Король обещал митрополиту не давать духовных достоинств светским людям и отбирать у них эти достоинства через три месяца, если не согласятся принять духовного сана. Этого обещания король почти вовсе не исполнял. Знаем только, что он отнял виленский Троицкий монастырь у пана Федора Белькевича именно за его несогласие принять духовный сан и пожаловал (15 февраля 1569 г.) самому митрополиту Ионе во внимание к его вполне ревностному пастырскому служению . Но с другой стороны, знаем, что еще в 1568 г. король дал Пинскую и Туровскую епархию пану Андрею Русину-Берестецкому, который и правил ею до самой своей кончины, около половины 1572 г., оставаясь светским паном и нося имя нареченного владыки Пинского и Туровского . Знаем также, что у пана Ивана Борзобогатого-Красенского, который еще с 1567 г. занимал кафедру Луцкую и Острожскую, король не только не отнимал епархии, но, кроме того, пожаловал ему (26 декабря 1569 г.) в пожизненное владение ради его верных заслуг господарю и Речи Посполитой с молодых лет Жидичинский монастырь со всеми селами, фольварками, дворами и доходами. Митрополиту оставалось действовать против этого пана только своими духовными мерами. Несколько раз первосвятитель напоминал ему и убеждал его принять епископский сан, но Красенский не обращал на то никакого внимания. Наконец в октябре 1570 г. митрополит послал пану свою «неблагословенную грамоту», изобразив в ней подробно его непослушание Церкви и высшей церковной власти, и вместе с тем объявил своим окружным посланием всем князьям, боярам и обывателям земли Волынской и всему духовенству Луцкой и Острожской епархий, что нареченного владыку Луцкого и Острожского, пана Ивана Борзобогатого, он, митрополит, «не благословил» . После этого только Красенский увидел необходимость согласиться на принятие духовного сана и был посвящен (1571) во епископа, под именем Ионы . Король указал митрополиту требовать судебным порядком от виленских граждан взятые ими документы на имения митрополии. Но видно, этим путем митрополит ничего не мог добиться и потому продолжал утруждать короля своими просьбами, объясняя, что сами городские власти Вильны, войт, бурмистры и все радцы, забрали те документы еще при покойном митрополите Сильвестре своевольно и без всякого права и с тех пор распоряжаются ими как хотят, требуют митрополитских людей, живущих в Вильне на церковной земле, в свою ратушу, судят их, берут с них оброки и, несмотря на многократные напоминания, не соглашаются возвратить митрополии ее документы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436056/

2. 201). Полоцкий архипастырь, называясь архиепископом, не раз имел спор с владимирским о первенстве (Акт. Зап. Р. Т. 2. 68. 212.). По южным Акт. черниговские епископы (опущенные в Ист. Иер.) «первый Владыка Бринский Нектарий» и «нареченный» Иона, 1499 г. Акт. Зап. Рос. 1. 4. 168. В 1465 г. Черниговский Еп. Евфимий убежал в Москву. Карамз. 6. пр. 629. 22 Св. Иона в 1451 г. напоминал королю обещание его присоединить к общей митрополии Церкви Галичской митрополии (Акт. Эксп. 1, 80. Акт. Зап. Р. Т. 2; 4. 141. 182. 185. 193, 197. Suppl. ad hist. docum. p. 138 и 142). Православные галичане (Акт. Зап. Рос. Т. 2. 196. 201. 205. Suppl. ad hist. docum. p. 143–146.) в своей просьбе 1539 г. пишут: «маем то в хрониках, ож чому есть двесте лет и один рок ... як владыка на Галиче был». Выше говорят: «на том стольце галицком учинено есть арцыбыскупство латинское при кор. Ягайле». Известно, что в 1371 г. посвящен был православный галицкий митрополит Антоний, по просьбе короля (Период монгольский § 25.). По словам галичан, основание арцыбыскупства надобно отнесть к 1414 г., что согласно и с другими памятниками (Период монгол. Стр. 69. 124.). Привилегия короля: «сему Владыце Макарию отдаем в ведение всех священников и их церкви, собрании и монастыри в землях русских и подольских; в уездах: Галицком, Львовском, Каменецком, Смятинском, Теренбольском, т.е., церковь Галицкую митрополитскую, в которой некогда начальствовал их архиепископ-митрополит, называемую ныне Крилосом, также монастырь Уневский, основанный при предшественниках наших в честь Успения Пресв. Девы Марии» (Suppl. р. 143 слч. Ак. Зап. Рос. Т. 3. 14. 15. 37.). О Холме и Перемышле выше пр. 21. Ист. Ак. 1. 472. 489. Ист. Иер. 1. 413. 425. Перемышльские епископы: Исаия 1421–29, Лаврентий 1535 г., Арсений 1540 г. (Ак. Зап. Рос. Т. 2. 29. 81. 165. 201.). Холмские епископы: Иона 1540 г., Феодосий до 1566 г., Леонтий Пеньковский до июля 1585 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 2. 201. Т. 3. 54. 156. пр. 73.). 23 Супрасль. л. 139, 140. Владимирские епископы: Вассиан 2 упом. 1511, 1512 г., Иона 1523 г. Пафнутий 1525–1526 гг., Геннадий 1540 г., Иона-Иоанн Борзобогатый Красенский 1548–1565 гг., Феодосий с 1566 г., а до того времени Холмский епископ, известный по грамоте 1572 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 4. 68. 78. 82. 124. 146. 201. 212. Т. 8. 13. 54. пр. 13.); Луцкие епископы после Дионисия – Алексий 1420 г., Мартиниан 1460 г., Кирилл 1503 г., Пафнутий до 1527 г., Макарий с 24 апр. 1528 г., Арсений 1540 г., Феодосий 1548 г., Иоасаф 1558–1565 гг., Иона Борзобогатый с 1566 г., Кирилл Тарлецкий с июля 1566 г. (Акт. Зап. Р.. Т. 2. 146. 151. 201, Т. 3. 7. 47. 156. 160 пр. 7.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В сер.- 2-й пол. XVI в. в условиях Ливонской войны власть все чаще стала раздавать епископские кафедры светским людям как компенсацию за услуги. Иона (Борзобогатый-Красенский) занимал видные должности в финансовом аппарате монархии и, по-видимому, получал привилеи на ряд правосл. кафедр (в т. ч. Луцкую), не принимая монашества, в благодарность за кредитование королевской казны. Светским человеком был и его предшественник Марк (Жаровницкий), также в течение нескольких лет не принимавший сана. Еп. Иона известен своими неблаговидными поступками. Откладывая священническую и архиерейскую хиротонии, он долгое время титуловался «нареченным епископом», в 1570 г. митр. Киевский и Галицкий Иона грозил ему отлучением. Еп. Иона был озабочен собственным обогащением, разорял владения кафедры, церквей и мон-рей, не платил налоги, прибегал к разбою. В апр. 1583 г., накануне Пасхи, епископ запечатал луцкие церкви, священники к-рых жаловались на него в суд. В 1585 г. Иона был приговорен королем к «банниции» (изгнанию), от исполнения приговора его спасла смерть. Многочисленными были имущественные конфликты Луцких епископов Марка (Жоравницкого) и Ионы (Борзобогатого-Красенского) с кн. Константином Констаниновичем Острожским. В 1566 г. волынская шляхта добивалась у короля, чтобы кафедры Владимирская и Луцкая и Жидичинская архимандрития давались только тем, о которых будет просить «все поспольство земли Волынское», т. к. «люди простыи и неучоные... хлебы духовные... убожат и нищат». Ряд исследователей считают, что сведения о пожаловании Луцко-Острожской кафедре имений - сел Рожище и Теремное (ныне в черте Луцка), содержащиеся в поддельном «Привилее» литовского кн. Любарта (имеет дату 8 дек. 1322), тем не менее отражают факты XIV в. И. Мыцко предполагает, что в XIV в. кафедра могла получить в дар 3 села: Рожище, Теремное и Сядмарки (ныне Семаки Луцкого р-на). «Привилей» Любарта впервые упоминается в перечне церковного имущества, похищенного из луцкого собора родственниками Луцкого еп. Ионы (Борзобогатого-Красенского) после его смерти летом 1585 г. (Смысл фальсификата заключается в том, что указанные в «Привилее» владения, отобранные у Луцкой кафедры кн. Константином Константиновичем Острожским на том основании, что имения были подарены Церкви его предками, были якобы пожалованы епархии Любартом.) Королевский привилей на Луцкую кафедру в XVI в. запрещал представителю власти - луцкому старосте «вступаться... в именья, и в уплаты, и вси пожитки церковные», король обещал епископа не «рушити» с кафедры «и никому тое епискупьи под ним давати до его живота» (привилей Феодосию (Феодору) (Гулевичу) 1541 г.).

http://pravenc.ru/text/2110930.html

все семь приходских церквей в самом Луцке, предоставляя священникам служить только в соборе. А сын Борзобогатого, Василий, и его дети, Константин и Василий, грабили архиерейские имения и церкви. Из замка Жабче взяли пять пушек и множество другого оружия и частию раздарили, а более – перевезли в свое имение. В селе Рожищах совершенно опустошили церковь , забравши из нее и книги, и образа, и колокол, и все прочие вещи. В монастыре Дубищеком разогнали монахов, взяли из церкви несколько книг и два больших колокола, разобрали деревянные кельи, перевезли дерево в свое имение и там пожгли на уголья, а из монастырского железного клепала велели наковать топоров. Всего же более Иона показал себя в своих действиях и сопротивлениях самому королю Стефану Баторию как архимандрит Жидичинского монастыря. Получив этот монастырь еще от Сигизмунда Августа в пожизненное управление, Иона расточал его казну, разорял имения и отчуждал их то меною, то другими способами и довел монастырь до великого обнищания. Стефан Баторий приказал князю К. Острожскому отобрать Жидичинский монастырь от Ионы Борзобогатого и отдать в управление греку Феофану, епископу Меглинскому (28 мая 1580 г.). И так как Иона не хотел повиноваться, ссылаясь на грамоту Сигизмунда Августа, то князь Острожский с толпою слуг и татар насильно овладел монастырем и его имениями и выгнал из монастыря Иону (30 июня). Последний принес на князя жалобу в луцкий городский суд за насилие, но суд, имея в виду, что князь исполнял только волю короля, признал дело подлежащим суду самого короля (августа 1). Тогда Иона и сын его Василий Красенский начали делать всякие неправды и притеснения епископу Меглинскому Феофану, стараясь вытеснить его из монастыря. Феофан пожаловался королю, и король поручил Жидичинский монастырь в опеку и оборону князю К. К. Острожскому, чтобы он всячески оберегал монастырь от притязаний и нападений епископа Ионы (5 декабря). Иона, однако ж, не унимался и продолжал свои происки. Король счел нужным выдать Феофану Меглинскому новую подтвердительную свою грамоту на Жидичинский монастырь (23 ноября 1582 г.), а Ионе приказал дать отчет в управлении этим монастырем каштеляну земли Волынской Михаилу Мышке и старосте луцкому Александру Пронскому, назначенному теперь опекуном Жидичинского монастыря (18 февраля 1583 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Феодосий выпросил у Стефана Батория позволение передать управление владимирской епархией архимандриту Киево-Печерского монастыря Мелетию Хребтовичу-Богуринскому, но при этом Феодосий пользовался доходами епархии до самой смерти своей, случившейся в 1588 году, и тогда епархия владимирская перешла в полную власть Хребтовича. Между тем Иван Борзобогатый-Красенский, лишенный Феодосием епархии владимирской, получил от короля епископию луцкую и острожскую, по смерти Марка Жоравинского, который с 1561 до 1567 года управлял епархией луцкой, не посвящаясь в духовный сан. Красенский хотел было подражать своему предместнику, но киевский митрополит Иона сильными мерами заставил его посвятиться в 1571 году под именем Ионы. Новый епископ с своими детьми и родственниками распоряжался церковными имениями как своею собственностью, отдал местечко Жабче в приданое за дочерью; сыновья епископские грабили церкви, разгоняли монахов; наконец Иона поссорился с Баторием, не любившим своеволия, и умер баннитом. По смерти его в 1585 году переведен был на луцкую епископию Кирилл Семенович Терлецкий, епископ пинский и туровский, человек также дворянского происхождения, умный, образованный, ловкий и деятельный, способный управлять епархией по тогдашним условиям, но далеко не способный быть достойным епископом. Он нашел луцкую епископию в самом жалком положении вследствие грабежей Красенского и его родственников, должен был вооруженною рукой отнять у последних Жабче, лично хлопотал в судах о неприкосновенности церковных имений и прав; войско епископское всегда было наготове для отражения врагов. Третьею западнорусскою епархиею, которая обращает на себя особенное внимание в конце XVI века, была львовская в Галицкой, или Червонной Руси. Епископом здесь в это время был Гедеон Балабан, сын львовского же епископа Арсения. Получивши кафедру как бы по наследству, Гедеон считал себя еще в большем праве, чем другие его товарищи, смотреть на нее как на собственность неотъемлемую, но этот епископ-собственник встретил себе сильное сопротивление в братстве Львовском.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

25-й том энциклопедии представляет биографический очерк, посвященный Ионе (Паффхаузену, род. 1959), Архиепископу Вашингтонскому и Нью-Йоркскому, Митрополиту всей Америки и Канады, Предстоятелю Православной Церкви в Америке. Из других видных иерархов, носивших имя Иона, особо следует отметить трех митрополитов Киевских конца XV-XVI вв.: Иону I Глезну (1494 г.), Иону II (1507 г.) и Иону III (Протасовича, 1577 г.). Из иерархов Западной Руси этой же эпохи в новом томе также представлены: Иона (Борзобогатый-Красенский, 1505-1585 гг.), епископ Луцкий и Острожский, и Иона (Гоголь-Богушевич, 1602 г.), епископ Пинский и Туровский, перешедший в унию после Брестского собора 1596 г. Большой интерес вызывают статьи, в которых говорится о жизни и церковной деятельности таких крупных иерархов XVII в., как Иона (Архангельский, 1627 г.), митрополит Сарский и Подонский, местоблюститель Московского Патриаршего престола после Смутного времени (1613-1618 гг.), и Иона (Сысоевич, 1690 г.), митрополит Ростовский и Ярославский, также бывший некоторое время Патриаршим Местоблюстителем, но особенно прославившийся своей обширной строительной деятельностью, в частности возведением знаменитого Ростовского Кремля. Рядом с этими материалами соседствуют статьи об Ионе (Василевском, 1763-1849 гг.), митрополите Карталинском и Кахетинском, экзархе Грузии, и ныне здравствующем Ионе (Карпухине, род. 1941 г.), архиепископе Астраханском и Енотаевском. Из архиереев, продолжающих свое служение в настоящее время, в новом томе также представлены архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких, род. 1949 г.) епископ Абаканский и Кызыльский Ионафан (Цветков, род. 1962 г.). Большие публикации посвящены также Ионафану (Рудневу, 1816-1906 гг.), архиепископу Ярославскому и Ростовскому, и Ионафану (Кополовичу, 1912-1990 гг.), архиепископу Кишиневскому и Молдавскому. В 25-м томе начата публикация значительного по своему объему комплекса статей, посвященных святым и церковным деятелям по имени Иосиф. Этот ряд открывает знаменитый библейский персонаж — святой Иосиф Прекрасный, ветхозаветный патриарх.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

Ко 2-й четв. XVI в. относится украшенное 4 миниатюрами и заставками Шерешевское Евангелие (Минск. НХМ), к-рое было создано в юго-зап. Белоруссии. Возможно, на Волыни был написан утраченный ныне Загоровский Апостол, получивший название по мон-рю, куда он был вложен в 1554 г. ( Запаско. С. 351-354, кат. 87); его языковые особенности и богатейшее оформление в ренессансном стиле очень близки Пересопницкому Евангелию. В 1565 г. в Святогорском Зимненском мон-ре по повелению кн. А. Чарторыйского писцом Федором была переписана Кормчая серб. редакции с уставами кн. Владимира и кн. Ярослава и соборными ответами на вопросы Сарайского еп. Феогноста (ЛИМ. 118; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 269, 41). В 1569 г. в г. Корец для кн. Богуша Корецкого дьячок Матьяш переписал сборник слов и житий типа минейного Торжественника (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19, 103; Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковнослав. и русских. Вильна, 1882. С. 205-216). Лит.: Бoяhibcьka М. Б. Украïнська рукописна книга в XV - nepшiй половини XVII ст.: виробництво i поширения: АКД. Льbib, 1994. С. 12-15; Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Укр. рукописна книга. Льbib, 1995. А. А. Турилов Архиереи свт. Стефан (упом. в 1091; † 27 апр. 1094), свт. Амфилохий (27 авг. 1105 - 1122), Симеон (1123-1136), Феодор (1137-1147), Иоасаф (до 1229), епископы: Василий, Никифор, Косма (вместе с еп. Иоасафом упоминаются в 20-60-х гг. XIII в.), Евсигний (упом. в 1287-1289), Афанасий I (хиротонисан в мае 1328; ок. 1353 жил в Переяславле Залесском), Иона I (упом. в 1388), Афанасий II (упом. в 1388-1391), Иоанн (Гоголь; хиротонисан в 1405), Герасим (упом. в 1415, не позднее 1428 переведен в Смоленск), Никифор II (упом. в 1458), Порфирий (упом. в 1470), Феодосий (упом. в 1485), Дамиан (упом. в 1487), Вассиан I (1486/87-1497), Иона II (упом. ранее 1503), Вассиан II (упом. в 1507-1511), Пануфтий (упом. в 1513-1522), Иона III (упом. в 1521-1535), Геннадий (упом. в 1536-1547), Иосиф (Красенский-Борзобогатый; упом. в 1551), в нач. 60-х гг. XVI в. кафедрой владел И. Я. Борзобогатый (упом. в 1562-1563), Феодосий (Лазовский) (управлял епархией с 1565 до 13 апр. 1589), Мелетий (Хребтович-Богуринский) (управлял епархией с 1589 до янв. 1593), Игнатий (Потей) (хиротонисан после 20 апр. 1593, в 1596 принял унию); в 1596-1620 гг. епархией владели униаты; Иосиф (Курцевич; янв. 1621 - лето 1625).

http://pravenc.ru/text/159136.html

В марте 1571 г. Борзобогатый-Красенский оставил должность луцкого войта и направился в Киев, где принял монашеский постриг с именем Иона, затем был хиротонисан во епископа, о чем упоминается в заявлении его сына Василия от 27 марта 1571 г. (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2045. К., 1889. С. 24). Хиротонию совершили митр. Иона и Холмско-Белзский еп. Захария (Ильяшович). Перед хиротонией И. обязался передать митр. Ионе 2 тыс. коп литов. грошей, еп. Захарии - 1 тыс. коп литов. грошей, но обязательства не выполнил. Митр. Иона подал на него иск в королевский суд, что 16 июля 1571 г. было отмечено в луцких гродских книгах (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2045. К., 1889. С. 36). Еп. Захария также подал на И. в суд в связи с неуплатой за «ставленье в стан духовный» 1 тыс. коп литов. грошей, о чем упоминается в акте от 30 апр. 1572 г. ( Площанский. 1899. С. 194). Свое управление Луцкой кафедрой и Жидичинским мон-рем И. использовал для собственного обогащения и обогащения родственников. В нач. 70-х гг. XVI в. он дал в качестве приданого дочери Анне, вышедшей замуж за Александра Жоравницкого, имение Луцкой епархии мест. Жабче (И. благословил дочь и Жоравницкого развестись со своими супругами, чтобы вступить в брак; см.: Левицкий О. И. О семейных отношениях в Юго-Западной Руси в XVI-XVII вв.//Русская старина. 1880. Т. 29. Нояб. С. 561). В 1574 г. И. вместе с сыном Василием добился у кор. Генриха Валуа разрешения на передачу мест. Хорлупы, принадлежавшего Луцкой кафедре, князьям Радзивиллам в обмен на их имение Фалемичи во Владимирском повете; в результате обмена И. получил 1 тыс. злотых (АрхЮЗР. 1859. Ч. 1. Т. 1. 10. С. 40-48; 46). Епископ пытался перевести церковные имения в личную собственность. В июле 1572 г. И. судился с настоятелем луцкой Покровской ц. Григорием, претендуя на владения храма (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2046. К., 1890. С. 48). Пребывая в епископском сане, И. продолжал заниматься разбоем, с отрядами слуг совершал нападения на имения соседних с ним землевладельцев, что нередко сопровождалось кровопролитием и длительными судебными разбирательствами. В ходе таких столкновений были убиты оба сына епископа: Петр в кон. 70-х гг. XVI в., Василий весной 1585 г. При этом следует отметить, что в отдельных случаях И. защищал имения Луцкой кафедры и Жидичинской архимандритии от попыток их захвата Луцкими католич. епископами, с к-рыми у него постоянно велись судебные тяжбы. Однако большинство столкновений было связано с родовыми имениями И., а не с церковными. В 1574 г. универсалом кор. Генриха Валуа И. за нападение на имение соседа, сопровождавшееся грабежом и убийствами, было объявлено лишение чести (infamia). В июне 1575 г. восставшие крестьяне с. Щурин ограбили имение Луцкой кафедры с епископской резиденцией в мест. Рожище, о чем доносил 20 июня 1575 г. урядник И. ( Крикун М. Г. Селянський рух на Ykpaihi: Збiphuk дokyмehmib та мamepiaлib. К., 1993. С. 49, 16).

http://pravenc.ru/text/578298.html

Еп. Феодосий (упом. под 1326 и 1328), еп. Трифон (упом. под 1331 и 1335), еп. Иоанн (упом. под 1393 и 1398), еп. Феодор (упом. под 1397), еп. Савва (время занятия кафедры неизвестно, смещен в 1401), еп. Дионисий (упом. под 1415 и 1416), еп. Евфимий (упом. под 1429), еп. Алексий (упом. под 1429), еп. Феодосий (упом. под 1445), еп. Кирилл (упом. под 1449), еп. Мартиниан (упом. под 1458), еп. Иона (1491-1495), еп. Ефрем (упом. под 1495 и 1498), еп. Кирилл (1503-1526), еп. Пафнутий (1526-1528), еп. Макарий (24 апр. 1528 - не позднее 1535; впосл. митр. Киевский Макарий II ), еп. Арсений (упом. под 1536 и 1540), еп. Феодосий (Гулевич; 1541-1548), еп. Георгий (Фальчевский; 1549-1556), еп. Иосиф (упом. под 1558), еп. Никифор (упом. под 1564), еп. Марк (Жаровницкий; 1565 - дек. 1568), еп. Иона (Борзобогатый-Красенский; 1569-1585 (в 1569-1571 управлял епархией, будучи мирянином)), еп. Кирилл (Терлецкий; назначен на кафедру 17 сент. 1585; 8 окт. 1596 объявил о переходе в унию), еп. Исаакий (Борискович; 11 янв. 1621 - после нояб. 1632), еп. Афанасий (Пузына; кон. 1632 - 15 дек. 1650), еп. Иосиф (Чаплиц-Шпаковский; ок. 1651-1654), еп. Дионисий (Балабан-Тукальский; 1654 - нач. янв. 1658), еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский; 1659-1684; 8 нояб. 1685 избран митрополитом Киевским, сохранял титул епископа Луцкого и Острожского до июня 1687), Львовский еп. Иосиф (Шумлянский; 1684 - 29 февр. 1687; 1694-1695, в. у.), еп. Афанасий (Шумлянский; 16 мая 1687 - 12 июля 1694), еп. Дионисий (Жабокрицкий; управлял епархией, не являясь епископом с 1696, архиерейская хиротония в 1702 не была признана ни в Москве, ни в Киеве; в 1702 уклонился в унию), еп. Кирилл (Шумлянский; 1710 - февр. 1712, на кафедру не допущен властями), архиеп. Николай (Ярушевич; 28 окт. 1940 - 15 июля 1941; с 9 марта 1941 в сане митрополита), еп. Максим (Бачинский; 13-23 мая 1944), еп. Николай (Чуфаровский; 23 мая 1944 - 3 янв. 1946), еп. Варлаам (Борисевич; 1946-1948), архиеп. Панкратий (Кашперук; 3 июня 1948 - 15 нояб. 1952 в сане епископа; 23 июля 1956 - 19 июля 1962 в сане архиепископа), еп. Палладий (Каминский; 15 нояб. 1952 - 23 июля 1956), еп. Мефодий (Мензак; 29 авг. 1962 - 22 дек. 1964), еп. Леонтий (Гудимов; 22 дек. 1964 - 8 окт. 1965), еп. Дамиан (Марчук; 8 окт. 1965 - 30 дек. 1986), еп. Варлаам (Ильющенко; 30 дек. 1986 - 19 февр. 1990), еп. Варфоломей (Ващук; 24 февр. 1990 - 25 авг. 1992; с 24 февр. 1990 епископ Волынско-Ровенский, с 10 апр. 1990 епископ Волынско-Луцкий), митр. Нифонт (Солодуха; с 25 авг. 1992; до 28 июля 1993 в сане епископа, до 11 апр. 2001 в сане архиепископа, с 18 окт. 2016 на покое), еп. Нафанаил (Крикота; с 18 окт. 2016, с 17 авг. 2019 в сане архиепископа). Монастыри

http://pravenc.ru/text/2110930.html

По отношению к правосл. обществу и в особенности к правосл. духовенству 40-60-е годы XVI в.- это время, когда получают более сильное развитие ряд негативных явлений. И ранее случалось, что епископские кафедры и настоятельства в мон-рях предоставлялись за услуги, оказанные власти нужными людьми. В эти десятилетия такая практика получила более широкое распространение. Так, виленский скарбник Стефан Белькевич, оставаясь мирянином, был настоятелем виленского Троицкого мон-ря, а в сер. 50-х гг. XVI в. он занял и Киевскую митрополичью кафедру. Такие епископы, как Марк Жаровницкий, а затем Иван Борзобогатый-Красенский (см. Иона ), по неск. лет управляли епархией, не принимая монашеского пострига. Поведение и действия таких иерархов стали сталкиваться с противодействием правосл. шляхты. Уже в 1544 г. правосл. шляхта Полоцкой земли жаловалась на архиеп. Симеона, что он оставил в «небрежении» Софийский собор и присвоил себе «серебщину», собранную для ремонта здания. На сейме, собравшемся в 1566 г., послы виленской шляхты добивались, чтобы епископские кафедры на Волыни давались тем, за кого будет просить «все поспольство земли Волынское», а теперь «люди простые и неученые... втекшися к его королевской милости таковые хлебы духовные одерживают и их убожат и нищать» (Документы МАМЮ. 1897. Т. 1. С. 179-180). Во 2-й пол. XVI в. настоятелем монастыря неоднократно становился представитель белого духовенства или даже светское лицо, нанимавшее викария. Киевский митр. Иона III (Протасович (Протасевич)-Островский) в 1568 г. просил короля не давать духовных должностей людям светским, если же мирянин все-таки получит такую должность и в течение 3 месяцев не примет духовного сана, чтобы митрополит мог отобрать у него «хлеб духовный». Так зарождался конфликт между обмирщенной иерархией и паствой, к-рый получил развитие в последующие десятилетия. Др. негативное явление было связано с ростом доходности земли и сельскохозяйственных продуктов при расширении связей с европ. рынком. В этих условиях у разных патронов появлялось желание присвоить себе доходы от находившейся под их опекой церковной собственности. Жалуясь на архиеп. Симеона, полоцкая шляхта указывала, что тот присваивает себе доходы мон-рей, находящихся под его опекой. Ряд таких случаев, касающихся разных духовных и светских лиц, зафиксирован в ревизии землевладения на Волыни в 1545 г.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

   001   002     003    004    005    006    007