Но не кроется ли за этим старый трюк сатаны: «Спаси сам себя, и я тебе при этом помогу»? Кто боится, тем легче управлять. Сатана, используя страх людей, предлагает им помощь. Ведь посмотрите на предсказания прорицателей. Осознавая, что наша планета находится в катастрофическом состоянии и человечество стоит на грани уничтожения, они тем не менее пророчат прекрасное будущее. Тут и НЛОнавты толкуют, что они знают выход, и энергия космоса может быть использована, и звезды якобы тоже говорят о хорошем. Но Слово Божье говорит: «Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда» ( Иер.23:17 ). «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба… и не избегнут» ( 1 Фес.5:3 ). Чем гадание и ворожба отличаются от пророчества? Во-первых, при пророчестве инициатива всегда исходит от Бога. Он желает что-то сказать народу, и Он выбирает для этого как подходящего человека, так и правильное время. При гадании же и ворожбе инициатива внешне в руках человека. Он вторгается в планы потусторонней силы и извлекает оттуда необходимую информацию. Он вроде бы владеет каналом связи к тайникам потустороннего мира и по желанию может в любое время что-то узнать. Во-вторых, Бог суверен. Его нельзя направить чьей-либо волей или желанием. Единственное, что может Бога перестроить, — это покаяние человека. Так было не раз с народом израильским. Например, после изготовления золотого тельца и поклонения ему Бог хотел народ уничтожить, но ходатайство Моисея спасло израильтян. «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» ( Исх.32:14 ). Точно так поступил Бог с жителями языческого города Ниневии. «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» ( Ион.3:10 ). Прорицатели же утверждают, что соблюдая определенные правила поведения, человек может в какой-то мере оказать влияние на свою судьбу. Как будто сила, правящая жизнью и судьбой человека, может передумывать, и не в том месте сказанное слово или неправильно перекинутая нога могут настроить ее гневно или милостиво. Бог хочет, чтобы мы верили в Него, а не в суеверия.

http://sueverie.net/okkultizm-vzglyad-po...

Объясн. Здесь говорится против поста недостойного, соединённого с грехами: не разрешены оковы неправды... не расторгнуто всякое ярмо. Воздержание от пищи в посте при худых делах не приносит пользы человеку; воздерживаясь от пищи, должно воздерживаться и от худых дел, иначе говоря, телесный пост должен соединиться с духовным: Зах.7:4–6:10 . И православная Церковь учит: «постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, похотей отлучение, оглаголание лжи и клятвопреступления (Стихира в Понедел. В. поста). Пост имеет определённые сроки для усиленного воздержания, хотя всегда должно воздерживаться от объедения и пьянства. В Вет. Зав. были четыре поста в году: Зах.8:19 . Как проводили тогда время поста в отношении пищи? Эсф.4:15–16 ; Ион.3:5–7 ; Пс.108:24 . Многие места Священного Писания свидетельствуют о соблюдении поста и в Нов. Завете: постился Иисус Христос сорок дней: Мф.4:2 ; этим дал пример нам: Ин.13:15 . Постились апостолы и все первые христиане: Деян.13:2–3:14:23 . – Пост имел определённый срок: Деян.27:9 . Нарушителям поста должно помнить: Рим.14:14:20–21 ; 1Кор.8:12–13 ; Мф.18:6 . Христос Спаситель заповедует Своим последователям: «смотрите за собой... чтобы сердца ваши не отягчались объедением...»: Лк.21:34 , и апостолы увещевают верующих: 1Пет.4:2–3 ; Рим.13:13–14 . Иер.14:12 . «Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровой язвой истреблю их». Объясн. Господь не принимает пост и молитву только от нераскаянных грешников и упорных отступников: Ис.1:15–19 . Отрицающим посты на основании этого стиха достаточно указать на то, что посты признавали и держали Сам Господь: Мф.4:2:6:16–18:9:15:17:21 , и святые апостолы: Деян.13:3:14:23 , причём в апостольское время установлены были нарочитые времена для поста: Деян.27:9 ; 1Кор.7:5 ; ср. Зах.8:19 . Зах.7:4–5:9–10 . «И было ко мне слово Господа Саваофа: Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, – для Меня ли вы постились? для Меня ли?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Постом низлагается смерть. Спаситель сказал: " сей же род изгоняется только молитвою и постом " ( Мф.17:21; Мрк.9:29). Но нет ничего хуже демонов. Демон есть последний непреодолимый предел; демон есть язва, злейшая из всех зол; он производит посмешище в народном собрании, уничижение в доме, смущение в церкви, пожирание плоти, немощь души, повседневную скорбь, путы ума, препятствия в делах. Велика злоба демона. Но над всеми ви­дами ее превозмогает пост и молитва. Молясь и воспевая псалмы, Давид прогнал демона, (овладевавшего) царем Саулом: " от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух " (1 Цар.16:14); и когда Давид играл, царю становилось легче. А до какой степени постился царь Давид, послушай, что сам он пишет в псалмах: " Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука " (Пс.108:24). Если бы Адам устоял в посте (и не вкусил) от древа, он не был бы изгнан из рая; если бы Ева не поела (плодов запрещенного древа), введенная в заблуждение змеем, она не ввела бы в мир смерти; если бы Исав не забывал поста, он не утратил бы своего первородства, не променял бы и славы на одно кушанье и не сделался бы рабом своего брата. Хочешь видеть силу поста? Ступай к ниневитянам, при помощи поста снискавшим себе общее спасение. В самом деле, когда Бог захотел за грехи их погубить, Он посылает пророка Иону и говорит им: " еще сорок дней и Ниневия будет разрушена " (Ион.3:4)! Так, человеколюбие Божие возвещает как бы трубою то, что уготовляется быть, и виновным пред Ним предрекает смерть – не с тем, чтобы они поспешили бежать из города, но чтобы, оставаясь в городе, покаялись, чтобы пробудились и сделались более внимательными к вразумлению. Не сказал: поститеся – и Я спасу вас; не объявил: покайтесь – и будете помило­ваны; но скрыл Свое человеколюбие и возвестил угрозу, чтобы не сказал кто-нибудь: Он принудил их поститься и покаяться и воз­дать честь Богу. А то, что бывает с принуждением, принимается без особого расположения. (Совсем иначе принимается то, что) " не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог " (2 Кор.9:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящым глаголал еси, Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. Темже Тебе припадаем и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.  (Кондак) Самарянка Пятое воскресенье после Пасхи посвящено самарянке, с которой Христос беседовал у колодца Иаковлева ( Ин.4 ). Темой дня опять служит «живая вода» и признание Иисуса Христа Мессией. Нам напоминается о новой жизни в Нём, о нашем собственном питии «живой воды», о нашем собственном поклонении Богу «в Духе и Истине». И мы также воочию видим, что спасение даётся всем: иудеям и язычникам, мужчинам и женщинам, святым и грешным. Исцеление слепорождённого В шестое воскресенье рассказывается об исцелении слепорождённого ( Ин.9 ). Иисус помазал его глаза дорожной пылью, смоченной Своей слюною, и велел умыться в купальне Силоам. Исцеление это происходило в субботний день, когда любые действия были строго запрещены. Нарушая ветхозаветные установления, Христос показал, что Он действительно Сам является Господином субботы, равным Богу Отцу, потому что, по иудейскому преданию, только Бог трудится и в субботу, управляя миром. Мы отождествляемся с этим слепым человеком, который пришёл, чтобы прозреть и уверовать в Иисуса Христа, Сына Божьего. И Господь Своими божественными руками помазует наши глаза и омывает их в водах крещения. Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме свет пресветлый . (Кондак) Вознесение Господне После Своего воскресения Господь не пребывал с учениками, но являлся им в разное время и в разных местах, открывая Себя, в совершенно живом, воскресшем и прославленном Теле ...которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. ( Деян.1:3 ) Следует отметить, что срок в сорок дней встречается в Библии много раз и обозначает полный и достаточный временной период ( Быт.7:17 ; Исх.16:35, 24:18 ; Суд.3:11 ; 1Цар. 17:16 ; 3Цар. 19:8 ; Ион.3:4 ; Мф.4:2 ). Итак, на сороковой день после Пасхи Иисус Христос «вознёсся на небо», окончательно завершив Своё служение как Спасителя-Мессии, и вернулся к Отцу ...и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. ( Лк.24:50–52 )

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Скачать epub pdf Глава 7. Пост Раздел о посте тематически примыкает к разделам о милостыне и молитве. Мы вновь слышим критику лицемеров, делающих из поста средство для публичной демонстрации своей праведности: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6:16–18 ). В изложенном учении Иисус не оспаривает саму практику поста. Он выступает лишь против такого понимания поста, при котором акцент делался на внешние, бросавшиеся в глаза формы при игнорировании внутреннего содержания. В Ветхом Завете словом «пост» ( ôm) обозначалось полное воздержание от пищи и питья в течение одного светового дня – от рассвета до заката: именно такой смысл вкладывается в выражение поститься весь день до вечера ( Суд. 20:26 ). Пост мог длиться от одного дня до целой недели ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 12:16–20 ), а в исключительных случаях и больше. Посты бывали как общие, так и индивидуальные. В день очищения ( Лев. 16:29–31 ) и в некоторые другие дни пост был предписан всему народу израильскому. Постились в Знак покаяния ( Иоил. 1:14; 2:15–17 ) или траура ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 1:12 ; Есф. 4:3 ); постились, чтобы предотвратить наказание Божие и другие беды ( Есф. 4:16 ; Иер. 36:9 ; Ион. 3:5–9 ); постились перед крупными сражениями ( Суд. 20:26 ; 1Цар. 7:16; 14:24 ; 2Пар. 20:3 ). Пост мог быть как общим, так и индивидуальным: Моисей постился сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ); царь Давид в знак покаяния постился семь дней ( 2Цар. 12:16–20 ); пророк Даниил постом сопровождал молитву ( Дан. 9:3 ). Помимо воздержания от пищи пост обычно сопровождался некоторыми другими внешними знаками: постившийся мог разодрать свои одежды, облачиться во вретище, спать во вретище и ходить с печальным видом ( 3Цар. 21:27 ), посыпать голову пеплом ( Неем. 9:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

также: Быт.4:7; Чис.22:22; 16:31). Неужели можно со спокойной совестью заниматься куплями житейскими (2Тим.2:4), когда родную мать - Святую Церковь - терзают, ее родных детей похищают? В лице Церкви снова Христос возносится на Крест, снова безумно ругаются Ему и поносят Его. И кто способен пройти мимо, покивая главою? Какую совесть нужно иметь для того, чтобы не облегчить тяжелого Креста Христова, подобно Симону Киринейскому? Всякий, кто получил церковное образование, кому Бог дал силы, знания, кто любит Бога, кого Христос избрал на Свое служение, как может он не стать на защиту своего Спасителя? Как может он не охранять достояние Божие от хищных волков? Это великое и благое дело. Если кто из вас, - пишет апостол, - уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5:19-20). И как прискорбно становится, когда слышишь, что начаша вкупе отрицатися вси (Лк.14:18). Кругом братья по вере погибают, а званые говорят: " Это не мое дело: пусть служит им, кто хочет, а я... я село купих... жену поях... имей мя отречена " (Лк.14:18,20). Но кровь брата твоего, кровь всех, по нерадению твоему в удалении от Церкви от мысленного волка звероуловленных, вопиет от земли к Богу (см.: Быт.4:10). Тебе даны силы, даны знания, а ты не захотел отдать их на служение Богу и Святой Церкви? Семидал и мед и масло ял еси, но позорно изменил Богу (см.: Иез.16:13). Говоришь о слабости, о недостоинстве? Да, мы знаем, что Моисей отрекался (см.: Исх.3:11-4,17), Иона бежал в Фарсис (см.: Ион.1:3), страшились Григорий и Златоуст, по смирению преподобный Сергий отрекался. Но ты-то, так ревниво оберегающий свое мелочное самолюбие в другое время, ты-то искренно ли говоришь о своем недостоинстве? Не желаешь ли ты под предлогом смирения предаться беспечности, как говорит святой Златоуст, и твои слова смирения не пустая ли только отговорка, которой ты думаешь успокоить и себя, и других? Словами смирения не готовишь ли ты только покойную постель, на которой мог бы безмятежным сном почить твой дремлющий дух? Лицемерное малодушие не скрывает ли под собою окамененного нечувствия к делу Христову? Не потому ли только избегают церковного служения, что славу человеческую больше возлюбили нежели Божию славу (см.: Ин.12:43)? Будь хоть с самим собой на минуту искренним и ответь себе, брат мой, без боязни, смело и правдиво на все эти вопросы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/224/...

Таким образом, и здесь мы опять видим, что противоречие в изъясняемых нами местах Библии существует только для тех, которые или не знают слова Божия, или же неправильно понимают его. Раздел 4 И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему. 1Цар.15:29 И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся,что воцарил Саула над Израилем. 1Цар.15:35 Здесь опять, по-видимому, прямое противоречие, к которому мы должны отнестись тем с большим вниманием, что выражение «раскаялся Бог» и тому подобные обороты речи в Священном Писании повторяются довольно часто, как например Быт.6:6–7 , Иер.18:8–10 , Иез.24:14 , Иоил.2:13 , Ион.3:9–10 и 4:2. Вся трудность заключается здесь единственно в том, что для двоякого рода предметов и понятий употреблено одно и то же слово; и гармония или согласие обоих мест вытекает их того обстоятельства, что слово «раскаяние» или «раскаяться» имеет двоякий смысл, именно – прямой (буквальный) и непрямой (образный). В первом приведенном выше месте 1Цар.15:29 слово «раскается» употреблено в своем собственном прямом и буквальном смысле, неизменяемость Бога противополагается там непостоянству и изменчивости человека, как это прямо подтверждается словами: «ибо не человек Он чтобы раскаяться Ему». Точно так же и в другом месте говорится: «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» ( Числ.23:19 ). Люди, так как они не всеведущи и не могут провидеть будущего, нередко вынуждаемы бывают изменять свои планы и предприятия или раскаиваться в своих поступках – но у Бога этого быть не может. Как Существо бесконечно Премудрое и Всеведущее, Он так же хорошо знает будущее, как и прошедшее. Он видит мысли людей «издалеча» ( Пс.138:2 ), «ведомы Богу от вечности все дела Его» ( Деян.15:18 ). И история всегда подтверждает то, что говорит здесь Священное Писание . Далее истина неизменяемости Бога в Его существе, Его планах и действиях, во всей ее полноте содержится и излагается в следующих местах Священного Писания: Пс.101:26 , Мал.3:6 , Притч.8:22 , Иак.1:17 , Евр.13:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Это «нечто», остающееся в качестве источника «вздохов» о «нирване», есть сознание человека о своем духовном истощании, о своем умалении и о бедственности своего положение и состояние в «веке сем» и в «мире сем», а вместе с сим глубоко-потаеннное в его сердце желание «мира и покоя». В сем отношении и у «сильных духом», притом – у лиц не только истинной веры Божией и высочайшего благочестия, но и особенного озарения их духа Духом Божиим возможны моменты вопля и стенания к Богу от утомления, в борьбе со злом «мира сего» и «века сего»: «бедный я человек, – говорит о себе Ап. Павел, – кто избавит меня от сего тела смерти» ( Рим.7:15 ...24)? «О если бы благоволил Бог сокрушить меня, – вопиет в болезни своей пр. Иов, – простер руку Свою, и сразил меня! Душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережение костей моих» ( Иов.6:9; 7:15 ). «Довольно уже, Господи! – молился прор. Илия, гонимый Иезавелью, – возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» ( 3Цар.19:2–4 ). «Ныне, Господи, возьми душу мою от меня, – молил Господа другой пророк в огорчение и скорби своей, – ибо лучше мне умереть, нежели жить» ( Ион.4:3 ). «О для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева»? ( Иов 3:7–11 ). «Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии» ( Иер.20:17–18 )? Если уже «сильные, которые должны, – как говорит Апостол, – сносить немощи бессильных» ( Рим.15:1 ), могут испытывать в себе такие чувство-воление, то у слабых, притом опустошенных духовно и омраченных в сердце своем сынах человеческих» вопль и стон жизни, в них самих лично окутанной мраком обезрелигиозения, легко и как бы естественно переходит в воздыхание о «нирване». Однако даже и о до такой степени духовно обессиленных в себе людях нельзя еще сказать, что они уже совершенно потеряны для вечной жизни, так как только полное «осатанение», как увидим сие в своем месте, и полное «одиавольствование» личное человека имеет поставить его в числе вечно-погубительных «человеков-диаволов» вместе с злыми духами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Как позднейшую грамматическую особенность книги пр.Ионы отмечают наконец в ней 5) употребление сокращённой формы местоимения: – ’ашэр и соединение его с личным, как: – б э шэл э мij – за кого из нас ( Ион.1:7 ; ср. Ион. 1:8 ). Относительно доказательной силы этих данных в пользу позднейшего сравнительно с веком Иовы времени происхождения книги его имени, весьма важно заметить, что за ним не признают такого значения даже некоторые и из защитников неподлинности книги нашего пророка, не говоря уже о богословах ортодоксального направления. И это вполне справедливо. Ибо, прежде всего, не все указанные выше особенности книги пр. Ионы приведены справедливо, как особенности, встречающиеся только в книгах позднейшего времени. Так глагол: кр’ имеет в книге пр.Ионы значение: проповедовал, но в смысле предсказания только будущего, а и в смысле публичного провозглашения, обнародования того, что повелел Господь ( Ион.1:2 ; Ион.3:2, 4 ), и даже в смысле воззвания, мольбы к Богу ( Ион.1:6, 14 ), причём главная суть значения в том и другом случае заключается в самом понятии кричания. Но в таком смысле и даже с таким значением это слово употребляется не у позднейших только, а и у раннейших писателей (см. Ис.40:2, 6 ; Притч. 1:21; 8:1 ; 1Цар. 21:9 ; Пс.147:9 ; Быт. 4:26; 39:14 ; Исх.25:5 ). Точно также и значение глагола: мнг в смысле: приготовлял, обрекал, повелел быть, есть и у Ис.65:12 , и в Иов.7:3 , и в Ис.61:8 . Далее, усиление глагола тожественным с ним существительным свойственно точно также и позднейшим и раннейшим и даже самым раннейшим писателям. Так в Быт.49:25 читаем: bijбpkэk бip э кот – благословит тебя благословением; Быт.16:10 : гр э б ’р’ба – умножая умножу; а в Быт.22:17 то и другое выражение вместе; в книге же Бытия (27:3) и ещё есть совершенно такой же оборот речи: bijэxэpaд ijц э гк г а рдаг – э долг – и вострепетал Исаак трепетом великим. Подобных оборотов много особенно в псалмах и в других поэтических книгах; с ними, кажется, можно поставить в аналогию, во всех книгах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Ион.3:5 . От велика их даже до мала их . Поскольку и сам царь слышал слово пророческое; то и он оставил златокованый и дорогими камнями убранный престол, совлек с себя багряницу, как бесполезную, вместо же нее оделся во вретище, и повелел, не только всем мужам и женам держать строгий пост, но даже и бессловесным животным не давать корма, чтобы, когда томимые голодом будут они, иное мычать, иное блеять, и каждое подавать свой голос, и люди проливали горючие слезы, и тем отверзли источники Божия милосердия. Не только же употребив в помощь вретище и пост, приносили моления Богу: Ион.3:8–9 . Но и возвратися кийждо от пути своего лукаваго и от неправды сущия в руках их, глаголюще: кто весть, аще раскается и умолен будет Бог , и обратится от гнева ярости Своея, и не погибнем? Таков закон истинного покаяния. Сказано: «уклонися от зла, и сотвори благо» ( Пс.33:15 ); и еще: «престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити» ( Ис.1:16–17 ). Посему и Ниневитяне, перестав творить прежние грехи и исправив нравы свои, сподобились Божия благоволения. Ибо сказано: Ион.3:10 . И виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых: и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори . Не на пост призрел Бог, но на оставление худых дел; поэтому за их покаяние вознаграждает Своим раскаянием, раскаиваясь не нам подобно; потому что Богу не бывает ныне то, а завтра иное, угодно; напротив того отмена угрозы нарек Пророк раскаянием; ибо для того и угрожал Бог . Намереваясь же наказать, не произнес бы угрозы, но наложил бы самое наказание. Поскольку же радуется только спасению: то угрожает скорбным, чтобы не довести до самой скорби. А угрозу назвал «злом» не потому, что в самом естестве она зла; ибо как ей быть злою, когда ведет за собою прекращение зла и стяжание добродетели и правды? Но божественное писание, употребляя именования у нас вошедшие в общее употребление, угрозу наказанием наименовало злом, потому что может оно встревожить и огорчить. А Пророк, увидев сие Божие человеколюбие, унывает и скорбит, что предречение опровергается и оказывается ложным; потом молится Богу и объясняет причину своего бегства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010