Это доказали события 1654–1667 годов. Когда царь Алексей Михайлович в 1654 году выступил в поход против Полыни и пред этим разослал воззвание к сынам восточной церкви, жившим в Польше, отделиться от Поляков и добровольно предаться ему, города: Дорогобуж, Невель, Белая, Полоцк, Велиж, Гомель, Могилев, Усвят, Шклов, Дубровка сдались ему добровольно, а некоторые: – Рославль, Мстиславль, Дисна, Друя, Орша, Чегеренск, Новый Быхов, Пропойск, Витебск – только после слабого сопротивления. Во все это время, пока русское оружие имело перевес над польским, православие там отдыхало. Восстановлены были православные епископии: Могилевская, Смоленская и Полоцкая, православным жителям и поставленным епископам велено было по всем важным делам обращаться в Москву. Униаты отовсюду изгонялись или обращались в православие 165 и «хлопская вера» так за это время преуспела, что сама Вильна объявила, что она готова разорвать связь с Римом, – лишь бы Русский царь защитил ее от гонений 166 . К сожалению, Андрусовский договор прекратил такое влияние Москвы на польское православие и там снова начались гонения. Полоцкий архиепископ униат Киприан Жоховский поднес королю на сейме книгу о мерах истребить православие в Литве и Польше. Напрасно царь Алексей не раз требовал прекратить гонения, – оскорблявшие и веру и человечность 167 , в Польше не обращали на это внимания. От православных снова отошли образованные было три епархии, так как их владыки (Львовский – Иосиф Шумлянский, Перемышльский – Иннокентий Виницкий, Луцкий – Афанасий Шумлянский) приняли унию, и в руках православных осталась только одна Могилевская епархия, но с 1678 года и эта епархия теряет епископа: в 1680 году православные было избрали на нее кандидата, но король не утвердил его.... К тому же перемирие, заключенное в Москве в 1678 г., передавало полякам еще города: Невель, Себеж и Велиж 168 и показывало бессилие Руси более настойчиво поддержать права православия. Так что ко времени 1682 года положение православия за польской границей было особенно плачевно, и Феодор Алексеевич верно заметил, что и «достальные» (православные) «искореняются», только он прибавил: «аще и гонения великого нет», но гонения были великие, ему же иначе казалось только потому, что по условиям договоров с Польшей их не должно было быть; но поляки, как мы видели, мало обращали внимания на договоры своих королей с соседями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зависимость прямо от папы, как прежде от патриарха, была поставлена братством как conditio sine qua non. Шумлянский с радостью согласился на все эти условия и писал к папскому нунцию Николаю Спиноле, что славное на весь мир братство по свободному изволению приняло св. унию, и, вместе с тем, просил, чтобы папа принял братство под непосредственное свое покровительство. 49 2-го мая 1708 года братство торжественно пред епископом приняло унию, и направило к нунцию две просьбы: одну на имя папы, а другую в римскую конгрегацию de propaganda fide, об оставлении братства при прежних правах, дарованных патриархами. Папа согласился исполнить просьбу братства. В 1709 году получено было breve папы Климента XI, данное в Риме 5 апреля. Таким образом, присоединение древнейшего русского братства к унии было утверждено и братство было принято под непосредственное покровительство наместника св. Петра и конгрегации de propaganda fide. Епископ Иосиф Шумлянский, доводя до конца свое злое дело, в 1708 году скончался. Дальнейшая судьба братства весьма жалка; оно продолжало свои ссоры с епископами, желая отстоять свою самостоятельность, вело бесконечные процессы с местным магистратом и сыпало на все эти дрязги и хлопоты свои деньги, как в бездонную бочку. Отрекшись от древней веры, оно этим путем не приобрело существенных выгод. «До сих пор стоит этот вековой, уже изветшавший, дуб (так кончает свою замечательную летопись братства известный историк Зубрыцкий), который в ожидании времен лучших, теряя ветвь за ветвью, претерпел столько бурь, и кое-когда еще пускает зеленые побеги». Кончая на этом рассказ о судьбе замечательного в истории русского просвещения Львовского братства, и приняв во внимание все тяжкие условия его жизни в начале XVIII века, невольно хочется заметить, что все эти условия не были тяжелее тех, которые приходилось и прежде переживать этому братству, имевшему, однако, тогда силу не поддаться соблазну. Станислав Лещинский не был сильнее и фанатичнее Сигизмунда III, Россия в начале XVII века была гораздо слабее нежели в начале XVIII века, типографское дело братства, в виду дарованной Петром Великим льготы, вовсе не было в безнадежном положении, такие враги православия, как Скарга, Ипатий Потей и его клевреты, Соликовский и другие, своими дарованиями и энергией на много превосходили Шумлянского, Станислава Яблоновского и их клевретов, наконец, отсутствие православной иерархии в епархии не было обстоятельством новым для братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Представитель епископов, отступивших в унию – Иосиф Шумлянский имел ещё другие побуждения желать, чтобы Четвертинский лишился Луцкой епископии. Шумлянский надеялся, после изгнания Четвертинского, завладеть имениями, и рассчитывал поставить епископом луцким брата своего Афанасия 168 . Интриги Шумлянского против Четвертинского ещё более усилили ненависть к этому последнему польского правительства и, по словам Четвертинского, король и королева прямо объявили ему, что если он не сделается униатом, то сошлют его на вечное заточение в Мариенбург 169 . Тогда, писал Четвертинский 170 , «немощь человеческую имый, устрашился абие, соглядая сие, яко не точию аз имех быти в толиком лишении, но и овцам словеснаго стада не возмогл бых помощи ни в чем же, сего ради оставити престол мой и вся своя понужден есмь.» Прибыв на восточную сторону Днепра к гетману в то время, когда здесь поднят был вопрос об избрании митрополита в Киев, Четвертинский сделался первым кандидатом на занятие этой должности. Он происходил из самой древнейшей дворянской фамилии, ведшей свой род от Святополка – Михаила, внука Ярослава I-ro 171 , отчего составилось и двойное имя Четвертинского: «Гедеон Святополк князь Четвертинский». Он уже 25 лет носил сан епископа луцкого и острожского, был посвящён в этот сан митрополитом Дионисием Балабаном и ещё в 1663 году, по смерти Балабана, был первейшим в среде духовенства, собравшегося в Корсунь, для погребения митрополита и для избрания ему преемника 172 . Кроме всего этого, весьма много говорило в пользу Четвертинского и последнее время его жизни в Польше, когда он был защитником православия и много претерпел за свою преданность вере. Само малороссийское духовенство восточной стороны Днепра сознавало, что это был первый кандидат для занятия престола киевской митрополии. «Епископу Барановичу, говорил гетман Самойлович, и то нелюбо, что епископ луцкий приехал сюда, в Малороссию, говорит: разве его митрополитом киевским сделать, а то другого ему места нет» 173 . Наконец Гедеон Четвертинский угоден был по своей покорности и московскому правительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

патриарха епископ Иосиф (Нелюбович-Тукальский). А над православными русскими в польских границах король Ян Казимир утвердил управляющим православного Перемышльского епископа Антония Винницкого, канонически подчиненного патриарху КПльскому. И все три части киевского православного епископата, ценя государственный протекторат Москвы для защиты православия, в то же время продолжали отстаивать свою каноническую независимость от Москвы. Временное трехчастное управление православными церквами продолжалось недолго. Еп. Иосиф (1676 г.) умер. Король еще при жизни его назначил в помощники ему Львовского епископа, тоже по имени Иосифа (Шумлянского). По смерти И. Тукальского (1676 г.), король сделал Иосифа Шумлянского главой православных, а Антония (Винницкого) переместил на старую его кафедру Перемышльскую, где тот тоже вскоре умер (1679). Осталось только две юрисдикции: одна польской и другая московской ориентации. Но московская вскоре выдохлась. Мефодий (Филимонов), по возвращении из Москвы, вскоре в родной украинской атмосфере перестроился и стал солидаризироваться с противниками Москвы. Он примкнул к Печерскому архимандриту Иннокентию Гизелю, и они героически заявили, что запрут ворота и Лавры и Братского монастыря, и пусть их оттуда вытаскивают даже за ноги, но они добровольно не подчинятся митрополиту, поставленному Москвой.    То были два десятилетия (1676—1686 гг.) великого распада Киевщины, казаков и их Сечи, которые вспоминаются в песнях как годы «зруйнивання», т. е. разрушения, распада казачества на бредущие во все стороны и интригующие фракции. Гетман Дорошенко поставил ставку на Турцию, соблазнил на это и Брюховецкого с Мефодием. Но Мефодий успел во время убежать в Москву, где он заслуженно попал в монастырское заключение. Брюховецкий же просто был убит увлекшимся единодержавием Дорошенкой. Последний диктаторски назначил главой церкви Иосифа (Тукальского). Но этого не признали благоразумные епископы русской Украины под водительством Лазаря (Барановича). Лазаря признавали законным возглавителем церкви православные и в правобережной и в левобережной Украине, что вскоре и было оформлено легально.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Опираясь на поддержку кор. Яна Собеского, Ж. вновь выступил с предложением провести совместный объединительный собор православных и униатов, на к-ром король и еп. Иосиф (Шумлянский) желали обсудить вероучительные разногласия между правосл. и католич. Церквами. 12 авг. 1679 г. в Жировицах униат. епископы во главе с Ж. составили послание в Рим, в к-ром ходатайствовали о разрешении на проведение собора, а также о создании в униат. Церкви собственного Патриархата. Решением Сената Речи Посполитой собор должен был начать работу 24 янв. 1680 г. в Люблине. Для участия в соборе в Люблин с униат. стороны прибыли Ж., Владимирский и Брестский еп. Лев Заленский , Смоленский еп. Митрофан Друцкий-Соколинский, Холмский еп. Иаков Суша, Пинский еп. Маркиан Билозор и Перемышльский еп. Иоанн Малаховский, а также делегация василиан во главе с протоархим. Стефаном Мартишкевичем-Бусинским. Правосл. сторону представляли Луцкий еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский) , еп. Иосиф (Шумлянский), нареченный Перемышльский еп. Иннокентий (Винницкий), ок. 20 архимандритов и игуменов, представители белого духовенства и мирян. Из-за опоздания королевских комиссаров открытие собора перенесли на 26 янв. В этот день Ж. получил от папского нунция в Варшаве послание, в к-ром напоминалось о запрете Рима на любые переговоры, касающиеся вероучения. Одновременно король сообщил униатам, что православные не будут участвовать в переговорах с католиками без согласия К-польского патриарха. Тем не менее представители униатов и православных приняли участие в совместной трапезе, во время к-рой было зачитано послание кор. Яна Собеского, предлагавшего отложить проведение собора, т. к. послы волынской правосл. шляхты из Луцкого братства заявили протест против собора, созванного без участия правосл. Восточных патриархов. После провала Люблинского собора деятельность Ж. гл. обр. была сосредоточена на попытках добиться открытого присоединения к унии еп. Иосифа (Шумлянского) и еп. Иннокентия (Винницкого). 10 янв. 1681 г. по инициативе Ж. на сейме в Варшаве началось обсуждение данного вопроса. К 18 марта епископы оформили условия оглашения их перехода в унию, настаивая на отсрочке церемонии до тех пор, пока в их епархиях не будет завершена работа по привлечению к унии всей паствы, и на предоставлении им мест в Сенате Речи Посполитой. 26 марта в Варшаве состоялась церемония произнесения Львовским и Перемышльским архиереями католич. исповедания веры перед Киевским католич. еп. Станиславом Витвицким в присутствии Ж. и папского нунция, о чем на следующий день новые епископы-униаты сообщили в послании папе Иннокентию XI. Однако процесс вовлечения духовенства и мирян в унию занял в Перемышльской епархии еще ок. 10 лет, а во Львовской - ок. 20 лет.

http://pravenc.ru/text/182341.html

В 1675 г. король Ян Собесский на место «болезненного и престарелого отца митрополита Киевского» назначил Иосифа Шумлянского администратором Киевской митрополии. В следующем году (26 июля 1676г.) митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) скончался. Киевская кафедра, таким образом, оказалась вдовствующей, по крайней мере, с точки зрения Речи Посполитой, так как с точки зрения Москвы администратором Киевской митропо­лии с 1669 г. был архиепископ Лазарь (Ба­ранович). Киевский униатский епископ Кип­риан (Жоховский), узнав о смерти митрополита Иосифа, немедленно обратился к папскому нунцию с просьбой повлиять на короля, чтобы Киевская митрополия была передана в руки униатов. Оперативно отреагировала и Римская Конгрегация Пропаганды и Веры, направив 14 января 1677 г. папскому нунцию указание не допускать назначения на Киевскую кафедру православного митрополита. Король Ян Собесский по политическим соображениям не стал вообще проводить выборы митрополита. Он удовлетворился сделанным ранее назначением епископа Иосифа (Шумлянского) администра­тором Киевской митрополии. Король к тому же полагал, что создавшаяся ситуация весьма благо­приятна для гласного оформления Унии. Уни­версалом от 19 октября 1679 г. он повелел про­вести в Люблине 24 января 1680 года съезд пра­вославных и униатов, якобы для решения накопившихся проблем, но на самом деле «по своему усердию и униатскому желанию хотячи Русь православную, под державою Короны Польской обретаючуся, на Унию перефор­мировати» (3). Но съезд этот не оправдал возла­гавшихся на него надежд. Православная сторона по сути дела приглашение короля проигно­рировала. Из духовенства на съезд явились только тайный униат еп. Иосиф и наместник Могилёвской (Белорусской) епархии еп. Силь­вестр (Волчанский) с немногими игуменами. Православное Луцкое братство прислало к королю свою делегацию и от имени всех братств и мирян заявило, что без благословения Константинопольского Патриарха они не могут вести переговоры об Унии. Король вынужден был приостановить начавшуюся уже было встречу, и предложил перенести её в Варшаву, приурочив к приближающемуся сейму. Таким образом, говоря словами историка М. Кояловича, «из этой громадной, великолепной затеи вышло magnit nihil (великое ничто)».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11. Пафнутий , бывший епископ Владимиро-Волынский, (Акт. Зап. Рос., II, 146), 1526–28, † … 12. Макарий 24 апр. 1528 перев. из Турова (Акт. Зап. Рос., II, 151). 13. Арсений около 1536, 22 февр. 1540. (Акт. Зап. Рос., II, 201). 14. Феодосий Гулевич (1540), 22 февр. 1548. (Тоже, III, 7). 15. Георгий Фальчевский , епископ Луцкий и Берестейский, в февр. 1549 (Акт. Южн. Рос., I). 16. Иосиф , 1558–66 (Акт. 3. Рос., III, примеч. 7-е). 17. Иона Борзобогатый-Красеньский в 1566 336 перев. из Владимиро-Волынского; упом. 26 дек. 1569 (Акт. 3. Р., III, примеч. 13 и 36-е). 18. Кирилл Терлецкий в 1585 перев. из Турова; упом. до 1597. 19. Исаакий Борискович хирот. в янв. (sic) 1623; упом. 1629. 20. Афанасий Пузына избран в исх. 1632, 1638–47, 12 окт.; † 26 окт. (sic) 1650. 21. Дионисий Болобан-Тукальский хирот. 1656, в конце 1657 возведён на митрополию Киевскую. 22. Гедеон Святополк , кн. Четвертинский , с 1660, а 8 нояб. 1685 возведён на митрополию Киевскую (и оставался епископом); † 5 апр. 1690. 23. Афанасий Шумлянский , с 1685; упом. 1691. 24. Дионисий Жабокрицкий , 1700–9; взят в Москву; † в 1715. 25. Кирилл Шумлянский хирот. 1711 и изгнан униатами. С 1715 викарий Киевский. За сим православных владык не было. Особые заметки П. М. Строева: Красносельский Спасский мнтрь, под Луцком (Рум. Муз., 178, 79). Игум. Феодосий . Дубенский Крестовоздвиженский (Рум. Муз., 189). Игум. Арсений . Дубенский Спасский; 1598 г. (Рум. Муз., 190). Епархия Туровская Туровская епархия учреждена, по летописям, с половины XII века; обращена в униатскую в начале XVII века. I. Епископы Туровские 1. Иоаким хирот.1144 (Ипат. Лет., 19); упом. 1147 (Ипат., 25). 2. Кирилл , святой, 1169–82. 3. Лаврентий , с 1182 (Ипат., 126.) 4. Феодосий хирот. 1390. 5. Антоний 1405 заключён в Симонов. 6. Евфимий , 15 нояб. 1415. II. Епископы Туровские и Пинские 7. Иоаким , 1458. 8. Вассиан , 1495–1502. 9. Арсений , 1509–1520? (Акт. Зап. Рос., II, 105). 10. Иона , 26 февр. 1517, в февр. 1522. 11. Макарий 24 апр. 1528 перев. в Луцк.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ставропигиальный статус, утвержденный за обителями до 1686 г., сохранялся и после присоединения Киевской митрополии к Русской Церкви. В нач. XVIII в. ряд мон-рей и приходов на соседних с Киевщиной землях Речи Посполитой состоял под управлением Переяславского епископа, викария Киевского митрополита. В ведении Переяславского епископа в 1702 г. находились запустевшие Ирдынский-Виноградский Успенский, каневский Успенский, Крестовоздвиженский Трехтемировский мон-ри (два последних вскоре на неск. десятилетий стали униатскими). В 1704 г. в урочище Монастырище близ г. Богуслава был возобновлен Рождество-Богородичный муж. мон-рь, также в юрисдикции Переяславского епископа (в 1740 перенесен к Николаевской ц. в Богуславе, в 1750 перешел в унию). В непосредственном подчинении Киевскому митрополиту состояли приходские церкви и мон-ри в обширных имениях Киево-Печерского монастыря на Волыни (Городокский скит, Овручский монастырь и др.). Этими имениями пытался завладеть Львовский еп. Иосиф (Шумлянский), которого король назначил администратором Киевской митрополии на Правобережной Украине, однако далеко не везде признали его власть. После открытого признания Иосифом (Шумлянским) унии в 1700 г. правосл. приходы перешли под власть Луцкого и Острожского еп. Дионисия (Жабокрицкого), который в 1702 г. также принял унию. В 1712 г. митр. Иоасаф (Кроковский) разрешил настоятелям белорус. заграничных мон-рей принимать посвящение от белорус. правосл. епископов вслед. затрудненности связи правосл. клира Речи Посполитой с Киевской митрополией. Не позднее 1713 г. должность управляющего имениями Киево-Печерского монастыря и Киевской митрополии на Правобережной Украине получил Луцкий и Острожский еп. Кирилл (Шумлянский): 3 июля 1713 г. он имел титул «епископ Луцкий и Острожский, прототроний митрополии Киевской и добр, до митрополии Киевской и архимандрии Печерской в Короне Польской належащих, генеральный администратор» (Киевские ЕВ. 1865. 5. Отд. 2. С. 187-188). В 1715 г. он был назначен Переяславским епископом-коадъютором с сохранением Луцкой кафедры.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

упоминается с 1558 по 1561 (1558–1566, 1555–1559) неизвестно Никифор, епископ упоминается с 1564 по 1566 неизвестно Иона (Борзобогатый-Красенский), епископ бывший наречённый епископ Владимиро-Волынский, рукоположен с 1571 по 1585 (управлял с 1567) осуждён, приговорён к лишению имущества и изгнанию из Отечества; 1585 Кирилл (Терлецкий), епископ бывший епископ Туровский и Пинский (униат) с (29.05.) 1585 по 1595 лишён сана и кафедры; 1607 После Брестского Собора 1596 года западные русские епископии находились под гнётом униатских владык. Луцкая и Острожская Восстановлена в 1620 году Имена Сведения Исаакий (Борискович), епископ рукоположен с 11.01.1621 по 1633 (управлял из Киева) сведён с кафедры униатами, с 1633 епископ Перемышльский Афанасий (Пузына), епископ управлял с 12.03.1633 по 12.10.1647 (избран в конце 1632) 25.12.1650 Иосиф (Чаплиц-Шпаковский), епископ упоминается с 1650 по 1655 неизвестно Дионисий (Балабан Тукальский) епископ бывший епископ Холмский с 1655 по 28.02.1658 митрополит Киевский и Галицкий; 10.05.1663 Гедеон (Четвертинский, кн. Святополк), епископ рукоположен с 1659 по 08.07.1685 митрополит Киевский и Галицкий Афанасий (Шумлянский), епископ находился на кафедре с 1685 упоминается в 1691 неизвестно Дионисий (Жабокритский), епископ рукоположен с 07.02.1701 до 1709 в 1702 (1) перешёл в унию (управлял с 1696) передан Московским властям и сослан в Соловецкий монастырь; 1715 Кирилл (Шумлянский), епископ рукоположен (1716) с 1711 по 1715 изгнан униатами, удалился в Киев, с октября 1715 епископ Переяславский, викарий Киевской епархии Далее православных владык на кафедре не было. Львовская В составе Киевской митрополии в период разделения. Учреждена в 1539 году Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская Кафедра во Львове Имена Сведения Макарий (Тучапский), епископ рукоположен и утверждён Польским королём 23.10.1539 Арсений (Балабан), епископ рукоположен с 1549 по 1568 Иона (Лопатка-Осталовский), епископ рукоположен с 15.08.1570 (назначен королём 16.06.1569) Гедеон (Балабан), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Согласно «Летописи Львовского ставропигийского братства», в дек. 1662 г. Собор с участием духовенства и мирян избрал на Львовскую кафедру родного брата почившего архиерея Адама Желиборского. 20 мая 1663 г. А. Желиборский получил утверждение от кор. Яна II Казимира. В окт. 1663 г. новорукоположенный еп. Афанасий (Желиборский) уже осуществлял полноценное управление епархией. В марте 1664 г. он получил от короля должность администратора Киевской митрополии на землях, подконтрольных Речи Посполитой, и выполнял эти обязанности вплоть до смерти 7 нояб. 1666 г. Как и его брат, еп. Афанасий выполнял различные дипломатические поручения королевского двора, используя свои контакты с руководством гетманской Украины. В 1666-1676 гг. шла длительная борьба за право обладания Львовской кафедрой. В 1666-1667 гг. временно управляющим епархией являлся бывш. еп. Перемышльский и митр. Киевский в пределах Речи Посполитой Антоний (Винницкий) , затягивавший проведение выборов нового архиерея. В янв. 1667 г. оппозиционная часть местной шляхты провела в г. Галич совещание, на котором на Львовскую кафедру был избран шляхтич Иван Шумлянский. Последний при посредничестве Львовского Римско-католического архиеп. Яна Тарновского обратился к королю, к-рый 27 февр. 1667 г. выдал привилей на Львовское епископство, и в нояб. 1667 г. Шумлянский принял монашеский постриг и иерейскую хиротонию от еп. Луцкого и Острожского Гедеона (Святополк-Четвертинского) с именем Иосиф. К тому времени у Иосифа (Шумлянского) уже был серьезный соперник в борьбе за еп-ство. В янв. 1668 г. признанный Киевским митрополитом в пределах Речи Посполитой Антоний (Винницкий) созвал собор духовенства и мирян, избравший на Львовскую кафедру шляхтича Евстафия Свистельницкого, принявшего весной 1668 г. монашество с именем Иеремия и хиротонисанного во епископа 10 мая 1668 г. Сторонники Иосифа не сразу стали преобладать в епархии. Так, на епархиальном Соборе в апр. 1669 г. 21 из 37 наместников епархии не признал власти Иосифа и поддержал Иеремию (Свистельницкого) . В 1673-1674 гг. Иеремия фактически проиграл борьбу за Львовскую кафедру, и с 1674 г. Львовское еп-ство закрепилось за Иосифом.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010