а) Положение. Город стоит в гористой местности, между бассейнами Средиземного и Мертвого морей, в расстоянии 32 миль от моря и 18,5 миль от Иордана. Его естественное положение – одно из наиболее сильных. На запад и юг находится глубокая рытвина долины Енном, на восток – рытвина потока Кедрон (или долина Иосафатова). Обе эти долины соединяются в юго-восточном углу означенного сплошного горного хребта. Самый хребет пересекается от севера к югу долиной Тиропеон, постепенно поднимаясь от юга, к уровню плоскогорья и разделяя местность города на два холма – Сион на западе и Мориа на востоке. Из них, Сион обширнее и выше, а Мориа круче, чем другие холмы. Южный склон холма Мориа назывался Офел. На горе Мориа Авраам готовился принести в жертву сына своего – Исаака ( Быт. 20:2 ); Давид принес умилостивительную жертву, дабы остановить погубляющего ангела ( 2Цар. 24:25 ) и, наконец, на этой горе Соломон воздвигнул храм Господу ( 2Пар. 3:1 ). В книге Судей, город описывается, как крепость Иевусеев, которые мужественно противились всем нападениям на них, со стороны Израильтян. Сионская крепость оставалась непокоренной все время, до взятия оной Давидом ( 1Пар. 11:4–9 ). С этого времени, Иерусалим сделался столицей и центром Иудейской народной жизни, хотя небольшие размеры города и не дозволяли ему вмещать в себе слишком большое народонаселение. Давид построил кругом его стену от Милло и внутри ( 2Цар. 5:9 ) и, перенесши Ковчег завета в Сион, сделал город великим народным святилищем. Соломон окружил город укрепленной стеной, и построил себе дворец в Офеле и храм на г. Мориа. Часть стены была разрушена Амасией, но возобновлена при Озии и Иофаме; Езекия и Манассия сделали к ней несколько прибавлений. Город и храм были разрушены Навуходоносором в 586 г. до Р. X. и возобновлены при Ездре и Неемии. Последующие судьбы Иерусалима, не могут быть здесь подробно описаны. Многим переворотам подвергся Иерусалим, особенно, во времена Маккавеев. В 63 году до Р. X. он был взят Римлянами, и затем в 37 г. до Р. X., опять Иродом и Римлянами – в 34 г. до Р. X. Ирод возобновил храм с особенным великолепием и окружил город второй наружной стеной. Третья стена была сделана Агриппой уже во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, для защиты северных предместий города. В 70 г. по Р. X., Иерусалим был окончательно взят и разрушен Римским императором Титом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Соленое море Со II в. по Р.Х. это внутр. море называли также Мертвым. С юга к нему примыкает Иорданская долина. В Библии С.М. ( Числ. 34:12 ; Втор. 3:17 ; Нав. 3:16 ) именуется также «морем равнины» ( Втор. 4:49 ), «морем пустыни» ( 4Цар. 14:25 ), Восточным морем ( Иез. 47:18 ; Иоил. 2:20 ); в рим. эпоху его называли Асфальтовым озером. Поверхность Мертвого моря на 392 м ниже уровня океана. В результате сильной жары испарение воды происходит очень интенсивно, поэтому концентрация солей в С.М. очень велика – 25%. Живые организмы жить в нем не могут. При легком ветре С.М. обычно спокойно, однако сильные ветры поднимают большие волны, а зимой здесь случаются даже штормы. На более пологом зап. побережье выпадает мало дождей, и приток воды в С.М. дают только небольшие ручьи и речки. Вост. побережье – гористое, с узкими ущельями в местах впадения рек (Вади-Зарка-Маин; Вади-ал-Мауджиб ⇒ Арнон). Южнее расположен полуо-в Лисан с устьем реки Вади-Керак. В рим. времена здесь можно было, перейдя море вброд, выйти на иуд. берег (возможно, 2Пар. 20:2 ). Этот переход охраняла маккавейская крепость Масада, построенная Иродом Великим и позволившая последним борцам иуд. восстания продержаться здесь до 73 г. по Р.Х. Плодород. равнина вост. полуо-ва Лисан, вероятно, часть некогда богатой влагой долины Сиддим ( Быт. 13:10 ; Быт. 14:2 ), которая после разрушения ⇒ Содома и ⇒ Гоморры ( Быт. 19 ) оказалась залитой морскими водами. В этой части С.М. ( Нав. 15:2 ) глубина не превышает 5 м. Юж. берег моря с устьем Вади-эль-Хеса (⇒ Заред) образует Севху, «достояние крапивы, соляную рытвину, пустыню навек» ( Соф. 2:9 ). Наряду с ⇒ солью здесь добывали и ⇒ земляную смолу; эти разработки определили основное экономич. значение С.М. в древности. В пророчестве Иезекииля, согл. которому С.М. наполнится свежей водой из живого источника, вытекающего из храма ( Иез. 47:8–10 ), говорится, что болота рядом с потоком останутся солеными ( Иез. 47:11 ). О судоходстве на С.М. в ветхозаветное время ничего не известно, но корабли на мозаичной карте ⇒ Медевы свидетельствуют, что в рим. период оно процветало. ⇒ Рукописи Мертвого моря. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фамильное имя Пилат встречалось очень редко, и известен только один прокуратор Иудеи с такой фамилией 3 декабря. ПРАВМИР. Археологи изучили 2000-летнее кольцо и пришли к выводу, что оно могло принадлежало префекту Иудеи Понтию Пилату.  На кольце сохранилась греческая надпись «Пилата». Об этом сообщает Times of Israel со ссылкой на журнал Israel Exploration Journal. Кольцо нашли еще 1968-69 годах во время раскопок в царском дворце крепости Иродион, построенной Иродом Великим между Иерусалимом и Вифлеемом. Среди прочих артефактов археологи обнаружили перстень из медного сплава с печатью с изображением кратера (чаши для вина) и греческими буквами вокруг него. Только недавно директор археологических работ в Иродионе Рой Порат передал кольцо исследователям для чистки, анализа и расшифровки надписи. В результате ученые из Еврейского университета Иерусалима обнаружили, что буквы образуют слово «Пилата». Причем, последняя буква была повреждена и не читалась, поэтому исследователи только догадываются о ее значении. Ученые отмечают, что версия о личной связи с Понтием Пилатом просто напрашивается сама. Возможно, что владельцем перстня был префект Иудеи, приговоривший к распятию Иисуса Христа. Фамильное имя Пилат встречалось очень редко, и известен только один прокуратор Иудеи с такой фамилией. С другой стороны, по мнению авторов исследования, такой влиятельный и богатый человек вряд ли стал бы носить простое металлическое кольцо. Более вероятно, что оно принадлежало кому-то из солдат, либо официальному лицу, иудею или римлянину, либо просто небогатому жителю Иродиона. Украшение также могло принадлежать кому-то из семьи Понтия Пилата, его подчиненному или вольноотпущеннику. Еще одна версия: префект мог носить золотое кольцо с печатью по торжественным случаям, а в будние дни обходиться простым медным. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/izrailskie-uchenyie-na...

IV. Застройка и внутр. структура Г. отражали определ. эпоху. Гор. стены в бронзовом веке были столь мощными, что соглядатаи сообщают: «города там большие и с укреплениями до небес» ( Втор 1:28 ). Стены Г. железного века в большинстве своем менее мощны. Часто при раскопках они оказываются давно обвалившимися, в то время как стены, сохранившиеся от бронзового века и послужившие им фундаментом, еще стоят. Архитектура Г. соответствует господствовавшим тогда политич. и социальным условиям. Толстые стены бронзового века восходят ко времени хананеев, когда население, по указанию гор. князей (царей), должно было исполнять подневольные работы. Такого рода царствования, при котором население, как рабочая сила, было полностью подчинено произволу царя, израильтяне сначала не знали. Большое строительство в Израиле начинается при Соломоне. Для этого было привлечено к оброчным работам (Принудительные работы) покоренное ханан. население ( 3Цар 9:15,20 ). Мощные укрепления Мицпы (Массифа) и других погран. городов свидетельствуют о войнах между Иудейским и Израильским царствами после их разделения. Широкомасштабное эллинистич. гор. строительство дает наглядное представление о проникновении в Палестину греч. культуры. V: 1) название Г. нередко дает сведения о: а) его положении: Рама, Рамоф др.-евр. «высота» – город, располож. на горе, холме; «авел» – луг, речная долина ( 2Цар 20:15 ), «эйн» (в Синод, пер. иноща – «ен») или «аин» – «источник» ( Нав 15:34 ), «беер» (в Синод. пер. – «вир») – «колодец» ( Нав 15:28 ), " Эмек» (в Синод, пер. – «емек») – «долина» ( Нав 18:21 ); б) плодородии окрестных земель и занятиях жителей Г.: Виффагия ­­ «дом смокв»; Махалев ­­ «тучность»; Вифсаида ­­ «дом рыбной ловли»; Вифлеем ­­ «дом хлеба»; в) поклонении некоему божеству: Аште-роф-Карнаим ­­ «рога Астарты»; Беф-Дагон ­­ «дом Дагона»; Иерихон ­­ «лунный»; г) покровителе или основателе Г.: Кесария названа в честь «кесаря» (цезаря) Августа, Антипатрида названа так Иродом Великим в честь своего отца. Самария получила греч. название «Себастия» также в честь – Августа;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

до Р. Хр.), находясь даже в дружественных отношениях с Римом. Но за 64 года до Р. Хр. произошел раздор в фамилии Маккавеев между братьями Гирканом II и Аристовулом II. Они обратились с жалобами друг на друга к римскому полководцу Помпею, находившемуся тогда на востоке. Помпей , после трёхмесячной кровопролитной борьбы, в 63 г. занял Иудею с Иерусалимом и положил конец независимости иудейского народа, заставив его платить дань Риму. Помпей предоставил Гиркану первосвященническое достоинство и титул народоначальника. Но на самом деле всем заведовал преданный римлянам идумеянин Антипатр, принявший иудейство, со своими сыновьями Фасаилом и Иродом. В 37 г., правя, после отца Антипатра, Ирод получил титул царя иудейского при содействии триумвира Антония. Последний Маккавей, Антигон, сын Аристовула, отправлен был в Рим и подвергнут бичеванию как преступник. Со вступлением Ирода на престол царская власть в Иудее отошла от колена Иудина. Ирод, прозванный Великим, расширил пределы Иудеи, восстановил разрушенное государство, украсил Иерусалимский храм. Но народ его не любил за жестокость и введение в Иудее языческих обычаев и римских зрелищ. После смерти Ирода, последовавшей в первые годы по Рождестве Христовом, в Иудее начались волнения против римлян. В Иерихоне предводители разбойничьих шаек присваивали себе царский титул. Римский же император Август передал управление Иудеей детям Ирода, но они настоящей власти не имели. Все дела вершили римские прокураторы, предоставляя иудейским царям пользоваться только титулом. Ревнители национальной свободы под предводительством Иуды Галилеянина подняли восстание, которое было подавлено римскими легионами. Ко времени пришествия Христа Спасителя иудеи жили и вне Палестины. Во время постоянных нападений на Иудею и её опустошений жителей брали в плен и расселяли среди других народов, так что не было страны, входившей в состав римского государства, в которой не было бы евреев. Там их положение было спокойнее, чем в Палестине. Благодаря своему предприимчивому характеру евреи занимались торговлей и промышленностью, приобретая богатства, а с их помощью – иногда независимость и привилегии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

брожение и появление множества «философских» школ - все это, с одной стороны, привело к активизации мессианско-эсхатологических ожиданий, с другой - послужило причиной обращения к идеалу благочестия, и в частности к идее «ревности». Причиной большинства религ. споров и разделений на группировки было именно стремление к религ. чистоте. Каждая из «партий» (саддукеи, большое количество фарисейских школ, различные орг-ции ессеев и множество др. групп религ. экстремистов) хотела утвердить свой идеал святости, соответствовавший собственному пониманию «ревностного» служения Богу. Разница заключалась в том, что часть этих групп довольствовалась верой в то, что именно они и есть хранители «чистейшей» традиции (как, напр., ессеи). Одни группы вели себя более активно, вступая в полемику, открыто враждуя с остальными (напр., дома Шамая и Гилеля внутри фарисейства или фарисеи и саддукеи), другие резко противопоставили себя всем остальным и были готовы защищать свои интересы и идеалы с оружием в руках, не щадя собственной жизни. Одна из главных причин религ. «разброда» заключалась в том, что в отличие от селевкидов, временами преследовавших иудаизм и потому вызвавших активное сопротивление народа, римляне иудаизм не притесняли ( Hengel. 1989. P. 172-173). Возмущение вызывали процесс эллинизации и медленное «размывание» религ. традиций, а тяжелые экономические условия, приведшие к обнищанию мн. людей, к-рые вслед. этого объединились в банды ( Ios. Flav. De bell. II 12-13), усугубляли недовольство. Именно в такой ситуации появляется движение, названное Иосифом Флавием «четвертая философия». Его родоначальником, согласно Иосифу, был Иуда Галилеянин (Ibid. 8. 1), сын Хезкии, разбойника и борца за свободу ( Schürer . 1901. Bd. 1. S. 486), казненного царем Иродом Великим в 46 г. до Р. Х. Иуда получил известность, подняв мятеж в Сепфорисе, столице Галилеи . Восстание было подавлено, однако Иуде удалось скрыться ( Ios. Flav. De bell. II 4. 1). В традиции он известен также как законоучитель (Ibid.

http://pravenc.ru/text/199785.html

Александр Македонский. Мозаика. III в. Александр разрешает самарянам построить свой собственный храм на горе Гаризим в противовес Иерусалимскому храму, остававшемуся центром богослужебной активности для иудеев. При Александре благодаря политике веротерпимости евреи расселяются по разным городам возглавляемой им империи, основным языком которой является греческий. Так возникает обширная диаспора иудеев, для которых греческий становится основным языком общения. Именно для них при египетском царе Птолемее II Филадельфе (282– 246) в Александрии создается греческий перевод Библии, получивший название Септуагинты – перевода семидесяти толковников. Середина II века в истории израильского народа ознаменовалась попыткой восстановления политической независимости, связанной с именем Иуды Маккавея, который в 166 году до Р. X. возглавил восстание против династии Селевкидов. В течение последующих ста лет борьба иудеев против Селевкидов сопровождалась внутренними междоусобицами, порожденными борьбой за власть различных семейных кланов. В 63 году до Р. X. по просьбе двух враждующих кланов в Иерусалим вошел римский император Помпей. С этого момента Израиль попадает в политическую зависимость от Римской империи, став одной из ее провинций. В 37 году до Р. X. правителем Израильского царства становится Ирод Великий. Именно в его правление начинают разворачиваться события, описанные в Евангелиях от Матфея и Луки. Хотя Ирод в Евангелиях именуется царем, его власть не абсолютна: фактически он управляет Израилем от имени римлян, ставленником которых является. Древнейшая рукопись Септуагинты Избиение младенцев Иродом Великим. М. ди Джованни. 1482 г. В период междоусобиц, предшествовавших воцарению Ирода, Иерусалимский храм пришел в упадок, и Ирод предпринял его масштабную реконструкцию. При этом были использованы многие элементы греческой классической архитектуры – колоннады, балюстрады, галереи, портики. Размер храма Ирода значительно превышал размеры первоначального храма Соломонова. Строительные и реставрационные работы продолжались и после смерти Ирода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, когда дело идет об оценке нравственного величия, мы предоставляем без всяких колебаний первое место тому, кто жертвует собой. Герой дикого племени – тот, кто одним жестом может приговорить к смерти и кто украшает свою палату окровавленными головами неприятелей; герой, которым восторгались многие, даже христианские народы, представляется в образе грубого завоевателя, располагавшего полновластно жизнью себе подобных. Мы против этого унизительного восторга и считаем, что как бы человек ни был велик в своей славе, но если им владеет грубый косный эгоизм, мы не считаем его великим. Велик тот, кто служит. Герой-пастырь, полагающий душу свою за овец своих. Герой-врач, который, пренебрегая опасностью заразиться, идет на борьбу со смертельной эпидемией; ученый, который отдает всю свою умственную силу для того, чтобы обогатить человечество новым открытием; воин, жертвующий своей жизнью для спасения своего Отечества. Кто бы поверил, однако, что великое учение Христа Спасителя подвергалось и подвергается часто нападкам; придавали идеи «служения» недостойный смысл, говорили, что Евангелие есть учение о рабстве. Насколько нужно быть ослепленным, чтобы обвинять в рабстве Того, Который перед Иродом, перед Пилатом, перед толпой, перед всякой властью был непоколебимым свидетелем истины, Того, Который добровольно поставил Себя на место притеснения, чтобы их дело сделать Своим, Того, Который нанес удал невольничеству в самом его сокровенном корне, утверждая равенство всех людей перед Богом. По мысли Евг. Берсье, «служить – это глубоко отличительная черта дела Иисуса Христа. Из этого слова, которое для обыкновенного человека выражало унижение, Он составил Себе славу и средство, которым Он покорял и покоряет сердц 48 . И когда мы, друзья мои, сидим здесь как кандидаты на священство, учимся, трудимся, мы готовимся «послужить». Не бойтесь этого слова, оно прекрасно, оно благородно, оно чрезвычайно спасительно. Выполнение этого слова даст вам высокое место в жизни, сделает вас желанными всюду, и даже не сочувствующие вашей идее, которым вы будете служить против их воли, молясь за них, оценит по достоинству ваш подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Когда конный отряд привел П. к Феликсу, ему передали также письмо от Клавдия Лисия (Деян 23. 34-35). Феликс не стал вникать в суть вопроса, но решил дождаться, пока придут те, кто обвиняли П., чтобы, в соответствии с рим. правом, могли быть выслушаны обе стороны одновременно. Он поместил П. в преторию (praetorium) - дворец, построенный Иродом Великим в качестве своей офиц. кесарийской резиденции. Обвинители не заставили себя долго ждать (Деян 24. 1-9). В качестве главного противника П. выступил первосвященник Анания, вне зависимости от того, был ли он на тот момент действующим первосвященником или бывшим, но сохранявшим влияние. Он взял с собой группу старейшин и профессионального обвинителя - ритора Тертулла. Из обвинений, выдвинутых против П., главным, с т. зр. рим. права, было то, что П. якобы подстрекал иудеев диаспоры к мятежу. Имелся в виду, конечно же, мятеж против рим. власти. Если бы это обвинение было доказано, П. ждала бы смертная казнь. Тертулл называет П. представителем «назорейской ереси» (τς τν Ναζωραων αρσεως - букв. «ереси Назореев»). Во враждебной христианству иудейской среде по отношению к христианам употреблялось наименование «назореи» или «назаряне», по месту рождения Иисуса из Назарета. Тертулл говорил о «назорейской ереси», т. к. этот термин в его устах имел негативные коннотации ( Rapske. The Book of Acts. 1994. P. 161), отражая убеждение, что христианство - не новое религиозное движение, а опасная ересь - уклонение от вероучения иудаизма. Речь П., как и речь Тертулла, начинается со вступления-приветствия, затем излагаются обстоятельства дела, сопровождаемые его заявлением о бездоказательности выдвинутых против него обвинений. Далее П. переходит к доказательству своей невиновности и опровержению возведенных на него обвинений (Деян 24. 10-21). Его речь обращена к рим. прокуратору, но произносится в присутствии враждебно настроенных иудеев, поэтому он излагал как свою гражданскую позицию, так и основные пункты проповедуемого им учения. Гражданская позиция П. основывается на лояльности к рим. власти (ср. также: Рим 13. 1-5). Его обвинение в нелояльности к власти бездоказательно: весь его образ жизни в Иерусалиме свидетельствует о том, что у него не было никаких планов по организации мятежа или к.-л. политического выступления. Цель прибытия в Иерусалим П. обозначает словами «доставить милостыню народу моему и приношения».

http://pravenc.ru/text/2581793.html

При своей сухо-требовательной суровости и беспощадности в отношении ко всему, что было в его власти, он нимало не считал непоследовательным самому быть изысканнейшим ласкателем и угождателем по отношению к выше его поставленным и в особенности к его покровителям, из-под благосклонной зависимости и защиты которых недоставало высвободиться этой птице высокого полета. Сознавая хорошо свое бессилие устранить этот поставленный ему самой историей вопрос 760 , он сумел лишь здесь удержать в должных пределах свое неограниченное властолюбие и тщеславие, с которыми могло соперничать в равноправии него только разве римское дружество, да и то, впрочем, последнее занимало подчиненное положение к тем первым, так как единственной целью и интересом его внутренней и внешней политики были: возвышение его могущества, его владычества, его славы; все остальное по отношению к этому давало лишь средства 761 , не знавшие никаких препятствий и трудностей. Его называют «Великим», и это, несомненно, более приложимо к нему с отрицательной, нежели положительной стороны. 762 33 года длилось систематическое разложение Ветхого Израиля кроваво-тлетворным царствованием Ирода, прежде чем 33-летняя жизнь Галилейского Учителя, воссиявшая тотчас же за закатом этой темной силы антихристова предтечи Христу, засеяла и оплодотворила семенами Божественной жизни все царства и племена земные. Справедливо различают три периода в этом продолжительном царствовании: 1) период упрочения Иродом своего господства (37–25 г.), главным образом, в 6борьбе с различными враждебными силами; 2) период мирных работ и величественных сооружений, ознаменовавшийся также доведением дружбы с Римом до высшей степени (визит Агриппы Ироду в Иерусалиме и двукратное свидание с Императором 25–13), наконец, 3) период домашних бедствий и смут, оттеснивших на задний план все другое. Можно принять для удобства обозрения такое подразделение, не забывая, что все царствование в целом было одной сплошной безотрадной повестью, написанной человечесκой кровью в жажде самого ненасытного и ревнивого честолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010