«Артикулы», подписанные (1) 11 июня, тесно связаны с датированным (12) 22 июня сопроводительным обращением митрополита и всех епископов, в том числе Михаила Копыстенского и Гедеона Балабана, выступивших позднее против заключенной унии, к папе. Издатель документов Брестской унии А. Великий считает, что именно обращение от 22 июня «должно быть рассмотрено как важнейший документ всей Брестской унии» 766 . Думается, однако, что этот действительно «важнейший» документ никак не может быть оторван от «32 артикулов». Хотя прямого упоминания «артикулов» обращение от 22 июня не содержит, смысл формулировок этого документа раскрывается именно в «артикулах». Епископы заявляют в нем о желании восстановить существовавшие некогда «согласие и единство» («unio et concordia»), взаимопонимание, консенсус во всех вопросах («consensum in omnibus») «в послушании и под управлением Святого Апостольского Римского, престола» 767 . Посылаемым в Рим Ипатию Потею и Кириллу Терлецкому поручалось принести «престолу Святого Петра» и папе как «высшему пастырю Христовой церкви» должное послушание при условии, что папа и его преемники от своего и своих потомков имени согласятся сохранить в неприкосновенности «порядок свершения таинств, обрядов и церемоний» 768 . Однако наряду с этими словами, на которых обыкновенно сосредоточивается внимание историков, в послании есть и другие: если бы мы получили все «требуемое нами» («omnia petita a nobis»), мы бы желали всегда быть под управлением Вашего Святейшества 769 . Поскольку одиннадцатью днями раньше были подписаны «32 артикула», переданные так же, как и обращение от 22 июня, нунцию для отсылки в Рим, под «omnia petita a nobis» нужно понимать не только сохранение обрядов и церемоний, но и всю совокупность выдвинутых требований 770 . Подготовка унии в конце июня – июле 1595 г. Как развивались события после подписания артикулов и обращения к папе и королю? 16 (26) июня Ипатий Потей обратился с посланием к К. Острожскому, объясняя свой взгляд на унию и прося ее поддержать 771 . К. Острожский ответил окружным посланием от 24 июня (4 июля) 772  ко всем православным Украины и Белоруссии, где заявил о своем решительном протесте против унионных планов епископов и призвал к совместной борьбе против них 773 . Именно в эти же дни (2 июля н.с./22 июня с.с.) Острожский пишет из Владимира, причем, как он сам замечает, не в первый раз, и частное письмо к лидеру протестантов, виленскому воеводе Хр. Радзивиллу, где говорит о «предательстве» епископов 774  и о желании им противодействовать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Со времени своего примирения Гедеон и братство действовали уже согласно на пользу православной Церкви. Мы видели, что еще в 1597 г. Александрийский патриарх Мелетий, правивший и Цареградским патриархатом, давал Гедеону совет завести училища при архиерейских кафедрах, особенно Львовской, и Гедеон только теперь решился исполнить этот патриарший совет и основал на своей родине, местечке Стрятине, вместе с племянником своим Федором Юрьевичем Балабаном гимназию и типографию, из которой в 1604 г. вышла первая книга Служебник. В предисловии к ней Гедеон, именуя себя «эксархом трону Константинопольскаго», также «эксархом Вселенскаго престола», извещал, что доселе удерживался от исполнения совета патриарха Мелетия своею болезнию и что теперь, осуществив этот совет, вместе с племянником своим «от своих имений отеческих» он выпустил для православных из своей типографии первую священную книгу — Литургию, а потом, если Бог продолжит жизнь, не замедлит выпустить одну за другою и прочие богослужебные книги, и не только богослужебные, но и книги учителей церковных. Братство Львовское в 1603 г. имело радость приобресть себе нового члена, впоследствии прославившегося особенною ревностию о православии, земли Волынской Лаврентия Древинского, который обязался вносить на братство и его школу по четырнадцати колод жита из двух своих имений. В следующем году то же братство определило в свою школу нового ректора и вместе учителя языков греческого и латинского Ивана (впоследствии Иова) Борецкого, бывшего в ней прежде учеником, и назначило ему жалованья по десяти злотых в три месяца, а для преподавания славянского языка и управления хором певчих определило учителя Федора Сидоровича с жалованьем по пяти злотых в три месяца . Но в этом же 1604 г. Гедеону и братству пришлось испытать большую тревогу. В мае месяце, когда Гедеона не было во Львове, туда внезапно приехал Ипатий Потей, чтобы лично завладеть и епископскою резиденциею, и соборною Георгиевскою церковию. В городе произошло необычайное смятение.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

Из посланий Мелетия особенно известны его письма к князю Острожскому, в которых он восхвалял его ревность к Церкви и побуждал к дальнейшим подвигам, к епископу Гедеону, ко всему православному народу и к разным литовским князьям и магнатам, а также к папе, королю Сигизмунду и Ипатию Потею, которому подробно излагал свои мнения против римско-католического учения и догматов. Сочинения учёного патриарха Мелетия высоко ценились современниками, называвшими его „светилом православных“. В 1598 году в Острожской типографии были напечатаны семь посланий Мелетия (в „книжице в десяти отделах“), а затем в 1603 году в том же городе Остроге напечатан его „Диалог албо розмова о вере восточной“, в виде краткого катехизиса против латинян и других сектантов, причём для напечатания этой книги по-гречески и по-русски, князь Острожский обращался к Львовскому братству („к своим милым и верным приятелям“) за присылкой типографского наборщика Касиановича и греческих отлитых литер 2381 . Братства, конечно, весьма нуждались в помощи восточ- —232— ных патриархов, так как против братств и их деятельности высказались все униатские епископы и, как упомянуто выше, первым воздвигшим гонение против братств был Ипатий Потей. Он рассеял членов Брестского братства, отнял у них, с одобрения короля, школу и определил туда на место учителя известного униата Петра Аркудия, привезённого им из Рима. Таким образом учредилось в городе Бресте первое униатское училище в западной России 2382 . Но живучесть братских начал была так сильна в русском народе того времени, что, уступая натиску врагов в одном месте, русские люди спешили соединиться в крепкий церковно-братский союз в другом месте, и этому движению не мог оказать сопротивления даже король Сигизмунд III, который, разрушая православие, всё-таки должен был подписывать уставные грамоты таким братствам, кои находились в городах и местностях, густо населённых православными, где они потому решительнее и успешнее могли отстаивать своё вероисповедание и народность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По примеру короля, Владимиро-Брестский епископ Ипатий Потей, тоже забывая написанные им же самим в грамоте на учреждение Брестского православного братства страшные клятвы против всякого – кто явится разорителем сего учреждения, стал делать неслыханные притеснения членам братства, не желавшим принять унию и, отлучив их от церкви, как проклятых еретиков, предписал подведомственному ему духовенству не отправлять никаких треб для несчастных братчиков 2369 . Вместе с тем, по предписанию Потея в качестве местного епископа, все церкви в городе Бресте были отобраны от православных, так что, когда в Бресте, в начале октября 1596 года, съехалось громадное количество духовных и светских особ на собор, то кроме одной церкви Николаевской, захваченной униатами, не было другой церкви, где бы православные могли открыть свои соборные совещания и они принуждены были собираться в одном частном доме 2370 . Деяния и последствия знаменитого Брестского собора 1596 гола слишком известны, а равно и то, что православные решительно отвергли унию, а их духовные особы лишили отступивших от православия епископов духовного сана, начальства и власти над православной паствой. Здесь надлежит только добавить, что на соборе представителями братств явились послы Львовского и Виленского братств 2371 , и что православные, встретив на —221— этом соборе целое посольство от папы, присланное для подкрепления сторонников унии, а именно трёх латинских епископов – Соликовского, Мацеевского и Томолинского и четырёх иезуитов: Петра Скаргу, Иуста Роба, Максима Латерну и Каспара Нагая, не были, в свою очередь, лишены Помощи от восточных патриархов; именно от патриарха Константинопольского Гавриила 2372 был прислан экзарх Никифор, а от патриарха Александрийского Мелетия, поддерживавшего в эти смутные годы православных своими прочувствованными посланиями, был прислан на собор Кирилл Лукарис. На этом соборе православные, между прочим, высказали свои задушевные мысли о соединении церквей и эти мысли заслуживают внимания, так как показывают благоразумие православных в этом деле и понимание ими всего величия этой задачи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В городе Минске, на основании королевской грамоты, от 11 сентября 1592 года, образовалось при соборной церкви братство со школой греческого и русского языка, госпиталем и особым братским домом, освобождённым от постоя; это братство, получив тоже от короля право принимать отказы по завещанию, поставило себе главной задачей: призрение бедных, больных и увечных („людей от пана Бога хоробою и уломностями навежоных“), и прозывалось „шпитальным“ 2318 . В местечке Кричеве и Орше в то же время учредились небольшие церковные братства (на подобие прежних медовых); из королевских грамот видно, что названным мещанам разрешены их братства на тех же основаниях, как и в других „местах и местечках“ 2319 . В городе Бельске церковное братство образовалось в 1591 году; в благословенной грамоте от 29 июня епископ Владимирский и Брестский Ипатий Потей дозволял, по грамоте патриарха Иеремии, этому братству принять чин и союз братств Львовского и Виленского, отдавал братству соборную церковь св. Богоявления со всем имуществом, разрешал при церкви построить школу, больницу, приют для бедных (сирот и вдовиц), избирать для их церкви священников, а для школы учителей, указывал „до гробу равночестно провожати нищих“, предоставляя братству самоуправление и —203— грозил страшными проклятиями всякому, кто сделался бы соблазнителем и разорителем братского единства 2320 . Такому распространению братских учреждений, как было замечено выше, новый митрополит Михаил Рогоза не только не противодействовал, но во многих случаях на первых порах своей деятельности даже высказывал своё сочувствие. В начале января 1591 года митрополит, узнав о продолжавшихся преследованиях братства со стороны епископа Гедеона, запрещавшего священникам исправлять всякие требы для братчиков, прибыл в город Львов, и братство устроило ему торжественную встречу как в церкви, так и в школе. Ученики братской школы приветствовали митрополита обширным стихотворением, которое частью пелось хорами учеников, а частью было произнесено отдельными учениками 2321 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гослицкий истолковал решения униат. Брестского Собора в духе контрреформационных методов обращения православных в католичество. Католич. епископ намеревался в правосл. храмы поставить наместников и священников, послушных католич. Церкви. Он способствовал утверждению викария Эразма Дубецкого в Саноке, поскольку там было, очевидно, немало сторонников унии. А. Прохаска опубликовал 3 грамоты Гослицкого 1598 г., посвященные назначению Дубецкого: от 22 июня, 1 и 10 сент. В грамотах изложено представление Гослицкого о заключенной унии. Русская (греческая) Церковь была принята в лоно католич. Церкви, под власть папы. Русской Церкви будут разрешены только те обряды и обычаи, к-рые не противоречат католич. традициям. Вспомнив проклятие М. участниками униат. Брестского Собора (к к-рому Гослицкий не имел отношения), лат. епископ охарактеризовал правосл. архиерея как «нечестивца», «схваченного чертом». Считая себя епископом «объединенной Перемышльской епархии», чья власть распространяется и на православных, Гослицкий приказал, чтобы М. не признавали епископом под страхом отлучения от Церкви. Гослицкий запретил на территории Перемышльской епархии церковные праздники в соответствии с юлианским календарем (календарный вопрос на Брестском Соборе не рассматривался). В первые годы после заключения Брестской унии межконфессиональная борьба сосредоточилась в центре, ее ареной стали сеймы. В дек. 1596 г. кн. Острожский советовал Львовскому и Перемышльскому епископам защищаться на Вишенском сеймике, в частности вписать в реестр посольских требований церковные обиды ( Мицько I. З. Острозька слов " яно-греко-латинська akaдeмiя (1576-1636). К., 1990. С. 59). В нач. XVII в. православно-униат. вопрос вышел за рамки сеймовой борьбы. С одной стороны, активизировал деятельность новый униат. митр. Ипатий Потей (1599-1613), с другой - ограниченные в своих правах православные стали искать поддержку за пределами государственно-правовых учреждений. В частности, они стремились использовать возможности, открывшиеся с началом рокошового движения (Сандомирский рокош, или рокош Зебжидовского).

http://pravenc.ru/text/2563638.html

   Началась очень показательная переписка русских городов между собой. Жители осажденного Смоленска в январе 1611 г. первые написали в Москву: «не верить королю и полякам. Во всех городах и уездах, где им поверили, православная вера разорена, церкви разорены и жители переведены в латинство». Очевидно, в оккупированных поляками местах сделаны были попытки проводить церковное подчинение под русско-литовского униатского митрополита, каковым был еще до 1613 г. Ипатий Потей. Надеялись на обман народа видимостью нетронутого церковного обряда. Эту грамоту смолятичей москвичи в копиях рассылали по другим городам с присоединением своей собственной агитации. Москвичи писали: «Ради Бога, Судии живых и мертвых, будьте с нами заодно против врагов наших и ваших общих. У нас корень царства. Здесь образ Божией Матери, вечной заступницы христиан, писанный евангелистом Лукою; здесь великие светильники и хранители: Петр, Алексий и Иона — чудотворцы. Или вам православным христианам, все это нипочем? Поверьте, что вслед за предателями христианства, Михаилом Салтыковым и Федором Андроновым с товарищами, идут только немногие. А у нас православных христиан Матерь Божия и московские чудотворцы, да первопрестольник апостольской церкви, святейший Ермоген патриарх, прям как сам пастырь, душу свою полагает за веру христианскую несомненно; за ним следуют все православные христиане».    Нижегородцы писали вологжанам: «27-го января писали к нам из Рязани воевода Прокопий Ляпунов и дворяне и всякие люди рязанской области, что они по благословению святейшего Ермогена, патриарха Московского, собравшись со всеми северскими и украинскими городами, и с Калугою, идут на польских и литовских людей к Москве, и нам также идти… И мы, по благословению и по приказу святейшего Ермогена, собравшись со всеми людьми из Нижнего и с окольными людьми, идем к Москве, а с нами многие ратные люди разных и окольных и низовых городов». Ярославцы в письме к казанцам прибавляли: «Мы все отчаялись, ибо в Москве все предались на сторону поляков; не было нам заступника. Но, видно, не до конца прогневался на нас Господь. Ермоген стал за веру и православие и нам всем велел до конца стоять. Ежели бы он не сделал сего досточудного дела — погибло бы все».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Следует полагать, что Ипатий Потей, получив монастырь во владение , практически сразу передает его в управление Иосифу Вельямину Рутскому, в то время архимандриту монастыря в Вильно. Для целей передачи имущества и служит составленный инвентарь.   Итак, монастырская церковь того времени « древяная збудованая пре з ихъ м[и]л[о]стей пановъ Войныловичовъ и Беликовичовъ без притворукгонтами критая, крестовъ на ней железных позолотистых три, на дзвонныци дзвоновъ пятъ » .     Рис. 1. Фрагмент титульного листа Инвентаря Лавришевского монастыря 1601 г. Монастырские строения находились неподалеку от храма. « Наперод вшедши въ ворота… браму кгонтами критую, будинокъ по левой руце противо ц[е]ркви в не м избъ три, две архимандриче а третая намесниковская з окнами шкляными в олово и в дерево оправными с печи поливание зеление зъ тамтуль поступивши далей пивныца накритая… в ней бочокъ начиня 20 до пива старых и новых… тамже далей келыи законныи три в которых законныки мешкают… однакъ той будинокъ потребуетъ накрития нового. зъ тамтуль поступивши одрина, стайня. При том зараз свиренъ » . Описание, как мы видим, не дает возможности установить точный план монастырской застройки. Хотя, можно заметить, что расположение монастырских зданий, построенных позже (в 1775–1780 гг.) подобно описанному в 1601 г. – жилые и прочие помещения в обоих случаях находятся слева напротив церкви . Можно предположить, что строительные работы в конце XVIII века осуществлялись на основе уже существовавшей монастырской планировки.   Согласно инвентарю, в монастыре хранились запасы зерновых: « Жита молоченого бочокъ 20. Ячменю корцовъ 6. Овса корцовъ 3. Пшеницы корцовъ 2. Солоду корцовъ 6. Гороху корцовъ 1. Ярки корцовъ полъ. Шоцевици корцовъ полъ » .   Монастырский скот и птица состояли из следующего: «Воловъ робочих Быков третяковъ 4. Коров дойныхъ 8. Коров дробычокъ 5. Noдцioлkob 6. Телят тогородных 7. Свиней с поросяти 10. Вепровъ … 3. Подсвинъковъ 6. Поросятъ 12. Гусей старых 7. Молодых гусей 20. Курицъ старых 5. Молодих курчат 30. Инъдиковъ старых 3. Молодых инъдиковъ 4. Качокъ 6 » .  

http://bogoslov.ru/article/2973415

Еще во время междуцарствия появились слухи о намерении гетмана Яна Замойского захватить польск. трон. На Ленчицком съезде шляхты (20 сент. 1588) было принято решение о сборе средств для войны с турками. Деньги должны были поступить в распоряжение Замойского, однако вновь стали распространяться слухи, что они будут присвоены гетманом, а кор. Сигизмунд III, выехавший в Ревель для встречи с отцом, кор. Швеции Иоанном III , тайно начал переговоры с эрцгерц. Эрнстом Габсбургом о передаче ему польской короны. 10 авг. 1590 г. К. экстренно созвал съезд всех воеводств, настоял на отмене денежных военных сборов, добился решения об ограничении власти гетмана. Сейм 1591 г. подтвердил только решение об отмене военных сборов. К. знал о подготовке Брестской унии , однако не принимал в ней деятельного участия. Нек-рые исследователи видят причину в том, что первоначальный ее вариант, предложенный правосл. епископами Киевской митрополии и одобренный королем, предусматривал объединение 2 равноправных Церквей, К. считал это неприемлемым. Однако его позиция не изменилась и позднее. 13 янв. 1596 г. Владимиро-Волынский еп. Ипатий Потей и Луцкий еп. Кирилл Терлецкий отправили К. письмо, в к-ром известили его о деталях торжественного приема при папском дворе, об уступках в обрядности, им сделанных (во время богослужения можно было не произносить публично «и Сына» (Filioque), а в сугубо правосл. городах не переходить на григорианский календарь), и просили его обратиться к королю, чтобы тот успокоил узнавших о готовящейся церковной унии православных и защитил от них новоизбранных владык - Пинского еп. Иону (Гоголь-Богушевича) и Полоцкого еп. Григория (Загоровского). На открывшемся 6 окт. 1596 г. Брестском Соборе К. отсутствовал, его замещал Львовский архиеп. Ян Димитрий Соликовский. К. считается автором более 40 проповедей (не все написаны им лично), а также приветственных речей, окружных посланий к духовенству и т. д. Он был инициатором перевода на польск. язык ВЗ, выполненного Я. Вуеком, «Истории Церкви» кард. Ц. Барония , сделанного П. Скаргой , и др. религ. сочинений.

http://pravenc.ru/text/1681113.html

1591. Май, 15 Убийство св. благоверного царевича Димитрия в Угличе. Один из современных исследователей, доктор юридических наук Л. Колодкин отмечает некоторые важные моменты в «деле царевича Димитрия». Он пишет: о нарушении процессуальных норм того времени при следствии; о том, что имело место вторжение в материалы следственного дела вскоре после Смутного времени; о том, что до сих пор нет ясности даже в вопросе об орудии убийства – «нож или свайка?»; о том, что события 15 мая 1591 года имели «своего режиссера, труппу и массовку». Следственная комиссия прибыла вечером 19 мая, а накануне, вечером 18 мая, из Москвы в Углич прибыл бывший астраханский воевода Темир Засецкий, отбыл утром 19-го. Всю ночь общался с Нагими и с кем-то еще. Вопрос: чей он эмиссар? Если бы убийцей был Годунов, то его имя не прозвучало бы из уст тех, кто был исполнителями преступления. Тем более, если преступники сразу же убиты после признания. Следовательно, их посылали те, кто был заинтересован в том, чтобы имя Годунова прозвучало из уст убийц. 1591. Июнь 24 собор в Бресте. Епископы Луцкий и Острожский Кирилл Терлецкий, Львовский Гедеон Балабан, Пинский Леонтий Пельчицкий, Холмский Дионисий Збируйский подписывают грамоту к королю Сигизмунду III о признании ими главенства папы и с прошением об утверждении их «вольности» — первый документ о согласии епископов на унию. 1592. Май 18 Королевский «привилей» согласным на унию четырем епископам. Рождение дочери царя Феодора Иоанновича Феодосии; скончалась в 1593 году. 1593. Февраль 13 Утверждение собором в Константинополе Российского патриаршества. 1594. Февраль 12 Епископы Владимиро-Волынский Ипатий Потей и Луцкий Кирилл Терлецкий подписывают декрет о принятии ими унии. Позднее, в 1595 году, этот акт подписывают и другие епископы, кроме Львовского Гедеона Балобана и Перемышльского Михаила Копыстенского. 1595. Июнь Митрополит Киевский Михаил Рагоза вместе с епископами Владимирским, Луцким и Пинским подписывает условия унии для представления папе и королю. Митрополит и епископы подписали соборное послание к папе Клименту VIII c выражением согласия на унию.

http://pravmir.ru/xronologicheskaya-tabl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010