Могилёв. Собор Иосифа Обручника. /// Объект утрачен Собор Иосифа Обручника. Его разрушили во время «столичной» реконструкции Могилева. На месте святилища возвели гостиницу для чиновников. Теперь гостиница - офисный центр. От Соборной площади осталась только арка ворот (на фото фрагмент арки - справа), на ней названия советских воинских частей, которые освобождали Могилев от нацистов Елена Григорьева ?? Карта и ближайшие объекты Иосифовский собор, построенный по проекту Н. А. Львова в 1781-1798 гг. в Могилеве, стал другой существенной частью императорской храмостроительной программы, связанной с “Греческим проектом”. Собор был заложен Екатериной II и австрийским императором Иосифом II в честь его небесного покровителя – праведного Иосифа Обручника. " Во славу Бога единаго всемогущаго на память знаменитаго свидания Екатерины Вторыя Императрицы и Самодержицы Всероссийския и Иосифа Втораго Императора Римскаго основан храм сей святаго Иосифа в Губернском городе Могилеве в присутствии обоих их Императорских Величеств майя 30 дня… 1780 [года] … при пастырстве Преосвященного Георгия Епископа могилевского и при управлении белорусским наместничеством Генерала фельдмаршала и Государева Наместника Графа Захара Григорьевича Чернышева, строил Николай Львов " . Выбор дня закладки собора знаменателен: 30 мая празднуется память преподобного Исаакия Далматского и, как известно, день рождения императора Петра Великого. Тогда же было заключено тайное соглашение России и Австрии о сотрудничестве в осуществлении " греческого проекта " . Основные композиционные и конструктивные принципы в Иосифовском соборе те же, что и в осуществленном Софийском соборе в Царском Селе: пологий купол в интерьере, имеющий в основании 12 арочных люкарн и опирающийся на паруса; невысокий наружный барабан, несущий внешний купол. С запада к собору примыкал развитый греко-дорический портик, напоминавший по пропорциям портик Парфенона. " Дорический орден, украшавший внешность вей церкви, сделан по примеру древнегреческих зданий без базов, коих при сем ордене никогда не употреблялось в лучшее время греческой архитектуры, как то свидетельствуют остатки афинских, также и пестумских храмов " . Четырехколонные портики боковых фасадов, исполненные в том же ордере, имели центральный интерколумний вдвое шире боковых, так что колонны казались едва ли не сдвоенными, как и в проекте Ч. Камерона для Софии. Тимпаны фронтонов боковых портиков были прорезаны уже знакомыми нам крупными термальными окнами. Сам по себе этот прием может напоминать о влиянии палладианских идей, однако в контексте содержательной программы Иосифовского собора он удачно поддерживает основную " греческую " мысль, будучи связанным особенностями облика Софии Константинопольской. При взгляде на чертежи Н. А. Львова невольно вспоминаются строки Г. Р. Державина из оды на взятие Измаила: " Афинам возвратить Афину/Град Константинов Константину " .

http://sobory.ru/article/?object=35032

Ап. Иуда. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Ап. Иуда. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сведения об И. крайне малочисленны. Имена братьев Господних известны из евангельского рассказа о том, как жители Назарета, удивляясь учению Спасителя, восклицали: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф 13. 55). В соответствующем эпизоде Евангелия от Марка порядок имен братьев другой: Иаков, Иосия, И. и Симон (Мк 6. 3). Мнение блж. Иеронима Стридонского о том, что И. и его братья были детьми Клеопы-Алфея (брата прав. Иосифа Обручника ), т. е. двоюродными братьями Спасителя ( Hieron. Adv. Helvid. 13-16; Idem. De vir. illustr. 1), утвердилось в Зап. Церкви. В Византии возобладала т. зр., что И. и его братья были сыновьями Иосифа Обручника от 1-го брака. Визант. синаксарное Житие ап. Иакова, брата Господня, содержит предание о разделе прав. Иосифом Обручником земельных владений между детьми. Его сыновья от 1-го брака воспротивились выделению доли наследства Иисусу, только Иаков принял Спасителя в совместное владение своей частью (SynCP. Col. 156-157). Из новозаветных текстов следует, что при жизни Спасителя И. и его братья «не веровали в Него» (Ин 7. 5), но после Вознесения присоединились к апостолам и женам-мироносицам (Деян 1. 14). И. был женат и имел потомство. Евсевий, еп. Кесарийский , ссылаясь на Егесиппа (сер. II в.), повествует о внуках И., называемого «по плоти братом Господним», к-рые исповедали веру во Христа перед имп. Домицианом (81-96) ( Euseb. Hist. eccl. III 19-20, 32). Из рассказа следует, что в это время И. уже не было в живых. Домициан начал гонения в последние месяцы своего правления, следов., брат Господень умер ранее 96 г. Сообщая о браках сыновей Иосифа Обручника Иосии (Иуста) и Симона, апокрифическая «История Иосифа Плотника» (между IV и VII вв.) почему-то умалчивает о женитьбе И. (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. Р. 39).

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Да, братья и сестры, мы с вами очень хорошо знаем, что царь Давид был очень грешным, что грехи его были очень тяжкими. Но как он каялся в грехах! Но как он просил помощи Божией для того, чтобы справиться со своими страстями, как её он искал! Поэтому Церковь и считает устроение его души новозаветным, и вспоминает его здесь сегодня вместе с Иосифом и Иаковом. Ему, как и им, посылалась помощь Божия особенным образом. Вот сегодняшнее Евангельское чтение и говорит о том, что особым образом может посылаться помощь Божия людям. И посылается. Бог вызвал мир из небытия к бытию. Бог запечатлел Свой образ, образ Творца, в творении, в человеке. Человек его попирает, этот образ Творца, растлевает его своими страстями. Растлевает славу первообразной Красоты, сообразности человека Богу-Творцу. И для того чтобы помочь людям эту славу сохранить в себе и раскрыть, для этого Господь Бог помогает всячески людям и помогает тем особым образом, о котором рассказывает нам сегодняшнее Евангельское чтение: посылает нам ангелов. Сегодняшнее Евангелие так ведь и начинается, вспомните: Иосиф Обручник видел во сне ангела, который велел ему взять Богомладенца, Пречистую Его Матерь — Приснодеву Марию и бежать в Египет. А через некоторое время уже в Египте (потому что Иосиф-обручник поверил ангелу и сделал то, что от него ангел требовал, помогая ему), опять ему является ангел Божий и говорит: «Теперь возвращайся назад». И он возвратился назад и пошел в Назарет, чтобы сбылось все, как написано в Писании о Господе Иисусе Христе. Там говорится, и о Египте, и о Назарете, откуда Иисус Христос вышел на свою проповедь. А ведь Иосиф Обручник мог и не поверить ангелу не только в этом случае, а и в других. (Ему неоднократно являлся ангел). Но он верил. Он верил ангелу так, как поверили ангелам пастухи в Рождественскую ночь, пошедшие к пещере, где родился Господь Иисус Христос, так же, как поверили ученые волхвы особому знамению — Вифлеемской звезде, приведшей их к той же пещере. Братья и сестры! Ангелы помогают не только избранным людям, ангелы Божии помогают всем, каждому из нас, они всегда с нами, всегда около нас.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-shp...

" Любить Его, как любила Божия Матерь " января 2018 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова в Веселом Поселке В праздник Собора Пресвятой Богородицы , 8 января,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова в Веселом Поселке . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Невского округа протоиерей Алексий Скляров, настоятель протоиерей Олег Жаворонков с клиром и другие священнослужители. По запричастном стихе было оглашено рождественское поздравление правящего архиерея. Было совершено славление перед иконой Рождества Христова. Митрополит обратился к верующим с архипастырским словом. " По милости Божией мы дожили до праздника Рождества Христова и всей полнотой Церкви торжественно отметили величайшее событие в истории рода человеческого - пришествие в мир Сына Божия, - сказал владыка. - Господь изволил родиться в убогой вифлеемской пещере, чтобы люди потом не говорили: " Хорошо Тебе, Господи! Ты родился в царском дворце, как Бог, а мы в бедных хижинах " . Такое невозможно сказать Господу, потому что Он явился людям в таком неприспособленном для этого месте, в каком вряд ли кто-то еще рождался. Что было дальше, мы знаем из Евангелия: не успел Господь появиться на свет, как тут же нашлись гонители, и Он был вынужден стать беженцем. Святой Иосиф Обручник с Пречистой Девой Марией и Младенцем вынуждены были бежать в Египет, потому что если бы они остались, Младенец был бы убит воинами царя Ирода, который опасался нового царя, видя в нем угрозу своей власти. Господь первые годы жил в чужой стране, где их никто не знал и не ждал. И только по смерти царя Ирода Господь Духом Святым был направлен к себе на родину, в Назарет, где готовился к величайшей миссии - спасению рода человеческого " . " Второй день праздника всегда посвящается участникам этого события, - продолжил архипастырь. - Мы сейчас пропели тропарь и кондак Рождества Христова, еще раз поклонились Богомладенцу и прославили Его Пречистую Матерь. Сегодняшний день именуется Собором Пресвятой Богородицы. В Собор входят Иосиф Обручник, царь Давид и Иаков, брат Господень. Иосиф Обручник был хранителем девства Богоматери и защитником Богомладенца. Царь Давид был предком Господа по плоти и задолго до рождения Христа в псалмах рассказал о евангельских событиях, как будто сам стоял на Голгофе. Большинство прокимнов - это стихи из псалмов Давидовых. Иаков, брат Господень, - сын Иосифа от первой жены его, стал первым епископом Иерусалимским. Он также был в Египте вместе с Иосифом и Девой Марией, охраняя Младенца в этом странствии " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

О. изображен средовеком с черными бородой и волосами. Здесь впервые представлен подробный цикл, где И. О. показан в следующих сценах: «Беседа ангела с Иосифом» («Сомнения Иосифа»), «Поклонение волхвов», «Явление Иосифу во сне ангела, повелевшего бежать от Ирода», «Св. Семейство у града Сотина», «Сретение». И. О. одет в короткую белую тунику и красный плащ. В VI в., когда формируется визант. иконография Рождества Христова с лежащей на ложе Богоматерью, И. О., подобно апостолам и пророкам, изображается в традиц. хитоне и гиматии, сидящим, подперев в раздумьях голову рукой (ампула из Монцы, VI в.), пожилым человеком (крышка реликвария, Музеи Ватикана, VI в.). На резной пластине трона архиеп. Максимиана (Архиепископский музей, Равенна) появляется еще одна сцена - «Сон Иосифа», или «Явление во сне ангела Иосифу», связанная с разрешением сомнений прав. старца относительно соблюдения Девой Марией обета чистоты (Мф 1. 18-21). Эта сцена пришла на смену композиции с более ранней иконографией - «Беседа Иосифа с ангелом». Здесь же представлена композиция «Путешествие в Вифлеем» (И. О. придерживает Деву Марию, сидящую на осле), а также апокрифическая сцена «Испытание водой обличения» (И. О. наблюдает, как Дева Мария пьет из чаши). Он может изображаться и подающим Ей чашу (резная пластина VI в. со сценами «Благовещение» и «Испытание водой» - ГЭ). Прав. Иосиф Обручник. Фрагмент иконы «Богоматерь Киккская, с пророками». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Прав. Иосиф Обручник. Фрагмент иконы «Богоматерь Киккская, с пророками». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В средневизант. период в протоевангельских циклах на иконах и фресках присутствует также сцена «Обручение Марии», или «Вручение Марии Иосифу» (эпистилий из мон-ря Ватопед на Афоне, XII в.), иконография к-рой близка к иконографии «Введения Богородицы во храм». Иногда за ней следует композиция «Иосиф ведет Марию в свой дом» (ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах), 1189). В композиции «Сретение» И. О., сопровождающий Богородицу, держит 2 белых горлиц в качестве жертвы храму (один из ранних примеров - миниатюра из Минология Василия II - Vat.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

Спасая Богомладенца Христа от Ирода, Мария вместе с Иосифом Обручником бежит в Египет, но впоследствии Святое семейство возвращается на родину. Евангелист Лука повествует о том, как в отрочестве Иисус был приведен Своею Матерью и Иосифом Обручником в Иерусалим, где в храме беседовал со старейшинами и книжниками, поражая их Своею мудростью. Потом мы встречаем Божию Матерь на брачном пире в Кане Галилейской, где Спаситель совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино. Мы видим Божию Матерь предстоящей у Креста Господня вместе с любимым учеником Спасителя Иоанном, которому Иисус препоручает Свою Мать. Вместе с тем Ей в лице Иоанна усыновляются и все ученики Спасителя. Мария становится Матерью учеников Иисуса, а значит, и Матерью всей Церкви. Дальнейшие сведения из жизни Пресвятой Богородицы также доносит до нас церковное Предание. После Воскресения и Вознесения Спасителя Дева Мария живет вместе с Его любимым учеником Иоанном, участвует в Соборе апостолов в Иерусалиме. Предание свидетельствует также о Ее блаженной кончине, именуемой на языке Церкви Успением. Покинув этот мир, Она не была предана земле, но тело Ее чудесным образом исчезло — Божия Матерь была принята Своим Сыном с душою и телом в Небесное Царство. И ныне Она пребывает со Христом и неразлучна с Ним. Почитание Божией Матери основывается на изначальном в христианской общине понимании особого значения Пресвятой Девы для спасения человеческого рода, на Ее личной святости, превышающей святость кого-либо из людей, и даже ангелов. Господь спасает мир вместе со Своей Матерью. Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха. А иначе и быть не могло, ибо безгрешный Бог не мог соединиться с помраченной грехом человеческой природой. Он был во всем подобен нам — кроме греха. И когда говорится о воссоздании во Христе первозданной природы человека, то имеется в виду то, что Спаситель, получив от Своей Матери непомраченную грехом человеческую природу, не повторил грех Адама, но подчинив Свою человеческую волю воле Божественной, в Самом Себе осуществил первоначальный замысел Творца о человеке, уподобившись Богу, став «вторым Адамом».

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 8 января 2013 г. 17:22 8 января 2013 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. Под этим наименованием подразумевается празднование в честь родственников по плоти Господа и Спасителя — Обручника Иосифа, святого царя, пророка и псалмопевца Давида и святого апостола Иакова, брата Господня и первого епископа Иерусалимского. Обручник Иосиф, вдовец, которому на 80-м году жизни первосвященник благословил принять в дом Деву Марию для хранения Ее девственности и чистоты, который в детстве воспитывал Спасителя как отец, который уберег Пречистую Деву Марию и родившегося Младенца Иисуса от гнева Ирода бегством в Египет, прославлен Церковью как ближайший по плоти родственник Господа и Спасителя. Сегодня Церковь вспоминает также святого царя, пророка и псалмопевца Давида, потому что род Иосифа был из колена и рода Давидова. Именно святой царь, пророк и псалмопевец, много сделавший для укрепления веры в единого Бога, проживший долгую жизнь, этой жизнью запечатлел свою веру в пришествие Мессии, Спасителя, Избавителя мира, Которым и явился Господь наш Иисус Христос, по плоти Своей — от колена Давидова, рожденный Пречистой и Преблагословенной Девой Марией. Обручник Иосиф был женат первым браком на женщине по имени Саломия, у них было несколько детей. Старший, Иаков, жил вместе с Иосифом и, по преданию, вместе с ним и Пречистой Девой Марией бежал в Египет. Церковь именует Иакова братом Господним и первым епископом Иерусалимским, потому что после вознесения Спасителя он возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.

http://patriarchia.ru/db/text/2698353.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день праздника Собора Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля 8 января 2010 г. 15:44 В день попразднства Рождества Христова и Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. После богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю со вторым днем Рождества Христова. По традиции нашей Церкви этот день имеет такое же значение, как и великие праздники. Вот почему в этот день всегда совершаются торжественные богослужения, а по обычаям града Москвы в этот день совершается богослужение в самом главном храме нашей Церкви — Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Второй день Рождества посвящен тем, кто по плоти был близок к Спасителю. Мы вспоминаем память царя Давида, праведного псалмопевца, потому что именно из его рода произошел Иосиф Обручник, ставший тем, кто хранил девство Пресвятой Богородицы, но кто был как бы земным отцом для Младенца и Отрока Иисуса в Его детские годы. Мы вспоминаем также апостола Иакова, который был одним из четырех сыновей праведного Иосифа от первого его брака. Видимо, личная дружба, как и родственные чувства, скрепляли отношения Спасителя с этим, в начале жизненного пути Господа совсем молодым человеком, по возрасту близким к Нему. По преданию, именно апостол Иаков был вместе с Иосифом и Марией и Спасителем в Египте, спасаясь от преследований царя Ирода. Поэтому сегодняшний день — второй день после Рождества — мы и называем Собором Пресвятой Богородицы, т.е. собранием, в которое входили лица, лично близкие Пресвятой Деве Марии, Иосифу Обручнику, а также и Господу Иисусу Христу. Рождение Спасителя было от Духа Святого. Это не было обычным рождением. Но в земной жизни Спасителя важное значение играла Его семья: Его Пречистая Матерь, Иосиф Обручник, Его ближайшие родственники — те, кто окружал Младенца и Отрока Иисуса. И поэтому Церковь, воздавая особое почитание всему тому, что Господь Бог принес в мир через воплощение Сына Своего, одновременно вспоминает и земную жизнь Спасителя, и Его близких и родных. И так иначе и быть не могло, потому что в Церкви соединяется Божественное и человеческое, небесное и земное, и в этом соединении одно не умаляется другим.

http://patriarchia.ru/db/text/986332.htm...

Поучение в день Благовещения Пресвятой Богородицы Послан бысть Архангел Гавриил от Бога во град Галилейский, ему же имя Назарет, к Деве обреченней мужеви, ему же имя Иосиф, от дому Давыдова: и имя Деве, Мариам ( Лук. 1:26, 27 ). Ныне у нас праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот самый день, как говорится в нынешнем Евангелии, св. Архангел Гавриил послан был от Бога к Пресвятой Деве Марии и возвестил Ей, что Она зачнет во чреве Своем от Духа Святого и родит Сына, истинного Господа, на радость и спасение роду человеческому. Радуясь нынешнему празднику, будем благодарить и прославлять Господа, благоволившего воплотиться нашего ради спасения от Пресвятой Девы Марии; будем благодарить и прославлять и Пресвятую Деву Марию, родившую нам Бога – Слово, и достигать своего спасения св. верою в Бога и добрыми делами. Но нынешнее Евангелие дает мне повод, братие христиане, обратить ваше внимание еще и на то, где жила Пресвятая Дева Мария в то время, когда св. Архангел Гавриил принес Ей от Бога радостную весть. Из Евангелия видно, что Она в это время жила в городе Назарете, в доме обручника своего, праведного Иосифа, т. е. жила в семье, как и мы живем со своими семьями. Говоря об этом, я хочу сказать, что Пресвятая Дева Мария, как семьянинка, служит примером семейной жизни для всех замужних женщин и научает их, как они должны устроятъ счастье семейное и приобретать себе и своей семье благодать и благословение Господне. Итак, посмотрим на ту Богом любимую семью, в которой жила Пресвятая Дева Мария. Что за дивная была эта семья? Глава этой семьи: праведный Иосиф – бедный плотник. И как он сам, так и вся его семья отличалась высоким благочестием, а вошедшая в семью его Пресвятая Дева Мария, своим глубочайшим смирением, кротостью и чистотою, сияла как свет небесный и привлекала Господню благодать и благословение на всю семью. Она любила заниматься чтением святых книг, молитвою и богомыслием. Как член семьи, она разделяла с Иосифом и труды семейной жизни, занималась полезным домашним рукоделием и почитала Иосифа как своего обручника и хранителя. От того в этой семье всегда был Божий мир и Божия благодать. И в эту-то, говорю, благословенную семью, к богоизбранной Деве Марии, по повелению Господнему, явился св. Архангел Гавриил и возвестил ей великую радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Мы все слышали об этом человеке. Но мысль наша, всего скорее, лишь скользила по его имени. А оно достойно того, чтобы внимание на нем сфокусировалось. Это Иосиф, праведный Иосиф, обручник Пресвятой Девы и мнимый отец Господа Иисуса Христа.      Чтобы задать тон разговору о нем, скажем сразу: Единородный Божий Сын в дни Своего детства называл Иосифа «папа», «авва». Больше никто на земле этой чести не удостаивался и не становился временным и земным подобием Вечного и Небесного Родителя. За что такая честь, для нас останется тайной. Лишь догадываться можно, насколько глубока душа этого плотника из рода царя Давида. Писание называет Иосифа праведным, когда он заметил у Марии признаки беременности и решил тайно отпустить Ее. Дело в том, что Закон велит смертью казнить девушку, забеременевшую до брака. И еще не округлился животик, но наметанный глаз взрослого человека (Иосиф намного старше Марии) без ошибки понял, что Мария непраздна. Мысли Иосифа были вполне земные, но человеколюбивые. О зачатии от Духа Святого никто и помыслить не мог. Он не хотел подвергать Марию поношению, не поднял шум с выяснениями и осуждениями. Он просто решил Ее отпустить. Это смирение. Это праведность. Так поступают единицы. И тут небо начинает Иосифом руководить. Ангел во сне велит не бояться. Зачатое Дитя – от Духа Святого. Родится Сын, и нужно будет назвать Его Иисус. Не иначе! И Он спасет людей Своих от грехов их! Каких «своих людей»? Какие свои люди у не родившегося ребенка? Сколько вопросов должно подняться роем в душе. Очевидно, нужна большая покорность и глубокая вера, чтобы подчиниться сказанному. И Иосиф поступает на службу зачавшемуся Мессии и Его Матери. Чтобы Христу прийти в мир нужна чистая дева. От кого угодно Сын Божий на земле родиться не может. Вся история мира до Христа – это приготовление Девы. Она – Лестница, по Которой Христу нужно спуститься. Она – Дверь Небесная, через Которую Христу нужно войти. Но нужен еще и обручник. Нужен тот, кто в глазах людей будет для Марии мужем, а для Иисуса отцом. Нужен кормилец и защитник. И это тоже не может быть кто угодно. Выбрать «папу» для Сына Божия ничуть не легче.

http://pravoslavie.ru/100371.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010