Работая в оргкомитете выставки – дело это для всех нас было абсолютно новым и, естественно, во многом непонятным – мы нашли ощутимую опору и поддержку в лице митрополита Питирима. Он шел навстречу любым нашим пожеланиям. Он понимал, что подобное мероприятие должно стать событием для района, да и для области. По его протекции в Волоколамск на выставку повезли сотни книг различных издательств: нам открыли двери московские книжные запасники. Нас везде встречали доброжелательно и со вниманием. Артисты, литературные критики, поэты, музыканты, корреспонденты – все с огромным почтением преклоняли головы перед Владыкой, а мы с ним общались, как с родным отцом. Когда на выставку приехали священнослужители из разных уголков России, мы в оргкомитете заволновались, сумеем ли организовать достойный прием. Владыка нас успокоил и сумел повести встречу так непринужденно, как только он один умел это делать. Большое видится на расстоянии. Только теперь понимаешь, какое счастье общения подарила судьба: приблизиться к этому человеку уже было счастьем. Когда-то давно я спросила его о том, что меня очень беспокоило: бывшим «комсомольским атеистам» нелегко поднять руку, чтобы перекреститься. А он мне ответил: «Не старайтесь поднимать ее, просто идите в храм. Рука поднимется сама – не заметите, как...» Так оно и произошло. Само собой. Только далеко не сразу... Именно так и должно всё быть в нашей жизни. Никакой фальшивой ноты – в этом залог истины. Не знаю, имею ли я право писать всё это? Но, мне кажется, я слышу, как Владыка митрополит говорит: «Что идет от сердца, да услышат». Так он сказал мне в нашем первом разговоре. Узнав, что я до шестнадцати лет жила в скиту, он поинтересовался, где я научилась общению и грамотной речи. А секрет очень простой: в этом скиту святой Иосиф Волоцкий начинал подвижнический труд по созданию монастыря, здесь он выкопал и освятил колодец, из которого я пила воду все шестнадцать лет, наша школа размещалась в монастырских келиях. Я никогда не забуду уроков истории, которые вел у нас замечательный учитель Соколов Алексей Иванович. В проливной дождь он привел нас в Успенский собор монастыря. Крыши почти не было, и потоки воды лились по стенам, размывая росписи. Особенно доставалось изображению Страшного Суда. Учитель стоял с обнаженной головой, молчал, глядя на нас, а потом сказал: «Если вы такое забудете, вы никогда не станете настоящими людьми».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Протоиерей Николай Попов , настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Возмище в Волоколамске до 2001 года 15 И сохранит сердце память Нашему Волоколамскому краю, богатому историческими событиями почти девяти веков, повезло: на этой земле жили и творили благо Господне два великих деятеля русского Православия: это создатель Иосифо-Волоцкого монастыря преподобный Иосиф Волоцкий и его недавний игумен – митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Оба этих неповторимых человека внесли огромнейший вклад в сохранение духовной чистоты русской нации и укрепление в ней нашей Православной веры. И если преподобному Иосифу Волоцкому , в общем-то, уже определен пьедестал в истории Государства Российского, то имя и дела Владыки Питирима еще займут свое достойное место в ней – после того, как по прошествии времени будут изучены и подытожены его благие деяния. Я рад, что лично был знаком с Владыкой, что имел возможность периодически общаться с ним и всякий раз оставаться после этих встреч более просветленным душой, более окрыленным на добрые дела и помыслы. Таким он был, наш священнослужитель митрополит Питирим, память о котором всегда будет жить в людях. Думаю, что на земле Волоколамской мы сделаем всё, чтобы увековечить его в бронзе или граните, как сердце подскажет. Вячеслав Карабанов , глава администрации Волоколамского района Большое видится на расстоянии Самым значительным событием в моей жизни стало знакомство с Владыкой Питиримом, открывшее возможность общения с ним. .. .Неделя 6-я по Пасхе 1974 года. Храм в Спирове. Крестный ход. Владыка кропит святой водой, и щедрые капли падают на головку моей дочери. Ей пять лет. Она, раскрыв глаза, стоит, не шелохнувшись, и смотрит на архипастыря, а тот, улыбаясь, смотрит на нее, потом, перекрестив и возложив руку на ее головку, говорит мне: «Умница, какой светлый лобик!». Пройдет 17 лет, и Владыка напишет дочери на Библии благословение на исполнение высоких помыслов в служении лекарем. Это произойдет на выставке «Русской книжности – 1000 лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

441 Там же, стр. 26. Сведение о наименовании родителей Макария Торскими взято нами из старинного Волынского предания. 444 В житии св. Макария, составленном Полтавским епископом Гедеоном, и отсюда в житиях Муравьева – монастырь, в который поступил преподобный, называется Овруческим в городе Владимире Волынской епархии. Это – крайняя ошибка. Овручский монастырь существовал в самом городе Овруче и, по историческим сведениям о нем, основан раньше 1498 года. В половине XVII века известен Овручский игумен Феофан Креховецкий, который в 1659 году вместе с Киевским митрополитом Дионисием Балабаном, отправлялся в Почаев на открытие мощей преподобного Иова Почаевского . Около того же времени, по всей вероятности, постригся в сем монастыре и преподобный Макарий (Волынские епархиальные Ведомости, 1867 г. 4, часть неофициальная, стр. 69–70) 445 О нападении татар на Полесье в 1671 году. См. Труды Киевской Духовной Академии, июль 1865 г., стр. 363. 446 Черниговские епархиальные известия 1863 год. Преосвященный Лазарь, по словам Филарета Черниговского , назвал Макария своим, постриженцем в том смысле, что в 1657 году по смерти митрополита Сильвестра ин управлял митрополией и поставил Макария в игумена Овручского. Рукописное житие говорит, что преподобный Макарий посвящен и в иеромонахи, и в архимандрита митрополитом Иосифом; новое издание словаря повторяет это известие. Но тут очевидная ошибка. См. Письма преосвященного Лазаря в Черниговском епархиальном издании, 1863 года. 447 В рукописном и печатном житии Макария сказано, что он определен в Канев за 10 лет до его смерти митрополитом Киприаном. Но первое не точно, если он в том же 1671 году, в коем изгнан из Овруча, и определен в Канев; а житие говорит еще, что в Киеве прожил он будто 2 года, что уже невероятно, по заботливости о нем преосвященного Лазаря, киевского митрополита Киприана в это время вовсе не было, на правом берегу Днепра управлял церквами и монастырями митрополит Иосиф Нелюбович-Тукальский и он-то, конечно, в следствие ходатайства преосвященного Лазаря пред гетманом Дорошенком, и определил Макария в Канев. А Киприан не был ли какой-либо заграничный архипастырь, пребывавший в украйне и припавший участие в судьбе преподобного Макария? В то время не малое число заграничных архипастырей проживало в Украйне. Русские святые, изд. 2, отд. 3, стр. 29–30. Примечание 46.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Первый после открытия обители настоятель - архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне епископ Угличский. При нем обитель практически полностью восстановлена, возобновлено почитание Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В 1994 г. обретены мощи преподобного Афанасия Высоцкого (младшего). Высоцкий Богородицкий монастырь, 3 класса, в городе Серпухове, на месте, называвшемся «Высокое», на берегу реки Нары. Основан в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, с благословения преподобного Сергия, который первым игуменом его поставил ученика своего Афанасия. В 1571 году монастырь подвергся опустошению от татар, а в смутное время от казацких шаек. В Зачатиевском соборе, в иконостасе, находится 7 икон, присланных первым игуменом монастыря Афанасием из Царьграда. В приделе Рождества Богородицы замечательны царские врата и иконостас XVI века. В храме святого Афанасия Афонского и преподобного Сергия находится гробница Афанасия II-ro, приемника первого игумена монастыря. В ризнице монастырской хранятся крашениныя ризы преподобного Сергия. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат князя Димитрия Донского, Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.

http://sobory.ru/article/?object=00621

В Киеве теперь заводятся различные религиозно-просветительные учреждения, которые имели своей целью утверждать русский православный народ в истинности его веры, разъяснять ему необходимость самобытного национального развития и подготовлять вполне правоспособных деятелей для защиты православия и русской народности, для борьбы со своими противниками, желавшими поработить себе русский народ и материально и духовно. Таким учреждением была, прежде всего, типография, заведенная в начале XVII в. 4 в Киево-Печерском монастыре трудами и заботами Киево-Печерского архимандрита      Елисея Плетенецкого, бывшего, по отзывам современников его, мужем строгой жизни и весьма науколюбивым. Для этого Елисей Плетенецкий купил типографию, бывшую в Стрятине и остававшуюся «праздной» после смерти основателя ее, дворянина Феодора Юрьевича Балабана († в 1606 г.) 5 К концу второго десятилетия XVII в. и особенно в двадцатых годах того же столетия Киево-Печерская типография развила весьма живую и плодотворную деятельность. Вокруг нее, стараниями того же архим. Елисея Плетенецкого, был собран многочисленный круг образованных русских людей, горячо преданных православной вере и убежденно любивших русскую народность. Таковы, напр., были Захария Копыстенский, сделавшийся впоследствии преемником Елисея Плетенецкого и бывший, по отзывам современников, «мужем ревности презельныя в благочестии», т. е. православии, «словесным и премудрым в богословии и исповедании православной веры» 6 ; Лаврентий Зизаний Тустановский, который, по словам современника, был «словеснейшим дидаскалом и витиею, художного еллиногреческого языка умение и искусство стяжавшим, святой православной веры исповедником и проповедником» 7 ; Тарасий Левкович Земка, Памва Берында, Гавриил Дорофеевич, Стефан Берында, Тимофей Александрович, Иосиф Кириллович и мн. другие, обладавшие, по отзывам современников, знанием истинной веры православной, ученостью, непоколебимой крепостью своих убеждений 8 .      Издававшиеся Киево-Печерской лаврой, при участии поименованных лиц и при сочувствии лучших русских людей из среды дворянства 9 , книги имели целью то, кроме утверждения православных русских людей в истинах веры, еще и развитие национального сознания между русскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

на 22 руб. 82 коп.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 224 (межевая книга 1687 г. спорных земель этого м-ря и Спасс. Золотовороцкого), 1469 (межев. кн. 1679 г. вот­чины в сельце Балабанове, что была пустошь Окулово, Сетунского стана), 2029 (межев. кн. 1690 г. вотчинн. земли в дерев., что была пус­тынь Чижова и в пустошах Ахрачеве и Бурко­ве, Серебожского ст.), 2030 (межев. кн. 1692 г. отхожей земли в селе Нилах), 2916 (межев. кн. 1652 г. вотчинн. земли в селе Славятине, Юрьев. у.); II, книги дозорн., переписн. и проч., 149 (две дозорн. книги 1686 г. монаст. казны, жалов. грамот, выписей, крепостей, приход. и расход. книг, серебр., оловян. и медн. сосудов), к 146, стр. 136 (опис. 1678 г. церковн. земли в вотчине м-ря села Ильинского на рч. Суходоле; игум. Антоний), к 160, стр. 138 (опис. 1699 г. церковн. земли в вотч. м-ря села Курбакова или Курдубово), к 153, стр. 138 (тоже, опись 1689 г. села Родивонова на рч. Дубце); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XIX, 407 (при учреждении в 1744 г. Переславской епархии м-рь определен для жительства архиереев), 410 (в соборе, в при­деле Рожд. Богород., погребен в 1773 г. еписк. Геннадий); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1789 г., V, 106 (в духовной 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого упомянуто: «в Переславль к Пречистой на гору»); 1791 г., VII, 145, 161 (приговор. грам. о монаст. вотчинах; в 1580 г. архим. Иосиф, в 1584 г., архим. Тит); “Переписн. книги Москвы”, 1739–45 г. V, 24 (подворье м-ря по Фокиной ул.), 132 (под­ворье это куплено архим. м-ря Иринархом в 1714 г.); 1638 г., 74 (двор Гориц. м-ря на Никит. ул., в приходе ц. Дионисия); 1665–76 г., 167 (под­ворье Гориц. м-ря, по Никит. ул., между дворами Строева и Кокорева); “Матер. для ист. г. Пересл. Залес. XVII и XVIII ст.”, 13 (опись 1677 г. живущих на подворье м-ря), 15 (да в городе же около Гориц. подворья слободка, а в ней живут Горицкого же м-ря бобыли; следует перечень их). 2185 . Успенский – Дисненский, женский, совсем уничтоженный, в гор. Дисне. История его неизвестна; ныне здесь нет и церкви Успения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Примеров его красноречия несть числа. Слава Богу, сохранилось порядка 90 аудио– и видеозаписей с выступлениями Владыки. По средам он читал в МИИТе лекции. А после лекций в кабинете ректора мы пили кофе, вели доверительные, непринужденные беседы, обсуждали многие проблемы. Говорили и о возрождении Иосифо-Волоцкого монастыря, наместником которого был Владыка. Обитель требовала непрестанных забот – реставрация, археологические работы, книгоиздательская деятельность... И он делился своими мыслями по этому поводу. Владыка стал настоятелем обители в годы, когда монастыри только начинали возвращать Русской Православной Церкви. Еще не накоплен был опыт их восстановления. Тем не менее он думал не только о строительно-реставрационных работах, но и о возрождении традиций. Иосифо-Волоцкий монастырь всегда был крупным книжным центром, где подвизались богословы и историки Церкви. Эту традицию заложил основатель обители – преподобный Иосиф, а продолжили такие столпы русского летописания и церковной историографии, как митрополиты Московские и всея Руси Даниил и Макарий. Поэтому Владыка Питирим стремился возродить монастырь именно как научно-культурный центр Русской Православной Церкви. При нем совершилось обретение мощей преподобного Иосифа Волоцкого – одного этого достаточно, чтобы войти в историю Православия. Владыка проделал колоссальную работу по реконструкции Успенского собора, по укреплению фундамента самого монастыря, по развитию инфраструктуры. Думал он и о том, чтобы обитель стала ядром экономического возрождения края, о старых традициях монастырской благотворительности... Но, увы, не все получалось так, как он хотел. Если сегодня сопоставить его деятельность с трудами по возрождению обителей более молодых священнослужителей, то складывается впечатление, что многие из них за короткий срок добивались более заметных результатов. Но это только на первый взгляд. Ставя высокие цели, Владыка Питирим никогда не придерживался пресловутого принципа: «цель оправдывает средства». Он восстанавливал монастырь только «чистыми руками», не привлекал к таким делам случайных или, мягко говоря, нечистоплотных людей. Это еще раз подтверждает, что он был чист не только помыслами, но и своей деятельностью. Он всегда оценивал людей по поступкам: если видел, что кто-то хотел использовать авторитет Церкви для достижения своей личной небескорыстной цели, то таким людям прямо говорил: «Больше никаких контактов с вами я иметь не хочу и не могу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В 1461 г., как известно, южная митрополия окончательно отделилась от северной, и с этого времени православные епископы волынские находились в непосредственной зависимости от митрополитов киевских; в то же время постоянно и довольно строго соблюдали они древнюю подчиненность константинопольскому патриарху. К этому понуждало епископов самое положение их самих и их паств: многие притеснения со стороны папистов, королей и всякой другой гражданской власти невольно заставляли пастырей искать помощи у патриарха: «Римской церкви епископы, на Руси и в Литве живущие, – писал митрополит Иосиф II к патриарху Нифонту, – тяжки для нас и принуждают нас к унии, во Флоренции определенной» 229 . Патриархи, со своей стороны, были в тесном общении со всею южною церковию. Особенное участие патриархов в делах церкви волынской обнаружилось в конце этого периода вследствие посещения областей волыно-литовских патриархами – антиохийским Иоакимом и константинопольским Иеремиею II. Патриарх явился разрешителем недоумений, например касательно того, какого календаря надобно держаться в совершении праздников, григорианского ли, или древнего, утвержденного 1-м Вселенским Собором 230 , – и писал по этому случаю грамоту к «маршалку» (правителю) волынскому, князю Констан тину Константиновичу Острожскому 231 , обязывал (1587 г.) грамотою епископа Гедеона (Балабана), чтобы он не делал православному братству никаких притеснений 232 и т.п. Число епархий на Волыни в этом периоде оставалось прежнее, все они управляемы были православными епископами 233 ; одна только галицкая епископия в продолжение этого периода более ста лет находилась под верховным управлением латинян, именно со времен Ягелла (1388–1433) до 1540 г. 234 При этом, естественно, возникает вопрос: в такой длинный период владычества латинян в галицкой епархии оставались ли тамошние россияне при своем древнем православии, или увлечены в унию? Основываясь на достоверных исторических свидетельствах, мы должны сказать, что галичане во все это время пребыли верными древнему православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ипатий Поцей с вооруженными людьми нападал на православные церкви, собственноручно разрывал святые антиминсы, напрестольные одежды, остригал священникам бороды и головы и запрещал им священнодействовать 326 . Маршал коронного трибунала, староста галицкий Иосиф Потоцкий каждому из своих крестьян, отказывавшемуся от принятия унии, приказал платить штраф – «100 гривен кроме великого телесного наказания» 327 . Подобные гонения и насилия заставили православных Волыни на основании многих привилегий 328 прибегнуть к правосудию и защите польских королей. Между тем в 1597 г. от 4 октября и 4 апреля присланы были грамоты Мелетия, патриарха александрийского и константинопольского, к князю Острожскому, коими дано право епископу Гедеону Балабану (нареченному тогда патриаршему экзарху православной митрополии киевской) «на место митрополита и епископов, принявших унию, поставить новых и весь правосл. чин церковный устроить» 329 . Ни эти грамоты, ни права, данные прежними королями, ни просьбы православных Сигизмундом III не уважены; напротив, король употребил все меры к защите отступников, издал повеление не впускать в пределы его государства послов константинопольского патриарха и запретил строить православные храмы 330 . Вскоре начались открытые грабежи и насилия: польские войска по повелению короля и магнатов принуждали народ преклонять колена в храме и бить себя в грудь по обычаю латинскому, читать символ веры с прибавлением и Сына, угрожая рубить саблями неповиновавшихся 331 . Усматривая в князьях Острожских могущественное противодействие и ясно сознавая силу влияния их на народ, иезуиты употребили все усилия обратить в унию этих непоколебимых поборников православия. Второй сын Константина Константиновича Януш отправлен был отцом ко двору немецкого императора Максимилиана для изучения ратного искусства. Там иезуиты опутали его своею сетью и расположили к римской вере. Действуя потом чрез короля, осыпавшего наградами и почестями Януша, и при посредстве молодой жены его они довершили свое торжество: Януш сделался папистом – и столько же усердным к своему новому вероисповеданию, сколько прежде предан был православию 332 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В формулярном списке находящихся на добровольном послушании в Козельской Введенской Оптиной пустыни и призреваемых в сей обители по старости и болезни к 1 января 1898 года под номером 126/232 20 марта запись: «Василий Федоров Иванов, Тамбовской губернии, Борисоглебского уезда, Россошенской волости, села Копыл, холост. Лет 16. Чтению и письму обучался в сельской школе». Под покровом чьих молитв был этот день – 20 марта? Преподобного Евфросина Синеозерского. Какие духовные параллели можно увидеть в жизни этого святого и будущего старца-подвижника? В первую очередь в житии преподобного обращает на себя внимание то, что он вел не только жизнь подвижника, отшельника, но и старца-наставника, – многие приходили к отшельнику за советом, а некоторые селились рядом, руководствуясь примером его жизни и молитвенной помощью, и таким образом вскоре образовался монастырь. В тяжелые для России годы смуты он претерпел нападение от нечестивых поляков, которым сказал, что «все имение мое и монастыря в Церкви Пресвятой Богородицы», подразумевая богатства не земные, а духовные, и принял мученическую смерть. И схиархимандриту Амвросию придется вместе с Россией пережить времена смуты и понести крест гонений и скорби, но как под твердую руку Евфросина тянулись люди, так потянутся и к нему за утешением, советом, вразумлением страждущие и ищущие Царства Небесного, которое дороже всех благ, и возникнет под его рукой тайный женский монастырь. Но это все в будущем, а пока отрок впервые вкушал монастырской жизни. «Так с неделю мы жили и ничего не делали, а потом нам дали послушание в саду снимать с деревьев паутину, так как в ней зарождаются вредные червяки и их надо уничтожить. Неделю мы работали в саду, а потом регент отец Корнилий попробовал наши голоса и предложил мне и товарищу моему спеть что знаем. Яков был до этого солистом в сельском церковном хоре, а я нет, но иногда мы пели вместе с ним для своего удовольствия, посему и теперь мы дружно спели Входное, Достойно есть и Херувимскую (на благообразный Иосиф). У меня был альт, а у Якова – дискант. Отец регент остался очень доволен и сказал: «Завтра же становитесь на правый клирос – это будет вашим послушанием». И скажу правду, монастырское пение и гласовое, и подобное, и нотное мне так скоро далось, что я был назначен канонархом и стал других учить нотному пению».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010