После чудесного явления преподобный Иосиф написал канон апостолу Варфоломею и с тех пор стал слагать церковные песнопения 17 апреля. ПРАВМИР. Преподобный Иосиф Песнописец родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес. В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Инок отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит (память 20 ноября) посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Льва Армянина (813–820) – время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и Патриарх были иконоборцами. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и Папа Лев III, неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к Папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит. Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину. Шесть лет провел преподобный Иосиф в темнице. В Рождественскую ночь 820 года он удостоился видения святителя Николая Мирликийского, который известил его о смерти гонителя-борца Льва Армянина и о прекращении гонений на святые иконы. Святитель дал преподобному свиток и сказал: «Прими этот свиток и съешь его». В свитке было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися яко Милостив на помощь нашу, яко можеши, хотяй».

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

Каноны на Вознесение Господне Из двух канонов на праздник Вознесения Господня первый, надписываемый в Триоди именем Иоанна монаха, вероятно принадлежит св. Иоанну Дамаскину , которому приписываются многие каноны с означенною надписью 6 ; второй – есть произведение Господина Иосифа, как обыкновенно надписывается и как видно из самого акростиха этого канона; ибо за исключением ирмосов, которые Песнописец заимствовал из богородичного канона Иоанна же Дамаскина, все тропари расположены в нём сначала по порядку букв греческого алфавита, а потом – в 8-й и 9-й песнях – по акростиху из слов: δ Ιωσφ – песнь Иосифа. Такою надписью нередко означал свои произведения св. Иосиф, живший в Константинополе в 9-м веке и названный Песнописцем по преимуществу (μνογρφος) за множество составленных им песнопений на церковные праздники 7 . Содержание первого канона исполнено торжественной хвалы в честь Господа, вознёсшегося во славе пред лицом не только собравшихся учеников Его, но и всех жителей неба, с радостью сретивших в Нём своего вечного Владыку. Живо представляя это последнее видимое чудо Господа на земле и благоговейно восхищаясь величием совершившегося события, Песнописец открывает обильный источник духовного восторга для душ благочестивых особенно в той мысли, что Иисус Христос видимо оставил землю, не оставив здесь плоти человеческой, но вознёсся с тем же самым естеством нашим, которое принял при Воплощении, сделав это естество способным вознестись выше Ангелов и Архангелов, и посадив в лице Своём на самом вышнем престоле, одесную Отца… Другой Песнописец, дополняя вдохновенные изречения первого, возвышает духовный восторг слушателей своим каноном, обильным высокими мыслями: он – то воспоминает важнейшие благодеяния, которые совершил Иисус Христос для рода человеческого в земной жизни Своей до видимого разлучения с людьми, то представляет новые совершеннейшие благодеяния Божии, которые имели последовать и последовали за восшествием Господа на небо, то в самом событии чудного Вознесения находит утешительное исполнение обетований Божиих о восстановлении человечества, видит явный знак примирения и соединения земли – с небом, людей – с Небожителями, к славе единого Владыки и Господа всех – Иисуса Христа; посему призывает весь мир видимый и невидимый к совокупной радости и священному веселию в сей славный день Вознесения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

прот. Владимир Рыбаков III. Жизнь св. Иосифа Место и время рождения прп. Иосифа. Родители. Семейная атмосфера. Детские наклонности Иосифа. Варварское нашествие и переселение в Пелопоннес и Солунь. Принятие монашества и монашеские подвиги. Иосиф-пресвитер. Встреча с Григорием Декаполитом . Пребывание в Константинополе и общественная деятельность Преподобного в иконоборчестве Феофила. Посольство в Рим. Плен и тюрьма на Крите. Освобождение и возвращение в Константинополь. Жизнь на месте подвигов Григория Декаполита . Жизнь у храма св. Иоанна Златоустог о. Свой монастырь и получение песнотворческого дара. Изгнание при Варде. Возвращение при Патр. Игнатии. Иосиф-скевофилакс. Патр. Фотий. Его отношение к Преподобному. Иосиф-духовник. Кончина Иосифа. Родиною преподобного Иосифа был один из городов Сицилии. Первый биограф Иосифа его ученик Феофан не называет по имени родного города Преподобного, но отмечает его как город знаменитый, дававший и прежде немало даровитых и знаменитых людей. 37 Может быть, это были Сиракузы – центр тогдашней культурной жизни Сицилии. Может быть, поэтому некоторые из последующих жизнеописателей Преподобного и прилагали к его имени эпитеты Сицилийца-Сиракузянина, определенно называя местом рождения Сиракузы. 38 Но ни Феофан, ни диакон Иоанн не дают подобной подробности. Время рождения Преподобного точно неизвестно и может быть определено только приблизительно. Если мы постараемся восстановить его на основании указанных выше житий, то получим такую дату, которая с данными позднейших историков и исследователей расходится почти на полстолетия. Такая большая разница заставляет нас рассмотреть вопрос более подробно. Самую позднейшую дату времени рождения преподобного Иосифа указывает Георгий Παπαδπουλο, говоря, что Иосиф γεννθη τ 840 ν Σικελ. 39 На каком основании Г. Παπαδπουλο придерживается этой даты – неизвестно. Равным образом он не сообщает никаких исторических данных из жизни преподобного Иосифа, чтобы по ним можно было хотя бы сколько-нибудь проверить его хронологию. Но принять эту дату встречаются самые решительные препятствия. Несомненно известно, что преподобный Иосиф скончался в 883 году и, как увидим, в почтенном возрасте, в глубокой старости. 40 Какой же почтенный возраст в 43 года?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Иосифа, песнописца и творца канонов Память 4 апреля Отечеством святого Иосифа была Сицилия 2377 . Родители его, Плотин и Агафия, были люди благочестивые и добродетельные; за их богоугодную жизнь Господь и даровал им такого сына, который, как выдающийся творец канонов, украсил церковь для ее блага священными песнопениями. Отрок был воспитан в добром книжном научении и благонравии и уже в его детских обычаях можно было видеть указание на то, что, став мужем, он достигнет совершенства в добродетелях: он был кроток, тих, смирен, уклонялся от отроческих игр; с детства полюбив пост и воздержание, не искал вкусных яств, питаясь лишь хлебом и водою, да и то вечером; Божественное Писание изучал весьма успешно. Так возрастал Иосиф телом и духом, когда произошло нашествие варваров на сицилийскую страну, и родители его были вынуждены бежать из отечества своего в иные страны. Сначала Иосиф отправился с ними в Пелопонес, но потом, оставив родителей, удалился в Фессалонику, столицу Македонии; здесь он поступил в монастырь, постригся в иноческий чин и учился трудам постническим, прилежно проходя все виды подвижнической монашеской жизни и добродетелей; и стал он мужем совершенным и иноком опытным. Земля, покрытая кожею, служила ему постелью, ветхое рубище – одеждою; пощение его было велико, пища – небольшой кусок хлеба и немного воды, стояние – всенощное, коленопреклонение – непрестанное; в устах всегда пение, а в руках работа. Прилежно читал он божественные книги, исполнялся премудрости и разума духовного, и, как Ангел Божий, сиял среди братий примером чистого и святого жития. Невозможно рассказать подробно о его добрых делах и многих подвигах. Так благоугодно трудился он для Бога больше других. По настоянием игумена и братии, принял он сан священства, быв рукоположен в пресвитера епископом Фессалоникским. Будучи пресвитером, он еще усилил свои подвиги и труды, и часто совершал Божественную литургию, со слезами молился о себе и о всем мире. Пришел в монастырь тот преподобный Григорий Декаполит 2378 ; увидев преподобного Иосифа, он очень полюбил его как мужа святого и приобрел себе в нем друга и сожителя. Прошло несколько времени, и Григорий, отправляясь в Византию для укрепления верных, смущаемых еретиками, просил игумена и братию отпустить с ним ему в помощь Иосифа: ибо не хотел разлучаться с ним. Но и братия с игуменом не хотели лишиться такого сожителя, истинного раба Божия. Однако, уважая просьбу великого старца и внимая нуждам церкви, волнуемой бурей еретической, они отпустили блаженного Иосифа с святым Григорием декаполитом в Византию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Николаевский-Невский Иван Васильевич; ок. 1865, Новгородская губ.- 14.12.1930, г. Валдай, ныне Новгородской обл.), еп. Валдайский. Из семьи священника. Семейная фамилия Николаевский установлена из архивных материалов. В научной лит-ре (в т. ч. в статьях «Валдайский монастырь» и «Валдайское викариатство» в ПЭ (Т. 6. С. 519-520)) упоминается с фамилией Невский. 30 июня 1886 г., по окончании Новгородской ДС, поступил на испытание в Юрьев новгородский мужской монастырь . 1 мая 1887 г. принял там монашеский постриг с именем Иосиф в честь прп. Иосифа Песнописца. С 31 авг. 1887 по 27 июля 1891 г. являлся членом правления новгородского свечного завода, действовавшего при монастыре. 20 сент. 1887 г. рукоположен во диакона. С 18 апр. 1889 г. ризничий монастыря. 23 апр. 1889 г. рукоположен во иерея. 29 апр. 1892 г. назначен казначеем обители, с 17 нояб. того же года вместе с настоятелем заведовал монастырским хозяйством. 15 февр. 1894 г. Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) определил И. исполняющим должность эконома архиерейского дома (назначение утверждено Синодом 5 февр. 1895). В обязанности И. входили выделение денежных средств и наблюдение за ходом реставрации древнего Софийского собора Новгорода, финансируемой Новгородским архиерейским домом. 21 мая 1900 г. возведен в сан архимандрита. В сент. того же года участвовал в торжествах по случаю освящения отреставрированного Софийского собора. 2 нояб. 1902 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) назначил И. председателем строительной комиссии по капитальному ремонту исторического храма в честь Преображения Господня (ц. Спаса на Нередице) близ Новгорода. В 1903-1904 гг. контролировал ремонтные работы в Спасо-Нередицком храме, осуществлявшиеся на средства архиерейского дома. Определением Синода от 12-26 апр. 1906 г. назначен по представлению архиеп. Гурия настоятелем Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . Отбыл к новому месту служения 8 июня того же года. Восстановил в обители надлежащий порядок. В 1908 г. вместе с Тихвинским еп. сщмч. Андроником (Никольским) ревизовал Старорусское ДУ. Содействовал проведению в февр. 1912 г. в Валдайском мон-ре миссионерских курсов для окрестного духовенства. В 1913 г. избран действительным пожизненным членом Новгородского церковно-археологического об-ва. Состоял членом местных отд-ний Палестинского и Миссионерского об-в. Был товарищем председателя братства свт. Тихона Задонского в с. Короцке близ Валдая. При школе братства мон-рь содержал приют.

http://pravenc.ru/text/578529.html

прот. Владимир Рыбаков I. Введение Богослужение Православной Церкви представляет самое широкое поле для всевозможных исследований. И много уже сделано в этом отношении. Но и после многих трудов в этой области весьма компетентных исследователей – и наших, и заграничных, все-таки остается много такого, о чем нет почти никакой литературы. Можно указать на вопрос о самом плодовитом Греческом песнотворце Иосифе Сицилийце, так много давшем для богослужебных книг Православной Церкви. При первом даже беглом знакомстве с Славянскими богослужебными книгами нельзя не остановить своего внимания на том, что очень многие каноны трипеснцы и четверопеснцы имеют в надписании имя – Иосиф, Иосифа, Иосифово, господина Иосифа. Даже беглый подсчет подобных произведений поразит огромной цифрой. К этому следует прибавить, во-первых, очень много канонов, находящихся в Печатных Славянских Минеях, не подписанных именем Иосифа, но несомненно принадлежащих ему; во-вторых, также много канонов, особенных от славянских печатных богослужебных книг, находящихся в Греческих печатных богослужебных книгах. А какое множество подобных канонов св. Иосифа, теперь забытых, сохраняется в рукописях разных библиотек России, Востока и Запада! Получается впечатление прямо подавляющей колоссальной песнотворческой деятельности св. Иосифа. Недаром у некоторых западных исследователей Греческой церковной гимнографии, как, например, у кардинала Pitra, возникало прямо смущение, приписать ли всю эту громаду одному лицу? Недаром Православные Греки, современники св. Песнописца, в объяснение многоплодовитой деятельности св. Иосифа Гимнографа, как и подобной же деятельности своего другого песнописца св. Романа Сладкопевца , создали сказание о божественном даровании св. Иосифу песнотворческого дара. Ученый француз Леклерк (Leclercq) в большой своей работе, посвященной Греческой гимнографии, приписывает св. Иосифу Сицилийцу более 1000 канонов, обнимающих 8–9 тысяч песен. 1 Естественно спросить: кто же этот столь плодовитый автор? Кто же этот св. Иосиф? Какова его песнотворческая деятельность? Каков состав и строй его произведений? Каковы законы церковной гимнографии, которыми он руководствовался? Каково его значение как церковного песнописца? Подобные вопросы есть дело не только научного любопытства, научного интереса, а скорее интереса практического, выдвигаемого требованием сознательного отношения к нашим богослужебным книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава VII. Иосифов монастырь Житие Иосифа Песнописца. – Ж. патриарха Мефодия. Препод. Иосиф Песнописец основал свой монастырь близ храма Иоанна Златоустог о, где он был первым игуменом. Монастырь этот, по весьма правдоподобному предположению А. И. Пападопуло-Керамевса , мог быть школою церковного песнописания, а кроме того и метохиею сицилийских монахов и паломников. Сюда прибыл сицилиец Феофан, с молодых лет находившийся при Иосифе, принял здесь монашество, прошел школу песнописания и был одним из любимейших учеников Иосифа. Незадолго до своей кончины св. старец в сопровождении Феофана явился к патр. Фотию с книгою, содержащею в себе официальную опись патриаршей ризницы, прося его принять церковные сокровища. Представление при этом инока Феофана без всякого сомнения говорило о том, что Иосиф желал после своей смерти видеть Феофана игуменом своего монастыря. Фотий так и понял молчаливое желание Иосифа и по смерти старца назначил Феофана игуменом Иосифова монастыря. «Ты предызбрал меня, хотя и не по достоинству, стоять во главе твоей паствы, поставив меня пастырем, а не как следовало бы – овцою», писал Феофан об Иосифе (§ 16). Действительно Феофан сицилиец известен своим песнописанием: ему принадлежит между прочим служба со стихирами и каноном св. Кириллу, епископу Катанскому. 347 Однажды в Иосифов монастырь хартуларием был назначен один иконоборец. По этому поводу патр. Фотий в письме Θεοφνει τ μονζοντι (Βαλττα σ. 429–431) восклицает: τς περιβητου Σικελας φθασεν λεθρος. Этим картинным выражением Фотий без сомнения указывал на Иосифов монастырь, как метохию Сицилии. Ученик и преемник Иосифа в его монастыре, монах, пресвитер и игумен Феофан составил житие св. Песнописца, 348 хотя и не сейчас после его кончины (ок. 883 г.); г. Керамевс основательно полагает, что житие Иосифа было составлено уже по смерти Фотия, между 898–899 годами. Агиограф называет Иосифа θεος, ερτατος и μακριος, реже μακαρτης (§§ 5, 12), заявляет, что пишет простою, необработанною речью и в такое время, когда он уже обдержим болезнями и трудным (οκ ελαλον) языком (§ 1, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Н. Одинцов Церковно-историческое исследование Одобрено учебным комитетом при Св. Синоде для фундаментальных библиотек духовных семинарий. В журнале «Учебного Комитета при Святейшем Синоде» о сочинении этом сказано: «Не говоря о пользе его для воспитанников семинарии, оно каждому священнику уяснит много вопросов касательно того, как сложился наш церковный устав, разрешит естественно возникающие недоумения откуда и как произошла разность между древними списками старопечатными и новопечатными богослужебными книгами, покажет основания и даст надлежащую оценку многим обычаям, свято хранящимся в приходской практике под видом неписанного предания, и даст священникам научную опору для разрешения всякого рода запросов и возражений со стороны начетчиков и раскольников». (Церк. Вестн. 1881 г. 3). Века IX и X в истории богослужения церкви греческой вполне справедливо могут быть названы временем высшего развития богослужения. В течение их один за другими последовательно, а иногда и одновременно жили такие писатели церковных песней, как Феодор Студит , брат его Иосиф, архиепископ Солунский, Феофан начертанный, Иосиф песнописец и многие другие. 1 Правда, и в последующие века являлись песнописцы, но это были не столь плодовитые и высокие таланты. Все эти писатели, составив каноны, стихиры и другие церковные песни в честь разных святых, обогатили ими состав богослужебных книг и восполнили труды талантливых предшественников своих, каковыми были: Андрей Критский , Иоанн Дамаскин , Кузьма Маюмский и другие. 2 Вместе с обогащением отдельных частей богослужения стихирами, канонами и другими песнями устанавливался постепенно и общий порядок богослужения: при всем разнообразии в частностях богослужебных чинов, в указанные нами века с совершенною определенностью выступили два устава, получившие свое название от монастырей, в которых они произошли – Студийского в Константинополе и св. Саввы в Иерусалиме. 3 К этому же времени в постройке византийских церквей вполне выработался особый стиль, получивший свое название по месту своего происхождения, и храм св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» файл в pdf (в сокращении) 1 В своем исследовании «Св. Иосиф песнописец и его творческая деятельность» прот. Владимир Рыбаков постарался выяснить причины исчезновения второй песни из песенного канона. Работая с рукописями, он убедился, в неосновательности расхожего мнения, будто эта песнь исключена из-за своего непраздничного характера. Прот. В. Рыбаков подтвердил выводы проф. А. И. Пападуполо-Керамевса: предание, идущее от Зонары и Продрома — первых толковников песенных канонов, есть предание ложное и с XIII в. до нашего времени воспроизводится некритично 2 . На материале найденных им вторых песен различных канонов автор показал, что содержание этих песен соответствует празднуемому торжеству и что практика девятипесенного канона до XI века была обычной для многих гимнографов и своего расцвета достигла в творчестве св. Иосифа Песнописца († 883 г.). Девятипесенная традиция нашла отражение и в древней Грузинской Церкви и сохранялась, судя по памятникам, до X и отчасти XI вв. Прот. В. Рыбаков указывает, что практику девятипесенного канона ввел св. Андрей Критский , а после него, в VIII веке, Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский исключили из канона вторую песнь. Но чем же все-таки было вызвано опущение второй песни? «Мы не знаем причины этого явления», — признает исследователь 3 , однако делает предположение: «IX век был временем, если можно так выразиться, полного насыщения церковных служб разными трудами песнотворцев. Отсюда являлась необходимость редакционного сокращения богослужебного материала. В этих целях и канон стали употреблять в большинстве случаев только один, но его стали брать именно в том сокращении, какое сделали в свое время Иоанн Дамаскин и Косьма Маюмский, т. е. без вторых песен. Переписчики, эти почти единственные составители и редакторы церковных сборников, помещая в последних восьмипесенные каноны, стали и прежде составленные девятипесенные каноны писать уже без вторых песен». 4 Окончательный вывод исследователя таков: «Во-первых, песнописцы VIII и главным образом IX века, особенно Иосиф Гимнограф, писали девятипесенные каноны среди многих восьмипесенных на торжественные христианские праздники и памяти святых всего года, не наблюдая того, чтобы во вторых песнях канонов непременно сохранить характер ветхозаветного прототипа. Во-вторых, вторые песни были исключены из канонов по неизвестной нам пока точно причине, может быть, ради порядка и экономии времени и примера великих иерусалимских песнописцев — Иоанна Дамаскина и Косьмы Маюмского, но не потому, что они не подходили своим содержанием, будто всецело печальным и скорбным, к торжественности и радости христианских праздников. И, наконец, втретьих, нам неизвестно точно время смены одной практики другой» 5 .

http://azbyka.ru/k-voprosu-o-vtoroj-pesn...

Сказание св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине Источник Предисловие Св. Григорий родился в Иринополе, городе Исаврийского Декаполя, 1 – и жил при Льве Армянине. Сведения о нем находим у константинопольского дьяка Иоанна, составителя жизни святого Иосифа песнописца. Он имел учениками своими – знаменитого Иосифа и некоего Иоанна. Первого он послал в Рим к Папе с известием о бедственном положении некоторых церквей под владычеством иконоборцев. Обходя страны и города, св. Григорий совершил много чудес в Сиракузах, Фессалонике, Византии, Риме и др. Обойдя почти всю западную страну, он возвратился в Константинополь. Между тем Иосиф, которого он посылал в Рим, взят был в плен и отправлен в Крит, где оставался до смерти Льва, умерщвленного в ночь на Рождество Христово в 820 года. Прибыв в Константинополь, Иосиф не застал уже в живых Григория, который, придя в Византию, чтобы поселить заключенного за иконы Симеона и повидав его, спустя немного дней передал Богу дух свой. – Память его чтиться у нас 20 ноября. Мощи св. Григория и ученика его Иоанна, были положены Иосифом песнописцем в одной пустынной обители. В рукописях известно жизнеописание Григория Декаполита , составленное в IX веке никейским митрополитом Игнатием. 2 В греческой пергаментной Четьи – Минеи 3 XI – го века за месяц Ноябрь под 20 числом содержится: «Историческое сказание» с изображением св. Григория, который «написан в одежде преподобнической», т.е. в черной короткой мантии с обычным параманом и желтом хитоне, не покрытый, с распростертыми руками; курчавые темно – цветные волосы закрывают чело его у бровей: таковы они и в бороде; лице его приятно, но желтокрасновато» 4 . В греческом Прологе XIII века Московской Синодальной библиотеке помещено краткое жизнеописание Григория Декаполита . Доселе неизвестное житье 5 св. Григория помещено в книге «Новый рай» изданное монахом Агапием на новогреческом языке в Венеции в 1861 году. На русский язык житие сие переведено недавно доктором богословия, архиепископом Владимирским, Сергием. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010