Расцвет Ломской пустыни связан с управлением монастырем в должности строителя Иоанна Неронова, активного деятеля раннего периода старообрядчества . При нем было начато строительство новой церкви, обитель получала вклады, в т. ч. земельные владения от царя Алексея Михайловича , церковную утварь, книги (в 1658 стольник Р. Ф. Боборыкин вложил в мон-рь напрестольное евангелие). По распоряжению Неронова началась запись чудес (преимущественно исцелений), происходивших у гроба И. Одно из чудес заключалось в том, что по молитвам святого в монастырском амбаре долгое время не оскудевала последняя мера муки, из к-рой пекли хлеб. Неронов пытался превратить Ломскую пуст. в один из центров «старой веры». Нек-рое время в обители жил близкий к неронову Феоктист , бывш. игум. московского во имя свт. Иоанна Златоуста монастыря , сюда в дек. 1664 г. Неронов предлагал отпустить «на покой» Аввакума Петрова . Независимо от Жития И. среди старообрядцев возник рассказ о чудесных явлениях святого в защиту «старой веры», составивший гл. 10 «Христианоопасного щита веры против еретического ополчения» старообрядческого писателя Авраамия : «Сказание отчасти чюдес преподобнаго отца нашего Игнатья, игумена Вологодского, иже на Саре реце пустынника, чюдотворца» (нач.: «Многая преизящная преминув святаго чюдеса, сотворенная из древних времен»; опубл.: МДИР. Т. 7. С. 35-40). В «Сказании отчасти…», датированном сент. 1664 г., содержится рассказ о явлениях И., записанный у жительницы дер. Василевой Янгосарской вол. Иустины. По словам Иустины, при последнем явлении И., в частности, сказал ей: «поиди ты ко государю царю, написа моя к тебе явления, знамения и чюдеса, чтобы он, царь, пение и службу не мятежно учинил Алексием, митрополитом московским, чюдотворцем, и книги две - старой служебник да новой положил к нему, чюдотворцу, в раку. А уже бо люд мрет без причастия, как есть скот гинет. А не убоися-де ты ни отнюд ничево». Это чудо, правда с оговоркой, что оно произошло в его отсутствие, пересказал Неронов в «допросных речах» 24 авг. 1665 г. Допросы строителя Ломской пуст. стали следствием конфликта между ним и Вологодским архиеп. Симоном , в 1665 г. потребовавшим подчинения ему обители. Неронов отстаивал самостоятельность монастыря, был судим и сослан сначала в Спасо-Прилуцкий, затем в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , после чего Ломская пустынь начала постепенно приходить в запустение. В нач. XVIII в. в ней жили 5 монахов.

http://pravenc.ru/text/293411.html

Один из них, «старый» придел, служил усыпальницей. Он был построен либо одновременно с собором, либо в 90-х гг. XV в. (не позже 1497, когда здесь был похоронен кн. Иван Голенин) и примыкал, видимо, к сев.-зап. углу собора. Судя по описи 1545 г., это была одностолпная палата, часть к-рой отгородили иконостасом. Второй, «новый» придел был пристроен к стене юж. апсиды собора и включил «палатку» над гробницей основателя обители. Строительство придела могло происходить в нач. 30-х гг. XVI в., когда митр. Даниил сделал крупный вклад в мон-рь «на ежегодный корм по старце Иосифе». В 1-й пол. XVI в. придел описывался как одностолпная палата; в 1572 г. он еще не имел главы, к-рая впервые фиксируется в описи 1591 г. Третий, «малый» придел находился в диаконнике в юж. апсиде собора. По-видимому, он был устроен в 30-х гг. XVI в. В 1588 г. на средства Малюты Скуратова и его родственников над «старым» приделом была надстроена церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери (первоначально Малютой Скуратовым задумывалось строительство надвратной ц. в честь Сретения Владимирской иконы для вложенной им в монастырь Владимирской Волоколамской иконы Божией Матери; сам чудотворный образ, очевидно со времени принесения в монастырь в 1572, находился в Успенском соборе). Собор был выстроен из кирпича на вклад дьяка Захария Богдана Силина в 1688-1692 гг., к 1696 г. была завершена его внутренняя отделка, и 20 июля 1697 г. его освятил митр. Сарский и Подонский Тихон (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 1. Д. 86). Собор строился при участии московских мастеров под наблюдением подмастерья каменных дел Кондратия Мымрина и стал одной из наиболее крупных построек своего времени. Четырехстолпное здание собора стоит на высоком подклете, в к-ром был устроен теплый храм во имя прп. Иосифа Волоцкого c гробницей преподобного. С 3 сторон его окружает гульбище на аркадах, на к-рое ведут 3 лестницы. Юго-зап. угол гульбища превращен в открытую галерею после надстройки в 1757 г. (по др. сведениям, в 1775-1777) еще одним ярусом аркад.

http://pravenc.ru/text/673721.html

П. Материалы для истории древнерус. иконографии// Он же. Сб. статей по литургике и церк. археологии. Серг. П., 1911. С. 126). Шесть других, «верхних покровов», имели изображения крестов и были выполнены из дорогих привозных тканей (бархата, атласа, камки, тафты). В описи 1572 г. упоминается один лицевой покров И., шитый шелком по атласу лазоревого цвета, с обнизью по контуру нимба и головы святого. Создание покрова может относиться к периоду между составлением 2 описей или же это «старый покров, явно подвергшийся ремонту и некоторым добавкам» ( Меняйло. Иконография. 2008. С. 230). В 1591 г. отмечалось 3 лицевых надгробных покрова: 2 - на лазоревом атласе (один, очевидно, упом. в описи 1572 г.) и 3-й - на багряном бархате, больших размеров. На последнем изображен Голгофский крест, «а у Креста у подножия вышиты Пафнотеи (прп. Пафнутий Боровский.- Авт.) да Иосиф чудотворцы» (ИРЛИ. Древл. Р. IV. Оп. 26. 20. Л. 63). По мнению Меняйло, иконография покрова обусловлена темами преемственности традиции создания монастырей, продолжающейся от учителя к ученику, а также их небесного моления о своих обителях (см.: Меняйло. Иконография. 2008. С. 230-231). В описи 1724 г. отмечена ветхость этого покрова, вероятно, погибшего в сер. XVIII в. От XVII в. дошло 2 покрова (в 1912 переданы в ГРМ) с образом И. сходной иконографии: святой изображен в рост, с непокрытой головой, руки крестообразно сложены на груди (черта погребального портрета). Один из них, судя по описи 1661 г., является вкладом в Иосифов Волоколамский мон-рь «торгового человека с Москвы Феодула, Сидорова сына» (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 375. 1661 г. Л. 11) и датируется ок. 1661 г. Монашеские одежды, нимб выполнены золотыми и серебряными нитями, что дополняет общую светоносность образа, лик к-рого (в т. ч. волосы и борода) шит шелком золотистого цвета. Фигура святого положена на темно-синий бархат, по линии зеленой атласной каймы золотом вышиты кондак и тропарь И. Другой лицевой покров, имеющий по кайме пространную вкладную надпись, был создан в 1687 г.

http://pravenc.ru/text/578410.html

В 1876 г., во время русско-тур. войны, по инициативе архим. Сергия мон-рь собирал деньги на помощь восставшим славянам. За заслуги по духовному ведомству архим. Сергий был награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени, а за организацию госпиталя и помощь в уходе за ранеными в русско-тур. войне удостоен знака Российского об-ва Красного Креста. В 1881 г. епархиальное начальство назначило его благочинным общежительных монастырей Московской епархии. Через 2 года архим. Сергий был переведен настоятелем в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . На его место был назначен архим. Иоанникий (Постников), бывш. ризничий Троице-Сергиевой лавры . Архим. Иоанникий стал одним из учредителей основанного в 1886 г. Братства прав. Филарета Милостивого, целью которого являлось оказание помощи бедным ученикам. Последующие настоятели сохраняли традиции, заведенные архим. Сергием, и приумножали благосостояние обители. В 1902 г. настоятелем игум. Феодосием при монастыре была открыта Ново-Голутвинская церковноприходская школа, в к-рой к 1909 г. обучались 32 мальчика. 6 марта 1908 г. по ходатайству митр. Московского и Коломенского сщмч. Владимира (Богоявленского) К. Н. м. возглавил архим. Варнава (Накропин) , который упрочил как уставную жизнь братии, так и внешнее благолепие. В 1908 г. обитель владела 130 дес. земли, из казны получала 1249 р. 7 к.; на 1915-1916 г. монастырский капитал составлял 61 670 р. На основании декрета СНК РСФСР 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» имущество К. Н. м., в т. ч. находившаяся в собственности 181 дес. земли, было национализировано. С нач. 1919 г. часть помещений К. Н. м. заняло управление уездной и городской милиции. Циркулярное предписание губ. отдела управления от 23 мая обязывало власти города немедленно приступить к устройству на территории обители лагеря принудительных работ. Вопрос о создании концентрационного лагеря в К. Н. м. 16 июня 1919 г. был вынесен на заседание коллегии отдела управления Коломенского уездного исполкома. Но этот проект не был реализован.

http://pravenc.ru/text/1841784.html

Среди светских лиц, сделавших в мон-рь вклады книгами, были Б. В. Кутузов, дьяк Д. Мамырев, кн. Д. И. Оболенский. После смерти владельцев в б-ку передавали келейные собрания. Так, келейное собрание старца Дионисия Звенигородского насчитывало 10 книг, Арсения (Плещеева) - 12, Паисия (Мичурина) - 13 книг. Среди сохранившихся редких памятников монастырской б-ки - один из старших списков «Сказания о Индийском царстве» (РГБ. Вол. 309), черновые тексты Русского хронографа (Там же. 583), старший список «Повести о Меркурии Смоленском» (Там же. 577), древнейший полный комплект Четьих-Миней (Там же. 590-598). В б-ке обители хранится единственный известный список нач. XVI в. особой редакции Хроники Иоанна Зонары («Паралипомен») с послесловием редактора и писца 1408 г. (РГБ. Вол. 655), а также единственный список переведенного с греч. языка проскинитария «Поклоненье св. града Иерусалима 1531 г.» (РГБ. Вол. 387. Л. 632-648; опубл.: Голубцова М. А. К вопросу об источниках древнерус. хождений во Св. Землю. Поклоненье св. града Иерусалима 1531 г. М., 1911). Из б-ки И. В. м. происходит древнейшая известная рукопись «Миротворного круга» (ГЛМ. 142). В сборнике Дионисия Звенигородского (РГБ. Вол. 661) находился основной список «Сказания о Мамаевом побоище». В волоколамских сборниках содержались также самые ранние списки Житий прп. Евфросинии Суздальской, Евфимия прп. Суздальского, а также первоначальная редакция Повести о Николе Зарайском ( Клосс Б. М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIV-XVI вв. С. 371, 375, 417-418). В октябрьский том Минеи-Четьей (РГБ. Вол. 591) включен старший русский и один из древнейших во всей рукописной традиции список Жития прп. Иоанна Рыльского в редакции Георгия Скилицы. Общий книжный фонд И. В. м. состоял из книг, находившихся в б-ке, в кельях, на подворье в Москве и в храмах близлежащих вотчин. На протяжении XVI в. трижды составлялась опись б-ки. В 1-й из известных описей (составлена старцем Зосимой и книгохранителем Паисием), которая датируется 1545(1575?) г., насчитываются 930 рукописей и 2 старопечатные книги ( Георгиевский.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Казанским Лаврентием в 1569 г. и находились там в киоте у входа в сев.-зап. углу. По мнению И. А. Шалиной, они были написаны в одной из крупнейших мастерских Москвы (см.: Шалина. 2008. С. 201-210). Отдельное место занимают произведения лицевого шитья; древнейшее из них - плащаница «Положение во гроб», шитая в Москве в мастерской кнг. Евфросинии Старицкой, вложенная ею и сыном кн. Владимиром Андреевичем в 1558 г. в мон-рь (ныне в ГММК; сохр. во фрагментах, отреставрирована в 1988-1989). В монастыре она помещалась в соборе напротив столба у правого клироса в раме под стеклом. Среди сохранившихся памятников XVI в. из ризницы монастыря следует упомянуть 16 двусторонних икон-таблеток (под записью XVIII - нач. XIX в., составляли разные комплекты святцев) и 2-створчатый складень с образами Богоматери типа Печерской и предстоящих святых (все в ГРМ). Отдельная группа памятников - святыни, связанные с прп. Иосифом Волоцким. Мощи преподобного (до обретения в 2001) пребывали под спудом в Успенском соборе. Над предполагаемым местом погребения основателя первоначально стояла резная деревянная рака. В 1720-1721 гг. по инициативе архим. Германа была устроена новая медная золоченая рака, в которую положили «неведомые кости, называемые мощами чудотворца Иосифа». Вскоре неизвестные останки погребли, и новая рака была «оставлена праздною». 9 марта 1725 г. Синод приказал установить новую медную раку над мощами основателя «с тем условием, чтобы иноки объявляли приходящим для моления, что та рака положена на том токмо месте, где мощи преподобного Иосифа в земле под спудом обретаются, дабы никто из оных мощей в той раке быть не почитал». Деревянную же раку Синод приказал «упразднить и поставить в сохранное место, где пристойно» (ОДДС. Т. 5. С. 117). Первые лицевые надгробные покровы прп. Иосифа Волоцкого упомянуты в описи 1545 г., но сохранилось лишь 2 покрова XVII в. (1661 и 1687; оба в ГРМ). Древнейшее сохранившееся иконописное изображение Иосифа Волоцкого - его надгробная икона, датируемая между 1572 и 1591 гг.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Высота колокольни с крестом составила ок. 80 м. Внутристенная лестница размещалась в 3 зап. гранях, к-рые значительно утолщены. В сев. грани шел до земли гиревой ход. Над входом с юга под церковным карнизом размещался киот с храмовым образом Божией Матери. Обработка прясел церковного яруса напоминала обработку прясел Иоанна Лествичника прп. ц. в Московском Кремле (Ивана Великого) . Верхние ярусы украшали колонки, пояски, столбики-балясины, ширинки, арки, вокруг 3 ярусов были сделаны гульбища с ажурным ограждением, последний ярус был украшен изразцовым фризом. На колокольне было 19 колоколов, самый большой весил 500 пудов (более 8 т) и был отлит в 1712 г. До 30-х гг. XIX в. церковь окружала паперть на аркадах. К 1846 г. уклон колокольни от отвесной линии к северо-западу достиг 2 аршин (1,4 м). В 1847 г. были заделаны лестничные проходы (весь 2-й оборот лестницы) и отверстие для часовых гирь, трещины в стенах пробраны кирпичом. В 1849 г. нижняя часть колокольни была обвязана железом. Осадка более не наблюдалась. В 1852 г. мон-рь посетил архит. К. А. Тон , осмотревший по благословению митр. Московского Филарета (Дроздова) накренившуюся колокольню. 19 нояб. 1941 г. при отступлении советских войск колокольня была взорвана. Сохранился 1-й ярус с остатками сомкнутого свода и внутристенной лестницей. Полностью уцелели 6 граней и по половине 2 граней сев.-зап. угла. Фасады обработаны широкими угловыми лопатками, ограниченными полувалом. В 3 вост. и в сев.-зап. грани имеются оконные проемы, обращенные широкими откосами внутрь и железными решетками наружу. У юж. грани внутри колокольни расположена дверь для входа на 1-й ярус и на внутристенную лестницу. Церковь в честь Богоявления с трапезной палатой Богоявленская церковь с трапезным корпусом. (1506–1510, 1682) Богоявленская церковь с трапезным корпусом. (1506–1510, 1682) была заложена 9 мая 1506 г. и построена к 1510 г. (РНБ. Погод. 504. Л. 28) на средства кн. С. И. Бельского и окольничего Б. В. Кутузова. Основные помещения - церковь, трапезный зал, келарская - располагались в верхнем ярусе, подклет занимали хозяйственные помещения.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ Рус. иконописец XV в., работал в Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В Житии прп. Иосифа Волоцкого еп. Саввы Чёрного (1546) «старец Паисий» назван в составе артели Дионисия при росписи каменного Успенского собора (1485). Иконы авторства П. упоминаются в описи мон-ря 1545 г. В соборе находились 2 местные иконы - «Св. Троица» и «Рождество Пресв. Богородицы», выполненные одновременно с росписью. Ок. 1495 г. П. писал иконы для ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери. Последней известной его работой является надгробная икона рузского кн. Ивана Борисовича, выполненная для Успенского собора ок. 1503 г. (датируется по смерти князя). Сохранилась икона «Св. Троица» (ЦМиАР, 1484-1485), к-рая воплощает взгляды прп. Иосифа Волоцкого на тринитарные проблемы. По стилю письма она близка к тверской иконописи, в частности к иконам 2-й четв.- сер. XV в. из т. н. Кашинского чина. По мнению Г. В. Попова, П. мог быть выходцем из Твери, переехавшим в Иосифов мон-рь в кон. XV в. Лит.: Житие прп. Иосифа игум. Волоколамского. М., 1886. С. 23; Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова мон-ря. СПб., 1911. Прил. С. 1-2; Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери: XIV-XVI вв. М., 1979. С. 205-211; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 470; Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв.: Кат. собр. ЦМиАР. М., 2000. Вып. 1. С. 65-68. Кат. 6; Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР. М., 2007. С. 122-125. Кат. 18. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578665.html

После того как священник подтвердил достоверность сведений, по настоянию Вассиана (Патрикеева) его подвергли пытке, после к-рой он скончался. Под влиянием инока Вассиана вел. князь «опалился» на Дионисия и Н., велел сжечь их пустыньки, а их самих заточить в Кириллов Белозерский мон-рь. Г. М. Прохоров считает, что доносительство изначально являлось главной целью пребывания Дионисия и Н. в заволжских скитах ( Прохоров. 1988. С. 131). Но этому предвзятому выводу противоречат свидетельства Н. и автора «Письма о нелюбках...». Н. и Дионисий вынуждены были остаться в заволжских скитах. Хотя Нил Сорский доброжелательно относился к Н., большинство обитателей скитов к ученикам Иосифа Волоцкого были настроены враждебно. В заволжских скитах могли находиться лица, причастные к ереси жидовствующих (см. Жидовствующие ), к-рым покровительствовали старцы Кириллова мон-ря. Можно предполагать, что эти события имели место в разгар полемики Вассиана (Патрикеева) против Иосифа Волоцкого, т. е. в 1511-1512 гг. ( Алексеев. 2014. С. 239-247). По словам Н., он «в велицей нужи многи скорби претерпеша». Во время написания посланий старцу Герману (Подольному) летом 1509 г. Н. и Дионисий еще не были в заточении, следов., опала имела место между летом 1509 и 1512 гг. Не позднее 1512 г. Н. уже был в Иосифовом мон-ре ( Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова мон-ря. СПб., 1911. Прил. С. 9.). Н. удалось вывезти из заволжских скитов неск. рукописей, переписанных Нилом Сорским. Это рукописи РГБ. Вол. 630, Троиц. 684 и МДА. 207, а также ГИМ. Епарх. 349 и РНБ. Солов. 326/346. Все они были переданы в Иосифов мон-рь в качестве вкладов об упокоении душ усопших родственников Н. Три сборника (РГБ. Вол. 507; 630; РНБ. Солов. 326/346) снабжены сходными вкладными записями: «В лто 7022. Написана бысть книга сиа съборник в обитель Пречистыа Богородица честнаго и славнаго ея Успениа, в строение преподобнаго отца нашего Иосифа, еже есть близ Волока Ламьскаго, и дана бысть иноком Нилом Полевым по трех душахь, написати их по преставлении в списокь повседневной: Ксению, инока Марка, инока Нила.

http://pravenc.ru/text/2577627.html

12 авг. архим. Иоаким был в селе Преображен. звать царя на праздник Успения), 163 (1672 г. 17 февр. архим. Иоаким был у исхождении души патриар. Иоасафа), 277 (по духовн. грам. 1427–53 г. княг. инокини Евпраксии отказано вотчины); 1774 г., III, 108 (речь 1660 г. архим. Полот. Борисоглеб. м-ря Игнатия архим. Чудова м-ря Павлу), 110 (ответная речь архим. Павла); V, 57 (житие Ртищева; об Иоанне Озерове, жившем в м-ре), 269 (о Гришке Отрепьеве, быв. черным дьяконом м-ря), 372 (под актом избрания царя Мих. Феодор. в 1613 г. подписались архим. Авраамий и келарь Мисаило), 401 (в 1684 г. погребен Феодор Семен. Куракин), 404 (в м-ре погребены Иван Григ. Куракин в 1682 г. и две его жены Федосья Алексеев., урожд. Одоевская, в 1677 г., и Марья Петров. Прозоровская в 1684 г.), 410 (в м-ре погребен в 1727 г. кн. Борис Иван. Куракин); VI, 99 (церемониал коронования царя Феод. Алексеевича 1676 г.; а Чудова м-ря архим. Павла не было; был в посылке в Кириллов и Ферапонтов м-ри), 190 (в 1605 г. с неосвященного патриар. Игнатия снят сан, и положиша на него черное платье, в Чудовъ м-рь отослаша его скована, под крепкое начальство), 195 (в 1610 г. Москов. изменники постригли царя Василия Ив. и свели неволею в Чудов м-рь, а отсюда сослан в Иосифов Волоколам.), 197 (патриар. Гермоген сведен литовцами в Чудов, где изморенный голодом скончался в 1612 г. 16 февр. и здесь погребен, но через 5 лет перенесен в Успен. собор), 198 (в 1612 г. неосвященн. патр. Игнатий из Чудова возведен в сан патриарха, но через 10 месяц. бежал в Польшу); 1775 г., VII, 357, (архим. Павел, с 1678 г. митропол. Сибир.), 375 (в 1682 г. бояр. Кирилл Полуехтов. Нарышкин пострижен в Чудове); VIII, 133 (обряды церков. и крестн. ходы при патриархах), 165 (празднов. 12 февр.), 169 (празднов. 20 мая), 376 (жалов. грам. 1614 г. кн. Дм. Тимофеевичу Трубецкому подписали архим. Авраамий и келарь Мисаил); 1789 г., XI, 182–189 (в м-ре крещены: в 1689 г. царев. Марья Иоанновна, в 1690 г. царев. Алексей Петров., в том же году царев. Феодосия Иоан., в 1692 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010