Как настоятель мон-ря, прп. Нил следил за благочинием и соблюдением устава. В «Предании...» он различал «самочинников» и согрешивших «от разленениа или небрежениа». Все согрешения монахов полагалось исправлять только исповедью и духовным наставлением. «Предание...» не упоминает о монастырских наказаниях. Не желавшие изменить свою жизнь должны были оставить обитель. Согласно «Повести о Нило-Сорском ските» 1674 г., иноков, самовольно покинувших мон-рь, но впосл. раскаявшихся и вернувшихся, принимали обратно. Предупреждения прп. Нила о «самочинниках» оказались провидческими: уже в сент. 1513 г. ситуация в пустыни потребовала вмешательства вел. кн. Владимирского, Московского и всея Руси Василия III Иоанновича , к-рый отправил на Белоозеро грамоту своим приказчикам Своару и Гнену «об обережении от татей и разбойников Ниловой Сорской пустыни, и о высылке из оной безчинных старцов». В дек. 1515 г. последовала новая грамота вел. князя белозерским приказчикам с напоминанием оберегать пустынь «от лихих людей и безчинных чернцев». Прп. Нил Сорский детально разработал систему скитского жительства и создал мон-рь, уклад жизни к-рого полностью соответствовал состоянию исихастского безмолвия и созерцания. Уникальный устав, а также харизматичная личность старца Нила привлекали в пустынь неординарных паломников, искавших ответы на сложные вопросы монастырской и общественной жизни своего времени. В последние годы жизни прп. Нила в его скиту нек-рое время подвизались волоколамские монахи Нил (Полев) и Дионисий (Звенигородский). В скиту шла работа над текстом «Просветителя» Краткой редакции, к-рый Нил (Полев) впосл. увез в Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь вместе с др. рукописями старца Нила. В пустыни бывал князь-инок Вассиан (Патрикеев), занимавшийся здесь изучением Кормчей книги. Именно по челобитию Вассиана скит в 1515 г. получил грамоту вел. кн. Василия III Иоанновича о руге, а по грамоте от 14 сент. 1526 г. стал неподсуден Ростовскому архиепископу (грамота подтверждена царем Феодором Иоанновичем 21 авг.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

д.: «Ино как ему чюдотворцем быти?». Высказывания по этому поводу допускал и Вассиан (Патрикеев) , суд над к-рым происходил одновременно с судом над М. Г., общим был ряд заседаний, совпадали нек-рые пункты обвинения (см.: Следственное дело 1525 г. 1960). По судебному приговору и М. Г., и Вассиан были отправлены в Иосифов Волоколамский мон-рь. Сопроводительная грамота о преподобном была та же, что и в 1525 г., тем самым суд подтвердил предыдущие обвинения. Были осуждены и сотрудники М. Г., участвовавшие в переписке и исправлении книг: Михаил Медоварцев , Исаак Собака и др. В 1531 г. в Москве Василий III получил торжественную («на харатье», т. е. пергамене) грамоту святогорского прота Анфима. Судя по дате, грамота, вероятно, содержала поздравления по случаю рождения наследника престола (впосл. царь Иоанн IV Васильевич (род. в авг. 1530)). Можно предполагать, что грамота включала и просьбу об облегчении участи М. Г. и о его возвращении на Афон. Московские власти не сочли возможным удовлетворить эту просьбу. Между 1532 и 1537 гг. М. Г. был переведен в тверской Отрочь в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь, где под покровительством Тверского еп. Акакия условия жизни преподобного значительно улучшились. Он получил возможность писать. Прп. Максим Грек. Рисунок из собрания сочинений Максима Грека. 2-я пол. XVII в. (БАН. Архан. 1044. М. Б. 15. Л. 10 об.) Прп. Максим Грек. Рисунок из собрания сочинений Максима Грека. 2-я пол. XVII в. (БАН. Архан. 1044. М. Б. 15. Л. 10 об.) Сказание о М. Г. кон. XVI в. сообщает о покровительстве святому митрополита всея Руси свт. Иоасафа (Скрипицына) (1539-1542), о снятии церковного отлучения митр. свт. Макарием (к-рый в одном из посланий к М. Г. готов был признать его святым), об освобождении из тверского заточения Иоанном IV: «В граде Твери в епископии… ослабу улучи от епископа тверскаго Акакия по благословению преосвященнаго Иасафа митрополита, таже по сих Макария митрополита благословением и к церкви хождением и Пречистых и животворящих таин Христовых причащение… Таже последи милостивым царем… Иваном изведен бысть из Твери, и жити ему повеле в обители… Троицы в Сергиеве монастыре» ( Синицына. Сказания. 2006. С. 83-84, 88). Др. Сказание (сер. XVII в.) сообщает, что по молению троицкого игум. Артемия , близкого к нестяжателям, царь повелел тому М. Г. «с честию к себе взяти на Москву и быти ему в ослабе» (Там же. С. 96); это Сказание допускает неточность, сообщая, что игум. Артемий скончался в Троице-Сергиевой обители, а после него там же и М. Г. «в глубокой старости»,- Артемий еще долго жил за пределами России в ВКЛ. Вероятно, последовательность событий отражают частично оба Сказания: сначала перевод М. Г. в Москву, где в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре сохранялся архив М. Г. с его многочисленными сочинениями и где он руководил составлением собраний своих трудов, а затем переезд в Троице-Сергиев мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

Он рекомендовал Герману прочитать толкования свт. Василия Великого на Евангелие, в которых подробно с т. зр. канонического права рассматриваются вопросы святительского суда. В качестве побудительного мотива написания посланий Н. назвал духовную любовь: «...яко скорбя о тебе, сия к тебе пишу, что во не свои вещи вступаешися, и не на тебе лежащия дела на себе восприемлеши». Он также отметил, что в атмосфере вражды, возбужденной против Иосифа Волоцкого советниками Германа, он был вынужден извлечь «духовный нож» (подобно ап. Петру), чтобы защитить учителя («не могий терпети не от тебя единаго, но и отъ всех твоихъ советниковъ на сие шиперание и устремившихся на нас хулами и поношенми» ( Жмакин. 1881. С. 196). Если полемическая дуэль между Н. и мон. Германом завершилась убедительной победой первого, то последующие события со всей очевидностью продемонстрировали превосходство нестяжателей (см.: Нестяжатели ). Это было обусловлено положением князя-инока Вассиана (Патрикеева) при московском дворе в качестве «великого временного человека». Согласно «Письму о нелюбках...», старец Дионисий Звенигородский вместе с «мирским» священником дважды посетил келью некоего пустынника. Во время 1-го посещения гости заметили крест под постелью скитника, во время второго стали свидетелями чрезвычайного происшествия: завидев мон. Дионисия и его спутника, пустынник бросил в печную топку книгу (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 368). Учитывая, что рукописная книга представляла значительную ценность, тот факт, что монах предпочел сжечь книгу, служил доказательством ее еретического содержания. Обо всем увиденном старец Дионисий рассказал в письме, к-рое со старцем Серапионом отправил в Иосифов Волоколамский мон-рь. Прп. Иосиф переправил письмо Дионисия своему брату Ростовскому архиеп. Вассиану II (Санину) , в юрисдикции к-рого находились «заволжцы». Архиеп. Вассиан ознакомил с содержанием письма Василия III Иоанновича . Вел. князь обратился к Вассиану (Патрикееву) с вопросом: «Добро ли чинят твои пустынникы?» Тот заявил, что «грамота писана лукавьством», и потребовал очной ставки со священником, бывшим свидетелем происшествия, описанного Дионисием Звенигородским.

http://pravenc.ru/text/2577627.html

( Фролов, Смирнов, Русакова. 2008. С. 104-105). В крипте собора под полом были обнаружены погребения XVI в. воеводы царевича Феодора Мелехдеяровича Долголядского, племянника казанского царевича Худий-кулы, крещенного с именем Петр. 31 окт. 2001 г. в аркосолии юж. стены Успенского собора обрели мощи прп. Иосифа Волоцкого, к-рые 12 июня 2003 г. были положены в раку и открыты для молитвенного поклонения. В июне 2004 г. из фондов музея «Новый Иерусалим» в мон-рь были возвращены вериги прп. Иосифа. В 2007 г. в И. В. м. состоялась торжественная встреча списка Волоколамской иконы Божией Матери, изготовленного с оригинала, хранящегося в ЦМиАР. По благословению Патриарха Московского и всея Руси с 15 по 17 сент. 2005 г. в обители пребывали мощи вмч. Георгия Победоносца. В 2010 г. в И. В. м. проживало 15 чел. братии, с дек. 2004 г. наместником является игум. Сергий (Воронков). В обители соблюдаются правила поминания, установленные прп. Иосифом Волоцким. Каждый день начинается с братского молебна у мощей прп. Иосифа, ежедневно читается поминальная Псалтирь. Особенно торжественно отмечаются престольный праздник - Успение Пресв. Богородицы, дни празднования памяти прп. Иосифа Волоцкого - 22 сент. и 31 окт., а также день основания мон-ря - 14 июня. 14 июня 2004 г. и 22 сент. 2006 г. И. В. м. посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 5 окт. 2004 г. И. В. м. посетил митр. Токийский и всея Японии Даниил . 17 сент. 2006 г. в мон-ре побывал первый заместитель Председателя Правительства РФ Д. А. Медведев (со 2 марта 2008 Президент РФ). 17 сент. 2009 г. в монастырь приезжала делегация РПЦЗ. 31 окт. 2009 г. И. В. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Рака прп. Иосифа Волоцкого. Фотография. 2003 г. Перенесение мощей прп. Иосифа Волоцкого из нижнего храма в Успенский собор. Фотография. 13 июля 2004 г. Рака прп. Иосифа Волоцкого. Фотография. 2003 г. Перенесение мощей прп. Иосифа Волоцкого из нижнего храма в Успенский собор. Фотография. 13 июля 2004 г.

http://pravenc.ru/text/673721.html

По сведениям Нового летописца, наибольший урон интервентам нанес отряд монастырских казаков под командованием атаманов Нелюба Маркова и Ивана Епанчина. Успение Пресв. Богородицы. Лицевая сторона хоругви. Кон. XVII в. (ГРМ) Успение Пресв. Богородицы. Лицевая сторона хоругви. Кон. XVII в. (ГРМ) Во время Смуты владения И. В. м. подверглись опустошению, однако монастырь сохранил свои вотчины. В мае 1609 г. царь Василий Шуйский пожаловал обители оз. Ижво в Дмитровском у. Крупнейшую монастырскую вотчину Вейну захватил боярин Лжедмитрия II кн. Г. П. Шаховской. В дек. 1611 г. руководители 1-го Земского ополчения кн. Д. Т. Трубецкой и И. М. Заруцкий выдали грамоту, подтверждавшую права мон-ря на с. Вейна (АФЗХ. Ч. 2. 420, 424-426, 428). В дек. 1612 г. по решению вождей Земского ополчения кн. Д. Т. Трубецкого и кн. Д. М. Пожарского мон-рь получил место для подворья в Москве на ул. Ильинке (Там же. 431). Здесь были построены ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы (разобрана в 1782), кельи архимандрита и торговые лавки. Подворьем руководил старец в должности строителя. Стряпчие, проживавшие на подворье, представляли интересы мон-ря в московских приказах. В 1614 г. настоятель подал челобитную, из к-рой следует, что монастырские крестьяне оказались во владении окрестных землевладельцев. Указом царя Михаила Феодоровича было велено возвратить крестьян монастырю. С 1617 г. И. В. м. неоднократно получал льготные грамоты об освобождении монастырских крестьян от строительных работ (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 1. 22-24, 41, 44, 45, 57, 67, 84, 86). Последствия Смуты сказывались в вотчинах мон-ря вплоть до 30-х гг. XVII в. В июне 1631 г. игумену сообщалось: «...вотчины монастырские все до основания разорены и крестьянишка з женами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены, и монастырь был за литвою разорен совсем… все пусты, стоит лес да небо». Восстановление прежних размеров крестьянской запашки произошло только к сер. XVII в. В 60-х гг. большая часть крестьян была переведена на денежный оброк и была установлена единая вытная ставка оброка - 32 р. с выти ( Горская. 1977. С. 292, 299). По переписи 1678 г. И. В. м. владел 1409 крестьянскими дворами. Даже в кон. 70-х гг. XVII в. монастырские власти имели в своем распоряжении земельные резервы, позволявшие расселять малоземельных крестьян на пустошах.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Видимо, решение прп. Иосифа в деле изменения завещания кн. Ивана Рузского, согласно к-рому выморочный удел поступал во владение вел. князя, испортило отношения И. В. м. с его братом волоцким кн. Федором Борисовичем ( Черепнин Л. В. Русские феод. архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1. С. 217-219). Князь постоянно требовал от мон-ря подарков, отказывался возвращать долги, отбирал имущество, переданное в качестве вкладов, выкупал отданное в мон-рь за половину стоимости, отбирал у старцев ценные иконы и книги, угрожал расправой монахам и бранил прп. Иосифа. Особую опасность для монастыря как для образцового центра поминания усопших представляли покушения кн. Федора на вклады «по душе» ( Иосиф Волоцкий. 1959. С. 210, 211). В февр. 1507 г. прп. Иосиф обратился к вел. кн. Василию III и к митр. Московскому Симону с просьбой принять И. В. м. от «удельного насильства» «в великое государство» (ПСРЛ. Т. 24. С. 216). Решением вел. князя и Архиерейского Собора под председательством Московского митр. Симона просьба прп. Иосифа была удовлетворена и верховным патроном обители стал вел. князь. При этом в церковном отношении И. В. м. остался подведомственным Новгородскому архиепископу и продолжал платить налоги с земель волоцкому князю. Новгородский архиеп. Серапион в этом конфликте принял сторону волоцкого князя и отлучил прп. Иосифа от Церкви. Но решением Собора под председательством митр. Симона с прп. Иосифа было снято отлучение, а архиеп. Серапион сведен с кафедры (АФЗХ. Ч. 2. 45, 55; Житие. 1903. С. 41; Иосиф Волоцкий. 1959. С. 186). В последние годы жизни кн. Федор примирился с прп. Иосифом, в нояб. 1509 г. освободил купленное мон-рем в Волоцком у. сельцо Раменейце от дани с правом суда во всех делах, «опричь душегубства». В 1511-1512 гг. И. В. м. получил от волоцкого князя жалованные грамоты с освобождением почти от всех налогов и с широкими иммунитетными привилегиями на деревни Антушево, Бородино, Овсянниково, Шульгино и др. в Рузском у. (АФЗХ. Ч. 2. 45, 50, 55). В мае 1513 г. кн. Федор Волоцкий был погребен в мон-ре.

http://pravenc.ru/text/673721.html

1955. С. 320). На основании названных сочинений судить о взглядах еретиков не представляется возможным. Упомянутые тексты более всего подходили для целей полемики с ересью. Несомненно, они имелись в б-ке Новгородского архиерейского дома, откуда рассылались по мон-рям. В 1489 г. в Иосифов Волоколамский мон-рь из Новгорода была послана «Книга Сильвестр» ( Хрущов. 1868. С. 262-263), книги «Афонасий Александрийский» направлены в Волоколамский и Кириллов Белозерский монастыри, затем были разосланы списки «Дионисия Ареопагита» ( Евсеев И. Е. Геннадиевская Библия 1499 г./Тр. XV Археол. съезда в Новгороде. М., 1914. Т. 2. С. 4. Примеч. 2. С. 11; Лурье. 1960. С. 267. Примеч. 215). Досифей , игум. Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря предположительно в 1479-1484 гг., организовал переписку в Новгороде и отправил на Соловки Кормчую, Книгу пророчеств, «Беседу на богомилов» Космы Пресвитера, сочинения Псевдо-Сильвестра и Псевдо-Дионисия. В лит-ре утвердилось мнение, что под «Сильвестром, папой Римским» имелось в виду «Деяние Сильвестра», представляющее изложение полемики с эллинами и иудеями (БЛДР. Т. 7. С. 574). Однако ознакомление со сборником РГБ. Вол. 505 (список, посланный Герасимом Поповкой прп. Иосифу) убеждает, что перед нами не Житие папы Сильвестра, а сочинение Псевдо-Кесария «Святого Сильвестра и преподобнаго Антония истолкование о Святей Троице и о всей твари» ( Милтенов Я. Диалозите на Псевдо-Кесарий в славянската ръкописна традиция. София, 2006). На Руси трактат Псевдо-Кесария был ошибочно атрибутирован Римскому папе Сильвестру и прп. Антонию Великому ( Леонид (Кавелин), архим. Четыре беседы Кесария, или Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония: Текст по рукописи XV в., принадлежащей МДА. М., 1890. С. IX-X. (ОЛДрП; Т. 95)). Прп. Иосиф Волоцкий пишет «обличительная словеса» против жидовствующих. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 2 я пол. XVI в. (РНБ. ОР. F.IV.232. Л. 441) Прп. Иосиф Волоцкий пишет «обличительная словеса» против жидовствующих.

http://pravenc.ru/text/182289.html

При Д. Иосифов Волоколамский монастырь совершил 12 сделок ( Зимин. Крупная феодальная вотчина. С. 174, 200, 201): получил 6 вкладов (АФЗХ. Ч. 2. С. 65. 65; С. 66. 66; С. 68. 70; С. 73. 76; С. 82. 84) и потратил их большую часть на приобретение земель в Рузском и Волоцком уездах, совершил еще 4 земельные купли и 2 мены (Там же. С. 66-67. 67; С. 67. 68; С. 69-70. 72; С. 74. 77; С. 79-80. 81; С. 81. 83). Волоколамская обитель получила жалованные грамоты (АФЗХ. Ч. 2. С. 68. 69; С. 69. 71; С. 80-81. 81; Архив П. М. Строева. Стб. 146). Вклады и земельные сделки показывают, что в годы игуменства Д. связи с мон-рем поддерживал тот круг лиц (гл. обр., вотчинников зап. уездов), к-рый был прочно связан с мон-рем уже в игуменство прп. Иосифа. Эти данные характеризуют Д. как умелого организатора большого монастырского хозяйства. Управляя Волоколамским монастырем, Д. стремился следовать правилам, установленным прп. Иосифом, в первую очередь в соблюдении общежительного устава. Чрезмерная строгость нового настоятеля, запретившего иметь личное имущество в кельях, в т. ч. книги и иконы, стала причиной конфликта с братией. Иноки обратились к соборному старцу Ионе Голове (Пушечникову) (он был назван прп. Иосифом в качестве одного из возможных преемников) с жалобой на Д., в к-рой писали, что чтут Иону, как «отца своего Иосифа», и просили ходатайствовать перед Д. о разрешении иметь в кельях книги и иконы. Об отношениях с братией можно судить по тому, кто в годы игуменства Д. занимал посты келаря и казначея, кто из старцев привлекался к заключению земельных сделок. Если в первые годы игуменства Д. это были сподвижники прп. Иосифа во главе с Ионой Головой и Кассианом Босым, то позднее выдвинулись др. лица, напр., Герасим (Ленков), пользовавшийся позднее особым доверием вел. князя и Д. При Д. в монастыре формировалось значительное книжное собрание. Д.- митрополит Московский и всея Руси 17 дек. 1521 г. оставил кафедру митр. Варлаам , сосланный вскоре по повелению вел. князя в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня муж. мон-рь на Кубенском оз. 27 февр. следующего года на митрополичью кафедру, очевидно по желанию государя, был поставлен Д.

http://pravenc.ru/text/171216.html

По прошению жителей Волоколамска, куда неприятель не дошел, 1 окт. также стали проводить крестный ход с иконой свт. Николая Чудотворца в Иосифов Волоколамский мон-рь. С возведением храма Христа Спасителя связаны 3 крестных хода. Первый состоялся 12 окт. 1817 г. Вдоль пути от Кремля до Воробьёвых гор по одной стороне были расположены в 4 ряда войска числом 50 тыс. чел. По окончании литургии в ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери в М. Лужниках за Девичьим полем к месту предполагаемой закладки храма двинулся крестный ход, в котором участвовали имп. Александр I в сопровождении придворных, более 30 протоиереев, ок. 300 священников и 200 диаконов, придворный и Синодальный хоры, более 400 тыс. верующих. После церемонии закладки храма архиеп. Августин (Виноградский) произнес торжественную речь, затем крестный ход вернулся к Тихвинской ц. После того как Воробьёвы горы были признаны не подходящим местом для закладки храма, его решили возвести на месте Алексиевского жен. мон-ря. В связи с переводом обители на новое место в окт. 1837 г. состоялся 2-й крестный ход с монастырскими святынями - иконами Божией Матери «Целительница» и «Грузинская», образами св. Алексия, человека Божия. В процессии шли духовенство Пречистенского сорока, настоятельница мон-ря игум. Клавдия, сестры, многочисленные верующие. У Крестовоздвиженской ц. в с. Красное шествие встретил Московский митр. Филарет (Дроздов) и совершил 1-ю на новом месте Божественную литургию. Третий крестный ход состоялся 10 сент. 1839 г. по случаю закладки храма Христа Спасителя на Пречистенской набережной (переименована в набережную Христа Спасителя). Он был также приурочен к 25-летию окончания Отечественной войны 1812 г. и взятия Парижа в 1814 г. В крестном ходе участвовал имп. Николай I со свитой. К сер. XIX в. сложился годовой цикл крестных ходов. К этому времени ходы делились на большие (в к-рых участвовало 4 и более сороков) и малые. К большим относился крестный ход в праздник Богоявления (6 янв.) после литургии в Успенском соборе, совершавшейся, как правило, митрополитом с викариями.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Среди вкладчиков И. В. м. были лица из ближайшего окружения московских самодержцев: В. А. и И. И. Челяднины, В. Ю. и И. Ю. Шигона-Поджогины, дьяки Путила Михайлов, Никита Фуников, А. и В. Щелкаловы. Особенно тесные узы связывали обитель с Бельскими и Годуновыми. Мон-рь служил родовой усыпальницей Бельских. Малюта Скуратов передал И. В. м. в качестве вкладов 1,5 тыс. р. В 1572 г. по его заказу был изготовлен список Владимирской иконы Божией Матери из московского Успенского собора и 2 марта доставлен в И. В. м. ( Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери в Иосифо-Волоколамском монастыре//ПЭ. Т. 9. С. 30). В 1571/72 г. Скуратов-Бельский передал И. В. м. денег и предметов на сумму 1,3 тыс. р. и обещал воздвигнуть на свои средства церковь (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 395. Л. 168-169 об.). Б. Я. и Б. С. Бельские пожертвовали монастырю ок. 1,4 тыс. р. Многократно делали вклады в И. В. м. Борис Годунов и его родственники Г. В., С. В. и И. В. Годуновы. Монастырь служил родовой усыпальницей вкладчиков из среды волоцких вотчинников князей Оболенских, Голениных, Ельчаниновых, Кутузовых, Мижуевых, Лыковых, Полевых, Ракитиных, Ржевских, Хворостининых, Хованских ( Чернов. 2008). Большую сумму (ок. 5 тыс. р.) среди денежных вкладов в И. В. м. составляли вклады церковных иерархов, в основном пострижеников обители. Наиболее значительные вклады сделали еп. Рязанский Леонид (1240 р.), архиеп. Ростовский Вассиан (Санин) (730 р.), митр. Даниил (590 р.), архиепископы Полоцкий Трифон (Ступишин) (500 р.), Казанские Гурий (150 р.), Тихон (100 р.), Лаврентий (230 р.), Иеремия (100 р.), еп. Крутицкий Нифонт (94 р.), митр. Макарий (100 р.), настоятель Пафнутиева Боровского мон-ря игум. Варлаам (700 р.) и др. Нек-рые насельники передали мон-рю вклады на сумму свыше 8 тыс. р. Богатства И. В. м. были настолько велики, что немецкий авантюрист Генрих Штаден в проекте по завоеванию России предлагал ограбление обители ( Штаден Г. Записки немца-опричника. М., 2002. С. 30). В XVII в. политическое и культурное значение И.

http://pravenc.ru/text/673721.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010