О пророчествах из Ветхого Завета и текстах из Нового Завета о Рождестве Господа Иисуса Христа 18.01.2017 08:51:02 Протоиерей Олег Стеняев Сегодня мы будем говорить о Рождестве Христовом. Мы будем рассматривать тексты из Евангелия от Матфея, Евангелия от Луки, где рассказывается об этом удивительном событии. Но предварить это повествование хочется словами Евангелия от Иоанна (3 глава, 16 стих), где сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».  В Евангелии от Матфея в 1-й главе с 18 стиха и ниже сказано: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» . В этом тексте говориться о том, что Пресвятая Дева Мария - это избранница Божия, она была обручена Иосифу, и, как святые отцы говорят, это было сделано, как бы по двум причинам. Первая причина - надо было скрыть от дьявола до времени ту Деву, от которой в этот мир должен родиться Христос Спаситель, ибо дьявол знал из Писания, что Мессия родится от девы. Обрученная дева - это как бы уже жена. И здесь внимание дьявола было ослаблено. С другой стороны, Господь избрал Иосифа Обручника Марии, этого благочестивейшего человека из дома Давидова, для того, чтобы он покровительствовал Пресвятой Деве, чтобы он возглавлял святое семейство во время тяжелых переходов в Египет и назад из Египта. До времени Иосиф не был посвящен в эту тайну, в тайну непорочного зачатия, сказано «прежде чем нежели сочетать они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого». И мы читаем далее: " Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее " . Вот в этих словах есть серьезное противоречие. Здесь сказано «Иосиф же муж Ее, будучи праведен», какой же праведностью праведен этот человек? Если говорить о праведности Ветхого Завета, то он, узнав о том, что обрученная ему девица ждет ребенка, должен был за волосы вытащить её к городским воротам и отдать на побиение камнями.

http://radonezh.ru/analytics/o-proroches...

Особо обращаю ваше внимание на слова (Мих. 4, 1): " И будет в последние дни " , эти слова, конечно же, означают время Мессии. Что значит " последние дни " , какие последние дни могут иметься в виду? Действительно, с пришествием Господа Иисуса Христа - это последние времена, земная история на этом исполнена, ее смысл достигнут, теперь после Рождества Христова мы переживаем как бы затянувшийся конец этой истории. Ев. Матфей ссылается на это пророчество во 2-й главе и приводит дословно эти слова. При каких обстоятельствах? (Об этом надо будет отвечать на экзамене). Ирод, " собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля " (Мф. 2, 4-6). Итак, налицо иудейская традиция, о которой пишет Матфей. Место, о котором пишет прор. Михей, толковалось именно так. Не должно было родиться Господу в Вифлееме, Святое семейство жило в Назарете, далеко за 100 км. с лишним на север от Вифлеема, маленького городочка по соседству с Иерусалимом. Но Господь так устроил, что это древнее пророчество о Рождестве Христа в земле Иудиной, в городе царя Давида (Вифлеем - это родина царя Давида), от которого Господь происходил по крови, совершилось. Итак, в мельчайших подробностях Господь устраивает так, чтобы древние пророчества о происхождении Господа от Вифлеема, от города царя Давида совершились таким невероятным образом, когда Божия Матерь в последние сроки Свои вынуждена была путешествовать в этот город с Иосифом-обручником, и там родить. Далее, книга пророка Даниила повествует с удивительной точностью о времени рождения Господа нашего Иисуса Христа. Вот при каких обстоятельствах - в 9-й главе пророк Даниил размышляет об исполнении пророчества Иеремии (Иер. 25, 9-12) об окончании Вавилонского плена, и там говорится, что Вавилон падет, будет 70 лет плена, они уже подходят к концу во времена пророка Даниила, а между тем, еврейский народ находится еще в рабстве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1428...

После Своего крещения в Иордане и испытания в пустыне Иисус Христос поначалу возвратился в Галилею, придя и в Назарет, город, где Он воспитывался Девой Марией и Иосифом Обручником. Жители Назарета рады были видеть Его и пригласили в праздничный субботний день читать Священное Писание и произнести проповедь в синагоге. Но Христос поразил всех: прочитав стих из книги пророка Исаии, Он сказал им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Воистину сбылись слова пророка Исаии. Спаситель сказал всем способным услышать, что Дух Господень на Нем, что Он – Помазанник – Христос, Мессия. Тот, Кто обладает силой даровать людям свободу, исцелять их и проповедовать им Евангелие, Благую Весть Божию! Спаситель начинает Свое учительное и проповедническое служение. 1. Найдите в Священном Писании указанные ниже места и расскажите, что произошло, когда Иисус Христос приступил к Своему служению. 2. Проглядите пять разделов правой колонки и найдите, который из них наиболее близко соответствует прочтенным вами стихам. 3. Заполните пробелы словами, которыми завершаются места из Священного Писания. 4. Ответьте на вопросы, которые следуют за каждым библейским стихом. A. Он сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:_______________________ заповедает о Тебе и на _________________ понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Кто это говорит? Кому он это говорит? Б. Он имел одежду из _________________ волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были_______________ и ________________________. Как звали этого человека? B. Он начал проповедовать, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось________________________________ «. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев:__________________________и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас__________________________________ «. Что они сделали, после того, как услышали эти слова? Кто был проповедающий?__________________________________ Мф. 4:23–25 Мф. 3:4 Мф. 4:17–20 Мф. 4:6 Мф. 3:11 Г. Иоанн сказал: «Я__________________вас в воде в покаяние, но Идущий за мною... будет________________________вас______________ огнем».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После этого сновидения исчезли в доброй душе Иосифа все сомнения, все подозрения; с радостным сердцем он спешит исполнить волю Божию, возвещенную ему Ангелом: ВСТАВ ОТ СНА, ИОСИФ ПОСТУПИЛ, КАК ПОВЕЛЕЛ ЕМУ АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ: он сообщает о своем сновидении Марии и объявляет повеление Ангела: теперь уже и Она не имела причин молчать перед Иосифом. Она охотно сложила с Себя эту тяжкую для сердца Ее обязанность. И старец вместе с юной Девой с благоговением произнесли святое имя будущего Мессии — Иисус, которое им обоим было открыто — каждому порознь. После этого Мария совсем уже перешла в дом своего праведного обручника: И ПРИНЯЛ Иосиф нареченную ЖЕНУ СВОЮ, принял сердцем и душой в дом свой. И стал он с этого времени благоговейно служить Ей, как Матери обетованного и всеми с нетерпением ожидаемого Мессии — Христа. А Пресвятая Дева, прикрывая тайну Божию именем обрученной жены, мирно ожидала в доме Иосифа преславного исхода благодатного своего чревоношения. И НЕ ЗНАЛ ЕЕ Иосиф, говорит евангелист, КАК НАКОНЕЦ ОНА РОДИЛА СЫНА СВОЕГО ПЕРВЕНЦА, - т.е. совершенно никогда не познавал Ее как муж, ибо слово «как наконец» (по словарю: дондеже) в Священном Писании не означает никакого срока. Так, в книге Бытие сказано: и выпустил (Ной) ворона ...который, вылетев, отлетал и прилетал, пока (дондеже) осушилась земля от воды (Быт. 8:7); но ворон после того не возвращался в ковчег. Или в псалме читаем: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Мене, доколе (дондеже) положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1). Но и после покорения врагов Своих Сын Божий сидит одесную Бога Отца. Или в притче Христовой о немилосердном заимодавце говорится, что государь его отдал его истязателям, пока (дондеже) не отдаст ему всего долга (Мф. 18:34), т.е. навсегда, ибо, находясь в руках мучителей, чем и как мог он уплатить долг свой?     Так и здесь, когда евангелист говорит: не знал ее, как наконец (дондеже) она родила сына, не думай, будто Иосиф после того познал Ее. Евангелист хочет здесь сказать только то, что Мария до самого рождения Иисуса Христа была Девой, а что было после рождения, об этом сам можешь рассудить, ибо ясно само собой, и без объяснения евангелиста, что такой праведный старец, каким был Иосиф, не мог решиться познать Деву после того, как Она столь чудесно — от Духа Святаго — соделалась Матерью Сына Божия, и после всех чудес, коих он был свидетелем при рождении Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

(Последний год пред P. X., месяц Июнь). Наступило время родить праведной Елисавете, и она родила сына. В восьмой день, когда, по закону Моисееву, должно было обрезать младенца и дать ему имя, родные и друзья, собравшиеся на это торжество, хотели было назвать младенца Захариею (в честь отца); но Елисавета сказала: „нет, а назвать его Иоанном“. Родные сказали ей: „никого нет в родстве твоем, кто бы назывался этим именем“, и, обратившись к Захарии, стали знаками спрашивать его, как бы он хотел назвать его. Захария потребовал дощечку и написал: «Иоанн имя ему». В это самое мгновение возвратился к нему дар слова, и он воспел Богу благодарственную и пророчественную песнь: „Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам из дома Давида, отрока Своего“. „И ты, младенец, воззвал он, обратившись к своему сыну, наречешься пророком Всевышнего; ибо предыдешь пред лицом Господа – приготовить пути Ему“. Слух об этом чудесном событии разнесся по всей нагорной стране иудейской, и все слышавшие со страхом говорили: „что будет младенец сей?“ § 5. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. (Лук. 2, 1–6). (Месяц Декабрь). И Ты, Вифлеем. земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля ( Мих. 5, 2 ; ср. Мф. 2, 6 ). Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов ( Быт. 49, 10 ). Наконец приблизилось время рождения Искупителя мира. Пресвятая Дева с обручником Иосифом жили в Назарете, а Мессия, по пророчеству Михея, должен был родиться в Вифлееме. Промысл Божий устроил это так: пред самым временем рождения Господня вышло повеление от римского императора Августа произвести перепись всем его подданным. Особенностью этой переписи было то, что каждому должно было записываться в том городе, где числится род его. Иосиф и Мария были из рода Давидова, а потому и пошли в Вифлеем, откуда произошел и Давид Город этот был до такой степени наполнен приезжими (по случаю переписи), что Иосиф и Мария не нашли себе места в гостинице, а вынуждены были занять одну из пещер, куда в ненастное время пастухи загоняли скот.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Праведный Иосиф поступил так, как, повелел ему ангел. И не знал её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк имя Ему Иисус ( Мф.1:25 ). Слово знал, когда в Библии употребляется для обозначения отношений между мужчиной и женщиной, то оно указывает именно на супружеские отношения. Подтверждение этого мы можем видеть в тех местах Библии, где говорится о супружеских отношениях первых людей. Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина ( Быт.4:1 ). И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха ( Быт.4:17 ). И познал Адам ещё Еву, жену свою, и она родила сына и нарекла имя ему Сиф ( Быт.4:25 ). И о праведном Иосифе, обручнике Девы Марии в Евангелии читаем, что он не знал её, то есть не имел с ней супружеских отношений. Это незнание праведным Иосифом Девы Марии несомненно продолжалось и после рождения Богомладенца Иисуса. Хотя в славянском тексте об этом сказано так: и не знаяше Ея, дóндеже роди Сына Своего первенца, а в русском переведено так: и не знал ея, как наконец Она родила Сына Своего первенца, но здесь слова дондеже и как отнюдь не означают, что после рождения праведный Иосиф познал Марию. Если он и до рождения оставил Св. Марию Девой неприкосновенной, то, говорит св. Иоанн Златоуст , посуди сам, мог ли такой праведник, как Иосиф, видя, как Св. Мария столь чудно соделалась Мариею и удостоилась родить неслыханным образом и произвести необыкновенный плод, мог ли он после этого коснуться Св. Девы Марии. Слово же дондеже, доколе, как – в св. Писании часто не означает предела времени, после которого обозначаемое им состояние изменилось, а употребляется в значении неопределённого времени. Ворон, выпущенный Ноем из ковчега, читаем в Библии, не прилетал доколе, пока не осушилась земля от воды. Но он и после того не прилетал ( Быт.8:7 ; Пс.71:7 ). Точно также и слово Первенца – первородного не означает того, что и после Него были Св. Мариею рождены дети. „Христос есть и первородный, как родившийся первым, и единородный, как не имеющий братьев“ (Блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

преп. отцов Киево–Печерских, Псково–Печерских, Афонских, Синайских, Оптинских старцев), а также новомучеников (С. новомучеников и исповедников Российских, С. новомучеников, в Бутове пострадавших). Соборование – см. елеосвящение. Солея ( греч. σολα – возвышение) – пространство между иконостасом и средней частью храма, возвышающееся на одну или несколько ступеней от пола храма и огражденное невысокой решеткой. Часть С. напротив царских врат, выдающаяся полукружием в направлении середины храма, называется амвоном. На концах С. располагаются клиросы. Сочельник – день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский С.) или Богоявления (Крещенский С.). В С. установлен строгий пост, полагается ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. Название С. происходит от слова сочиво – пища, которой питались в этот день верующие (размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса; ныне – вареная пшеница с маковым молочком или конопляным маслом и медом). Сретение Господне ( слав. – встреча) – праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым; установлен в память принесения Пресвятой Богородицей и Праведным Иосифом Обручником Иисуса Христа на 40-й день по Его рождении (поэтому С. Г. и празднуется 2 февраля ст. ст., т. е. на 40-й день после 25 декабря) в Иерусалимский храм, чтобы представить Младенца Богу как первенца и выкупить Его в соответствии с иудейским законом ( Исх. 13,15 ). В это же время по вдохновению свыше в храм пришел праведный Симеон, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа» ( Лк. 2, 26 ). Взяв Младенца Иисуса на руки, Симеон возблагодарил Господа и сказал; «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2, 29–32 ). Пресвятой Богородице Симеон предрек: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк. 2, 34–35 ; этими словами предуказан и крестный путь Девы Марии от Вифлеема до Голгофы).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Св. Иоанн Златоуст находит вероятным, что в образе звезды явилась волхвам некоторая умная сила 84 , и говорит: «достойно исследования и то, откуда волхвам пришла мысль идти, и кто их к тому побудил? Мне кажется, что это было делом не одной звезды; но сам Бог подвиг их сердце, подобно тому, как поступал Он и с Киром, расположив его отпустить Иудеев» 85 . Вопрос волхвов о месте рождения царя иудейского привел весь Иерусалим в смущение; особенно встревожился царь Ирод, будучи иноплеменник. Когда первосвященники и книжники иудейские сказали Ироду, что царь иудейский должен родиться в Вифлееме: то Ирод послал туда волхвов, прося их на обратном пути известить его. Он говорил им, что и он желает поклониться родившемуся царю иудейскому, а на самом деле замышлял погубить Младенца Иисуса. Волхвы нашли в Вифлееме Иисуса по указанию остановившейся звезды, поклонились Ему и принесли дары: злато, ливан и смирну. По откровению же Божию, данному им во сне, они не возвратились к царю Ироду, но иным путем отправились в страну свою ( Мф.2:1–12 ). В Кельне, городе Германии, на левом берегу Рейна, в неоконченном соборе, показывают гробницы сих трех царей восточных. Гробницы их царица Елена перевезла в Царьград, потом перевезли в Милан и наконец в Кельн 86 . По отшествии волхвов ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». Праведный Иосиф встал, взял Младенца Иисуса и Матерь Его ночью, и отправился в Египет; где и оставался до смерти Ирода ( Мф.2:13–15 ) 87 . «Близ древняго Гермополиса, где по преданию обитала несколько времени пресвятая Дева с обручником своим Иосифом и с Божественным Младенцем, Господом нашим Иисусом Христом, и где теперь селение Маторие, был монастыръ, в котором считалось до пяти сот братий, под начальством преподобнаго Аполлония » 88 . Царь Ирод, видя, что он осмеян от волхвов, весьма разгневался, и послал избить в Вифлееме, и во всех пределах его, всех детей мужского пола, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Потоки крови полились: четырнадцать тысяч невинных младенцев было избито 89 . «Тогда, – говорит св. Иоанн Златоуст , – совокупные вопли отцев и матерей были пронзительнее самых острых стрел; потоки горьких слез, изливавшихся из сердца, были обильнне источников; разрывалась утроба родительская и глубокие вздохи, исторгаясь из груди, вылетали из уст. Какой зверь не плакал тогда, видя неправедно избиваемых невинных младенцев, которые имели незлобивое сердце, коих души столько же были чисты и непорочны, сколько были нежны члены детскаго их тела?» 90

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ты объяснил нам, святой Петр, от чего именно искуплены мы Кровию Христовой - от суетной жизни, которую унаследовали мы от отцов наших, от жизни в суете мирской, жизни душевной, а не духовной, в забвении величайших задач жизни нашей. Это еще более объяснит нам святой Ангел, говоривший во сне с праведным Иосифом, Обручником Пресвятой девы Марии. Прииди же и к нам, святой Ангел, и повтори то, что сказал ты Иосифу. - Я сказал ему, что Пресвятая Дева имеет во чреве от Духа Святого, " родит Сына и нарекут Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их " (Мф. 1, 20-21). Кланяемся тебе, святый Ангел, и усердно благодарим тебя, ибо ты разъяснил нам, что суетная жизнь, преданная нам от отцов, есть жизнь во грехах и что Кровью Своею спас нас Христос от власти диавола, которому мы угождали. Вот мы побеседовали с блаженным Никодимом, с великими апостолами и даже со святым Ангелом. Дерзнем же теперь обратиться к Самому Господу Иисусу Христу и услышим от Него непостижимые для мира и сокровенные слова, пред которыми бледнеют слова апостолов и Ангела: " Я - хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем " (Ин. 6, 51, 53-56). Вот глубочайшее и святейшее значение жертвы Христовой: Он отдал плоть Свою на умерщвление и пролил Кровь Свою для того, чтобы в великом таинстве причащения мы ели Плоть Его и пили Кровь Его; чтобы молекулы Его Тела стали молекулами плоти нашей и Кровь Его святая, вместе с нашей кровью, текла в жилах наших; чтобы таким образом стали мы причастны к Богочеловечеству и воскресил Он нас в последний день, как чад своих. Чем же мы, убогие, воздадим Ему за безмерную любовь Его и страшную жертву Его - чем?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

«Я беременна от того, чьи эти вещи». И послала к нему трость, перевязь и перстень. И Иуда узнал все свои вещи и сказал: «Она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познал ее более», т.е. он сознался, что он поступил неправо, что эта женщина неповинна, в том, что она получила то, что хотела. Она не ради блуда вышла на дорогу, а ради того, чтобы на ней не прекратился род колена Иудина. И вот, действительно, эта Фамарь, «блудница» вошла в родословие Христа Спасителя, потому что во время родов оказалось, что близнецы в утробе ее. И повивальная бабка навязала красную нить первому, который рождался, сказав: он вышел первый, а он возвратил руку свою, и первым вышел брат его. «И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено имя ему: Фарес. Потом вышел с красной нитью на руке. И наречено было имя ему: Зара». (38:29,30) Вспомним опять Иосифа. Иосиф праведный еще зовется Иосифом прекрасным, Иосиф праведный больше относится к Иосифу Обручнику. Этого Иосифа мы называем праведным прежде всего за его чистое сердце, за его внешнюю красоту, которую подчеркивали и братья и все окружающие его, за его чистую душу, вот за все эти качества его называют Прекрасным. Жизнь в неволе для него началась с того, что Потифар поставил его над домом своим и все, что имел, дал в руки его. Жизнь этих вельмож отличалась необыкновенным богатством, и в огромном хозяйстве его сноровка, его талант и его умение были очень нужны, и Потифар нашел верного слугу, который всем управлял и сам при нем не знал ничего, кроме хлеба, который ел. Т.е. для себя он не брал ничего, кроме необходимого. Это ценилось, поэтому его и держали там и доверяли ему больше всех. При всем этом Иосиф не избежал искушений, которые не замедлили явиться в лице сладострастной супруги Потифара. «Иосиф же был красив станом и красив лицем. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же я сделаю зло и согрешу пред Богом?» (39:6–9)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010