Иосиф Шумлянский



 001   002   003   004   005   006   007   008

Иосиф Шумлянский, Православная Богословская ...Искать в Источникеazbyka.ru
... опираясь на покровительство короля Яна III Собесского и на родственные свои связи, выставил свою кандидатуру на львовское епископство, которое освободилось в 1667 г., после смерти Афанасия Желиборского. Узнав об этом, православные жители галицко-львовской епархии сильно заволновались и стали принимать меры к тому, чтобы не допустить И. Ш. сделаться их архипастырем. Особенно усердно трудились в этом деле львовские братчики, которые выставили с своей стороны кандидатом на львовское епископство шляхтича Евстафия Свистельницкого. Началась упорная борьба между двумя кандидатами на одну и ту же епархию (подробности ее см. выше в статье об Иерсмии Свистельницком) . Выборы происходили несколько раз. И. Ш. удалось с большими затруднениями получить 1 февраля 1668 г. архиерейское посвящение от двух греческих архиереев, лишившихся своих кафедр и скитавшихся в Молдавии и Западной Руси. Только в 1676 г., по смерти Иеремии Свистельницкого, И. Ш. сделался полновластным архиереем галицко-львовской епархии. Деятельность его, по общему признанию и русских и даже польских историков, представляет самый темный эпизод в истории западно-русской церкви во второй половине ХVІІ и в начале ХVIІІ в. ... далее ...
КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ И ГОРОДОКСКАЯ ЕПАРХИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... архиерей упоминается в документах до 1690 г. В 1681 г. униат. архиерей Маркиан Белозор имел титул «епископ Каменецкий», хотя ни одной униат. церкви в Каменце во время тур. оккупации не было. Львовскому и Каменецкому еп. План г. Каменца. 1699 г. (ГПИБ) План г. Каменца. 1699 г. (ГПИБ) После заключения Речью Посполитой 26 янв. 1699 г. Карловицкого мира с Османской империей и возвращения Подолья Польше сейм в том же году запретил селиться в Каменце православным и евреям, должности в городских учреждениях имели право занимать только униаты. Сразу же после освобождения Каменца от турок еп. Иосиф (Шумлянский) (тайно принявший унию в 1677) в февр. 1699 г. направился в Каменец, чтобы освятить правосл. храмы, но местные польск. власти в силу постановления сейма 1699 г. запретили ему въезд в город (о его униатстве не было известно) . Несмотря на это, еп. Иосиф с толпой мещан вторгся в Каменец и начал захватывать церкви. Под давлением властей епископ со своими сторонниками был вынужден оставить город и уйти в Молдавию, после чего поляки опечатали почти все православные храмы Каменца. Действующей осталась только Иоанно-Предтеченская ц., переданная монахам-униатам, к-рые прибыли в ... далее ...
Об обстоятельствах воссоединения Киевской ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... совершит только поставление митрополита Киевского, остающегося в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Действия главы Русской Церкви при этом мотивировались стремлением исправить церковные нестроения, возникшие ввиду вдовства Киевской кафедры и старости местоблюстителя митрополичьего престола архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) . Самойлович выдвинул на Киевскую митрополию епископа Луцкого и Острожского Гедеона ( князя Святополк-Четвертинского ) , бежавшего из Речи Посполитой на Левобережье после того, как из Луцкой епархии его изгнал Львовский епископ Иосиф (Шумлянский) , тайный униат. В ноябре 1684 г. видный московский дипломат думный дьяк Емельян Украинцев в гетманской резиденции Батурине встретился с Самойловичем и епископом Гедеоном. В Москве настороженно отнеслись к кандидатуре Луцкого владыки: прежде правобережные архиереи, как правило, проявляли себя как поборники интересов Речи Посполитой. На подвластном Москве Левобережье единственным архиереем был Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) . Он пользовался огромным авторитетом среди духовенства, был целиком лоялен Москве, но уже весьма немолод. Самойлович, однако, выступил ... далее ...
История Русской Церкви, Часть 4 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... Русь православную, под державою короны польской обретаючуюся, на унию пре- формовати”. Православные прибыли в Люблин на съезд, открытый 14 24 января 1680 г. Все сделано было для их уловления. Совершили торжественныя богослужения униатские митрополит Жоховский и епископы Владимирский, холмский, пинский. В католическом костеле проповедник иезуит восхвалял восточную Церковь и заявил, что кто не держится восточной православной Церкви, тот не получит спасения! Но православные были тверды и объявили, что без сношения с константинопольским патриархом ничего не могут предпринять. В 1681 г. еп. Иосиф Шумлянский представил новый проект соединения с римской церковью (“способ згоди церквей”) . Но проект не получил осуществления. Иосиф, управляя под видом православного митрополита, постепенно ставил епископами тайных униатов. Московский договор 6 мая 1686 г. с Польшей утвердил за Россией на вечныя времена Киев, Чернигов, Смоленск и еще 56 городов. Правая сторона Днепра, Киевская область, Волынь и Подолье остались еще на полтора века за Польшей, получив название Польской Украйны (окрайны) . По этому договору поляки обязывались предоставить православным полную свободу исповедания веры и ... далее ...
Очерки по истории Русской Церкви. Том 2, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... крымских татар. Они подписали в 1681 г. в Бахчисарае мир с Россией. А вскоре в 1686 г. был подписан и еще более решающий, так называемый «вечный мир» России с Польшей. Теперь навсегда уже была утверждена за Москвой вся восточная Малая Россия и вместе с ней и Киев на правом западном берегу Днепра. Поляки подписали обязательство дать свободу православию в своем государстве и возвратить православным их епархии – Могилевскую, Луцкую, Львовскую, Перемышльскую, разумеется, переведя униатских архиереев оттуда в другие города. Уже в 1681 г., после Бахчисарайского мира, русский епископ, полонофил Иосиф (Шумлянский) подал в Варшаве в руки номинального латинского киевского епископа униатское исповедание веры. Этим он поставил на себе крест, исключил себя из состава православных иерархов в границах и Польского и Московского государств. Луцкий православный епископ Гедеон, родом из русских князей Четвертинских, просто убежал от этой измены в русскую Киевскую Украину и явился для Москвы блестящим кандидатом на спокойно и легально предпринятую теперь задачу – возглавить Киевскую церковь митрополитом, но уже московской юрисдикции. Начались усиленные переговоры с КПльским патриархом о ... далее ...
Киевская митрополия во 2-й половине XVII в. и ее ...Искать в Источникеpravmir.ru
... свидетельствовали и возрастании влияния Московской Патриархии на дела Киевской митрополии. В частности, это наглядно проявилось в 1683 г., когда на место почившего Иннокентия Гизеля необходимо было избрать нового архимандрита Киево-Печерской Лавры, имевшей ставропигию и подчинявшейся непосредственно Патриарху Константинопольскому. Гетман Самойлович в связи с этим обратился в Москву за разрешением избрать нового настоятеля Лавры. В Киеве без сношения с Константинополем решено было поставить на Печерскую архимандрию Варлаама Ясинского. Однако претензии на Лавру неожиданно предъявил и Иосиф Шумлянский. В такой ситуации Варлаам, обращавшийся в Стамбул к Патриарху и не получивший ответа по причине войны между Россией и Турцией, был вынужден искать подтверждения своих прав на Лавру в Москве. Патриарх Московский и всея Руси Иоаким утвердил Варлаама на Печерской архимандрии. Усталость от нестроений в церковной жизни Украины накапливалась все более, одновременно росла убежденность в том, что переход в Московскую юрисдикцию позволит решить накопившиеся проблемы и упорядочить дела Киевской митрополии. В 1683 г. между гетманом Иваном Самойловичем и Патриархом Иоакимом начались ... далее ...
ИОСИФ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... XV в. (. Род. в семье Евстафия) Евстахия (Станислава, королевского ротмистра, и Анны из дома Гошовских герба Сас. Правосл. шляхтич Евстафий Шумлянский был известен как фундатор Успенского муж. мон-ря в урочище Чёрный Дилок близ с. Гошев) совр. Ивано-Франковская обл., Украина (; он пожертвовал этому мон-рю рукописный Пролог. В 1661 г. упоминается еще один представитель рода - игум. Евгений) Шумлянский (, настоятель Сварычевского Рождество-Богородицкого монастыря) Кириличнi рукописнi книги у фондах ЛНБ: Кат. Львiв, 2007. Т. 1: ХI-XVI ст. С. 242-243, № 197 ( . У И. было 5 братьев: ) Иосиф (Шумлянский) , еп. Львовский. Портрет. Нач. XVIII в. (НМ) Л () От отца И. Шумлянский унаследовал родовое имение Боков в окрестностях с. Вел. Шумляны Подгаецкого повета. По-видимому, буд. архиерей не получил систематического образования. Впервые он упоминается в источниках в 17-летнем возрасте как участник военных походов в составе панцерной королевской хоругви. В битве под Чудновом в 1660 г. был ранен, в 1663-1664 гг. принимал участие в боевых действиях польск. армии на Левобережной Украине. По воспоминаниям современников, И. Шумлянский отличался незаурядными военными способностями, к-рые ... далее ...
ИННОКЕНТИЙ XII • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Папа способствовал урегулированию конфликта между митр. Львом Заленским и Пинским еп. Маркианом Билозором. Оставив Владимиро-Волынское еп-ство под управлением митрополита, папа обязал уступить Полоцкое еп-ство М. Билозору. 1 окт. 1696 г. М. Билозор направил в Конгрегацию пропаганды веры жалобу на Л. Заленского, к-рый продолжал управлять Полоцким еп-ством, не считаясь с папским решением. В апр. 1697 г. М. Билозор был официально утвержден И. архиепископом Полоцким и Витебским. При И. окончательно решился вопрос о присоединении к униатской Церкви правосл. Львовской епархии. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) , тайно перешедший в унию в 1677 г. и подтвердивший свое решение в 1681 г., долгое время открыто не объявлял об этом, опасаясь реакции противников унии (на епархиальном соборе во Львове в дек. 1694 большинство участников высказались против унии) . Лишь в 1699 г. епископ под давлением властей Речи Посполитой согласился объявить о переходе в унию, и 6 июня 1700 г. еп. Иосиф публично произнес исповедание католич. веры. Ист. : АЮЗР. 1871. Т. 4. Кн. 1; Acta Sacrae Congregationis de Propaganda Fide Ecclesiam Ucrainae et Bielarusiae spectantia Ed. A. G. Welykyj. R., 1953. Vol. ... далее ...
История России с древнейших времен, Том 14 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... с европейскими и азиатскими государствами в правление Софии. – Нерчинский договор с Китаем. – Внутренняя деятельность правительства. Московская смута отозвалась на юге, в странах козацких; вести о ней произвели движение и за границею, порадовали врагов России: в Польше возбудилась надежда воспользоваться смутою и оторвать Малороссию от Москвы. С этою целию по приказу королевскому гетман польский Яблоновский отправил прелестные листы к Григорию Дорошенку и к бывшему киевскому полковнику Солонине. Листы были подосланы с двумя монахами, которых отправил в Малороссию львовский епископ Иосиф Шумлянский, надеявшийся быть киевским митрополитом в случае отторжения Малороссии от Москвы. У тех же монахов найдена была инструкция, что разглашать в Малороссии: «1 (Начать с Полтавы, потому что ее жители склоннее других к восстанию против Москвы. 2) Разглашать, что Самойлович хочет искоренить козаков и для того лучших полковников обратил в простые козаки. 3 (Москва плавает в своей крови; это наказание божие за то, что не помогла ни императору, у которого султан отбирает теперь остальную Венгрию, ни Польше. Царь Феодор Алексеевич хотел подать помощь Польше, но бояре не позволили, а ... далее ...
С. Г. Яковенко. Западнорусская Церковь в ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... В сложившейся ситуации наиболее подходящим кандидатом на Киевскую митрополию оказался Луцкий и Острожский епископ Гедеон (Святополк, князь Четвертинский) , представитель древнего рода, который вел свое происхождение от Святополка—Михаила, внука Ярослава I (с этим связано его двойное имя) . Рукоположенный митрополитом Дионисием (Балабаном) , он в течение двадцати пяти лет занимал Луцкую и Острожскую кафедру и стал главным претендентом на Киевскую кафедру после смерти митрополита (1663) . Епископ Гедеон был противником унии. Но его положение осложнялось еще и тем, что Львовский епископ Иосиф (Шумлянский) надеялся после изгнания Гедеона поставить Луцким епископом своего брата Афанасия. Опасаясь преследований, будущий Киевский митрополит был вынужден бежать на восточную сторону Днепра к гетману. Гетман Самойлович мечтал породниться с их древним родом и выдать свою дочь замуж за одного из князей Четвертинских. Наконец, епископ Гедеон был угоден и московскому правительству, которому выказывал свою покорность и расположение [13]. Таким образом, во всех отношениях Луцкий епископ был наиболее подходящим кандидатом на Киевскую митрополичью кафедру. В феврале 1685 г. из Москвы в ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008

Постоянная ссылка на эту страницу: Иосиф Шумлянский
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"