Иосиф Шумлянский также не сразу открыто объявил о своем переходе в юрисдикцию Рима. Долгое время он продолжал поддерживать сношения с патриархом Московским и всея Руси Адрианом, лицемерно убеждая его в своей верности Православию. Шумлянский даже выступил с проектом возобновления Галицкой православной митрополии, которая была бы независимой от Киевской и находилась в юрисдикции Московского Патриархата. В то же время король Ян Собесский и католические иерархи оказывали на Львовского епископа сильное давление, побуждая его открыто заявить о своем переходе в унию. В 1694 г. Шумлянский собрал во Львове епархиальный собор, на который прибыли также и представители католической стороны. Несмотря на то, что Львовский епископ на этом собрании призывал свою паству к соединению с Римом, ему был дан решительный отпор: против унии наиболее резко выступили православные монахи и шляхта. Это возымело свое действие - Шумлянский вновь отложил свое намерение принять унию и стал поддерживать отношения с православным Киевским митрополитом Варлаамом Ясинским. Чтобы принудить епископа Иосифа к окончательному переходу в униатство, католики решились в 1697 г. обнародовать акт католического исповедания веры, подписанный Шумлянским. После этого от него, как от предателя, отвернулись многие православные верующие. Власти Речи Посполитой положили конец колебаниям Иосифа, запретив ему войти в управление приходами освобожденной от турок по Карловецкому миру Подолии, входившей в состав его епархии, но временно переданной под начало униата Иннокентия Винницкого. Стремясь сохранить свой контроль над Подолией, Шумлянский наконец согласился открыто объявить о своем переходе в юрисдикцию Рима, что и было им сделано в Варшаве в 1700 г. Вскоре после своего совращения в унию Иосиф Шумлянский принудил последовать за ним большинство приходов своей Львовской и Каменец-Подольской епархии. Однако решительное сопротивление епископу оказали Львовское Успенское Старопигиальное братство и монастыри Галиции. Львовское братство продолжало борьбу с унией до 1708 г., когда сопротивление братчиков было сломлено, главным образом, экономическими мерами. Братство к этому времени было практически разорено: его доходы от книжной торговли резко упали после открытия Шумлянским новой, униатской, типографии при Свято-Юрском соборе в то самое время, когда выплата гигантской контрибуции, наложенной на Львов шведским королем Карлом XII, тяжким бременем легла на братскую казну.

http://sedmitza.ru/lib/text/436341/

Хотя И. Шумлянский в молодости не отличался христ. ревностью, именно его после смерти осенью 1666 г. Львовского правосл. еп. Афанасия (Желиборского) местное духовенство и шляхта избрали в янв. 1667 г. кандидатом на Львовскую кафедру. И. Франко и З. Лисевич писали, что незадолго до избрания И. Шумлянский был униатом, но еще при жизни еп. Афанасия (Желиборского) он отрекся от унии и присоединился к правосл. Церкви. Избрание И. Шумлянского состоялось на «партикулярном сеймике» с участием правосл. шляхы и духовенства Галичины, прошедшем в Галиче между 24 янв. и 1 февр. 1667 г. 27 февр. того же года Шумлянский получил грамоту кор. Яна II Казимира на Львовскую епископию «за услуги, оказанные Речи Посполитой под Чудновом и за Днепром». Эта номинация вслед. начавшегося в янв. 1668 г. противостояния Шумлянского с др. кандидатом на Львовскую кафедру - Иеремией (Свистельницким) неоднократно подтверждалась королем. В марте-июле 1667 г. в разных местах - в Галиче, в Рождество-Богородицком мон-ре в с. Сварычев (ныне Ивано-Франковской обл.) (15 марта), в Гошевском Преображенском мон-ре в с. Гошев (12 апр.) и во львовском Свято-Юрском соборе состоялись элекционные (выборные) собрания, в к-рых участвовали правосл. шляхта, протопопы, приходское духовенство и члены братств, поддержавшие кандидатуру Шумлянского; были приняты декларации о его «вольном избрании-элекции». Одновременно Шумлянский заручился протекцией неск. влиятельных правосл. деятелей. В частности, Феофил, игум. Манявского в честь Воздвижения Креста Господня скита , 22 июня 1667 г., при посещении И. Шумлянским скита, дал ему свидетельство о том, что тот достоин епископства; последний в свою очередь принял присягу на сохранение верности Православию. В нач. осени 1667 г. И. Шумлянский в Креховском Преображенском мон-ре принял монашеский постриг с именем Иосиф, 4 нояб. того же года был рукоположен во иерея Луцким еп. Гедеоном (Святополк-Четвертинским) в церкви мест. Степань Луцкого повета. В связи с оппозицией по отношению к И. членов Львовского братства , части правосл. шляхты и приходских священников, администратора Киевской митрополии в пределах Речи Посполитой митр. Антония (Винницкого) и избранного по его протекции 11 янв. 1668 г. на Львовскую кафедру Иеремии (Свистельницкого) И. не смог получить епископскую хиротонию от Ясского митрополита и др. румын. архиереев, поскольку противники И. распространяли слухи о его склонности к унии. Впосл. И. добился епископской хиротонии от 3 странствующих греч. архиереев. 1 февр. 1668 г. в ц. свт. Николая в с. Висучка на Зап. Подолье (ныне с. Высичка Борщёвского р-на Тернопольской обл.) И. был хиротонисан во епископа Львовского Софронием, митр. Филиппопольским и экзархом Македонским, Феофаном, митр. Хиосским и Кикладским, и неким Даниилом, экзархом К-польского патриарха. По др. сведениям, названные архиереи совершили хиротонию И. по повелению польск. короля в Яссах в кон. янв. 1686 г. ( Петрушевич. 1873. С. 598).

http://pravenc.ru/text/578563.html

1022 Афанасий умер в 1666 г. По смерти Желиборского, на епископскую кафедру были два претендента: Евстафий Свистельницкий и Иван Шумлянский . Шумлянский прежде служил в военной службе под хоругвию гетмана, впоследствии короля, Яна Собиесского, часто жил при его дворе и там хорошо был принят по своему веселому нраву. Свистельницкий также принадлежал к шляхте. Народ разделился на партии. Шумлянский, имея большое родство в шляхте и привлекши на свою сторону несколько лиц низшего сословия, тайно собрав где-то свою партию, которая и избрала его в епископы. Но митрополит Антоний Винницкий, духовенство, большая часть шляхты и братство, не признавая его правильно избранным, избрали другое лицо – Свистельницкого, который и посвящен в 1668 г., приняв имя Иеремии . Между тем Шумлянский прибегнул к покровительству латинского архиепископа и, по ходатайству его и своей родни, получил королевскую привиллегию на львовское епископство; но, не надеясь на посвящение киевским митрополитом, отправился заграницу и посвящен был в Яссах греческим епископом Софронием, митрополитом филиппопольским, и Феофаном митрополитом хиосским, 1023 как впоследствии оказалось – по винам своим лишенными сана; 1024 а возвратившись в Львов, силой завладел епископской резиденцией, склонив на свою сторону соперника Антония Винницкого, митрополита Нелюбовича-Тукальского. 1025 Таким образом в Львове стали два епископа, и хотя оба выдавали себя за православных, но народ уже разделился на две стороны. Иеремия Свистельницкий, последний православный епископ львовский, умер в 1676 г. Иосиф Шумлянский , оставшись один львовским епископом, тотчас же принял унию и в 1677 г. 1 марта дал клятву в оной в королевском дворце в Варшаве. (Присяга его на латинском языке находится в архиве греко-униатских митрополитов, кн. XVII, 741). Несмотря на то, в 1679 г. королевской привиллегией поручена была ему администрация православной киевской митрополии, так как Иосиф скрывал свое отступничество. В 1680 году он разослал по своей епархии, в наставление священникам, составленную им и напечатанную в Уневе книжку, под заглавием: «Зерцало до предзрения и латвейшего разумения веры святой». В 1687 г. разослал также напечатанную в его собственной типографии во Львове «Метрику албо реестр для порядку церкви святой», причем, в окружном послании, увещевал священников ревностно исполнять пастырские обязанности, вести трезвенную жизнь и носить одежду приличную сану. (А. 3. Р. V, 167–169).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Церковное воссоединение Малороссии с Москвой имело для Киевской Церкви крайне важное значение: на Левобережье окончательно нормализовалась и стабилизировалась церковная жизнь. Однако на Правобережной Украине подобное было невозможно по причине ее возвращения под власть Польского короля. В 1686 г. был заключен вечный мир между Москвой и Польшей, при этом 9 статья мирного договора подчеркивала, что верующие, принадлежащие к православным епархиям - Львовской, Перемышльской, Луцкой и Мстиславской - не должны быть утесняемы и принуждаемы к перемене православной веры на унию и латинство. Но хотя польское правительство и признало каноническую зависимость этих епархий от Киевского митрополита Московской юрисдикции, здесь с неизбежностью следовало ожидать нового наступления католиков на права православных, что вскоре и произошло. В 1691 г., Иннокентий Винницкий открыто объявил о принятии унии подчинил свою Перемышльскую епархию папскому Риму. К 1694 г. Иннокентию удалось сломить сопротивление последних противников унии в своей епархии. Иосиф Шумлянский, будучи тайным униатом, нескоро объявил о своем переходе в юрисдикцию Рима. Долгое время он продолжал поддерживать сношения с Патриархом Московским и всея Руси Адрианом, лицемерно убеждая его в своей верности Православию. Шумлянский даже выступил с проектом возобновления Галицкой православной митрополии, которая была бы независимой от Киевской и находилась в юрисдикции Московского Патриархата. В 1694 г. Шумлянский собрал во Львове епархиальный собор, на котором призвал свою паству к соединению с Римом. Но Иосифу был дан решительный отпор: против унии наиболее резко выступили православные монахи и шляхта. Это возымело действие, и Шумлянский вновь отложил свое намерение открыто объявить о своем униатстве и стал поддерживать отношения с православным Киевским митрополитом Варлаамом Ясинским, преемником скончавшегося в 1690 г. Гедеона. Чтобы подвигнуть Иосифа к окончательному переходу в униатство, католики решились в 1697 г. обнародовать акт католического исповедания веры, подписанный Шумлянским. После этого от него, как от предателя, отвернулись многие православные верующие. Власти Речи Посполитой положили конец колебаниям Иосифа, запретив ему войти в управление приходами освобожденной от турок по Карловецкому миру Подолии, входившей в состав его епархии, но временно переданной под начало униата Иннокентия Винницкого. Стремясь сохранить свой контроль над Подолией, Шумлянский наконец согласился открыто объявить о своем переходе в унию, что и было им сделано в Варшаве в 1700 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

По смерти м. Иосифа Тукальского, когда обе стороны Малороссии упрочились за Самойловичем, и когда, видимо, настало более или менее удобное время для подчинения Киевской митрополии московскому патриарху, старый номинальный митрополит Антоний Винницкий через своего секретаря в г. Львове начал тайком просить совета у русского варшавского резидента Тяпкина, как бы получить от великого государя Киевскую митрополию, потому что Тукальский умер, а он Антоний имеет на нее привилегию от двух королей. «Получит, если заслужил», ответил Тяпкин. В своем письме Антонию резидент подробнее выразил свое удивление, что епископ только теперь припомнил милость великого государя, за которую не известно заплатил ли хотя одной молитвой или одной бескровной жертвой и слишком поздно заявляет желание служить московскому царю 1079 . Антоний после такого ответа едва ли еще осмеливался просить о митрополии. Его сосед львовский владыка Иосиф Шумлянский 1080 также не прочь был занять митрополичью кафедру и добился большего, чем перемышлский владыка. Он еще в 1673 г. получил в администрацию Киевскую митрополию при Львовской епископии, а в 1677 г. – некоторые митрополичьи имения. Шумлянский, будучи сторонником польского короля, действовал всецело в интересах Польши. Он и кандидат на перемышльскую кафедру Иннокентий Винницкий вошли даже в тайные сношения с польским правительством, изъявив готовность принять унию. Материальные интересы в проекте соединения стояли на первом плане. Шумлянский требовал, чтобы средства Львовской епископии и Киевской митрополии были соединены и, конечно, отданы ему. В 1680 г. состоялся Люблинский сейм по вопросу о соединении православия с унией. На собор явился Шумлянский, хотя на этот раз ничего не вышло. Но искатель митрополичьей чести и богатства не остановился перед неудачей. Он и Винницкий, жаждавший перемышльской кафедры, в 1681 г. поспешили в Варшаву. Оба искателя тут же перед папскими нунциями приняли унию. Новые сановитые прозелиты настойчиво предлагали созвать новый съезд и составили план соединения. Все это оказалось преждевременным. Шумлянский и Винницкий сами должны были скрывать свое униатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Однако и те документы, которые Величко получил в свое распоряжение, во время их составления вовсе не предназначались к обнародованию. По разным причинам король Ян Собеский был заинтересован, чтобы Иосиф (Шумлянский) и Иннокентий (Винницкий) после принятия унии продолжали считаться православными. Однако, по-видимому, на землях Речи Посполитой нашлись люди, которые разыскали и передали Величко такие документы. О наличии у Величко каких-то контактов с духовенством Львовской епархии говорит помещенный в “Летописи” универсал Яна Собеского от 19 июля 1686 г. об освобождении православного духовенства Львовской епархии от “дворских... тяжаров” и постоев военных. Универсал был внесен “в книги замковые воеводства Галицкого” 27 . Начиная с рассказа о событиях 1680-х гг. Шумлянский становится в повествовании Величко центральной фигурой, с которой оказались связаны происки сторонников унии в Речи Посполитой. Внимание к Шумлянскому не в последнюю очередь было связано с тем, что с течением времени действия этого иерарха стали наносить прямой ущерб и Киевской кафедре, и киевским обителям. Пока Иосиф (Шумлянский) был Львовским архиереем, его деятельность с интересами киевского духовенства практически не пересекалась. Характерно, что в “Летописи” даже не отмечено, когда Шумлянский занял Львовскую кафедру. Положение изменилось, когда 10 марта 1675 г. Ян Собеский назначил Шумлянского администратором Киевской митрополии, подчинив его власти все духовенство Киевской епархии на землях Речи Посполитой. В декабре 1679 г. король еще раз подтвердил это распоряжение 28 . 30 июня 1678 г. Ян Собеский передал Львовскому архиерею имения Киево-Печерского монастыря в Великом княжестве Литовском и на Волыни 29 , а в 1684 г. и саму Киево-Печерскую архимандритию со всеми владениями 30 . Все эти документы остались неизвестны Величко. Очевидно, в той среде, где он вращался, о них не знали или не придавали им серьезного значения, считая их временными распоряжениями, связанными с отсутствием на митрополичьем столе законного митрополита.

http://sedmitza.ru/lib/text/4261400/

Однако ж они, сколько их мочи будет, никогда добровольно в унию быть не желают». Бывшие в то же время в Варшаве, архимандрит Дионисий Жабокрицкий, номинат луцкой епископии, да игумены Почаевского монастыря Иосиф Исаевич и Бельского монастыря Сильвестр Тронцевич, говорили посланнику, что «ныне благочестивым горше прежнего чинится гонение и ко унии принуждение, а за них-де кроме царского величества стоять иным не кому». В Троицын день состоялось присоединение Шумлянского к унии. «В капуцинском костеле, что построил бывший король, во время мши (обедни), которую отправлял кардинал примас, Шумлянский учинил пред престолом присягу на униатство, чтоб благочестивых греко-российской веры людей в русских краях привесть ему до унии: при которой его присяге были все сенаторы и водили его убранного до алтаря в мантии бискупской; и по той явной присяге и отступлении от благочестия, ради удоверствия его, подписался он, Шумлянский, на престоле, на все статьи, которые до унии надлежат. И сенаторы все ему Шумлянскому поздравляли; а потом он Шумлянский, отступя от престола, сидел в лавке и слушал мшу». Прибыв в Львов, Шумлянский начал насильно отбирать православные церкви и принуждать благочестивых на унию. Коронный гетман Яблоновский, каштелян краковский, придал ему на устрашение благочестивых свою гвардию. Из Львова с плачем писали об этом к русскому посланнику. По настоянию посланника король дал указ Шумлянскому прекратить насилия и возвратить православным отнятые церкви: но бискуп перемышльский, канцлер великий коронный, который был тогда номинатом бискупства краковского, наровя Шумлянскому, не приложил к королевскому листу коронной печати, и так оный королевский лист затем препятствием в действо не произведен». 562 Безуспешное домогательство русского правительства о возвращении православным галицких епархий. Обращение луцкой епархии в униатскую При начале великой северной войны, Петр назначил в Варшаву чрезвычайным посланником и полномочным министром князя Григория Федоровича Долгорукого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Иосиф, архиеп. 189 Иосиф Болгаринович, еп. 144 Иосиф Волоцкий 67, 71, 74, 108, 109, 110, 111, 120, 121, 123, 158 Иосиф Волчанский, епископ 356 Иосиф Нелюбович-Тукальский, митроп. 256, 257 Иосиф Петровых , митроп. 431, 433, 434, 435, 438, 439, 440, 496, 497 Иосиф Руцкий 243 Иосиф Самабелли, архиеп. 373 Иосиф Семашко , архиеп. 360, 361 Иосиф Тризна, игумен 250 Иосиф Шумлянский, епископ 257, 258 Иосиф, архиеп. 428 Иосиф, архим. 205 Иосиф, протосингел 65 Иосиф, прот. 398 Иосиф 89 Ипатий Гангрский, епископ 41 Ипатий Поцей, епископ 239, 243 Ипполит Римский 115 Ираклий Лисовский, епископ 359 Ирвинг Э. 345 Ирина, муч. 92 Ирина, царица 84, 151, 157 Иринарх, епископ 362 Иринарх, преп. 175 Ириней Клементьевский , епископ 313 Ириней Фальковский, епископ 313, 314, 317 Исаак Комнин, император 44 Исаак Сирии 339 Исаакий, епископ 133 Исаакий, преп. 98 Исаакий Безмоленик 106 Исаакий Далматский, преп. 293 Исаакий-Затворник 100, 101 Исаакий Оптинский 336 Исайя, митроп. 263 Исайя, свят. 13,87, 119, 127 Исайя Копинский, митроп.246, 247, 248 Исайя Трофимович 249 Исайя, старец 330 Исидор, митроп. 58, 59, 60, 61, 62, 73, 170, 171, 175, 281 Исидор Никольский , митроп. 280, 281 Исидор Юрьевский, свящмуч. 292 Истомин Феодор, свящ. 371 Иулиания, княгиня 51, 136 Иулиания Лазаревская 221 Иулиания (М. Н. Соколова) 464 Казимир, князь 65, 138 Казимир, король 51, 62, 143, 144, 252 Казы-Гирей, хан 157 Калинин 415 Калиновский А., свящ. 414, 416, 419 Калита Иоанн, князь 49, 93, 149 Калишевский 299 Каллист III, папа 62, 63 Каллист, еп. 187, 188 Каллист, игумен 254 Калмыков Петр 344 Калмыкова Лукерья 344 Канут IV, датский король 134 Каптерев, проф. 182 Капустин Савелий 342, 343 Караевский А. 281 Карамзин 65, 66, 77, 121, 130, 150 Карл IX, король 166 Карпов Г. 443 Карпович Леонтий 246 Карташов А., проф. 5, 6, 67, 68, 84, 99, 101, 191, 215, 252, 271, 274, 337, 469 Кассиан, епископ 77 Кастальский А. 298 Касторский 299 Катырев-Ростовский И. М. 150 Каэтан Солтык, бискуп 357 Киприан, митроп. 31, 32, 42, 52, 53, 54, 55, 56, 90, 91, 108, 128

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти Афанасия Шумлянского, львовский епископ Иосиф Шумлянский, как администратор митрополии (хотя в Киеве уже был митрополит), взял Луцкую епархию в свое управление и все имущество ее вывез во Львов. 981 Между тем православное духовенство и дворяне Луцкой епархии избрали в епископы светское лицо – знатного и заслуженного в короне, волынского шляхтича, православного и ученого человека, Дмитрия Жабокрицкого . Новоизбранный епископ был родом из Луцка, происходил от отца православного, матери католички, обучался в Кракове; пред избранием в 1695 году в епископы, занимал должность писаря земского луцкого. Польский король Ян Собиесский старался привлечь его к унии, но Жабокрицкий остался непреклонен и даже отказывался от епископства, чтобы только не отступить от благочестия. Опат римский, Виповский, бывший, вероятно, секретарем при короле, убеждал Собиесского не выдавать Жабокрицкому грамоты, указывая на то, что Шумлянский обещает внести в Луцке унию и произвести там элекцию униатского епископа. Но король, отозвавшись о Шумлянском, что он «шалвер, на все стороны поступает неправдой», выдал Жабокрицкому универсал на луцкую епархию. Жабокрицкий занес королевский универсал в луцкие градские книги, а возный воеводства волынского ввел его в управление и во владение епископскими имениями. В это, кажется, время он принял монашеский сан и наименован Дионисием . Между тем Шумлянский, видя, что луцкая кафедра, вместе со всей епархией, ускользает из его рук, отправил к Жабокрицкому львовского игумена Ступницкого, поручив ему выставить на вид луцкому номинату, будто бы, ненравильность в его избрании, состоящую в том, что оно произошло без его ведома и участия, что, конечно, должно огорчать и беспокоить его, как администратора митрополии. Но, поручив своему посланцу заметить это Жабокрицкому, хитрый Шумлянский не настаивал на неправильности избрания, тем более, что оно уже утверждено королем, а намекал только, что нареченному, принимая духовный сан, следовало бы по крайней мере сказать чрез кого-либо: прости и благослови, так как он, администратор, не со вчерашнего дня пастырь в церкви Христовой, и предшественник номината им же, Шумлянским, был рукоположен на луцкую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Еп. Феодосий (упом. под 1326 и 1328), еп. Трифон (упом. под 1331 и 1335), еп. Иоанн (упом. под 1393 и 1398), еп. Феодор (упом. под 1397), еп. Савва (время занятия кафедры неизвестно, смещен в 1401), еп. Дионисий (упом. под 1415 и 1416), еп. Евфимий (упом. под 1429), еп. Алексий (упом. под 1429), еп. Феодосий (упом. под 1445), еп. Кирилл (упом. под 1449), еп. Мартиниан (упом. под 1458), еп. Иона (1491-1495), еп. Ефрем (упом. под 1495 и 1498), еп. Кирилл (1503-1526), еп. Пафнутий (1526-1528), еп. Макарий (24 апр. 1528 - не позднее 1535; впосл. митр. Киевский Макарий II ), еп. Арсений (упом. под 1536 и 1540), еп. Феодосий (Гулевич; 1541-1548), еп. Георгий (Фальчевский; 1549-1556), еп. Иосиф (упом. под 1558), еп. Никифор (упом. под 1564), еп. Марк (Жаровницкий; 1565 - дек. 1568), еп. Иона (Борзобогатый-Красенский; 1569-1585 (в 1569-1571 управлял епархией, будучи мирянином)), еп. Кирилл (Терлецкий; назначен на кафедру 17 сент. 1585; 8 окт. 1596 объявил о переходе в унию), еп. Исаакий (Борискович; 11 янв. 1621 - после нояб. 1632), еп. Афанасий (Пузына; кон. 1632 - 15 дек. 1650), еп. Иосиф (Чаплиц-Шпаковский; ок. 1651-1654), еп. Дионисий (Балабан-Тукальский; 1654 - нач. янв. 1658), еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский; 1659-1684; 8 нояб. 1685 избран митрополитом Киевским, сохранял титул епископа Луцкого и Острожского до июня 1687), Львовский еп. Иосиф (Шумлянский; 1684 - 29 февр. 1687; 1694-1695, в. у.), еп. Афанасий (Шумлянский; 16 мая 1687 - 12 июля 1694), еп. Дионисий (Жабокрицкий; управлял епархией, не являясь епископом с 1696, архиерейская хиротония в 1702 не была признана ни в Москве, ни в Киеве; в 1702 уклонился в унию), еп. Кирилл (Шумлянский; 1710 - февр. 1712, на кафедру не допущен властями), архиеп. Николай (Ярушевич; 28 окт. 1940 - 15 июля 1941; с 9 марта 1941 в сане митрополита), еп. Максим (Бачинский; 13-23 мая 1944), еп. Николай (Чуфаровский; 23 мая 1944 - 3 янв. 1946), еп. Варлаам (Борисевич; 1946-1948), архиеп. Панкратий (Кашперук; 3 июня 1948 - 15 нояб. 1952 в сане епископа; 23 июля 1956 - 19 июля 1962 в сане архиепископа), еп. Палладий (Каминский; 15 нояб. 1952 - 23 июля 1956), еп. Мефодий (Мензак; 29 авг. 1962 - 22 дек. 1964), еп. Леонтий (Гудимов; 22 дек. 1964 - 8 окт. 1965), еп. Дамиан (Марчук; 8 окт. 1965 - 30 дек. 1986), еп. Варлаам (Ильющенко; 30 дек. 1986 - 19 февр. 1990), еп. Варфоломей (Ващук; 24 февр. 1990 - 25 авг. 1992; с 24 февр. 1990 епископ Волынско-Ровенский, с 10 апр. 1990 епископ Волынско-Луцкий), митр. Нифонт (Солодуха; с 25 авг. 1992; до 28 июля 1993 в сане епископа, до 11 апр. 2001 в сане архиепископа, с 18 окт. 2016 на покое), еп. Нафанаил (Крикота; с 18 окт. 2016, с 17 авг. 2019 в сане архиепископа). Монастыри

http://pravenc.ru/text/2110930.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010