«Золотые ворота» Иерусалима, как и «Золотые ворота» Царьграда, имеют свою легенду. Древнее пророчество гласит, что через них должен пройти христианский царь, который освободит от Магомета гроб Спасителя и город Давида. Оттого магометане боятся держать их открытыми и заложили камнями. Время это может быть, ближе, чем думают турки и нужно только изумляться, как взаимная ненависть христианских народов мешает им до сих пор отобрать святой город христианства из рук его исконных врагов. Когда придет час, конечно, камни «Золотых ворот» не удержат того христианского царя, которому легенда пророчит освобождение Давидова города... XII. Долина смерти «Геенна огненная». – «Акелдама», земля крови. – Гробница пророка Исайи. – Купель Силоамская. – „Гора соблазна». – Поэзия «песни песней». – Русская баба в гробнице фараоновой дочери. – Мавзолей Авессалома и памятник долины Иосафатовой. – „Поток кедров». Древний город Иевусеев стоял на границе тех двух израильских колен, который положили основание могуществу и славе дома Давидова – колена Иуды и колена Вениаминова. «Отсюда предел идет вверх к долине сына Енномова, с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим, и восходит предел на вершину горы, которая к западу против долины Енномовой, которая на краю долины Рафаимов к северу»... описывает, эту границу с точностью географа книга Иисуса Навина. Долина Рафаимов, очевидно, Гигонская долина, с прудами Соломона, окаймляющая западную покатость Сиона; долина Енномова – это евангельская «геенна огненная», охватывающая южные скаты Иерусалима. В этой узкой лощине, в дни жестоких ассирийских и вавилонских завоевателей, в дни отступников царей иудейских, стояли медные идолы, в утробах которых жарили евреев не соглашавшихся поклониться иноземным кумирам, «Молоху – мерзости Аммонитской, Хамосу – мерзости Моавитской». «И устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне», говорит пророк Иеремия... «Не будут более называть места сего Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить, по недостатку места».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ответ на возражение 4 . Невзирая на неопределенность смерти, неопределенность Суда ведет к бдительности в двух направлениях. Во-первых, касательно игнорируемой вещи, поскольку ее задержка равна длине человеческой жизни, так что на любой стороне неопределенность побуждает к большей осторожности. Во-вторых, по причине, что человек заботится не только о себе, а также о своей семье или городе, или королевстве, или о Церкви, длина продолжительности не зависит от продолжительности человеческой жизни. И еще это приносит пользу каждому из тех, кто так подготовлен, в день, когда Господь найдет нас неподготовленными. Раздел 4. Состоится ли Страшный суд в юдоли Иосафатовой? Возражение 1 . Кажется, что Суд состоится в юдоли Иосафатовой или в близлежащих окрестностях. По крайней мере, это необходимо для тех, которых будут судить, чтобы они стояли на земле, и тех, кто будет судить, пребывать в воздухе. Но земля обетованная не сможет уместить всех тех, кого будут судить. Следовательно, невозможно будет проводить суд в окрестностях этой долины. Возражение 2 . Далее, Иисус будет на Суде в человеческом обличии, потому что Он будет судить справедливо, поскольку Он сам был судим несправедливо Пилатом и понес приговор несправедливого суда на Голгофе. Следовательно, эти места более подходят для Суда. Возражение 3 . Далее, облака – результат испарения. Но тогда не будет испарения. Следовательно, будет невозможно «подняться в облаках, чтобы встретиться со Христом в воздухе»: и, соответственно, необходимо, чтобы как праведники, так и грешники были на земле, таким образом, потребуется место намного большее, чем эта долина. Этому противоречит то, что написано: «Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили…» ( Иоил. 3:2 ). Далее, написано: «и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1,11 ). И теперь Он восходит на небеса с Масличной Горы, которая возвышается над юдолью Иосафатовой. Следовательно, Он придет судить в окрестностях этого места.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

В этом обширном смысле понимать пророчество о суде над народами нужно отчасти потому, что предшествующее сему пророчество об излиянии Духа Святого на всякую плоть и о спасении всякого призывающего имя Господне относится, как мы видели при изъяснении предыдущей паримии, ко всем народам, – отчасти потому, что всемирный суд над народами в новозаветных писаниях, как увидим ниже, изображается одинаковыми чертами, как и в дальнейших словах пророчества Иоилева изображается суд над народами. – На основании пророчества Иоилева издревле сложилось мнение, доселе господствующее не только в христианском мире, но также между Евреями и магометанами, что местом всемирного суда будет долина Иосафатова близ Иерусалима. Это мнение может быть признанно вероятным, если иметь в виду, что всемирный суд будет происходить в воздушном пространстве. Как Сам Судия явится с неба на воздухе и здесь сядет на престоле суда, так и подсудимые народы предстанут пред ним на воздухе. Долина Иосафатова может быть местом всемирного суда в том смысле, что над нею в воздушной среде явится Господь – Судия и вокруг Него на воздухе займут огромное пространство подсудимые. Собрание их на самой долине немыслимо по ее тесноте и их многочисленности; но воздушное пространство, в безмерную широту и высоту над нею и окрест ее, может быть наполнено бесчисленным множеством подсудимых. На суд предстанут и примут праведное воздаяние все народы, не только озлоблявшие Церковь , но и принадлежавшие к ней. Из среды последних осуждены будут на вечную погибель нечестивые и нераскаянные. Иоил.3:13 . Испустите серпы, яко предстоит объимание (обрезание) винограда. Внидите, топчите, яко исполнь точило, изливаются подточилия, яко умножишася злобы их. Суд над народами, враждебными Царству Божию, представляется здесь под образом собирания винограда и топтания его в точиле. Под этим же образом этот суд представляется в Апокалипсисе. Один из Ангелов, говорится в Апокалипсисе: «С великим криком воскликнул к другому Ангелу, имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозди винограда на земле, потому что созрели в нем ягоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Лк. 22, 24–27 : Спор о том, кто есть больший. Пророчество об избиении любящими: Зах. 13, 6 : “Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня”. Лк. 22, 28–30 : Завещание о совершении Евхаристии 498 . Ин. 13, 31–33 : Час прославления близок. Ин. 13, 34–35 : Новая Заповедь Любви. Ин. 13, 36–38 : Предсказание об отречении Петра. Прощальная беседа с учениками ( Ин. 14–16 ): Ин. 14, 1–11 : “Я есть путь и истина и жизнь”. Ин. 14, 12–14 : Молитва во имя Господне. Ин. 14, 15–24 : Обетование Духа Святого. Ин. 14, 25–31 : Обетование мира. Мк. 14, 26 : Заключительная песнь 499 и выход из Сионской горницы. Путь в Гефсиманию Краткая историческая справка – долина Иосафатова или Царская: Иосафат – слово еврейское, значит “суд Божий”. Долина, нарицаемая от имени ИосафатаИосафатовой, по мнению некоторых, признается местом чудес Божиих. Есть также мнение, что в день страшного суда Божиего по долине Иосафатовой потечет огненная река; основанием сему служит пророчество Даниила: “Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги” ( Дан. 7, 9–10 ). Долина Царская, именуемая также юдолию плачевною, постоянно следуя течению Кедрона, проходит мимо обители святого Саввы Освященного до Мертвого моря. При самом входе в долину Царскую, при русле потока Кедронского, видно запустевшее здание: это – колодезь, в котором был скрыт Неемиею священный огонь. Близ гроба святого пророка Исаии: в долине Иосафатовой, где по преданию произойдет Страшный Суд Божий произойдет, ибо, по пророчеству, здесь: “Да востанут и взыдут вси языци на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки яже окрест” ( Иоиль 3, 12 ), находится колодезь Иоавов, а в смежности с ним – село Скудельничье, а по еврейски Акель-Дама, или село крови, купленное на те 30 сребренников, за которые продан был сребролюбивым Иудою Спаситель мира; в нем погребали странников. Неподалеку от села Скудельничьего есть греческий монастырь с небольшой церковью во имя святого Онуфрия Великого; в ней, изредка, греческое духовенство совершает Богослужение о упокоении усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

И.П. Ювачев XVI. Вокруг стен Иерусалима Памятник Авессалома. – Иосафатова долина. – Страшный суд. – Источник Богоматери. – Нечистое место. – Долина сыновей Енномовых. – Прокаженные. –Акелдама. – «Новый Иерусалим». Прежде чем выйти за город, монах-проводник обратился к толпе паломников и громко провозгласил два стиха из известного псалма: – Пойдите вокруъ Сиона и обойдите его, пересчитайте башни его; обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду. Это библейское воззвание в устах проводника в Иерусалиме меня очень тронуло, и я, как ни устал, решил последовать ему, чтобы обойти вокруг стен города. Число паломников сократилось, по крайней мере, на половину. Мы вышли из города единственными открытыми на восточной стороне Гефсиманскими воротами Баб-ситти-Марьям. Так названы, вероятно, потому, что от них чрез Кедронский поток идет дорога к гробнице Божией Матери. Они еще носят название ворот св. Стефана, в память первомученика, которого побили камнями в Иосафатовой долине, недалеко от этих ворот. Это событие дало повод нашему проводнику сказать пространную речь, с указанием точных мест, где кто стоял восемнадцать с половиною веков тому назад. Отсюда мы повернули направо вдоль по Иосафатовой долине, между Елеонскою горою и стеною города. Жарко. Душно. Недалеко от каменного моста через Кедронский поток продавали какое-то подслащенное питье в грязных бутылках. Я воздержался от искушения утолить им жажду и вслед за паломниками спустился в глубину долины, к памятникам седой старины, известным здесь под названием Авессаломова столба и гробниц Иакова и Захарии. Из Библии мы знаем, что восстание Авессалома против своего отца, царя Давида, не удалось, а его самого убили, бросили в глубокую яму в лесу и наметали над ним огромную кучу камней. Но он еще при жизни своей поставил себе памятник в царской долине. «И называется он памятник Авессалома до сего дня». Вот это-то непреложное слово «до сего дня» и заставляет предполагать евреев, что небольшая каменная башенка с конусообразным верхом и есть древний памятник Авессалома. Они до сих пор не могут пройти мимо него, чтобы не бросить камня на память мятежного сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иисус Христос был взят под стражу в Гефсимании близ селения к востоку от Иерусалима, у подножия Елеонской горы (в переводе с арамейского слово " Гефсимания " означает пресс для маслин). Место это свято: здесь Христос часто проводил ночи в молитвах, здесь начались его искупительные страдания, закончившиеся на Голгофе. В Гефсимании, по преданию, была погребена Пресвятая Богородица. На Елеонскую гору в сороковой день по Воскресении Господь привел своих учеников и, благословив их, вознесся на небо. Христиане бережно и благоговейно хранят память об этих местах. Сохранился грот, где Христос, пав на землю, молился " о чаше " . Предание указывает место у входа в Гефсиманский сад близ остатков колонны, где искушенный диаволом ученик дал целование Божественному Учителю. Взятый воинами, Иисус Христос был веден вдоль потока Кедрон ( " мутный ручей " ), который берет начало на северо-западе Иерусалима, огибает город с востока, спускается к югу и впадает в Мертвое море. Образуется он только в период дождей и течет по направлению к памятнику Авессалому, против которого был мост через поток. Здесь, где Христос даровал некогда зрение слепому от рождения (Ин. 9, 1-41), Он получил первое поругание от ведших его стражей. По преданию, один из воинов столкнул Его с мостика, и тут же Он упал на берег; колена и руки нашего Искупителя напечатлелись на береговом камне. Есть предание, что Христос, мучимый в пути жаждою, испил из Кедронского потока, в исполнение пророчества царя Давида: из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу (Пс. 109, 7). Поток Кедронский протекает между Иерусалимом и Елеонской горой и впадает в Мертвое море. По его названию получила название и долина, известная также как Иосафатова долина. Через нее вочеловечившийся Господь был ведом на человеческий суд, и здесь же, по поверью жителей Палестины (христиан, иудеев, мусульман), будет место Страшного Суда, согласно пророчеству Иоиля: Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить, все народы отовсюду... Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! (Иоил. 3, 12; 14).

http://pravoslavie.ru/put/040409102211.h...

Относительно других гробниц имеются неопределенные предания, и наш проводник, не останавливаясь у них, поспешил перейти по небольшому каменному мосту опять на ту сторону долины, ближе к стенам города. Иосафатова долина вся усеяна могильными памятниками евреев и магометан. По общему преданию у всех вероисповеданий на Востоке; в этой долине произойдет страшный суд при конце мира. Пророк Иоиль от лица Божия так рисует картину суда: «Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата 12 и там произведу над ними суд... Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь! Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там я возсяду, чтобы судить вое народы отовсюду... Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут, и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона и даст глас свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля... Тогда узнаете, что я – Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей». Замечательно, турки отдали гору Сион христианам для погребения покойников. Здесь сосредоточены кладбища и православных, и протестантов, и армяно-грегориан, тогда как долина суда наполнена костями евреев и магометан. Огибая юго-восточный угол зубчатых серых стен Иерусалима, наше внимание обратили на угловой камень, около трех с половиной сажень длиною, при саженной толщине. И такой большой камень находится не в нижних рядах основания, а на порядочной высоте от земли: вероятно, тоже свидетель древнейших времен. Недалеко от угла города дорога расходилась на три стороны. Мы выбрали левую, которая привела нас к источнику Богоматери – Айн-ситти-Марьям, близ деревни Силоам. Передовые паломники, спустившиеся в пещеру источника вниз по лестнице, успели спокойно почерпнуть воды и напиться; но последним пришлось выдержать борьбу с арабами, набежавшими сюда со всех сторон. Пользуясь случаем, здешние силоамцы требовали за воду деньги, вырывали из рук кружки с водой и вообще вели себя очень дико и непристойно. Я переждал первые горячие схватки, осторожно спустился по скользким ступенькам и дал денег арабской девушке, оберегающей воду внизу колодца. Она поспешила поднести и мне свой водонос на один момент. Спасибо и за это!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

446 Допускающие мысль об участии святых в Страшном Суде прибавляют к этому, что и св. Ангелы вместе с Судиею возседают на престолах и участвуют в суде. 447 Особенно в этом отношении ясно место из Деян.1:11 : Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо, где вознесение на небо сопоставляется со Вторым пришествием, как возвращением. 449 Мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе (ες ρα) и так (κα οτω) всегда с Господом будем. Ες ρα не имеет для себя параллелей в новозаветных писаниях, но мысль Апостола совершенно ясна. Он имеет здесь в виду указать не место постоянного пребывания со Христом, как понимает это выражение Usteri (Entwickelung des Paulinischen Lehrbegriffes. S. 356, Anm.), а место встречи верующими Христа, после чего Он сходит в сопровождении их на землю для учреждения Своего царства. Посему и οτω заключительной фразы данного стиха относится не к предшествующему: на воздухе, но к последующему: всегда с Господом будем. 450 «Слова: и так всегда с Господом будем, говорит блаж. Августин, должны быть понимаемы не в таком смысле, якобы Апостол хотел сказать, что мы останемся навсегда с Господом в воздухе; Он и Сам не останется, конечно, там, потому что будет проходить его шествуя. Встречают идущего, а не остающегося на месте. О граде Божием, кн. 20, гл. XX; твор., ч. 6-я, стр. 229. 451 Oswald. Eschatologie. 359. Имея в виду восхищение праведных на воздух, он замечает, что места для судимых будет здесь достаточно, даже слишком достаточно (S. 333). 452 В настоящее время долина Иосафатова наполнена могилами евреев, которые приезжают из далеких мест, чтобы быть погребенными вблизи места будущего суда (ibid. S. 359). 455 Мнение, что и демоны должны будут предстать на Страшный Суд, основывается на Иуд.6 : ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком на суд великаго дня. Но в 1Кор.6:3 говорится более обще: Разве не знаете, что мы будем судить Ангелов (γγλους κρινομεν)? На основании этого места Ориген утверждал, что и добрые ангелы будут призваны на суд, чтобы дать отчет, насколько ревностно или небрежно исполняли они дело служения спасению людей и сообразно с этим получить воздаяние (In Numeros homilia XX, 3, Migne, s. gr., t. XII, col. 733; in Lucam hom. XIII – t. XIII, col. 1832).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

В борьбе за право православных молиться там, где Христос Спаситель взошел на небо, архимандрит Иоаким потерял мать. Храм, построенный его руками, разрушили бульдозерами. Но даже после этого он не сдается. Лучшее вложение на случай конца света И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус вознесшийся на небо, придет таким же образом, каким вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1:10-11) В борьбе за право православных молиться там, где Христос Спаситель взошел на небо, архимандрит Иоаким потерял мать. Храм, построенный его руками, разрушили бульдозерами. Но даже после этого он не сдается. Долина Иосафата — это узкая лощина между Елеонской (Масличной) горой и зубчатыми стенами Иерусалима. Сколько глаз хватает, склон покрыт известняковыми плитами. Под ними покоится прах тысяч людей, живших сотни лет назад, — мусульман, христиан, иудеев. Захоронения на Масличной горе уже почти не производятся, а потому спрос перекинулся в Иосафатову долину. Все три мировые религии сходны в том, что Страшный суд будет происходить именно здесь. «Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд», — говорит Господь устами пророка Иоиля. И все это, судя по оживлению цен, не за горами. Когда наступит Страшный суд, покойники вылезут из-под пыльных надгробий, покрывающих склоны Иосафатовой долины в Иерусалиме, облекутся плотью и предстанут перед Всевышним. Цены на кладбищенские участки уже выросли до десятков тысяч долларов за квадратный метр. Народ не скупиться – ведь по широко распространенному здесь поверью это должно обеспечить лучшее место в раю! Потому стоимость квадратного метра земли на старинном кладбище в долине Иосафата перевалила за 50 000 тысяч долларов. Это абсолютный рекорд для Иерусалима. Для сравнения: в дорогом районе Старого города — у ворот Яффа, где находятся роскошная «Имперская гостиница и отель Петра, принадлежащие арабами, квадратный метр земли продается по цене «всего» 30 000 долларов. Любопытно также сравнить стоимость последнего пристанища на Елеонской горе со стоимостью жилищ для живых. После головокружительного взлета середины 90-х годов рынок недвижимости Иерусалима показывает признаки застоя. Разразившаяся интифада, война в Ираке застой в экономике привели к мощному спаду спроса на жилье в Иерусалиме вообще, и в особенности на новое жилье.

http://pravmir.ru/luchshee-vlozhenie-na-...

Вероятно, 4 день праздника Кущей Ин. 7, 14–36 : Учение Иисуса Христа в храме. Последний день праздника Кущей Ин. 7, 37–53 : Желание убить Иисуса. Слова защиты от Никодима. Елеонская гора Ночь после окончания праздника Кущей Ин. 8, 1 : Господь молится на Елеонской горе. Иерусалимский храм Следующий день после окончания праздника Кущей Ин. 8, 2–11 : Прощение женщины, взятой в прелюбодеянии. Иерусалим Спор Спасителя с иудеями ( Ин. 8, 12–59 ): Ин. 8, 12–20 : “Я свет миру”. Ин. 8, 21–30 : Предостережение от неверия. Предсказание о распятии и Воскресении. Ин. 8, 31–47 : Сыны Авраамовы и сыны диавола. Ин. 8, 48–59 : Иисус Христос – предвечный Бог. Иосафатова долина Мост через Кедронский поток 465 Исцеление слепорожденного ( Ин. 9 ): Ин. 9, 1–12 : Исцеление слепорожденного. Иисус отправляет его на купальню Силоам 466 . Ин. 9, 13–23 : Допрос фарисеями исцеленного и его свидетельство. Ин. 9, 24–34 : Вторичный допрос и свидетельство исцеленного. Ин. 9, 35–41 : Духовное прозрение исцеленного и слепота фарисеев. Пророчество о духовной слепоте фарисеев: Ис. 6, 9–10 : “И сказал Он: пойди, и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их”. Ин. 10, 1–18 : Иисус Христос – Пастырь добрый. Притча о дворе овчем. Ин. 10, 19–21 : Обвинения фарисеями Иисуса Христа. Распря между иудеями. Лк. 10, 17–24 : Возращение Семидесяти. Иисус говорит о даровании власти над сатаной и упреждение от радости об этом. Краткая историческая справка – Собор семидесяти апостолов: В евангельском повествовании не открыты имена семидесяти апостолов, избранных Господом. Несомненно лишь, что первоначальный лик апостолов впоследствии изменил свой состав, так что в числе ныне чествуемых Церковью есть такие, которых Сам Христос непосредственно не посылал на проповедь, и нет некоторых из тех, которых избрал Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010