иеромонах Иов (Гумеров) Это Господь сказал как Мессия. Боговоплощение есть добровольное умаление Себя – кенозис (греч. kenosis – уничижение). Это уничижение раба, ищущего не собственной Своей славы, но славы пославшего Его Отца: уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Фил.2:6–8 ). Кенозис Христа закончился с Его воскресением. По Божеству Иисус Христос равночестен Отцу и Святому Духу. Правда ли, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе близ Иерусалима? иеромонах Иов (Гумеров) С севера и востока Иерусалим опоясывает долина Кедрон, отделяющая город от Елеонской горы. С 4 (по др. данным с 5) в. по Р.Х. она получила название Иосафатовой долины по имени погребенного здесь Иудейского царя (9 в. до Р.Х.). Здесь, по поверью жителей Палестины (христиан, иудеев, мусульман), будет место Страшного Суда. Поверье это основывается на пророчестве Иоиля: пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду… Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! ( Иоил. 3:12,14 . Нет достаточных оснований, чтобы отождествить долину суда с долиной, пролегающей близ Иерусалима. Некоторые экзегеты понимают это как пророческий символ: Иосафат (евр. Йошафат) – Господь судит. Что означают слова Евангелия: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете…»? иеромонах Иов (Гумеров) В 23–32 стихах главы 11 апостол Павел говорит об установлении евхаристии. Поэтому это место читается на литургии в Великий четверг. Апостол Павел в полном согласии со святыми евангелистами приводит слова Спасителя во время тайной вечери. Совершая евхаристию, христиане возвещают «смерть Господню», то есть Его крестную жертву. Слова «доколе Он придет» ( 1Кор. 11 :26означают, что таинство Тела и Крови – это замена видимого присутствия Христа. Так будет до того времени, когда Он явится во втором Своем пришествии.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

446 Допускающие мысль об участии святых в Страшном Суде прибавляют к этому, что и св. Ангелы вместе с Судиею возседают на престолах и участвуют в суде. 447 Особенно в этом отношении ясно место из Деян.1:11 : Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо, где вознесение на небо сопоставляется со Вторым пришествием, как возвращением. 449 Мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе (ες ρα) и так (κα οτω) всегда с Господом будем. Ες ρα не имеет для себя параллелей в новозаветных писаниях, но мысль Апостола совершенно ясна. Он имеет здесь в виду указать не место постоянного пребывания со Христом, как понимает это выражение Usteri (Entwickelung des Paulinischen Lehrbegriffes. S. 356, Anm.), а место встречи верующими Христа, после чего Он сходит в сопровождении их на землю для учреждения Своего царства. Посему и οτω заключительной фразы данного стиха относится не к предшествующему: на воздухе, но к последующему: всегда с Господом будем. 450 «Слова: и так всегда с Господом будем, говорит блаж. Августин, должны быть понимаемы не в таком смысле, якобы Апостол хотел сказать, что мы останемся навсегда с Господом в воздухе; Он и Сам не останется, конечно, там, потому что будет проходить его шествуя. Встречают идущего, а не остающегося на месте. О граде Божием, кн. 20, гл. XX; твор., ч. 6-я, стр. 229. 451 Oswald. Eschatologie. 359. Имея в виду восхищение праведных на воздух, он замечает, что места для судимых будет здесь достаточно, даже слишком достаточно (S. 333). 452 В настоящее время долина Иосафатова наполнена могилами евреев, которые приезжают из далеких мест, чтобы быть погребенными вблизи места будущего суда (ibid. S. 359). 455 Мнение, что и демоны должны будут предстать на Страшный Суд, основывается на Иуд.6 : ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком на суд великаго дня. Но в 1Кор.6:3 говорится более обще: Разве не знаете, что мы будем судить Ангелов (γγλους κρινομεν)? На основании этого места Ориген утверждал, что и добрые ангелы будут призваны на суд, чтобы дать отчет, насколько ревностно или небрежно исполняли они дело служения спасению людей и сообразно с этим получить воздаяние (In Numeros homilia XX, 3, Migne, s. gr., t. XII, col. 733; in Lucam hom. XIII – t. XIII, col. 1832).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Примечание .  Кроме Иоиля никто из ветхозаветных священных писателей не упоминает о долине Иосафатовой. Она также не известна ни Евсевию, ни блаженному Иерониму, описавшим все местности земли обетованной. Только с пятого века у церковных писателей встречаются указания этой долины. Первый, сколько известно, упоминает о ней Кирилл Александрийский (Comment. in Ioel). Он говорит, что долина Иосафатова находится на восточной стороне Иерусалима и тянется от него на несколько стадий; – что она обширна, ровна и удобна для сражений. Абен-Езра утверждает, что юдоль Иосафатова тоже, что и гора Благословений, при которой Иосафат одержал чудесную победу над Моавитянами и Аммонитянами ( 2Пар 20:26 1005 ), на юг от Вифлеема в пустыне Фекое. Раввин Кимхи полагает, что долиной Иосафатовой называется одна из долин окружающих Иерусалим, по имени царя Иосафата, устроившого здесь какие либо промышленные учреждения. По свидетельству путешественников, ныне долиной Иосафатовой местные жители называют долину между горой Елеонской и горой Мориа, т. е. долину Кедронскую, доходящую до Мертвого моря. Она всегда служила и служит кладбищем простого народа, и ныне Иерусалимские жители стараются приготовить себе могилу в этой долине. Иосафатовой она называется от предполагаемой в ней гробницы царя Иосафата (Палестина, Рэра стр. 38 и 116). Таким образом поскольку долина Иосафатова неизвестна была древним, как определенная местность; поскольку с пятого века и далее у церковных писателей обозначения ее неопределенны, более гадательны, нежели положительно достоверны, чего не могло бы быть, если бы со времен Иоиля какая нибудь определенная местность носила это наименование; – и поскольку указываемая ныне долина Иосафатова решительно не соответствует идее, изображаемой Иоилем, т. е. никак не может служить местом собрания всех народов пред престолом судии – Бога: то, очевидно, слову Иосафат надобно придать значение не собственное, а нарицательное, и вместо долина Иосафатова переводить долина суда Божия, не усиливаясь отыскать и по догадкам определить местность, на которой происходил суд языков, служащий образом всеобщего последняго суда, подобно тому как у того же Иоиля (3:18) источник Сития или Ситтим означает поток терния, т. е. мир языческий, заросший такими же греховными навыками и учреждениями, неудобоприкосновенными, как непроходима бывает местность, заросшая терновником, имеющим достаточную влагу для своих корней, и потому никогда не иссыхающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

При благочестивом Иудейском царе Иосафате (870–845 гг.) на иудеев двинулись огромные рати моавитян и аммонитян вместе с обитателями горы Сеира (идумеями), их силы значительно превосходили силы иудеев. Тогда царь Иосафат в Иерусалимском храме молитвенно обратился к Ягве, Богу отцов своих. Некий Иозиил, сын Захарии, пророчески возвестил царю и жителям Иерусалима, что не ваша война, а Божия... не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Ягве ( 2Пар. 20 ). Ягве Бог прислал спасение и совершил сражение. Иудеи, во главе с Иосафатом, выступили с певцами Ягве впереди воинов, восклицали и славословили Бога, а в это время по непонятным причинам аммонитяне и моавитяне обрушились на жителей горы Сеира и истребили их, а потом стали истреблять друг друга. Когда Иосафат с иудеями пришли в долину, то там уже не было неприятельских войск, а только трупы и богатая добыча. И благословили Ягве иудеи, и стала долина та именоваться долиной благословения ( – емек браха). Вот эта «долина благословения» и есть долина Иосафатова, долина, где народ Божий благословляет Ягве за поражение враждебных народов. Но где же эта долина? Долина благословения есть в пустыне Фекойской на юг от Вифлеема ( 2Пар 20:20 ). Эту долину считал долиной Иосафата равви Авен-Езра. Существует и другое мнение. Равви Кимхи полагает, что долиной Иосафата является одна из долин, окружающих Иерусалим, по причине промышленных построек, сделанных там Иосафатом. Соседство долины Иосафата с Иерусалимом соответствует пророческим словам Иоиля, в которых говорится как о долине Иосафата, так и о Иерусалиме ( Иоиль 3 гл.). Древние предания еще более уточняют свидетельство равви Кимхи, отождествляя долину Иосафата с частью Кедронской долины между горой Мориа и Елеонской горой. Поток Кедрон и его долина продолжаются еще далее, огибая святой город. Так и поныне говорят в Святой Земле. Первое сохранившееся письменное свидетельство мы находим у св. Кирилла Александрийского (V в. по Р.Х.). Он говорит, что Иосафатова долина находится на восточной стороне Иерусалима, тянется от него на несколько стадий, обширна, ровна, удобна для сражений.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

От погребального вертепа Матери Божией начинается долина Иосафатова, стесненная между горами Элеонскою и Мориею, вдоль русла Кедрского; она опоясывает Иерусалим с востока. Долина Иосафатова называется в Священном Писании юдолью или долиною благословения, потому что здесь Иосафат после чудесной победы над моавитами около Энгади собрал народ свой и принес благодарение и благословение Господу сил ( 2Пар 20:26–27 ). Следуя этою долиною, по руслу потока Кедрского, вы скоро увидите себя в хаосе гробовых камней. Три великолепные памятника при самой дороге составляют как бы преддверие этого библейского кладбища. Первый из них есть саркофаг или столп Авессаломов: «Авессалом же еще жив сый, взя и постави себе столп в юдоли царстей, рече бо, яко несть ми сына на память имени моего: и нарече его: рука Авессаломля даже до днешняго дня» ( 2Цар 18:18 ). Но тщета Авессаломова обратилась ему в поругание; столп его сохранился до днешняго дня вместе с памятью о преступном сыне; евреи никогда не проходят мимо, чтоб не бросить камня в его пустое жилище, сквозь пролом, сделанный в углу памятника. Подобно баснословной бочке Данаид, памятник этот беспрестанно наполняется набросанными камнями и очищается для нового оскорбления. Рисунок памятника не имеет ничего надгробного; он походит более на легкий четверосторонний храм, накрытый круглою башнею; крыша образована стройным конусом, увенчанным расходящимися аканфовыми листьями. Каждая сторона четверосторонника украшена четырьмя ионическими колоннами и дорическими фризами, триглифами и метопами. Карнизное украшение принадлежит иудейскому вкусу; подобное видно на гробницах царских. Этот прекрасный памятник выходит из недр скалы, образующей подошву горы Соблазна, смежной с Элеонскою; основание его высечено в скале, только башня и конус надстроены. Вход в памятник сзади. Налево от него, в самой стене скалы, виден некогда роскошно украшенный архитрав перед входом в закладенную пещеру. Говорят, что это гробница Иосафатова; но в Библии сказано, что он был погребен вместе с прочими царями Иудейскими на горе Сионской ( 2Пар 21:1 ); а что долина названа его именем, то это, вероятно, в память того торжественного события, о котором мы говорили в начале этой главы. Иосафат был 4 царем Иудейским; он славен своею добродетелью, благочестием и истреблением кумиров.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Нельзя не видеть топографической точности всех библейских повествований; здесь книги Бытия и Паралипоменон совершенно согласны между собою в местных описаниях. Заметим также удивительное стечение одинаковых имен библейской юдоли Савиной, и обители Св. Саввы, которая теперь есть единственное жилище, находящееся в этой дикой лощине, на пространстве от Иерусалима до Мертвого моря 63 . Здесь, у подошвы Сиона, соединяются, как мы имели случай сказать, три горные ущелья: долина Иосафатова с севера, Царская с востока и Гиномская или Гигонская с запада. Эта последняя долина была границею между градом Иевусеев, то есть Иерусалимом, и коленом Вениаминовым, по определению Иисуса Навина ( Нав 18:16–20 ), и поэтому мы видим, что Иерусалим, находившийся в колене Иудовом, числился иногда в колене Вениаминовом (Там же) 64 , и вероятно, что некоторая часть города переходила на землю Вениаминову. Говоря о топографии библейской, развернем теперь книгу Иисуса Навина, где определяются границы колен Иуды и Вениамина, – и мы увидим все сцепленье горных ущелий от Гилгала чрез Адомим 65 до Иерусалима; исход этих ущелий – источник Рогиль и долина Гиномская, соединенная с Рефаинскою, на южной части Иерусалима ( Нав 15:7–8; 18:16–17 ). Спустясь от купальни Силоамской в долину, вы находитесь у самого соединения трех ущелий долин Иосафатовой, Царской и Гиномской; тут вы видите, при входе в долину Царскую, на высохшем русле Кедрона, опустевшее здание. Это колодезь священного огня Неемии; то место, которое названо самим Неемиею: Неффарь или Неффай, слово, значащее очищение. Мы читаем во второй книге Маккавеев (2 Макк 1:19–22), что когда иудеи были ведомы в пленение персами, Пророк Иеремия повелел священникам скрыть священный огонь храма в безводный колодезь. Возвратясь из пленения под предводительством Неемии, священники не нашли уже сокровенного огня, но вместо его одну илистую воду; Неемия велел оросить этою водою жертвы, и они внезапно загорелись. Артаксерс, царь Персидский, узнав об этом чудном событии, велел соорудить здесь памятник.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Более распространенное мнение о месте последнего суда то, что он произойдет близ Иерусалима, в так называемой долине Иосафатовой. Основывается оно на словах пр. Иоиля: знамение хочу Я сотворить на небе и на земле... солнце превратится в тьму и луна в кровь... кто призовет имя Господа, спасется ( Иоил.2:30–32 ); и далее: соберу все народы и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд ( Иоил.3:1–15 ). О какой долине говорится здесь, с определенностью сказать трудно. Указывают на долину к юго-востоку от Иерусалима на расстоянии трех часов пути (долина «Фекое»), где иудейский царь Иосафат поразил Эдомитян, Амаликитян и Моавитян. Другая долина, известная тоже под именем Иосафатовой, находится между Иерусалимом и Масличною горою и названа так, по мнению Освальда, от поставленного там памятника Иосафату 451 . К этой последней предания магометан и евреев приурочивают место суда 452 . Христиане, по замечанию. Bautz " a, от древности разделяли то же ожидание, имея для этого еще специальное основание в том, что Иисус Христос в Иерусалиме потерпел самое страшное унижение и принес великую искупительную жертву за мир 453 . Вся вероятность приведенного мнения основывается на том, что пр. Иоиль говорит о Страшном Суде и под долиной, о которой упоминает, разумеет географически определенную местность. С первым можно согласиться, потому что идея суда Иеговы и победа Его над всеми враждебными Ему силами изложена у пророка в таких чертах, которые в полной мере приложимы только к последнему суду, как всестороннему осуществлению божественной правды, в котором найдут свое заключение все предшествующие суды Божии. Но что касается того, будто пророк указывает для будущего суда и определенное место на земле, то это совершенно ошибочно. Соответствующее выражение: «долина Иосафатова», слово, употребленное в еврейском подлиннике, значит собственно: «долина, где судит Иегова», но LXX и Вульгата усмотрели в этом выражении собственное имя и перевели: «долина Иосафатова». Но если бы даже было доказано, что пророк употребил здесь собственное имя, то и тогда едва ли было бы можно делать какие-либо заключения о месте Страшного Суда. Пророк мог употребить данное выражение, совершенно не имея в виду географически определенной долины, но помня лишь, что здесь совершился суд Божий над тремя побежденными царем Иосафатом народами, и особенно то, что самое имя Иосафат значит: «суд Божий», или: «Бог судит» 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Все народы (kol hagoim) языческие, по изображению пророка, для суда над ними будут собраны в долину Иосафатову (emek jehoschafath). Многие комментаторы еврейское jehoschafath принимают в значении нарицательном – Иегова судил и слова пророка понимают в смысле неопределенного указания на некоторую долину, которая явится долиной Суда Божия (Меркс, Кейль, Новак) (Еп. Палладий). Другие толкователи (Эвальд, Гитциг, Гоонакер, Добронр.) считают jehoschafath именем собственным и видят в Иоил.3.2 упоминание о той долине, где при иудейском царе Иосафате чудесно были поражены союзные силы Аммонитян, Моавитян и Идумеев, напавших на Иудею ( 2Пар 20.1 ). В этой же долине народ славословил Господа за чудесное спасение, почему долина получила наименование emek berachah, долина благословения ( 2Пар 20.26 ). В настоящее время именем Иосафат называется долина, лежащая между горой Елеонской и холмом Мориа, на восток от Иерусалима. Но эта долина не была полем битвы при Иосафате и названа его именем по другим каким-либо основаниям, – или по предположению (ср. 2Пар 21.1 ) на ней места погребения Иосафата или вследствие устроения здесь царем каких-либо учреждений. Пророк мог иметь в виду не эту долину, а другую, которая, как видно из 2Пар ХХ , находилась на юг от Вифлеема в пустыне Фекод (ныне Вади-Берейкут). По кн. Паралипоменон эта долина называлась «долиной благословения», но кроме этого наименования, по свидетельству Талмуда, она имела и другие названия (Erubin 19а); следов., могла называться и долиной Иосафата. Слова пророка, что Господь соберет все народы в долине Иосафата нет нужды понимать в буквальном смысле (По свидетельству блаж. Иеронима в комментариях на пророка Иоиля уже в его время Иудеи веровали, что все они будут возвращены в Иерусалим, и что в долине Иосафатовой будут посечены мечом языческие народы. Эта вера сохраняется у евреев и доныне. См. Добронравов, с. 378.). Пророк хочет выразить только ту мысль, что в день Суда Господа над народами совершится нечто подобное тому, что произошло в долине благословения при Иосафате. Суд над языческими народами, по Иоил.3.2 , будет произведен за то, что «они рассеяли Израиля между народами, и землю Мою разделили». Какие факты имеет в виду в последних словах пророк, трудно сказать. Те комментаторы, которые считают Иоиля пророком послепленным, в приведенных словах видят указание на период плена в последующее столетие, когда земля Иудейская разделена была между поселившимися в ней племенами. Другие комментаторы понимают слова пророка или в отношении постигших иудею несчастий при Иораме (ср. 4Цар 8.20–22 ; 2Пар 21:8–18 ), или в отношении всех последующих нападений врагов, каковые нападения Иоиль пророчески приводит. В греч.-слав. переводе конец Иоил.3.2 отступает от подлинника: «о Израиле, иже рассеяшася во языцех и землю Мою разделиша».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иосафатова Долина Силоамская Купель Силоамская Купель имеет длины от востока на запад 53 фута, т. е. 7 ½ сажен, а ширины 18 ф., около 2 ½ сажень. К этой Купели Господь отсылал слепого от рождения. Здесь праздновали евреи праздник свой. Здесь они имели народные совещания; здесь же был помазан на царство Соломон. Источник Силоамский прежде был в почете, и украшен был колоннами, ныне развалившимися. А ныне он ценен жителям Иерусалима потому, что когда в водоемах бывает недостаток дождевой воды, питающей жителей, тогда обращаются они к Силоамскому источнику, всегда имеющему воду, хотя неособенно вкусную. На юг от Иерусалима невдалеке от Силоамского источника, указывают гроб пророка Исайи, ветхозаветного евангелиста, ясно предсказавшего о Христе и многих событиях Его жизни. На западной стороне имеются два водоема: пруд (биркет Мамиллы) и водоем Гигонский. Пруд имел прежде сообщение с патриаршим прудом, находящимся в черте города. На юго-западе от Иерусалима, тянется долина Геннома, названная по имени древнего владельца Эннома. Эта долина напоминает нам огонь геенский, ад, где он не угасает. Такое ужасное представление о геенне составлено потому, что в этой долине в древности привозился всякий мусор, и чтобы он не зараждал воздуха, то здесь и поддерживали постоянный огонь; а, по мнению других, ад уподоблен геенне потому, что на ней приносились в жертву Молоху в раскаленную его утробу дети, и оттого эта долина стала после отвратительна евреям. На северной стороне города указывают пещеры пророка Иеремии, гробницы царские и судей израилевых. Изображая святой град Иерусалим, мы ничего не сказали, ни об его народонаселении, ни о православных туземцах, ни о православном народном образовании, – о православных школах. А не сказали этого потому, что ничего ясного, светлого, отрадного о быте туземцев, православному сообщить нельзя. Что касается народонаселения Иерусалима, то определить его трудно. Во всей Палестине православных жителей туземцев, ныне считается всего только двадцать тысяч, расселившихся, разрозненных и почти разоренных. Бедность ужасная. Школ у них нет ни одной, кроме устроенной в Иерусалиме русским архимандритом, начальником миссии, высокочтимом о. Антонином. Храмы разрушены или без пастырей; православные владыки Палестины, почти все из Греков, о бедных арабах православных нисколько не заботятся, хотя и получают средства из одной России порядочные. Так, святогробское духовенство в Иерусалиме из России с Бессарабских имений получает каждогодно доходу, сто шестьдесять четыре тысячи рублей (164,000) и из этих денег не уделяет ни копейки на хлеб, на школы или на печатание книг для народа (см. «Новое Время» 1882 г, 2214 или «Церк. Вестн.» 1882 г. 23, стр. 13). «Православное население ропщет открыто на греческих пастырей».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Гефсиманский сад. Мнение Фалькенера о его месте. Моление о чаше. Предательское лобзание. Via captivitatis. Предварительный допрос в доме Анны. Ночное собрание великого синедриона у Каиафы. Происхождение, состав и полномочия верховного судилища иудеев. Место и время его заседаний; характер судопроизводства. Картина судебного процесса Господа Иисуса Христа. Заключительное isch maveth. Утреннее утверждение ночного решения. Общий взгляд на незаконность процесса. Поток Кедрский, гора Елеонская – кому не известны эти имена? Еще в детстве, в первый раз знакомясь с жизнью древнего богоизбранного народа иудейского, мы слышали их вместе с именами Иордана, Мертвого моря, горы Кармила и др., и глубоко напечатлелось в нашем сознании рядом с ними представление о местности, смежной с центром иудейской жизни, Иерусалимом. Но в то время как из детства привыкли мы рисовать в своем воображении поток Кедрский как поток в собственном смысле слова, быстро и с шумом катящийся среди глубокого каменистого русла с севера на юг на восточной стороне Иерусалима, на самом деле это лишь сухое, безводное, в различных местах неодинаковой глубины и ширины, русло, или долина, окаймляющая Иерусалим с северной, восточной и отчасти с южной стороны. Среди различных названий этой долины 3 древнейшее и популярнейшее бесспорно библейское имя потока Кедрского, или долины Кедрской 4 . Под этим именем упоминается она в Ветхом и Новом Завете, так называют ее Иосиф Флавий, Евсевий, Иероним и др. 5 Но уже очень рано христианское предание называет ее долиною Иосафатовою, может быть, относя к ней пророчество Иоиля о суде Божием над языческими народами в долине Иосафатовой ( Иоил. 3:12 ), и это имя после становится столь же распространенным, как и имя долины Кедрской 6 . Начинаясь на севере Иерусалима, недалеко от гробниц судей 7 , долина Иосафатова направляется к востоку, проходит на севере гробниц царских и против северовосточного угла города сразу поворачивает к югу. В этом направлении идет она на всем протяжении восточной стороны города, затем соединяется с долиною Гион и, наконец, под именем Wady en-Nar продолжает свой путь к Мертвому морю. В северной своей части долина представляет широкую котловину, по мере же направления с севера на юг она становится уже и глубже. Западная крутая сторона ее у ворот св. Стефана достигает высоты 100 футов 8 . Еще южнее, на месте гроба Авессалома, долина представляет лишь ущелье между горами, в 40–50 шагов шириною 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010