Адресатом притчи являются фарисеи: именно они считали себя праведниками и ставили свои добродетели себе в заслугу. Фарисеи любили молиться, но делали это напоказ, за что Иисус жестко критиковал их в Нагорной проповеди. Там же Он дал совет ученикам, как они должны молиться: не напоказ, а втайне и не уподобляясь язычникам в многословии ( Мф. 6:5–8 ). Притча о мытаре и фарисее может служить иллюстрацией к этим словам. Действие притчи происходит в храме Иерусалимском единственном месте, которое могло быть обозначено термином τ ερν (буквально: «святое», «святилище»). Храм, отреставрированный, а фактически в значительной своей части заново отстроенный Иродом Великим, представлял собой внушительный архитектурный комплекс, включавший крытые и открытые пространства. С южной стороны в храм входили через Двойные врата, за которыми располагался Двор язычников – место, доступное для неевреев. За этим внешним двором следовал внутренний, называемый Двором женщин, – туда могли входить все евреи, включая женщин, но не могли входить язычники. Во Двор израильтян могли входить только ритуально чистые мужчины, в святилище – только священники, а в святое святых – только первосвященник один раз в год. Фарисей, очевидно, молился во Дворе израильтян, в непосредственной близости от жертвенника 308 . Где молился мытарь, мы не знаем – возможно, он также вошел во внутренний двор. Он стоял «вдали» от фарисея, но на таком расстоянии, что фарисей его заметил. Контраст между двумя персонажами притчи подчеркивается выразительными подробностями. Фарисей встал вблизи от жертвенника, мытарь вдали. Фарисей, вероятно, молился, подняв очи вверх, как это было принято; мытарь не смел поднять глаза на небо. Фарисей стоял прямо и, по-видимому, не двигался (такой смысл может иметь причастие σταθες – «встав», то есть встав неподвижно); мытарь сопровождал молитву ударением себя в грудь. Молитва фарисея была рациональной, молитва мытаря – эмоциональной. Фарисей молился долго, перечисляя свои добродетели, но не повторяясь; мытарь произносил одну и ту же краткую формулу. Фарисей молился про себя (πρς αυτν – буквально: «к себе»), мытарь – вслух (λγων – «говоря»). Фарисей мог наблюдать за мытарем, видеть его движения и, возможно, слышать его голос; мытарь не наблюдал за фарисеем и, по-видимому, не замечал его. Фарисей был сосредоточен на себе, мытарь на Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

288 Ирод Агриппа I – внук Ирода Великого, с 40 г завладел всей Палестиной В 44 году его постигла страшная смерть (Ср Деяния, 12 23). 289 Приводимые Евсевием свидетельства Писания и Иосифа Флавия называют разных царей. В одном рассказывается об Ироде, которого иногда ассоциировали с Иродом Великим, в другом – об Агриппе. Сам Евсевий не скрывает этих разночтений, но предпринимает попытку объяснить их «Я удивляюсь совпадению этого рассказа у Иосифа и в Священном Писании , – пишет он, – он правдив. Если некоторые думают, что есть разногласия в имени царя, то и дела и дни указывают на одного и того же человека. Может быть, переписчик ошибся и переменил имя, а может быть, то же самое лицо носило два имени, как это бывает со многими (II, 10, 10). Как подтверждают современные исследователи, этот царь действительно носил двойное имя Ирод Агриппа ( Евсевий Памфил «Церковная история» М, 1993 С 382 Прим 27). 291 Галерий, официальное имя Цезарь Гай Галерий Валерий Максимиан Август – приемный сын и соправитель императора Диоклетиана, в 305 году был провозглашен августом совместно с Констанцием Хлором после отречения Диоклетиана и Максимиана Геркулия и получил в управление Иллирию, Азию и Восток, его резиденцией была Никомедия Галерий был активным врагом христиан, и именно под его давлением Диоклетиан начал на них гонение. Однако под конец жизни, заболев неизлечимой болезнью, Галерий резко изменил свою политику и издал в 292 Максимин (полное имя Цезарь Галерий Валерий Максимин Август, вошел в историю под именем Максимина Дазы) – племянник императора Галерия, в 305 году получил титул цезаря, а в 309 году – титул августа, управлял Египтом и Сирией. В начале своего правления он внешне снисходительно относился к христианам, многие из них были освобождены из тюрем, возвращены из рудников, их не преследовали и им было разрешено собираться на сходки. Однако затем Максимин продолжил политику жестоких преследований христиан. В 313 году потерпел поражение в битве при Адрианополе от Лициния, обратился в бегство и окончил свой жизненный путь при неясных обстоятельствах либо он был отравлен, либо покончил с собой. Все восточные провинции признали власть Лициния. Подробнее см Федорова Е. В. Указ соч С 258–259

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Послушный Риму Ирод правил успешно. Возведение им великолепных зданий и сооружений (например, постройка морского порта в Кесарии, этого поразительного инженерного сооружения) прославило его имя среди современников. Особо следует отметить, что он взялся за восстановление Иерусалимского храма. Это грандиозное предприятие было начато Иродом в 20 г. до Р.Х. и продолжалось после его смерти ( Ин. 2:20 ; Мк. 13:1 ). За свою строительную деятельность его прозвали великим. К сожалению, пороки Ирода затмили его достоинства. Эгоистичный, завистливый и подозрительный, он порой вел себя, как безумец, вплоть до того, что убил собственных сыновей. Итак, в преддверии новозаветной истории иудейский народ был подчинен иноземной силе, находился под непосредственным управлением даровитой, но деспотичной личности, и его надежды на спасение все еще не осуществились. Введение к Евангелиям и Деяниям апостолов Историческая ситуация Ирод Великий, умерший вскоре после рождения Иисуса, завещал престол в Иудее и Самарии своему сыну Архелаю ( Мф. 2:19–22 ). Архелай, унаследовавший пороки своего отца и не имевший его достоинств, через десять лет был свергнут с престола. В результате Иудея и Самария оказались под непосредственным правлением Рима, которое осуществляли сменявшие друг друга прокураторы, в частности Понтий Пилат, занимавший этот пост во время земного служения Иисуса Христа. Галилею (где прошла большая часть жизни и служения Иисуса) и Перею Ирод завещал другому своему сыну, Ироду Антипе, который вскользь упоминается в Евангелиях (напр., Мф. 14:11–12 ; Лк. 23:6–15 ). Правление Антипы было продолжительным, однако в 39 г. по Р.Х. внуку Ирода Великого Ироду Агриппе удалось изгнать Антипу и захватить власть над Галилеей и Переей. Спустя два года друг детства Агриппы Клавдий, ставший к этому времени римским императором, сделал его царем Иудеи и Самарии. Агриппа, управлявший уже всей территорией, был весьма любим иудеями, однако царствование его было непродолжительным. Он начал гонения на некоторых апостолов ( Деян. 12:1–4:19–23 ). В 44 г. по Р.Х. он получил достойное воздаяние за свои прегрешения и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Лишь по окончании службы и увольнении в почётную отставку они специальным императорским указом получали римские гражданские права для себя и членов своих семей и все связанные с этим привилегии. Но командный состав ауксилиарных войск комплектовался исключительно из римских граждан. В интересующий нас период центурионами становились главным образом старослужащие легионеры или бывшие преторианцы, то есть выходцы из императорской гвардии. Чтобы стать центурионом, для начала – в ауксилиарном формировании, рядовому римскому легионеру или преторианцу необходимо было пройти целую серию повышений по службе, последовательно осваивая каждую ступень, а это было доступно далеко не всем солдатам 172 . Иудея была провинцией, находившейся под непосредственным контролем императора. Так как для римлян она серьёзного стратегического значения не имела, а защиту от внешнего врага ей обеспечивали 4 легиона, дислоцированных в соседней Сирии, то гарнизон самой Иудеи состоял из небольшого количества ауксилиариев, задачей которых было прежде всего поддержание внутреннего порядка в провинции. Состояли такие ауксилиарные части из пехотных когорт (cohors), кавалерийских ал (ala) по 480–500 чел. в каждой и когорт смешанного состава (cohors equitata) (120 всадников и 480 пехотинцев) 173 . Местом постоянной дислокации гарнизона Иудеи, «горсти ауксилиарных войск», по выражению Э.М. Смолвуда, был город Кесария Приморская, резиденция римского наместника всаднического ранга, прокуратора или префекта. Это были пять когорт и одна ала, которые набирались в том же регионе из неиудейского населения городов Кесарии и Себасты, когда-то названных Иродом Великим в честь Цезаря Августа (Κασαρ Σεβαστς), своего покровителя (Ios. Antt. XIX. 9. 2 (365); XX. 6. 1 (122); Bell. Iud. III. 4. 2 (66)) 174 . Минимум одна когорта постоянно несла караул в Иерусалиме (Ios. Bell. Iud. V 5. 8 (244)), именно её солдаты вырвали апостола Павла из рук озверевшей толпы, которая собиралась с ним расправиться (см.: Деян.21:27–36 ). Распоряжался при этом, «взяв солдат и центурионов» (παραλαβν στρατιτας κα κατοντρχους), командир когорты, военный трибун Клавдий Лисий (χιλαρχος τς σπερης), этнический грек, купивший, по его собственному признанию, римское гражданство за большие деньги (πολλο κεφαλαου) ( Деян.21:31–32, 22:28 ) 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вполне естественно, что художники воспринимали апостольское Послание как конкретное указание, прототип для иконографии сцены. Преграда Скинии, как показано выше, была сплошной стеной; Флавий, который описывает её в виде “четырёх колонн”, стоящих на определённом расстоянии друг от друга, скорее всего также поддаётся общей “эллинистической” страсти своего времени. Вообще его сочинение, которое теперь является самым точным и богатым источником для истории иудейского народа, не было принято в соответствующей среде его времени по двум причинам; кто-то не мог забыть предательства Иосифа, его перехода на сторону римлян, другие же не могли простить ему “эллинизацию” Ветхого Завета. Поэтому неосторожные высказывания авторов о том, что описания Святая Святых рисуют её устройство в виде четырёхколонного портика 42 , следует воспринимать более осмысленно и критически. Объективно набор из 4-х колонн, ставший основой для раннехристианской формы преграды, не имел художественной связи со Скинией. Фактическая основа в виде библейского указания на число колонн хотя и сохраняется, но интерпретируется достаточно свободно уже в русле эллинистического развития. Решение, к которому приходит раннехристианское искусство, имеет художественное основание в языческой архитектуре Древней Греции и Древнего Рима, тогда как его символический исток лежит в области преданий иудейского народа. Палестинское искусство рубежа летоисчисления дало прочное соединение двух этих пластов — теоретического и пластического. Это утверждение доказывается тем фактом, что эллинизм был прочно усвоен иудейским искусством при реставрации Иерусалимского храма Иродом Великим, при строительстве синагог как до Р. Х., так и после. О теоретической основе, которую предоставляло ветхозаветное искусство, сказано уже достаточно. В качестве примера пластического развития можно упомянуть, например, о реконструкции алтаря греческого храма Геры Акрейской в Перахоре (Perachora, V век до Р. Х.) 43 . С религиозной и символической точки зрения данная архитектура не имеет никакого отношения ни к иудейскому миру, ни тем более к христианскому, но нельзя не заметить, что христианские алтарные преграды начиная с VI века по Р. Х. имеют много общего с архитектурой подобного рода.

http://pravmir.ru/vethozavetnyie-prototi...

Когда говорят: жестокий, как Ирод, не нужно думать, что речь идет только о младенцах, которых он перебил в Вифлееме. Ирод, прозванный Великим, царствовал с 37 года до н. э. по 4 год до н. э. Он насильственно захватил Иудею. Он не был законным царем, а пришел к власти при поддержке римлян, которые ему покровительствовали. Одно время он ориентировался на царицу Клеопатру, и даже подумывал, не жениться ли на ней (женат он был десять раз). После поражения Клеопатры и Антония в битве при Акции в 30 году до н.э. Ирод стал верным, преданным союзником, вассалом императора Августа, единодержавного диктатора всего–Средиземноморского мира, всей Римской империи того времени. Август всегда его поддерживал, хотя и изумлялся той вакханалии убийств, которая творилась во дворце Ирода. Ирод жил на широкую ногу, строил много роскошных зданий, украсил Иерусалимский храм, построил театры, ипподромы, всевозможные дворцы для себя — летние, зимние, и в _столице, и на берегу, в Кесарии. Народ его ненавидел, день его смерти потом считали праздником. У него был комплекс узурпатора — комплекс любого тирана. Каждый тиран — или параноик, или становится параноиком. Так вот. Ирод был типичным в этом отношении человеком. Можно сказать, что в каком–то микромасштабе это была некая сталинская фигура. Он подозревал всех в шпионаже. Единственным человеком, которого он любил, была его жена Мариамна. Но поскольку она происходила из рода хасмонеев, свергнутой Иродом иудейской династии, то, естественно, он заподозрил и ее. Кончилось все это процессом и казнью Мариамны. Мариамна, я повторяю, была единственным человеком, которого он любил, и Ирод сам чуть не сошел с ума после ее казни. Он казнил и несколько своих сыновей, подозревая их в том, что они хотят лишить его престола, причем последнее убийство было особенно страшным и нелепым. Сын был заключен в тюрьму, опять же по подозрению в шпионаже, в измене (как у Ивана Грозного — все это стандартно). Ирод в это время был тяжело болен, это было буквально накануне его смерти. Вдруг во дворце раздались крики, стоны и плач — так показалось сидящему в тюрьме сыну. И он сказал солдату, который его охранял в тюрьме: «Открывай ворота, отец умер, хватит мне тут сидеть». Но тот оказался исправным служакой и побежал наверх выяснить, в чем дело. Узнав, что шум был по недоразумению, что Ирод жив, сообщил ему, что вот так и так мне сказал ваш сын. И это стоило сыну жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Партию зелотов Иосиф Флавий описывает как «четвертую философию» у иудеев (Иудейская война 2.8.1; Иудейские древности 18.1.1, 6). Основал ее, возможно, Иуда Галилеянин, поднявший антиримское восстание в 6 году н. э. ( Деян.5:37 ). Зелоты были против того, чтобы Израиль платил налоги языческому императору. По их мнению, это предательство Бога, истинного Царя Израиля. В религиозных верованиях они соглашались с фарисеями, а по духу возродили ревность, некогда выказанную Мат-тафией и его сыновьями во время маккавейского восстания. Римляне подавили бунт, Иуда был убит, но члены его семьи продолжали бороться за свободу и независимость своей страны. Ряд современных ученых сомневаются, что зелоты Иудейского восстания, начавшегося в 66 году н. э., существовали как отдельная партия еще в начале I века. Так это или не так, ясно одно: в Израиле всегда были отряды воинственно настроенных патриотов, готовых поддержать борьбу за национальную независимость. Путаница возникает из-за употребления слова «зелоты» во многих туманных пассажах. Примерно в середине I века другой патриот-агитатор из Египта собрал группу примерно из 4 ООО вооруженных иудейских националистов. Их основным оружием были спрятанные кинжалы, поэтому их прозвали «сикариями», то есть «убийцами» ( Деян.21:38 ; Иосиф Флавий, Иудейская война 2.13.3). Зелоты развили большую активность во время войны 66–70 годов н. э. – войны, приведшей к гибели Иерусалима. Последним оплотом зелотского сопротивления была Масада у Мертвого моря, крепость, построенная некогда Иродом Великим как убежище для себя. Более трех лет продержались ее защитники. Наконец, в одну из апрельских ночей 73 года римляне прорвали оборону на верхней террасе. Тогда последние из оставшихся в живых защитников убили своих жен и детей, а затем и самих себя, предпочтя смерть плену (см. Иосиф Флавий, Иудейская война 7.8). Среди близких учеников Иисуса были как бывший зелот ( Лк.6:15 ; Деян.1:13 ), так и сборщик податей для римлян (Матфей). Это ярко демонстрирует, что Иисус увлекал за собой людей самых разных взглядов и слоев. 6. Простой народ

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Так в древности поступали многие завоеватели, чтобы сломить дух сопротивления в покоренных ими странах. Самария оставалась центром этой провинции и в дальнейшем, переходя, вместе со всей Палестиной, от Ассирии под владычество Вавилона, затем Персии, а затем и Греции. В 130 г. до РХ Самария была разрушена Гирконом (Маккавейский период) , но позже восстановлена и обстроена Иродом Великим, который переименовал ее в Себасте. Теперь это небольшое селение Себастия рядом с холмом, который остался от прежней Самарии, со множеством развалин и остатками древних ворот, у которых, возможно, сидели те прокаженные, о которых говорится в 4Ц 7.3 (так исполнилось пророчество о ней- Мих 1.6 , высказанное в 7 в. до РХ); б) название всего Северного (Израильского) царства (3Ц 18.2; 4Ц 17.24,26,28,29; Езд 4.10 ; Иер 31.5 ; Ос 14.1 (ср. ст. 2); Ам 3.9 ), вошедшее в употребление после царствования Ахава и употреблявшееся всегда с целью подчеркнуть отступничество от Бога жителей этого царства ( Иер 23.13 ; Ос 7.1; 8.5–6 ; Ам 8.14 ) (в 3Ц 13.22 Самария упомянута при описании событий, происшедших примерно за 50 лет до ее образования); в) название одной из римских провинций Палестины, располагавшейся между Иудеей и Галилеей ( Ин 4.4:7 ). В. Вихлянцев. Библейский словарь (историко-религиозный), 1994 г. 10 Акко (ивр. ‎ – Акко, араб. ‎‎ – Акка, европейские языки: Acre, St. Jean d’Acre) – город в Западной Галилее (Израиль), расположенный примерно в 18 км севернее города Хайфа, на берегу Средиземного моря. По материалам Википедии. 11 Эпитропия (греч. Επιτροπ – комиссия) – в греческом церковном праве, а так же в греческом обществе – структура самоуправления. Эпитропия образуется путем выборов. Голосованием избираются члены комиссий (эпитропы), которые впоследствии, осуществляют исполнительную власть. Носит внутренний и часто временный характер. По материалам википедии. 12 Муфтий (араб. ‎‎ – muft, производное от афта – «высказывать мнение») – высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

9:29), а нередко они имели там же и свое постоянное местопребывание; наконец, так как у западных пределов страны проживали греко-восточные язычники, то соседство это также немало способствовало к тому, чтобы греческий язык, нравы и религия не оставались неизвестными палестинским иудеям. Тем не менее к чести туземного иудейства нужно сказать, что оно, конечно, в общем и не принимая в расчет некоторых исключений, сохранило себя от языческого влияния и твердо держалось отеческой веры и отеческих нравов. Чтобы не допускать увлечения служением языческим идолам, в Палестине особенно настаивали на соблюдении второй заповеди ( Исх.20:4 ) и не допускали в храм никаких изображений, а однажды не допустили даже и того, чтобы в Иерусалим были внесены римские орлы с изображением императора 29 . Сношение с язычниками иудеям было строго воспрещено, а в особенности – во время празднеств; запрещено было даже пользоваться языческим вином и деревьями из священных идолопоклоннических рощ. Всякая встреча с язычником оскверняла иудея ( Деян.10:28 ; Ин.18:28 ); в то время, как иудей, впрочем, мог еще пригласить к своему столу язычника, – было бы совершенно противозаконно, если бы иудей сел за стол у язычника ( Деян.11:3 ; Гал.2:12 ). Языческо-римское владычество над Палестиной считалось несправедливым и незаконным, вследствие чего во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа для всех палестинских иудеев было действительно серьезным вопросом, – следует ли платить дань кесарю или нет ( Мф.22:15 ; Мк.12:13–17 ; Лк.20:20–26 ). Зато какой величайшей радостью было для тогдашнего иудея обращение язычника к Моисеевому закону ( Мф.23:15 )! В описываемую эпоху Палестина уже не сохраняла более деления, как раньше, на двенадцать израильских колен. Из евангельских повествований, как и из других нехристианских исторических памятников мы знаем, что во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа по западную сторону Иордана она была разделена только на три провинции Иудею, Самарию и Галилею; по ту сторону Иордана находилась Перея; к ней примыкали Батанея, Трахонитида, Аврантида и Итурея – провинции, которые за несколько лет до рождения Иисуса Христа снова все были объединены Иродом Великим под одной властью. Рассмотреть их поближе нам необходимо для того, чтобы яснее обрисовать страну и народ иудейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Наоборот, с уверенностью можно сказать, что постоянным и сильным желанием св. проповедника христианской свободы было: показать иудеям, что закон – сень, а христианство – сама действительная истина, и что, посему, оправдание – в одном только христианстве; а закон для оправдания – безразличен. А если он и бывает иудеем для иудеев, то это только из любви к своему родному народу и из святого желания, снисходя к их немощи в делах безразличных, успешнее привлекать их к истине св. Евангелия. А указанное выше мнимое противоречие и разрешалось этими мыслями о значении закона в христианстве и смысле его допущения для иудеев. —75— Кратко, таким образом, смысл этого принятия св. Павлом обета назорейства словами блаженного Феофилакта можно выразить так: «так как иудеям казалось, что он учит отступничеству от закона, и так как многие гнушались его и не принимали его проповеди, то и в Конхреях и в храме Иерусалимском делает это с высокою целью. Это тоже, чтó он говорил: бых подзаконным, яко подзаконен, да подзаконныя приобрящу». 779 Корабль, на котором св. Апостол отправился из Ефеса, держал свой путь до Кесарии Палестинской или Стратоновой, которая представляла из себя самую лучшую гавань на палестинском берегу Средиземного моря с удивительными инженерными и архитектурными приспособлениями для порта, устроенными Иродом Великим. 780 В этом шумном, почти совершенно языческом, блестящем портовом городе св. Павел долго не медлил. Видимо, времени до праздника оставалось очень немного 781 , и он вместе с своими спутниками и некоторыми иудеями – паломниками, приплывшими вместе с ним, поспешил пройти, по обычаю, пешком те 454 стадий, на каковом пространстве растягивался обычный Иерусалимский путь от Кесарии до Иерусалима. 782 Хотя почти до половины путь —76— в Иерусалим шел вблизи морского берега, от Кесарии постепенно уклоняясь к юго-востоку вплоть до Антинатриды 783 , где близость моря при отлогости берега значительно умеряла майские-июньские жары, – хотя св. путник, вероятно, по принятому обычаю, путешествовал ночью, а жаркое время дня уделял сну, – однако палестинская жара давала сильно чувствовать себя назорею.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010