25-й том энциклопедии представляет биографический очерк, посвященный Ионе (Паффхаузену, род. 1959), Архиепископу Вашингтонскому и Нью-Йоркскому, Митрополиту всей Америки и Канады, Предстоятелю Православной Церкви в Америке. Из других видных иерархов, носивших имя Иона, особо следует отметить трех митрополитов Киевских конца XV-XVI вв.: Иону I Глезну (1494 г.), Иону II (1507 г.) и Иону III (Протасовича, 1577 г.). Из иерархов Западной Руси этой же эпохи в новом томе также представлены: Иона (Борзобогатый-Красенский, 1505-1585 гг.), епископ Луцкий и Острожский, и Иона (Гоголь-Богушевич, 1602 г.), епископ Пинский и Туровский, перешедший в унию после Брестского собора 1596 г. Большой интерес вызывают статьи, в которых говорится о жизни и церковной деятельности таких крупных иерархов XVII в., как Иона (Архангельский, 1627 г.), митрополит Сарский и Подонский, местоблюститель Московского Патриаршего престола после Смутного времени (1613-1618 гг.), и Иона (Сысоевич, 1690 г.), митрополит Ростовский и Ярославский, также бывший некоторое время Патриаршим Местоблюстителем, но особенно прославившийся своей обширной строительной деятельностью, в частности возведением знаменитого Ростовского Кремля. Рядом с этими материалами соседствуют статьи об Ионе (Василевском, 1763-1849 гг.), митрополите Карталинском и Кахетинском, экзархе Грузии, и ныне здравствующем Ионе (Карпухине, род. 1941 г.), архиепископе Астраханском и Енотаевском. Из архиереев, продолжающих свое служение в настоящее время, в новом томе также представлены архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких, род. 1949 г.) епископ Абаканский и Кызыльский Ионафан (Цветков, род. 1962 г.). Большие публикации посвящены также Ионафану (Рудневу, 1816-1906 гг.), архиепископу Ярославскому и Ростовскому, и Ионафану (Кополовичу, 1912-1990 гг.), архиепископу Кишиневскому и Молдавскому. В 25-м томе начата публикация значительного по своему объему комплекса статей, посвященных святым и церковным деятелям по имени Иосиф. Этот ряд открывает знаменитый библейский персонаж — святой Иосиф Прекрасный, ветхозаветный патриарх.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

За столом говорили обычно о студентах. Отец Иона преподавал литургику, отец Алексий – историю Церкви, а я – Ветхий Завет. Вот сидим мы втроем, а отец Иона как-то и говорит: «Коля, а что ты все Ветхий Завет преподаешь? Давай попросим ректора, чтобы на следующий год ты церковнославянскому учил?» Я действительно потом лет пять занимался с первокурсниками церковнославянским: прежде всего осваивали грамотное чтение, чтобы они по крайней мере на ударения ориентировались. Это способствует и правильному духовному устроению. А не так, что «как хочу, так и читаю». Будущии митрополит Иона (Карпухин) – Лаврский архимандрит Захария (Шкурихин) рассказывал, что когда к нему, выросшему в глубоко верующей церковной семье, в семинарию приехала бабушка, то после службы в академическом Покровском храме она призналась: «Внучок, я впервые слышала каждое слово, когда читался Апостол!» А читал как раз отец Алексий. Он и потом, в 2008 году, накануне Архиерейского Собора, в Новоспасском монастыре пастырское совещание собирал, оберегая чистоту богослужения от неообновленческих «миссионерских» примесей и искажений. – Он не был консерватором, но, понимая всю важность сохранения Устава, радел об этом. Сам он служил действительно очень сосредоточенно, хотя и негромко. А тогда за столом у него в келье они вдвоем с игуменом Ионой и решили, что первокурсников надо более с теории на практику переориентировать, и выбрали для осуществления этих планов меня. Примерно в то же время у нас ввели экзамены ставленников перед рукоположением в диакона и иерея. Те, кого рукополагали в диакона, зачастили к отцу Алексию, а кандидаты в священники – к отцу Ионе. То и дело был слышен стук в соседнюю дверь. Отец Алексий, если был у себя, ставил аналойчик в центр кельи и говорил: «Представь, что это Престол. Вот здесь царские врата, вот тут Горнее место. Вот тебе кадило – пожалуйста: каждение на “Господи, воззвах”». Студент брал кадило, начинал махать им… Отцу Алексию из раза в раз приходилось все объяснять пришедшему, что и как на самом деле надо делать. Давал ему книжку под мышку: «Сустав так работает, кисть так работает…» – было слышно через наши тонкие межкомнатные перегородки, как он отрабатывает с ними каждое движение.

http://pravoslavie.ru/111856.html

Евгений (Шерешилов; 26.07.1880 - 16.12.1889), еп. Павел (Вильчинский; 16.12.1889 - 21.11.1892), еп. Исаакий (Положенский ; 21.11.1892 - 19.12.1892), еп. Павел (Вильчинский; 19.12.1892 - 13.11.1893, повторно), еп. Митрофан (Невский; 13.11.1893 - 10.08.1896), еп. Сергий (Серафимов; 10.08.1896 - 13.04.1902), архиеп. Георгий (Орлов; 27.04.1902 - 11.06.1912), еп. Феофан (Быстров; 25.06.1912 - 8.03.1913), архиеп. Никодим (Боков; 8.03.1913 - 13.03.1914), архиеп. Филарет (Никольский; 20.03.1914 - 24.05.1916), сщмч. архиеп. Митрофан (Краснопольский; 6.07.1916 - 21.06.1919), еп. Палладий (Соколов; окт. 1919 - дек. 1919), в 1919-1920 гг. епархией временно управлял еп. Енотаевский Анатолий (Соколов), архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский; 1921 - 27.06.1927), в 1927 г. епархией временно управлял еп. Енотаевский Стефан (Гнедовский), архиеп. Иннокентий (Ястребов ; 1927 - 22.05.1928), еп. Филипп (Ставицкий; 13.06.1928-1929), с 1929 г. епархией временно управлял еп. Вольский, вик. Саратовской епархии, Андрей (Комаров), в 1930-1931 гг.- еп. Енотаевский Алексий (Орлов), архиеп. Андрей (Комаров; 30.09.1933-1939), в 1939-1942 гг. кафедра не замещалась, в 1942-1943 гг. епархией временно управлял архиеп. Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков), архиеп. Филипп (Ставицкий; дек. 1943 - 30.10.1947, повторно), еп. Николай (Чуфаровский; 30.10.1947 - 12.12.1947), архиеп. Филипп (Ставицкий; 12.12.1947 - 12.12.1952, в третий раз), 12.12.1952 - 7.06.1953 епархией временно управлял архиеп. Саратовский и Сталинградский Гурий (Егоров), еп. Леонид (Лобачёв; 7.06.1953 - 9.02.1954), еп. Сергий (Ларин; 9.02.1954 - 27.07.1959), архиеп. Гавриил (Огородников ; 27.07.1959 - 15.09.1960), архиеп. Павел (Голышев ; 15.09.1960 - 23.06.1964), еп. Иона (Зырянов; 5.07.1964 - 27.02.1968), архиеп. Михаил (Мудьюгин ; 30.07.1968 - 27.12.1979), архиеп. Феодосий (Дикун ; 27.12.1979 - 19.02.1990), еп. Филарет (Карагодин; 11.03.1990 - 13.08.1992), еп. Иона (Карпухин; 25.10.1992, с 2002 архиепископ, с 24 марта 2013 митрополит - 15 июля 2016); митр.

http://pravenc.ru/text/76736.html

- Верю, отченька, верю. Почти… Откуда-то сверху, постучали. Информация пошла потоком… Умирают священнослужители: Митрополит Астраханский и Енотаевский Иона (Карпухин) – на покое (Москва) Епископ Валевский Милутин (Кнежевич) - Сербская Православная Церковь Епископ Вениамин (Королёв), Железногорский и Льговский - Курская митрополия Протоиерей Александр Агейкин – настоятель кафедрального Богоявленского собора в Елохово (Москва) Протоиерей Владимир Верига – женский монастырь в Хотьково (Подмосковье) Протоиерей Евгений Корчуков – так же Хотьковский монастырь Митрофорный протоиерей Георгий Бреев – настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском (Москва). Старший духовник московского священства Священник Геннадий Бутько – кафедральный собор Петра и Павла (Минск) Протодиакон Евгений Трофимов – кафедральный Богоявленский собор в Елохово (Москва) Диакон Андрей Молчанов - храм прпп.Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове (Москва) Более 60 католических священников в Италии На минуту отвлекусь. Недосвященник, заштатный протодиакон Андрей Кураев, не упустил удовольствие поскакать на гробу очень нелюбимого им новопреставленного отца Александра Агейкина: «В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере ВИП-сервиса». Слава Богу, реакция Патриарха Кирилла не замедлила себя ждать! Вспоминаю весну 1997г. – с каким вниманием ловили мы каждое слово отца Андрея в Ульяновске! Впрочем, уже тогда неприятно царапнуло: «Вы хотели бы – спрашиваю его, - быть принятым нашим владыкой, епископом Проклом (Хазовым)? Я мог бы Вам помочь». «Это он должен искать встречи со мной, а не я с ним» - запальчиво, по-хлестаковски, ответил мне тогда «диакон всея Руси». Продолжим. Заболевают священнослужители: Митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай) – управделами РПЦ МП Архиепископ Обуховский Иона (Черепанов) - наместник Свято-Троицкого Ионинского монастыря (Киев) Епископ Фома (Мосолов) – новый настоятель кафедрального Богоявленского собора в Елохово (Москва)

http://radonezh.ru/2020/05/06/pandemii-n...

Рассказывают – обращенные им к Богу астраханцы. Когда между архипастырем и паствой нет барьеров Игумен Павел (Полуков) , многие годы келейник владыки Ионы: – С владыкой Ионой я познакомился в 1990-х годах, когда стал прихожанином Покровского собора Астрахани и начал посещать занятия, организованные при храме для богословского образования мирян. От первой встречи и на протяжении всего нашего общения владыка всегда поражал постоянной радостью. Он всегда всем, что касалось его паствы, очень живо интересовался, во все вникал, сопереживал каждому. Митрополит Иона (Карпухин) Помнятся его богослужения – торжественные, красивые. И в то же время по его любви к людям – такие простые, располагающие к совместной молитве каждого, даже если ты еще не сильно разбираешься в литургической традиции. Сам владыка Иона был замечательным литургистом, не одно десятилетие преподавал Литургику в Московских духовных школах. Служил он всегда проникновенно и осмысленно, так что суть происходящего каким-то таинственным образом приоткрывалась и тем, кто буквально только переступил порог храма, – так люди и оставались. Его всегдашнее желание послужить, любовь к богослужению передавались многим. Владыка сыграл огромную роль в моей жизни. Меня так потянуло в Церковь, что на волне моего неофитства я даже собирался бросить Медакадемию, в которой я тогда учился, и срочно ехать поступать в семинарию, чтобы вот так же служить Господу. Видя мое горение, меня даже близкие поддержали. И вот я отправился к владыке, чтобы сообщить ему это решение и заручиться благословением… Но он вовсе не обрадовался. Я встретил его во дворе Покровского собора. Владыка, как всегда, общался с людьми. Меня он знал по имени – до пострига меня звали Андрей, – помнил, что я студент-медик. – Что ты ждешь? Стоишь у ворот, как мытарь… – поворачивается ко мне владыка, который всегда был очень ласков, приветлив. Тут я и объявил, что оставляю Медакадемию, чтобы ехать поступать в семинарию, вот только характеристика нужна, благословение архиерейское… Он тут же изменился в лице, сказал, что много лет преподавал и не считает, что нужно бросать образование, которое уже получаешь: его надо закончить. Это было очень важное вразумление от владыки, во многом определившее дальнейший ход моей жизни.

http://pravoslavie.ru/130887.html

Долгим был путь возрождения Князь-Владимирского храма. Ещё Святейшим Патриархом Алексием II при посещении им в октябре 1992 года г. Астрахани было высказано горячее пожелание о возвращении храма Православной Церкви. Руководство Астраханской епархии вело долгие и трудные переговоры с городской администрацией. Но всё упиралось в невозможность быстрого переноса размещавшегося в храме автовокзала. Первые сдвиги в этом деле наметились в канун намечавшегося 440-летнего юбилея города Астрахани. 17 апреля 1997 года городской Совет поддержал инициативу своего депутата Б.И. Борисенко, согласившись с его предложением о восстановлении храма во имя Святого князя Владимира. Следствием этого стало создание Фонда реставрации собора Святого князя Владимира, который и был утверждён постановлением мэра г. Астрахани И.А. Безрукавникова от 19 декабря 1997 года. 29 января 1998 года постановлением Главы Администрации Астраханской области А.П. Гужвина была создана комиссия по воссозданию памятника истории и культуры – ансамбля церкви во имя Святого Равноапостольного князя Владимира. Председателем комиссии стал сам астраханский губернатор А.П. Гужвин, а его сопредседателем – Преосвящённый Иона (Карпухин), епископ Астраханский и Енотаевский. 24 февраля созданная комиссия, теперь уже на губернском уровне, приняла окончательное решение о восстановлении Князь-Владимирского храма и о переносе автовокзала, который было решено временно разместить в старом здании железнодорожного вокзала. Преосвященнейший епископ Иона 28 июля 1998 года благословил провести крестный ход от стен Иоанно-Златоустовской церкви к стенам Князь-Владимирского храма. Это было знаменательное событие – так как в его основе было воспоминание о том крестном ходе, который состоялся 110 лет назад, когда от Иоанно–Златоустовской церкви торжественная церковная процессия отправилась к берегу Приволжского затона, чтобы освятить место для будущего храма. Снова соединялась связь времён – и участники восстановления Князь-Владимирского храма обращались за молитвенной поддержкой к его строителям. Под сводами храма, после долгих лет запустения, снова зазвучали слова молитвенных песнопений, и все собравшиеся здесь радовались светлой духовной радостью, переполнявшей их сердца. Одно только омрачало это духовное торжество – в храме по-прежнему располагался автовокзал, который жил своей повседневной жизнью, превращая храм в то, что некогда, в октябре 1992 года Святейший Патриарх Алексий назвал «мерзостью запустения».

http://sobory.ru/article/?object=02861

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево (Крестовоздвиженская церковь, Воздвиженская церковь) — православный храм в усадьбе Алтуфьево, комплексе памятников усадебной архитектуры XVIII—XIX веков. Располагается на севере Москвы, в районе Лианозово, непосредственно к юго-западу от пересечения МКАД и Алтуфьевского шоссе, в парке площадью 10,3 га на берегу Алтуфьевского пруда. Относится к Сергеевскому благочинию Московской городской епархии. Почетный настоятель храма — владыка Иона, архиепископ Астраханский и Енотаевский (Карпухин Юрий Алексеевич). При храме действует воскресная школа (с 1991 года), а также молодёжный Центр православной культуры «Моё Отечество». Содержание История [ править править код ] Первая церковь в селе Алтуфьеве, на реке Самотышке, известна с 1564 года, в 1687 году упоминается уже каменный храм. Новая церковь была сооружена на средства И. И. Вельяминова в 1760—1763 гг., так как существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…». В конце XVIII в. церковь была перестроена (внутри устроен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Сооружена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест датировались XIX веком. Во время Отечественной войны 1812 года имение было разорено, церковь разграблена: «Ограблено неприятелем часть церковной утвари и ризницы, свечи, денег на 15 рублей…» Храм оставался действующим (за исключением небольшого перерыва в 1941 году). В 1960 году Алтуфьево вошло в черту Москвы, и здесь началось массовое жилое строительство. Храм дворянской усадьбы мог вместить лишь малую долю своих новых прихожан. Поскольку об открытии храмов в Москве до 1988 года не могло быть и речи, первоначально удалось добиться разрешения пристроить к храму деревянную паперть. В начале перестройки, в 1986 году, приход получил возможность вместо деревянной паперти пристроить к храму с запада относительно большой каменный объём. Это в известной степени решало проблему тесноты, но сильно искажало исторический облик редкого памятника архитектуры середины XVIII века.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воздвижен...

255. Иванов В., прот. Становление богословской мысли в Московской Духовной академии (1814–1870 гг.)//БТ. Юбилейный сборник 1986. С. 113–147. 256. Иванов В., прот. К истории изучения церковного искусства в Московской духовной академии: иеромонах Симеон Полоцкий и русская иконопись половины XVII века. 30, 3 с. (Машинопись). 257. Иванов М.С. Академическое богословие (исторический обзор) (к 300-летию Московской Духовной академии)//ЖМП 1986. С. 59–70. 258. Иванов М.С. Академический устав 1949 года//БВ 2. 1998. С. 19–41. 259. Ивлев В.Ю. Основные предпосылки формирования логики в России как философской дисциплины в рамках традиций Киево-Могилянской и Московской Славяно-греко-латинской академий: от «Логоса» к «логике». М.: Когито-Центр, 2000. (По теме исследования защищена докторская работа: Оформление логического инструментария в истории русской философии XVII–haч. XVIII вв.: Дисс. доктора филос. наук. М., 2000. 260. Из хозяйственной истории «Богословского вестника» за 25 лет: С диаграммой//БВ 1916. С. 616–621 (2-я пагин.). 261. Извеков И., свящ. Труды проф. МДА А.Ф. Лаврова-Платонова, как члена комитета по вопросу о реформе духовного суда. М., 1896. 48 с. 262. Иларион (Алфеев) , иером. Православное богословие на рубеже столетий. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999. 426 с. 263. Иларион (Троицкий) , архим. Покровский академический храм к началу второго столетия академии//БВ 1914. 10/11. С. 725–732 (1-я пагин.). 264. Иона (Карпухин), игум. Ректор Софийской духовной академии в гостях у Московских духовных школ//ЖМП 1972. С. 17–18. 265. Казанский П.С. О соединении духовных академий с университетами//ПрибТСО 25. 1855. Кн. 1. С. 71–102 (1-я пагин.). 266. Калугин С., Стручалин В. Освящение обновленного корпуса//ЖМП 1990. С. 35. 267. Каптерев Η.Ф. О греко-латинских школах в Москве в XVII веке до открытия Славяно-греко-латинской академии: [Речь, произнесенная на публичном акте Московской духовной академии 1 октября 1889 года экстраординарным профессором Н. Каптеревым ]//ПрибТСО 44. 1889. Кн. 4. С. 588–679 (1-я пагин.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Однако когда в развлекательных заведениях Москвы стали вводиться QR-koды, представители Московского патриархата тут же выступили против подобных новшеств для церквей. «QR-koды – вещь для храмов абсолютно неприемлемая и неприменимая. Я не вижу для этого ни смысла, ни основания. Что касается богослужений, то сегодня в церкви максимально соблюдаются все предосторожности. Мы рассчитываем, что храмы будут оставаться открытыми для прихожан весь этот период», – заверил в интервью ТАСС 7 декабря председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. В Московском патриархате пообещали в преддверии Рождества «навести дисциплину» в храмах. В РПЦ неоднократно подчеркивали, что предприняли «беспрецедентные» меры профилактики коронавирусной инфекции. «Мы заботимся о том, чтобы за богослужением люди стояли в масках, по возможности соблюдали социальную дистанцию. Мы также призываем прихожан старше 65 лет по возможности воздерживаться от посещения храмов. Мы организовали прямую трансляцию богослужений для тех, кто не может прийти на службу. Делаем все возможное для того, чтобы минимизировать риски, включая те гигиенические и противоэпидемические меры, которые принимаются при причастии: после каждого причастника лжица либо протирается проспиртованным платом, либо опускается в спиртовой раствор, а затем в горячую воду; запивка после причастия подается в одноразовых стаканчиках», – уверял митрополит Иларион. При этом ширится список погибших от «вредоносного поветрия» клириков. На заседании Синода, которое прошло 8 декабря в удаленном формате, находящийся третий месяц на самоизоляции патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил: «Большое количество наших собратьев, около 100 человек, погибли от этой болезни». Среди жертв как минимум пять иерархов. Это митрополиты Иов (Тывонюк), Феофан (Ашурков), Иона (Карпухин), Варнава (Кедров), Исидор (Кириченко). Некоторые эксперты полагают, что объявленные цифры занижены. Еще в конце лета в официозе «Журнал Московской патриархии» был опубликован список «почивших в период пандемии», который насчитывал 100 имен. Однако на оппозиционном Московскому патриархату ресурсе к октябрю синодик (поминальная молитва) скончавшихся от коронавирусной инфекции клириков и монашествующих РПЦ включал как минимум 120 имен. В последующем, с начала октября, согласно официальным данным, от инфекции умерли еще более 50 священнослужителей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Храм святого мученика Трифона в Напрудном (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь мученика Трифона в Напрудном — православный храм Сретенского благочиния Московской городской епархии, один из самых древнейших в Москве. Его постройку относят к 1492 году. Народное предание гласит, что храм был построен на месте чуда - явления святого мученика Трифона у большого пруда близ села Напрудное. Храм приписан к церкви Знамения иконы Божией Матери в Переяславской слободе . Содержание История [ править править код ] В начале XIX века к западу от церкви Трифона были возведены колокольня и трапезная, в 1825 году к церкви был пристроен южный Никольский придел, в 1861 году — северный Филаретовский придел, в 1889-1895 годах с запада была пристроена ещё одна колокольня, а на месте старой трапезной по проекту архитектора Г. А. Кайзера была возведена новая трапезная-храм с куполом и двумя приделами (также Никольским и Филаретовским). В 1812 митрополит Черногории передал царю Александру I часть мощей Святого Трифона, которые были помещены в храмовую икону церкви Трифона в Напрудном (ныне она находится в Знаменской церкви в Переяславской слободе). В феврале 1925 года, незадолго до своей кончины, Литургию в храме служил Святейший Патриарх Тихон. Храм был закрыт в начале 1930х годов, на три четверти взорван в 1932 году. Сохранилась только наиболее древняя часть храма, относящаяся в концу XV века. Фреска со стены поступила в 1934 году в Третьяковскую галерею. Чудотворный образ мученика Трифона был перенесен в Знаменский храм. И народная молва сразу же переименовала Знаменский храм в Трифоновский. В Знаменский храм был перенесен также и храмовой образ Филарета Милостивого. В 1947—1948 годах церковь была отреставрирована архитектором Л. А. Давидом, что сохранило ее от полного разрушения. В начале 1990-х годов Трифоновский храм принадлежал больнице МОНИКИ. В нем находился хозяйственный склад. Отец Феодор получил благословение священноначалия на присоединение этого старинного храма в качестве приписного. Администрация больницы резко возражала против передачи храма Церкви. Однако, Господь устроил так, что руководство больницы сменилось, и новое начальство не стало чинить препятствий, а передало храм с прилегающей территорией Знаменскому приходу. «Согласительный документ» с директором МОНИКИ был подписан 19 августа 1991 года, в праздник Преображения Господня. Возрождение древнего Трифоновского храма началось в год его 500-летия — в 1992 году. 28 сентября 1992 года торжественный крестный ход вышел из ворот Знаменского храма, пересек проспект Мира, прошел по Трифоновской улице до Трифоновского храма. Малое освящение храма совершил архимандрит Иона (Карпухин), в то время благочинный Северного округа, ныне Архиепископ Астраханский. 3 октября 1992 года в храме была совершена первая Божественная Литургия и начались регулярные богослужения по субботам и воскресеньям. Однако из-за отсутствия отопления они прекращались на зимнее время.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_м...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010