2) И помолися Иона ко Господу Богу своему от чрева китова. С евр.: «И молился Иона Иегове, Богу своему, из чрева рыбы, и говорил». 3)И рече: возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой. С евр.: «Из тесноты моей воззвал я к Иегове, и Он ответствовал мне, из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал глас мой». Итак, Иона поглощен был большою рыбою. Находясь во чреве ее, он, по действию Божию, остался цел и невредим; но находился в скорби, тесноте и страхе, как бы в аду, т. е. в могиле, душа его как бы скончавалась ( Ион. 2:8 ). Впрочем, пророк не теряет присутствия духа, не отчаивается, не ропщет; напротив того – возносит мольбу ко Господу о спасении и более благодарит, чем просит. Так велика была вера св. Ионы! Слова услыша мя показывают, что молитва была написана уже по избавлении, что, находясь во внутренности рыбы, пророк молился духом, а уже после мерною речью изобразил, как молился, какими мыслями и чувствами тогда полна была душа его, о чем молил, что говорил внутренно в уме своем. «Чревом адовым, – говорит блаж. Феодорит, – пророк назвал чрево китово, потому что и зверь (т. е. кит) был смертоносен, и пророк, по самому естеству дела, был уже мертвец, оставался же в живых по единой благодати. А при том, как образ Владыки Христа, бывшего в сердце земли три дня и три нощи ( Мф. 12:40 ), справедливо говорит о себе Иона, что был во чреве адовом». Проще: чрево рыбы называется адовым по сравнению с адом 31 , или могилою. Как в могиле темно и страшно находиться живому человеку, так темно и страшно было Ионе во чреве рыбы. Услышал еси глас мой, т. е. внял моей молитве во чреве рыбы, помог мне, сохранил невредимым, спас от погибели. 4)Отверг мя еси во глубины сердца морскаго, и реки обыдоша мя: вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. С евр.: «Ты поверг меня в пучину, в сердце морей, и струящаяся вода окружила меня, все волны Твои и валы Твои надо мною ходили. И я сказал...» Отвергл мя еси во глубину сердца морского 32 , т. е. Ты, Господи, поверг меня в глубочайшую внутренность моря, ибо что сердце у животного, то внутренность, или глубина, моря, где любят жить киты или большие рыбы. Эта черта события была также прообразовательною, ибо и Господь находился в сердце земли, т. е. в аду, который, по представлению евреев, находится в центре земли. «Как сердце в животном, – говорит блаж. Иероним, – так ад представляется внутри земли». Реки обыдоша мя, т. е. воды окружили меня, ибо реками называются воды. По бл. Феодориту, под реками разумеются «приражения волн»; под высотами разумеются валы. Итак, смысл здесь такой: Ты, Господи, поверг меня в самую глубину моря, воды окружали меня, все валы и волны прошли надо мной, подверг всем ужасам во чреве китовом, в глубинах моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

ПослИер.1 глава . В этой главе пророк Иеремия предостерегает евреев, шедших в вавилонский плен, от вавилонского идолопоклонства, от поклонения рукотворенным предметам, и заповедал поклоняться единому истинному Богу. Объясн. Но тот же пророк пред ветхозаветным храмом сам благоговел и оплакивал разрушение святого Сиона. Из опасения, чтобы язычники не поругались над священными предметами, Иеремия, по бывшему ему Божественному откровению... скинию, Ковчег, жертвенник кадильный скрыл в одной пещере, неведомой ни для кого: 2Мак.2:4–8 . Ион.2:2–3 . «И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита, и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой». Объясн. Если Иона молился во чреве кита (конечно по необходимости) и Господь его молитву услышал, то это не значит, что Иона отрицал необходимость существования храма, напротив, Иона и во чреве кита свой молитвенный взор устремлял к храму: Ион.2:8 . Значит, пример Ионы не служит доказательством равнодушного отношения его к храму. Храмы не есть обычные жилища людей Мф.21:12–13 . «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Ис.56:7 ; Иер.7:11 ). Объясн. Господь выгнал торжников и менял, превративших храм в бойкий рынок для собственной наживы. Торговля свечами беспорядка не производит и идёт в пользу самого храма – «дома молитвы»: Мф.21:13 , для пребывания верующих людей: Лк.24:53 ; Деян.3:1:22:17–18 ; храм не есть жилище обыкновенных людей, а жилище Самого Бога: Мф.23:21 ; 3Цар.8:13 ; здесь Бог открывается людям: Исх.25:22 . Лк.2:49 . «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?». Объясн. Что разумеет здесь Божественный Отрок под тем, что принадлежит Отцу Его? Несомненно храм: Лк.2:46 . Господь всегда любил посещать храм; Лк.19:46–47 ; следовали Его примеру и апостолы; Деян.5:42 ; здесь различаются дома от храмов. Храм иногда назывался «церковью»: Деян.11:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

АУТЕНТИЧНОСТЬ: определенно аутентичен. 8 .     ТЕКСТ: На слова Исаии: «Да возмется нечестивый, да не видит Славы Господни» ( Ис. 26, 10 ). НОМЕР РОСПИСИ: 581. РУССКИЙ ПЕРЕВОД: ТСО 18. Кн. 4. С. 223–233 (V, 33–42). ИСТОЧНИК: Editio Romana Syr. II. P. 344–350. БИБЛИОГРАФИЯ: § 72 (Mmr on what Isaiah said: «Let the sinner be eliminated»). СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ: Beck 1970a. P. 80–95. РУКОПИСИ: Vatican. syr. 117 (XII saec.), syr. 155 (1515 ann.), British Library Add. 14615 (X-XI saec.), Dublin B 5.19 (1625 ann.). СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕВОД: Beck 1970a. S. 108–126. ИССЛЕДОВАНИЯ: – ПРИМЕЧАНИЯ: в поздних списках текст значительно расширен по сравнению с более древними. АУТЕНТИЧНОСТЬ: Бек считал, что в основе данного текста может лежать подлинный материал Ефрема Сирина , однако в своем настоящем виде он должен быть отнесен к неподлинным по причине значительных отличий в стиле (механическое употребление библейских примеров) и развитии темы. 9 .     ТЕКСТ: На слова Иеремии: «Горе нам, яко согрешихом» ( Плач 5, 16 ). НОМЕР РОСПИСИ: 582. РУССКИЙ ПЕРЕВОД: ТСО 18. Кн. 4. С. 233–246 (V, 42–54). ИСТОЧНИК: Editio Romana Syr. II. Р. 350–359. БИБЛИОГРАФИЯ: § 49 (Sermo de admonitione I). СОВРЕМЕННОЕ ИЗДАНИЕ: Beck 1970a. P. 66–80. РУКОПИСИ: Vatican. syr. 117 (XII saec.), syr. 464 (1234 ann.), syr. 566 (1472/3 ann.), British Library Add. 14611 (X saec.), Add. 17172 (830 ann.). СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕВОД: Beck 1970a. S. 91–108. ИССЛЕДОВАНИЯ: – ПРИМЕЧАНИЯ: – АУТЕНТИЧНОСТЬ: Бек относит данный текст к неподлинным по причине существенных содержательных и стилистических расхождений с аутентичными сочинениями прп. Ефрема, характеризуемых издателем как преувеличения, вызванные потребностями проповеди ; отличает данный текст также радикальное самообличение, отсутствующее в подлинных сочинениях сирийского отца. 10 .  ТЕКСТ: На слова пророчества Ионы: «Восстани и иди в Ниневию » ( Ион. 3, 2.3 ). НОМЕР РОСПИСИ: 583. РУССКИЙ ПЕРЕВОД: ТСО 18. Кн. 4. С. 247–289 (V, 54–92). ИСТОЧНИК: Editio Romana Syr. II. Р. 359–387. БИБЛИОГРАФИЯ: § 79 (Sermo de Ninive et Jona).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/bi...

1035 …в книгах животных. – Т. е. в «книгах жизни», куда, по воззрениям средневековых христиан, ангелы на небесах заносят человеческие деяния. 1036 Вем, яко Манасию прости, ниневитяны гнев на милость преложи, и Навуходоносору покаятися сподоби... – Манассия – царь Иудейский, о котором повествуется в Четвертой книге Царств и во Второй книге Паралипоменон. Во времена его правления в Иудее возродилось идолопоклонство, проливалась кровь невинных людей. Попав в плен к ассирийцам. Манассия глубоко раскаялся в своем нечестии, после чего Бог простил его и возвратил в Иерусалим на царство ( 2Пар.33:1–13 ). Ниневитяне – жители Ниневии, «великого города» Ассирийского царства Согласно Книге пророка Ионы, ниневитяне вели нечестивый образ жизни, и злодеяния их дошли до Господа. Под влиянием проповеди посланного в Ниневию Господом пророка Ионы горожане «обратились от злого пути своего». Бог помиловал город и отвратил от него «пылающий гнев Свой» ( Ион.3:8–10 ). Навуходоносор – царь Вавилонский, завоеватель Иерусалима, на службе у которого состоял пророк Даниил, разгадавший его вещие сны. За гордыню и беззаконие Бог покарал Навуходоносора: царь утратил разум, был лишен власти, отлучен от людей, обитал с полевыми зверями и питался травой. Когда же прошло «семь времен», Навуходоносор прославил Всевышнего, вернувшего ему после этого разум, царство, «сановитость и прежний вид» ( Дан.4:31–34 ) Примечательно, что эти примеры покаяния в Библии приводятся в речи беса. Автор повести, следовательно. хорошо знал легенды, в которых бесы выступают книгочеями и знатоками Священного Писания. 1037 Июду призывая на покаяние. – Иуда Искариот – один из 12 апостолов, предатель Иисуса Христа. В канонических евангелиях этот мотив отсутствует, хотя все сказанное Иуде Христом «клонилось только к назиданию и исправлению предателя» (Толковая Библия , или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета/Изд. преемников А. П. Лопухина СПб., 1911 Т. 8: Евангелие от Матфея. С. 443). Размышления о возможности покаяния Иуды больше характерны для апокрифической и «народной· экзегетики; ср., например: «Иуда был учеником Господа. И он Господа продал за трицать сребреников. (...) И то Госпоть сказал: кабы он исповедалсы ото всей души, дак иму бы прощенье было, а он нет» («Народная Библия » Восточнославянские этиологические легенды/Сост. и коммент. О. В. Беловой. М., 2004 С. 343–344).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто – Бог твой, если не Господь? «Кто Бог велий, яко Бог наш?» ( Пс. 76, 14 ; Великий прокимен, глас 7). И почему ты забыла, что «Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему» ( Иов. 34, 11 ; ср.: Пс. 27:4, 61:13 ; Притч. 12:14, 24:12 ; Иер. 25:14 ; Плач. 3, 63 ; Иез. 24:14, 36:19 ; Ос. 4:9, 12:2 ; Зах. 1, 6 ; Мф. 16:27 ; 1Пет. 1, 17 ; Рим. 2, 6 ; 2Кор. 11, 15 ; 2Тим. 4, 14 ; Апок. 2:23, 20:12–13, 22:12 )? Какое дело твое ты, душа моя, осмелишься отнести к числу праведных? Работаешь ли ты, не покладая рук, даешь ли ты милостыню, посещаешь ли больного, молишься ли за кого-то, да, в конце концов, просто улыбнешься, – что из этого сделала ты когда-либо просто так , не ища и не ожидая воздаяния, сейчас ли или потом, уже в другой жизни? Но ведь и мысли твои – тоже дела! И мысленный грех – не менее, а, может быть, даже и более опасен, чем грех явный, совершённый! Ведь явно грешить часто мешает нам страх людского осуждения. Но почему же, греша в мыслях своих, где, как думается, никто этого не увидит и не осудит, почему же ты, душа моя, не помнишь о Том, Кому ведомы все помышления твои? Почему ты стыдишься первого встречного, но совсем не боишься справедливого укорения от Того, Кто непрестанно промышляет о тебе? Почему ты так забывчива, душа моя? «Рцы со дерзновением деяния и помышления Христу и оправдайся», – обращается к тебе преподобный Андрей. Потому что в забывчивости твоей тебе нужно именно дерзновение. Ты забыла, что Господь – Отец твой, хоть каждый день начинаешь с обращения Отче наш. Ты забыла, что Он – «долготерпелив и многомилостив», а ведь Он никогда не скрывал этого от тебя, он Сам тебе об этом сказал ( Исх. 34, 6 ), и это твердо знали все по-настоящему любящие Его ( Неем. 9, 17 ; Пс. 85:15, 102:8, 144:8 ; Иоил. 2, 13 ; Ион. 4, 2 ; Наум.1, 3 )! Ты забыла, что отцу нужно открывать все свои дела без страха, потому что родительская «любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет. 4, 8 ; Притч. 10, 12 ). Ты забыла, что Отец твой Небесный праведным судом Своим не уничтожает – Он очищает того, кто согрешил и искренно, от сердца покаялся, как сказано: «Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня» ( Ис. 4, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Пост – важная составляющая духовной жизни праведника. Пост является неотъемлемым спутником покаяния и связан с молитвой. Суть поста в Ветхом Завете (и в Древней Церкви) заключалась в полном, но зато сравнительно коротком воздержании от еды. Потому дней всеобщего поста в Древнем Израиле было весьма немного: до вавилонского плена единственным постным днем был День Очищения, в послепленный период к нему добавляются постные дни, связанные с воспоминанием взятия Иерусалима и разрушения Первого храма в 586 г. до Р.Х. ( Зах.8:19 ). Кроме того, обязательный для всего народа пост правители объявляли в экстремальных случаях: во время траура, при подготовке к войне ( 2Пар.20:3 ), в случае всенародного покаяния ( Ион.3:7 ). Наконец, отдельные лица или группы людей принимали пост во время усердной молитвы Богу, соединенной с определенной просьбой ( 1Езд.8:21 ). Во всех случаях идея ветхозаветного поста заключалась в том, что человек, осознавая важность обращения к Богу, настолько заботится о своем духовном состоянии, что физические потребности отступают на второй план. В этом смысле пост означает очищение и смирение перед Богом ( Пс.68:11 ). Правда Божия – в библейском словоупотреблении это выражение всегда означает верность Бога Своим обетованиям. Прообраз – один из видов таинственного смысла в Священном Писании Ветхого Завета. Прообраз – предызображение в лицах, событиях, священных вещах и действиях Ветхого Завета того, что в Новом Завете относится к Лицу Иисуса Христа и к основанной Им Церкви. При этом изображаемые в определенном месте Священного Писания предметы имеют, с одной стороны, буквальный или исторический смысл (по отношению к современникам священного автора), а с другой – прообразовательный, таинственный смысл и значение, которые относятся к будущему, чаще всего мессианскому времени. Пророк – в еврейском тексте Библии для обозначения этого служения используется термин «нави» (множ. ч. «навиим»), который собственно и переводится как «пророк». По одному объяснению, этот термин происходит от аккад. «наву» («зов») и означает «призванный». Другие производят его от еврейского корня «нб», который означает «говорить, сообщать». Следовательно, «нави» – «говорящий, вестник, оратор». Более точно значение термина «нави» можно определить на основании текстов Исх.7:1–2 и 4:15–16, где говорится, что Аарон будет пророком Моисея. Следовательно, «нави» – не только проповедник, но и посредник, который говорит от лица другого. Пророк Господень, таким образом, есть посредник между Богом и людьми, вестник воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Пророк главный трепет за свою жизнь пережил тогда, когда брошенный в море все более и более погружался в бездну, сходил к основанию гор, точно во ад, чувствовал, как морская трава обвивала его полову, а вода стала доходить как бы до души его, и тут он молил Бога об избавлении от смерти. Когда же его проглотила рыба и он продолжал жить в ней по действию всемогущества Божия, он начинал чувствовать себя уже спасенным Богом; где и как его Бог хранил, он этого, вероятнее всего, не знал тогда, а только чувствовал, что он жив, спасен от смерти, надеялся, что Бог до конца его избавит ( «я опять увижу святой храм Твой»), и поэтому в молитве уже благодарил Его. Таким образом, мы видим, что молитва Ионы по своему содержанию вполне подходила к переживаемому пророком Ионою душевному состоянию. Главный ее предмет – изображение пребывания Ионы в тесноте скорби и его спасение. Этот предмет развивается в молитве в строгой последовательности. Сначала в ней правильно чередуются картины внешних опасностей пророка (4, 6, 7) и описании пережитого им в это время душевного состояния (3, 5, 7–8), а заканчивается она (9–10) благодарением за спасение, которое пророк почувствовал еще во чреве кита. Она делится на четыре строфы по 2 ст. в каждой и построена по законам стихотворного параллелизма, причем стихи, в которых описывается внешнее положение пророка, написаны параллелизмом синтетическим, а изображающие его душевное состояние параллелизмом антитетическим. Отсюда видно, что молитва Ионы по своему логическому построению и литературной форме представляет собою стройное и органически связное целое. Своим картинным языком она, как поэтическое произведение, существенно отличается от остальных частей книги, содержащих исторический рассказ. Ион.2:11 .  И сказал Го­с­по­дь киту, и он изверг Иону на сушу. Место, где был выброшен Иона, в тексте не указывается, но по связи этого стиха с началом III-eй главы ближе всего здесь нужно разуметь палестинский берег Средиземного моря. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Книга пророка Ионы. 290-316 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Поведение многих священников, ведущих себя как функционеры от Церкви, бросающих вызов приходу своей тягой к обогащению, своими порой распутными выходками, вызывает обильную критику со стороны верующих, используется как аргумент сектантами. Каково ваше мнение на этот счет? Крепость слабеет не из-за атак извне, а чаще всего изнутри – Есть и такие, и такие! Но крепость слабеет не из-за атак извне, а чаще всего изнутри. В этом роль иерархов – сочетать труд по администрированию с наставлением клириков. Однако христиане могут изменить священника, если сумеют обуздать его вовремя, повернуть его к своим нуждам. Огромная ответственность ложится на священника: каждая погубленная душа вменится ему более чем в преступление. – Как вы смотрите на отношение нынешней власти к Церкви? А на отношение церковных верхов к власти? – Власть Церкви – во власти каждого человека, входящего в нее. Все прочие власти конъюнктурны. К политической власти нехорошо приближаться тому, кто неуверен, что сможет выстоять в этой мельнице, где многие души погибают, многие характеры меняются. Рейтинг: 10 Голосов: 61 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Священник Димитрий Бежан  (1909–1995) – духовный писатель, исповедник веры, узник советских лагерей в 1942–1948 гг. и румынских тюрем в 1948–1964 гг. Так, он написал книгу «Оранки» об Оранском Богородицком монастыре Нижегородской области, перепрофилированном в лагерь для военнопленных, где о. Димитрий как полковой священник и содержался.   Николай Йорга  (1871–1840) – румынский историк, академик, премьер-министр Румынии в 1931–1932 гг.   Георге Георгиу-Деж  (1901–1965) и  Николай Чаушеску  (1918–1989) – руководители Румынии в социалистический период, соответственно в 1948–1965 и 1965–1989 гг.   Ион Дезидериу Сырбу  (1919–1989) – румынский писатель, драматург, новеллист и философ. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/71501.html

Оно чрезвычайно прожорливо, зев и пасть у него так широки, что чудовище целиком и очень легко может проглатывать людей, морских тюленей и лошадей (см. Keil, comm. ub. d. zw. proph. S. 282). Оставаясь во чреве такого чудовища совершенно невредимым и усматривая в этом несомненный залог чудесного спасения, твердо верующий Иона обращается к Иегове – Богу своему, с молитвою, – но не с молитвою о спасении от погибели, а с молитвою уже благодарения к Богу и прославления Его за дарованное Им спасение, – обращается с молитвою к Тому Богу, от Которого хотел убежать, но Которого теперь, во время тесноты и нужды, снова призывает как своего Бога ( Ион.2:2 ). Молитву свою пророк излагает по большей части не собственными словами, а словами прежних, до него составленных псалмов, – теми словами, которые наиболее соответствуют положению его и вполне выражают собственные, личные его мысли и чувства. Выражая так свою молитву, пророк свидетельствует этим о своем столь глубоком знакомстве с священными книгами, что слово Божие, заключенное в этих книгах, стало его собственным словом, так что он свои мысли и чувства не иначе может выражать, как тем же словом книг священных. Знание, – вполне соответствующее положению и назначению пророка. Начиная свою прославительную молитву с того, что Господь услышал вопль, обращенный к Нему во время тесноты ( Ион.2:3 ), пророк затем в двух строфах ( Ион.2:4–8 ) изображает самую тесноту, в какую он был приведен, и спасение из этой тесноты. Заключает свою молитву пророк ( Ион.2:9–10 ) обетом благодарности за дарованное ему спасение. «Обложили меня, снова разъясняет пророк свое гибельное положение, воды по самую душу» (ср. Пс.17:5, 68:2 ), – обложили так, что стали угрожать даже лишением самой жизни, – «бездна закрыла меня», беспредельная глубина моря поглотила меня совсем; я был погружен на самое дно моря, так, что " тростник, растущий на дне морском (водоросль), обвивался вокруг моей головы. Я низшел, – раскрывает ту же мысль пророк, – в корням гор», погрузился в самую глубину морскую, где коренятся основания гор, – основания, которые, обыкновенно, лежат или в глубине земли, или в глубине морей (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Ион.2:2 . И помолися Иона ко Господу Богу своему от чрева китова и рече. Молитва Ионы во чреве кита есть молитва благодарственная. Брошенный в морскую пучину он прежде чем проглочен был китом, находился в неминуемой, казалось, смертной опасности. Но когда попал в чрево морского чудовища и почувствовал себя целым и невредимым, то увидел в этом залог своего спасения от смерти. Надежда, что ему быть может суждено остаться в живых, возбудила в нем живейшую благодарность к Господу, которую и изливает он пред Господом, изображая в тоже время живыми чертами, сходными с словами псалмов, то бедственное положение, от которого избавился. Ион.2:3 . Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя. Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой. Великая скорбь объяла пророка, когда он погряз в глубине морской. Он называет глубину морскую чревом адовым, – местом, куда нисходят души умерших без надежды возвращения на белый свет. И эту-то скорбь Иона поведал Господу, из глубины морской воззвал к Нему с мольбою о помиловании, по уверенности, что если угодно Господу, Он может извести его из чрева адова. Теперь, находясь в утробе кита, он благодарно исповедует, что Господь услышал вопль его, не оставил его в глубине морской, но скрыл во чреве морского чудовища, как в безопасном пристанище. Скорбь и благодарность Иона исповедует, употребляя выражения сходные с словами псалмопевца: Из глубины возвах к Тебе, Господи: Господи, услыши глас мой. Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя ( Пс. 129:1, 119:1 ). Ион.2:4 . Отвергл мя еси во глубины сердца морского, и реки обыдоша мя, вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. Отвергл мя еси во глубины сердца морского, т.е. руками людей, бросивших меня в море, Ты, Господи, совершил надо мною Твой праведный суд. – Сердцем морским Иона называет недро морское, подобно тому, как Господь Иисус, предрекая о своем тридневном пребывании во гробе, называет этот гроб сердцем земли ( Мф. 12:40 ), т.е. недром, в котором имело сокрыться тело Богочеловека. – Реки обыдоша мя. Морская вода, со всех сторон окружавшая Иону, называется здесь реками по невозможности высвободиться из глубины морской подобно тому, как невозможно слабому пловцу бороться с быстрым течением соединившихся в одном русле рек. – Высоты и волны, т.е. воздымающиеся волны морские ходили поверх Ионы (преидоша на мне). Он никак не мог вынырнуть кверху, чтобы на хребте волн (высоты) быть выброшенным на берег. Нечто подобное в переносном смысле говорит о своих бедствиях псалмопевец: углебох в тимении глубины (погряз в глубоком болоте), приидох во глубины морския, и буря потопи мя ( Пс. 68:3 ). Вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша ( Пс. 41:8 ). И пророк Иона, и псалмопевец называли волны морские Господними (Твоими) в том смысле, что они воздвигнуты Господом, как орудия Его всевластной воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010