Главной причиной недовольства короля в отношении Борзобогатого-Красенского было нежелание шляхтича возвращать долги королевской казне и сопротивление, которое он оказывал при изъятии его имений в счет уплаты долгов (напр., в 1565 при отчуждении в пользу короля с. Забороль в Луцком повете). Не позднее 29 июня 1565 г., после смерти еп. Иосифа (Красенского), Борзобогатый-Красенский был лишен Владимирской кафедры, на к-рую получил назначение еп. Феодосий (Лазовский). Борзобогатый-Красенский в июне 1565 г. на Петроковском сейме обязался уплатить Феодосию 1 тыс. злотых, если тот откажется от Владимирской епископии. Борзобогатый-Красенский не заплатил, и 15 сент. 1565 г. еп. Феодосий, имевший охранную грамоту короля, во главе вооруженного отряда взял штурмом епископский замок во Владимире, в котором находился сын Борзобогатого-Красенского Василий с отрядом вооруженных слуг, оказавший ожесточенное сопротивление. 21 окт. 1565 г. королевский дворянин Иван Богухвал сообщал, что потребовал, чтобы Феодосий отправился во Владимир на королевский суд по делу о насильственном овладении Владимирской епископией, но тот отказался. 26 нояб. того же года королевский дворянин Бенедикт Протасевич передал Феодосию королевский приказ не препятствовать ему в описании земельных владений Владимирской епископии, на что получил согласие архиерея (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2039. К., 1885. С. 24). Тогда же Владимирская епархия была закреплена за Феодосием, а попытки Борзобогатого-Красенского оспорить решение в суде оказались безрезультатными. При этом Борзобогатый-Красенский удержал за собой ряд имений Владимирской кафедры (в частности, мест. Квасов во Владимирском повете, мест. Городок и др.), к-рые оказались записаны либо на него, либо на его ближайших родственников, на что позже жаловался еп. Феодосий. В 1565-1566 гг. Борзобогатый-Красенский упоминался в документах как луцкий войт. Должности луцкого ключника и городничего он уступил Александру Жоравницкому, а должность луцкого мостовничего - племяннику Ивану Олехновичу. В эти годы шляхтичу удалось избежать возврата части долгов, после того как грамотой короля от 30 мая 1569 г. принадлежавшие Борзобогатому-Красенскому мест. Красное и др. имения были переданы его сыновьям Василию и Петру (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2051. К., 1907. С. 127).

http://pravenc.ru/text/578298.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович, ок. 1505 - между 21.03 и 17.09.1585, Луцк), еп. Луцкий и Острожский (Западнорусская митрополия) . Из знатного волынского рода, принадлежавшего к польской шляхте и имевшего герб «Ielita» ( Niesiecki K. Herbarz Polski. Lipsk, 1839. T. 2. S. 257). Был женат, имел 2 сыновей и 2 дочерей, рано овдовел. По данным книг Холмского гродского суда, в 50-х гг. XVI в. Борзобогатый-Красенский занимался торговлей в г. Красноставе в Холмском старостве. В наиболее ранних сохранившихся книгах Луцкого гродского суда Борзобогатый-Красенский упоминается с 1560 г. как войт луцкий, в 1561-1562 гг.- также в качестве луцкого ключника, мостовничего и городничего. В 1560 г. шляхтич со слугами напал на Луцкий замок, при этом заключил в тюрьму воротного замка Ю. Хормаза и велел отрубить ему обе руки. В этом деле, к-рое неоднократно прекращали и возобновляли, Борзобогатый-Красенский несколько раз выступал на суде в качестве ответчика. Будучи луцким войтом и городничим, Борзобогатый-Красенский занимался незаконными поборами. В 1562 г. он задержал в Луцке на неск. дней посольство, в к-рое входили архидиак. Геннадий и купец В. Поздняков, отправленное царем Иоанном IV Васильевичем на Синай и в Иерусалим с милостыней, под предлогом неуплаты мыта, несмотря на имевшуюся у послов королевскую охранную грамоту. Борзобогатый-Красенский был подвергнут строгому взысканию со стороны короля (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2035. К., 1883. С. 11). Мн. исследователи ошибочно отождествляли Борзобогатого-Красенского с его племянником Иваном Олехновичем Борзобогатым-Красенским, к-рый до сер. 60-х гг. XVI в. занимал должность цельника (сборщика торговых пошлин) Волынской земли, затем был луцким мостовничим. Дядя и племянник совместно владели рядом имений. Против них было возбуждено судебное дело по поводу неуплаты в королевскую казну мытных и др. налогов за неск. лет. В 1562 г. суд постановил отнять у ответчиков в пользу короля 4 имения, находившихся в их совместном владении (мест. Радомысль, села Суховоля, Галичаны и Зборышев).

http://pravenc.ru/text/578298.html

Все четыре православных митрополита, при которых происходила эта борьба, нимало не соответствовали потребностям времени. Сильвестр Белькевич, прямо из мирянина митрополит, человек едва грамотный, даже не в состоянии был, если бы и хотел, действовать словом истины, наставлять и вразумлять вверенных его пастырскому водительству, охранять и защищать их от нападений врагов. Иона Протасевич показал себя пастырем ревностным и попечительным, но и его заботы не простирались далее материальных нужд Церкви и охранения ее прав, имущественных и судебных. Илья Куча, также из мирян прямо митрополит, появился на своей кафедре на самое короткое время и потом навсегда сокрылся, не оставив по себе никакого следа. Последний митрополит, Онисифор Девочка, был ниже даже этих своих предместников и своею невнимательностию к долгу и допускаемыми злоупотреблениями возбуждал ропот и жалобы в самих своих пасомых. Из числа прочих тогдашних архиереев в западнорусских епархиях мы не можем указать ни одного, который бы засвидетельствовал о себе своею ревностию о вере и вообще о высших интересах православной Церкви. Напротив, в этот именно несчастный для Литовской митрополии период и процветали в ней целые десятки лет такие иерархи, как Феодосий Лозовский и Иван, или Иона, Борзобогатый-Красенский,— иерархи, какие возможны были только в Западнорусском крае под владычеством Польши и каких даже там в прежние времена не бывало. В этот же период начали свою деятельность и довольно проявили себя и два другие владыки, разве немного уступавшие только что названным, Кирилл Терлецкий и Гедеон Балабан, хотя во всем свете они показали себя уже впоследствии. Первою заботою всех тогдашних владык была забота о собственных выгодах, из-за которых единственно они и домогались архиерейских кафедр, наделенных церковными имениями, и за которыми гонялись потом всю жизнь, добывая себе новые и новые имения, выпрашивая у короля в свое управление новые монастыри и доводя эти монастыри до крайнего разорения, хотя имения владык, особенно Владимирского, Луцкого и Полоцкого, были и без того очень не скудны . Самое коренное зло для высшей западнорусской иерархии и всей Церкви состояло в том, что короли-латиняне раздавали в ней архиерейские кафедры по своему произволу и часто одну и ту же кафедру отдавали двум-трем лицам, вследствие чего возникали между последними препирательства, тяжбы, взаимные насилия, нередко кровопролития к соблазну для православных, к глумлению для иноверцев. Но никогда это зло не достигало до такой высокой степени, до какой достигло при Сигизмунде Августе и Стефане Батории.

http://sedmitza.ru/lib/text/436062/

В этих случаях вражда соуправителей, точнее совладетелей, не ограничивалась письменными жалобами и просьбами к королю, но обращалась в настоящую войну, сопровождаясь штурмом епископских замков и соборных церквей 914 . Впрочем, можно было торговать епархиями, как собственностью, пожалованной королем 915 или королевой. Дело в том, что и королева получила право подаванья. Бонна в 1552 году называла своим подаванием Пинское и Туровское владычество и отдала его «за ласки» лещинскому архимандриту Макарию 916 . Понятно, что при таком порядке на архиерейских кафедрах могли являться не святители, а сквернители. Не достоинство избираемого, но деньги, военные и гражданския заслуги, подкупы стояли на первом месте при замещении свободной кафедры. И епископы – герои, вместо того чтобы управлять своей паствой, воевали. Высшая иерархия, переполненная шляхтичами иногда знатных фамилий, не забывала старых привычек к разгульной и буйной жизни. Кирилл Терлецкий, епископ луцкий, нападал на соседей с вооруженными слугами. Королевским поставленникам не страшна была власть митрополита, равно их власть не страшна была подчиненным священникам. Народ, забытый и забитый своими пастырями, не имел поддержки в своих верованиях и нравственной жизни. Владыки, враждовавшие между собой и разорявшие монастыри, могли только отталкивать православных от православия. Не призванные святители или сквернители выпрашивая себе «духовный хлеб», т. е. епархию, хлопотали больше о материальном хлебе, и православная паства в их епархиях переживала тяжелые времена. Епархиальное управление разрушалось в конец. Когда особенно нужны были радетели православия, западнорусские епархии находились в руках недостойных людей. Владимирской епархией тогда владел пресловутый Феодосий Лозовский, Луцкой епархией – знаменитый Иона Борзобогатый-Красенский, которому наследовал Кирилл Терлецкий, Пинская кафедра отдана женатому Леонтию Зиновьевич-Пельчицкому за «добрые, верные и цнотливые заслуги королю». Перемышльскую епархию взял в свою власть пан староста и распоряжался её церковными имениями, как угодно, отдав владычество негодному нареченному епископу тиуну Стефану Брылинскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В авг. 1568 г. Борзобогатый-Красенский впервые упоминается как нареченный епископ Пинский и Туровский. В сент. 1568 г. он вел на землях епархии торговлю, занимаясь сплавом леса по рекам Полесья. В дек. 1568 г., после смерти Луцкого еп. Марка (Жоравницкого), родственника Борзобогатого-Красенского (дочь Борзобогатого-Красенского Анна была замужем за сыном Жоравницкого), стала вакантной Луцкая кафедра. С сер. дек. 1568 по апр. 1569 г. Луцкой епархией в качестве нареченного епископа временно управлял луцкий подстароста Андрей Русин-Берестецкий, хлопотавший перед королем и «панами-радой» о предоставлении ему Луцкой епископии и Жидичинской архимандритии в постоянное управление (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2039. К., 1885. С. 24). Однако король выбрал Борзобогатого-Красенского, к-рый с 1 мая 1569 г. упоминается в документах как нареченный епископ Луцкий и Острожский. Андрею Русину-Берестецкому тогда же пожаловали вакантное Пинское епископство, к-рое считалось менее почетным. Незадолго до назначения Борзобогатого-Красенского на Луцкую кафедру, в 1569 г., скончался его родственник, архим. Жидичинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря Иона (Илья Борзобогатый-Красенский); после его смерти часть оставшегося имущества разграбили местные шляхтичи. Нареченный Луцкий епископ инициировал судебное расследование хищения, в которое вмешался попечитель обители кн. Роман Сангушко (Володимирський гродський суд. К., 2002. С. 151). Борзобогатый-Красенский добился того, что кор. Сигизмунд II привилеем от 26 дек. 1569 г. «за различные заслуги» передал ему Жидичинский монастырь в пожизненное владение и он стал нареченным архимандритом жидичинским (АЗР. 1848. Т. 3. С. 149-150, 47). За получение монастыря шляхтич отдал одно из монастырских имений литов. подканцлеру Остафию Воловичу. Поначалу Борзобогатый-Красенский управлял Луцкой кафедрой, не имея монашеского пострига и хиротонии, вслед. чего митр. Иона III (Протасович) принял против него чрезвычайные меры. Как сообщается в акте Луцкого гродского суда, в окт. 1570 г. слуга Киевского митрополита вручил нареченному Луцкому епископу «неблагословенный митрополичий лист», в к-ром Борзобогатый-Красенский порицался за то, что, оставаясь светским человеком, он владел имениями Луцкой епископии и Жидичинского мон-ря и отказывался прибыть к митрополиту для принятия посвящения в сан. Было издано окружное послание митр. Ионы с угрозой отлучения Борзобогатого-Красенского от Церкви. Ввиду конфликта последнего с митрополитом в 1570 - нач. 1571 г. Луцкой епархией управлял Солунский митр. Иона, посол К-польского патриарха, живший в мест. Корец.

http://pravenc.ru/text/578298.html

По-видимому, Борзобогатый-Красенский оказывал важные услуги кор. Сигизмунду II Августу (возможно, кредитовал пустую королевскую казну) и пользовался постоянным расположением правителя. Не позднее 7 янв. 1563 г. шляхтич получил экспектативу (гарантию на получение в будущем духовного сана) на Владимирско-Брестское еп-ство. За Борзобогатым-Красенским закреплялось управление епархией на время болезни правящего архиерея еп. Иосифа (Красенского), его дяди, фактически отошедшего от дел в 1561 г., с правом занять кафедру после смерти еп. Иосифа. По документам Луцкого гродского суда Борзобогатый-Красенский с 7 янв. 1563 г. титуловался «нареченным епископом Владимирским и Берестейским» и управлял всеми имениями епископии. При этом шляхтич по большей части жил в Луцке и занимал должность луцкого войта, во Владимире его представлял сын Василий в качестве «епископского наместника» (неверным является утверждение униат. митр. Льва Кишки о том, что Борзобогатый-Красенский был викарием (коадъютором) еп. Иосифа - Площанский. 1899. С. 163). Вероятно, деятельность Борзобогатого-Красенского во Владимирско-Брестской епархии вызывала недовольство короля и местной шляхты - старосты владимирского и воеводы киевского Константина Константиновича Острожского, подстаросты владимирского В. Гулевича и др., с которыми у Борзобогатого-Красенского были имущественные конфликты. Протесты против действий Борзобогатого-Красенского могли исходить и от духовенства, т. к. нареченный епископ раздавал церковные имения родственникам, распоряжаясь ими как частными владениями. В сент. 1564 г. он передал своей старшей дочери Маруше в качестве приданого по случаю ее свадьбы с В. Рогозинским принадлежавшие Владимирской епархии села Мосур и Ставки (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2039. К., 1885. С. 24). Ряд имений шляхтич отдал др. представителям рода Борзобогатых-Красенских, вслед. чего на него была подана жалоба в Виленский сейм (АЗР. 1848. Т. 3. С. 50-67, 13). Нареченный епископ грабил соседей по земельным владениям. В 1564 г. он отнял у кн. Михаила Еловича-Малинского местечко Велицк в Ковельском старостве, захватил родовое село кн. Якуба Войны-Тристенского Тристень в Луцком повете. В февр. 1564 г. слуги Борзобогатого-Красенского напали на обоз серадзского воеводы Альбрехта Лаского и отняли у него 900 бочек с поташем.

http://pravenc.ru/text/578298.html

Иона, нареченный епископ Луцкий (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович) Происходил из дворянского рода. Был войтом, ключником, городничим и мостовичим 5 города Луцка. Был женат, имел большое семейство. В период наибольшего расстройства православной иерархии в Западной России, когда польские короли раздавали привилегии на епископии и монастыри по своему усмотрению, считаясь не с церковными правилами, а видя в этом предоставлении лишь средства к получению доходов, получил привилегию на Волынское епископство в начале 1563 года и Иван Борзобогатый. Он управлял епархией, именуясь «нареченный» и не вступая в духовный сан. Управление его отличалось крайним произволом. Владимиро-Волынской епархии особенно не повезло – польский король по недоразумению после смерти епископа Иосифа (Борзобогатого, † 1565) поставил туда сразу двух епископов: Ивана Борзобогатого, сына почившего владыки, который получил привилегию еще в 1563 году, и бывшего Холмского епископа Феодосия Лазовского. В 1565 году привилегия на Владимиро-Волынскую епархию была передана Феодосию Лазовскому, который изгнал Ивана из Владимира-на-Волыни вооруженной силой. Борьба за епископию приобрела по-настоящему военный характер, с привлечением двух с половиной тысяч вооруженных конных и пеших людей и девяти пушек. В 1567 году Борзобогатый получил Луцкую епархию, оставаясь при этом светским паном. В 1571 году он принял монашество под именем Ионы по принуждению митрополита Киевского Ионы (Протасевича, † 1576). Бесчинство владыки проявлялось в своевольном использовании церковных ценностей, в раздаче имений, сел и замков, принадлежавших епархии и монастырям, своим детям и родственникам. Он обирал приходы, монастыри, иногда даже с привлечением вооруженных отрядов. В 1585 году, после неоднократных жалоб мирян на произвол в управлении епархией, подвергнут суду, приговорен к лишению имущества и изгнанию из отечества. Скончался в 1585 году до приведения приговора в исполнение. Литература: Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884, ч. 1. – С. 165, 174.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Король обещал митрополиту не давать духовных достоинств светским людям и отбирать у них эти достоинства через три месяца, если не согласятся принять духовного сана. Этого обещания король почти вовсе не исполнял. Знаем только, что он отнял виленский Троицкий монастырь у пана Федора Белькевича именно за его несогласие принять духовный сан и пожаловал (15 февраля 1569 г.) самому митрополиту Ионе во внимание к его вполне ревностному пастырскому служению . Но с другой стороны, знаем, что еще в 1568 г. король дал Пинскую и Туровскую епархию пану Андрею Русину-Берестецкому, который и правил ею до самой своей кончины, около половины 1572 г., оставаясь светским паном и нося имя нареченного владыки Пинского и Туровского . Знаем также, что у пана Ивана Борзобогатого-Красенского, который еще с 1567 г. занимал кафедру Луцкую и Острожскую, король не только не отнимал епархии, но, кроме того, пожаловал ему (26 декабря 1569 г.) в пожизненное владение ради его верных заслуг господарю и Речи Посполитой с молодых лет Жидичинский монастырь со всеми селами, фольварками, дворами и доходами. Митрополиту оставалось действовать против этого пана только своими духовными мерами. Несколько раз первосвятитель напоминал ему и убеждал его принять епископский сан, но Красенский не обращал на то никакого внимания. Наконец в октябре 1570 г. митрополит послал пану свою «неблагословенную грамоту», изобразив в ней подробно его непослушание Церкви и высшей церковной власти, и вместе с тем объявил своим окружным посланием всем князьям, боярам и обывателям земли Волынской и всему духовенству Луцкой и Острожской епархий, что нареченного владыку Луцкого и Острожского, пана Ивана Борзобогатого, он, митрополит, «не благословил» . После этого только Красенский увидел необходимость согласиться на принятие духовного сана и был посвящен (1571) во епископа, под именем Ионы . Король указал митрополиту требовать судебным порядком от виленских граждан взятые ими документы на имения митрополии. Но видно, этим путем митрополит ничего не мог добиться и потому продолжал утруждать короля своими просьбами, объясняя, что сами городские власти Вильны, войт, бурмистры и все радцы, забрали те документы еще при покойном митрополите Сильвестре своевольно и без всякого права и с тех пор распоряжаются ими как хотят, требуют митрополитских людей, живущих в Вильне на церковной земле, в свою ратушу, судят их, берут с них оброки и, несмотря на многократные напоминания, не соглашаются возвратить митрополии ее документы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436056/

В сер.- 2-й пол. XVI в. в условиях Ливонской войны власть все чаще стала раздавать епископские кафедры светским людям как компенсацию за услуги. Иона (Борзобогатый-Красенский) занимал видные должности в финансовом аппарате монархии и, по-видимому, получал привилеи на ряд правосл. кафедр (в т. ч. Луцкую), не принимая монашества, в благодарность за кредитование королевской казны. Светским человеком был и его предшественник Марк (Жаровницкий), также в течение нескольких лет не принимавший сана. Еп. Иона известен своими неблаговидными поступками. Откладывая священническую и архиерейскую хиротонии, он долгое время титуловался «нареченным епископом», в 1570 г. митр. Киевский и Галицкий Иона грозил ему отлучением. Еп. Иона был озабочен собственным обогащением, разорял владения кафедры, церквей и мон-рей, не платил налоги, прибегал к разбою. В апр. 1583 г., накануне Пасхи, епископ запечатал луцкие церкви, священники к-рых жаловались на него в суд. В 1585 г. Иона был приговорен королем к «банниции» (изгнанию), от исполнения приговора его спасла смерть. Многочисленными были имущественные конфликты Луцких епископов Марка (Жоравницкого) и Ионы (Борзобогатого-Красенского) с кн. Константином Констаниновичем Острожским. В 1566 г. волынская шляхта добивалась у короля, чтобы кафедры Владимирская и Луцкая и Жидичинская архимандрития давались только тем, о которых будет просить «все поспольство земли Волынское», т. к. «люди простыи и неучоные... хлебы духовные... убожат и нищат». Ряд исследователей считают, что сведения о пожаловании Луцко-Острожской кафедре имений - сел Рожище и Теремное (ныне в черте Луцка), содержащиеся в поддельном «Привилее» литовского кн. Любарта (имеет дату 8 дек. 1322), тем не менее отражают факты XIV в. И. Мыцко предполагает, что в XIV в. кафедра могла получить в дар 3 села: Рожище, Теремное и Сядмарки (ныне Семаки Луцкого р-на). «Привилей» Любарта впервые упоминается в перечне церковного имущества, похищенного из луцкого собора родственниками Луцкого еп. Ионы (Борзобогатого-Красенского) после его смерти летом 1585 г. (Смысл фальсификата заключается в том, что указанные в «Привилее» владения, отобранные у Луцкой кафедры кн. Константином Константиновичем Острожским на том основании, что имения были подарены Церкви его предками, были якобы пожалованы епархии Любартом.) Королевский привилей на Луцкую кафедру в XVI в. запрещал представителю власти - луцкому старосте «вступаться... в именья, и в уплаты, и вси пожитки церковные», король обещал епископа не «рушити» с кафедры «и никому тое епискупьи под ним давати до его живота» (привилей Феодосию (Феодору) (Гулевичу) 1541 г.).

http://pravenc.ru/text/2110930.html

все семь приходских церквей в самом Луцке, предоставляя священникам служить только в соборе. А сын Борзобогатого, Василий, и его дети, Константин и Василий, грабили архиерейские имения и церкви. Из замка Жабче взяли пять пушек и множество другого оружия и частию раздарили, а более – перевезли в свое имение. В селе Рожищах совершенно опустошили церковь , забравши из нее и книги, и образа, и колокол, и все прочие вещи. В монастыре Дубищеком разогнали монахов, взяли из церкви несколько книг и два больших колокола, разобрали деревянные кельи, перевезли дерево в свое имение и там пожгли на уголья, а из монастырского железного клепала велели наковать топоров. Всего же более Иона показал себя в своих действиях и сопротивлениях самому королю Стефану Баторию как архимандрит Жидичинского монастыря. Получив этот монастырь еще от Сигизмунда Августа в пожизненное управление, Иона расточал его казну, разорял имения и отчуждал их то меною, то другими способами и довел монастырь до великого обнищания. Стефан Баторий приказал князю К. Острожскому отобрать Жидичинский монастырь от Ионы Борзобогатого и отдать в управление греку Феофану, епископу Меглинскому (28 мая 1580 г.). И так как Иона не хотел повиноваться, ссылаясь на грамоту Сигизмунда Августа, то князь Острожский с толпою слуг и татар насильно овладел монастырем и его имениями и выгнал из монастыря Иону (30 июня). Последний принес на князя жалобу в луцкий городский суд за насилие, но суд, имея в виду, что князь исполнял только волю короля, признал дело подлежащим суду самого короля (августа 1). Тогда Иона и сын его Василий Красенский начали делать всякие неправды и притеснения епископу Меглинскому Феофану, стараясь вытеснить его из монастыря. Феофан пожаловался королю, и король поручил Жидичинский монастырь в опеку и оборону князю К. К. Острожскому, чтобы он всячески оберегал монастырь от притязаний и нападений епископа Ионы (5 декабря). Иона, однако ж, не унимался и продолжал свои происки. Король счел нужным выдать Феофану Меглинскому новую подтвердительную свою грамоту на Жидичинский монастырь (23 ноября 1582 г.), а Ионе приказал дать отчет в управлении этим монастырем каштеляну земли Волынской Михаилу Мышке и старосте луцкому Александру Пронскому, назначенному теперь опекуном Жидичинского монастыря (18 февраля 1583 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005