Жизнеописание Митрополита Николая Николай (Могилевский Феодосий Никифорович), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский родился в 1874 году в семье псаломщика села Комиссаровки, Верхне-Днепропетровского уезда, Екатеринославской губернии. Окончил Екатеринославское духовное училище и Екатеринославскую духовную семинарию. По окончании семинарии был учителем второклассной церковной школы. В 1903 году поступил послушником в Нилову пустынь Тверской епархии и в 1904 году был пострижен в монашество. 27 мая 1905 г. рукоположен в сан иеродиакона, а в октябре того же года – во иеромонаха. В 1911 году окончил Московскую духовную академию со званием магистранта. С 1911 по 1912 гг. – помощник инспектора Московской духовной академии. С 1912–1913 гг. – инспектор Полтавской духовной семинарии. С 1913–1916 гг. – инспектор Черниговской духовной семинарии. В 1915 году возведен в сан игумена. С 10 октября 1916 г. по 12 июня 1917 г. – архимандрит-настоятель Княже-Владимирского монастыря в Иркутске и заведующий Иркутской учительской миссионерской школой. 12 июня 1917 г. – первый выборный ректор Черниговской духовной семинарии. 26 октября 1919 г. хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Хиротонию совершали в г. Чернигове: архиепископ Пахомий Черниговский и Нежинский и епископ Иоанн, викарий Новгород-Северский. С 1920 года – епископ Сосницкий, викарий той же епархии. С конца 1922 года несколько месяцев примыкал к обновленцам. Затем узнав о ложности действий последних, удалился от них и тайно скрывался в монастыре «Божье дело», приписанном к Ниловой пустыни. С 6 августа 1923 г. – епископ Каширский, викарий Тульской епархии. С 19 октября 1923 г. управлял Тульской епархией и Одоевской. Положение в епархии в это время было очень тяжелое. Обновленцы захватили большинство приходов. Но и со своей маленькой паствой епископ Николай упорно боролся против врагов православия. Когда обновленцы начали подготовку к собору 1925 года, епископ Николай разделял общее почти у всех православных архиереев мнение, что этот собор, на котором обновленцы заранее завладели для себя всеми преимуществами, может принести православию только вред. Поэтому он сделал предписание настоятелям и церковным советам не входить в переговоры с обновленцами. Тульское Епархиальное Управление принимало все меры для привлечения православных к участию в съезде и соборе, но епископ Николай и его паства твердо держались намеченной тактики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

З. Барсукова Глава одиннадцатая Прибытие преосвященного Иннокентия на постоянное жительство в г. Благовещенск. – Память преосвященного о родном селе. – Плавание преосв. Иннокентия по Амуру для проповедания слова Божия. – Преосв. Иннокентий назначается членом Св. Синода. – В письме к митрополиту Филарету преосв. Иннокентий жалуется на ослабление зрения и просится на покой. – Письмо митрополита Филарета в ответ на просьбу преосв. Иннокентия устроиться на покое в Москве. – Кончина митрополита Филарета. Второго Сентября 1862 года преосвященный Иннокентий прибыл в г. Благовещенск на постоянное жительство, куда перевел и сына своего, уже протоиерея, о. Гавриила, пастырское служение которого с годами все более зрело и расширялось. Он был назначен ключарем Градо-Благовещенского собора и определен благочинным Средне-Амурских церквей. Среди своих многочисленных и разнообразных трудов, преосвященный не забывал и родного села Ангинского. 20 Ноября 1862 года он писал к Г. М. Корнилову, известному московскому фабриканту золотых и серебряных вещей: «Я опять к вам с просьбою; закажите сделать сосуд серебряный, позолоченый, средней величины, украшенный стразами с эмалевыми иконами, и при нем звезду, дискос и лжицу серебряные и позолоченые. На поддоне сосуда прикажите вырезать следующую надпись: От преосвященного Иннокентия, на помин души его и его родных: Евсевия, Феклы, Екатерины; иереев Иоанна, Алексия, Георгия; иеромонахов Иоасафа, Давида и пр.» Все сии вещи отправить в Иркутский почтамт для передачи в церковь , находящуюся в селе Ангинском, близ Калуга, в 250 верстах от Иркутска». Г. М. Корнилов не замедлил исполнением заказа, и сосуд с пожертвованными им лично воздухами был получен в селе Ангинском к самому престольному празднику. В начале 1864 года, не взирая на свое старчество, преосвященный Иннокентий беспрерывно совершал из Благовещенска плавания по Амуру, проливая свет Евангельского учения юной своей пастве. Нельзя не удивляться тому терпению, с каким совершал он эти плавания по всему протяжению исполинской реки, поучая и крестя. Он отправлялся всегда на особом, собственно для него устроенном катере 32 , а не на пароходе, чтобы не стеснять себя ни местом, ни временем в остановках. На катере он всегда, по своему усмотрению, мог остановиться в любом месте или селении, и во всякое время, когда и где только найдет целесообразнее своему миссионерскому служению; а равно и оставаться мог там, сколько нужно для самого дела; катером всегда правил он сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

З. Барсукова Глава первая Рождение Ивана Попова (впоследствии митрополита Московского Иннокентия). – Его сиротство. – Дядя-благодетель. – Определение в Иркутскую духовную семинарию. – Любимые его занятия в семинарии. – Отношение к товарищам-семинаристам. – Женитьба. – Посвящение во диакона. – Рукоположение во священника. – Отец Иоанн отправляется для проповедания слова Божия на Алеутские острова. Двадцать шестого августа 1797 года, в селе Ангинском, Иркутской епархии, у пономаря церкви св. Пророка Илии, Евсевия Попова, родился сын Иван. Восприемником его был крестьянин Савва Чувашев, а восприемницей – жена казака, Устинья Яковлева. На пятом году мальчик уже учился грамоте у своего больного отца, скончавшегося в августе 1803 года, на 40 году от рождения. По смерти отца, мать, с четырьмя детьми, осталась в великой нужде. Чтобы помочь осиротевшей семье, дядя сирот, диакон Димитрий Попов, взял мальчика Ивана к себе на воспитание и продолжал обучать его грамоте по часослову и псалтири, и письму. Мальчик учился так успешно, что семилетним ребенком уже читал в своей церкви в праздник Рождества Христова, за обедней, Апостол и своим чтением доставлял утешение прихожанам; но невзрачно было одеяние чтеца: – крестьянский зипун и чарки 1 . Мать, ободренная успехами сына, пыталась определить его, еще до поступления в семинарию, на место отца пономарем, чтобы иметь в нем подпору себе и остальным детям; но попытки ее остались напрасны. В 1806 году девятилетний Иван Попов был привезен в г. Иркутск и определен для обучения в местную семинарию, на казенное содержание. К счастью мальчика, вдовый дядя его, у которого он воспитывался в селе, жил теперь в Иркутске, в архиерейском доме, в звании иеромонаха при домовой церкви. Он и здесь не оставлял сироту-племянника своею любовью и заботливостью. Между прочим, как часовой мастер и механик-самоучка. о. Давид (имя дяди в монашестве) возбудил и в племяннике любовь к механическим занятиям. Года через два или три после определения Ивана Попова в семинарию, мать повторила свою попытку устроить сына пономарем на отцовское место, но опять безуспешно. «И это», как говаривал Иван Попов много лет спустя, будучи уже знаменитым иерархом, – «конечно, потому, что мне суждено служить не на месте моей родины, а в Америке».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

З. Барсукова Глава шестая Путешествие преосвященного Иннокентия по Камчатской епархии. – Положение Камчатской паствы до прибытия к ней преосвященного Иннокентия. – Орлецы, подаренные алеутами преосвященному Иннокентию. – Плавание к о. Еловому. – Пребывание преосвященного Иннокентия в Петропавловском порте. – Отъезд Иннокентия из Петропавловского порта. Прожив на Ситхе более 7 месяцев, преосвященный Иннокентий отправился 4 мая 1842 обозревать свою епархию и не рассчитывал вернуться раньше, чем чрез шестнадцать месяцев. О том состоянии, в котором находилась в это время Камчатская паства, вот что рассказывает протоиерей Π. В. Громов: «В то время, когда о. Иоанн Вениаминов переселился в 1834 году в Ситху, и мне, школьному товарищу его и преемнику священства при Иркутской Благовещенской церкви, выпал жребий служения в Камчатке, это событие послужило новым звеном нашего сближения; – в Камчатку требовалось еще два священника. В числе их вызвался послужить в Камчатке родной брат епископа Иннокентия, Стефан Евсеевич Вениаминов. Оказавшись малоспособным продолжать науки в семинарии, он был взят о. Иоанном в Америку, в звании причетника. Прослужив там десять лет и женившись на природной алеутке, он уехал обратно в Иркутск, где преосвященным Мелетием был произведен во священники к Качерской церкви на реке Лене. Когда же последовал призыв в Камчатку, он первый изъявил желание туда ехать, так как его жена, привыкшая дышать морским воздухом, была больна и надеялась в Камчатке получить облегчение; но она умерла на дороге, оставив о. Стефану 4-х летнего сына. По прибытии в Камчатку, я поручил о. Стефану, назначенному к предположенной на севере полуострова церкви, при реке Лесной, найти удобное для храма место и возводить здание. И здесь-то он выказал свои разносторонние, практические сведения. Место для храма выбрал он на возвышении, при подножии которого протекает река Лесная, удобнее и красивее которого желать нельзя. Не имея в той глуши знакомых с плотничным делом, он приучил Камчадалов владеть топором и пилою, руководя к тому своим примером. Затрудняло его плохое знание туземцами русского языка, и он употреблял переводчиком своего малолетнего сына, который, среди игр с детьми Камчадалами, быстро перенял их говор. Благодаря о. Стефану, в течение, трех лет была выстроена церковь при реке Лесной и возникло целое новое селение, с чистенькими новенькими домиками, куда переселились Камчадалы из своих земляных юрт. Вместе с тем о. Стефан научил своих полудиких прихожан делать кирпич и класть печи. Мало того, он был и часовой мастер, и маляр, и отличный портной, и сапожник, и хлебник ».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Все, что мы делаем, – ради спасения людей» В Москве завершил свою работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 04.02.2011 1039 Время на чтение 3 минуты Сегодня в Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя завершил свою работу Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В завершающий день работы Собора прозвучало выступление Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Его доклад был посвящен теме «Украинская Православная Церковь сегодня», сообщает Патриархия.ru. По итогам состоявшейся накануне дискуссии были приняты поправки к Уставу Русской Православной Церкви и документ «Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей». Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации социальной деятельности и благотворительности митрополит Калужский и Боровский Климент представил проект «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви». Глава Синодального информационного отдела В.Р.Легойда ознакомил присутствующих с проектом документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». Проект «Положения о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви» был представлен управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием. После широкого и детального обсуждения Архиерейский Собор принял предложенные документы. В ходе заседания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима, епископов Гродненского и Волковысского Артемия, Могилевского и Мстиславского Софрония с годовщинами архиерейских хиротоний, а архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила — с тезоименитством. По итогам работы были приняты определение Освященного Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», определение «О принятии соборных документов» и определение «О наградах Русской Православной Церкви».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/04/vs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря 24.06.2020 1906 Время на чтение 30 минут Архиепископ Вениамин (Новицкий) (1900–1976 гг.) В 2020 году исполняется 120 лет со дня рождения видного архипастыря Русской Православной Церкви – архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого) (1900–1976 годы жизни). Постриженик Свято-Успенской Почаевской лавры, владыка был значимой фигурой в непростых религиозных процессах на Украине в годы Великой Отечественной войны. Он проявил себя как духовный воин, боровшийся вместе со своими преосвященными собратьями за каноническую чистоту православия на Украине в тех сложных обстоятельствах. Многие наши современники, лично общавшиеся с владыкой, вспоминают о нем как о молитвеннике, прозорливом старце, стойком поборнике канонической чистоты Церкви и пастыре добром. Сложно сосчитать всех людей, удостоившихся стать священниками и архиереями благодаря молитвам, глубокому духовному видению, попечению и покровительству владыки Вениамина в то безбожное советское время. В 1958–1973 годах Вениамин (Новицкий), будучи архиепископом Иркутско-Читинским, управлял и церковной жизнью в Приморье. В 1959 году именно он дал рекомендацию на обучение в Московской духовной семинарии Борису Пушкарю – будущему главе Владивостокской и Приморской митрополии, который принял монашеский постриг с именем Вениамин. В память и благодарность об этом Христовом труженике, по благословению митрополита Вениамина (Пушкаря), и от всех жителей Приморья мы предлагаем вниманию читателей журнала пока первый биографический очерк о Владыке Вениамине (Новицком) – о Почаевском периоде его жизни. Очерк по крупицам составлялся из известных фактов биографии владыки, анализа некоторых доступных фотографий, воспоминаний, биографий людей из ближайшего его окружения. В следующих номерах журнала мы планируем продолжить публикацию этих биографических очерков. 1900 год, Минская область, село Кривичи Раковского уезда, в день преподобного Сергия Радонежского 25 сентября старого стиля в семье протоиерея Василия Дионисьевича Новицкого и матушки Людмилы Николаевны Новицкой родился мальчик Сергей – третий в семье. Всего детей в семье было шестеро – две дочери и четыре сына.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сибирь в огне Наиболее сложная лесопожарная обстановка сложилась в Красноярском крае и Иркутской области; Русская Православная Церковь объявила сбор гуманитарной и денежной помощи пострадавшим 27.05.2017 976 Время на чтение 3 минуты Вчера Президент России Владимир Путин заслушал доклады главы МЧС Владимира Пучкова и руководителей регионов, затронутых стихийными бедствиями. Глава государства поручил оказать пострадавшим необходимую помощь, сообщает сайт Кремля . Президент заслушал доклад главы МЧС Владимира Пучкова о работе, которая проводится спасателями. В.Путин акцентировал главную задачу: оказать необходимую помощь людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации в связи с природными пожарами. Материальная помощь оставшимся без крова будет оказана из резервного фонда Правительства. Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров информировали о работах по ликвидации последствий природных пожаров, принятии дополнительных мер в свете повышенной пожароопасности, а также об устранении последствий паводков. Тем временем по благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона в Красноярской митрополии ведется сбор денежных средств и гуманитарной помощи, сообщает пресс-служба Красноярской епархии Русской Православной Церкви. Пострадавшим необходимы: — одежда и обувь всех видов (мужская, женская, детская); — постельные принадлежности (новые), одеяла, подушки; — средства личной гигиены; — посуда, в том числе одноразовая; — бытовая техника; — продукты питания долго срока хранения, сыпучие (крупы, сахар и др.), в том числе консервы, масло; — детское питание, памперсы. Просьба не приносить грязное и старое белье и одежду. Енисейская епархия. Во всех храмах установлены специальные кружки для сбора целевых пожертвований. Вещи принимаются также в Епархиальном гуманитарном центре по адресу: г. Лесосибирск, ул. Горького, 25 (телефон для справок: 8-933-200-59-98). Сайт епархии . Канская епархия. Пункт приема помощи — Свято-Троицкий кафедральный собор г. Канска (ул. Московская, 68). Сайт епархии .

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/27/sb...

Закрыть itemscope itemtype="" > Страшная секуляризация Церкви По словам иерея Алексия Мороза, выступление иеромонаха Фотия в шоу «Голос» вызывает недоумение 29.09.2015 3943 Время на чтение 5 минут Участником популярного шоу «Голос» на Первом канале стал насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря из Калужской области иеромонах Фотий (Мочалов), пишет «Российская газета» со ссылкой на сообщение обители. Четвертый сезон популярного музыкального шоу «Голос» стартовал на Первом канале 4 сентября. Заявки на участие в нем прислали несколько тысяч претендентов со всего мира. Из них были отобраны 150 человек. В их число вошли вокалисты из Уфы, Калининграда, Бурятии, Ростовской и Иркутской областей, а также певцы из Индии и Бразилии. «Калужскую область представил насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря иеромонах Фотий (Мочалов), который по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента примет участие в конкурсе», - говорится в сообщении. Необычный участник исполнил арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», покорив своим голосом одного из самых строгих членов жюри – Григория Лепса. Взыскательный наставник прервал слепое прослушивание после первой же музыкальной фразы: «Куда, куда, куда вы удалились, судьбы моей златые дни?» А певец Александр Градский не удержался и в конце выступления пропел часть арии вместе с участником. Отец Фотий рассказал, что закончил музыкальное училище, поет на многих иностранных языках, а в монастыре несет послушание регента – руководит хором. Участие же в светском конкурсе считает для себя испытанием. Прямо на сцене Григорий Лепс дал участнику задание выучить новый романс, который тот, вероятно, исполнит со сцены уже в ближайшее время. В интервью порталу SUPER отец Фотий рассказал об отношении к проекту. Отвечая на вопрос журналиста, позволяет ли священный сан выходить на сцену, отец Фотий сказал: «Я его воспринимаю не как шоу, и, в общем-то, оно немножко отличается от всех вокальных шоу, которые мы можем наблюдать на других каналах. Я воспринимаю это как вокальный конкурс, прежде всего. Я выступал и на других вокальных конкурсах тоже, и на сцене выступал и мне не запрещали это. И сан тоже мне это не запрещает. Нет таких канонов».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/29/st...

Закрыть itemscope itemtype="" > Художник Филипп Москвитин: «Видеть в глазах свет вечной жизни» 11.06.2020 976 Время на чтение 13 минут Источник: Православие.Ru Филипп Москвитин. Автопортрет Для художника очень важно найти свою тему и узнаваемый авторский стиль. Филиппу Москвитину это удалось: он пишет святителей и христианских подвижников, русских государей и полководцев, а также портреты современников. Однажды увидев его полотна, их запомнишь навсегда – в них хочется подолгу всматриваться, от них делается светлее на душе. Более четверти века Филипп Москвитин трудится в области церковного искусства, пишет иконы для монастырей и храмов. Сегодня мастер делится своими размышлениями о творчестве и духовном пути. Досье . Филипп Москвитин родился 20 декабря 1974 года в Иркутске. Учился в Московской средней художественной школе (МСХШ) при Институте имени В.И. Сурикова и в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, в аспирантуре. Преподавал в Православном университете св. апостола Иоанна Богослова, его выпускники стали востребованными иконописцами. Филипп Москвитин автор известных картин: «Рождество Христово. Поклонение волхвов», «Изгнание торгующих из Храма», «Исцеление слепорожденного», «Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский», «Присяга преображенцев императрице Елизавете Петровне», «Прощание с Америкой святителя Тихона», «Святой равноапостольный Николай Японский», «Митрополит Нестор, апостол Камчатки», «Святитель Иннокентий, апостол Сибири и Америки», «Парад Победы 1945 года», ряда других полотен и множества портретов. – Филипп Александрович, как вы осознали свое жизненное призвание? – Я родился в семье художника и, сколько себя помню, всегда рисовал. И рисунки получались хорошие. Первые шаги в профессию я сделал в пять лет в студии у иркутского художника Александра Ивановича Шелтунова: он вел занятия для детей. Затем – детская художественная школа, где в это же время этажом выше учился Денис Мацуев. В детстве я любил рисовать битвы, богатырей, мушкетеров, королей. Мне всегда хотелось брать многофигурные композиции, делать сложные сюжетные вещи. Потом очень много мне дали учителя в МСХШ – в знаменитой Суриковской школе, в которую я поступил в одиннадцать лет, в семнадцать закончил. Моей дипломной работой стало полотно «Протопоп Аввакум в Сибири». И тут ощущается влияние одного из моих любимых художников – Василия Ивановича Сурикова, его «Боярыни Морозовой».

http://ruskline.ru/opp/2020/06/11/hudozh...

Закрыть Распутинское слово Ко дню памяти великого русского писателя (15.03.1937 – 14.03.2015) Владимир Крупин   06:12 15.03.2022 2774 Время на чтение 4 минуты      А вдруг всё это приснилось,  всё, что началось в день его рождения, с пятнадцатого марта. И этот предполуночный звонок,  и ночное радио, и утреннее телевидение, и  храм Христа Спасителя, и люди, люди, люди, и гроб, утонувший в цветах, и Патриарх, и облегчающее душу отпевание и долгий перелет навстречу рассвету.  Ангара,  Знаменский монастырь, и снова люди, люди, люди, и митрополит, и холм жёлтого песка, и резной Крест, и гора цветов над могилой, и шеренги венков у стен церкви, вдруг всё это приснилось? И это холодное мартовское солнце. И этот мужчина у могилы, земляк писателя, который горестно восклицал, обращаясь к фотографии: «Валентин, а  чего же Григорий-то и Нина не приехали? А ты ведь столько им помогал». И этот осиротевший Иркутск. Было ли? Да, всё было. И тяжелейший обратный путь из Сибири к закату. Давным-давно, не помню от кого, услышал я выражение: «В мире одно счастье – Бог, остальное страдания». Вначале всё во мне сопротивлялось: а как же радости жизни, и улыбки и книги, реки и моря?  Но ведь это всё вечно только для Бога, для нас  мгновение, вскрик в ночи. Как ни живи, а впереди смерть. Если ребёнок родился, он умрёт. Чему радоваться?  И второе, уже евангельское: «Мир во зле лежит. Злу не положено предела». Да, так. Конечно, мы верим, что Господь поразит зло, но Он поразит его в полном объёме, а для этого оно и должно открыться в своей полноте. А наше дело спасти себя. Мы на земле в командировке, посланы в неё, чтобы заработать вечную жизнь. Она же есть! Не умер же преподобный Сергий Радонежский и все святые, они с нами.   Валентин Распутин очень любил  святого Сергия. Исследователи творчества писателя проходят мимо главного в распутинских трудах, их духовной наполненности. Она и всегда была. Маленький ранний рассказ «Мама куда-то ушла» говорит о страданиях мальчика, который проснулся и увидел, что он всеми оставлен. Ему кажется, что он одинок, но кто-то же его видит, жалеет его? Конечно, Господь. Тогдашний автор взял на себя всеведение Бога: он  был с мальчиком, но тот его не видел. Жалость автора передалась читателям и они своим состраданием помогают ребёнку пережить одиночество.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/14/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010