З. Барсукова Глава вторая Путь в Уналашку. – Остров Уналашка. – Уналашкинская паства до прибытия к ней о. Вениаминова. – Постройка церкви на острове. – Путешествие по островам Уналашкинского прихода. – Перевод Св. писания на алеутский язык. – Образ жизни о. Иоанна на острове. – Алеуты, по описанию о. Иоанна. Седьмого Мая 1823 года о. Иоанн Вениаминов выехал из Иркутска к месту нового своего служения. Путь, предстоявший ему, был чрезвычайно труден. Из Иркутска он заехал сначала со всей семьей на свою родину, в село Ангинское, чтобы отслужить напутственный молебен в церкви св. Пророка Илии и помолиться у могилы отца, а затем направился в Якутск, каковой путь ему пришлось совершить на павозке (род баржи) по реке Лене. Лена – одна из больших рек Сибири; берега ее низки и ровны, течение тихое и спокойное; по пути не встречается ни крутых поворотов, ни порогов, – лишь, время от времени, представляются взорам гигантские утесы; и они, как бы в грозном безмолвии, смотрятся в зеркало спокойных вод... Вокруг все тихо, дико, пустынно, самобытно... Ни звука, ни следа человеческого... По обеим сторонам Лены растут в изобилии кедровые леса. От Якутска до Охотска о. Вениаминов, ехал с семьей, более 1000 верст, верхом на лошадях. Тут приходилось им ехать и по извилистым тропинкам, пролегающим сквозь дремучий лес, и чрез болото, в котором лошадь вязла по брюхо; то надо было взбираться на крутую каменистую гору и пролагать путь по снежной вершине, то спускаться прямо в реку, то подыматься на распавшуюся скалу, где с осторожностью пробирается по острому камешнику бесподковный конь.... Наконец, потянуло свежим морским воздухом; по лесу стал разноситься глухой рев волны, ударяющейся о высокие морские скалы; вдали начали виднеться мачты стоящих на реке Охоте казенных судов, затем, усталые, измученные путники увидели уже и самой Охотск. Из Охотска до Ситхи, а потом до Уналашки, о. Вениаминов и семья его ехали на корабле Российско-Американской Компании по Охотскому морю и Восточному океану.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Забайкальский край Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Забайкальском крае [ править править код ] После присоединения к России, Забайкалье входило в состав единственной тогда сибирской епархии — Тобольской. С 1727 года, когда учреждена была Иркутская епархия, оно вошло в её состав, а с 1861 года числилось в составе селенгинского викариатства. 12 марта 1894 году император утвердил решение Святейшего Синода об образовании самостоятельной Забайкальской епархии с кафедрой в городе Чите. Православного населения в епархии в 1900 году насчитывалось 401 758 человек, церквей — 338, молитвенных домов и часовен — 225, монастырей — 4 (два — женские); в 1902—1903 гг. за епархией числилось школ грамоты — 107, церковно-приходских — 197 (в том числе 8 — двухклассных). Церковно-приходские попечительства были при всех церквях, входящих в епархию. Раскольников, сектантов и протестантов в 1900 на территории епархии насчитывалось до 64 тыс. чел. В составе епархии были Читинское духовное училище, Епархиальное женское училище. После Октябрьской революции в Чите стали активны обновленцы, но однозначно определить принадлежность к ним Читинских архиереев 1920—1930 годов затруднительно. В 1930 году Забайкальская епархия в юрисдикции патриаршего местоблюстителя Сергия (Старогородского) была упразднена. Обновленческий синод 21 января 1931 года разделил Сибирскую митрополию на Западную и Восточную, в составе последней определено было быть Читинской епархии. В 1948 году решением Священного Синода была восстановлена Иркутская епархия, в состав которой вошла в том числе территория Забайкалья. Правящий архиерей получил титул Иркутский и Читинский. Решением Священного Синода от 21 апреля 1994 года Забайкальская епархия была восстановлена в прежних границах, правящему архиерею было определено именоваться Читинским и Забайкальским. 10 октября 2009 в связи с образованием Улан-Удэнской и Бурятской епархии, правящему архиерею определено именоваться Читинским и Краснокаменским. Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Забайкальский_...

Иркутск. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский храм Карта и ближайшие объекты Иркутская Богородице-Владимирская церковь ведет свое основание от одноименной деревянной церкви на берегу Ангары, построенной в 1718 г. Однако относительно даты ее возведения наши иркутские летописцы расходятся, называя еще и 1713 и 1720 гг. Однако все иркутские летописи единодушно называют имя первого ее «строителя», т.е. собирателя средств на ее возведение – это иркутский блаженный Данилушка. Долгое время после ее строительства называли храм в народе – во имя Богоматери Владимирской Данилушковою. Кроме основного престола во имя Владимирской Богоматери, в декабре 1724 г. была получена грамота Преосвященного Антония, Митрополита Тобольского на освящение еще одного придела в церкви – во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Называется и другая дата освящения придела во имя Иоанна Предтечи – 10 июля 1733 г. Простояла деревянная церковь в хорошем состоянии около десять лет. 15 мая 1729 г. священник Владимирской церкви Иван Андреев, староста Степан Дружинин и прихожане: братья Митрофан и Иван Гранины, Андрей Гранин, Михайло Третьяков, Семен Пахолков, Василий Зимин, Алексей Лапин, Михайло Щербаков и др. обращаются к иркутскому епископу Иннокентию с доношением о том, что «святые олтари, как настоящий, так и придельный оба развалилися, потому и служить весьма опасно, а починить оные олтари никак невозможно. Того ради просим благословения Святителя оба олтаря разобрать до земли и к той церкви прирубить новые.» Епископ Иннокентий дает согласие на исправление церкви указом от 18 мая 1729 г. 7 октября того же года священник Иван Андреев с прежними церковным старостою и прихожанами донесли, что «олтари переделаны, и совершены со всякою крепостию, обретаются в готовности» и просили об освящении церкви. Преосвященный 8 октября дал грамоту на освящение церкви игумену Посольскому, своему наместнику Паисию с соборным протопопом Петром Григорьевым при иеродиаконе Серафиме. Однако летописные данные говорят о том, что освящал Владимирскую церковь сам Епископ Иннокентий, что, по словам известного иркутского летописца церковной жизни епархии П. Громова, не противоречит древним обычаям, когда епископ давал грамоту на освящение кому-либо из старшего духовенства, а сам, тем не менее, возглавлял этот торжественный обряд. По этому случаю в Иркутской летописи Петра Пежемского записано:

http://sobory.ru/article/?object=30411

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Исп. Агафангел (Преображенский), архиеп. Рижский (Преображенский Александр Лаврентьевич; 27.09.1854, с. Мочилы Венёвского у. Тульской губ.- 16.10.1928, Ярославль), исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли), митр. Ярославский и Ростовский. Род. в семье протоиерея, с отроческих лет стремился служить Церкви в священном сане. В 1871 г. поступил в Тульскую ДС, в 1877 г.- в МДА, к-рую окончил в 1881 г. со степенью канд. богословия. Служил преподавателем лат. языка в Раненбургском ДУ, затем - помощником смотрителя Скопинского ДУ. Овдовев, 7 марта 1885 г. принял монашество, 10 марта был рукоположен во иеромонаха. С 4 дек. 1886 г. инспектор Томской ДС, с 20 янв. 1888 г. ректор Иркутской ДС с возведением в сан архимандрита. Снискал доверие и благорасположение как сослуживцев, так и воспитанников семинарии. 10 сент. 1889 г. А. был хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, 17 июля 1893 г. переведен на самостоятельную Тобольскую и Сибирскую кафедру, где проявил себя деятельным миссионером. 4 окт. 1897 г. назначен епископом Рижским и Митавским, 6 мая 1904 г. возведен в сан архиепископа. С 13 авг. 1910 г. архиепископ Виленский и Литовский, с 22 дек. 1913 г. архиепископ Ярославский и Ростовский, с апр. 1917 г. митрополит. Член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. , с 6 марта 1918 г. член ВЦС при свт. Тихоне , Патриархе Московском. После того как 9 мая 1922 г. власти объявили о привлечении свт. Тихона к судебной ответственности по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, 12 мая Первосвятитель направил председателю ВЦИК М. И. Калинину письмо: «Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшем от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского) или Петроградского Вениамина (Казанского)».

http://pravenc.ru/text/63200.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никифор (Ефимов), еп. Пятигорский. Фотография. 2-я пол. 20-х гг. XX в. (Ефимов Иван Фомич; 11.09.1888, дер. Косулина Челябинского у. Оренбургской губ.- 1.09.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора (ныне г. Медвежьегорск, Карелия)), еп. Пятигорский и Прикумский. Из крестьянской семьи. По окончании гимназии исполнял с 1906 г. различные адм. послушания в церковных учреждениях в Амурской обл. Был духовным чадом еп. сщмч. Евгения ( Зернова ; впосл. митрополит), назначенного в 1914 г. на Благовещенскую кафедру. В мае 1915 г. И. Ф. Ефимов занимал должность столоначальника Приамурской духовной консистории. С конца того же года исполнял обязанности личного секретаря еп. Евгения. После установления в Амурской обл. советской власти и начала гонений на Церковь решил избрать путь священнического служения. В апр. 1921 г. подал прошение о принятии духовного сана. Не позднее июля того же года принял монашеский постриг с именем Никифор. Вскоре после пострига был рукоположен во диакона. В 1922 г. рукоположен во иерея. Служил в домовой церкви Архиерейского дома в Благовещенске. Был возведен в сан игумена. В марте 1923 г. арестован, что, видимо, было связано с противостоянием еп. Евгения обновленцам. В марте 1924 г. выпущен из тюрьмы и выслан из Благовещенска в Вятскую губ. В марте 1925 г. переехал в Иркутск, где был возведен в сан архимандрита. В нач. 1926 г. призван заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием ( Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) к архиерейскому служению в качестве временного управляющего Благовещенской епархии, очевидно по рекомендации пребывавшего в Соловецком ИТЛ еп. Евгения. Первоначально Н. прибыл в Благовещенск в качестве архимандрита, возглавил борьбу против обновленцев в Приамурье, затем на короткое время приехал в Иркутск, где 21 марта был хиротонисан викарными епископами Иркутской епархии Нижнеудинским Евсевием ( Рождественским ; впосл.

http://pravenc.ru/text/2565492.html

П.В. Громов Часть вторая Открытие Иркутской Епархии (15 Января 1727 года) Донесение посланника Владиславича о нечаянии его, чтоб китайцы согласились впустить в Пекин православного Епископа, было принято российским правительством без поверки, – и тогда оставалось подумать, где дать место назначавшемуся, но не пропущенному в Китай. Епископу Иннокентию. Настоятельная нужда в Епископе для Иркутска и для всей Восточной Сибири чувствовалась не только Сибирским Митрополитом, да и была вполне сознаваема верховным правительством. Но, как прежде, так особенно после вынужденного отбытия Иркутского викарного епископа Варлаама из Иркутска в Москву, где послужил он верным свидетелем, до какой степени может простираться тягота в этом отдаленном крае для беззащитного лица, поставленного на обличение тогдашних разновидных неправд, никто не соглашался быть в Иркутске Епископом. Далее впавший в грозную опалу Петра Великого за противление Его Верховной власти и новоучрежденному Синоду, и за то повинный жестокому штрафованию, коломенский митрополит Игнатий, когда выслушал определение Государя, как величайшую милость Царскую – остаться в Епископском сане, да только в Иркутске, даже и он в присутствии Синода лежал у ног Петра, и слезно молил и вымолил себе и помилование от этой посылки, которой предпочел заключение в Ниловой пустыне 21 . А при таких условиях правительство не могло не воспользоваться неопределенностию положения Епископа Иннокентия Кульчицкого, уже пребывавшего в Иркутске, и тем избавлявшего казну от новых путевых издержек, – в течении пяти лет свыкшегося с краем, при том никуда ни на кого не приносившего жалоб, и следовательно по терпеливому праву, более, чем кто другой, способного на многотрудное служение равноапостола. В ограждение же от излишней тесноты от местных властей, положено дать ему права высшие, чем были у Архиерея викарного Варлаама, – определить его Иркутским Епископом настоящим, независимым от Тобольской Митрополии. Из всех сих соображений, которыми руководило особенное промышление Божие об Иркутской епархии, вытек вожделенный указ, полученный Преосвященным Иннокентием 26 Августа 1727 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первое обретение мощей Указ Святейшего Правительствующего Синода о явившихся святых мощах первого иркутского епископа Иннокентия от 1 декабря 1804 года 152 Святейший Правительствующий Синод, слушав подносимый Его Императорскому Величеству от онаго доклад, которым Синод, о найденном в Иркутском монастыре нетленном теле перваго Иркутскаго епископа Иннокентия, всеподданнейшей представлял следующее: в 1800 году Синоду член онаго, Амвросий, митрополит Новгородский, объявил Высочайшее повеление, о разсмотрении всех обстоятельств, изъясненных в вступившем к покойному       Государю Императору Павлу Петровичу от осматривающих Иркутскую губернию г.г. сенаторов Ржевскаго и Левашева рапорт, о найденном в Иркутском Вознесенском монастыре нетленном теле перваго Иркутскаго епископа Иннокентия, и приложенных при нем доставленных к ним от нынешняго Иркутскаго епископа Вениамина сведения и краткой выписки о чудесах, происходящих от того нетленнаго тела. А в оном рапорте г.г. сенаторов написано о дошедшем по прибытии их в Иркутск сведении, что в Вознесенском монастыре, состоящем от Иркутска, по течению реки Ангары в пяти верстах, существует нетленное тело Иркутскаго перваго епископа Иннокентия, хранящееся под церковию в обложенной кирпичной палатке, которое, приглася они нынешняго епископа Вениамина, по вскрытии гроба, осматривали, и оказалось чрез 70 лет нетленно, даже и одежда на оном такому тлению непричастна, а отзывы многих первейших тамошних жителей о чудесах, происходящих от него, побудили их, г.г. сенаторов, истребовать от Епископа Вениамина, об оном сведении. В сем сведении показано, что как давно сии мощи открылись, тому, по недостатку записок, года, месяца и дня означить не можно, а хотя и известно, якобы были оне открыты около 1755 года, но совершенно достоверно, что в 1766 году были оне явны; открыты же по случаю происходящих работ под алтарем, где святитель Иннокентий погребен был. В следствии чего по воспоследовавший того же года декабря 4 дня на поднесенном от Синода докладе Высочайшей конфирмации, отправлен в Иркутск Казанской епархии бывший викарий, что ныне Пермский епископ Иустин, для надлежайшаго осмотрения с тамошним епископом Вениамином помянутаго нетленнаго тела, и для обстоятельнаго разведения о происшедших от него исцелениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Софроний, святитель, епископ Иркутский и Нерчинский (Кристалевский Стефан Назарьевич) † 1771, память 30 марта/12 апреля, 30 июня/13 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых Родился 25 декабря 1703 года в Малороссии, в Черниговском полку. Отец его, Назарий Фёдоров, был «посполитый человек» (то есть простолюдин, крестьянин; в данном случае – служивый крестьянского происхождения). Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. Образование получил в Переяславской семинарии, затем поступил в Киевскую духовную академию. Получив духовное образование, Стефан поступил послушником в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь) Золотоношского уезда (Переяславская епархия). 23 апреля 1730 года пострижен в монашество с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (память 11/24 марта), В 1732 году в Киеве в Софийском соборе Софроний был рукоположен во иеродиакона, а потом – иеромонаха. О последующем периоде жизни святого Софрония в его послужном списке говорится следующее: «после посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии Преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом восемь лет по взятии в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы в 1735 году послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года». Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Петербурге на него обратили особое внимание в Синоде. Когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель, год спустя его назначили казначеем, а в 1746 году он был утверждён в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрополит Макарий и его святые современники Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 29 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 Редакция поздравляет архимандрита Макария с награждением его орденом св. благоверного князя Даниила На стыке Синодального периода (1700–1917) и современного периода истории Русской Церкви во время работы Поместного Собора Российской Православной Церкви (1917–1918) были канонизированы два святителя: митрополит Астраханский Иосиф (†1671; пам. 11 мая) и епископ Софроний Иркутский (†1771; пам. 30 марта). 70 лет спустя, при Патриархе Пимене, в июне 1988 года, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось историческое торжество — празднование Тысячелетия Крещения Руси. На нем был канонизирован лик русских святых: благоверный князь Димитрий Донской (†1389; пам. 11 мая), преподобный Андрей Иконописец (XV в.; пам. 4 июля), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 июля), Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 декабря), преподобный Паисий Молдовлахийский (†1794; пам. 15 ноября), блаженная Ксения Христа ради юродивая Петербургская (XIX в.; пам. 24 января), святители Игнатий Кавказский (†1867; пам. 30 апреля) и Феофан Затворник (†1894; пам. 10 января) и преподобный Амвросий Оптинский (†1891; пам. 10 октября) 1 . Собор новопрославленных святых охватывает почти шестивековой период нашего бытия. Среди них мы видим главу Церкви и государства, богословов-иерархов-молитвенников, преподобных подвижников. Женская святость представлена тяжелейшим подвигом юродства во Христе. Одновременно на Соборе было принято решение: “Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия…”. Год спустя, во время празднования 400-летия учреждения Патриаршества на Руси, на архиерейском Соборе были канонизированы Московские Патриархи Иов (†1607; пам. 19 июня) и Тихон (†1925; пам. 25 марта). При избрании ныне здравствующего главы нашей Церкви — Патриарха Алексия II — был прославлен праведный Иоанн Кронштадтский (†1908; пам. 20 декабря). А 4 апреля сего года в Успенском соборе Московского Кремля во время Божественной Литургии были причислены к лику святых родители преподобного Сергия Радонежского — преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария (†1337; пам. 28 сентября); митрополит Киевский и Галицкий Владимир (†1918; пам. 25 января.); митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (†1922; пам. 13 августа) и иже с ним пострадавшие архимандрит Сергий, Ю. П. Новицкий и И. М. Ковшаров, а также великая княгиня Елизавета Феодоровна (†1918; пам. 4 июля) и инокиня Варвара.

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

Опубликованы журналы заседания Священного Синода от 10 октября 2009 года 11 октября, 2009. Редакция " Правмира " 10 октября 2009 года в историческом здании Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, исполняющий обязанности управляющего делами Московский Патриархии ЖУРНАЛ 79 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Первосвятительском посещении Украины. Справка: С 27 июля по 5 августа 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Украину. В поездке Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда и другие. Святейший Патриарх Кирилл посетил Киевскую, Донецкую, Горловскую, Симферопольскую, Ровенскую, Луцкую и Владимиро-Волынскую епархии; Киево-Печерскую, Святогорскую и Почаевскую лавры, а также монастыри: Покровский в Киеве, Никольский Васильевский Донецкой епархии, Свято-Троицкий в Симферополе, Свято-Троицкий Корецкий, Николаевский Городокский и Успенский Зимненский Святогорский.

http://pravmir.ru/opublikovany-zhurnaly-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010