XIII, 3, 1). Ст. 19. «Жители низменности (колена соседние, напр. Ефремово) завладеют филистимлянами, областями Ефрема и Самарии; Вениамин-Галаадом, – и это, переселенное (из плена), сонмище (слав, начало) сынов Израилевых наследует ханаанскую землю до Сарепты (к северу от Тира – 3цар. 17, 9), а переселенцы Иерусалимские – города южные (ст. 20); и взойдут на гору Сион спасители (победители), чтобы быть судиями горы Исавовой, и будет царство Иеговы (ст. 21). Мих. 2, 7 ; Иол 14, 9) и гора Сион будет свята. Это пророчество – Мессианское, ибо говорится, что все будут святы. Пророчество это – общего характера, что указывает на его древность. Книга пророка Ионы Сведения о пророке Ионы, время его жизни и посольства в Ниневию Книга пророка Ионы называется так потому, что она содержит в себе повествование о посольстве Ионы в Ниневии с проповедью и следствиях этого посольства. Таким образом, эта книга отличается от других пророческих книг тем, что в последних заключаются пророческие речи, а здесь описывается эпизод, имеющий пророческое значение. Сведений о жизни пр. Ионы сохранилось немного. Из 1-й главы 1-го ст. видно, что Иона, с евр. голубь, был сын Амафии. В 4-й Книге Царств (14, 25) упоминается Иона и также называется сыном Амафииным из Гефаховера в колене Завулоновом; сходство имени и родословия указывает на то, что это был один и тот же пророк. По окончанию 4-ой Книги Царств Иона предсказал Иеровоаму 2-му о поражении им Сирийцев и расширении пределов Палестины до тех границ, какие были во времена Давида и Соломона, что действительно и исполнилось при этом же царе в первые годы. Следовательно, Иона жил или в начале царствования Иеровоама 2-го, или даже при предшествовавшем ему Иоасе и был одним из древнейших пророков Израиля. К этому же времени нужно относить и посольство его в Ниневию, ибо Ниневия в книге пророка Ионы представляется славной и знаменитой, какой она не осталась после разрушения Мидянами под предводительством Арбака за 800 лет до Р. X.; кроме того Ниневия вскоре после сего совершенно развратилась: из нее выходили такие хулители Бога, как Сеннахирим при Езекии; при Ионе же у жителей ее было настолько еще сильно нравственное чувство, что они раскаялись от проповеди пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Грозное предвозвещение бога, принимающего в судьбах человека особенное участие, защитника людей от напастей, производимых злыми маским, целителя болезней и исправителя всяких беспорядков, предвозвещение этого бога о бедствии, имеющем постигнуть Ниневию, уже нельзя было отклонить никакими заклинаниями. Нужно было – и это оставалось единственное в распоряжении людей – преклонить богов на милость, принести раскаяние в прошлых грехах и дать обет исправиться, улучшиться. В покаянии и исправлении оставалось единственное средство избежать опасности, которая имела постигнуть город, спустя только сорок дней. Но, чтобы последовало раскаяние и исправление, нужна была вера в проповедь и угроза Ионы, а, чтобы поверить проповеди чужеземца-Ионы, нужно было видеть в нем не простого израильтянина, а посланника Бога, или даже более того. А последнее возможно было только в том случае, если Иона рассказал Ниневитянам о своем пребывании во чреве рыбы, а им припоминались мифы об Еа – боге-рыбе, и были применены к пророку Ионе. Наше истолкование значения и глубокой цели события в жизни пророка Ионы – поглощение и извержение его рыбою прежде явления его с грозною проповедью в Ниневии, может показаться чрезмерно мистичным и потому, незаслуживающим принятия. Но мы спросим, менее ли мистична, напр., та гипотеза о происхождении книги Ионы, которую мы выше приводили? Сколько нужно было условий, средних членов, чтобы от мысли защитить и утвердить колебавшуюся веру в безошибочность пророческих предсказаний и неизбежность исполнения пророчеств, прийти к написанию книги пророка Ионы в той форме, в какой она предлежит нам? По меньшей мере, одно стоит другого и перевес едва ли может быть на стороне противников подлинности книги Ионы, историческое повествование о его жизни, о проповеди в Ниневии, покаянии и помиловании великого, у Бога, города. На стороне нашего мнения, как нам кажется, та выгода, что только при нем возможно ясное и правильное, если не ошибаемся грубо, понимание слов Спасителя: как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын человеческий для рода сего ( Лк. 11:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсюда Вассиан, отрицая законность действий государя в канонизации митрополита Ионы, пришел к отрицанию и самых последствий этих действий, какими была в данном случае канонизация Ионы. Притом нужно иметь в виду то весьма важное обстоятельство, что сомнение Вассиана в святости м. Ионы не было исключительным, единичным фактом. Даже в самое житие Ионы занесено несколько примеров не уважения к этому святителю; еще при жизни Ионы не хотел слушать его определений известный подвижник Пафнутий Боровский; один боярин не верил святости м. Ионы и потому не принимал его благословений; существовали такие лица, которые отвергали некоторые из чудес, совершенных м. Ионою 462 . Более является данных для уяснения скептического отношения Вассиана к святому Макарию Калязинскому. Личность Макария и его деятельность тесно были связаны с кружком людей, воспитанных и симпатизировавших идеям Иосифа Волоцкого , и принадлежавших к числу его приверженцев. Святого Макария знал лично Иосиф Волоцкий и оставил о нем похвальный отзыв в своем «отвещании любозазорным». 463 Мощи преп. Макария открыты были в 1521 году и канонизация их была совершена м. Даниилом. Когда дошел слух до Москвы о происходящих, от мощей св. Макария чудесах, то митрополит потребовал к себе на лицо людей, получивших исцеление. Часть их действительно явилась в Москву. Для расследования дела о чудесах Макария Даниил отправил на место происшествия и совершения им чудовского архимандрита Иону, и уже только после подтверждения всего слышанного о чудесах Макария архимандритом Ионою, митрополит созвал собор, на котором и установлено было чествование мощей преп. Макария Калязинского 464 . Особенную, священную ревность к прославлению мощей св. Макария оказал Юрий Иванович Дмитровский, брат великого князя, человек, все симпатии которого издавна находились на стороне Волоколамского монастыря и его постриженников 465 . Таким образом. личность св. Макария Калязинского постоянно окружена была симпатиями людей, связанных, с традициями Иосифа Волоцкого .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Jonas propheta, говорит блаженный Августин , non tam sermone Christum, quam sua quadam passione prophetavit profecto apertius, quam si Ejus mortem et resurrectionem voce clamaret (De civit. Dei lib. XVIII, cap. 30); 2) что в ней излагаются пути Божественного Промысла исключительно о язычниках, без всякого видимого отношения к Иудеям, так что о сих последних почти не упомянуто в этой книге. А поэтому цель данной книги состоит в том, чтобы показать, что Господь, избравший Иудеев в Свое наследие и царство, не оставил также и язычников без Своего попечения и отеческого промышления; – что язычники, несмотря на привязанность к идолам, сохраняют в своем сердце живое чувство страха Божия и способность к покаянию; ибо и спутники Ионы на корабле и жители царственной Ниневии оказались вполне благоговейными к имени Бога небесного и почтительными и послушными Его пророку; – и что покаяние Ниневитян есть залог обращения язычников в то время, когда на земле восстанет Пророк, Коего образ носил Иона. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет сказал Господь окружавшим Его фарисеям и книжникам, и знамение не дастся ему, только знамение Ионы пророка. Как Иона был во чреве китовом три дни и три ночи: так будет Сын Человеческий в сердце земли три дни и три ночи ( Мф 12:39–40 ). Следовательно, по указанию Спасителя, трех-суточное пребывание Ионы во чреве кита служило прообразом тридневного погребения и последовавшего затем воскресения Господня. А действенность проповеди Ионы, вышедшего из чрева кита, изобразила успех Евангельской проповеди между язычниками, которые таким образом явились обвинителями и осудителями неверия Иудеев. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной ( Мф 12:41 ). Блаженный Иероним прообразовательное значение книги Ионы излагает следующими чертами: Иона пришелец на море, потерпевший кораблекрушение (in mari fugitivus, naufragus), спасает корабль обуреваемый, спасает язычников, впавших в разные помыслы по заблуждению или по предрассудкам мира – так и Христос, сошедший с неба, доведенный до гроба, спасает обуреваемую ветхозаветную Церковь , спасает и язычников, преданных разного рода заблуждениям идолопоклонства (Comment.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Третья глава исследования посвящена обзору мессианских пророчеств в книгах малых пророков Персидского периода: Аггея, Иоиля, Захарии и Малахии. В заключении подведены итоги работы. Глава I. Обзор пророчеств о Мессии в книгах пророков до-пленного периода 1.1. Пророчества о Мессии в книге пророка Ионы Пророк Иона, которого в библеистике принято относить к малым пророкам, жил в 793–753 гг. до Р.Х., во время правления израильского царя Иеровоама II. Имя его в переводе с еврейского языка означает: «голубь». Родной город пророка Ионы – Гафхефер – находился в Галилее, неподалеку от Назарета – города, где прошли детские годы Спасителя. В книге пророка Ионы содержатся пророчества о будущем израильского народа, страданиях, смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа и о запустении Иерусалима. «Повествование в книге пророка Ионы ведется от третьего лица, а сам пророк не отождествляется с рассказчиком… Большинство современных комментаторов считают, что книга пророка Ионы, по-видимому, была создана много времени спустя после разрушения Ниневии (612 г. до Р. Х.)» 6 . Следует уточнить, что в этой книге нет прямых пророчеств о Мессии, сказанных самим Ионой. Однако определенные события его жизни явились яркими прообразами грядущих евангельских событий. С повествования об этих событиях и начинается книга пророка Ионы. Так, говорится, что Господь повелел ему идти в Ниневию и проповедовать там, однако пророк решил бежать «от лица Господня» ( Иона 1, 3 ) в Фарсис (финикийскую торговую колонию в Испании) и сел на корабль. Тогда Господь воздвиг на море сильный ветер. Поднялась великая буря. Корабельщики в ужасе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи это происходит. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и попросил бросить его в воду. Как только это было сделано, буря сразу стихла. Пророка Иону проглотил кит, во чреве которого он пробыл три дня и три ночи. Пророк молился и каялся перед Господом в своем грехе. В итоге произошло чудесное избавление его от смерти. Господь вторично повелел ему отправится в Ниневию. Пророк послушался Его. Произошло удивительное: «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» ( Иона 3, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

В повествовании о сотворении мира упомянуты птицы, которые полетят «по тверди небесной» ( Быт. 1:20 ). Но это оказалось бы невозможно, если бы небеса были твёрдыми. Итак, правильней переводить слово raqia существительным expanse, «простор» (как в NASB и в NIV). И в этом смысле никакого конфликта с современными научными представлениями о приземном пространстве не возникает. Даже если его понимать буквально, высказывание Иова ( Иов 37:18 ) не является утверждением, будто бы «небеса» есть «металлическое зеркало»; говорится просто, что они – как зеркало (похожи на зеркало). Это поэтическое сравнение, которое не следует понимать буквально, точно так же, как фразу из Пр. 18:10 о том, что «имя Господа – крепкая башня». Более того, источником сравнения у Иова выступает не свойство непроницаемости «небес» и зеркала, а общее для них свойство долговечности, прочности (chazaq). Иона 1–2 . Многим людям очень трудно поверить в то, что кто-то мог жить внутри кита три дня и три ночи. Проблемы с дыханием, не говоря уже о процессах пищеварения, наверняка привели бы к фатальному исходу задолго до истечения трёх дней. И ещё раз, это событие описывается как чудо ( Иона 2:1 ; ср. Мф. 12:40 ). Бог, Который сотворил и Иону, и кита, мог поддерживать жизнь Ионы внутри кита. Во-вторых, Иона и его пророческое служение упоминаются в исторической книге 4 Царств ( 4Цар. 14:25 ). Есть и археологические подтверждения реальности пророка Ионы, могила которого находится на севере Израиля, откуда Иона был родом. Известны даже достаточно правдоподобные сообщения, относящиеся к истории нового времени, о людях, которым удавалось выжить внутри китов без специального божественного вмешательства. Сильным доводом в пользу исторической достоверности пророческого служения Ионы является то, что о нём упоминает Иисус, Сын Божий (см. Христос: божественная сущность). В Мф. 12:40 Иисус предрекает Своё погребение и воскресение в качестве знамения для сомневающихся книжников и фарисеев, подобного знамению Ионы. Иисус говорит: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). Если бы рассказ о пребывании Ионы в чреве большого кита был вымыслом, это не могло бы стать пророческим свидетельством о провозглашаемых Иисусом истинах. Что касается Иисуса, исторические факты Его смерти, погребения и воскресения имеют такую же историческую основу, как и пребывание Ионы в чреве большого кита. Отрицать одно – означает бросать тень сомнения на другое (ср. Ин. 3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В толковом евангелии от Матфея, с подробными объяснительными примечаниями арх. Михаила, читаем: Он (Господь) указал только на величайшее знамение в прошедшем, прообразовавшее величайшее чудо, какое имеет совершиться на Нем в будущем, именно, чудо сохранения пророка Ионы во чреве морской рыбы в продолжение трех суток, прообразовавшее величайшее чудо воскресения Христова, после трехдневной телесной смерти, которое яснейшим образом доказывает Его особенное небесное посланничество в качестве Мессии. Как Иона, после трехсуточного пребывания внутри рыбы, чудесно сохраненный, воззван был к жизни, так и Христос после трех дней – воскреснет из мертвых; и, как сохранение Ионы было средством привести Ниневитян к покаянию, так воскресение Христово должно привести весь род человеческий к истинной религии и вере (стр. 245). В толковом евангелии от Луки читаем: знамение пророка Ионы представляется здесь, несколько, по-видимому, несогласно с ев. Матфеем, но это только по-видимому, на самом же деле, сказания евангелистов восполняются одно другим, и из сопоставления их вытекает полный смысл речи о знамении пророка Ионы: как Иона, пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, стал знамением для Ниневитян, вняв которому, они принесли покаяние, – так и Сын человеческий (Мессия Иисус), пробыв в сердце земли три дня и три ночи, будет знамением для рода сего, из коего некоторые, вняв сему знамению, покаются и уверуют, другие же не уверуют и погибнут (стр. 404). Вызываемый книжниками и фарисеями дать знамение, которое могло бы свидетельствовать о Божественном посланничестве и достоинстве, Христос, когда отвечал: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка, ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его: ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь – больше Ионы» ( Мф. 12:38–41 ), – имел сказать, по нашему мнению, как бы, так: не хотящий смерти грешников, Бог послал к Ниневитянам Иону; не освящая их неразумных языческих верований и сказаний о рыбообразном Еа – Оанна – Оаннесе, выходившем, будто бы, из моря, для научения людей добру, он, однако, употребил это их верование, как лучшее средство, чтобы Ниневитяне покаялись, – и они покаялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Служба митр. Московскому святителю Ионе была составлена по заказу архиеп. Новгородского Ионы, о чем сообщает автор Жития последнего; об этом упоминается также в светильне Службы свт. Ионе, архиеп. Новгородскому. Известен список Службы свт. Ионы, митр. Московского, где в надписании канона указано имя П. Л.: «творение инока кирила (кира?) Пахомиа, иже от Святыа Горы» (РГБ. Ф. 256. 397. Л. 165 об.), при этом в сохранившихся списках акростих в канонах отсутствует. На время составления Службы указывают слова из Жития свт. Ионы, архиеп. Новгородского, из к-рых можно понять, что она была составлена при его жизни (между 1461, годом кончины митр. Московского Ионы, и 1470, годом преставления Новгородского архиеп. Ионы), однако в Службе упоминается «рака мощей», «тело целое и нетленное», что свидетельствует о составлении Службы после 1472 г. Яблонский предположил, что П. Л. составил Службу с акростихом вскоре после кончины свт. Ионы, митр. Московского, а после обретения его мощей в 1472 г. переделал ее, убрав акростих ( Яблонский. 1908. С. 183). По мнению Спасского, канон, не сохранивший акростиха, был вставлен после 1472 г. и принадлежит перу др. автора - от первоначального текста П. Л. остались только стихиры, тропарь и кондак, канон правился по канону мч. Агапию (15 марта) ( Спасский. 2008. С. 118-119). Служба полиелейная, с одним каноном, в стихирной части отмечены параллели с Пахомиевскими Службами прп. Сергию и свт. Евфимию II ( Спасский. 2008. С. 118-119). Яблонский указал 66 списков, старшие относятся к кон. XV в. ( Яблонский. 1908. Примеч. 5. С. 183-184). В варианте без акростиха Служба была включена в печатные минеи. Пахомиевские редакции Службы мученикам кн. Михаилу Черниговскому и боярину Феодору Составляя новые редакции Жития кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора, П. Л. работал также над Службой этим святым. О том, что работа шла одновременно, свидетельствует содержательное единство Жития и Службы, а также тот факт, что старшие списки Жития 80-90-х гг. XV в. встречаются в рукописях в сочетании со списками Службы (ГИМ. Чуд. 151; РНБ. Соф. 1389; РГБ. Ф. 304/I. 643) ( Карбасова, Милютенко. 2019).

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Иона Маленький Хождение в Иерусалим и Царьград черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы по прозвищу Маленького Источник 1649–1652 (издаваемое впервые по полному списку) Сообщил Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандрит Леонид Путешествие Троицкого иеродиакона Ионы было издано два раза: сперва Коркуновым, в 1836 году, потом И. П. Сахаровым (Сказания русского народа, С.-Петербург, 1849, кн. VIII, стр. 159– 169). К сожалению, оба издания сделаны со списков неполных и неисправных. В издании Коркунова окончания недостает, а в издании Сахарова, для сокрытия неполноты списков, которыми он пользовался, приделан к сводному списку искусственный конец. Занимаясь объяснением текста всех наших древних паломников (до начала текущего столетия), и убедясь по некоторым признакам 1 , что конец Сахаровского издания есть именно «поддельный» (может быть найденный им в одном из списков XVII столетия), а не настоящий, я не терял надежды, что со временем должен где-нибудь найтись полный список путешествия Ионы, по своим достоин­ствам справедливо долженствующего тогда занять почетное место в ряду русских паломников XVII века. Такой список действительно и обрелся наконец в Погодинских рукописях, поступивших, как известно, в Императорскую публичную точную копию с которого я получил благодаря содействию досточтимого А. Ф. Бычкова. Из сличения этого списка с изданными Коркуновым и Сахаровым – оказывается, что в обоих изданиях не достает целой большой главы, в коей Иона повествует о схождении св. огня на гроб Господень и о своем благополучном возвращении на родину, в свой Троице-Сергиев монастырь, после годичного пребывания в Иерусалиме (с 10 мая 1651 по 10 мая 1652 года). Весь же рассказ Ионы обнимает собою пространство времени в три года и восемь месяцев: с марта 1649 по ноябрь 1652, из коих два года он пробыл на одном месте, именно в Терговище (в Молдавии), при иерусалимском патриархе Паисии, в свите которого он выехал из Москвы. Рассказ иеродиакона Ионы прост и обстоятелен: он не вдается ни в какие отвлеченности и описывает весьма занимательно и сердечно лишь то, что видел сам «своима очима», не относясь подобно другим, слишком доверчиво к рассказам местных «вожей», и не прерывая нити Живого рассказа никакими вставочными рассуждениями и мудрованиями, а потому самому сказание это может быть прочтено с удовольствием как теми, кто лично знаком со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ниневеяне даже в Евангелии выступают символом смирения и покаяния. В 11 главе Евангелия от Луки встречаем слова Спасителя: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы» (Лк. 11:32). Но что же пророк Иона? Оказывается, он был разочарован, что город не погиб. В ответ на его сомнения Господь послал чудо. Иона поселился недалеко от Ниневеи в шалаше и жил там до самой смерти. Однажды, буквально за ночь над шалашом выросло растение (дерево), в листве которого можно было спасаться от изнурительного зноя. Но в следующий же день растение засохло, потому что черви подточили его корень. Иона негодовал. Ведь теперь солнце палило нещадно,  и укрыться от него было негде. И тогда он услышал от Господа: «ты сожалеешь о растении, которое ты не растил, за которым не ухаживал, не удобрял, которое выросло за одну ночь. И как же мне не пожалеть великий город, в котором живет более 120 тысяч человек?!» Как минимум двести лет после описываемых событий город жил. Он был разрушен лишь в ходе войны в 610 г.до н.э. Исследователи спорят о времени жизни пророка Ионы. Некоторые из них утверждают, что он жил в начале IX в до н.э. и был учеником пророка Елисея, кто-то находит доказательства тому, что он был преемником и Илии и Елисея. День памяти пророка Ионы Церковь чтит 5 октября. Мученик Иона перс Другим святым Ионой был один из одиннадцати персидских мучеников. Неизвестен год его рождения и возраст, когда он принял мученический венец, но в его житии сказано, что он был селянином. Вместе с другом Варахисием его взяли с поличным, когда он навещал христиан, заключенных в тюрьме. Дальше последовали чудовищные пытки святого Ионы, которым за несколько дней до этого подвергались уже девять христиан. С Ионы заживо сдирали кожу, отрезали язык, отрубили пальцы, пытались варить в горячей смоле. Но, как говорит житие, он чудесным образом оставался невредим. Последней пыткой стало распиливание. Он стойко принял мучения и не отрекся от Христа. День памяти мученика Ионы церковь вспоминает 10 апреля.

http://foma.ru/znachenie-imeni-iona.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010