По мнению др. исследователей, к основанию Л. м. имел отношение Литовский вел. кн. Войшелк , старший сын литов. кор. Миндовга , Согласно Ипатьевской летописи, он «оучини собе манастырь на реце на Немне межи Литвою и Новымъгородъком» (ПСРЛ. 1998. Т. 2. Стб. 859). Эти сведения отражены в документах монастырского архива (ИБУВ ИР. Ф. 160. Д. 301). Однако эта версия не имеет самостоятельного характера, а основана на известиях Ипатьевской летописи. Между тем ее окончательная редакция, сохранившаяся в обработке, выполненной на рубеже XIII и XIV вв. в Турово-Пинском княжении, так же как и созданное в XIV в. Житие псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) , основанную поблизости вел. кн. Войшелком обитель ни разу не назвали Л. м. Это неудивительно, т. к. в крещении князь носил имя Давид, а не Василий. Монашеское имя вел. кн. Войшелка пока не установлено. Согласно др. раннему церковному преданию, которое подтверждается поздними источниками (ср.: Archiwum klasztoru Lawryszowskiego przepisane roku 1791. Л. 253), история основания Л. м. тесно связана с именем литов. князя прп. Елисея Лавришевского (прославлен в 1514). Сохранился пересказ его жизнеописания ( Kojalowicz. 1650. S. 8, 36; Кузьмин А. В. Елисей, [прп., Лавришевский]//ПЭ. Т. 18. С. 406-407). В Густынской летописи, т. н. Летописном своде 1597 г., составленном при дворе кн. Константина Константиновича Острожского (его отец был владельцем Пинского княжества), была предпринята попытка согласовать сведения об основании мон-ря у р. Неман, к-рые излагаются в Ипатьевской и поздних белорусско-литов. летописях. Густынская летопись отмечает, что литов. кн. Римунт (в монашестве Елисей) жил в Л. м. В этом источнике основные факты его биографии, хотя и не все, совпадают с биографией вел. кн. Войшелка, литов. кн. Римунта - с биографией кор. Миндовга, а литов. кн. Довмонта - с биографией псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) и отчасти - Литовского и Жямайтского вел. кн. Треняты: «Сын же Тройденов Римонт, уже во чернечестве сый (живый в монастыре Лавришевъском, имя ему чернеческое Елисей), егда услыша, яко Довъмонт стрый уби отца его и сяде на князстве, изверже из себе чернечество и, собрав войско, пойде на Довъмонта стрыя, иже порази и самого уби. И потом, собрав бояры, посади им на князстве Литовском Витена, гербу Китавров князей Римских, а сам пойде паки в монастыръ, плачася грехов своих, облечеся в чернечество» (ПСРЛ. 1843. Т. 2. С. 345; 2003. Т. 40. С. 125).

http://pravenc.ru/text/2462481.html

«Многошатровая» композиция храма и звонницы, тоже была достаточно хорошо знакома мастерам. Примеры подобного строительства мы находим в русском зодчестве уже со второй четверти XVII века. Русские мастера возводили храмы «о дву шатрах» в 1640-е – 1650-е годы. Это и собор Алексеевского монастыря в Москве (1634 год, зодчие – Антипа Константинов и Трефил Шарутин), надвратный храм во имя Богоявления Господня и св. Ферапонта в Ферапонтовом монастыре (1649 год) и церковь во имя Святого Духа в Рязани (1642 год, зодчий – Василий Зубов из Солигалича), надвратный Благовещенский храм в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале и другие. После 1656 года, когда строительство шатровых храмов было запрещено, шатрами стали украшать другие церковные сооружения. Так, например, два шатра некогда завершали звонницу Спасского монастыря в Ярославле (1630-е годы) и Святые врата (1688 год, мастера Иван Грязнов, Иван Мамин и Андрей Шмаков) Ризоположенского монастыря в Суздале. Сохранившиеся примеры шатрового завершения палатных звонниц (звонницы Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом - 1652-1654 годы, зодчий из Кашина Иван Маркович Шарутин; и церкви Рождества Христова в Ярославле) характерны для сооружений принципиально отличных от интересующей нас звонницы по своим конструктивным особенностям (подробнее об этом см. в материале о звоннице Александро-Свирского монастыря). Для нас интерес представляют завершения звонниц костромского Ипатьевского монастыря и Спасо-Евимиева монастыря в Суздале. Предположения о том, что звонницу Спасо-Евфимиева монастыря некогда венчали, пока не нашли подтверждения. В Описи 1660 года упоминаются два шатра над ней: над единственным пролетом и часовой башней. Два деревянных шатра возвышались некогда над звонницей Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме. Именно на костромскую звонницу по своему внешнему облику очень похожа звонница Владычного монастыря. Обе они имеют высокий нижний ярус, два яруса звона, ассиметричное расположение арок и соединение разновременных объемов в единое целое. Основной массив звонницы Ипатьевского монастыря возводили мастера годуновского времени. Строительство велось на средства от вклада Дмитрия Ивановича Годунова и завершилось в 1604 году. В 1652-1654 годы к существующей звоннице зодчие пристроили еще один объем. Его нижние ярусы использовались для хозяйственных нужд, а верхний ярус под шатром был предназначен для 600-пудового колокола Емельяна Данилова (1647 год). Некоторое сходство со звонницей Владычного монастыря имеет и новая звонница Ферапонтова монастыря (конец XVII века) под деревянным шатром, широкими папертями соединенная с храмами Рождества Пресвятой Богородицы (1488-1490 годы) и Благовещения (1530-1534 годы).

http://sobory.ru/article/?object=14048

Сотрудники Костромского музея-заповедника " Ипатьевский монастырь " объявили голодовку Кострома, 20 декабря 2004 г. Бессрочную голодовку начали в четверг сотрудники Костромского историко-архитектурного музея-заповедника " Ипатьевский монастырь " , сообщает Костромская ГТРК. Голодовку решили начать ровно в 16 часов. Дальше, говорят, тянуть нельзя. В среду сотрудники музея, свои требования довели до губернатора: восстановить Ольгу Рыжову в должности гендиректора музея и вернуть иск в арбитражный суд Москвы. Через суд они требовали признать недействительным распоряжение федерального агентства госимущества по передаче Костромской епархии Русской Православной Церкви музейных помещений Ипатьевского монастыря. Сотрудники хранилища удивлены тем, что " в распоряжении ни слова не говорится о том, какие помещения должны быть предоставлены музею для вывода коллекции, которая составляет около 400 тысяч единиц хранения, а также для реализации всех видов музейной деятельности " . Протестующие выражают также беспокойство судьбой коллекции музея-заповедника, которая, как считают они, " находится под угрозой расформирования: вся коллекция древнерусского (церковного) искусства передается в Церковный историко-археологический музей Костромской епархии, светская коллекция – в музеи других регионов России " . Сотрудники музея обратились к губернатору Костромской области Виктору Шершунову, требуя предоставить для музея равноценные помещения и сохранить цельность коллекции. Но за весь день, отведенный для удовлетворения ультимативных требований, к ним из властей никто так и не приехал. Голодовка началась, журналисты берут интервью. Новый гендиректор, назначенный губернатором, Павел Алексеев звонит в Красный дом. И через несколько минут в музей приезжает замгубернатора Борис Коробов. Переговоры с голодающими ведутся за закрытыми дверями. Через час стороны выходят к телекамерам. Каждая из сторон осталась при своем. Властям прекратить голодовку не удалось, доводы оказались неубедительными. А сами участники акции протеста отправились за спальными принадлежностями и водой. 20 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12182.html

8 мая 1993 г. Ипатьевский монастырь посетил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II; тогда же Костромской епархией и администрацией Костромской области было подписано утвержденное Святейшим Патриархом и министром культуры Российской Федерации «Соглашение о совместном использовании комплекса зданий и сооружений Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря монашеской общиной и Костромским государственным объединенным историко-архитектурным музеем-заповедником». 14 февраля 1994 г. в пользование Костромской епархии для размещения монашеской общины передана часть зданий Ипатьевского монастыря - Лазаревская церковь в подклете Троицкого собора, звонница и кельи над погребами. После долгого и трудного этапа поиска взаимно приемлемых решений в июле 2002 г. процесс возвращения Церкви зданий Ипатьевского монастыря продолжился: в пользование Костромской епархии переданы также здание богадельни (вотчинной конторы), стены и башни Нового города. С этого времени братия обители совершает периодические богослужения в Троицком соборе и Лазаревской церкви, служит в располагающемся около Ипатьевского монастыря Иоанно-Богословском храме и духовно окормляют одну из новопостроенных церквей Костромского района – Ильинский храм села Ильинского. 30 августа 2002 г., по случаю празднования 850-летнего юбилея основания Костромы, Святейший Патриарх Алексий II вновь посетил Ипатьевский монастырь. В ходе визита Его Святейшество призвал максимально ускорить процесс возвращения этой древнейшей в Костромском крае обители Русской Православной Церкви. «Передача монастыря Церкви не означает закрытие музея или каких-либо ограничений для туристов - музей и монашеская община могут здесь гармонично сосуществовать. Но только «возрождение в древних стенах монашеской жизни даст возможность во всем объеме оценить историческое и духовное значение выдающегося памятника Отечества». Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 2732 от 13 мая 2004 г. наместником монастыря был назначен архимандрит Иоанн (Павлихин).

http://sobory.ru/article/?object=00151

Храм этот по размерам весьма небольшой, но хорошо отделанный. Стены его украшены живописью в византийском стиле. В самом куполе храма находится изображение новозаветной Троицы, а на стенах - изображения некоторых из двунадесятых праздников и разных святых. Иконостас в храме свв. Хрисанфа и Дарии трехъярусный. Все иконы в нем нового письма, кроме иконы Живоначальной Троицы в алтаре, за престолом, из числа пожертвованных в Ипатьевский монастырь боярином Д.И. Годуновым. Икона эта имеет в вышину 2 арш. 11/2 вер. и в ширину 1 арш. 9 вер.; писана на кедровой доске. Из надписи, вычеканенной на серебряной дщице, видно, что эта икона писана, обложена серебром и золотом и украшена драгоценными камнями при державе царя Феодора Ивановича и поставлена в преименитую Лавру св. Троицы, в Ипатьевский монастырь, повелением боярина Д.И. Годунова в 1586 г. К этой церкви с северной стороны непосредственно примыкает малая крестовая церковь во имя свм. Ипатия и ап. Филиппа. Эта последняя церковь устроена в 1875 г. в одном из покоев епархиального архиерея. Она имеет плоский потолок и обставлена вообще весьма просто. Иконостас в церкви состоит из одного ряда местных икон новейшего письма, без риз и других каких либо украшений. С правой стороны царских врат находятся изображения Господа благословляющего, св. Троицы и свм. Ипатия, а с левой - образ Скорбящей Божией Матери, Похвалы Пресвят. Богородицы с ап. Филиппом и свм. Ипатием и образ святителя Николая Чудотворца. http://kostromka.ru/ipatievsky/53.php Архиерейский корпус с церковью Хрисанфа и Дарьи - крупнейшее жилое здание монастыря со сложной строительной историей, включившее в себя сооружения кон. 16 - 17 в. и сохранившее в своем облике черты позднейших перестроек 18 и 19 вв. в формах классицизма и русского стиля. Монументальный объем здания играет активную роль в формировании панорамы монастыря с реки. Основу Г-образного плана сооружения составляют примыкающие друг к другу под прямым углом разные по назначению корпуса кон. 16 - сер. 19 в., что объясняет разностилье фасадного декора, выявленного реставрацией.

http://sobory.ru/article/?object=14039

Вот как распорядилась новая власть доставшимся ей имуществом. Так сохраняла доставшееся от предков культурно-историческое наследство. В подвале Троицкого собора был устроен овощной склад, в соборе Рождества Богородицы – антирелигиозный музей. По воспоминаниям бывшей жительницы Ипатьевского монастыря Л.П. Давыдовой, последним священнослужителем, которого она видела в стенах обители, был священник Макарий, «про которого точно неизвестно, был ли он монахом монастыря, или нет». По другим воспоминаниям Макарий был смотрителем музея, даже сторожем, и до тех пор, пока было возможно, пытался сохранить от разграбления великое наследие, оставленное нам нашими предками. До 1922 года он совершал Божественную литургию в Троицком соборе Ипатьевского монастыря. После приказа снять монашеское одеяние и постричь бороду иеромонах Макарий покинул монастырь. Дальнейших сведений о нем нет. Дальнейшие события пошли так, как мы знаем из исторических свидетельств того времени. Лидия Павловна Давыдова стала свидетельницей снятия колоколов с годуновской колокольни. Сброшенный колокол больших размеров, вероятно 600-пудовый, дар инокини Сандулии (Годуновой, матери царя Бориса Годунова, пожертвован в монастырь в 1648 г. – прим. автора), под своей тяжестью вошел в землю и раскололся на куски. Она также вспоминает, что некто Тихомиров, один из людей, разорявших колокольню, при снятии колоколов с колокольни сорвался и разбился насмерть. Очевидцы тех событий рассказывали о чудесном явлении, которое произошло с неким Веселовым, жителем Ипатьевской слободы, ярым борцом против религий, который неоднократно закрашивал фреску над воротами монастыря, изображавшую Божию Матерь, но, несмотря на все усилия, фреска вновь и вновь проявлялась. В бессильной ярости ревнитель новой жизни расстрелял фреску из винтовки. Вскоре после этого, он заболел и умер. Они все одинаковы – и Орлеанский, и Веселов – им всем мерещится, что они, такие сильные и великие, смогут «убить бога». К 1930 г. после серии взрывов от зимней церкви Рождества Богородицы остались лишь руины и груда обломков, которые не убирались в течение нескольких лет. По воспоминаниям очевидцев, сразу же началось разграбление кладбища: мародеры раскапывали в поисках сокровищ монастырское кладбище…

http://bogoslov.ru/article/4529808

Евгений 28 октября 2021, 16:28 Ипатьевский монастырь где началась история династии Романовых, Ипатьевский дом где закончилась история династии Романовых, Ельцин стирающий с лица земли Ипатьевский дом при Брежневе, непонятные люди построившие в этом же городе ему Ельцин-Центр... Следствие этими интересными совпадениями не занималось. И почему страстотерпцы? Царскую семью расстреляли разве православные? Даже повара, врача, горничную и собачку не пощадили - это могут сделать только люди исповедовавшие дьяволизм. Очень мутная история с расстрелом, Ипатьевским домом, Ельциным и их останками. Юрий 28 октября 2021, 16:12 Владыка, вам не кажется, что Путин уже давно является марионеткой в руках сатанинского мирового правительства, что вакцина создана лишь для геноцида человечества. Лично вас я раньше очень уважал, сейчас же,я считаю, вы реально отступили от Православия и развернулись к нему спиной. Тогда куда вы идете? Маргарита 28 октября 2021, 15:35 Россиянин, как и любой другой человек, должен быть прежде всего христианином, если он верует во Христа. Что трудно сказать о Вас,о.Тихон, к сожалению. Всякому свойственно ошибаться, но когда человек настаивает на своих ошибках, да ещё и принуждает то же самое делать другим, используя своё положение, - это уже преступление. Ваши откровенные призывы и принуждения к массовой насильственной вакцинации с использованием фашистских методов далеки от христианства. Власть портит человека и уводит в неправильном направлении, противоположном от Бога . Вразуми Вас Господь и спаси. Егор Андреев 28 октября 2021, 15:15 Владыка! Хотел бы отдельно выделить блок интервью, в котором раскрывается миссия Русской Православной Церкви как некой " мягкой силы " . Да, это действительно так. И это заслуживает самой большой поддержки, чтобы Церковь наша распространялась по лицу всего мира, создавала общины, строила храмы, несла свет Евангелия людям, которые в этом нуждаются больше всего на свете, поскольку градус безумия т.н. новой нормальности, т.н. новой антропологии уже просто зашкаливает. И особенные слова благодарности за Ваши слова о Президенте России! Помоги ему, Господь! Ему досталась, наверное, самая сложная миссия - быть главой государства с православной идентичностью, которую мир ненавидит.

http://pravoslavie.ru/142606.html

Основан Ипатьевский монастырь в половине XIV века татарским мурзой Четом. Когда этот мурза ехал из орды в Москву к царю Иоанну Даниловичу Калите, он остановился для обычного отдыха около Костромы, недалеко от того места, где река Кострома сливается с Волгой. И вот, в чудном видении явилась во время сна Чету Пресвятая Богоматерь с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским, чтобы просветить неверного мурзу светом веры Христовой. На месте видения Чет, во святом крещении нареченный Захарией, устроил обитель во имя Св. Ипатия. Таково предание об устроении обители. Дальнейшая история монастыря в продолжение почтя двух веков мало известна. Особенно же прославилась Ипатьевская, обитель в начале XVII столетия. Этот монастырь в Смутное время укрыл под своим покровом нового царя России Михаила Феодоровича Романова, и в стенах этой же обители юный Михаил, призвав на себя благословение Божие, принял после долгих отказов престол российский. В Троицком храме этого монастыря отслужен был и первый благодарственный молебен за спасение России в Смутное время и на благоденствие нового царствующего дома. С этого времени Ипатьевская обитель начала расширять свое благосостояние. В Ипатьевском монастыре пять каменных храмов: соборный летний, во имя Св. Троицы, основанный в половине XVII века, соборная теплая церковь , в честь Рождества Богородицы, храмы во имя прав. Лазаря, во имя Свв. Хрисанфа и Дарии и во имя апостола Филиппа. В обители находятся местночтимая Тихвинская икона Богоматери и древний образ явления Богородицы с ап. Филиппом и Св. Ипатием мурзе Чету. В монастыре погребены: основатель его мурза Чет, во Св. крещении Захария, и известный Иван Сусанин. Управляет обителью епархиальный Костромской епископ. Макарьевский Унженский монастырь. Необщежительная Унженская обитель находится в самом городе Макарьеве. Основан монастырь в 1439 году прп. Макарием Унженским после того, как татары совершенно разорили основанный этим же преподобным Желтоводский монастырь. В Унженской обители один храм, построенный в 1669 году Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1804 году он принял единоверие, и вот, через 15 лет после этого на месте скита устроена была единоверческая община, которая скоро была возведена в монастырь. Управляет обителью игумен. Железноборовский Предтеченский монастырь в Буйском уезде. Необщежительная Железноборовская обитель расположена на левом берегу реки Тебзы, при селе Железный Борок, в 15 верстах от уездного города Буя. Основан монастырь около 1390 года прп. Иаковом Железноборовским, происходившим из рода галичских дворян Аносовых. В обители два каменных храма: соборный, в честь рождества Иоанна Предтечи, и церковь рождества Пресвятой Богородицы. За левым клиросом Богородицкого храма под спудом покоятся мощи прп. Иакова Железноборовского, обретения в 1613 году. На гробнице положены каменный крест и вериги, в которых подвизался преподобный. Для странников в монастыре существует гостиница. Управляет обителью игумен. Проезд в монастырь совершается через город Буй. Брылеева пустынь при Железноборовском Предтеченском монастыре. Эта пустынь, известная более под именем «Пустыньки», приписана к Железно Боровскому Предтеченскому монастырю, от которого отстоит в 4 верстах. В пустыни один деревянный храм в честь Введения Богородицы во храм. Предание говорит, что под спудом этой церкви покоятся мощи подвижника прп. Иакова Брылеева. В настоящее время во Введенском храме обители сохраняется икона этого святого, лежавшая на раке. Самая же рака, ветхая, деревянная, с резьбой, помещена, как памятник церковной старины, в монастырской ризнице. Ипатьевский монастырь близ Костромы. Если подъезжать к Костроме по Волге со стороны Ярославля, то прежде всего бросаются в глаза на левом берегу реки белые стены и золоченые главы древней обители. Это – Ипатьевский монастырь, знаменитая колыбель дома Романовых, то, – по картинному выражению древнего сказателя, – «гнездо, откуда с такой славой воспарил птенец орлий и крылами осенил разросшееся под ним царство Русское во все страны света». Много интересного представляет история этой обители для всякого русского человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Подробнее... Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь [ править править код ] Адрес : г. Кострома, ул. Просвещения, 1 Телефон : (4942) 37-22-41 ; (4942) 31-25-89 E-mail : ipatievsky@yandex.ru Web : http://ipatievsky-monastery.ru/ В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. В XIV-XV веках, в период " собирания " Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой Ипатьевской обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - " колыбель " Дома Романовых. Подробнее... Знаменский женский монастырь (Кострома) [ править править код ] Дата основания : 1993 Статус : действ. Адрес : г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37 Web : http://kostroma.cerkov.ru/ Женский монастырь образован в 1993. Новой обители была передана полуразрушенная Знаменская церковь. На время её восстановления монахини приписаны к Воскресенской церкви, что на Дебре. Сёстры монастыря несут послушание в двух храмах Костромы: иконы Богоматери Всецарица и Скорбященском. Подробнее... Храмы Костромской области [ править править код ] Основные храмы Воскресенский (Варваринский) храм (Нерехта) [ править править код ] Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли.

http://azbyka.ru/palomnik/Костромская_об...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010