487. ς πρεσβτερον κλος νομολτρης λας – букв.: «что старшая слава – законослужебный народ». Сжатое до неясности поэтическое выражение той мысли, что, положив левую руку свою на старшего сына Иосифова Манассию, патриарх Иаков дал понять этим, что имеющий честь старшинства в сравнении с будущими младшими народами, т. е. Израиль, окажется подзаконным народом, рабом закона. Νομολτρης – слово, образованное самим песнописцем из νμος – закон и λατρεω – служить за плату, по необходимости, служить рабом; употреблялось и о служении богам, а у христ. писателей только о служении идолам. 488. ποπτευθες θεν οτως ξηπατσθαι – букв, «заподозренный отсюда, что он таким образом обманулся», т. е. когда Иосиф подумал, что он (Иаков) ошибся, благословив старшего Манассию левой рукой; ποπτεω подозревать (от π – под и πτεω, усил. ρω – видеть). 489. περχω – держать над, иметь преимущество 490. В слав, ошибка; должно быть «вопияше» (νεβα). Восклицание поэтически влагается в уста патр. Иакову на том основании, что он мог иметь пророческое прозрение о новом Израиле, как родоначальник старого. 491. νεοπαγς – нововодруженный, новоукрепленный. 492. Кондаки с икосами и возникли, по всей вероятности, из тех поучений, которые имели место по 6 песни канона и первоначально, в сирийской церкви, были стихотворными поучениями (Толковый Типикон. Опущенное в I выпуске, с. LXIII). 493. ψωθες – возвышенный, воздвигнутый. Соответственно названию праздника. 494. κουσως – добровольно, свободно (смягченное κν, которое озн. также «охотно»). 495. δρησαι – подари. 496. οκτιρμς – сожаление, сострадание, милость. 497. πσημος – имеющий знак, знаменитый, замечательный 498. πολιτεα – гражданство; право гражданства, управление государством, государство 499. εφρανοо рассудочной, спокойной, сосредоточенной радости (благодушии). 500. Греч. и др.-слав.: «верных царей наших»; см. прим 289. 501. χορηγω – вести хор, поставить хор, принимать какие-либо издержки, помогать, доставлять 502. πολεμων – враг военный (личный – χθρς), ср. прим 260.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

прот. Владимир Рыбаков Распознан Том I этой книги (до 259 страницы из 637) Содержание I. Введение II. Источники жития св. Иосифа Песнописца III. Жизнь св. Иосифа IV. Песнотворческие труды св. Иосифа     Издание труда протоиерея Владимира Александровича Рыбакова, пополняющее библиотеку русских исследований по литургике, гимнографии, филологии и в целом церковной истории – выдающееся событие в научной и церковной издательской жизни. Фундаментальное исследование, явившееся итогом большой творческой работы автора, по независящим от автора обстоятельствам, было в безвестности почти столетие и могло бы остаться таковым, если бы не настойчивые поиски его внучки Татьяны Александровны Нечаевой, о чем читатель узнает, прочитав послесловие. Само же исследование, прежде всего, следует принять как образец высокого уровня русской богословской школы на рубеже XIX и XX вв. Век ее был трагически короток в России. Небольшая часть русских ученых, историков и богословов продолжала свою работу в эмиграции, но не могла в отрыве от Родины в полной мере продолжить ее традицию, – хотя мы имеем несколько ярких имен и, более того, должны отметить, что русская православно-богословская мысль оказала творческое влияние на христианских мыслителей в среде западных инославных конфессий. Труд отца Владимира – явление многостороннее. Это не только вклад в отечественную богословскую научно-церковную литературу по малоразработанной тематике, но и высокий образец научной методологии, строго православной трактовки материала и безупречно чистого русского классического богословского языка, что может служить примером для продолжателей исследований в избранной области. Слово благодарности должно быть обращено не только к благоговейно поминаемому труженику, автору протоиерею Владимиру – вечная ему память! но и к тем, кто потрудился в розыске и издании его высокого труда. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, доктор богословия В бытность работы руководителем ФСБ города Санкт-Петербурга мне пришлось прикоснуться к фактам жизни и историческому наследию протоиерея Владимира Александровича Рыбакова, репрессированного в 30-х годах. Как историк по образованию я понимал, что исследования Рыбакова о гимнографе IX в. св. Иосифе Сицилийце являются уникальным историческим трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тем же ныне десницу Твою Мне взаимствуй, да отмыю во мне мира прегрешения.» «Потопил еси иногда грех при Нои, словом разверзый хляби небесныя; и како Тя Иордан видев стерпить? Уже бо струю отврати. Позна Тя тварь вся, и аз зову Тебе: благословен явлейся Боже наш, слава Тебе!» Да исполнится Отчее благоволение, приидох на землю, одеявся в нищету; небо Мне престол, земля же подножие; Тебе же выю преклоняю, на сие бо приидох, Мене крести, во Мне человеков очищающа прегрешения.» «Ты Израиля столпом и облаком первее световодяй и орошая в пустыни: Ты, владычествуяй всеми, естеством несказанный, в рабий зрак како одеялся еси? Не прикоснуся Тебе огню сено: Сам мя крести, аз бо требую от Тебе очищение прияти.» «Что недомышляешися, Крестителю, смотрения, еже совершаю за всех спасение? Древняя остави ныне и помышляй полезная: веруй Богу сошедшему и приступив Мне послужи; Бог бо приидох, за благоутробие, Адама очистити от падения.» «Вземляй наша грехи на рамена, пришел еси, Иисусе, к струям иорданским: аз же ужасохся Твоего страшного пришествия. Како убо ми велиши крестити Тя? Сам мя очистити пришел еси, и како крещения от мене просиши, всех очищение?» «Естества Моего непостижимое слово, в рабий же зрак одеявся приидох на Иордан, никакоже Мене отрецыся. Гряди, не бойся, приближися ко Мне. Десницу на верх мой положив, возопий: благословен явлейся Боже наш, слава Тебе! О паче ума безмерныя Твоея нищеты, Слове Божий! Мене ради падшего, познах Тя за милосердие во Адама облекшася, и сущия от Адама обновляюща, и повинуяйся Твоему велению верно зову Тебе: благословен явлейся Боже наш, слава Тебе!» 215 Кроме исчисленных нами творений, св. Феофану принадлежит еще канон на исход души, который есть также творение замечательное. Ему отдают похвалы и западные ученые 216 . Св. Иосиф Песнописец родился в начале IX-ro века в Сицилии, от благочестивых родителей, Плотина и Агафии, кои дали своему сыну хорошее образование. Удалясь с родины вместе с родителями, по случаю нашествия на Сицилию магометан арабов, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Могут они знать будущее, как духи бесплотные, на основании долговременного опыта и наблюдения над вещами и делами человеческими; но также часто лгут и обманывают. — Знаешь ли ты, — спрашивал св. Пахомий явившегося к нему беса, — что по кончине нашей братия не так усердно будут служить Господу, как теперь? — Знаю верно, — отвечал бес. — Лжешь ты на свою скверную голову; знать будущее принадлежит одному Богу, а ты одна ложь. — Во мне нет предведения, сознавался бес, и я сам по себе ничего не знаю; знаю, что случится в будущем, посредством знания прошедших и настоящих вещей. Нападая и злодействуя человеку во время его земной жизни, злые духи не оставляют его и по кончине его. С особенной силой и они нападают на человека в час смерти, чтобы возмутить спокойствие души его. «Когда настал час разлучения моего от тела, — сказывала св. Феодора, — увидела я много эфиопов, ставших около одра моего; лица и их были как сажа, глаза как огненные угли. Все они грозно смотрели на меня, скрежетали зубами, готовили и развивали свитки, в которых записаны были худые дела мои. Я отвращала свои глаза, чтобы не видеть тех страшных лиц, но повсюду видела их, и душа моя была в великом страхе и трепете». «Господи, Боже мой! — молился св. Иосиф, песнописец, в час смерти своей. — Ты хранил меня во все дни живота моего, и ныне до конца соблюди дух мой и помоги мне избегнуть князя тьмы и воздушных страшилищ, да не когда порадуется о мне враг мой». Так мрачно нравственное состояние злых духов и так пагубны и злы их действия на человека! Некоторые из этих действий и средств для этих действий представляются ничтожными, даже смешными, и как бы не соответствующими природе бесплотных духов. Но здесь важна цель, с которой употребляются эти средства и действия, а не самые средства и действия. Вселукавый, лживый, скверный дух доволен бывает, если его ничтожные, с виду, и смешные средства и действия достигают своей злой и скверной цели — соблазнить святого подвижника, осмеять его, унизить, посмеяться над его святыми подвигами и вовлечь его во грех.

http://azbyka.ru/nevidimyj-mir-demonov

Со знаками власти, которою святой пользовался при жизни, он не хотел, по-видимому, расставаться и по смерти. Биограф записал восемь посмертных чудес его, из которых пять совершились на месте его кончины, а остальные три – при перенесении тела его в Константинополь, вероятно в Малой же Азии. Некий Илия, страдавший сумасшествием (τοτ ρχκακος νεσκνωσε), по словам одного очевидца, исцелился у гроба Евдокима (§ 9); одна вдова явилась с ребенком, страдавшим параличом рук (παρελθη τς χερας), вытерла ему больные места маслом из лампады святого, и ребенок выздоровел (§ 10); другая женщина принесла ребенка с параличом ног (τος πδας παρετ τε κα ξρθρωτο), и он также выздоровел после обтирания их маслом из лампады (§ 11); одна сумасшедшая женщина ( πονηρς νοικζεται), бросавшаяся в воду и изнемогавшая до полусмерти, нашла исцеление при гробе (§ 12); другая, испытывавшая телесную немощь (τ σμα καχεκτοσα), выздоровела чрез прикладывание к больному месту земли от гроба, смоченной её слезами (§ 13). Весть об этом разнеслась повсюду, и земля от гроба Евдокима стала рассылаться по разным местам (§ 14). Затем идет рассказ о перенесении мощей из Каппадокии в Константинополь. Тело праведника лежало в Харсиане. 190 Родители, пережившие смерть сына, слыша о чудесах его, желали иметь сокровище у себя (§ 15). Сам Василий не мог приехать в Каппадокию, ибо был занят государственными заботами, ради которых он, кажется, и переехал в столицу; 191 но Евдокия, пройдя моря, горы и равнины, прибыла ко гробу; увидев чудеса, она заплакала об утрате сына (§ 16). Подняв камень, она открыла гроб и увидела нетленность мощей: тело, лежавшее в земле полтора года (νυσθντος νιαυτο κα μεσοντος δη το δευτρου), не испытало никакой порчи (§ 17). – Отсюда видно, что если Евдоким умер 31 июля 840-го, то Евдокия прибыла в Харсиан в январе 842 года. – Она пожелала унести мощи в столицу, но из-за тела произошла распря: местные жители не хотели отдавать Евдокимова тела. Тогда она, поручив монаху Иосифу (быть может Песнописцу) украсть их, уехала в Константинополь; Иосиф взялся ночью унести мощи в столицу и выполнил поручение (§ 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

(После революции все зрелища стали бесплатными, но за билетами надо было становиться с вечера). Иногда Владимир Александрович отрывал время от занятий и шел вместе со всеми в Мариинский театр или Народный дом. Время у него было по-прежнему предельно уплотнено, если он при службе сумел практически к 1927 г. кончить колоссальную свою работу о св. Иосифе песнописце, и при этом, как вспоминала мама, и как говорит папа, он вроде как никуда и никогда не спешил. Формулировок вроде «мне некогда», «потом», «я не могу», которые так легко отлетают почти у всех нас от зубов, для него не существовало. Если некогда или по каким-то крайним соображениям он не может в данный момент, то всегда точно оговаривалось время, когда именно возможно, и при этом не ставились условия: «У меня есть для вас две минуты и сорок одна с половиной секунда». И это очень правильно: чем человек менее зажат, тем быстрее можно понять, что он хочет. А нуждающихся в его совете, утешении, добром слове, просто беседе было великое множество, в том числе и мятущейся, потерянной снобистской интеллигенции. У меня такое впечатление, что у о. Владимира был и данный ему свыше, и наработанный им самим очень четкий внутренний ритм, который мог замедляться или ускоряться, но никогда не давал сбоя. Это происходило, вероятно, оттого, что Владимир Александрович душой своей знал истину: Господь не взваливает на рамена человеческие ношу неудобоносимую, следовательно, его задача — продумать, как эту ношу разумно распределить и нести. Итак, в 1926 г. была окончена основная работа его жизни «Св. Иосиф песнописец и его песнотворческая деятельность» с колоссальным научным аппаратом, насчитывающая более пятидесяти печатных листов. Кроме материалов, которые он нашел во время своей командировки 1911–1912 гг., очень много о. Владимир почерпнул в послереволюционный период в рукописном отделе Ленинградской публичной библиотеки и Румянцевской библиотеки. Работа готовилась как докторская диссертация, хотя Владимир Александрович понимал, что защищать ее негде, так как Духовная академия была закрыта. Более того, к 1927 г. о. Владимир, как я уже говорила, знал, почти наверное, какая судьба его ожидает, и он позаботился о том, чтобы работа эта не пропала. Все три экземпляра перепечатанной мамой рукописи он раздал разным знакомым. Один из экземпляров находился в семье И. П. Павлова.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

замышляя против Меня зло, говоря: Свяжем Праведника, потому что Он неудобен нам» 895 . 73 Зачем, о, Израиль, сотворил ты ужасную несправедливость? Обесчестил почтившего тебя. Обесславил прославившего тебя. Отверг исповедавшего тебя. Отрекся от призвавшего тебя. Убил оживотворившего тебя. Что сделал ты, о, Израиль? 74 Разве не тебе написано: «Не проливай кровь неповинного, чтобы не погибнуть ужасно»? «А я, – говорит Израиль, – убил Господа». Почему? «Потому что Ему должно было пострадать». Обманываешься, о, Израиль, так мудрствуя о Господней жертве. 75 Ему должно было пострадать, но не от тебя. Быть обесчещенным, но не тобой. Быть осужденным, но не тобой. Быть повешенным, но не твоею рукой. 76 Вот какими словами, о, Израиль, ты должен взывать к Богу: «О Владыко! Если и должно было Сыну Твоему пострадать и такова Твоя воля, то пусть страдает, но не от меня, пусть страдает от прочих народов, пусть осуждается необрезанными, пусть пригвождается десницей тирана, но не моей». 77 Ты же, о, Израиль, такими словами не возопил к Богу, не принес очистительную жертву Владыке, не устыдился дел Его. 78 Не устыдила тебя ни сухая рука, восстановленная для тела, ни глаза недужных, отверстые Его рукой, ни расслабленные тела, голосом Его воздвигнутые, и даже самое неслыханное знамение не устыдило тебя, [когда] мертвый [был] из гроба воздвигнут, уже четверодневный. Ты же, пренебрегши этим, вечером для заклания Господа приготовил Ему острые гвозди и лжесвидетелей, 79 узы и бичи, уксус и желчь, меч и скорбь, словно разбойнику-убийце. Ибо принес Ему раны для тела Его и терния для головы Его, и связал Его добрые руки, которые сотворили тебя из земли, и добрые Его уста, напитавшие тебя жизнью, напоил желчью, и убил твоего Господа в великий праздник. 80 И ты веселился, а Он голодал, ты пил вино и ел хлеб, а Он – уксус и желчь. ты имел веселое лицо, а Он скорбел, ты радовался, а Он печалился, ты пел, а Он был осуждаем, ты повелевал, а Он был пригвождаем, ты танцевал, а Он был погребаем, ты лежал на мягкой постели,

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

так что он впал в отчаяние. Того [же], кто стыдится грехов, победили привычки: мало-помалу я покорил его, пока и он не подпал под иго мое; придя и привыкнув к этому, он не захотел уже отказаться от этого. Благословен Тот, Кто пришел и разрушил ухищрения лукавого. 9 Заметил я и увидел, что многострадален тот, кто способен подчинить все. В то время, когда я победил Адама, он был один, так что я оставил его, пока он не родил потомство, и искал я для себя другую работу, чтобы праздность не поглотила меня. Я начал считать песок морской, чтобы через это дух мой стал терпеливым и чтобы проверить память – хватит ли ее на сынов человеческих, когда они умножатся. Прежде чем они умножились, многими способами я испытывал их». Благословен Тот, Кто пришел и разрушил ухищрения лукавого. 10 Прислужники злодея спорили с ним и опровергали его слова своими возражениями: «Вот – Елисей оживил мертвого и победил смерть в горнице, и оживил сына вдовицы; вот, сейчас он во власти шеола». Поскольку же весьма велика была сила разума злодея, их же словами он опроверг их: «Как это Елисей был побежден, если даже в шеоле он оживляет мертвых своими костями? Благословен Тот, Кто пришел и разрушил ухищрения лукавого. 11 Если Елисей, который столь слаб, имеет столь великую силу в шеоле, если он мог там оживить одного мертвеца, то скольких же мертвых оживит смерть сильного Иисуса? Так что из этого вы можете уразуметь, насколько более велик Иисус, чем мы, друзья мои! Ибо вот, хитрость Его обманула вас, и вы не смогли разглядеть величие Его, ибо лишь сравнивали Его с пророками. Благословен Тот, Кто пришел и разрушил ухищрения лукавого. 12 Так что от ваших утешений мало толку, – сказал злодей своим соратникам. – Ибо Того, Кто Лазаря воскресил из мертвых, как может удержать смерть? А если смерть и победит Его, то это потому, что Он добровольно подчинится ей, и если Он добровольно подчинится ей, вы должны еще более страшиться, ибо не напрасно Он умрет. Великое смятение причинил Он нам, ибо, умерши, Он войдет, дабы воскресить Адама».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Яко убо о сих до зде. Тако же, еже святии божествении отци наши рекоша о Святей и Животворящей Троици, съгласна обрящут, еже овогда глаголють, яко Авраам Святую Троицю приат, овогда же яко три аггелы приат, овогда же, яко Бога с двема аггелома приат. Глаголеть убо Иоанн Златаустый, яко Авраам изрядную любовь имяше к всем, сподобися приати Святую Троицу в кущу свою, и умы нозе Ея, и закла телець, и сътвори обед. И пакы той же глаголеть, яко убо Авраам страннолюбьствуя, Бога приат с аггелы. И пакы той же глаголеть: «Патриарх Авраам пред дверми седя, уловляше мимоходящаа, яко же бо рыболовь мрежю вверг в море извлачити рыбу, и извлечет злато или бисер, тако и сей ловя человекы, улови аггелы». Виждь что глаголет великый сей и равноапостольный муж: овогда глаголеть, яко Авраам Святую Троицю приат, овогда же, яко Бога приат з двема аггилома, овогда же глаголеть: аггелы приат. Подобие же тому и святый Иоан Дамаскын глаголеть: «Святаа и Единосущнаа Троица телесныма очима незрима, и како благоизволи в сени Авраамове учреждена быти», и пакы той же глаголеть: «Авраам, милуя нищих, съподобися Бога приати с двема аггелома». И святый Андрее Критьскый глаголеть: «У дуба Мамьврийского учреди патриарх аггелы». И святый Иосифь Песнописець глаголеть: «Видел еси, яко же мощно видети Святую Троицу и ту угостил еси, яко друг присный, преблаженне Аврааме!» И ина многа суть такова в божественых писаниих о сем, иже овогда убо глаголють, яко Авраам Бога приат с двема аггелома, овогда же глаголють: Святую Троицу приат, овогда же, яко три аггелы приат. И неразумеюще убо съкровенный разум в божественых писаниих, глаголють, яко не единогласуют в всем, но съпротивно себе глаголють. Но несть сего, ниже будеть! Но в всем зело едину мысль и един разум имуть. Но егда убо глаголють, яко Авраам Святую Троицу приат, се убо истинно и зело праведно, якоже и прежде речеся о сем в начале многажды в сем слове. Егда же глаголють, яко Бога с двема аггелома приат, или аггелы приат, и се зело истинно и праведно рекоша. Но сей глагол по премудрости речей бысть, и таиньство некое имат в себе, якоже глаголеть писание: «Тайна моя мне и моим» ( Лк. 8, 10 ). Свои же суть Богу святии. Сего ради святии божествении отци не от себе, но от божественых писаний въземше, тако бо писаниа глаголють, и нарицають Бога овогда аггела, овогда человека. Исайа убо пророк пророк глаголеть: «Отроча родися нам, и Сын дастся нам, масло и мед снесть» ( Ис.9:6, 7:15 ), се нарицает его человека. Егда же глаголет: «Нарицается имя Его Велика Совета Ангел» ( Ис. 9, 6 ), се наречет его ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Harris R. L., Archer G. L., Waltke, B. K. Theological Wordbook of the Old Testament. Chicago: Moody Press. 1980 Hauser, A. J. In From Carmel to Horeb: Elijah in Crisis. Sheffield: Almond Press, 1990. House P. R. 1, 2 Kings.//The New American Commentary, Vol. 8. Nashville, 2001. Lange, J. P., Schaff, P., Bähr, W., Harwood, E., & Sumner, B. A. A commentary on the Holy Scriptures: 1 Kings. Bellingham, 2008. Lumby J. R. 1 Kings. Cambridge: Cambridge University Press, 1886. Lust J. “A Gentle Breeze or a Roaring Thunderous Sound?”//Vetus Testamentum, vol. 25 (1975). P. 110–115 Nelson, R. D. First and Second Kings. Interpretation, a Bible commentary for teaching and preaching. Atlanta: John Knox Press, 1987 Rogland M. Elijah and the ‘Voice’ at Horeb (1 Kings 19): Narrative Sequence in the Masoretic Text and Josephus//Vetus Testamentum, vol. 62 (2012). P. 88–94 Wiseman, D. J. 1 and 2 Kings: An introduction and commentary.//Tyndale Old Testament Commentaries. Vol. 9. Nottingham, England: Inter-Varsity Press, 1993 Интернет-ресурсы Strawn B. A. Commentary on 1 Kings 19:1–18. [Электронный ресурс]. URL: (Дата обращения 28.09.2017) 2 Заключительные слова и там Господь, помещенные в квадратные скобки, отсутствуют в Масоретском тексте, но имеются в Септуагинте. 13 Триодь Постная, пятница 5-й седмицы, 9-я песнь, 1-й тропарь (автор канона – преподобный Иосиф Песнописец, IX век). 23 Йохан Люст (J. Lust) – известный библеист, католик по вероисповеданию, доктор богословия, доктор библейской филологии, профессор Лувенского университета (Бельгия). Наиболее известный его труд – словарь A Greek-English Lexicon of the Septuagint ; Й. Люст является одним из его составителей. 24 Имеется в виду словарь Koehler L., Baumgartner W. Lexicon in Veteris Testamenti libros. Leiden, 1953; автор ссылается на издание 1967 года. Как отмечают редакторы русскоязычной версии учебника Т. Ламбдина, в указанном словаре «английские переводы еврейских слов не всегда точны» (Ламбдин Т. О. С. 451). На данный момент этот словарь устарел и заменен принципиально новым изданием «The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010