотеке университета, а затем в Музее Израиля – в специально для них построенной Скинии Книги... Масада В 15 км к югу от Эн-Геди есть поворот с приморского шоссе направо – к подножью горы-крепости Масада. Мощная, даже сейчас кажущаяся неприступной, твердыня («Масада» в переводе с еврейского и значит «крепость») была построена Иродом Великим в 36 г. до P. X. Строителям понадобилось только укрепить стенами природный холм с почти отвесными скатами. Наибольшую известность крепость приобрела в связи с событиями Иудейской войны – восстания против римского владычества в 68–73 гг. После разрушения Иерусалима (70 г.), падения крупнейших и наименее уязвимых иудейских крепостей Иродиона и Махеруса, Масада оставалась последним оплотом повстанцев. ...Когда римские солдаты вошли в пролом, пробитый таранами, охваченная пожаром крепость была пуста. В горящем дворце Ирода они наткнулись на гору мертвых тел. 960 последних защитников Масады, включая женщин и детей, покончили с собой, сохранив, как скажет о них Иосиф Флавий, «свободу, как величественное себе надгробие». На протяжении восемнадцати столетий Масада оставалась забытым местом – за исключением короткого периода, когда здесь в V-VI вв. селились православные монахи, искавшие пустынного уединения. От того времени сохранились развалины небольшой византийской церкви, сложенной из камней разрушенных стен. Честь первого научного открытия Масады принадлежит американскому ученому Э. Робинсону (1838 г.), но полномасштабные археологические раскопки и реставрационные работы были проведены здесь в 1963–1965 гг. группой археологов Иерусалимского Еврейского университета под руководством И. Ядина – сына вышеупомянутого профессора Э. JI. Сукеника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

4 . Итак, ему долженствовало опередить смерть Иисуса и умереть раньше Его, чтобы не только как придя в жизнь он был Предтечею общего спасения для живущих, но и для сущих под землею, имеющих быть спасенными и насладиться плодом Домостроительства, 668 он пришел бы как Предтеча, и таким образом во всем был Его Предтечею, и, сохраняя за собой прекрасным образом усвоенный ему чин ангелов, служащих Божественным Домостроительствам, и в силу его ангельского образа жизни во плоти не уступил бы уже никому и из первых учеников, сам первый положив душу за любимого Владыку, и то раньше, чем он получил явленнейшее удостоверение Божества во Христе, что Он позднее соблаговолил сделать для Своих учеников; долженствовало, чтобы Христов Креститель стал сообразен и Страстям Христовым, и как Тот добровольно пошел на смерть, так чтобы и он, в награду за свое стояние за законы, таковую принял кончину: не распятие, как Тот имел перенести, не надругательства, не прободение в ребро (потому что это и все подобное принадлежало цели и делу Домостроительства, и по этой причине задолго таким образом было предсказано), 669 – но вынести страдание только головы, которой он, ведая открытое ему будущее, сострадал Ему, с другой же стороны, сорадовался, принимая во внимание проистекающую оттуда пользу для всего человечества. Итак, в этом была нужда, и так и произошло, и это является предметом сегодняшнего дня и всех событий, совершенных и повествуемых в связи с ним. Итак, внешним основанием для сего – не столько страдания, сколько венцов (для Крестителя) – послужила давнишняя ненависть к нему Иродиады и событие, случившееся тогда во время пира (Ирода); истинная же причина заключалась в недобрых замыслах «доблестных» хранителей законов, которые убили Иисуса как якобы разорителя законов, которым казалось недопустимым нарушить субботу; Ироду же они допускали безмерно идти против законов; (так они поступали), потому что они не могли терпеть того, что Иоанн, повсюду возвещающий Иисуса, после оного полного удовлетворения с небес возбудил к себе такое глубокое уважение (как это и следовало ему), 670 так чтобы жить у Ирода и пользоваться у него таким великим почтением, – боясь, чтобы вместе с Иродом он не увлек за собой и все множество иудеев, на что у них, действительно, было доброе основание так заключать; потому что они видели, что Ирод весьма внимает ему и с удовольствием общается с ним и во многом слушается его: потому что он видел в нем святого мужа и праведника и как таковому оказывал большое внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

2:7. Письмо-пропуск для беспрепятственного перемещения. Поскольку Неемия преследовал политическую цель, он мог ожидать враждебного к себе отношения со стороны местных персидских властей. Он был обеспокоен нестабильной ситуацией, которая установилась в разных частях империи (см. коммент. к Неем. 1:1 ). Такое письмо обнаружено в арамейских документах V в. до н. э. Главное его назначение – дать распоряжение местным властям обеспечить путешественников провизией из царских припасов. 2:8. Хранитель царских лесов. Хранитель царских лесов носил еврейское имя (Асаф). Лес, по-видимому, находился в Ливане (который персы завоевали в середине VI в. до н. э.), хотя на приморских землях Палестины еще могли сохраняться лесные массивы. Греческие историки Ксенофонт и Диодор писали о том, что в обязанности чиновников персидского правительства входила забота о местных парках. 2:8. Использование древесины на строительство. Древесина требовалась для определенных целей: 1) строительства ворот цитадели (предшественницы более поздней крепости Антония, построенной на северной стороне второго храма Иродом Великим); 2) восстановления городской стены (хотя стены были построены из камня и глиняных кирпичей, дерево использовалось для укрепления конструкции); 3) для резиденции Неемии. Хотя основным строительным материалом служили камень и глиняные кирпичи, кедр использовался для внутренней отделки резиденции. 2:10. Санаваллат. Санаваллат, хоронит, был губернатором Самарии. Это подтверждается арамейским папирусом из Элефантины Египетской, в котором также упоминаются двое его сыновей. Папирус из вади Daliyeh перечисляет самарийских губернаторов, трое из которых носили имя Санаваллат. Поскольку в имени его сыновей присутствует элемент Yah, Санаваллат, возможно, поклонялся Яхве (хотя см.: Неем. 13:28 ). Термин «хоронит» непонятен, хотя может просто означать человека родом из местности или города, в названии которого присутствует элемент «хорон». Санаваллат был противником Неемии, поскольку Иерусалим и Иудея первоначально находились под его юрисдикцией, хотя неизвестно, входила ли Иудея в состав его провинции, или ему было дано право административного надзора над областью Иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Начальники храма оскорбились ревностью Иисуса Христа, ибо она была явным укором их нерадению. Вступив с ним в разговор, они спросили: – Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Господь отвечал: – Разрушьте храм сей, а Я в три дня воздвигну его. Говоря о храме, Иисус Христос разумел Свое собственное тело, бывшее истинным храмом Его Божества; и потому ответ Его содержал в себе такую мысль: когда вы умертвите тело Мое, а Я в три дня воскрешу его, тогда вы увидите и Мое Божество, и вместе с тем Мое право действовать так в Иерусалимском храме. Иудеи не поняли таинственного смысла Господних, слов, и потому возразили: – Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты ли в три дня воздвигнешь его? Сделав это возражение, они с неудовольствием отошли от Иисуса Христа. На горе Мории, на месте древнего Соломонова храма, стояч храм Зоровавеля, перестроенный и великолепно украшенный Иродом Великим 10 . Он был расположен на трех понижавшихся уступами четырехсторонних террасах или площадях, выделанных на отлогой вершине Мории. Первая и самая высшая из них была занята храмом; вторая, 6 локтями низшая первой, заключала в себе двор Израильтян и была окружена высокой каменной стеной, отделяющей ее от следующей площади: третья, 9½ локтями низшая второй, заключала в себе двор язычников и также была обнесена стеной, отделявшей храм от прочих частей города. Внешняя стена с каждой стороны простиралась в длину на 500 локтей 11 и имела 6 врат: по одним с восточной и южной сторон и четверо на западной 12 . Вдоль стен изнутри проведены были крытые ходы или портики, поддерживаемые коринфскими белыми мраморными колоннами 13 . Под сими-то портиками находились упоминаемые в Евангелии продавцы овец, волов, голубей и меновщики денег, а также устроены были комнаты, в которых хранились различные церковные вещи, сокровища, съестные припасы и вообще все нужное. Поскольку могли сюда входить все, даже и язычники, то эта часть храма получила у новейших писателей название двора язычников. Среди двора язычников помещался двор израильтян, обнесенный высокой каменной стеной. Стена изнутри была обставлена колоннадой, а в северной и южной стороне застроена зданиями, в которых помещались залы синедриона, синагоги, жилища священников и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010