«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Иосиф Песнописец. Тропари трипеснцев Триоди цветной «Будем петь Богу как победителю, низложившему смертью смерть и воскресившему вместе с Собой род человеческий и обильно почтивший его нетлением». Тропари трипеснцев Триоди цветной Славянский текст и русский перевод Понедельник второй седмицы по Пасхе Воспоим Богу яко победителю, низложившему смертию смерть, и воскресившему с Собою род человеческий, и нетлением пребогатно почетшему. Будем петь Богу как победителю, низложившему смертью смерть и воскресившему вместе с Собой род человеческий и обильно почтивший его нетлением. Связан быв, смертныя узы яко силен крепостию растерзал еси; разрешив же человеки от тли, из ада воскресил еси воспевающия державу Твою, Многомилостиве. Будучи связан, Ты, как Сильный, с силой разорвал узы смерти; освободив же людей от тления, из ада воскресил их, воспевающих Твою власть, о, Многомилостивый. Крестом Твоим разрешил еси клятву, положився во гробе, и адово мрачное Христе мой Иисусе, низложив царство, и воскрес, всю тварь с Собою воскресил еси; темже Тя поем во вся веки. Крестом Своим Ты разрушил проклятие, будучи положен в гробу и низложив мрачное царство ада, о, Христос мой Иисус; и, воскреснув, Ты воскресил вместе с Собой все творение. Поэтому мы воспеваем Тебя во все века. Возшедшу Ти на крест солнце угасе, во ад же сошедшу Ти Человеколюбче, свет возсия душам во тьме сущим, и погребенным под горькою смертию. Темже Тя поем во вся веки. Когда Ты взошел на Крест, о, Человеколюбец, тогда солнце погасло, но свет воссиял находящимся во тьме душам, погребенным под горькой смертью. Поэтому мы воспеваем Тебя во все века. Видя солнце распинаема омрачися, посреде разбойнику Тя Слове, солнца незаходимаго; горы, холми, земля и море уклонишася; ад вострепета, юзники разрешая, яже держаше, воспевающия Тя. Солнце померкло, видя Тебя, о, Слово, незаходимое Солнце, распинаемым между разбойников; горы, холмы, земля и море склонились [пред Тобой]; ад затрепетал, освобождая узников, которых [прежде] удерживал, воспевающих Тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

При Ленинградской Публичной библиотеке из рукописного богослужебного отдела были обследованы четыре собрания греческих библиотек: 1) собрания Епископа Порфирия Успенского ; 2) Архимандрита Антонина Капустина ; 3) Сарафова и 4) бывшего профессора Петроградского Университета А. И. Пападопуло-Керамевс . Из Славянского же богослужебного рукописного отдела преимущественно пергаментные. В московских библиотеках – Синодальной, Типографской и Румянцевского Музея рассмотрены преимущественно Греческие и Славянские Минеи, Триоди, древние из писанных на бумаге. На Афоне нами рассмотрены преимущественно Греческие Минеи и Триоди, Октоихи и Сборники, как на пергаменте, так и на бумаге. Мы обследовали библиотеки следующих монастырей: Пантелеимоновского, Ватопедского, Каракаллы, Есфигмена, Дохиара, Иверского, Ксенофского, Андреевского, Зографского, Хиландарского. Главный материал нам дали преимущественно библиотеки Пантелеимоновского, Иверского, Ксенофского и отчасти Ватопедского монастырей; рукописи их мы ниже и отмечаем. Вот перечень рассмотренных рукописей с указанием древности. А. Рукописи Софийской библиотеки. Месячные Минеи на пергаменте. по кат. 1.       Май 2.       Сентябрь – октябрь XII в. (по кат. XVI) 3.       Июнь XII в. (по кат. XVI) 4.       Апрель 5.       Май XII-XIII в. 6.       Май XIII в. 7.       Март 1369 г. 8.       Октябрь 1370 г. 9.       Июль 10.   Декабрь 11.   Ноябрь 1438 г. 12.   Июнь 1439 г. 13.   Февраль 1441 г. 14.   Апрель 1442 г. 15.   Май 1463 г. 16.   Апрель 1464 г. 17.   Июль 18.   Октябрь 19.   Февраль 20.   Декабрь XV-XVI в. 21.   Август 22.   Ноябрь XV-XVI в. 23.   Январь 24.   Сентябрь 25.   Каноны к сед. Праздн. XII-XIII в. 26.   Стихирарь праздн. 27.   Каноны и службы нек. св. XIII в. 28.   Минея праздничная 29.       «        » 30.       «        » 31.       «        » 32.   Трефолой XIV-XV в. 33.       « 34.   Триодь цветная XIV-XV в. 35.       « XIV-XV в. 36.       « 37.   Октоих 38.       « 39.       « 40.       « 41.       « 42.   Устав Патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В начале третьей песни канона первый тропарь обращен к Отцу, второй – к Логосу («Слову»), который будет судить мир в конце времен, третий – к Спасу, отождествляемому с отцом в притче: «…от Тебе Спасе, далече бых блудный, ныне же зову Ти: согреших, согреших, спаси тепле прибегающего милосердию Твоему» . Наконец, есть у св. Феофана один тропарь и о закланном тельце: «Радости и веселия ныне, мене ради заклавшемуся Твоему тельцу , исполни сего от Тебе чающую мою душе Боже: заблуждена приими мя, и умерщвлена к жизни возведи, и в божественную одежду спасения, в нетление мя облеци» . В стихире автор от лица кающегося грешника («блудного сына») обращается к Богу Отцу («Боже») с мольбой исполнить его душу радостью и облечь в божественную одежду нетления и спасения, поскольку (или: после того как) Сын Божий («Твой телец») заклался «мене ради». В отличие от приведенной выше стихиры в Неделю о блудном сыне , здесь подчеркивается самозаклание Сына. 3.3. Седмицы Великого поста Третья и некоторые другие седмицы Великого поста содержат стихиры и трипеснцы св. Иосифа Песнописца, тексты которых сохраняют связь с притчей о блудном сыне (первый канон на утренях принадлежит св. Иосифу, а второй с общей темой покаяния – «господину Феодору») . В текстах, посвященных теме блудного сына, св. Иосиф по преимуществу отождествляет отца из притчи с Небесным Отцом, но делает и исключения. Так, в трипеснце утра вторника говорится, что «преблагий Отец» «банею крещения» присвоил Себе человека и украсил богатством, но он обнищал, пожелав поработать «неплодным помыслом» и потому просит милости Христа на Его суде: «…милостив буди ми Господи праведный судие, малое мое воздыхание за милость велию прием Христе …» . Во вторник вечера 3-й седмицы в самогласне на стиховне «блудный сын», обращаясь к Отцу Небесному, просит принять его («присвоить к Себе»), несмотря на грех против своего сыновства, ради смерти Единородного Сына, пострадавшего на кресте по благоволению Отца: «Отца Тя создателя написати дерзаю Господи, животное сый земнородное, Твоего причащаяся образа, аще и сыновства погреших, блудно пожив, и забвением Твоих даров иждив богатство. Да не убо отречеши мя, Твоему благоволивый Сыну Единородному, крест мене ради плотию и смерть претерпети: но ублажив присвой к Себе человеколюбче» .

http://bogoslov.ru/article/6177711

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иосиф Песнописец, прп. - житие ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ День памяти: Апрель 4 Преподобный Иосиф Песнописец родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес. В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит (память 20 ноября) посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Льва Армянина (813 - 820) - время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и Патриарх были иконоборцами. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и Папа Лев III, неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к Папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит. Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину. Великорецкая икона свт. Николая Чудотворца

http://pravicon.com/info-2545

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ [греч. Ιωσφ μνογρφος] († ок. 886), прп. (пам. 4 апр.; пам. греч. 3 апр.). Житие И. П. было написано иером. Феофаном, учеником святого, сменившим его на посту игумена к-польского монастыря ап. Варфоломея. Его отождествление с сицилийцем-гимнографом Феофаном в наст. время признано неверным. А. И. Пападопуло-Керамевс считал, что Житие было составлено ок. 900 г., Ж. да Коста Луйе - ок. 898 г., Д. Стьернон - чуть позже, в нач. X в. Др. Житие И. П. было написано Иоанном Диаконом на основе предыдущего Жития с привлечением дополнительных источников. По мнению да Коста Луйе, оно было создано в X-XI вв.; В. Грюмель датировал его 2-й пол. XI в. Данное Житие содержит анахронизмы (напр., прибытие И. П. в К-поль отнесено ко времени правления Льва V Армянина (813-820), а не Феофила (829-842) (PG. 105. Col. 953)). В сер. XIV в. Феодор Педиасим составил Похвальное слово в честь И. П. И. П. род. на о-ве Сицилия (по мнению О. Каетана, в Сиракузах, по мнению Е. Томадакиса, в Палермо) между 810 и 818 гг., наиболее часто в качестве даты рождения святого указывается 816 г. Его родители, Плотин и Агафия, были богаты и благочестивы. С детства И. П. любил пост и воздержание, уклонялся от развлечений и прилежно изучал Свящ. Писание. Во время завоевания арабами Сицилии (в 827 началось араб. вторжение на остров, в 831 был взят Палермо) семья переселилась на Пелопоннес. В возрасте 15 лет И. П. отправился в Фессалонику, принял там постриг в одном из мон-рей и вел строгую подвижническую жизнь, занимаясь в числе прочих послушаний переписыванием книг. В Житии, составленном Феофаном, название мон-ря не уточняется. В Житии авторства Иоанна Диакона сказано, что И. П. подвизался в мон-ре Латому (ныне Осиос Давид ) (PG. 105. Col. 945). Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. Мастер А. А. Патраков. 2010 г. Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. Мастер А. А. Патраков. 2010 г.

http://pravenc.ru/text/673697.html

: Протоиерей Владимир Рыбаков. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность > : Протоиерей Владимир Рыбаков. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 27 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 : Протоиерей Владимир Рыбаков. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. М., 2002. 656 с. Русская церковно-историческая наука к началу ХХ века была на весьма высоком уровне. Крупнейшие европейские ученые того времени учили русский язык, чтобы знакомиться с монографиями наших ученых. Октябрьская революция и последующее за ней установление атеистической власти на долгие десятилетия подорвало отечественную науку в этой области. Многие православные ученые были репрессированы; некоторые из них прославлены в лике святых новомучеников (например, патролог И. В. Попов). Все знают, что части ученых удалось перебраться за границу и продолжить труды в эмиграции (например, библеисту Н. Н. Глу­­­боковскому), гораздо меньше известно о тех тружениках, которые и в советской России работали над церковной наукой — без какой-либо платы или надежды на публикацию, и при вполне реальном риске репрессий. Одним из таких тружеников был протоиерей Владимир Рыбаков автор рецензируемого исследования. Узнать об этой книге и ее авторе будет, пожалуй, небезынтересно даже для тех, кто не интересуется церковной гимнологией. После революции Санкт-Петербургская Духовная академия была закрыта. Однако уже весной 1919 г. в Петрограде был разработан план создания нового высшего богословского учебного заведения — Петроградского Богословского института. Официальное открытие института состоялось 16 апреля 1920 г., лекции продолжались до 1923 г. Кроме того были открыты Богословские курсы, действовавшие с января 1921 г. до мая 1928 г. Именно тогда состоялась успешная защита магистерской диссертации протоиереем В. А. Рыбаковым. Выходец из потомственного священнического рода, отец Владимир пошел по стопам предков. После окончания семинарии он, как и его отец, служил на сельских приходах, и лишь в 37 лет поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, по окончании которой был назначен в 1911 г. настоятелем храма-мемориала Спас-на-Водах в Петербурге, посвященного памяти жертв русско-японской войны.

http://pravmir.ru/retsenziya-protoierey-...

Так составился и завершился труд земной жизни одного из преискренних рабов Божиих — исповедника, преподобного Отца и песнописца Иосифа.   Канон как жанр гимнографии и его место в творчестве преподобного Иосифа Прежде чем перейти к разбору благодатного наследия Преподобного — поскольку основными трудами его являлись каноны, поемые и читаемые на утрени, — необходимо кратко остановиться на строении этого, глубоко вошедшего в состав богослужения, церковного произведения. Изучение структуры кондаков, икосов и стихир, являющихся слагаемым каждого православного богослужения, представляет глубокий интерес. Исследование же канона, представляющего собой центральную часть всякой утрени, интересно в особенности. Стихиры и кондаки редко обозначаются как произведение того или иного церковного песнописца, но большинство канонов дошло до нас с именами их авторов. Это может свидетельствовать о том внимании, которое уделялось этому гимнографическому жанру в практике церковной письменности. В каноне различают девять песней, причем вторая песнь читается только по вторникам седмиц Великого Поста и на утрени заупокойных суббот (мясопустной и Троицкой) в связи с их выражен­ным покаянным характером 15 . Таким образом, канон, как правило, представлен восемью песнями. Каждая из песен, в свою очередь, состоит из ирмосов и тропарей. Песни канона составлялись по образцу библейских, поэтому начальное песнопение каждой песни канона (ирмос) связано с определенным событием Ветхого Завета. Тропари каждой песни пишутся вне зависимости от темы ведущего ирмоса, сохраняя только его напев. В настоящее время тропари канона читаются, поются лишь ирмосы. Все содержание канона — воспевание того или иного священного события или прославление святого — должно быть изложено в рамках девяти (по существу восьми) песней. Последний тропарь каждой песни, как правило, написан в честь Божией Матери. Ко времени преподобного Иосифа Песнописца канон уже сложился как законченное уставно-богослужебное произведение. Святой Иосиф, по слову преосвященного Филарета Чер­ни­гов­ско­го, оставил столько канонов, сколько никто другой из церковных писателей. Действительно, каноны преподобного Иосифа отме­ча­ются во всех богослужебных книгах. Так, они есть во всех гласах Октоиха , причем по существу на каждый день недели, за исключением воскресенья. Обильно представлены каноны святого Иосифа Песнописца в различные месяцы Минеи . И наконец, труды его имеют место в Постной и Цветной Триоди.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

В последующих тропарях канона печатлеется та же высокая и светлая радость, которая не падает в своей силе до последней строки. «Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, – слышим мы в третьей песни канона, – радуйся, одушевленная трапезо, Хлеб животный вмещшая» 75 . «От Тебе роса укану 76 , пламень многобожия угасившая, – возглашает преподобный Иосиф дальше, находя все новые и новые образы в прославлении Пречистой, – тем вопием Ти: радуйся, руно одушевленное, еже Гедеон, Дево, предвиде» 77 . Но и это еще не все, что скажет преподобный Иосиф о Деве Марии. «Воспеваем Тя, вопиюще, – слышим мы дальше в словах канона, – радуйся, колеснице Солнца умнаго, лозо истинная, Грозд зрелый возделавшая, вино источающий, души веселящее верою Тя славящих» 78 . Да, воистину, человеку необходимо веселие, радость, и в этот вечер акафиста радости дан широкий и светлый путь, и преподобный Иосиф – путеводитель по этому пути. «Явилася еси просвещение наше, – в заключительной девятой песни свидетельствует Преподобный, – тем же вопием Ти: радуйся, звездо незаходимая, вводящая в мир великое Солнце» 79 . Для данного очерка внешняя структура творчества преподобного Песнописца представляется нам достаточно освещенной. Далее необходимо перейти к анализу внутреннего содержания канонов Преподобного. Преподобный Иосиф – проповедник покаяния По-видимому, приходится признать, что наиболее прославленными произведениями преподобного Иосифа являются его покаянные каноны, составленные на восемь гласов Октоиха. Выше мы приводили отзыв о них преосвященного Филарета Черниговского 80 . Действительно, этим канонам присущ дух деятельного и непадательного покаяния, которое насаждается святым Иосифом от опыта его жизни. Однако тот же дух умиления и деятельного устремления к Богу отличает и все остальные произведения преподобного Песнописца. В этом можно было убедиться на примере тех его трудов, которые разбирались нами в предыдущем разделе. Таким образом, нам кажется, более правильным будет сказать, что преподобный Иосиф во всех своих произведениях, где только находит эту возможность, является проповедником спасительного покаяния. Проповедь и воспевание покаяния для Преподобного – дело всей его жизни, всех устремлений его души. Покаяние, которое воспевает, к которому зовет преподобный Иосиф, всегда окрашено верной и твердой надеждой на Бога, почему в тех же строках, где он – учитель покаяния, он приводит людей и к чувству умиления, примирения с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Иовилла, муч. 2 в., с Спевсиппом и др. 16 янв. Иов праведный, многострадальный. 6 мая. Иоиль пророк. 19 окт. Иона пророк. 22 сент. Иона, Варахисий и др., мучч. Персидские при Сапоре II в 327 году. 28 марта. Иона пресв., Савваит 9 в., отец препп. Феодора и Феофана. 22 сент. Иона, митрополит Киевский, ум. 1461. 31 марта, 15 июня, 5 окт. и 27 мая. Иона, архиеписк. Новгородский, ум. 1471. 5 ноября. Иосиф прекрасный, из 12 патриархов. В понедельник страстной седмицы. Иосиф праведный, обрученник Пресвятой Девы Богородицы, Давид царь и Иаков, брат Божий. 26 дек. (В неделю по Р. Хр.) Иосиф Аримафейский. В нед. Мироносиц. Иосиф, иначе Иосий и Иуст, из 70 апп. 30 окт. Иосиф, ученик Нирсы, муч. Персидский в 343 г., с Нирсой и др. 20 ноября. Иосиф пресв., муч. Персидский в 380 г., с Акепсимом еписк. 3 ноября. Иосиф преп., ученик Антония Великого . В субб. с. Иосиф Аналитин, черноризец Раифский 4 века. 14 янв. Иосиф, еписк. Солунский, брат Феодора Студита , ум. ок. 825. 26 янв. Иосиф песнописец, преп. Цареградский, ум. 883. 4 апр. Иосиф преп., игумен Полоцкий, ум. 1515. 9 сент. Иосий, муч. Римский при Нероне, с матерью Фотиной Самаряныней. 20 марта. Иосия, царь Иудейский. В нед. праотец. Иувеналий, патриарх Иерусалимский, ум. 458. 2 июля. Иувентин, или Еввентий, и Максим, воины, мучч. Антиохийские при Иулиане. 5 сент. и 9 окт. Иуда, из 12 патриархов. В нед праот. Иуда (он же Леввей и Фаддей), ап. из 12, брат Господень. 19 июня. Иудифь праведная. В нед. праотец. Иулитта, мученица Тарсская при Диоклетиане ок. 305 г., с Кириком, своим сыном. 15 июля. Иулитта, мученица Каппадокийская. 31 июля. Иулитта преподобная. В субб. с. Иулиания, мученица Птолемаидская в 273 г., с Павлом братом. 4 марта. Иулиания девица, мученица Никомидийская, ок. 290. 21 дек. Иулиания, мученица Илиопольская, в Финикии, при Максимиане, с Варварой великомученицей. 4 дек. Иулиания, мученица Киликийская при Максимиане, ок. 306 г., с Кириеной. 1 ноября. Иулиания, мученица Амисская при Максимиане, е Александрой и др. 20 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

А. А. Лукашевич Иконография Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г. Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г. В визант. искусстве И. П. изображался человеком преклонных лет, с клиновидной бородой средней длины с проседью; его облику свойственны черты аскета: худощавое лицо со впалыми щеками и с подчеркнутыми скулами. Состав одежд традиционный для чина прославления святого как преподобного: хитон, мантия, схима, пояс, аналав; как правило, изображается с покрытой головой - в куколе или в уборе вост. типа (напр., в росписи кипрской ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, 1192,- тюрбан). В греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - в разд. «Песнотворцы» (Ч. 3. § 15. 12) об облике И. П. сказано: «...старец с остроконечною бородою, говорит: се возсия день спасения» (Ерминия ДФ. С. 175). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) отмечается подобие И. П. свт. Николаю Чудотворцу: «…сед, брада аки Николина, конец поуже, риза преподобническая, испод вохра с белилом» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 86); в том же т. н. Большаковском подлиннике приведены 2 типа изображения святого, указывающие на его прославление как гимнографа: либо у И. П. «в левой руке книга, а правою рукою перстом на нее указывает», либо святой изображен как «словетворец», пишущий текст в свитке: «Ускори, Щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй» (Там же). В иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова содержится дополнение, сообщающее о необходимости различения 2 Иосифов: «Ведати и сие подобает, яко два во святых обретаются Иосифа песнописца: первый Иосиф брат родной преподобного Феодора Студита, еп. Селунский, его же память ианнуария в 26 день, другий Иосиф, сей преподобный сосудохранитель великия церкви бывый, бе в лето 6338, многа и различна икон ради изгнания подъя» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 311). В XII в. в декорации визант. храмов появляется изображение монахов-гимнографов.

http://pravenc.ru/text/673697.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010