В 1603 г. папа Климент VIII издал бреве, отменявшее прежнее решение, к-рым понтифик утверждал акт кор. Сигизмунда III о передаче Потею мон-ря и его земельных владений. Ранее принятое польским королем решение о передаче Киево-Печерского монастыря Потею нарушало предоставленное в 1522 г. шляхте Киевской земли право избирать вместе с братией архимандрита обители; король был вынужден подтвердить это право. Папе пришлось считаться с протестами киевской шляхты, которая на сейме Речи Посполитой решительно отстаивала свое право вместе с печерскими иноками самостоятельно избирать архимандрита. Вместе с тем понтифик потребовал от короля, чтобы тот вознаградил униат. митрополита вместо Киево-Печерского монастыря к.-л. иным владением и в дальнейшем обеспечил передачу Печерской архимандритии лицу католич. вероисповедания (АрхЮЗР. Ч. 2. Т. 1. 5, 6. С. 40-46). В 1605 г. архим. Елисей получил от патриарха К-польского Тимофея II грамоту с подтверждением независимости Киево-Печерского мон-ря от власти Киевских митрополитов ( Евгений (Болховитинов). 1831. Приб. 2. С. 171). 22 февр. 1605 г. король выдал избранному архим. Елисею (Плетенецкому) привилей на право возглавить Киево-Печерскую архимандритию (АЮЗР. Т. 2. 17. С. 31-32). Однако почти одновременно (20 февр. 1605) Сигизмунд III отдал митр. Ипатию имения мон-ря в Великом княжестве Литовском (Там же. 16. С. 30-31). В 1606 г. по поручению кн. Константина Острожского архим. Елисей, борясь за права православных, участвовал в съезде под Сандомиром. 6 окт. 1612 г. митр. Ипатий Потей заявил протест в связи с отказом архим. Елисея (Плетенецкого) и братии признать его власть и присоединиться к унии. Конфликт был связан с пребыванием в Киево-Печерском мон-ре митр. Софийского грека Неофита, к-рый с согласия архимандрита и братии рукополагал для Киева священников и диаконов, освящал храмы (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 6. 161. С. 411-413). В марте (апр.?) 1613 г. Потей вызвал на Трибунальный суд в Люблине представителей киевских мон-рей, в т. ч. и Киево-Печерского, в связи с их отказом признать его власть и присоединиться к унии.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

   Гедеон Болобан у себя во Львове в январе 1695 г. собрал группу обработанных им игуменов, в том числе Киево-Печерского архим. Никифора Тура и некоторых архимандритов из Молдавии и с Афона, и заставил их подписать ручательство — принять унию и «под утратой вечного спасения не отступать от святейших первопрестольников римских». С таким актом в кармане Гедеон чувствовал себя храбрее. Духовно маленькие люди, движимые интересами житейского благоустройства, так цинично играли словами о своих догматических и канонических убеждениях!    Больше всех малодушествовал митр. Михаил Рогоза, таился от всех и вызывал даже опасение у самых затейщиков унии, что он изменит. Ипатий Потей писал митрополиту 11.II.1595 г., как к коллеге по заговору, но с явным опасением, что в потемках конспирации он будет в чем-то обойден и оставлен в стороне. Потей пишет: «Ваша милость на мое письмо ничего мне не отписали, и я теперь сам не знаю, что будет дальше. А Вашей милости не подобало бы считать это дело маловажным. Ради Бога прошу, дай мне знать в точности о твоем умысле. Я и доброе и злое за Вашу милость готов терпеть, и ни в чем не уступлю. Там Вашей милости легче среди своих, а мы тут в зубах: если захотят, могут нас съесть. Не знаю, доложил ли я в прежнем письме Вашей милости, что я видел у Луцкого владыки бумагу коронного канцлера, где он пишет, что король желает с Вами видеться. Когда поедешь к королю, заезжай ко мне: очень нужно. Спрашивал я владыку Луцкого, зачем он едет к королю и тот с клятвой отвечал: сам не знаю. У меня ни своего, ни чужого дела до короля нет. А теперь, по-видимому, на основании какого-то другого письма, без меня был у канцлера и поехал в Краков. Бог знает, что делается! Лишь то ведаю, что при Дворе обо мне говорят: «на кого мы надеялись, тот теперь хуже всех». Оттого мимо меня идут и королевские и канцлеровы письма и сеймиковых бумаг мне не прислано, а у Луцкого все это есть. Ради Бога подумай, как бы нам не остаться в последних. Если нельзя нам видеться с тобой теперь, то, ради Бога, постарайся разослать пригласительные повестки на собор ко дню св. Иоанна (24-го июня), потому что теперь особенно нужно нам съехаться всем. Ради Бога прошу, отвечай мне обо всем на письме: ничего не опасайся, ты как камень в море бросишь». Кирилл побывал у короля, получил у него подтвердительный документ на официальное пользование титулом экзарха. Великодушно указал на заслуги в деле унии Ипатия Потея. И король написал Ипатию благодарственное, ласковое и ободряющее письмо, обещая все блага.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кирилл же и Потей прельстиша всех, яко на голых мембранех (на белых хартиях) подписавше руки своя, даша их в руце Кириллу и Потию, да на них напишут, еже требе будет. Сие же лукавии епископы доставше, его же им требе бяше, по соборе абие побегоша ко Бернардови Мацеевскому, Бискупу Луцкому, и открыша ему свою тайну, яко хотят отступити от патриарха и поклонитися Папе Римскому, а Бискуп абие посылает о том до короля; но и король не медля посылает по сих епископов, си есть по Кирилла Луцкого и Потия Володимирского. В лето же 7000 (1592) Кирилл Луцкий и Потий Володимирский, всякого зла изобретатели, обретше своей злобе подобно время написаша на сих мембранех моление к королю именем митрополита и всех епископов, да им путь покажет, какобы могли поклонитися Папе Римскому; а на других мембранех написаша к самому Папе. Король же любезно от них сию весть приим и обеща им в том помощен быти; еще же всяки вольности и сидения в сенате, якоже и римским духовным, на неже абие и привиллей им даде и проч.» Польские и униатские историки присовокупляют, что после сего первого собора Кирилл и Ипатий согласились объездить все польские и литовские города для созывания везде съездов и подписок духовенства и русской шляхты на принятие унии сообразно постановлению Флорентийского Собора. После таких приготовлений Ипатий в 1593 г. к 28 январю созвал второй собор во Львове, кафедральном городе епископа Гедеона Болобана. Собор сей составляли сверх их двух, епископы Паисий Красинский, из Греции пришедший, Лука митрополит Белоградский из Славонии, архимандриты: Киево-Печерский Никифор Тур, Супряльский Иларион князь Масальский, Дерманский Геннадий и Афонской горы Афанасий Грек. Но и на сем соборе предложение Ипатиево не принято. После того созвал он в Луцке множество князей и шляхты и витиеватыми речами старался обольстить их к унии. Четыре года однако же тщетно употреблял он с Кириллом все усилия к решительному соглашению православных на отступничество, хотя некоторые и колебались уже. Между тем патриарх Иеремия, услышав об их умышлении, прислал с экзархом своим Никифором, протосинкеллом Великой Константинопольской Церкви, окружную грамоту, коей грозил и митрополиту, и епископам извержением и отлучением от Церкви, если они изменят православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

6–9 октября 1596 года вместе с Кириллом (Терлецким) возглавлял деятельность сторонников унии на Брестском Соборе, где митрополитом Михаилом (Рогозой) и пятью епископами был подписан акт соединения и провозглашен переход Киевской митрополии под власть Римского престола. В октябре 1596 года постановлением православных епископов вместе со своими сообщниками был объявлен лишенным епископской власти. 26 сентября 1599 года королем Сигизмундом III назначен митрополитом Киевским с сохранением Владимиро-Волынской епархии. С этого времени начал энергичную деятельность против Православия, особенно в Вильне, не гнушаясь никакими средствами. В 1601 году вытеснил из Виленского монастыря Свято-Троицкое братство. В 1605 году отнял у Виленского магистрата Троицкий монастырь. В 1609 году захватил Киевский Софийский собор. Судебный процесс митрополита Ипатия (Потея) с православными виленцами окончился полной его победой. Ему были переданы все виленские церкви (кроме Духовской). В том же году (1609) было совершено покушение на его жизнь. Странная судьба постигла предателей Православия. Архимандрит Киево-Печерской лавры Захария (Копыстенский) в «Палинодии» писал, что Ипатий Поцей был в ужасе при смерти, кричал, метался от отчаяния так, что заставил разбежаться бывших при нем. Скончался он 8 июля 1613 года во Владимире-Волынском. Погребен в кафедральном соборе. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 10. – С. 303–347, 365, 372, 378 и др. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 138, 224. Батюшков П. Н. Памятники русской старины в западных губерниях: в 8 вып. – 1865–1886, вып. 8. Трипольский Н. Н. Униатский митрополит Поцей//Труды Киевской духовной академии. – 1877. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 413–416. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1397. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4, 1039.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После смерти еп. Мелетия († янв. 1593) при содействии кн. Острожского в марте 1593 г. Владимиро-Волынскую кафедру получил брестский каштелян А. Потей , принявший монашество с именем Ипатий. Предполагалось, что он будет добиваться осуществления проектов по исправлению церковной жизни, намеченных в 80-х гг. XVI в., однако еп. Ипатий стал одним из главных организаторов Брестской унии , и в годы его правления правосл. В.-В. е. перестала существовать. После приезда на Украину в 1620 г. Иерусалимского Патриарха Феофана IV была предпринята попытка восстановить В.-В. е. В янв. 1621 г. на кафедру был поставлен представитель волынского княжеского рода архим. Трехтемирова мон-ря Иосиф (Курцевич) . Хотя 15 марта 1621 г. кор. Сигизмунд III Ваза предписал не допускать еп. Иосифа в епархию, епископ прибыл на Волынь и активно выступил в защиту Православия. Спасаясь от преследования властей и униатов, он был вынужден летом 1625 г. уехать в Россию, после чего В.-В. е. присоединилась к Луцкой епархии. (О последующей истории Православия на Волыни см. статьи: Луцкая и Волынская епархия , Владимир-Волынская и Ковельская епархия .) Ист.: АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 1. 1859; Ч. 8. Т. 6. 1911; АСЗР. 1890. Т. 11; Левицкий Д. Извлечения из док-тов, относящихся ко времени епископов Владимиро-Волынских Иоанна Борзобогатого и Феодосия Лозовского//Волынские ЕВ. 1872. 6-7; Polska XVI wieku pod wzldem geograficzno-statystycznym. T. 8: Ziemie ruskie: Woly i Podole/Opis. A Jabonowski. Warsz., 1889; Archiwum XX. Lubartowiczów Sanguszków w Slawucie. T. 1. Lwów, 1887; T. 3. Lwów, 1890; ПДРКП. Лит.: Петров Н. И. Краткие сведения о правосл. мон-рях Волынской епархии, в настоящее время не существующих//Волынские ЕВ. 1867. 2-8; он же. Холмско-Подляские правосл. мон-ри//Памятники рус. старины в зап. губерниях. СПб., 1885. Вып. 7: Холмская Русь; Шпаковский Е. Мелетий Хребтович-Литаврович-Богуринский, архим. Киево-Печерской лавры, Владимирский и Брестский еп.//ТКДА. 1875. 8. С. 169-206; 9. С. 436-462; 10. С. 108-123; Хойнацкий А. Ф. Очерки из истории правосл. Церкви и древнего благочестия на Волыни. Житомир, 1878; Белоруссия и Литва: Ист. судьбы Сев.-Зап. края/Изд. П. Н. Батюшков. СПб., 1890; Теодорович Н. И. Ист.-стат. описание церквей и приходов Волынской епархии. Почаев, 1888-1903. 5 т.; он же. Город Владимир Волынской губернии в связи с историей Волынской иерархии. Почаев, 1893; Макарий (Булгаков). История РЦ. Кн. 3, 5.

http://pravenc.ru/text/159136.html

   Малодушный Михаил Рогоза безвольно прикрывался ложью во всех направлениях. В июне 1595 г. проезжали Литвой в Австрию послы Московского царя Федора Ивановича. Митрополит, соблюдая приличие, прислал к ним своего архидиакона Григория с таким устным заявлением: «Хотел было митрополит видеться с вами, да боится поляков, так как теперь он и все люди греческой веры в гонении от поляков. Один за него стоял воевода Новогрудский Федор Скумин, да и тот ныне ему отказал и не хочет за него стоять (!). Ибо все паны-рады польские и литовские восстали на воеводу за то, что он держит митрополита греческой веры, а не римской. Хочет митр. Михайло оставить митрополию и отойти в монастырь. А на его место папа тотчас пришлет своего бискупа. И ныне митрополит прислал бить вам челом: прежде ему бывала царская милость, присылаема была милостыня ради его убожества. Пожаловали бы ему на милостыню и теперь, а он будет Бога молить за государя и государыню и за все христианство». Выслушав эту виртуозную ложь, московские послы передали митрополиту их просьбу: — «стоять крепко и пострадать, хотя бы и до смерти, но веры греческой и своего стола не оставлять. Недавно милостыня была послана митрополиту со Степаном Котовым, а с ними не послано ничего. Но от себя они за молитвы митрополита о здравии государя и государыни жертвуют 5 золотых угорских»!    Ипатий Потей вел себя неизмеримо достойнее. Еще 16-го мая, тотчас по подписании «соборного послания папе», он решил откровенно известить князя Острожского, объясняя, что он не извещал Его Милости пока все еще было неопределенно. Но теперь Ипатий принял решение и, посылая князю подписанные епископами-заговорщиками документы, просил его не увлекаться гневом по первому впечатлению, «но с спокойным и умиленным смыслом прочитать наши артикулы». Ипатий выражает желание лично увидеться с князем в Люблине. Возмущенный всей этой закулисностью кн. Константин Константинович сурово ответил Ипатию, «не признавая его за пастыря» и со всей силой восставая против такой унии. Вскоре, 25-го июня 1595 г., князь Острожский с открытым забралом начал войну с унией, публикуя свое окружное послание ко всем православным людям Литвы и Польши:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В начале следующего 1593 г. сторонники унии получили сильное подкрепление. На освободившуюся за смертью предыдущего владыки Владимирскую на Волыни кафедру был поставлен епископом каштелян берестейский Адам Потей (принявший в монашестве имя Ипатия), человек крупного ума и сильной воли, воздержанный постник, но мало сведующий в догматах веры и слабо привязанный к православию, к тому же всецело проникнутый светскими интересами. Кириллу Терлецкому удалось скоро убедить Ипатия Потея в необходимости унии. Кирилл доказывал Ипатию, что у православного епископа в Западной Руси нет прочной опоры. Если Ипатий пользуется благорасположением кн. Острожского, – то оно легко может измениться, как и он, Кирилл, на себе это испытал. Патриарх установил братства, по пустым доносам бесчестит и сан отнимает. «Сам посуди, какая неволя! А когда поддадимся под римского папу, то не только будем сидеть на епископиях наших до самой смерти, но и в лавице сенаторской засядем вместе с Римскими епископами, и легче отыщем имения от церквей отобранные». Ипатий сдался на уговариванья Кирилла, и сделался ревностным сторонником унии. Оба они начали хлопотать об унии, ведя переговоры с православными епископами, королем и латинянами в страшной тайне от православных мирян, а частью и друг от друга. К концу 1594 года изготовлен был наконец акт о желательности унии. Подписанный Кириллом и Ипатием; в духе этого акта составлен был наказ представителю православных епископов для переговоров с королем об унии. Один из артикулов наказа отменял братство. Наказ подписали пять епископов. Митрополит Михаил Рагоза прислал особое заявление о том, что он желает признать власть папы. О действиях епископов миряне узнали не сразу. Зато, когда узнали – пришли в негодование. 24 июля 1595 г. князь Острожский издал окружное послание всем православным христианам, сообщая, что «злохитрыми кознями вселукавого дьявола самые главные истинной веры нашей начальники, славою света сего прельстившись и тьмою сластолюбия помрачившись, мнимые пастыри наши митрополит с епископами в волков претворились».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

Иона II епископ, рукоположен в апреле 1523 упоминается в мае 1535 † неизвест. Геннадий епископ, упоминается в 1536–1547 † неизвест. Вассиан епископ, упоминается † неизвест. Иосиф (Красенский- Борзобогатый) епископ, упоминается в 1551 и 1558 Иона (Борзобогатый-Красенский), нареченный епископ, наречен и получил грамоту на епископию с 1563 по 1565 изгнан вооруженной силой, с 1567 еп. Луцкий Феодосий (Лазовский) епископ, бывший еп. Холмский с 1565 по 15.01.1580 †13.04.1589 Мелетий (Богуринский-Хрептович) епископ, рукоположен с 1588 (управлял с 1580) †13.01.1593 Ипатий (Потей) епископ, рукоположен (униатский еп.) после 20.03.1593 (1591) в октябре 1596 лишен епископской власти, 26.09.1599 назначен митр. Киевским; †8.07.1613 Далее епархия состояла в унии до 1620 года. Леонтий (Карпович) епископ (нареченный), избран † сентябрь 1620 Владимиро-Волынская и Брестская Иосиф (Курцевич) епископ, рукоположен с 1620 (7.01.1621) по 1624 (июль 1625) переехал в Москву, с августа 1626 архиеп. Суздальский и Тарусский Далее епархия была захвачена униатами и православных владык не было. Волынская и Житомирская Восстановлена в 16 октября 1799 года. Кафедра в городе Остроге, с 1832 года кафедра в Почаевской лавре, с 1 октября 1840 года кафедра в Житомире С 1843 по 1860 годы – под управлением архиепископов Варшавских. С 1860 года – кафедра в Житомире Варлаам (Шишацкий) епископ, бывший еп. Житомирский, викарий Минской епархии с 16.10.1799 по 20.12.1805 еп. Могилевский и Витебский Даниил (Натток-Михайловский [Мирдамский]) епископ, рукоположен со 2.02.1806 по 6.07.1813 еп. Могилевский и Витебский Стефан (Романовский) епископ, рукоположен с 14.09.1813 по 24.11.1828 еп. Вологодский и Устюжский Амвросий (Морев) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский с 1.12.1828 по 1.02.1832 еп. Нижегородский и Арзамасский Иннокентий (Сельно-Кринов) епископ, бывший еп. Курский и Белгородский, с 10.02.1832 архиепископ с 25.12.1833 по 28.01.1840 еп. Орловский и Севский Никанор (Клеметьевский) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Бобруйский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В подлинной Грамате подпись такова: Фельдмаршал князь Долгорукой. Князь Иван Трубецкой, Генерал–Фелдьмаршал и Кавалер. Генерал Граф Григорий Петров сын Чернышев. Генерал и гвардии Подполковник и Кавалер Ушаков. Обер–Шталмейстер и Кавалер Князь А.Куракин. Вицеканцлер Действительный Тайный Советник и Кавалер Граф Алексей Безстужев–Рюмин. Действительный Тайный Советник и Кавалер Александр Нарышкин. Генерал–Лейтенант и Сенатор Князь Михайло Голицын. Генерал–Лейтенант и Сенатор Князь Григорий Урусов. Генерал–Лейтенант Сенатор и Кавалер Иван Бахметев. Тайный Советник и Кавалер Василий Новосильцов. Статской Действительной Советник Князь Алексей Голицын. Обер–Секретарь Павел Серергин. Секретарь Михайло Новоторжцов. Печать Государственная вислая с варворками. 50. Список Митрополитов Униатских от введения Унии до упразднения Митрополии ее в 1795 году Примечание. Уния, на Флорентинском Соборе 14З9 года принятая некоторыми из Восточной Церкви, не имела ни в Великой, ни в Малой России успеха, и первый из Российских Митрополитов, согласившийся на оную, Исидор, изгнан в 1441 году; а преемник его Григорий Болгарянин не принят, и без власти оставался в Литве до смерти своей. Вторично Уния введена была в одной Киевской Иерархии уже в 1596 г. и с тех пор Митрополитами Униатскими были: 1. Михаил Рогоза в 1596 г. принявший Унию, был Униатским Митрополитом до 1500 года. 2 . Ипатий Потей или Поцей, Литвин, бывший вместе и Епископ Владимирский и Брестский, с 1500 до 1613 г. 3 . Иосиф Велямин–Рутский, Литвин, из Епископов Администраторов Митрополичьих, с 1613 до 16З7 г. 4 . Рафаил Корсак, Литвин, из Епископов Пинских и Галицких, с 1637 до 1642. 5 . Антоний Селява, Литвин, из Архиепископов Полотских, с 1642 до 1666 г. 6 . Гавриил Коленда, Литвин, бывший вместе и Архиепископом Полотским, с 1666 до 1674 г. 7 . Киприан Жоховский, Литвин, из Архиепископов Полотских, с 1674 до 1694 г. 8 . Лев Жаленский, Волынец, из Епископов Владимирских и Брестских, с 1694 до 1708 г. 9 . Георгий Винницкий, Русин, из Епископов Перемышльских и Самборских, с 1708 до 1715 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В чем же состоит значение собора в истории православной церкви и Брестской унии? Хотя из высших иерархов в Брест прибыли лишь митрополит Рагоза и два епископа – Ипатий Потей 566  и Кирилл Терлецкий, собор был очень многолюдным благодаря присутствию многих представителей среднего и низшего духовенства 567  и делегаций от нескольких братств (Виленского, Львовского, Брестского, Красноставского, Гольшанского, Городецкого, Галицкого, Вельского «и прочих многих») 568 . Ключевое значение для понимания хода и роли собора имеет инструкция, привезенная в Брест виленскими послами. Она подписана рядом высокопоставленных урядников Великого княжества Литовского: Федором Скуминым-Тышкевичем, воеводой новогродским, Григорием Войной, брестским каштеляном, Семеном Войной, мстиславским каштеляном, Богданом Сапегой, Михаилом Друцким-Соколинским, Яном Тризной, Абрамом Мелешкой, Лукашем Гарабурдой, Юрием Масальским, Василием Курдеем, Станиславом Карачоном, подстолием мстиславским, Юрием Радошинским, земским судьей ковенским, Лукашем Мамоничем, скарбным Великого княжества, и «большим числом других панов-шляхты» 569 . Инструкция представляла собой программу дальнейших реформ в православной церкви. Есть все основания рассматривать этот документ как выражение пожеланий не только виленских послов, но и братского движения в целом. Несмотря на полученное от Карнковского предупреждение, собор начал работу. Стремясь не входить в конфликт с сеймовым правилом, соборная грамота заявляла, что православные приехали в Брест в назначенный прежде срок (24 июня) в надежде, что и король к тому времени вернется в Польшу. Поскольку этого не произошло, некоторые вопросы было решено отложить и заняться только судебными делами, «которых конституцыя сеймовая не загородила». Однако на самом деле этим собор не ограничился, пойдя на известную хитрость. Инструкция виленских послов была рассмотрена и решения по ней были приняты, с тем, однако, чтобы подтвердить их на очередном соборе 570 . Виленская инструкция касалась преимущественно места и роли братств в православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010