Возражение 1 . Представляется, что милость Бога не позволит людям страдать вечно. Ибо написано: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» ( Быт. 6,3 ); где «дух» обозначает негодование, как говорит толкование. Следовательно, поскольку негодование Бога не отличается от Его наказания, человек не будет наказан вечно. Возражение 2 . Далее, милосердие святых в этой жизни заставляет их молиться за своих врагов. В этой жизни они будут иметь более совершенное милосердие. Следовательно, они будут молиться за своих врагов, которые прокляты. Молитвы святых не могут быть тщетны, потому что они наиболее приятны Богу. Следовательно, молитвами святых со времене Божественная милость освободит проклятых от их наказания. Возражение 3 . Далее, предсказание Бога о наказании проклятых принадлежит пророчеству мести. Пророчество мести не всегда выполняется: как очевидно из того, что было сказано о разрушении Ниневии ( Ион. 3 ); и он не был разрушен, как говорил пророк, который тоже был этим огорчен ( Ион. 4,1 ). Следовательно, представляется, что намного больше угроза вечного наказания будет смягчена милостью Божией на более снисходительное, когда это желание не может дать печаль никому и радость всем. Возражение 4 . Далее, слова псалмов уместны здесь, ибо сказано: «и не будет более благоволить?» Неужели навсегда отринул Господь? " ] ( Пс. 76,8 ). Гнев Бога – это Его наказание. Следовательно, и.т.д. Возражение 5 . Далее, толкование на высказывание «А ты повержен вне гробницы своей» ( Ис. 14,19 ) говорит: «Хотя все души должны отдыхать наконец, но они никогда не будут», и это относится к дьяволу . Следовательно, представляется, что все человеческие души будут наконец-то будут отдыхать от своих мучений. Этому противоречит написанное об избранных и проклятых: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25,46 ). Это недопустимо, что жизнь праведников когда-либо подойдет к своему концу. Следовательно, недопустимо, что наказание проклятых когда-либо прекратится.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

" О Иегова! – Молятся они Ему, – да не погибнем за душу человека сего, и не возложи на нас невинной крови (ср. Втор.21:8 ); ибо Ты, Иегова, творишь, что хочешь»; ибо чрез послание бури, чрез обнаружение жребием Ты дело так поставил, что мы по необходимости должны Иону, как виновника против Твоей воли, для умиротворения гнева Твоего бросить в море. Затем они «взяли Иону и бросили его в море, и море тотчас отложило свою ярость». Внезапное прекращение бури показывало морякам, что буря эта действительно была послана Богом только ради Ионы и что они, бросив пророка в море, не невинную кровь пролили. В этом чудесном карательном действии Божием столь явно, столь очевидно проявилась святость Божия, что корабельщики весьма устрашились Иеговы, тут же на корабле принесли Иегове жертвы и дали обеты – принести еще новые жертвы по благополучном прибытии к цели своего путешествия. ( Ион.1:11–16 ). II. Спасение Ионы. Брошенный в море на верную смерть Иона однако, по Божию изволению, не погиб. Бог приказал большой рыбе проглотить Иону, но проглотить не за тем, чтобы пожрать его, а чтобы, чудесною силою Божиею, живым и невредимым продержать его во чреве своем три дня и три ночи, а потом снова таким же невредимым выбросить его из себя ( Ион.2:1 ). Рыба, проглотившая Иону, названная неопределенным, общим именем: «большая рыба» (по перевод. LXX – κτος ср. Мф.12:14 ), – не была кит в строгом смысле этого слова; потому что в Средиземном море, где и был поглощен Иона, киты чрезвычайно редко встречаются и притом они имеют горло слишком узкое для того, чтобы невредимым проглотить целого человека. Это была гораздо скорее большая акула, или иначе морская собака, canis carcharias, или squalus carcharias, – чудовище, часто встречающееся в Средиземном море, где оно по большей части держится в глубине моря. Чудовище это по Кювье (Tierreich, II, S. 216) достигает до 25 футов длины, по Океню (Naturgesch. III, 2. S. 169) до 4-х сажен, в своей пасти имеет до 400 копьеобразных зубов, расположенных в клетках кожи в 6 рядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Праздник кущей – 7-дневный, с 15-го по 22-е тисри. Праздник носит двоякое название, соответствующее двойственному его значению – историческому и натуральному. Одно название: chag sukkoth, праздник кущей, шалашей, палаток, евр., sukkah, в противоположность bet – дом, означает удобнопереносимое временное жилище шатер (ср. Быт 33.17 ; Ис 1.8 ; Ион.4:8 ). Евреи должны были 7 дней этот праздника жить в нарочито устроенных шалашах, чтобы последующие роды имели понятие о том, что Иегова, выведя их предков из Египта, сперва дал изведать им номадическую жизнь в шалашах, в пустыне и уже после предоставит им Ханаан для оседлого обитания. Так, по исторической стороне праздник кущей «напоминал пребывание в пустыне» (блаж. Феодор., вопр. 32). Другое название его – «праздник собирания плодов» (спад hasiph, Исх 23.16 ) указывало на время года празднования праздника кущей – время обилия у евреев всяких плодов: праздник кущей был чрезвычайно радостным и торжественным благодарением Иегове за урожай года. Для выражения этих чувств евреи должны были не только кущи устраивать из зеленеющих ветвей разных деревьев ( Неем 8.15 ), но и в руках носить ветви (вероятно и плоды) деревьев «красивых» (hadar; по раввинам: цитрон или лимон), пальмовых (tamarim), «широколиственных» (anaph-ez-abot, по равв.: мирт) и «речных верб» (arbe-nachal). Неопределенность указания на состав этого букета или, как назвали его позднейшие евреи, лулава, дала широкий простор для традиции иудейской в толковании буквы и смысла постановления (в Мидраше деревья, с которых брались ветви для лулава, аллегорически объясняются об Аврааме, Исааке и Иакове или о Сарре, Ревекке Рахили, Лии и под.). К особенностям праздника в позднейшее время традиция прибавила обряды: а) возлияния воды и б) иллюминацию и пляски с горящими факелами во дворе женщин. 1-й обряд (см. Мишна, Сукка 4:9–10) совершался так. Золотой сосуд емкостью в 3 лога наполнялся водой из Силоамского источника, с трубным звуком переносился в храм, и здесь, на жертвеннике всесожжений вода одновременно с вином выливалась через одну из 2-х чаш (вода – на западную сторону жертвенника, а вино на восточную). Пляска благочестивых израильтян с факелами в руках совершалась под аккомпанемент музыки левитов (Сукка 5:2–4). О жертвах в праздник кущей говорит Чис 29.13–38 . В 8-й день совершалось отдание праздника, azereth ( Лев.23:31 : это же название усвоялось и 7-му дню праздника пасхи; Втор 16.8 ): может быть, именно в этот " последний день великого праздника» ( Ин 7.37 ) Господь Иисус Христос стоял в храме и, в виду совершавшегося (упомянутого) там возлияния воды, произнес великие слова об источниках воды живой – благодати Святого Духа ( Ин 7.37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Богодухновенность книг Моисеевых — законоположительных — открывается уже из того, что, по свидетельству Библии, Сам Бог изрек первоначально десять заповедей (Исх 20 гл.), а затем и другие постановления. касающиеся внутренней, общественной, церковной и семейной жизни еврейского народа (Исх 21–23; 25–31; 34 гл.). Давид, именем которого надписываются многие псалмы, свидетельствует ο себе: Дух день глагола во мне, и слово Его на яз ы це моем (2 Цар 23, 2). О пророках говорится, что они были орудиями Божиими, которых Он Сам призывал на служение (Ис 6 гл.; Ион 1, 2), что они получали откровения непосредственно от Бога. В их книгах постоянно встречаются выражения: рече Господь ко мне, и бысть слово Господне ко мне и др. Ап. Петр говорит ο ветхозаветных писателях, что не своею волею, но от Святаго Духа просвещаеми (φερμενοι — носимы, движимы, т. е. Духом Св.) глаголаша святии Божии человецы (2 Пет 1, 21; сн. 1 Пет 1, 10–12). Ап. Павел, имея ввиду ветхозаветные же писания, говорит своему ученику Тимофею: всяко писание богодухновенно (πασα γραφ θεπνενοτος) и полезно есть ко учению, еже в правде (2 Тим 3, 15–16). В проповеди апостолов поэтому слова ветхозаветного откровения нередко отождествляются с словами Самого Бога, когда вместо выражения «Писание говорит», употребляются выражения: рече Бог (2 Кор 6, 16; Евр 1, 1; 8, 8 и др.), Бог глагола усты святых пророк Его (Лк 1, 70; Мф 1, 22; 2, 15; Деян 4, 25; 3, 18, 21 и др.), Дух Святый говорил через пророков (Деян 1, 16; 28, 25; 2 Пет 1, 21; 1 Пет 1, 10–12) и пр. И Сам Христос Спаситель называл писания Ветхого Завета словом Божиим (Мк 7, 13; сн. Мф 15, 6), нередко выражался об этих писаниях так, как только можно говорить ο слове Божием, а отнюдь не человеческом, напр.: не может разоритися Писание (Ин 10, 35); дондеже пр е йдет небо и земля, иота едина, ил и едина черта не пр е йдет от закона, дондеже вся будут (Мф 5, 18; сн. 26, 54; Лк 24, 44 и др.). В частности, ο Давиде в одном случае Он заметил: той (Давид) рече Духом Святым: глагола Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Мк 12, 36). Богодухновенны и все писания апостольские — новозаветные. И. Христос обещал апостолам ниспослать и действительно ниспослал Духа Святаго, чтобы Он научил их всему, воспомянул им все и возвестил грядущая (Ин 14, 26; 16, 13); обещал также дать им уста и премудрость (Лк 21, 15), которые, без сомнения, если необходимы были им и во всякое время, то тем более тогда, когда она излагали письменно учение И. Христа для всех последующих времен (1 Кор 2, 12–13). И сами апостолы говорят ο себе, что они ум Христов имеют (1 Кор 2, 16), и что в деле служения новому завету они и помыслить ничего не могут от себя, но довольство, т. е. способность их от Бога (2 Кор 3, 5–6), что их проповедь — не человеческое слово, но воистину слово Божие (1 Сол 2, 13; сн. 1 Кор 2, 7–13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   Почему же воскресение Господне песнопевец назвал премирным? Потому, что оно выше всякого разумения и понимания людей, живущих в мире, чтобы не сказать и ангелов; ибо оно превосходит все пределы и законы природы и есть дело и произведение одного только всемогущества Божия. Поэтому и апостол Павел, желая выразить то же самое, говорит: «по действу державы крепости Его, юже содея» (т. е. Отец) «о Христе, воскресив Его от мертвых» (Еф. 1:19-20); и еще: «ибо аще и распят бысть от немощи, но жив есть от силы Божия» (2 Кор. 13:4).    Можешь и ты, возлюбленный, извлечь из мысли сего ирмоса пользу для души. В лице Ионы разумеется всякий человек, который оказывает непослушание словам и заповедям Бога и не хочет подчиняться божественной воле Его. Поэтому если и ты, брат, не послушаешь, как Иона, и не захочешь повиноваться повелениям Господа твоего и подчиняться Его воле, то знай, что и ты не избежишь рук Божиих, хотя бы и старался избежать их. Ибо Он попустит, чтобы ты, как Иона, впал в бурю едкого и горького моря, т. е. в разнообразные скорби злострадания, а потом допустит, чтобы тебя поглотило, как кит, какое-либо великое искушение. Но когда Бог допустит, чтобы ты все это потерпел, то не устрашись и не отчаивайся; но испросив прощения за непослушание твое, с терпением перенеси эти скорби и злострадания, благодаря Бога, наказывающего тебя за грехи твои, и считая себя достойным всякого наказания, произноси с самоосуждением следующие слова пророка Ионы: «возмите мя и вверзите в море» (Ион. 1:12), ибо я достоин был потопленным в нем, так как не послушался Бога моего. Когда же впадешь в какое-либо великое искушение и будешь, как китом, поглощен им, не отчаивайся и не теряй надежды спасения твоего, но подымая вверх руки крестообразно, молись Богу с сокрушенным сердцем, говоря с Ионою: «возопих в скорби моей ко Господу Богу моему... вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша... да приидет к Тебе молитва моя к храму святому Твоему »(Ион. 2:3, 4, 8); ибо молитва есть величайшая защита в искушениях по мнению Златоуста. И будь твердо уверен, что Бог услышит молитву твою и избавит чудесно тебя от этого искушения, так что и ты, принося благодарение Господу, будешь говорить Ему: «да взыдет из истления живот мой к Тебе, Господи Боже мой» (Ион. 2:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

IV. Содержание Идумеянам как за их гордость, так и за вся злая, нанесенная ими несчастным Израильтянам, возвещает разрушение, а народу Израильскому восстановление и благополучие, и возобновление между ими Христова Царства, и во всех языках распространение оного обещает. И так сходствует сие пророчество с пророчеством Иеремии. Иер.49 . Иез.25; 35 . Ис.34 . V. Конец Чтоб народ Божий, Идумеянами отягощенный, ободрить и утешить. %H6%VI. Пророчество о Христе Иисусе Авд.21 . VII. Разделение Сие пророчество разделяется на две части: В первой части содержится предисловие. Авд.1 . Во второй пророчество, и в нем: 1) Изречение Божие на Едом. Ст. 2 до 15 ( Авд.2–14 ). 2) На все языки. Ст. 15 до 18 ( Авд.15–17 ). 3) Милосердие Божие к народу. Авд.18с до конца. VII. Места особливого примечания достойные Авд.7,15,17 . § 40. О Книге пророка Ионы I. Надписание От имени писателя как у евреев, так и у греков. Иона. II. Писатель Ион.1:1 . О нем должно знать: 1. Знаменование его имени, которое значит голубя. 2. Род. Отца имел Амафию Завулонянина из Гефаховера, стоящего в Галилеи, Ион.1:1 ; 4Цар.14:25 ; Иисуса Нав.19:3 ; чрез что опровергаются слова фарисеев ( Ин.7:52 ). 3. Звание. Оно было пророческое, в которое сам Бог непосредственно его призвал ( 4Цар.14:25 ; Ин.1:1 ). Сие звание исполнял в царстве Израильском ( 4Цар.14:25 ), и Ассирийском, а особливо в Ниневии столичном оного граде ( Ион.1:2 ), во времена Иеровоама, и может быть несколько прежде, во время Иоаса его отца, и думать надобно, что тогда в Ассирии царствовал Фул ( 4Цар.15:8–19 ; 1Пар.6:26 ). Из чего видно, что современными себе имел Амоса, Исаию, Осию и Михея. Послал же Бог Иону к Ниневитянам, 1) чтоб они от идолослужения, любострастия и от прочих беззаконий обратились к покаянию; – 2) чтоб народ Иудейский обличить, что он развращеннее и упорнее самых язычников; ибо толь многих пророков и толь многие их проповеди слышал без исправления, а Ниневитяне одного пророка проповедью обратились к покаянию ( Мф.12:41 ); – 3) чтоб показать, что Бог справедливо нечестие и непокорствие Израильского народа отмщевает чрез Ассириян, которые лучшими себя оказали, нежели Израильтяне; – и 4) дабы засвидетельствовать, что имеет быть впредь, ежели Израильтяне отвергнут слово Божие. Деян.13:46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

   Наше спасение включает в себя, во-первых, то, что Христос умер за нас, а во-вторых, то, что Христос живет в нас (Ин 15:4, Ин 17:26, Кол 1:27), и мы, живущие во Христе, соединены с Ним в Его смерти и в Его жизни воскресения (Рим 6:3—10, Кол 2:12,20, Кол 3:1). Этот жизненно важный для нас союз, сформировавшийся в момент и в результате нашего нового рождения и поддерживаемый с Божьей стороны Духом, а с нашей стороны верой, предполагает, что мы находимся с Богом в отношениях завета, в смысле нашего вечного избрания во Христе (Еф 1:4—6). От начала было назначено, что Иисус станет нашим представителем перед Богом, нашим главой, и тем, кто понесет на Себе наш грех (1 Пет 1:18—20 ср. Мф 1:21), и мы были избраны для того, чтобы быть действенно призванными, подобными Его образу и прославленными Божьей силой (Рим 8:11,29—30).    Верующий спасен от греха и смерти, но для чего он спасен? Для того, чтобы и в земной жизни, и в вечности жить в любви к Богу, Отцу, Сыну и Духу, и к своим ближним. Источником любви к Богу является знание о Божьей искупительной любви к нам, а свидетельством любви к Богу является любовь к ближним (1 Ин 4:19—21). Цель Бога: сейчас и в будущем по-прежнему выражать во Христе Свою любовь к нам, а нашей целью должно быть неизменное выражение любви к трем Лицам единого Божества через поклонение и служение во Христе. Жизнь в любви и поклонении это наша надежда славы, наше спасение сейчас и наше счастье вовеки. Значение спасения     Главная тема христианского Евангелия спасение. Спасение это образное слово, употребляемое в разнообразных контекстах и передающее идею избавления от опасности или беды и достижения безопасности. Евангелие возвещает, что Бог, Который спас израильтян из Египта, Иону из чрева рыбы, псалмопевца от смерти и воинов от гибели в бушующем море (Исх 15:2, Ион 2:10, Пс 114:8, Деян 27:31), спасет всех верующих во Христа от греха и его последствий.    Точно так же, как эти земные избавления были целиком заслугой Бога и их нельзя причислить к тем случаям, когда люди спасают себя сами с Божьей помощью, так будет обстоять дело и со спасением от греха и смерти. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф 2:8). «У Господа спасение» (Ион 2:10). От чего же спасены верующие? От своего прежнего положения, когда они находились под Божьим гневом, под властью греха и под владычеством смерти (Рим 1:18, Рим 3:9, Рим 5:21); от своего естественного состояния, при котором ими управляли мир, плоть и дьявол (Ин 8:34, Рим 8:7—4, 1 Ин 5:19); от страхов, порождаемых грешной жизнью (Рим 8:15, 2 Тим 1:7, Евр 2:14—15), и от многих дурных привычек, которые были частью этой жизни (Еф 4:17—24, 1 Фес 4:3—8, Титу 2:11—3:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Хотя Христос предсказывал, что проповедь Евангелия позднее будет обращена и к не-евреям (Мф 24:14, Ин 10:16, Ин 12:32), Его земное служение обращено «к погибшим овцам дома Израилева» (Мф 15:24). Павел, апостол язычников, во время своих миссионерских путешествий всегда приходил сначала к евреям (Деян 13:42—48, Деян 14:1, Деян 17:1—4,10, Деян 18:4—7,19). Сам Бог предусмотрел для евреев право первыми услышать благую весть (Деян 3:26, Деян 13:46, Рим 1:16), и потому церковь продолжает считать своей первоочередной миссией проповедь Евангелия евреям. Как сказал апостол Павел, «от них Христос по плоти, сущий над всем Бог» (Рим 9:5). Значение спасения     Главная тема христианского Евангелия спасение. Спасение это образное слово, употребляемое в разнообразных контекстах и передающее идею избавления от опасности или беды и достижения безопасности. Евангелие возвещает, что Бог, Который спас израильтян из Египта, Иону из чрева рыбы, псалмопевца от смерти и воинов от гибели в бушующем море (Исх 15:2, Ион 2:10, Пс 114:8, Деян 27:31), спасет всех верующих во Христа от греха и его последствий.    Точно так же, как эти земные избавления были целиком заслугой Бога и их нельзя причислить к тем случаям, когда люди спасают себя сами с Божьей помощью, так будет обстоять дело и со спасением от греха и смерти. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф 2:8). «У Господа спасение» (Ион 2:10). От чего же спасены верующие? От своего прежнего положения, когда они находились под Божьим гневом, под властью греха и под владычеством смерти (Рим 1:18, Рим 3:9, Рим 5:21); от своего естественного состояния, при котором ими управляли мир, плоть и дьявол (Ин 8:34, Рим 8:7—4, 1 Ин 5:19); от страхов, порождаемых грешной жизнью (Рим 8:15, 2 Тим 1:7, Евр 2:14—15), и от многих дурных привычек, которые были частью этой жизни (Еф 4:17—24, 1 Фес 4:3—8, Титу 2:11—3:6).    Каким образом верующие спасаются от всего этого? Через Христа и во Христе. Отец так же заинтересован в превознесении Сына, как и в спасении погибающих (Ин 5:19—23, Флп 2:9—11, Кол 1:15—18, Евр 1:4—14); и утверждать, что избранные были предназначены для возлюбленного Сына, Христа, будет так же справедливо, как и то, что Христос был предназначен для возлюбленных избранных (Мф 3:17, Мф 17:5, Кол 1:13, Кол 3:12, 1 Пет 1:20, 1 Ин 4:9—10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый, и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте, и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем». Объясн. Из этих слов видно только то, что воздержание от пищи в пост при худых делах не приносит пользы человеку; воздерживаясь от пищи, должно воздерживаться и от худых дел, иначе говоря, телесный пост должен соединяться с духовным. И православная Церковь учит «поститься постом приятным, благоугодным Господеви». Как проводится время поста в отношении пищи? Читай в ветхом завете: Эсф.4:15–16 ; Ион.3:5–7 ; Пс.108:24 . В новом завете: Мф.4:2 ; 1Кор.9:25:27 ; Деян.13:2–3:14:23 . Основные места Священного Писания в учении о посте Быт.2:17 . А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь. Ион.3:5 . И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Зах.8:19 . Так говорит Господь Саваоф: пост четвёртого месяца, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого сделается для дома Иудина радостью и весёлым торжеством; только любите истину и мир. Иоил.2:12 . Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Мф.4:2 . И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. Мф.6:16 . Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Деян.13:2–3 . Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их. Деян.27:9 . Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал... 1Кор.7:5 . Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве. 1Кор.8:13 . И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Итак, главной вестью Нового Завета и главным отличием христианского учения о покаянии является весть о прощении грехов через Иисуса Христа. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк.24:46-47 ). В то же время в Евангелии мы видим встречу ветхозаветного и новозаветного учения о покаянии. Из евангельского повествования видно, как учение о покаянии Иоанна Крестителя вобрало в себя элементы ветхозаветного покаяния: кроме сожаления о грехах и обращения к Богу, иудеи приходили к Иоанну, «исповедуя грехи свои» ( Мф.3:6 ), а сам Иоанн давал пример внешнего выражения покаяния через облачение в грубую одежду и постоянный строгий пост ( Мф.3:4 ). Результатом покаяния, по его мысли, должно было стать делание добрых дел: «сотворите же достойный плод покаяния» — обращается Иоанн Креститель к фарисеям и саддукеям ( Мф.3:8 ). Он учит о том, что Сам Бог приготовил суд тем, кто не желает обратиться: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают вогонь» ( Мф.3:10 ). Есть у него и учение о благодатном очищении Богом раскаявшегося, принявшие обращение через него, Иоанна Крестителя, выразили это через погружение в воду, а грядущий за ним Мессия очистит обратившихся к Нему «Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ). Вспомним, как описывается в Ветхом Завете внешнее выражение покаяния: раздрание своих одежд и облачение во вретище, то есть грубую одежду простой формы наподобие мешка, сделанную из козьей шерсти ( 3Цар.21:27 ; Иоил.1:13 ; Ион.3:6 ; Неем.9:1 и др.); сидение либо возлежание в пепле или посыпание им своей головы ( Ис.58:5 ; Неем.9:1 ; Дан.9:3 ; Есф.4:3 и др.). Пост и вретище как проявления покаяния были известны и за пределами Палестины, что видно из повествования книги Ионы, где описано, как раскаявшиеся ниневитяне наложили пост и вретища не только на себя, но и на свой скот ( Ион.3:7 ). Одним из важнейших проявлений покаяния было публичное исповедание грехов пред Господом. Это могло быть исповедание всего народа, как, например, при Самуиле, когда народ раскаялся в идолопоклонстве ( 1Цар.7:6 ), при Неемии, в момент возобновления Завета, когда сыны Израилевы «встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих » ( Неем.9:2 ), или же отдельных личностей — как покаянная молитва Даниила и песнь трех отроков, Седраха, Мисаха и Авденаго, вверженных в вавилонскую печь ( Дан.9:4-19; 3:25-90 ), — хотя и они раскаивались не в своих личных грехах, а в грехах всего народа.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010