Н.И. Милютенко Глава 1. Древнейшие произведения о св. Владимире  1. Этапы сложения летописного рассказа о князе Владимире Полная биография св. Владимира есть только в летописях. Все жития князя за исключением двух поздних, составленных в XVI- XVII вв., рассказывают только о принятии христианства и строительстве первого каменного храма Руси, церкви св. Богородицы в Киеве. Их составители использовали источники, отличавшиеся от летописного рассказа, но они никогда не касались жизни св. Владимира до того момента, как он стал задумываться о поисках истинной веры. Настоящее житие в полном смысле этого слова появляется только в Степенной книге, составленной в середине XVI b. В XVII в. на основе украинской Густынской летописи было написано другое житие си. Владимира, названное А. И. Соболевским Южнорусским (о житиях см.: Гл. 3. 6). В основе подавляющего большинства древнерусских летописей лежит «Повесть временных лет». Ее составил, как написано в заглавии по Ипатьевской редакции 1118 г., «черноризець Федосьего манастыря Печерьскаго» в Киеве. В заглавии по Лаврентьевско-Троицкой редакции этих слов нет, зато в приписке к статье 1110 г. сказано, что в 6624 (1116) г. «игуменъ Силивестръ святаго Михаила написа книгы си Л тописець». Иными словами, книгу переписал настоятель Михайловского Выдубицкого монастыря, основанного князем Всеволодом Ярославичем (1030–1093, князь Киевский с 1078). Интересно, что в Радзивиловской летописи, которая относится к Лаврентьевско-Троицкой редакции, но была правлена по Ипатьевской, есть и указание на авторство монаха Киево-Печерского монастыря в заглавии, и приписка Сильвестра. Весь текст «Повести временных лет» свидетельствует о том, что летопись велась в Киево-Печерском монастыре. 24 Начиная со статьи 6559 (1051) г., где кратко рассказана история его возникновения, и до 6604 (1096) г. включительно летописец постоянно говорит о монастыре как о «нашем». Исключительное внимание к обители проявляется даже в статье 6618 г., к которой и сделал приписку Сильвестр. Здесь говорится о явлении 11 февраля (по январскому стилю 1111 г.) огненного столпа над монастырем и гробом св. Феодосия Печерского . В Ипатьевской редакции «Повести временных лет» на этом текст не обрывается, и из продолжения ясно, что видение предвещало победу над половцами 27 марта 1111 г. Об этом событии кратко пишет и сам Сильвестр в своем продолжении к «Повести временных лет». Так как он сам применяет ультрамартовский стиль (год начинается с 1 марта, но на полгода раньше византийского сентябрьского), то его рассказ датирован 6620 г. (1111 январским). Выдубицкий монастырь в «Повести временных лет» только упоминается вскользь, первое известие – закладка церкви св. Михаила в 6578 (1070) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ I. Ипатьевский монастырь, в древности «Преименитая Лавра», основан был в 1-й половине XIV в. татарским мурзой Четом, обращенным в христианство чудесным видением Богоматери, ап. Филиппа и священномуч. Ипатия. Благодаря щедрости Чета и его потомков, а также русских царей Василия Васильевича, Ивана Васильевича, Фёдора Иоанновича, Бориса Годунова, Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича, Иоанна и Петра Алексеевичей, монастырь достиг блестящего состояния. Обширные земельные владения и угодья в разных губерниях, драгоценные вклады церковных предметов и принадлежностей монастырского обихода, все это выделяло его из ряда других монастырей. В XVIII и XIX в. монастырь утратил свое прежнее величие; но и до настоящего времени уцелели здесь многие, хотя и далеко не все, остатки прежнего благополучия, которые воскрешают перед нами многие важные моменты русской истории. 1 Ипатьевский собор, неоднократно перестроенный, сохранил в своей архитектуре черты блестящего периода московской архитектуры XVI – XVII в., с крытыми галереями. Уцелели и те кельи, в которых по преданию жил царь Михаил Фёдорович перед избранием на царский престол, хотя уже в виде, измененном до неузнаваемости реставрацией Рихтера. В соборе Ипатьевском сохранились, с некоторыми новейшими исправлениями, настенные живописи, которые могут быть названы одним из лучших произведений московской стенописи второй половины XVII века. Общий иконографический характер этой росписи повторяет установившиеся в XVII в. типы настенной живописи: письмо столповое; на стенах ветхозаветные и новозаветные события; песнь песней; на столбах – единоличные фигуры святых и наряду с ними портретные изображения царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, в нимбах. В галерее Страшный суд и лестница Иакова, так как, вследствие недостаточного освещения, стенописи эти не поддаются фотографированию, без особых приспособлений, то мы по необходимости даем здесь снимок со стенописи притвора недавно отреставрированной, но сохранившей все черты иконографии и стиля первоначальной живописи, лишь освеженной в красках (табл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

25. Из моих воспоминаний 1. Посещение Ипатьевского монастыря в детстве У моего родителя было свое судно: он нагружал это судно пшеном и отправлялся на нем вверх по Волге. В Костроме имел обычай останавливаться. Случалось, что тут и продавал весь товар свой, потому в Костроме иногда приходилось ему жить по месяцу и недель по пяти. И меня, когда я был малолетком, родитель брал с собой для того, чтобы ему не было скучно и чтобы я с малолетства привыкал к делам. Родитель любил мне рассказывать разные повести от житий святых и из истории. Раз, живучи в Костроме, он рассказал мне об Ипатьевском монастыре, что в нем имел пребывание царь Михаил Феодорович, предок теперь благополучно царствующих государей, как его оттуда просили на царство, у его матери и, чтобы удобнее преклонить ее к прошению, приносили чудотворную икону Пресвятой Богородицы, именуемую «Феодоровской», и как мать Михаила Феодоровича вручила его Божией Матери пред святой Ее иконой. Эти рассказы произвели на меня большое впечатление. В следующее плавание по Волге до Костромы, когда мне было от рождения десять лет, мы в Костроме жили долго. В один день, после обеда, я пошел по берегу Волги вверх; дошел до реки Костромы, перешел мост и вошел в ворота Ипатьевского монастыря. Ходя по монастырю, я приводил себе на ум с утешением рассказы родителя, что это место знаменитое, что тут жил родоначальник царского рода и отсюда взят в Москву на царство. Тут увидел меня один из монашествующих, как впоследствии оказалось, ризничий монастыря; подошел ко мне и спросил: «Что ты мальчик ходишь и посматриваешь?» Я ответил: «Мне батюшка рассказывал, что этот монастырь древний и что в нем жил русский царь Михаил Федорович, так мне и захотелось посмотреть этот монастырь». Он спросил: «А откуда ты?» Я ответил, что из Сызрани, Симбирской губернии. Он опять спросил: «А как ты сюда угодил, такой маленький и в такую даль?» Я ответил, что прибыль сюда с батюшкой на судне со пшеном. Ризничий сказал: «Иди за мной, – я тебе кое-что покажу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Кострома. Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1834 году при посещении Ипатьевского монастыря император Николай I распорядился вернуть архиерейскому корпусу " древний вид " , а на месте прежних Святых ворот сделать новые с надвратной церковью во имя святых Хрисанфа и Дарии. " Костромские епархиальные ведомости " так повествовали об идее создания нового храма: " Памятуя две годины искушения России, равно тяжкие для неё - 1612 и 1812 гг., и в сих двух отдаленных одна от другой эпохах 19-е число марта как знаменательный день спасения России от бед, именно: в 1613 году изшествия царя Михаила Феодоровича из Ипатьевского монастыря к царствующему граду на спасении и умиротворение расстроенной и гибнушей России, а в 1814 году вступление государя императора Александра Благословенного в столицу Франции для спасения и умиротворения целой Европы, потрясенной властолюбием Наполеона, - государь император повелел устроить в Ипатьевском монастыре храм в честь св(ятых) мучеников Хрисанфа и Дарии, память которых Св(ятая) Церковь празднует 19 марта. При сем признано приличным на стенах всего храма в особых картинах или под образами святых Михаила Милена и Александра Невского изобразить, с одной стороны, шествие царя Михаила Феодоровича из обители, с другой - вшествие в Париж Александра 1-го. Здесь видимы были заря и рассвет того дня, лучами коего не престанем мы пользоваться " . Для строительства храма была отпущена крупная сумма денег. В 1836 году разобрали портик восточного фасада архиереской резиденции и остатки древних Святых ворот; на месте последних по чертежам губернского архитектора Утина заложили новые, с надвратной церковью. Несмотря на активное участие в строительных и реставрационных работах губернских архитекторов, главным создателем монастырского ансамбля XIX века, в том числе церкви во имя святых Хрисанфа и Дарии, следует считать профессора архитектуры Императорской Академии художеств, строителя соборного Храма Христа Спасителя в Москве К.А.

http://sobory.ru/article/?object=14039

Кострома. Троицкий Ипатьевский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троицкий собор, возвышающийся в центре Старого города Костромского Ипатьевского монастыря, построен в 1650-1652 гг. на месте более древнего (сер. VI в.) одноименного собора, разрушенного ураганным вихрем в 1649 году. В 1650 году архимандрит Ипатьевского монастыря получает грамоту царя Алексея Михайловича о сооружении на месте разрушенного храма нового собора с приделом во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя Михаила Федоровича Романова. Строительство нового Троицкого собора было завершено в 1652 году. В 1652 году начались работы по созданию иконостаса Троицкого собора, а через два года, в 1654 интерьеры собора начали украшать фресками. Для их исполнения была приглашена артель изографов во главе с царским иконописцем костромичом Василием Ильиным Запокровским. Но им не суждено было полностью выполнить столь почетный и ответственный заказ. В 1656 году в Костроме началась эпидемия чумы, унесшая жизни большей части костромичей, в том числе и В.И. Запокровского. Тем не менее, за два года мастера создали иконы для пятиярусного иконостаса собора и частично расписали западную галерею храма. Лишь через 30 лет работа по росписи собора была продолжена. Артель знаменитого царского изографа Гурия Никитина (Кинешемцева), чье имя среди мастеров царской иконописной мастерской стояло наравне с Симоном Ушаковым, за три летних месяца расписала собор величайшими по своей художественной ценности фресками. Несомненно, Троицкий собор представляет собой вершину русской монументальной духовной живописи XVII столетия. Третий этап в создании (завершении) убранства собора - 1911-1913 гг. Завершение росписи галерей храма артелью палехских изографов во главе Н. Софоновым. Первый каменный собор во имя Живоначальной Троицы построен на месте прежнего деревянного около 1560 года попечением Дмитрия Ивановича Годунова. Согласно Писцовой книге 1628 года, известно, что " мерою та церковь была невелика, внутри в ширину только пять сажень, а в длину четыре сажени " (то есть 10 на 8,5 метров), с приделом во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Собор был двухстолпным и предназначался для торжественных богослужений. Д. И. Годунов пожертвовал в храм до 90 икон, из которых 45 имели золотые оклады, остальные - серебряные. Престол в храме был также серебряный, чеканный; пожертвован Д. И. Годуновым в 1595 году вместе с бархатной, вышитой жемчугом индитией. В это же время собор был расписан. В храм вели трое металлических двустворчатых дверей, украшающих вход в собор с западной, северной и южной сторон - выполненных в технике золоченой огненной наводки.

http://sobory.ru/article/?object=05167

Приближается трехсотлетняя, радостная для всей России годовщина царствования Дома Романовых. К этому юбилейному торжеству уже теперь обращены взоры России и Европы. В виду предстоящего столь грандиозного события важно не только воспроизвести самое историческое событие воцарения в Ипатьевском Троицком соборе боярина Михаила Феодоровича, но с возможной полнотой осветить различные относящиеся к нему моменты и детали. В ряду таких очень важное место занимает московский и костромской крестный ход в Ипатиев монастырь 14 марта 1613 года. Однако это историческое событие доселе не имеет для себя целостного археологического эскиза в отношении указания пути следования и особенно вступления в Ипатиеву святую обитель. Предлагаемый историко-археологический экскурс 1 в эту мало исследованную область представляется первым опытом. В смутный период на Руси с 1605 года и особенно в междуцарствие с 1610 до 1613 года все Российское государство претерпевало величайшие бедствия. Россия была внешне разорена злодействами поляков и литовцев, безнаказанно производивших насилия и грабежи в городах и весях, а главное, глубоко потрясены были основы государственной ее жизни как самыми появлениями самозванцев, претендовавших на царский трон, так и усиленными стремлениями утвердить на московском престоле польского королевича Владислава, сына Сигизмунда. Печальное и даже гибельное состояние России обусловливалось или довершалось и гнусными интригами и раздорами среди русских вельмож, из коих оказалось немало изменников отечеству. Для того чтобы спасти русскую народность и православную веру от иноверного ига поляков и утвердить поколебленный разными самозванцами царский трон, собрался в Москве к 12 февраля 1613 года великий земский совет для избрания главы государству – царя православного. Хорошо памятуя указание патриарха Гермогена, земский совет единогласно избрал на царство шестнадцатилетнего Михаила Романова, сына боярина Феодора Никитича, тогда уже митрополита Филарета. В неделю Православия 21 февраля православная Москва уже присягнула единодушно православному царю Михаилу Феодоровичу. Последний, по освобождении своем 26 октября 1612 года из плена, в котором держали его поляки, завладевшие тогда Москвой, сначала проживал в своей костромской вотчине – селе Домнино, но затем для большей безопасности от небезызвестных ему дерзких умыслов поляков вынужден был, одновременно с незабвенным патриотическим подвигом крестьянина Ивана Сусанина, укрыться вместе с матерью своей – инокиней Марфой Ивановной за стенами в Ипатьевском монастыре, вблизи города Костромы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Закрыть К 16-й годовщине обретения останков Цесаревича Алексея и Великой княжны Марии Архимандрит Тихон (Затекин)   03:25 31.07.2023 1609 Время на чтение 21 минут Источник: Вознесенский Печерский мужской монастырь Святые Царственные Страстотерпцы Из книги архимандрита Тихона (Затёкина) «Я понял, что это меня уже никогда не отпустит. Романовы: убийство, поиск, обретение». Архимандрит Тихон (Затёкин) с Л.Г.Вохмяковым в древлехранилище Вознесенского Печерского монастыря 2022 г О том, как миру были явлены Останки Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии, написала монахиня Иаиль (Наталия Розанова) в своей книге " Царственные Страстотерпцы. Посмертная судьба: " ...В Екатеринбурге живут два краеведа, связанные давней дружбой, В. В. Шитов и Н. Б. Неуймин. 1 из 4 В.В.Шитов в Поросенковом логу Виталий Васильевич Шитов, фотограф-журналист, большой знаток истории Ипатьевского дома, в котором он проработал несколько лет. В 1977 году скрытой камерой Шитов снимал снос Ипатьевского особняка. Пережив его уничтожение, как гибель дорогого существа, В. Шитов не смог примириться с этим. Он решил увековечить память о доме Ипатьева созданием книги-альбома. Общая любовь к истории привлекла Шитова и Неуймина к совместным исследованиям. Николай Борисович Неуймин - квалифицированный юрист, 11 лет проработавший в суде и имеющий опыт работы следователем. Он заинтересовался темой гибели Романовых через увлечение историей гражданской войны. Когда-то в детстве бабушка Николая рассказывала ему о расстреле Царской Семьи. Рассказывала и плакала: «Детей убили!!!» Эти слезы упали на добрую почву сердца Николая - сердца сострадающего, неравнодушного, способного глубоко вдумываться в минувшее. Прошло время, в 1983 году Николай Неуймин, вернувшись со сверхсрочной службы, приобрел популярную в то время книгу М. К. Касвинова «Двадцать три ступени вниз». Так впервые он серьезно прикоснулся к истории убийства Царской семьи. С начала 1990-х годов Неуймин начинает свою деятельность в военно-историческом клубе «Горный щит», становится архивистом-краеведом, и тема гибели Романовых оказывается предметом его тщательного изучения.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/31/k_16i_...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Россия, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1. Монастырь возник на стрелке рек Волги и Костромы (ныне река Кострома отдалена от монастырских стен Горьковским водохранилищем). Он служил как бы ключом к городу. По легенде, основан татарским мурзой Четом. По дороге в Москву из Золотой Орды в 1330 году Чет заболел и на месте будущего монастыря увидел во сне Богоматерь с апостолом Филиппом и святым мучеником Ипатием Гангарским. Видение обещало исцеление. Чет выздоровел, добрался до Москвы, принял крещение (он является родоначальником Годуновых) и основал монастырь. Есть мнение, что монастырь основал в 1275 году князь Василий Квашня. Первой крупной постройкой была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим. (Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов.) В XIV и XV веках Ипатьевская обитель была довольно небольшой и малоизвестной. Возвышение рода Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI столетия до 1605 года, то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеупомянутой Троицкой церкви, монастырских стен с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины. Каменные стены, согласно летописи, были возведены в 1586 году по повелению царя Федора Иоанновича. Ипатьевский монастырь – характерный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI beka. Дмитрий Годунов внес огромный вклад в монастырскую ризницу и библиотеку. Многие из вкладных Годуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить в московских музеях: Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных хранилищах.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

А. И. Алексеев. Вкладная книга костромского Богоявленского монастыря в фондах Отдела рукописей РНБ     Публикация вкладной книги костромского Богоявленского монастыря продолжает ряд моих публикаций по введению в научный оборот памятников мемориальной культуры российских монастырей XVI–XVII вв. Костромской Богоявленский монастырь, по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, «сродником» прп. Сергия Радонежского . На протяжении XVII в. по своей значимости обитель занимала вторые позиции в Костроме после Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря . В собрании Общества любителей древней письменности, которое хранится в Отделе рукописей РНБ, находится вкладная книга Богоявленского монастыря . По водяным знакам бумага рукописи датируется серединой – второй половиной XVII столетия. Книга содержит записи о вкладах за период с 1610-х гг. по 1734 г. Принимая во внимание эти хронологические границы, следует заключить, что протограф вкладной книги, с которого изготовлен наш список, был заведен при игумене Арсении, управлявшем обителью в 1603–1618 гг. , а дошедший до нас список – в последней четверти XVII в. Последний активно пополнялся до 1730-х гг., когда был выведен из оборота при игумене Иове (до 1739 г.) . Богоявленский монастырь не имел таких прочных связей с царской династией Романовых, как Ипатьевский, но порой пользовался вниманием некоторых лиц из царствующей фамилии. Так, 21 марта 1613 г. «государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии приложил к образу святого Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа золотой угорский» , а спустя две недели «по приказу государыни и великой старицы иноки Марфы Ивановны Федор Чеботов дал в дом Богоявления… ведро вина церковнаго» . В октябре 1619 г. царь Михаил Федорович вновь пожаловал в монастырь золотой угорский , который был «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления Господня. Это пожалование он сделал по пути к особо почитаемому основателем новой династии Макарьеву Унженскому монастырю . Эта обитель существовала еще в XVI в. Культ прп. Макария Желтоводского и Унженского особое распространение получил в годы Смуты в рядах Второго ополчения . На обратном пути 30 октября 1619 г. царь Михаил Федорович пожертвовал в монастырь еще один угорский, который был также «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления, а его мать, великая старица Марфа, в дополнение к этому образу подарила золотой крест .

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Домнино. Монастырь Царственных страстотерпцев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Домнино – центр родового владения, досталось по наследству от родителей Ксении Ивановне Шестовой (в монашестве – великая старица Марфа), матери Михаила Федоровича Романова, позднее перешедшего в собственность Дома Романовых в качестве приданого. В конце осени – начале зимы 1612 года старица Марфа и Михаил Федорович покинули охваченную мятежом и пожарами Москву, удалились сначала в вотчину, а затем под Кострому в Ипатьевский монастырь. 6 января 1613 года Земский собор избрал Михаила Федоровича Романова на царство. 13 марта под Кострому прибыло Великое Московское посольство, которое шесть часов упрашивало и умоляло инокиню Марфу и Михаила Федоровича дать свое согласие на воцарение. Источник: Архимандрит Иоанн (Павлихин) «Церковный вестник» 21(346) ноябрь 2006 г. Успенская с. Домнина каменная, с кам. колокольнею и оградой. Построена в 1817 г. прихожанами, на том месте, как гласит надпись на мраморной доске в стене при входе в церковь, где стоял дом старицы Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Федоровича Романова, урожденной Шестовой. Возобновлена в 1831 году по повелению ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I. Кладбище в церк. ограде. Престолов 3: а) в ч. Успения Божией Матери, б) во имя святит. Николая, в) в ч. Тихвинской иконы Божией Матери. В церкви есть икона Воскресения Христова и Казанская икона Божией Матери, находившиеся, по преданию, в домовой церкви старицы Марфы Иоан. Расстояние от Костромы 67 в., от г. Буя 38 в. Ближайшие церкви: Преображенская села Хрипелей в 2 верстах, Воскресенская села Молвитина и Николаевская села Соболева в 6 верстах, Троицкая села Исупова в 8 верстах. Источники информации: Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 227, Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863, с. 235-236 В 2004 году в Домнино был открыт женский монастырь святых Царственных страстотерпцев – императора Николая, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, – преобразованный из подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы.

http://sobory.ru/article/?object=04253

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010