В янв.-февр. 1551 г. Смоленский епископ присутствовал на Стоглавом Соборе , 23 февр. вместе с др. архиереями служил молебен в Успенском соборе Московского Кремля. Г. не принимал участия в Соборах на еретиков в 1553-1554 гг. 3 февр. 1555 г. Смоленский епископ присутствовал на Соборе, избравшем на новоучрежденную Казанскую архиепископскую кафедру св. Гурия (Руготина) . В. И. Корецкий предположил, что на Соборе имели место разногласия, в результате к-рых Г. вскоре - зимой 1555/56 г., ранее 17 марта 1556 г.,- оставил Смоленскую кафедру, согласно офиц. Никоновской летописи «за немощъ», и удалился в мон-рь (ПСРЛ. Т. 13. С. 253; Т. 20. Ч. 2. С. 558; Т. 29. С. 236). По-видимому, уход архиерея не был добровольным, поскольку известно, что вскоре он оказался в ссылке в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре . Здесь он сблизился с бывш. хутынским архим. Гурием (Коровиным-Кутузовым) и его братом иноком Кассианом. На Соловках Г. пользовался относительной свободой и имел возможность вести переписку, в частности, с мон. Зиновием Отенским . Письма Г. не сохранились. Известно послание инока Зиновия «Ко мнихом, бывшим в заточении в Соловецком острове, Гурию Заболоцкому, и Касияну, и брату его Гурию Коровиным», в к-ром автор утешает адресатов в постигших их бедствиях. Г. находился в Соловецком мон-ре, когда настоятелем там являлся игум. св. Филипп (1548-1566). Очевидно, поставление 25 июля 1566 г. Филиппа Московским митрополитом способствовало переводу Г. в Пешношский мон-рь, где бывш. Смоленский епископ скончался. Г. был похоронен у юж. стены соборного Никольского храма, каменная гробница архиерея существовала, по-видимому, до 1683-1691 гг., когда собор был обнесен каменной папертью, расширенной в нач. XIX в. ( Калайдович. С. 36). Сохранились сведения о неск. вкладах, сделанных Г. в разные монастыри. 1 февр. 1543 г. в Троице-Сергиев мон-рь от него поступил вклад в 10 р. (ВКТСМ. С. 39). Будучи Смоленским епископом, Г. вложил на вечное поминание в Иосифов волоколамский мон-рь 100 р. и «отлас на золоте на ризы». Согласно Вкладной и кормовой книге обители, следовало «поминати епископа Гуриа Смоленскаго в повседневном списке и в сенанице, доколе и монастырь Пречистые стоит, ис повседневнаго списка его не выгладит», а корм «на всяк год» по Г. должен был производиться 15 нояб. ( Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. 210. С. 48). В Соловецкий мон-рь Г. «положил на образы окладу и денгами дал на 50 рублев» (Вкладная книга Соловецкого монастыря, XVI-XVII вв.- ММК. 1238. Л. 71). В 1550/51 г. по Г. его брат И. П. Заболоцкий передал в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь дер. Золотуху в Михайловском стане Переяславского у. ( Антонов А. В. Вкладчики Успенского Горицкого монастыря//РД. 2003. Вып. 9. С. 14-15, 29).

http://pravenc.ru/text/168386.html

Не позднее нояб. 1507 г. Н. возвратился в Иосифов мон-рь. Согласно дошедшим до нас посланию Н. старцу Герману Подольному и «Письму о нелюбках иноков Иосифова и Кириллова монастырей», Н. вместе с Дионисием вторично оставили Иосифов мон-рь и поселились в своих пустыньках близ Кириллова Белозерского мон-ря. В откровенном разговоре с автором «Письма о нелюбках...» Н. сообщает о своем уходе из мон-ря прп. Иосифа в заволжские скиты без благословения преподобного («Егда, рече, бых в велицей нужи и молихся со слезами и въспомянух, яко без благословения изыдох от отца Иосифа из обещания своего пострижения, и о сем зело оскорбихся, и забых всю нужю свою, и бых в страсе велице, и рех во сердци своем: что сътворих, яз окаяный, яко умираю без прощения» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 368)). Можно предположить, что Н. и Дионисий покинули Иосифов Волоколамский мон-рь вторично после нояб. 1507 г., но не позднее весны 1509 г. ( Жмакин. 1881. С. 185, 190; Клосс. 1974. С. 160). Именно в это время развернулись драматические события, связанные с переходом Иосифова монастыря под патронат вел. князя. Поскольку в своих посланиях старцу Герману Н. твердо отстаивал правоту своего учителя в конфликте с Новгородским архиеп. Серапионом, то следует предположить, что причиной ухода Н. из мон-ря послужил не факт отлучения Иосифа Волоцкого архиеп. Серапионом, а гонения, воздвигнутые кн. Федором Волоцким на братию Иосифова Волоколамского мон-ря. Испытывая страх перед казавшимся неизбежным разорением обители, Н. и Дионисий Звенигородский приняли решение заблаговременно уйти в хорошо им известные заволжские пустыни: «...и мы грубии потщихомся, какова наша сила, оставити отечество и свою землю и вместо Египта вселитися в Белозерския страны, хотяще терпети в незнаеме земле всякия скорби и беды от незнаемых человек» ( Жмакин. 1881. С. 193). Как бы то ни было, надежды учеников прп. Иосифа на гостеприимный прием и дружественную атмосферу в заволжских скитах не оправдались. Весной 1509 г. в заволжских скитах стало известно об отлучении Иосифа Волоцкого и братии его мон-ря от Церкви архиеп.

http://pravenc.ru/text/2577627.html

Денежные поступления от вкладчиков составляли значительную часть бюджета И. В. м. (в 1573 - 1167 р. из 1555; в 1581 - 1756 из 3054 р.). В структуре монастырских доходов роль вкладов постепенно снижалась: в 1573 г. вклады составляли 80% всех доходов, в 1575/76 г.- 66, в 1579/80 г.- 63, в 1588/89 г.- 54%. По неполным оценкам, в XVI в. И. В. м. получил денежных вкладов более 30 861 р. (Там же. С. 107; Щепетов. 1946. С. 94, 95). Евангелие от Луки. Апостол. XVI в. Вклад архим. Симонова мон-ря Алексия (Ступишина) в Иосифов Волоколамский мон-рь (РГБ. Вол. 73. Л. 26 об.– 27) Евангелие от Луки. Апостол. XVI в. Вклад архим. Симонова мон-ря Алексия (Ступишина) в Иосифов Волоколамский мон-рь (РГБ. Вол. 73. Л. 26 об.– 27) На протяжении XVI в. И. В. м. пользовался покровительством московских самодержцев. В 1515-1533 гг. вел. кн. Василий III неоднократно посещал обитель и делал щедрые вклады землями, деньгами и зерном. В 1542-1581 гг. царь Иоанн IV ездил на богомолье в И. В. м. и передал в качестве вкладов и милостыни более 8 тыс. р. Всего насчитывается не менее 30 вкладов царя в обитель, в т. ч. «по душам» погибших в войне с Литвой воинов (более 100 р.), Малюты Скуратова (Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского) (250 р.), убиенного царевича Иоанна Иоанновича (1243 р.), опальных (4 тыс. р.) ( Штайндорф. 2002. 8. С. 90-100). Царь Феодор Иоаннович пожертвовал И. В. м. более 1050 р. Покровительствовал мон-рю и Борис Феодорович Годунов: в 1583/84 г., еще будучи боярином, он передал в обитель в качестве вклада по казненным в опале «князе Борисе Давыдовиче Тулупове, да по его матери княгине Анне, да по Федоре, да по Василье по Ивановичех по Умных на вечной поминок и на кормы» с. Неверово Старицкого у. (АФЗХ. Ч. 2. 374, 375, 379, 380). Зимой 1599 г. царь Борис Годунов с сыном Федором был в монастыре на богомолье. Всего его вклады составили более 3,1 тыс. р. И. В. м. получал земельные и денежные пожалования и от удельных князей Юрия Дмитровского, Дмитрия Углицкого, Андрея Старицкого и его сына Владимира Андреевича.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Иосифов Волоколамский мон-рь. Фрагмент иконы «Прп. Иосиф Волоцкий в молении Богородице». 90-е гг. XVII в.— нач. XVIII в. (ГМЗК) Иосифов Волоколамский мон-рь. Фрагмент иконы «Прп. Иосиф Волоцкий в молении Богородице». 90-е гг. XVII в.— нач. XVIII в. (ГМЗК) По подсчетам Зимина, вотчина И. В. м. сформировалась в результате 237 поземельных сделок за первые 110 лет существования обители, причем 73,4% составили вклады, 17,7% - покупка, 8,9% - обмен. Владения росли гл. обр. за счет вкладов землевладельцев среднего достатка, наиболее бурный период роста приходится на 50-60-е гг. XVI в., в 70-х гг. количество земельных вкладов резко снизилось. В 1591 г. обители принадлежало 40 волостей вместе с приселками. Всего же к кон. XVI в. общая площадь земельных угодий монастыря составляла, по подсчетам Зимина, не менее 36 461 дес. Основные владения располагались в Волоцком (27,5% всех владений: села Зубово, Курьяново, Отчищево, Литвиново, Лествицыно, Овдотьино (Авдотьино), Буйгород, Тимашово, Чуприно, Ярополч, Трызново, Гаврино, Черлёнково) и Рузском (46,4% владений: села Успенское, Шестаково, Кондратово, Белково, Покровское, Никольское, Спасское, Ивановское, Судниково) уездах. Др. монастырские владения (26,1%) находились во Владимирском, в Дмитровском, Зубцовском, Клинском, Коломенском, Козельском, Московском, Ржевском и Старицком уездах. В отличие от др. крупных мон-рей, в к-рых большую роль играли различные промыслы, благосостояние И. В. м. почти всецело определялось доходами от земельных вотчин. Обширное хозяйство находилось в ведении келаря, к-рому помогал подкеларь. Казначей Большой казны следил за поступлением и расходом денежных сумм, в ведении казначея Малой казны находились бытовые предметы, одежда, обувь, посуда и инвентарь. Ему помогали чашник и подчашник, большой хлебенный старец, большой поваренный старец, отвечавшие за питание братии и гостей. Монастырские службы контролировали также дворецкий, конюшенный, мельничный и житничный старцы; работу ремесленников контролировал «старец, который у кузнецов смотрит». В системе монастырской власти были такие должности, как уставщик, ризничий, книгохранитель. Существовала и практика назначения старцев для разовых поручений.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Киевский Иоанникий (Руднев) - в 1895 г., епископы Дмитровский Мисаил (Крылов) - в 1885 г., Волоколамский Арсений (Стадницкий) - в 1902 г. В 1892 г. И. В. м. посетил вел. кн. Сергей Александрович Романов с супругой вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной , в 1902 г.- обер-прокурор Синода В. К. Саблер. И. В. м. как центр книжности XV-XVII вв. По словам В. О. Ключевского, «ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа» ( Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 292). В развитии И. В. м. как центра книжности традиционно выделяют 3 этапа: этап формирования книжного ядра б-ки и становления лит. традиций, связанный с именем прп. Иосифа; расцвет лит. творчества в 20-80-х гг. XVI в., связанный с именами митр. Даниила, Новгородского архиеп. Феодосия, игуменов Нифонта (Кормилицына), Евфимия (Туркова) и др.; период с кон. XVI в., когда И. В. м. выполнял в основном роль «хранителя книжности» ( Дмитриева Р. П. Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности//КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. 1991. С. 6). Основными источниками формирования б-ки являлись переписка книг в мон-ре и вклады. По Уставу прп. Иосифа монахам разрешалось иметь книги и иконы, поэтому одним из источников пополнения б-ки мон-ря стали келейные собрания пострижеников. Прп. Иосиф принес на место основания мон-ря от 10 до 13 книг ( Жмакин. 1881. Прил. XIX. С. 57). В И. В. м. прп. Иосиф переписывал книги, хотя его бесспорный автограф не установлен. По описи 1545 г., игум. Иосиф переписал 3 Евангелия, Апостол, Богородичник, Триодь, Псалтирь, Лествицу, Соборник, Канонник (Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г.//КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. 1991. С. 24, 26-28, 31). К 1915 г. в монастырской библиотеке хранились рукописи, считавшиеся автографами прп. Иосифа: Триодь Постная, 2 Псалтири, Богородичник, «Просветитель», а также 2 списка Устава, Послания кн. Б. В.

http://pravenc.ru/text/673721.html

и первоначально висевшая в т. н. палатке у гроба святого (подробно об иконах святого см. разд. «Иконография» ст. Иосиф (Санин) , прп., Волоцкий). По состоянию на 1903 г. «сокровищем монастыря остались вещи, бывшие в употреблении преподобного Иосифа. Это 1) железные вериги его, 2) деревянный некрашеный посох, 3) схимническая одежда и 4) ниточная мантия, 5) богослужебная риза парчевая, 6) чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, к-рою преподобный Пафнутий благословил на подвиг иночества преподобнаго Иосифа» ( Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903. С. 73). Вещи преподобного хранились при его гробнице и в ризнице; согласно описанию 1887 г., богослужебная риза с набедренником помещалась «в главной соборной церкви у задняго праваго столба, за стеклом» ( Нектарий, иером. Ист. описание Иосифова Волоколамского второклассного мон-ря, Моск. губ. М., 1887. С. 63). В наст. время в мон-ре при гробнице прп. Иосифа в киоте хранятся его вериги. Ист.: Житие прп. Иосифа, игумена Волоцкого, сост. Саввою, еп. Крутицким//ЧОЛДП. 1865. Кн. 2. Прил. С. 1-76; Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской еп.// Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие действ. члену имп. Русского археол. об-ва И. А. Вахромееву. М., 1906. Вып. 5. 2-я паг. С. 56-57. 244; Зимин А. А. Крупная феод. вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 111. Примеч. 48; Опись [имущества] Иосифова Волоколамского монастыря 1545 г./[Сост. старцем Зосимой и книгохранителем Паисием]// Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова мон-ря. СПб., 1911. Прил. С. 2-5; Православные рус. обители: Полное иллюстр. описание всех правосл. рус. мон-рей в Российской империи и на Афоне/Сост.: П. П. Сойкин. СПб., 1994р. С. 316. Лит.: Меняйло В. А. Храмовая икона Успения из Успенского собора Иосифо-Волоколамского мон-ря//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.]: Исслед. и атрибуции. С. 375-389; она же.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Арх.: РГАДА. Ф. 1192. Оп. 3. Ч. 3. Д. 56а, 49/1757 г., 49/1759 г., 77/1759 г., 53/1759 г., 13/1782 г., 16/1786 г., 13/1787 г., 15/1786 г., 16/1786 г., 18/1789 г., 11/1794 г.; Оп. 4. Д. 5/1853 г., 3/1855 г., 5/1856 г., 7а/1860 г., 10/1860 г., 2/1862 г., 3/1865 г., 5/1902 г., 2/1909 г. Д. 13-17, 51, 21, 23, 65; Ф. 280. Оп. 3. Д. 211; Оп. 5. Д. 165; Оп. 6. Д. 113, 893; Оп. 7. Д. 98; Оп. 8. Д. 165; Оп. 11. Д. 190; Оп. 1. Ч. 2. Д. 14528; Оп. 20. Д. 1308, 1431; РГИА. Ф. 798. Оп. 35. Д. 421; Ф. 796. Оп. 65. Д. 295; Ф. 796. Оп. 133. Д. 697; ГАРФ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 935. Лит.: Леонид (Краснопевков), еп. Выписка из «Обихода» Волоколамского Иосифова мон-ря/Сообщ.: еп. Дмитровский Леонид (Краснопевков)//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. Отд. 5. С. 1-8; Нектарий, иером. Ист. описание Иосифова Волоколамского второклассного мон-ря. М., 1887; Виноградов П. И., свящ. Летописи Волоколамского Иосифова мон-ря. М., 1898; Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Торопов С. А., Щепетов К. Н. Иосифо-Волоколамский монастырь. М., 1946; Павличенков В. И. Высотные сооружения в рус. ансамбле кон. XVII в.: Дис. М., 1950; он же. Ансамбль Иосифова Волоколамского мон-ря//Архит. наследство. М., 1958. Вып. 10. С. 127-152; Воронин Н. Н., Сахарова И. Г. Новые мат-лы об архит. ансамбле Иосифова-Волоколамского мон-ря//Там же. 1956. Вып. 6. С. 107-131; Белова Л. А., Суханова Э. В. Трапезная палата и ц. Богоявления Иосифо-Волоколамского мон-ря//Мат-лы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1979; Архитектурный ансамбль Иосифо Волоколамского монастыря: Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Мат-лы науч.-практ. конф. 30-31 окт. 1986 г. М., 1989; Кавельмахер В. В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря//Там же. С. 11-15; Steindorff L., hrsg. Speisungsbuch von Volokolamsk - Кормовая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря. Köln; Weimar; W., 1998; Чижов В. Е. Чтения по истории для любознательных волоколамцев. М., 1998; Теряево//Памятники архитектуры Московской обл.: Иллюстр. науч. кат./Ред.: Е. Н. Подъяпольская. М., 1999. Вып. 1. С. 68-77; Егасова Н. А. Тринитарная идея в Успенском храме XV в. Иосифо-Волоколамского монастыря//Троицкие чт., 2003-2004 гг.: Мат-лы VII-VIII Троицких чт. Б. Вязёмы, 2004. С. 79-108; Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008; Чернов С. З. Некрополь Иосифо-Волоколамского монастыря в свете археол. исследований 2001 г.: Старый и новый приделы//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель. 2008. С. 629-314.

http://pravenc.ru/text/673721.html

«Монастырь Иосифов», Успенская ц. и «кельи кругом». Рисунок из «Обиходника» игум. Евфимия (Туркова). Ок. 1580 г. (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 556. Л. 21) «Монастырь Иосифов», Успенская ц. и «кельи кругом». Рисунок из «Обиходника» игум. Евфимия (Туркова). Ок. 1580 г. (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 556. Л. 21) В 1506 и 1507 гг. удельный кн. Юрий Иванович сделал обители щедрые земельные пожалования в Рузском у. с широким судебным иммунитетом. В 1510 г. кн. Юрий передал мон-рю с. Белково с деревнями в Рузском у. Эти владения также получили широкий судебный иммунитет, а все налоги заменил денежный оброк (Там же. 35, 38, 46-48). После смерти кн. Федора Волоцкое княжество вошло в состав великокняжеских владений. В февр. 1515 г. вел. кн. Василий III выдал мон-рю 2 жалованные грамоты на ранее полученные от волоцкого князя земли (Там же. 62, 63). Первую из этих грамот «приказал» давний друг прп. Иосифа дворецкий И. А. Челяднин. В апр. 1515 г. вел. кн. Василий III впервые посетил мон-рь и оказал братии щедрую помощь хлебными пожалованиями и деньгами. Всего, по подсчетам А. А. Зимина , в период игуменства прп. Иосифа И. В. м. получил 27 земельных вкладов, 10 из к-рых - от удельных князей. Поступление денежных вкладов позволяло активно формировать монастырскую вотчину за счет покупки и обмена земельных владений. При прп. Иосифе монастырь совершил 21 покупку и произвел 10 обменов земель. Не вполне ясно, как решился вопрос с преемником прп. Иосифа игум. Даниилом (впосл. митрополит Московский). В Послании вел. кн. Василию III в числе возможных преемников прп. Иосиф назвал имена 10 старцев, среди к-рых имя мон. Даниила отсутствует. В Уставе прп. Иосиф также сообщил, что не оставил братии настоятеля (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 580). Имя Даниила не встречается ни в одном из монастырских актов вплоть до того времени, когда он стал игуменом. Но в «Выписке» из истории мон-ря, составленной по приказу царя Феодора Иоанновича, говорится, что по благословению прп. Иосифа «избран бысть по нем на игуменство старец Даниил Рязанец и поживе на игуменстве 11 лет и потом возведен бысть на великий престол русские митрополии» (РГБ. Вол. 564. Л. 73-73 об.). Игум. Даниил был поставлен на Московскую митрополию 27 февр. 1522 г., поэтому, вероятно, он фактически выполнял обязанности игумена с 1511/12 г., т. е. еще до кончины прп. Иосифа. В пользу этой версии свидетельствует и Житие, составленное еп. Саввой (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 490-492). Ок. 1513/14 г. в записи на Евангелии инок Нил (Полев) именует Даниила игуменом и духовным отцом (РГБ. Ф. 113. 39. Л. 1). По сообщению анонимного Жития, прп. Иосиф оставил свои заповеди братии во главе с игум. Даниилом (Житие. 1903. С. 46). По-видимому, Даниил являлся священником и духовником братии и, согласно Уставу, с 1511/12 г. ведал духовными делами, в то время как хозяйственную и др. деятельность в период болезни прп. Иосифа контролировали келарь, казначей и соборные старцы. Состав братии и церковно-политическое значение И. В. м. в XVI в.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Иосифов Волоколамский мон-рь. Фотография. 2010 г. И. В. м. был основан в 1479 г. прп. Иосифом Волоцким. Постриженик Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , в 1477 г. прп. Иосиф сменил прп. Пафнутия на посту игумена этой обители. Очевидно, решение основать собственную обитель на месте родовой вотчины - в пределах Волоцкого удельного княжества появилось у прп. Иосифа в нач. 1479 г., когда он из-за конфликта с боровской братией покинул Пафнутиев мон-рь и совершал паломничество по рус. обителям. Возможно, в этот период преподобный получил приглашение от волоцкого кн. Бориса Васильевича основать мон-рь в его уделе (Надгробное слово. 1865. С. 168-169; Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 462-463; Житие. 1903. С. 18-19). В мае 1479 г. прп. Иосиф окончательно оставил пост боровского игумена и 1 июня того же года вместе с последовавшей за ним частью братии прибыл в столицу Волоцкого княжества. По сведениям анонимного Жития, прп. Иосифа сопровождали старцы прп. Герасим Чёрный , Кассиан Босой , родной брат Вассиан II (Санин), племянники Вассиан и Досифей (Топорковы), Кассиан Младый (по-видимому, племянник) и Иларион. Прп. Иосиф решил основать пустынь в месте, хорошо знакомом с детства: «Зная пустыню лесну зело, сущу близ достоаниа отец его» (Житие. 1903. С. 20, 31). Поскольку эти земли являлись излюбленными охотничьими угодьями, волоцкий кн. Борис Васильевич выделил в помощь Иосифу своего ловчего. На месте, выбранном для закладки обители, рос дремучий лес. В первое время основные усилия братии во главе с прп. Иосифом были сосредоточены на расчистке лесной чащи. 6 июня того же года на поляне на берегу р. Струги была заложена деревянная церковь. В закладке принимали участие кн. Борис Васильевич и его бояре (Надгробное слово. 1865. С. 169; Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 464, 465). Повелением князя всем окрестным жителям предписывалось оказывать содействие в строительстве храма. По просьбе прп. Иосифа и волоцкого князя благословение на освящение новой церкви и антиминс прислал Новгородский архиепископ (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 465). 15 авг. в присутствии кн. Бориса и его свиты церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 465; Житие. 1903. С. 21). В обители были также построены деревянные трапезная с хлебопекарней и поварней, кельи, монастырь обнесли оградой. В период строительства прп. Иосиф с братией жили в скиту, расположенном на расстоянии ок. 1 км от мон-ря. По преданию, в скиту преподобный вырыл колодец, над к-рым впосл. была поставлена часовня.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , автор посланий, книгописец. Родоначальник Полевых, прапрадед Н., Александр Борисович Поле был боярином вел. кн. Московского Василия I Димитриевича (РИИР. С. 181; Веселовский. 1969. С. 369-372). Он владел обширной земельной вотчиной с центром в с. Литвинове в Сестринском стане Волоцкого у. ( Чернов. 1998. С. 175). Согласно родословному преданию XVII в., Полевы возводили свой род к смоленскому кн. Юрию Святославичу. В наст. время версия их происхождения от смоленских князей, близких к Фоминским, признается достоверной. Дед Н. Федор Дмитриевич был боярином удельного волоцкого кн. Бориса (принял постриг с именем Феодосий; его жена Евдокия постриглась в монахини с именем Евпраксия). Часть его вотчин была конфискована волоцким князем, но возвращена в 1477 г. (ДДГ. 71. С. 251). Отец Н. Василий Большой Тёмный служил в Угличе у кн. Дмитрия Ивановича Углицкого (РИИР. С. 181), супругу Василия, мать Н. и его братьев, звали Ксения. Известны 4 младших брата Н.: Иван Большой, Берсень, Иван Меньшой, Федор. Род Полевых продолжил только Иван Большой, служивший стряпчим у вел. князя (Там же). Никифор Полев служил у кн. Ивана Борисовича Рузского, а после его смерти в нояб. 1503 г.- у кн. Юрия Ивановича Дмитровского, вскоре после 1503 г. принял постриг в Иосифовом Волоколамском мон-ре ( Зимин. 1977. С. 88-89, 113). Вероятно, еще будучи волоцким вотчинником, он был близко знаком с кн. Даниилом Звенигородским, к-рый также принял монашеский постриг в Волоколамском мон-ре с именем Дионисий. Монашеская карьера Н. развивалась успешно: уже в нояб. 1507 г. он упоминался в числе старцев, управлявших мон-рем (АФЗХ. 1956. Ч. 2. 37. С. 39). Предположительно между 1505 и 1507 гг. Н. и Дионисий Звенигородский покинули Иосифов мон-рь и нек-рое время пребывали в Заволжье, в окрестностях Кириллова Белозерского мон-ря ( Кузьмин. 2007. С. 289). Н. и прп. Нил Сорский совместно переписали Соловецкий список «Книги на еретиков» (РНБ. Солов. 326/346) в объеме 11 Слов и монастырский Устав прп. Иосифа Волоцкого в Краткой редакции ( Прохоров. 1988. С. 131; Клосс. 1974. С. 155). Факт совместной работы Нила Сорского и Н. по переписке рукописи устава и «Просветителя» доказывает, что именно ученики Иосифа Волоцкого доставили в Заволжье один из списков его сочинений. Лит. сотрудничество учеников прп. Иосифа и «заволжских старцев» было плодотворным. Нил Сорский собственноручно переписал Скитский устав в сборники Н. и Дионисия Звенигородского; оба бережно хранили эти списки и впосл. передали их в качестве вкладов в Иосифов мон-рь (см.: Шевченко. 2007. С. 913-919). Из Иосифова мон-ря в Кириллов Белозерский был привезен и список Студийского устава в новом переводе ( Уханова. 2005. С. 220).

http://pravenc.ru/text/2577627.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010