И Церковь начала праздновать и очищение Матери, и представление, или посвящение, Богу Младенца Христа. Когда именно составлена была служба, неизвестно. Но уже ученый писатель III века святитель Мефодий, епископ Патарский, потом Тирский, в Палестине оставил нам свою большую проповедь на день Сретения Господня. Умер он в старости (312 г., год рождения неизвестен, около 230–240 г.). И потом уже следуют проповедники с IV по IX век; святитель Григорий Палама (XVI век) и так далее. Еще существует следующее объяснение. При греческом императоре Юстиниане (527–565) был целый ряд бедствий в Антиохии и Константинополе: землетрясения, моровая язва, так что от нее ежедневно умирали от пяти до десяти тысяч человек. Люди стали усерднее молиться. И в день Сретения Господа вдруг все это прекратилось, по милости Божией. В память этого, в 544 году, установлен был крестный ход в этот праздник. Остатком от этого и доселе является кондак, где упоминается и об императоре, и о прекращении «браней». Но нужно сказать, что это не мирится с праздником Сретения, а выступает некиим несоответствием с ним. Теперь никто даже и не знает о подобном событии. На другой день праздника совершается память святых, послуживших событию, – Симеона и Анны. Как известно, это делается по общему обычаю: на другой день Рождества Христова совершается «собор» (то есть соборное служение) в честь Божией Матери; потом в первое воскресение после Рождества – в честь [праотца] Давида, Иосифа [Обручника] и Иакова, брата Господня, который, по преданию, сопровождал в Египет отца, Пречистую Деву Марию и Младенца Христа; после Крещения – Иоанна Крестителя; после Пасхи и явления апостолу Фоме вспоминаем усердных жен-мироносиц и Никодима с Иосифом – и так далее. Теперь – Симеона и Анну, ихже молитвами спаси и нас, Господи! На этом и можно окончить описание праздника Сретения. III. Дополнительная глава о пении Собственно, этот вопрос относится не к одному Сретению, а и ко всякому другому празднику, то есть вопрос о гласах, поемых на том или ином богослужении их. Но для этого нужно быть не только специалистом в музыке вообще, но и в древнееврейской и греческой в частности; нужно знать древние «лады» (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский и параллельные им – на кварту каждому ниже). Мы таких знаний не имеем. И потому исходим из современного состояния церковного пения; притом – русского. А греческое пение и зависимые от него напевы славянских церквей – весьма сильно разнятся и от нашего и от западного пения, где существуют только два лада, или тона: мажорный и минорный – радостный и печальный. Но дело даже не в тонах, а в особых напевах.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Англия: в школьных рождественских спектаклях не нашлось места для Христа Лондон, 5 декабря, 2014 г. Согласно исследованию, проведенному среди британских родителей популярным сайтом для мам и пап «Netmums», христианство больше вытесняются из школьных Рождественских спектаклей, а на их место приходят безликие «зимние торжества», пишет The Telegraph. Вместо пастухов дети теперь изображают человека-паука или космонавтов      Даже те школы, которые все еще придерживаются религиозных традиций, предпочитают делать сильно модернизированные Рождественские постановки с искаженной интерпретацией истории Рождества Христа, а дети одеваются в костюмы фей и эльфов в стиле панков, а также изображают Элвиса Пресли, омаров, космонавтов и даже в виде мусорные корзины. Ряд школ, как показывает исследование, пересказывают Рождественскую историю, взяв за основу телепрограмму «Новичок», которую ведет британский бизнесмен Алан Шугар. В других школах ученики одеваются в костюмы, изображающие компоненты Рождественского ланча: морковь, брюссельскую капусту и… - тыкву, хотя она связана с хэллоуином, пишет издание. Лишь треть школ Британии на сегодняшний день готовят полноценные Рождественские сценки: с Богородицей и Иосифом-Обручником, хозяевами гостиницы, пастухами и волхвами. Часть родителей даже подчеркнули, что чувствуют себя обиженными, если их детям не дают в школе главные роли в Рождественских спектаклях, например, роли Иосифа или Пресвятой Богородицы. В свою очередь, каждый восьмой родитель признался, что школа, в которой учится его ребенок, совершенно отошла от Рождественских или любых религиозных тем и заменила их светскими, а каждый четырнадцатый родитель – что их школа готовит нейтральные «сезонные сценки» на этот праздник. Между тем некоторые родители сообщили, что заметили в школах «межрелигиозные» празднования Рождества: с элементами праздников, отмечаемых мусульманами, иудеями и индуистами. В целом примерно девятая часть респондентов отметили, что их школы в том или ином виде готовят Рождественские представления: но это, как правило, «современная версия» Рождества, где смешены Библейские персонажи и герои наших дней.

http://pravoslavie.ru/75639.html

Наследует живущий, а наследуется плоть. Апостол увещевает нас к общению с Духом, как бы так говорит: не живите как будто вы были только плоть и кровь” (Против ересей. 5, 9, 4). 6 Несколько столетий длился спор между православными и католиками о том, совершать ли Литургию на квасном хлебе или на опресноках. Православные ссылались на то, что слово стоящее в евангельском тексте, означает именно квасной хлеб, а никак не опресноки. Католические богословы защищались ссылками на то, что по еврейскому закону квасной хлеб даже не мог находиться в доме, когда в нем празднуют Пасху. Христос пошел бы на нарушение закона, если бы использовал квасной хлеб, и даже если бы Он захотел его найти — ни в одном из домов Иерусалима Он не нашел бы и крошки квасного хлеба в пасхальную ночь. Но Господин Субботы совершил пасху во внепасхальный день… 8 См. Буйе Л. Первая Евхаристия на последней вечере//Буйе Л. Библия и Евангелие. Брюссель, 1988, с. 227. 11 В этих словах Ветхого Завета выражается не столько неприятие жертвоприношения животных, так или иначе заповеданного Богом, в соответствии с чем и Пресвятая Богородица с прав. Иосифом Обручником принесли в храм двух голубей за рождение первенца — Иисуса, сколько указание, что жертвы, как бы грандиозны они ни были, не искупают беззакония, не заменяют праведности. — Ред. 12 Deus ex machina (лат.) ‘бог из машины’ — термин античной драмы, в которой счастливую развязку обеспечивало какое-либо божество; в античном театре актера, игравшего его роль, спускали на сцену сверху с помощью механизма. 15 “«Да испытывает себя человек когда ест от хлеба Господня». При понимании слова «воспоминание» в значении абстрактного представления о чем-то существующем или существовавшем эти наставления были бы бессмысленными”. — Успенский Н. Анафора, с. 52. 16 Этот весьма сильный аргумент приведен у митр. Макария Булгакова (см. его “Православно-догматическое богословие”. Т. 2. СПб., 1857, с. 296). 17 Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу тверскому Алексию. 1843–1867. М., 1883, с. 52. 20 Там же, с. 417. Слова, которыми совершается таинство, согласно приведенному тексту, — это слова “приимите и ядите”, а не эпиклесис. На это стоит обратить внимание, потому что здесь проходит еще одна линия православно-католи­ческой полемики. Католическое богословие полагает, что с произнесением священником слов “Приимите, ядите, сие есть тело Мое…” происходит таинство и совершается пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христовы. Православная традиция склонна отодвигать кульминационный момент несколько дальше — до молитвы эпиклесиса, призывающей Дух на предложенные Дары. Эти слова Златоуста вроде бы свидетельствуют в пользу западной традиции, однако Златоуст обращает внимание на то, что таинство происходит потому, что установительные слова однажды произнесены Христом, а не потому, что их повторяет священник.

http://pravmir.ru/posle-heruvimskoy/

3) Из сказания евангелистов об обстоятельствах рождения Иисуса Христа. Евангелисты повествуют: а) Как ангел благовествовал Пресв. Деве: не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнети во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус ( Лук. 1, 30. 31 ). б) Как ангел вразумлял Иосифа, обручника Девы Марии: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея: родшеебося в ней – от Духа Свята. Родит же Сына, и наречеши имя ему Иисус (Мат. 1, 20. 21). в) Как потом действительно родила Пресв. Дева, по прошествии обычного времени чревоношения: бысть же, егда быша тамо (в Вифлееме), исполнишася дние родити ей: и роди Сына своего первенца, и повит его, и положи его в яслех: зане не бе им места во обители ( Лук. 2, 7 ) 114 . г) Как вифлеемские пастыри, по наставлению от ангела, приидоша во град Давидов, и обретоша Мариамь же и Иосифа, и младенца лежаща во яслех ( Лк. 2, 16 ), а равно и волхвы с востока, по указанию необычайной звезды, пришедше в храмину, видеша отроча с Мариею материю ею, и падше поклонишася ему (Мат. 2, 11). д) Как, по исполнении осьми дней от рождения, Он был обрезан, и нарекоша имя ему Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве ( Лук. 2, 21 ). е) Как, по исполнении дней очищения матернего, вознесоста его во Иерусалим поставити пред Господем, и как здесь старец Симеон приял на руки свои Божественного Младенца и благословил Бога (- 22. 28). 4) Из всей последующей евангельской истории о земной жизни Иисуса Христа. Здесь читаем, что Господь Иисус, как человек, еще во дни младенчества должен был, по устроении Промысла, удалиться из Вифлеема во Египет, вместе с материю своею и Иосифом, чтобы избегнуть угрожавшей Ему смерти (Мат. 2, 13. 14); как человек, постепенно растяше и крепляшеся духом ( Лук. 2, 40 ); как сын Мариин, бе повинуяся ей и ее обручнику ( Лук. 2, 51 ); как человек, крестися от Иоанна во Иордане ( Марк. 1, 9 ), и Иоанн потому только узнал Его между другими людьми, приходившими креститься, что узрел Духа Божия, сходяща и пребывающа в Нем ( Иоан. 1, 32. 33 ). Видим, потом, что Господь Иисус, вступив в должность своего служения, обходил грады и веси с спасительною проповедию, и всюду был признаваем за истинного человека, ни разу не встречал надобности удостоверять кого-либо в истине своего человечества; что Он принимал иногда участие в учреждениях ( Лук. 5, 29 ), был на браке в Кане галилейской ( Иоан. 2, 1–11 ), возлежал на вечери в доме Лазаря ( Иоан. 12, 2 ), в доме Закхея ( Лук. 16, 5–8 ); что Он ежегодно приходил в Иерусалим на праздник пасхи, и сам совершал пасху с учениками своими, по закону обрядов (Мат. 26, 17 и др.). Наконец, евангелисты изображают с величайшею подробностию страдания нашего Господа, говорят о Его смерти, погребении, воскресении и вознесении на небеса, – все о таких событиях, которые решительно были бы невозможны, если бы Он не имел человеческого естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сретение – это встреча человечества с Богом в лице старца Симеона. Весь Ветхий Завет увидел исполнение чаяния «своего моления». Симеон, старец, удержанный в жизни, доживший до глубокой старости, увидел наконец день посещения своего, принял на руки Бога своего, отчего и назван Богоприимцем. Дождался исполнения чаяния своего, понес на руках своих утеху Израиля – Эммануила Христа. Старец Симеон, по преданию священник Иерусалимского храма, за свое неверие обреченный дожить до глубочайшей старости, чтобы удостовериться в пришествии Христовом, дождаться и увидеть, и держать на руках Христа. И праздник Сретения, как и икона праздника, выражает радость исполнения ветхозаветных обетований о пришествии Спасителя. В Симеоне как бы сосредоточилось ветхозаветное благочестие и вся неутолимая жажда иудейского мира встретить Спасителя. Ему одному было дано предсказание, что он доживет и своими глазами увидит Христа. И он дождался этого и был в Сретении сорокадневному Господу, принесенному Матерью и Иосифом Обручником в храм для совершения закона. На иконе старец Симеон изображен держащим Спасителя на руках. Все очертания старца как бы выражают исполнение в этом держании Господа на своих руках всех ветхозаветных чаяний. Он весь склонен над Богомладенцем, все линии тела Симеона обращены к Спасителю, как бы вогнуты, образуют вогнутым движением сосуд, принимающий благодать, а руки старца, смиренно покрытые краем одежды, образуют престол, который приготовлен Спасителю. Спаситель изображен сидящим на руках Симеона не как обычный младенец, но как сорокадневный Царь, сидящий на престоле. Правая рука Христа благословляет склонившегося над ним Симеона, левая держит свиток, дающий разрешение грехов. Глава Спасителя на иконе Сретения обращена не к Матери, но к Симеону, и в этом движении головы Христа определяются черты Его служения, те черты, которые повторились, когда двенадцатилетний Христос в Преполовение Пасхи беседовал со священниками Иерусалимского храма и как бы забыл о Матери. И это отдаление от своей семьи подчеркивается всей композицией иконы, всем распределением изображений на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/mysli-ob...

" Главное, что у нас есть Небесный Врач " января 2017 Митрополит Варсонофий посетил Детскую городскую клиническую больницу 5 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и председатель Заксобрания Вячеслав Макаров посетили 12 января Детскую городскую клиническую больницу 5 имени Нила Филатова. Его Высокопреосвященство встречали благочинный Фрунзенского округа протоиерей Алексий Исаев , глава Фрунзенского района Владимир Омельницкий и главный врач больницы Людмила Исанкина. В храме святителя Николая , находящемся в главном здании, правящего архиерея приветствовал настоятель протоиерей Артемий Белобородов и члены сестричества святителя Николая, которые с 2002 года несут здесь послушание. Владыка отметил, что в каждом лечебном учреждении необходим храм: " Господь дает силы ребенку, а врачи помогут ему выздороветь с помощью лечения и медикаментов " . Архипастырь посетил палату реанимации, поздравил с праздником Рождества Христова маленьких пациентов, обратился со словами утешения и напутствия к их родителям. Сотрудникам реанимационного отделения он выразил благодарность за их труд: " Вы выполняете божественную миссию, находитесь там, где есть Сам Господь, потому что Он всегда рядом с больными. В Евангелии сказано: кто посетил больного, посетил Меня " . Также гости побывали в нескольких палатах отделения нейрохирургии. В актовом зале митрополит Варсонофий поздравил детей и родителей с Рождеством Христовым, напомнив историю этого праздника: " С самого начала человечество пыталось жить без Бога. В результате накапливалось все больше зла, пустоты и суеты. Господь, видя, что мы страдаем вдали от Него, сжалился и послал на землю Своего Сына. Спаситель пришел, чтобы нашу пустоту заполнить Своей полнотой, злобу заместить любовь. Уже в колыбели Он начал претерпевать зло этого мира. Его с Матерью Божией и Иосифом Обручником преследовал Ирод, с самого детства Он стал " беженцем " . " Начав Свою миссию, Господь видел, что человеческий род болен. Он ходил и исцелял больных в каждом селении и городе. Затем Сам претерпел страдания, Его били, унижали, над Ним издевались и в конце концов Его распяли, - продолжил митрополит. - У каждого из нас в семье или среди близких есть кто-то больной. Главное, что у нас есть Небесный Врач, который исцеляет наши души - больные, унылые, отчаянные. Дает нам силы укрепить свой дух, а потом и тело восстанавливается " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Боится душа и Самого Бога, потому что не знает, насколько Он смирен, и кроток, и милостив. И никто не может понять любовь Христову, если не вкусит благодати Святого Духа.Братья мои о Господе возлюбленные,- Милостивый Господь свидетель души моей, что я пишу истину. И знайте, братья, и никто себя да не обманывает: кто брата не любит, тот и Бога не любит. Верно об этом говорит Писание, и его надо в точности исполнить, и тогда узришь ты сам в душе своей милость Господню, которая пленит твою душу, ибо сладка благодать ищет себе невесту, а девушка ищет себе жениха. Это земная жизнь, Богом благословенная. Но та душа, которую изберет Себе Господь и даст ей вкусить сладость любви Божией, земную жизнь не равняет с любовью Божией, но занята бывает Единым Богом, и ни к чему земному не привязывается. И если приходят к ней земные мысли, то она не услаждается ими, ибо не может возлюбить земное, но вся желанно стремится к Матерь с Иосифом Обручником болезнуя искали Христа, когда Он остался в Иерусалиме и беседовал в храме со старцами; и лишь после трех дней нашли Его.Сколько скорбела душа Божией Матери за эти дни? Она помышляла: «Где Ты, Сыне Мой любезный? Где Ты, Свете Мой драгоценный? Где Ты, утроба Моя возлюбленная?»Так каждая душа должна искать Сына Божия и Сына Девы, доколе не обрящет познавшая любовь Божию Духом Святым, умирая, испытывает некоторый страх, когда ангелы поведут ее ко Господу, потому что, живя в мире, она повинна грехам. Но когда увидит душа Господа, то возрадуется от Его милостивого кроткого лица, и Господь не помянет ей грехов по множеству кротости и любви Своей. От первого взгляда на Господа вселится в душу любовь Господня, и она от любви Божией и сладости Духа Святого вся отцы перешли от земли на небо. Что они там делают? Они пребывают в любви Божией и созерцают красоту Лица Божия. Красота Господня пленяет всякую душу радостью и любовью. Эта красота и на земле познается, но отчасти, ибо совершенной любви бренное тело не может вынести. На земле Господь дает душе столько, сколько может она вместить и сколько хочет щедрая рука моя приблизилась к смерти и сильно желает видеть Господа и вечно быть с Ним.Господь простил мне множество грехов и дал мне Духом Святым познать, как много Он любит человека.Все небо удивляется воплощению Господа, как Он, Великий Господь, пришел нас грешных спасти и приобрел нам вечный покой Своими страданиями, и душа не хочет помышлять ничего земного, но влечется туда, где Господь.Милы сердцу слова Господни, когда Дух Святой дает душе их разуметь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1392...

Последовательность, с какой проходят разнообразные формы благовещения в памятниках православного искусства, не есть явление случайное. Случайность и личный произвол противоречат основным требованиям византийской и русской иконографии, опирающейся на объективные начала и выражающей в своих формах ту или другую сторону древнего предания. Приступая к изображению благовещения, первые христианские художники должны были прежде всего обратить внимание на Евангелие Луки и в нем искать основания для его художественного выражения. Евангелист Лука сообщает, что благовещение произошло в галилейском городе Назарете, где жила Пресв. Дева вместе со своим обручником Иосифом. Посланный для благовестия Св. Деве арх. Гавриил, вошедши к ней, сказал: «радуйся благодатная, Господь с тобой; благословенна ты между женами». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Затем передается здесь беседа архангела с Богоматерью, в которой говорится о зачатии от Св. Духа; оканчивается она словами Богоматери: «се раба Господня; да будет мне по слову твоему» ( Лк. 1:26–38 ). Сущность события передана здесь с достаточной ясностью и полнотой; но внешняя обстановка его не объяснена: таков обычный прием подлинных Евангелий в передаче евангельских событий, в отличие от апокрифов, силящихся восполнить краткие рассказы Евангелия подробными описаниями внешней обстановки событий. Из евангельского рассказа видно, что Богоматерь во время благовещения находилась в доме, куда и вошел ( εσελθν) архангел, и что благовестие вызвало в ней смущение. Данные эти всегда принимались в соображение художниками, но они, сами по себе, были недостаточны для воспроизведения цельной картины благовещения. Художники V в. приняли в соображение и данные из иконографии предшествовавшего периода искусства: иконографические формы Богоматери и ангелов к V в. уже начинали слагаться, формы беседы, жесты и положения беседующих лиц намечены были также в искусстве древнейшем. Но, создавая при помощи всех этих данных изображение благовещения, художники вносят сюда новые мотивы, определяющие иконографические переводы благовещения с рукодельем и у источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Вот говорят, что лучше один ребенок, но желанный, но это равносильно тому, если сказать: лучше одна рука, но правая. А другая? А ноги, глаза разве не нужны? Это неправильная логика. И через нее общество уничтожает само себя. Для православной совести она включает в себя целый спектр грехов: покушение на самоубийство, потому что совершающая аборт женщина сильно рискует умереть (есть еще отсроченные последствия, о которых говорят в медицинских ВУЗах — например, рак груди); самоубийство семьи, потому что там, где был аборт, жена теряет доверие к мужу, считая, что это он не защитил дитя, она пилит мужа, а он начинает пить – в благословленном Господом браке нарушен баланс святости. Потом надо еще понимать, что процедура аборта очень унизительна для женского достоинства. Также надо помнить, что аборт — это самоубийство рода. Мы делаем такие социальные плакаты, где показываем, как аборт прерывает связь поколений и уничтожает возможность появления нового рода. Абортирование одного единственного младенца означает исчезновение целого рода, целой ветви, которая могла бы от него народиться. Этот суицидальный настрой — это тупик, в который себя вгоняет и государство, и общество. Сегодня в столицах и крупных городах редко встретишь много детей. Если дети где-то шумно играют, то у многих это вызывает отторжение. А это один из признаков постабортного синдрома, которым на протяжении нескольких последних поколений страдает все общество. У пролайферов (от pro-life — «за жизнь», англ.) есть такое мнение, что мы все из поколения выживших в этой перинатальной рулетке, в которой выживает один из десяти. Даже в «русской рулетке» шанс выжить больше: один патрон на десять выстрелов. Но тот факт, что мы принадлежим к поколению выживших, ни в коем случае не должен повергать нас в уныние. Те, кто выжил и осознал масштабы и серьезность этой проблемы, должны осознать свою жизнь как миссию. И здесь огромную роль играет молитва вифлеемским младенцам – покровителями тех, кто борется за жизнь детей. Задумайтесь, кто такие вифлеемские младенцы? Это сверстники Христовы. Из того поколения выжило всего двое: Иоанн Креститель, которого сохранил в скале пророк Захария, поплатившийся за это жизнью, и Спаситель, потому что отправился с Пресвятой Богородицей и Иосифом Обручником в Египет. Поэтому мы о своей деятельности говорим также, как о миссии поколения выживших, которые должны ощущать ответственность за нерожденных. Если выжившие не изменят ситуацию, то кто тогда это сделает?

http://pravoslavie.ru/36328.html

Отчего же Церковь ограничилась распространением исключительно " той или иной тематики, утверждавшей православие " в ответ на смертельную для Руси ересь " жидовствующих " ? Она достойно ответила: и письменной полемикой, и мудростью иконописцев... Имели место быть, на наш взгляд, и другие случаи применения приема. Последняя четверть XV века - время не только ереси, но и " хождений за три моря " , причем не одних русских. Это эпоха великих географических открытий. По-особенному начинают переживаться в изобразительном искусстве и мистические, наполненные глубоким религиозным смыслом перемещения: обратим внимание на такие сюжеты среди новгородских таблеток, как " Благовещение " , " Сретение " , " Вход в Иерусалим " , где мы находим употребление приема. В первом случае подчеркивается приход к Богородице Архангела Гавриила, во втором - принесение жертвы Иосифом Обручником, в третьем - вхождение в Иерусалим вместе с Христом и Его учеников. Здесь иконописец вскрывал богословский пласт евангельских событий, а не арифметически перечислял сюжетные " хождения " . Прием позволял также отобразить патрональное имя ктитора, заказчика или поминаемого. И тогда в Деисисе выделялся только один из перечисленного круга лиц, а иногда - Архангел Гавриил. Таким образом отмечен в " Молящихся новгородцах " явнее других - апостол Павел [ 6 ] . Но это уже отдельные примеры " индивидуального " мышления, которое отражалось необычностью даже на самой композиции. Во второй половине XVI века - ко времени преодоления ереси - прием выходит из употребления за ненадобностью. А если позже где-нибудь в глубокой провинции к нему еще и прибегали, то отнюдь не в силу надобности, но в силу сложившейся традиции, без осмысления внутреннего содержания. Такое его применение можно наблюдать и по сей день. Знаменательно, что, объявившись в Новгороде, ересь нашла себе могильщика - в лице игумена Новгородской епархии (до 1507 г.) - преп. Иосифа Волоцкого. И первыми из русских иконников высказались против нее - тоже новгородцы (вот показатель жизнеспособности церковного организма!).

http://pravoslavie.ru/211.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010