Слово Христово есть жизнь (Ио., 63) или слово вечной жизни (Де., V, 20): неправильно было бы думать, что слово Божие есть только слово о вечной жизни: восприятие слова Божия дает слушающему самую вечную жизнь (Ио., V, 24). Когда Христос спрашивал апостолов, не хотят ли они покинуть Его, «Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни! И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живого» (VI, 66–69). «Глагол вечной жизни» есть откровение Божества и богосыновства Христова, глагол истины и любви, открывшийся во Христе и Духе Его. «Слова, которые Ты (Бог Отец) дал Мне, Я передал им и они приняли и уразумели истинно, что Я изшел от Тебя» (XVII, 8)… Мы «возрождены не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в веке» (I Пет., I, 23). Слово Божие, как выражение христианского учения, учит нас как жить, чтобы достичь Царства Божия; но слово Божие, как непосредственное откровение Духа Божия, дает нам возможность действительного приобщения Самому Богу, ибо в слове может быть выражена, хотя и в несовершенной оболочке, вся полнота Божественного бытия. Слово Божие учит о Боге и жизни, но в нем пребывает и действует Сам Бог… Человеческие слова, конечно, не Божественны, но в них могут выражаться Божественные мысли и действия, потому словом можно творить чудеса, совершать таинства, покорять души (напр., «охотно принявшие слово» первой же проповеди ап. Петра крестились в числе около трех тысяч человек, Де., II, 41). Слово Божие есть «меч духовный» (Еф., VI, 17); оно действует в верующих, ибо оно не есть простое человеческое слово (I Фес., II, 13). Наши слова могут быть как бы сосудами творческих мыслей Божиих. Следовательно, слово Божие и учит жизни и дает жизнь; содержание его вечно, потому и жизнь, даруемая им, — вечна… Понятно, что Новый Завет называет слово Божие также «словом спаюения» или «словом примирения» (Де., XIII, 26; II Кор., V, 19)… Слово Божие или истина, заключенная в нем, освящают человека, делают его святым (Ио., XVII, 17). «В слове» освящается и Церковь (Еф., V, 26). Словом молитвы освящаются и внешние предметы (I Тим., IV, 5). Христиане «очищаются словом» Христовым, ибо жить по слову Божию значит жить праведно (Ио., XV, 3). В слове выражен прежде всего Божественный разум и вообще разумность бытия; «слово Твое есть истина» (Ио., XVII, 17); но истина есть лишь один из образов бытия, неотделимый от других, и если в каждом образе бытия духа заключены и все остальные, то и в истине выражены все совершенства жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Иоанн не сделался поэтому апостолом апостолов, или первоапостолом. Но этого же отстранения требовал и его собственный путь Предтечи, подвиг самоотвержения. Ему, глашатаю Заветов Ветхого и Нового, не дано было вкусить сладости земного пребывания с Господом. Он только показал Его миру, и сам отошел в тень. Замечательно, что он продолжает крестить, как будто ничего не случилось. По-прежнему звучит проповедь покаяния, и совершается крещение покаяния, приуготовляющее к встрече уже пришедшего, но еще не познанного Мессии. Это есть как бы оглашение, которое предшествует в нашем чине крещения самому крещению. Хотя Мессия был уже на земле, но приготовление к встрече с Ним продолжалось, а потому продолжалось и крещение Иоанново, хотя оно, никогда не бывшее главным центром деятельности Крестителя, теперь в еще большей степени перестало быть им. Оно стало лишь продолжающимся служением Предтечи как одного из пророков. Из учеников Иоанна образовалась, видимо, тесная община, которая связана была приверженностью своему учителю, иногда по-человечески ревнивою (Ио. 3,26). Соответственно высокому аскетическому духу учителя, эта община подчиняется строгой дисциплине поста, сближавшей учеников Иоанна с фарисеями («тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» Мф. 9 ; Ио. 4; Мк. 3, 18 ; «ученики Иоанновы и фарисейские постились» Лк. 5,33 ), вообще наклонявшей их к духу ветхозаветного ритуализма. Своих учеников Иоанн наделил и известным молитвенным правилом, научив их молиться ( Лк. 11,1 ). В таком виде община учеников Иоанна приобрела известную устойчивость и, по-видимому, неподвижность, переживши самого Иоанна (Д. Ап. 18, 24–18, 19, 1–7) и впоследствии перейдя в разные сектантские и гностические образования. Иоанн сам не последовал за Христом, кроме как в лице своих избранных учеников. Он доживал свои дни, оставаясь на своем месте, в сознании Предтечи, что «Ему нужно расти, а мне умаляться» (Ио. 3,30). Эти слова выражают всю силу подвига Предтечи, его самоотвержение, волю к умалению, беспредельное и притом активное смирение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

  Пятница. (Дея. 10, 44–11, 10; Ио. 8, 21–30). Спрашивали Господа: “Кто же Ты?” Он ответил: “От начала Сущий”. Он впереди, за Ним св. апостолы, за апостолами пастыри и учители и вся Церковь Христова. Судите теперь, кто настоящие передовые. Оттого что за ними так долго и так много идут и еще будут идти, они не перестают быть передовыми, ибо все же они впереди, а все другие идут вслед за ними. И так у нас христиан уже есть передовые; и если кто покушается выставлять новых передовых, — явно, что их надо разуметь передовыми в противоположном направлении, то есть на пути, который ведет во дно адово. Нечего прибавлять к этому: поостерегитесь — ибо кто себе враг? Только постарайтесь уразуметь это настоящим образом и крепко держитесь познанной истины Христовой, а те пусть твердят свое.   Суббота. (Дея.12, 1–11; Ио. 8, 31–42). Сказал Господь: “ Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете”. Вот где свобода! Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений; он бьется, но выбиться из них не может. Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой. Волю вяжут страсти, и не дают ей простора действовать; бьется она, как связанный по рукам и по ногам, а выбиться не может. Но прилепись к Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды. Сердце облежат постоянные тревоги, и отдыха ему не дают; но прилепись к Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе, и все вокруг светло видя, беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом, сквозь мрак и темноты жизни этой, к всеблаженной, полной отрады и простора вечности.   Неделя о Самарянине   (Дея.11, 19–26, 29–30; Ио. 4, 5–42). Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: “уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос”. И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине. Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. Истина же Христова — восстановление падшего. Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь Иисус Христос есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Любовь необходима для богопознания, а любовь нераздельна: равнодушие или ненависть к людям несовместимы с любовью к Богу (I Ио., IV, 20–V, 3). Без любви нет духовного единения, а без единства христиан возможно только индивидуальное познание, поневоле бедное и ненадежное. Единый Бог познается только в единстве. Новый Завет воспевает любовь, как высочайшее совершенство (Кол., III, 14). Она есть источник бытия, единение сущего, начало всякого добра; она «никогда не перестанет» (I Кор., XIII, 8). Любовь обнимает все положительные формы жизни: знание, смирение, доброту, мир, святость, творчество. «Все у вас да будет с любовью» (I Кор., XVI, 14)… Любовь исключает зло (Рим., XIII, 10)… «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его!» (I Кор., II, 9). Не есть ли «венец жизни», уготованный любящим Господа (Иак., I, 12), — Сам Бог? Молитва. В Новом Завете нет особого сборника молитв, подобного книге Псалмов. Число молитв, приведенных в Новом Завете, невелико и они большей частью кратки. Вместе с тем о молитве говорится постоянно. Самое поразительное, что говорится даже о молитве Св. Духа и Сына Божия. Ап. Павел говорит, что мы не знаем, как должно, о чем молиться, и Св. Дух по воле Божией (очевидно, Бога Отца) поддерживает нас в нашей слабости и «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим., VIII, 26–27). Молитва наша немощна; мы не знаем, что главное в молитве. И Богу угодно, чтобы Дух Св. молился с нами и вместо нас. Не в том ли главное, чтобы быть усыновленными Богу и воскреснуть духом и плотью? (Рим., VIII, 5–23)… Если бы молитва была рабским делом, Бог не мог бы молиться. Но молитва есть личное общение, обращение к Другому. Всё и все происходят от Отца; к Нему же обращается все живое, потому что жизнь от Него. Потому и Дух Жизни «воздыхает» перед Ним по Его благоволению. Дух Св. и Сын Божий не «упрашивают» Отца против Его воли: Они как бы совещаются с Ним, подобно тому, как «совещались» перед творением человека (ср. Ио., XVI, 26–27). Если нам дано молиться вместе с Сыном Божиим и Духом Святым, не восходит ли и наша молитва силою Духа к Отцу, не как рабская просьба, но как голос сердца детей Божиих, как радость о том, что Богу угодно быть нашим Отцом? Христос молился постоянно. Его молитва была, конечно, и человеческой молитвой. Молитва Христа всемогуща перед Отцом, но в то же время она проникнута абсолютным послушанием Ему. У Сына нет другой воли, кроме воли Отца. Христос есть Сын Божий и по Божеству и по человечеству ). И крест не останавливает Христа в Его послушании, хотя Он и открывает Отцу весь переживаемый Им смертельный ужас зла. Человеческая природа хотела бы, чтобы спасение совершилось без чаши смертных мук. Но Спаситель должен испить «чашу сию», претерпеть даже богооставленность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

См. И. Назаревский. Послание св. апостола Павла к Филипийцам. С.-Пос. 1893, стр. 82–84; проф. М. Тареев. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа, М. 1901. стр. 34. Еп. Феофан (Затворник): «Бог, Сын, Сын Божий, обожение человечества». Толкование на посл. св. ап. Павла к филиппийцам и солунянам. М. 1895, стр. 88. 384 Ио. Златоуст: «эта слава выше всякой славы. Слава же состоит в поклонении Ему». Mg. 62, 233; Р. п. XI, 282. 387 Ср. блаж. Феофилакт: «То есть, чтобы все говорили, что Господь Иисус Христос есть Господь и Бог» Ibid. 388 Слово на Св. Пасху и о тридневном сроке Воскросения Христова; Р. п. VII, 52, Булатович и эти слова приводит не точно. Вместо ведения у него «видения». Слово «получит» он пропускает и в другом месте вставляет в скобках слово «приимет» Апол. 112. 414 См. также архиеп. Антоний. О новом лжеучении, обоготворяющем имена и об «Апологии» Антония Булатовича. «Церк. Вед.» 1913, 20. стр. 874–875. 421 Часть 7, стр. 244, М. 1889. В греческом тексте слова «Ему» нет и здесь прямо говорится о поклонении Самому Сыну Божию «Пρоσκυνоμεν γαρ ς Θεν ςϒоν, ληθως τо Пατρς» … Mg. 70, 756. 423 «По поводу листка», стр. 16; ср. Апология, стр. 3, 26, 29; Письмо еп. Никону. Матер. 12 и др. 427 Прот. Евн. кн. 12, Mg. 45, 1101 D–1104 А; Р. п. VI, 488–489; ср. Ио. Дамаскин. Точное изл. прав. в. I, 12; Mg. 94, 845, 848, 849; Р. п. 33 и Макс Мюллер, Наука о языке, 320–321. 430 Подобным же путем в древности возник и развился гностицизм с его олицетворением слов, встречающихся в Св. Писании, напр. эонов и с его магией имен. 440 См. напр. Schirlitz. Griechisch-deutsches Wörterbuch, zum Neuen Testamente. Giessen, 1908. S. 293–295. 447 Мысли отцов Церкви о имени Божием. Спб., 1913 г., стр. 14–15; ср. «Церковные Вед.» 1913 г. Тогда как Кусмарцев имел честность привести наши слова точно, С. Н. Булгаков, приводя их, допустил замену слов «и притом по его объективной стороне, т. е. в смысле открывания истин человеку» точками и затем смело заявляет, что позиция г. Троицкого «неустойчива и весьма приближается к имяславству, хотя и завуалированна».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

  Пятница. (Дея. 27, 1–44; Ио. 17, 18–26). “ Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино… Я в них, и Ты во Мне”. Вот златая цепь, связующая нас с Божеством! Отпали мы — восстал Посредник, Который едино есть с Богом Отцом, и стал едино с нами. Становясь едино с Ним, мы соединяемся в Нем и чрез Него с Богом Отцом. Слава беспредельной милости Твоей к нам, Три–ипостасный Боже, благоволивший устроить для нас такой светлый путь к обожению! Высоко подъемлет нас Господь; не отрицай же благодеяния, исповедуй милость и хвали неизреченную благостыню! Отрицаясь от такой высоты, ты думаешь смиряться, а на деле обнаруживаешь грубую неблагодарность и небрежение к высокому дару. Ведай, что средины нет: или все или ничего. Не хочешь этой высоты — останешься вне в горьком унижении и временно и вечно.   Суббота. (Дея.28; 1–31; Ио. 21, 15–25). Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью — тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит молитвою. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышит общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня…   Неделя св. Пятидесятницы   (Дея.2,1–11; Ин.7,37–52;8,12). Совершилась экономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог–Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святой. Ибо спасение наше “по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа” (1 Пет. 1, 2). Того ради и “крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа”, обязуясь “соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф.28, 19–20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! “ Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественне и пребожественне, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Содержание Параграф I    Необходимость хр. апологетики, как научного самооправдания христианства. — Сравнение первых веков истории хр. Церкви с нынешним временем. — Материалистическое направление в современной жизни и в науке. — Проповедники монизма. — Критическое положение западно-богословских наук. — Общие выводы в отношении антихристианской научной полемики и её значение для практической жизни верующих. — Особенность этой полемики но сравнению с древне-языческими нападениями на христианство, — её отношение к простым классам. — Православная Церковь, как охранительница своих членов от неверия и её отношение к вероотступникам.    «Возлюбленнии, не всякому    духу веруйте, но искушайте духи,    аще от Бога суть: яко мнози    лжепророцы изыдоша в мир“    1 Ио. 4, 1.    «Слово ваше да бывает    всегда во благодати, солию    растворено» Кол. 4, б.    Не Господь всесильный «требует Себе служения рук человеческих» Деян. 17:25, а сам немощный человек постоянно нуждается в сторонней помощи для того, чтобы сохранить невредимыми святость своей жизни и чистоту мысли Ио. 14, 6. 1 Кор. 15:10. Кол. 2:18, 19. Поэтому, может быть, никто еще, как христианский апологет, не должен так неослабно переноситься своею мыслью к той памятной ночи, в которую один из самых первых и самых пламенных исповедников Христа решился было с оружием в руках защищать великого Страдальца. Тогда Господь сказал ап. Петру: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов» Мф. 26:52. 53? Сравнительно с такими защитниками Распятого не должен ли хотя бы и самый лучший апологет христианства исповедать свое ничтожество словами ветхо-заветного праотца: «аз же есмь земля и пепел“ Быт. 18:27, и с тем еще большим усердием отдаться заботам о немощных членах Христовой Церкви, раскрывая пред ними неизмеримую высоту и величие христианства, проявившиеся в нем высочайшую премудрость и благость Божию, и, тем самым утверждая верующих в истинности исповедуемой ими религии, с одной стороны, и, с другой, отражая многочисленные нападения на христианство со стороны его озлобленных врагов? «I.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

( II Kop. 5,16 ). Тем не менее, и история может собрать кое-какие данные среди богословских рассуждений Павла. Настойчивая Павлова проповедь креста основана на уверенности в распятии и смерти Иисуса. Явления воскресшего Иисуса указаны в I Kop. 15 ; этот текст составлен в эпоху, когда еще были живы многие из двенадцати и немало людей первого христианского поколения. В I Kop. 11, 23–26 читаем о том, что сделал Иисус с хлебом и вином «в ночь, когда Он был предан». Павел упоминает о характере Иисуса, о «Его кротости и снисхождении» ( II Kop. 10,1 ). В I послании к Тим. 6, 13 говорится о «Иисусе Христе, Который засвидетельствовал перед Понтием Пилатом». (Предание приписывает это послание Павлу, часть современной критики оспаривает его авторство). Во втором послании Петра (1,16 – 18) описано Преображение, точно и подробно, языком очевидца. Книга Деяния Апостолов постоянно предполагает уже существовавшее в лоне первохристианской общины учение о событиях жизни Иисуса, о Его смерти и воскресении. Апокалипсис, настаивая на символике закланного Агнца, тем самым подразумевает веру и в историческую подлинность страданий и смерти Иисуса. Как бы ни были интересны и значительны эти данные, главные исторические источники жизни Иисуса находятся не здесь. Их надо искать в четырех канонических Евангелиях. Известно, что Евангелия (с греческого евангелион, благая весть) суть одновременно и рассказы о жизни Иисуса, и сборники всех Его изречений. Мы уже видели, что существовало множество Евангелий; в течение известного времени некоторые из них, называемые ныне апокрифическими, принимались христианскими общинами наряду с Евангелиями каноническими. Постепенно произошел отбор. Христиане отдали предпочтение Евангелиям, исходящим от апостолов, не обязательно написанным самими апостолами, но людьми, жившими в их близости, – авторитет апостолов покрывал эти книги. Этот процесс закончился тем, что Евангелия Матфея, Марка, Луки, Иоанна (мы будем обозначать их обычными сокращениями Мф, Мк, Лк, Ио) стали единственно употребительными в церкви. Отрывок, называемый «канон Муратори», конца I в. и Diatessaron Татиана около 170 г. указывают, что отбор уже произошел и что четыре этих Евангелия признаны официальным текстом. Лаодикейский собор около 360 года и Трулльский 692 г. установили для востока «канон» или подлинный список книг, почитаемых боговдохновенными и составляющими «священное Писание». Туда включены Мф, Мк, Лк, Ио. В 397 г. Карфагенский собор высказался с такой же точностью для Запада. Эти соборы, согласные с господствующим мнением, приписывавшим Евангелия тому или иному автору, не собирались производить работу исторической критики. Центр тяжести их решения был не в том, что Евангелия приписывались определенным авторам, а в том, что именно эти Евангелия признавались «боговдохновенными» и достойными по своему духовному содержанию того, чтобы верующие именно их читали в церквах, с исключением всех прочих книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

48 Там же, стр. 10–11. 49 1Петр.1:16 . См. Coeus Н., Во свободу призванные, Автономия и Разнообразие в этике, изд. А. Стамулис, Афины 2004, стр. 136–137. 50 Пападопулос Ан., Агиология 1, изд. Пурнарас, Салоники 1996, стр. 25. 51 Эдуард Виллигер в труде “Hagios” делит страх человека перед Богом на три категории, означающие: а) боязнь перед сверхъестественной силой, б) природный страх перед мифическим Богом и в) уважение. См. Пападопулос Ан., Агиология 1, стр. 25. 52 Скарлату Византиу, Греческий словарь, стр. 43. 53 Пасху В. П., Святые – друзья Божии, изд. Армос, Афины 1997, стр. 30. См. также, Пападопулос., Агиология 1, стр. 26. 54 Пападопулос Ан. Агиология 1, стр. 26–27. 55 Пасху В.П., Святые – друзья Божии, стр. 30. 56 Там же, стр. 30–31. 57 См. Лампе A. Святоотеческий греческий лексикон, Оксфорд 1961, стр. 18. См. также P. Евдокимов, Молитва Восточной Церкви, (пер. М. ПапазахуД. Цербу), изд. Апостольской Диаконии, Афины 1980, стр. 44. 58 Цами Д., Агиология Православной Церкви, изд. Пурнара, Фес-ки 1999, стр. 163–167. 59 Василий Великий , Термины в ширину. 60 1 Ио 4, 16. См. Мадзаридис Г., Христианская этика, изд. Пурнара, Салоники, 2000, стр. 227. 61 1 Ио 4, 18. См. Симеон Новый Богослов , Любви божественные гимны, SC 147, стр. 194. 62 Н. Coeus, Во свободе призванные, Автономия и Разнообразие в этике, стр. 138. 63 Цами Д., Агиология Православной Церкви, стр. 168–176. 64 Симеон Новый Богослов, сотни 1, 23, 29, 32, 35, 49, 60 (стр. 46, 48–50, 53, 56), Л. Дарузен, SC 51, Париж 1957, и 60, 53, 56. Слово 4, На Покаяния и … и что без слез невозможно к чистоте прийти, SC 96, стр. 312–372, изд. Б. Кривошейный, Париж 1963, сотни 3, 8, 12 и 21 (стр. 82, 83 и 86). Симеон опирается на Григория Богослова . Видит причин 29 (3, стр. 180–182) и Григория Богослова, Проповедь 19, 7 PG 35, 1049D – 1052a. 65 Об образе см. Каланзаки Е.Ф., “В начале сотворил Бог”, Анализ толкования на создание описательной части Бытия, Пурнарас, Салоники 2001, стр. 231–285. См. также Зиси Феод. (преподобный ), Спасение человека и мира, под ред. Вриеннием, Салоники 1997, стр. 67–74.

http://azbyka.ru/hrista-radi-yurodivye-o...

Бог Отец не только знает все, но и все предвидит — весь ход мировой истории (Де., XV, 18, XVII, 24–31), и все пути Божии праведны и истинны (Ап., XV, 3, XVI, 7). Бог знает и сердце людей и все нужды их (Лк., XVI, 15, Мт., VI, 8, 32). Бог есть Источник истины для всего человечества и особенно для Церкви. Сын Божий есть Истина в преимущественном смысле, по самой личности Своей, ибо Он есть Логос Отчий, пребывающий в Отце; Им было все сотворено (Ио., I, 1–2). «Нет твари сокровенной от Него, но все обнаружено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр., IV, 13). Он есть Свет мира (Ио., I, 4–13 и др.). Он «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (I Кор., IV, 5). В свете знания Божия исчезает всякая тьма — все сокрытое или неясное. В нем Истина (Еф., III, 21), Премудрость и ведение (Кол., II, 3). Он знает всех (Ио., II, 24–25) и самые помышления человеческие (Мт., XII, 25)… Истина и жизнь совпадают в Боге (Ио., VI, 40, XVII, 3 и др.). Истина Божия открывается в самых делах Христовых (Ио., X, 24–27, 36–38). И Дух Св. есть Истина (I Ио., V, 6) или Дух Истины (Ио., XV, 26). Дух Св. обладает совершенным знанием Бога, «ибо Дух все проницает, и глубины Бо–жии» (I Кор., II, 10), Бога никто не знает, кроме Его Сына и Св. Духа (Мт., XI, 27; I Кор., II, 11). Дух Св. есть Помазание, Которое учит всему, потому что Оно истинно и неложно (I Ио., И, 27). Он есть Источник истины для христиан. Божественная Премудрость принадлежит прежде всего Богу Отцу: Новый Завет трижды именует Его «единым Премудрым» (Иуда, 25; Рим., XIV, 26; I Тим., I, 17). Сын Божий есть Сама ипостасная «Божия Сила и Божия Премудрость» (I Кор., I, 24). Дух Св. есть Дух Премудрости (Еф., I, 17)… В Новом Завете говорится также о Премудрости Божией в связи с тем, что в Ней содержится предвечный план спасения мира через боговоплощение и Церковь (I Кор., II, 6–9; Еф., I, 3–10, III, 8–12). При этом ап. Павел называет Премудрость «многоразличной», т. е., очевидно, содержащей в Себе множество истин… С учением о Премудрости надо сопоставить у ап. Павла его слова об откровении в мире «вечной Силы и Божества» (Рим., I, 15–25). Истина Божья открывается в Церкви, потому что в церкви пребывает Христос и Дух Божий, она обладает «умом Христовым», ей вверено Писание, она хранит неповрежденным учение апостолов, поясняя его в творениях отцов, и православных богословов. «Дом Божий есть Церковь Бога живого — столп и утверждение Истины» (I Тим., III, 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010