И еще одну важную причину того, почему не следует умалчивать об искушениях, отмечает протоиерей Валентин: «Встречает ли человек на... духовном пути... препятствия, как встречал преподобный Серафим... пусть он, памятуя жизнь преподобного, научается терпеливо и неустанно идти по той дороге спасения, на которую сознательно встал». Здесь же, невольно приходит на память искушение, которое терпел преподобный Варсонофий Оптинский . Интриги людей недоброжелательных и недуховных явились причиной того, что преподобный Иосиф Оптинский с непониманием и недоверием относился ко всему, что касалось отца Варсонофия, и что даже побудило последнего исповедоваться у отца Венедикта, а в дальнейшем (к великой его скорби и предсмертной болезни) послужило поводом для перевода в другой монастырь... Можно привести и иные примеры. Отец Амвросий испытал на себе гонение не только в отечестве своем, но и в дому своем от женщины, считавшей себя его хозяйкой. Скорее она была его экономкой, «стряпухой» (сюда никак не подходит слово «келейница»). Старец по-возможности старался ее не раздражать и принимал все притеснения как от руки Божией. Тем не менее не мог пожертвовать старчеством в угоду ей. Разжигаясь то ревностью, то завистью, она была зачастую груба и жестока с ним и даже била его валенком в гневе. Батюшка постоянно молился о ней, и по временам сердце ее смягчалось. Интересно, что в житии батюшкиного покровителя святителя Амвросия Медиоланского говорится о том, что он терпел долгое время гонение от женщины, царицы. Как-то раз она даже приказала одной из своих подданных поднять на него руку. Прозорливый владыка, духом узнав ее намерение, предостерег дерзкую служанку. Увидев, что Бог ему открывает ее помыслы, она устрашилась и устыдилась. Вот что пишет старец схиархимандрит Софроний (Сахаров) в книге «О молитве»: «Один епископ, с горячностью отдавший себя на служение страждущим, многих спасший от внутренних и внешних катастроф, однажды писал мне: «Я стал бояться любви». Я позднее понял его так: те, которые получили от него пользу, привязывались к нему и вначале помогали ему в его святом служении, но затем, войдя в доверие, ставши необходимыми, посягали на его свободу, ставя повсюду затруднения, если он отдавал себя вновь пришедшим».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

            34. черноризец Павел Балабанов – замучен в Юго-Осокинском заводе Осинского уезда» .  Помимо указанных лиц в другом документе – «Список казненных иноков Белогорского монастыря» значатся:             35. иеромонах Вячеслав (Косожилин)             36. иеромонах Иоасаф (Сабанцев)             37. черноризец Дмитрий             38. послушник Петр             39. послушник Алексий      Монахи Серафимо-Алексеевского скита:             40. Сергий             41. Исаакий             42. Иосиф             43. Иоанн             44. черноризец Павел             45. послушник Григорий . Таким образом, документы свидетельствуют, что число убиенной братии Белогорского монастыря и Серафимо-Алексеевского скита этой обители составляет не менее 45 человек, не считая настоятеля – архимандрита Варлаама (Коноплева) . В 1998 г. настоятель архимандрит Варлаам и 26 насельников Белогорского монастыря: иеромонахи Сергий, Илия, Вячеслав, Иоасаф, Иоанн, Антоний, иеродиаконы Михей, Виссарион, Матфей, Евфимий, монахи: Варнава, Димитрий, Савва, Гермоген, Аркадий, Евфимий, Маркелл, послушники Иоанн, Иаков, Петр, другой Иаков, Александр, Феодор, другой Петр, Сергий, Алексий были канонизированы как местночтимые святые Пермской епархии . В 2000 г., на юбилейном Архиерейском соборе, они были прославлены в лике святых новомучеников для общецерковного почитания. Их память  совершается 12/25 августа. Прославление оставшихся убиенных за Христа белогорских подвижников остается нашим священным долгом.   Шестаков И., свящ. Краткая история возникновения Свято-Николаевского миссионерского общежительного монастыря на Белой горе Осинского уезда Пермской губернии. Пермь, 1900. С. 1-4; Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь в Осинском уезде Пермской епархии. М., 1910. С. 1-13. Феодорущенко О. Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь. Пермь, 2004.С.71-72 Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. С. 203.

http://bogoslov.ru/article/1282372

Скачать epub pdf Глава VI. Окрыленные Оптиной «Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостию Божией и за молитвы великих наших отец Льва, Макария, Амвросия… Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного Отечества. Не престают и теперь духовно воспитывать и призирать, особенно тех, которые приходят в Оптину на поклонение их св останкам». Преподобный Иосиф Оптинский (Из письма к монахине Агриппине (Кишкинкиной), насельнице Каширского Никитского монастыря, от 1 мая 1904 года//Житие иеросхимонаха Иосифа. М., 1993. С. 275) Многие подвижники, приходившие в Оптину пустынь, Промыслом Божиим были переводимы потом в другие монастыри или даже на архиерейские кафедры. А в результате закрытия и разорения пустыни в 20-х годах XX века оптинские насельники были вынуждены покинуть стены родной обители. Но где бы они ни подвизались, свет Оптиной, свет ее старчества жил в их сердцах и светил окружающему миру. О воспитанниках Оптинских старцев, чей жизненный путь продолжался вне стен святой обители, повествуется в этой главе. Схиархимандрит Амвросий Балабановский (Иванов) (†2/15 октября 1978) Один из последних Оптинских старцев схиархимандрит Амвросий (Василий Федорович Иванов) родился 2 января 1882 года в Тамбовской губернии. Он рано лишился отца и с 9 лет стал единственным кормильцем в семье. С детства Василий отличался особенной тягой к духовной жизни. Когда в 1897 году мать его ушла в монастырь, то по ее совету и он поступил в Оптину. Обладая хорошими музыкальными способностями, Василий вскоре оказался на правом клиросе. Здесь же, в обители, он научился играть на фисгармонии, на которой любил потом играть до самой старости. Живя в Оптиной, Василий относился к преподобному старцу Иосифу. Добрые качества его души – послушание, молчаливость и скромность – стали крепнуть и развиваться под благотворным влиянием старческого воспитания. В Оптиной он пробыл послушником 7 лет, после чего был переведен в Пафнутиев-Боровский монастырь на послушание регента. Там Василий ввел оптинское пение, чем привлек в монастырь огромное число богомольцев, и в 1911 году был пострижен в мантию с именем Амвросий, в 1912 году посвящен в сан иеродиакона, в 1913 году – иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При этом за преемниками Иеремии (Тиссаровского) на Львовской кафедре титул экзарха более не сохранялся, поэтому можно полагать, что уже начиная с 40-х гг. XVII в. этот титул в митрополии превратился в исключительную привилегию ее предстоятелей. Им пользовались преемники Петра (Могилы), в том числе и избранные после смерти Дионисия (Балабана) в 1663 г. два номината на освободившуюся митрополичью кафедру: Антоний (Винницкий) и Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Благодаря покровительству гетмана Петра Дорошенко, последний в 1668 г. получил утверждение от Константинопольского патриарха с присвоением титула экзарха, как и предыдущим митрополитам. Причина особого интереса Киевских владык к этому титулу становится понятной в цитируемой патриархом Мефодием III просьбе, поступившей из Чигирина: «Просисте нас, да быхом, по древнему обычаю, вами избранного и от всех засвидетельствованного от Святейшия нашея апостолския Константинополския вселенския патриархии властию, нам от Христа Бога данною, на высокий престол Святейшия митрополии Киевския благословили и возвели и ексархою его нашим, се есть наместником, да имать власть над всеми епискупами, архимандритами, игуменами и всем священным клиром в пресветлой Коруне полской и Великом княжстве Литовском и Руском сущими, да владеет ставропигиями, братствами и всеми монастырями, Просителей, как видно, интересовала полная власть в митрополии, в том числе и над ставропигиальными братствами и монастырями, и прошение о получении такой власти было удовлетворено Весьма вероятно, что во время переговоров в 1685 г. И. Самойловича с царским правительством об избрании и посвящении Киевского митрополита, гетманские просьбы о сохранении титула экзарха могли быть имплицитно связаны и с попыткой сохранения власти митрополита над патриаршими ставропигиями (в том числе и над Киево-Печерским монастырем (с 1688 г. лавра), бывшим тогда еще формально ставропигией Константинопольского Хотя в этом прошении со стороны царей было а Гедеону присвоили титул митрополита «Киевского, Галицкаго и Малыя Росии» без разрешения подписываться экзархом, новый владыка и гетман Самойлович, по-видимому, пытаясь вмешиваться в дела Киево-Печерской лавры, на что указывает жалоба архимандрита Варлаама (Ясинского) в адрес Это и вынудило архимандрита в 1688 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5820671.ht...

5304. К ПРАЗДНОВАНИЮ 600-летия Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Москве. – 1995, 9–10, 21. 5305. СИДОРИНА И. Возвращенная радость. (Икона “Всех скорбящих Радосте” (с горошиками). – 1992, 1, 27. 5306. КОЛОМЕНСКАЯ икона Божией Матери “Державная”. – 1993, 3, 31. 5307. СКАЗАНИЕ о явлении Державной иконы Божией Матери. – 1996, 3, 37. 5308. ВТОРОЕ обретение чудотворной Державной иконы Божией Матери. 1996, 3, 38. 5309. ФИЛАТОВ В. Заметки по поводу второго обретения Державной иконы Божией Матери в России. – 1996, 3, 39. 5310. МАЛИНИН А., свящ. “Яко необоримую стену …” (икона Божией Матери “Знамение”). – 1992, 3, 33. 5311. ЖИЛКИНА М. Возвращение московской святыни (Иверской иконы Пресвятой Богородицы). – 1995, 11, 24. 5312. ТОЛГСКИЙ В., прот. Сказание о высокочтимой иконе Богоматери Иерусалимская, что в городе Бронницах Московской губернии. – 1996, 10, 29. 5313. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25–27 декабря 1991 года: О сверхъестественном событии (истечение с глаза слезы на иконе Божией Матери “Казанской”), происшедшем в смоленском кафедральном соборе. – 1992, 3, IX. 5314. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода (1993–1994): Признать происшедшее в Казанской церкви с. Пучкова события (истечение мира от Казанской иконы Божией Матери) чудом, а Казанскую икону чудотворной. – 1994, 7–8, 4. 5315. КИРЕЕВСКИЙ И. Святыня земли Рязанской. (Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Корчевная”. – 1990, 6, 19. 5316. КОМАРОВ Е. С молитвой к курской святыне. – 1990, 9, 46. 5317. ВОЙНАКОВ В., прот. Максимовская икона Божией Матери. (К 700-летию иконы). – 1999, 6, 41. 5318. ИОСИФ (БАЛАБАНОВ), архим. “Неупиваемая Чаша”. – 1997, 10, 65. 5319. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ , свт. Матерь милосердия. (Рассказанные события изображается на иконе Пресвятой Богородицы, именуемой “Нечаянная Радость”). – 1989, 12, 38. 5320. ЛЕБЕДЕВ Л., прот. Почитание Святителя Николая в России. (К 900-летию перенесения мощей в Бар град). (Исторический экскурс). – 1987, 5, 74; 6, 67. 5321. СЫРЧИН М., прот. Образ Святителя и Чудотворца Николая, именуемый Радовицким. – 1992, 7, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дионисий (Балабан-Тукальский) . 5 янв. 1658 г. архим. Иннокентий и архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) обратились с посланием к Алексею Михайловичу. Они предупреждали государя о том, что шляхта занятого рус. войсками в ходе военных действий Новогрудского воеводства враждебна царской власти и тайно сносится с литов. войском. Послание содержало просьбу снова прислать рус. войска в Пинский повет, к-рый они «напрасно оставиша». Архимандриты призывали царя принять меры к искоренению унии на белорус. землях, занятых русскими войсками (АЮЗР. Т. 4. 51. С. 83-87). Осенью того же года печерский архимандрит выступил против Гадячского договора, заключенного гетманом Выговским с властями Речи Посполитой, и отказался от участия в Варшавском сейме 29 апр. 1659 г., к-рый должен был ратифицировать договор. В ответ на это польск. кор. Ян II Казимир обещал передать Киево-Печерский монастырь и его владения митр. Киевскому Дионисию (Балабану-Тукальскому). Но это решение не было осуществлено. Со временем архим. Иннокентий стал лидером киевского духовенства, руководил его собраниями - «киевскими соборами», на которых принимались решения об отправке посольств в Москву. В 60-70-х гг. XVII в. в донесениях киевских воевод в Москву он характеризовался как один из верных сторонников России среди укр. духовенства. Так, в февр. 1668 г., во время поднятого гетманом И. М. Брюховецким восстания, архим. Иннокентий не впустил мятежников в Киево-Печерский монастырь, выступив против них со всеми монастырскими людьми. Печерский архимандрит неоднократно выполнял посредническую миссию в переговорах русского правительства с гетманами. Архим. Иннокентий не раз обращался в Москву с просьбами о защите мон-ря и об оказании финансовой помощи. В 1661 г. он писал царю о московских ратных людях, разоривших монастырские владения, прося компенсировать убытки. Весной 1667 г., после заключения Андрусовского перемирия между Россией и Польшей, он ходатайствовал перед царем Алексеем Михайловичем о том, чтобы Киев не был отдан Польше.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

39. ИОНА III избран и посвящен в Митрополиты Киевские 1516 года, когда же и где скончался, неизвестно. 40. ИОСИФ III избран и посвящен в 1526 г., кончина его неизвестна. 41. МАКАРИЙ II избран и посвящен 1538 г., когда и где скончался, также неизвестно. 42. СИЛЬВЕСТР Белкевич избран 1555 года, а посвящен 1556 г., когда же и где скончался, неизвестно. 43. ИОНА IV Протасович посвящен 1568 г., кончина его также неизвестна. 44. Куча посвящен 1577 года, кончина и сего Митрополита неизвестна. 45. ОНИСИФОР Петрович-Девочий избран и посвящен 1578 года; но Константинопольский Патриарх Иеремия по прибытии своем в 1588 г. в Россию узнав, что Митрополит Онисифор посвящен был из двоеженцев, на основании 17 правила св. Апостол низложил его. 46. МИХАИЛ Рагоз или Рогоза, на место низложенного Онисифора по избранию православных в Вильне, посвящен тем же Патриархом Иеремией в Митрополиты 1588 г. Сей Митрополит присоединясь к Римскому Папе ввел Унию в Малую Россию. С того времени не было православных Митрополитов Киевских до 1620 года. 47. ИОВ Борецкий посвящен на Киевскую Митрополию 1620 года августа 15 в Киево-Печерской Лавре, скончался 1631 года марта 2 дня. 48. ИСАИЯ Копинский избран по кончине Иова 1631 г. в Митрополиты Киевские и Галицкие, и всея России. Хотя Коссов и Киев. Каталог не полагают его в ряду Киевских Митрополитов; но, в Истории Киевской Академии, он неоднократно именуется Киевским Митрополитом; скончался 1634 года в Киево-Печерской Лавре. 49. ПЕТР Могила, из Киево-Печерских Архимандритов, посвящен на Киевскую Митрополию 1635 года. Скончался с 31 декабря в ночь на 1 января 1647 года и погребен в Киево-Печерской Лавре 19 марта в большой Печерской церкви за левым клиросом между столпами. 50. СИЛЬВЕСТР Коссов посвящен в Киеве в Митрополиты 1647 г., скончался 1657 года апреля 13 дня. 51. ДИОНИСИЙ Балабан избран на Киевскую Митрополию 1657 года и по свидетельству Митрополита Гедеона Четвертинского, он едва по однолетнем строении своем, остави Престол Митрополитанский; а скончался в Корсуне 1663 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Макарий, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (Москвитянин) Сведений о митрополите Макарии сохранилось немного. До хиротонии во епископа был архимандритом Пинского Лещинского монастыря Черниговской епархии. С 1522 года – епископ Туровский и Пинский. С 24 апреля 1528 года переведен на Луцкую кафедру. С 9 апреля 1535 года (по другим сведениям, с 1 марта 1534 года) – митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси. Скончался в 1556 году. В грамоте короля Сигизмунда от 1 марта 1534 года говорится: «Бил нам челом владыка Луцкий и Острожский епископ Макарий и просил нас, чтобы мы пожаловали его хлебом духовным, митрополиею Киевскою и Галицкою и всея Руси, которую держал пред ним митрополит Иосиф. О том же говорила нам за него наша королева и великая княгиня Бона...» Таким образом, высшую должность в Западнорусской Церкви начали приобретать не по своим личным достоинствам и не по избранию от православных, а по просьбам, искательствам, челобитьями. И этого даже не стыдились и не скрывали: до того укоренился обычай. Луцкую кафедру, с которой владыка Макарий поступил на митрополию, он также выпросил себе у короля в 1528 году. До поступления в монашество был женат и имел детей. Был прежде придворным капелланом королевы Елены, дочери московского великого князя Ивана III. Период его правления митрополией характеризуется наступлением латинян на права православного населения Западной Руси. Королевские привилегии на монастыри, епископии, церкви и прочее приобретались самыми недостойными путями, что характеризовало общее состояние общества начиная с короля и королевы. Так, за получение привилегии на Галицкую митрополию для поставления туда православного наместника было выплачено королю 300 волов. Митрополиту Макарию приходилось постоянно рассматривать тяжбы, жалобы да и самому подвергаться суду. Распри были не только со светскими властями, мирянами и представителями Римской Церкви, но и между православными за права на монастыри, имения, доходные приходы. Даже перед своей смертью, «в седьмую субботу 1556 года», митрополит Макарий должен был явиться на королевский суд по жалобе Львовского епископа Арсения (Балабана, † 1569). Но едва ли митрополит явился, так как в начале этого года он уже скончался и предстал пред судом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В сборнике Праздничная минея 1538 года, напечатанном в Убнециех, помещены лицевые изображения Спасителя, св. Иоанна Богослова, святителя Николая, св. Стефана Сербского, Иоанна Златоуста , ап. Петра – и все с именословным перстосложением. В Служебнике 1604 года, напечатанном в Стрятине, на стр. 236, изображен св. Василий Великий с именословным благословением. В Евангелии Учительном, печатанном 1606 г. в Клиросе при львовском епископе Гедеоне Балабане, на л. 226 и 276 есть изображения святителей с именословным перстосложением. В книге «О священстве» св. Иоанна Златоустог о, напечатанной 1614 г. в Львове, на стр. 306 есть изображение св.  Василия Великого с именословным перстосложением. В Вифлеемском храме, в приделе великомученика Георгия, находящемся над св. пещерой, стоят две древние иконы – Спасителя, писанная в 1567 году, и Богоматери с предвечным Младенцем, писанная в 1559 г., обе болгарского письма, с означением времени их написания. У Спасителя и предвечного Младенца десницы с именословным перстосложением. Есть изображения и троеперстно сложенной руки. В книге «О священстве» св.  Иоанна Златоуста , напечатанной в 1614 г. во Львове, на стр. 7 изображена рука, держащая четвероконечный крест тремя перстами, тогда как иконописцы, расположенные к двуперстию, изображают у святых держащую крест руку сложенною двуперстно. Такие же указательные руки изображены: 1) В беседах св. Иоанна Златоустог о на 14 посланий ап. Павла, напечатанных в 1623 году в Киево-печерской лавре, в предисловии л. 5-й. Книга сия печатана под надзором Захария Копистенского, которого назвал ревнителем и поборником по благочестии сам патриарх Иосиф. 2) В беседах св. Иоанна Златоуста на Деяния апостольские, напечатанных в 1624 году, в той же лавре. (Братское Слово, 1888 года, октябрь, стр. 340–343. Замечания на книгу поморских ответов, о. арх. Павла; там же можно читать много и других свидетельств, касающихся до сего предмета). Кроме сего, в малом Катихизисе, изданном в 1645 г. в Киево-печерской лавре и в 1646 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

16(29)05.1963 Варфоломей Гондаровский 15(28)12.1998 18(31)01.1999 18(31)01.1999 24.09(07.10)2002 Иосиф Балабанов Угровская (см. Холмская) Ужгородская (см. Мукачевская) Ульяновская (см. Симбирская) Ульяновская, григ. Основана в 1925 г. Упразднена в 1937 г. Викарная кафедра: Буинская. 09(22)12.1925 Иоанникий Соколовский (1929–1930) Феодосий Григорович-Борисов Ульяновская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1943 г. Именовалась: Ульяновская и Мелекесская. Викарные кафедры: Алатырская, Мелекесская, Викариатство Ульяновской епархии, Сенгелейская, Ибрессинская, Буинская, Сызранская. 01(14)05.1923 28.01(10.02)1924 28.01(10.02)1924 03(16)06.1924 03(16)06.1924 23.11(07.12)1937 25.12.1942(07.01.1943) 23.03(05.04)1943 Уманская Основана 25.03.1874 (местопребывание – в г. Киев). Именование – по г. Умань (Киевская губерния; область УССР). Киевское викариатство. Упразднена в 1937 г. (1945 г?) Возобновлена 13(26)05.1970. Титулярная. Упразднена в 1982 г. 28.06.1874 08.12.1877 Филарет Филаретов 22.01.1878 19.03.1883 Михаил Лузин 09.09.1884 02.04.1888 Поликарп Розанов 09.05.1888 12.07.1890 Ириней Орда 12.07.1890 29.09.1892 Анатолий Станкевич 29.09.1892 16.01.1893 Иаков Пятницкий 21.02.1893 10.02.1896 Иоанникий Надеждин 02.06.1896 16.03.1902 Сергий Ланин 07.04.1902 03.01.1908 Агапит Вишневский 03.01.1908 13.08.1910 Феодосий Олтаржевский 31.10.1910 04.1930 17(30)10.1932 12(25)08.1933 14(27)03.1934 10(23)10.1934 01(14)10.1945 11(24)10.1945 01.1947 05(18)11.1948 31.10(13.11)1949 09(22)07.1950 Иларион Кочергин 23.11(06.12)1953 29.10(11.11)1954 Нестор II Тугай 25.05(07.06)1970 29.09(12.10)1982 Уманская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Умань (Киевская область, УССР). Киевское викариатство. Упразднена в 1935 г. Именовалась: Уманская и Проскуровская. 1922 Александр Чекановский Унгенская Унгенская и Ниспоренская. Основана 23.09(06.10)2006. Бывшее Ниспоренское викариатство Кишиневской епархии. 23.09(06.10)2006 Управление русскими приходами в Болгарии Основано в 1946 г. Упразднено в 1950 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010