40 ст.), «не спасётся и земля Египетская». Египет здесь выставляется отдельно, как могущественное царство юга, доселе оказывавшее противодействие завоевательным стремлениям царя северного, а в последнее время имеющее подпасть под владычество этого царя и в данном случае выступающее представителем вообще могущественных царств земли, долженствующих силой подпасть под власть антихриста (см. 7:8:20). Вместе с землёй Египетской в добычу победителя достанутся и сокровища этой земли, а равно и союзные народы её. «Он, – говорится в откровении, – завладеет сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; ливийцы и ефиопляне ( Иез.30:5 ; Наум.3:9 ). Как союзные народы Египта, они являются здесь вообще представителями народов самого отдалённого юга, последуют за ним», сделаются пленниками его. «Но (в это самое время) слухи (слав. слышания и потщания т. е. торопливые вести) с востока и севера (печальные слухи о восстаниях в восточных и северных областях царства его) встревожат его, выйдет он в величайшей ярости, чтобы истребить и погубить многих, и раскинет он царские шатры свои (собственно палатки двора своего – ahalei aphadno, слав. кущу свою Ефадано) между морем (или собственно: морями, как поэтически называется великое Средиземное море) и горой святой, прекрасной (т. е. горой, на которой стоял храм иерусалимский). Но он придёт к своему концу». (Слав. не совсем правильно: приидет даже до части ея), т. е. погибнет, «и никто не поможет ему» спастись от погибели (ст. 40–45). Эта черта откровения, согласно с другими ветхозаветными пророчествами, ясно указывает на антихриста. По этим пророчествам местом явления Господа для окончательного суда над боговраждебной силой и последним представителем её антихристом являются: или горы Израилевы ( Иез.39:4 ), или долина Иосафатова близ Иерусалима ( Иоил.4:2, 12, 13 ; слав. 3:2, 12:13), или вообще местность подле Иерусалима ( Зах.14:2–3 ). Этим утверждается то, что враг, имеющий раскинуть свои шатры близ горы святой и здесь найти свою погибель, есть ни кто иной, как антихрист, с чем согласуются и дальнейшие слова откровения в 12 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Я походил по месту развалин, возносясь мыслью к подвигам великого отца; потом прочитал тропарь преподобному и поклонился ему до земли, на месте его жительства, прося его молитв на исправление своей жизни. Потом владыка митрополит предложил нам трапезу от взятых им с собою припасов. Получив потом от митрополита Анфима благословение, мы отправились в путь ко св. Савве, а владыка поехал восвояси. Путь от обители преп. Феодосия ко св. Савве От обители преп. Феодосия мы спустились с горы к потоку Кедрон, или в юдоль Иосафатову, называемую также геенной. Действительно, хотя были последние числа сентября, но в юдоли охватил нас жар, как в печи. Я подумал: если в конце сентября здесь такой жар, то что же в июле и августе месяцах? Порядочно мы проехали по этой огненной юдоли, не имея с собой воды: тогда я узнал, чтó значит в тех местах жажда. До этого времени, как северный житель, я не имел и понятия, чтó значит настоящая жажда и как дорога бывает во время такой жажды чаша студеной воды. Тогда мне стало понятно писанное в житии преподобных отец, как они, ходя по пустыни, изнемогали от жажды. Помянул я и слова митрополита вифлеемского Анфима, который мне сказывал о монахах обители св. Саввы, что они не ходят никогда без воды, но в пути всегда имеют при себе воду. Когда шли, изнемогая от жажды, одна бедуинка, и без просьбы нашей, подала нам воды, и этим оказала нам великую услугу. С каким удовольствием я дал ей несколько монет за чашу воды! Когда мы стали ближе подъезжать к обители св. Саввы, тогда широкая и глубокая между гор долина превратилась в узкую, глубокую скалистую пропасть. Для удобства пути край пропасти окладен несколькими камнями, чего, говорят, прежде не было. Обитель св. Саввы отстоит от Иерусалима верст двадцать пять или тридцать. Обитель святого Саввы Обитель св. Саввы подобна птичьему гнезду, прилепленному к крутизне скал над глубокой пропастью; окружающая ее природа летом вся мертвая, жара среди скал пекущая, в воздухе прохлады ниоткуда нет. Мы подошли к воротам, – ворота всегда бывают заперты, и жен в обитель по уставу св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Но, слава Богу! Наш Христо сообщил нам радостное известие, что до лавры св. Саввы осталось около часа пути. Мы напрягли свои силы, чтобы поскорее добраться до монастыря, но утомлённые ослики, не смотря на понуканье погонщика, не в состоянии идти быстро. Начиная от самого Иерусалима, мы едем по направлению Иосафатовой долины, которая, по мере удаления от города, постепенно мелеет; а около лавры превращается в глубочайшую пропасть, образуемую с обеих сторон высокими и обрывистыми скалами, и носит название „огненной реки“, по причине, существующей здесь страшной, неимоверной жары. Отвесные обрывы имеют здесь до 600 футов глубины; но недурно теперь устроенная дорога, с прочной каменной стенкой, безопасно ведёт нас западной стороной бездонной пропасти. Такой дикой местности мы никогда не видали, и едва ли когда ещё увидим. При приближении к монастырю, эта глубокая долина перехватывается дикой величественной дебрью, поражающей нас своей пустынностью и необыкновенной угрюмостью. По обеим сторонам этого глубокого ущелья, мы видим в скалах полуразрушенные пещеры, в которых некогда спасались люди, убегавшие от мирской суеты. Особенно в V в., после падения римской империи, многими овладело страстное желание удалиться от общественных бурь и треволнений и искать себе убежища в самых уединённых местах. Страсть к пустынной жизни охватила тогда всех восторженных людей. Они не могли найти более лучшего места для своего подвижничества, как эту дикую дебрь, куда они и шли толпами, высекая в каменных утёсах себе небольшие жилища, которые часто служили для них и могилами. Смотря на эти громадные утёсы и высеченные в них пещеры, мы невольно проникаемся глубоким уважением к этим подвижникам, у которых желание спасти свою душу и наследовать царствие небесное заглушало все человеческие страсти. —495— Вся эта дебрь, эта глубокая бездонная пропасть тянется вплоть до Мёртвого моря, наполненная на всём протяжении подобными пещерами, где спасались неведомые миру подвижники, усовершаясь в богоугодной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Приимите, ядите, сиеесть тело мое...»; «пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя...», – эти слова сказаны с таким Божественным спокойствием, что, может быть, вследствие этого-то спокойствия ученики не представляли себе ясно, какой несказанно тяжкий подвиг предстоит их Учителю. Мысль о скорой смерти не оставляет Спасителя и после вечери. «Дети», слышится Его голос в прощальной беседе, «дети уже не долго мне быть с вами. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» ( Ин. 13:33–34 ). «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь», предсказывает Он ученикам, уже вышедши к горе Елеонской после вечери ( Мф. 26:31 ); «ты трижды отречешься от Меня», говорит Он любимому апостолу в ответ на уверения в преданности и готовности положить за Него свою жизнь ( Ин. 13:38 ). Таким образом, не подлежит сомнению, что Спаситель после тайной вечери шел в Гефсиманию, зная вполне и совершенно ясно, что там совершится Его предание врагам. Но страдания Иисуса Христа, как вольные и сознательные, должны были начаться не насилием врагов, не позорным преданием Иуды, а возвышенным самопреданием Сына Человеческого в волю Божию. После всего, что Он Сам говорил о Своем призвании, после тайной вечери, где Он с таким спокойствием предрекал события грядущей страшной ночи, можно было бы ожидать, говоря по-человечески, что это самопредание совершится без вопля, без слез, без кровавого пота... Случилось не так. Последуем мысленно, слушатели, за нашим Спасителем в сад Гефсиманский. На восточной стороне Иерусалима, по склонам горы Елеонской, за городом расположены были виноградные и масличные сады. В одном из них, так называемом «Гефсимания», что с еврейского языка значит „масличный дом», или точило для маслин (т.е. место, где из маслин выжимают масло), Спаситель любил уединяться и молиться во время Своих посещений Иерусалима ( Ин. 18:2 ) 13 . Место это невольно располагало к сосредоточенности и религиозному настроению. С западной стороны ничего не видно, кроме высоких стен Иерусалима и верхушек священных зданий храма, да мрачной башни Антония. Направо печально высится лишенная растительности гора (Скопус); налево стелется долина Иосафатова с ее могилами и надгробными памятниками 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Вид обнаженных утесов и отсутствие растительности как бы увеличивают жажду. Этот однообразный вид бесплодной пустыни навевает тоску и уныние. Куда ни взглянешь, всюду только голые угрюмые горы и горы... Хоть бы какое-нибудь живое существо! Одни только зеленоватые ящерицы встречаются нам постоянно на пути, прыгая с камня на камень, играя на солнце, чувствуя себя довольными своим положением. Вот, из-под одного камня, направо от дороги, выползла красноватая змея, которая, понюхав воздух и посмотрев с любопытством на нас, нарушителей тишины пустыни, быстро спряталась в свою нору. Кавас говорит, что таких змей водится очень много в горах Палестины: они весьма ядовиты. Но мы совершенно не думаем об опасности быть укушенными этой змеей, довольные тем, что появление ее несколько развлекло нас, внеся некоторое разнообразие в наши впечатления, полученные нами от вида этой дикой местности. По рассказу каваса, в Палестине существуют укротители змей, которые, вырвав змеиные зубы, где кроется яд, делают их безвредными. Но в общем очень много смертных случаев от укушения ядовитых змей. Но, слава Богу! Наш Христо сообщил нам радостное известие, что до лавры св. Саввы осталось около часу пути. Мы напрягли свои силы, чтобы поскорее добраться до монастыря, но утомленные ослики, не смотря на понукание погонщика, не в состоянии идти быстро. Начиная от самого Иерусалима, мы едем по направлению Иосафатовой долины, которая, по мере удаления от города, постепенно мелеет; а около лавры превращается в глубочайшую пропасть, образуемую с обеих сторон высокими и обрывистыми скалами, и носит название «огненной реки», по причине существующей здесь страшной, неимоверной жары. Отвесные обрывы имеют здесь до 600 футов глубины; но недурно теперь устроенная дорога, с прочной каменной стенкой, безопасно ведет нас западной стороной бездонной пропасти. Такой дикой местности мы никогда не видали, и едва ли когда еще увидим. При приближении к монастырю, эта глубокая долина перехватывается дикой величественной дебрью, поражающей нас своей пустынностью и необыкновенной угрюмостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

«Приидите потомки Адама, увидим на земле лежащего подобного нам брата, отложившего все благолепие, разрушаемого во гробе гниением, червями, мраком объятого, землею покрываемого: – невидимым его оставив, ко Христу помолимся, да даст ему во веки упокоение». «Когда страшные ангелы силой хотят исторгнуть душу из тела, – забывает она всех сродников и знаемых, и помышляет только о предстании будущим судилищам и о разрешении от суеты многотрудной плоти. И мы, к Судие прибегая, помолимся все, да простит Господь содеянное человеком». «Приидите, братие, увидим во гробе пепел и прах, из коих мы созданы, куда ныне стремимся, для чего сотворены! кто убог или богат? или кто владыка, кто свободен? – не все ли прах? красота лица истребилась в цвете юности поблек смертью . Во истину суета и тление все житейское». «Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне все братие, и сродники и знаемые. Вчерашний день беседовал я с вами и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите все любящие меня и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо не собеседую; к Судие отхожу, где нет лицеприятия; там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, убогий и богатый, в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех, непрестанно о мне молитеся ко Христу Богу, да не буду низведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет». Иосафатова долина В полдень оставили мы лавру св. Саввы и, следуя вдоль частых изгибов Кедронской долины, в которой нашли еще другое кочующее колено бедуинов Мар Сабы, достигли через три часа Иерусалима. Тем приятнее был я встречен почтенным соотечественником, князем А. В. Мустафиным, который прибыл во время моего отсутствия с несколькими поклонниками из России и привез мне вести о далекой родине. Латины уже совершали возвышенные церемонии великого пятка, когда я возвратился с Иордана, ибо в тот год неделею раньше праздновали они Пасху; но я не был свидетелем их обрядов, единственно для того, чтобы двойным повторением священных воспоминаний не нарушить глубокого их впечатления. От времени до времени Пасха латинская совпадает с нашей, и тогда общее торжество христиан красноречивее сердцу, хотя стечение стольких различных богослужений производит беспорядок, которого франки стараются избежать.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Лицо Иерусалима изменялось до неузнаваемости. Напрасно современный паломник стал бы искать здесь глубокий Кедронский поток времен Спасителя, разросшуюся, густолиственную рощу Гефсимании, Голгофскую гору вне стен Иерусалима. Кедронский поток высох, Гефсиманский сад вырублен, Голгофа срыта и включена в черту города. Благочестивый паломник живет в современном Иерусалиме священными воспоминаниями, которыми дышит вся атмосфера города, хотя и изменившего совершенно свой внешний вид. Особенно полна такими священными воспоминаниями Елеонская гора. С этой горы Спаситель по воскресении вознесся на небо; здесь перед Своими страданиями Он молился до кровавого поту, как человек, о том, чтобы миновала Его «сия чаша»; здесь, по преданию, Он учил Своих учеников молитве Господней; отсюда Он предсказывал о судьбе, ожидающей Иерусалим… Несколько библейских памятников находится и у подножия Елеонской горы. Из них мы прежде всего осмотрели гробницы, находящиеся в долине Иосафатовой у подножия горы, известные под именем гробниц Авессалома, Иосафата, Захарии, Иакова. Вся вообще долина Иосафатова 34 так же, как и большое русло потока Кедронского, испещрена каменными памятниками и может быть по справедливости названа долиной мертвых, которых здесь, по народному поверью, так много, что тут должен произойти страшный суд. Это доверие, общее христианам, евреям и магометанам, основывается вероятно на близости Иосафатовой долины к Елеонской горе, откуда вознесся Спаситель, грядущий судить живых и мертвых, и на словах пророчества ( Иоил. 3:12 – и соберу вся языки и сведу я на юдоль иосафапюву, и рассуждуся с ними ту о людех моих), понимаемых буквально. Вера в это среди евреев так распространена, что многие из них, живущие в разных частях света, перед смертью приезжают в Иерусалим, чтобы умереть здесь и быть погребенным в Иосафатовой долине, откуда скорее можно предстать на страшный суд. Впрочем, это делают и не одни только евреи. Драгоман миссии рассказывал нам, что приезжают иногда из западной Европы, преимущественно из Франции, барыни покупать себе место для погребения в Иосафатовой долине.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

По закону земля, занятая жилищами деревенских жителей, и земля на 20 аршин кругом их – есть мюльк. Земли мирие начинаются вне этой черты. Наше внесенное в вакуфную запись место находится совершенно рядом с последними жилищами крестьян деревни Эт-Тур. Поэтому оно (или хотя бы часть его) должно было бы считаться мюльком. Но местная власть, радея о пользе правительства, записала его в разряд земель мири. В качестве таковой ее нельзя было сделать вакуфом без особого разрешения на это владельца ее, т. е. турецкого правительства. Поэтому о. Антонин овакуфил не почву этого имения, а находящиеся на ней стены, дома, цистерны и деревья. До восстановления наших прав, нарушенных вышеозначенною властью, эта земля считается мири и должна платить верги и ашар, равно как и верги за здания. В деревне Силоам, в 1/2 часе езды от Иерусалима. Здесь имение состоит из 2-х пещер, высеченных в скале. Большая из них называется Магарет-уз-Зуннар (пещера с поясом или с карнизом) и представляет из себя домик в одну комнату, высеченный целиком в скале. Другая, меньших размеров, находится рядом и ничего особенного из себя не представляет. Обе они обведены стеною, и имение это принадлежит к разряду мюльк. Примечание. Близ пещер, чрез улицу этой деревни, находится клочок земли с пещерою, высеченною в скале высоко над землею. Он обведен стеною и засажен масличными деревьями. Он не мог быть внесен в вакуфную запись, так как о. Антонин владеет из него только 22/24 частями. Остальные 2/24 принадлежат 2-м арабам, владельцам смежного участка. Вследствие множества интриг о. Антонин не мог составить купчей крепости на свое имя. Она составлена на имя вышеупомянутых 2-х арабов, которые ныне хотят продать свои 2/24 части и свой смежный участок евреям, расширяющим свое кладбище. Хотя клочок этот и невелик, но чрезвычайно красив, находясь под обрывом скалы, внизу которой проходит Иосафатова долина. Поэтому я убедил о. архимандрита Арсения, нынешнего начальника здешней Духовной Миссии 894 , купить участок этих арабов на свое имя за 1000 франков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Представим, возлюбленные, в уме нашем, как Господь наш Иисус Христос торжественно входил в Иерусалим, как с ветвями в руках встречал Его народ, а дети восклицали: «Осанна!» Представим то место, где совершалось это, вспомним, как совершалось и духовными очами посмотрим на все. Шествие Иисуса Христа началось от горы Елеонской, или другими словами – масличной, называвшейся так оттого, что масличные деревья густым лесом покрывали ее; находилась эта гора к востоку от Иерусалима и отстояла от старого города на пять стадий, т. е. на одну версту. Таким образом гора эта была невдалеке от Иерусалима, но была довольно высока; между горою и Иерусалимом лежала долина Иосафатова, называвшаяся иначе долиною плача: там было кладбище всего Иерусалима. Посреди долины протекал поток Кедронский. Христос любил гору Елеонскую за ее безмолвие и пустынность и часто на ней проводил ночи в своем молитвенном бдении: избирал Он для этого обыкновенно или самую вершину горы, откуда и вознесся потом, или сад Зеведея, лежавший на склоне ее. Еще и оттого часто посещал Господь эту гору, что бегство сюда гонимого сыном праотца Давида служило прообразом Его незаслуженного страдания. Давид босыми ногами всходил на гору Елеонскую и плакал, покрывши голову свою. От этой-то горы началось славное и торжественное шествие Иисуса Христа в Иерусалим через долину Иосафатову и поток Кедронский. Рассмотрим же, возлюбленные слушатели, духовно все это шествие. Подобно тому, как Иисус Христос начал Свое шествие от горы Елеонской, т. е. масличной, так и всякому христианину, желающему войти в небесный Иерусалим, нужно начать свой путь также от горы масличной. Давид говорит о себе: «Аз же яко маслина плодовита в дому Божии». 116 Так и каждый из людей должен быть маслиной, т. е. должен приносить духовные плоды Господу. Апостол говорит, что такие плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, а также и все добрые дела, как то: пост, молитва , милостыня, прощение должникам нашим, забвение обид, отрешение от дел греховных, покаяние и подвиги в добрых делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Таким образом, из кредита в 10 000 франков я произвёл по сие число расходов (включая сюда и те, о которых я уже имел честь донести) за счёт Святейшего Синода 3248 фр. 93 с. С глубочайшим почтением и пр. P.S. При сем имею честь приложить дополнение к Описи наших недвижимостей от 1895 года. АВП РИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 40/57, л. 426–426 об. 82. Донесение генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву Иерусалим, 3 сентября 1899 г. Копия. В дополнение к донесению моему от 10-го августа с. г. за 833, я имею честь донести Вашему Высокопревосходительству об окончательном закреплении участка Дуббак с известными пещерами Руммание и Дейр-Ессиние, который числился до сих пор за Я. Е. Халеби, а ныне принесён в дар Его Императорскому Высочеству Великому Князю Сергею Александровичу. Этот участок расположен к юго-востоку от Иерусалима на склоне горы. У подошвы её проходит та часть Кедронской долины, которая называется «Долина Сауахири», по имени кочующего здесь племени бедуинов «Сахури». От Генерального Консульства до этого места – 25 минут езды. Прежде чем приступить к описанию хода дел, я постараюсь объяснить, со слов профессора Олесницкого (см. его «Святая Земля», т. I, стр. 262 и стр. 406–411), историческое значение этих пещер, посещённых им в 1873–74 гг. Около Иерусалима имеются два главных древних некрополя. Один из них идёт с северо-запада по долине Жоз от Гробницы Судей до Кедронской (или Иосафатовой) долины, начинающейся у северо-восточного угла Иерусалима. Другой расположен на склоне Масличной Горы, в Кедронской долине, идущей под восточной стеной Иерусалима с северо-восточного до юго-восточного угла Святого Града. Но кроме этих двух больших есть ещё три группы меньших некрополей. Во второй (по имени Руммание) из этих последних и находится наш участок с двумя пещерами. Он расположен при встрече долины Сауахири с долиной Радм. По мнению известного Тоблера (Topographie von Ierusalem, II, 418), наша большая пещера служила в первые века христианства монастырём или местожительством отшельников. Возможно, что здесь жили некоторые члены еврейской секты Ессеян. По мнению г. Олесницкого, в ней был погребён благочестивый еврейский царь Иосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010