Наконец в 1 стихе говорится, что „Он возвестит народам суд“. Не осуждение, а милосердное правосудие с возможностью каждому спастись, приносит Господь человечеству 1389 . Стихи 2 и 3 Исаии ( Мф. 12:17–20 ) предначертывают пророчески образ кроткого и смиренного Богочеловека, творящего волю Отца в тишине и спокойствии правды и смирения. Этот священный образ глубоко начертан в душе каждого из нас 1390 . Это Он глаголал: „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко“. ( Мф. 11:28–30 ). Не с царскою властию появился на земле Еммануил, и создал великое царство, пересоздав любовию внутреннего человека, ибо глаголал Он: „царствие Божие внутри вас есть“. ( Лк. 17:21 ). Под образами трости надломленной и льна курящагося 1391 многие комментаторы разумеют грешные души, которые могли быть спасены лишь любовью Господа нашего 1392 , обещавшего спасение и прощение всем „призывающим священное имя Его“. ( Деян. 2:21,38 и Иоил. 2:28–32 и Рим. 10:13 ). Не законом, a любовью и благодатью совершено спасение человечества 1393 . Грядет время и суда и воздаяния: но в этом и любовь и милосердие Божие, что „Отец всякий суд отдал Сыну“ ( Ин. 5:22–27 ) 1394 . Заметим, что указание на это есть и в ветхозаветных книгах, как напр. в псалме 44-м, о чем мы говорили в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 228–229. Стих 4-й говорит о Мессии, что Он не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда“. Вся жизнь и страдание Господа нашего Иисуса Христа есть исполнение этого пророчества. Отходя из мира, в ночь перед страданием, Господь Иисус Христос молился ко Отцу: „Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить“. ( Ин. 17:4 ). Мы хотим указать еще на другое объяснение, даваемое комментаторами 1395 , основывающими его на тексте перевода LXX, который так передается нашим Славянским текстом: „ст. 4. „Воссияет и не потухнет, дóндеже положит на земле суд“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В этот именно период более точно определились отношения Бога к человеку и человека к Богу. В отношении народа Бог определился как Законодатель, Судья, Правитель и Царь своего народа ( Исх. 33:2 ; Суд. 8:23 ). В отношении же народа определилось требование к нему – «быть святым, как свят Господь Бог» ( Лев. 19:2 ), быть особым уделом Божиим, «царством священников и народом святым» ( Исх. 19:5–6, 23:2 ). Эти требования соответствовали высокой идее Царства Божия, но им не соответствовал низкий уровень религиозно-моральной жизни народа. Здесь преобладало внешнее, формальное отношение к Богу, рабское чувство страха перед Ним и привязанность к обрядовой, внешней стороне религии. Положение несколько изменилось в следующий период – период великих пророков, когда ожидаемое Царство Божие более приблизилось к сознанию народа и стало называться грядущим «Царством Давида» ( Иер. 33:15 ; Мк. 11:10 ). «От плода чресл его (Давида)» Бог воздвигнет Христа во плоти и посадит на престоле его ( Деян. 2:30 ). Пророки подробно говорят об ожидаемом царе (Мессии). Они говорят о чудесном Его рождении от Девы ( Ис. 7:14 ), называют «Еммануилом», облекают достоинствами царя ( Пс. 71:8 ; Дан. 7:13–14 ) и вместе наделяют чертами кротости и смирения. Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» ( Ис. 42:3 ). Он «излиет от Духа... на всякую плоть» ( Иоил. 2:28 ) и даст людям «сердце новое, и дух новый», и будут люди, говорил Он, «Моим народом, и Я буду им Богом» ( Иез. 36:26, 28 ). И при всём том Он (Мессия) будет уничижён, поруган, изъязвлён и умрёт на кресте за грехи людей ( Ис. 53 ; Пс. 21 ). А произойдёт всё это потому, что по жестоковыйности своей Израиль не признает, «не примет Его» ( Ин. 1:10 ). В жестоковыйность и несмысленность Израиль впал вследствие того, что в последние три столетия перед Рождеством Христовым умолк вещий, обличающий и вразумляющий голос пророков. Его заменил голос книжников и фарисеев, этих «слепых вождей» народа, «затворивших Царство Небесное человекам» ( Мф. 23:13, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Фундаментом серьёзного отношения к пророчествам чад Православной Церкви, которая, по существу, является Новым Израилем, вне всякого сомнения, служат следующие строки Священного Писания: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2: 28). Вот на что, как представляется, следует обратить внимание при попытке осмысления пророчества о трёх Пасхах: 1) для «природы пророчеств» характерно отображение «контура» грядущих событий, без детализации; 2) невозможно, как правило, доподлинно знать «день и час», что в данном случае, на мой взгляд, исключает последовательное «исчисление сроков»: 2014→2015→2016; 3) сугубая эсхатологичность этого пророчества требует нахождения «симфонии» в пророческих книгах Священного Писания. Почти ни у кого (исключая, конечно же, современных саддукеев и предателей святого Православия) не вызывает сомнения, что «Пасха кровавая» уже имела место быть: это Пасха 2014 года, дни которой протекали в условиях только что совершившегося вооруженного антиконституционного захвата власти на Украине , который сопровождался массовыми убийствами и расправами над теми, кто пытался протестовать против этого. Но это лишь внешний фон явления, которое носит воистину апокалиптический характер: по миру, благодаря современным технологиям, мгновенно распространились видео-сюжеты, на которых запечатлены многочисленные толпы людей, прыгающих с воплем «Хто не скаче – той москаль» и скандирующих «Москаляку – на гиляку». То есть имело место массовое проявление ненависти к народу не просто братскому, но тому, который входит в триединую братскую общность великороссов, малороссов, и белорусов, именуемую «русским народом». Это явление сродни «расщеплению ядра». Вне всякого сомнения, оно отображено в пророческих книгах. И мы без труда найдем это место: «Не пощадит человек брата своего. И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия – Ефрема, и Ефрем – Манассию» (Ис. 9: 19-21). Это не натяжка: поскольку народ Православной Церкви – это Новый Израиль, постольку и народы, в неё входящие, по крайней мере, в духовном плане являются «коленами Израиля».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/01/o_...

5. Но наш противник говорит: «Вы дробите Божественный Дух, называя низшее нетварным, и отмериваете Бога, приписывая одному святому большую, другому – меньшую благодать, которая вдобавок есть не то уподобление Богу, которого каждый в свою меру достигает подражанием, а нечто от него отличное, приходящее свыше, дарованное, нетварное». Кому ты таким образом хочешь возразить, нам или пророку? Скорее, Богу пророков, сказавшему устами одного из них: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоил.2:28 ), и апостолу, говорящему о «раздаянии Духа Святого» ( 1Кор.12:11 ) , и Дионисию, мудро пишущему: «То, к чему стремятся все подобные Единому, – одно, но хотя оно и остается всегда одним и неизменным, причащаются его не все одним образом, а каждому Божественные весы отвешивают долю по его достоинству». Значит, не дух отвешивается и отмеривается, а скорее Сам Он мерит то, что Его причащается, и уделяет Себя каждому по его достоинству, в соответствии со Своей спасительной справедливостью. И не Он делится, а мы способны вместить лишь малую долю Его безмерного сияния.   6. Поэтому-то и о Павле написано, что в общении с сиянием великого света он пробыл краткое время. И взошедшие с Господом на гору увидели Его славу «не целиком, дабы с узрением не лишились жизни». Дух же не только пребывает нераздельно в раздельном, но и причащающихся Его в меру возможности как соединяющая сила соединяет и возносит к единству и обоживающей простоте единящего Отца. Таким образом Дух, как подобает благому, исходит и умножается ради соединения тех, о ком имеет промышление, сверхъестественной силой оставаясь при этом в своем обиталище. А раз и явлением оказывается это излияние, ниспослание и исхождение – «каждому ведь дается», по слову апостола, «явление Духа на пользу» ( 1Кор.12:7 ) то неужели будет измерим Дух, определяющий меру Богоявления для таинственно встречающихся с Ним? И всем бесполезный, никогда вполне не являемый и бесконечно превосходящий всякое явление и мышление, будет делиться и составляться из низшего и высшего? И того вы не понимаете, всезнающие, что являемое, или мыслимое, или получаемое причастием не есть часть Бога, дабы так Бог не потерпел по нам разделения, но весь Он неким образом и является, и не является, мыслится и не мыслится, уделяется в причастии и недоступен для причащения?  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Израильтянам через пророка Бог обещал, если они будут соблюдать Его заповеди: «Он… будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний… И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком» (Иоил. 2: 23, 24); для нас это обещание обращено в противоположную сторону, скорее нас постигло проклятие Иеремии (Моисея): «И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью» (Втор. 28: 23), обозначающего угрозой этого слова совершенную сухость и недостаток воды, Разве это сейчас не исполняется над нами? Земля, расколотая засухой и как бы окаменевшая, уничтожила труд земледельцев: не позволяет на себе ни орать, ни копать; посевы, немного проросши и дав хорошие надежды, высохли и пропали прежде, чем зачаться колосу. Остались только ростки виноградных лоз и насаждений, но и они проявляют могущую быть скоро чахлость. Таков плод грехов, таковы жертвы нечестия, – за то, что мы не пошли по путям Бога, но порабощены дурными делами: друг другу завидуем, презираем меньших, желаем насытиться чужим, радуемся неудаче соседа, поедаем друг друга ябедой, предаемся в рабство неленостным страстным желаниям, сделавшись, как «откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого» (Иерем. 5: 8), как говорит Писание, и волками хищными, и злопамятными, как верблюды, не милуем бедных, не сострадаем неудачникам, не заботимся о церковных собраниях, пренебрегаем святыми, не почитаем памяти их, бегаем исповедничества, будучи рабами как бы горячечного безумия. Священники стали худым примером для народа: надмеваются, злопамятствуют, враждуют, злоумышляют, пристрастничают, не обличают и не исправляют падающих, но сообщаются с ними в неправде своим молчанием, как древний тот Илий. Миряне, оставив свое, стараются каждый взвешивать священническое, и быть судьями неумолимыми. Разве не истину я говорю? Не исполнен ли наш город этих зол? Не ежедневно ли я об этом свидетельствую? Не трудился ли я, крича, что нужно удерживаться от клятв? Не говорил ли я раньше, что Господь не оставит без внимания, что священное Евангелие так пренебрегается, и бесстыдно, нагло держится корыстолюбивыми руками?

http://pravmir.ru/o-zasuxe-nebesa-tvoi-s...

Минута страшного суда известна одному Богу: о дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф. 24:36 ). Суд страшный будет произведен Иисусом Христом: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Мф. 25:31, 32 ). – «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну... И дал Ему власть производить... суд, потому что Он есть Сын Человеческий» ( Ин. 5:22, 27 ). – «И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» ( Деян. 10:42 ). Святые будут восседать со Христом на суде страшном: «Иисус... сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф. 19:28 ). «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? ( 1Кор. 6:2, 3 ), Суд страшный совершится по пришествии Христа: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» ( Мф. 24:30, 31 ). Суд страшный совершится для всех народов и людей: «Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей» ( Пс. 95:13 ). – «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» ( Иоил. 3:12 ). – «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» ( Апок. 20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Милость Господня к обратившемуся к Нему народу еврейскому не ограничится, по предсказанию Иоиля, дарованием только земных благ: народу Божию дается и духовное обетование. Пророк провидит отдаленные, благодатные времена Мессии. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния. «Излию», – говорит Господь устами пророка, – от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» 6787 ( Иоил.2:28–29 ). Пророк Иоиль предсказал и о наступлении всеобщего суда ( «день Господень»), которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле, и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне 6788 . Когда настанет день Господень, Иегова произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и страшное наказание постигнет их ( Иоил.3:19 ). Однако – страшный для язычников – день Господень не будет таковым для Израиля. Для него он будет днем спасения, ибо Иегова будет его защитою и обороною. Тогда настанет блаженство для Израиля, а все враги Израиля погибнут: «Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе» ( Иоил.3:20–21 ). Так утешительно оканчивается речь пророка Иоиля. Израиль при всех своих бедствиях, постигавших его отечество, должен был находить отраду и утешение в таком обетовании. Он мог надеяться, что Иегова, многомилостивый и долготерпеливый, не забудет Своего народа и избавит его, в каком бы бедствии он ни находился. Тропарь Иоилю: Предведый Божие пришествие во плоти и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый, пророче Иоиле: спасай молитвами твоими чтущия тя от всех скорбей. 6785 Пророческое служение свое Иоиль проходил в царстве Иудейском, и вся его деятельность относится к первым 25 годам царствования Иоаса, т.е. к 868–843 годам до Рождества Христова. 6786 Иегова (по славян. Сущий) – одно из имен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия, и постоянно употребляется в Св. Писании об одном истинном Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И вера была предметом наставления, и благодать – предметом удивления, и Бог – предметом познания. Однако иудей насмехался, клеветнически объяснял чудо – как состояние опьянения, и таинство благодати называл делом свежего вина. Яко вином, – говорит Писание, – исполнени суть ( Деян. 2:13 ). О, столь обычная иудеям неблагодарность! Прими в соображение время, иудей, и сдержи свой клеветнический язык. Где – свежее вино, когда уже наступает время жатвы? Когда только что наступила весна, где может иметь место мысль о свежем вине? Принимай в соображение время года и обуздывай свой язык... Что же Петр, первенствовавший в отношении к дарам Духа, изобиловавший благодатью, преисполненный огня? – Он пользуется своим языком для защиты языков. Не бо, якоже непщуете, – говорит он, – сии пияни суть: но сие есть, реченное пророком Иоилем: излию от Духа Моего ( Деян. 2:15–17 ; Иоил. 2:28 ). Пророк проповедует о море благодатных дарований. Излию, – говорит, – от Духа Моего. Но не сокращено ли затем русло? Не для иудеев ли только назначается этот дар? – Никоим образом. Излию, – говорит, – на всяку плоть. Познакомившись с пророчеством, обратите внимание и на его исполнение. Язык Духа предшествовал пророческому языку. Будем просить о том, чтобы излилась на нас хоть капля той благодати, дабы, сохраняя воспоминание о тех чудесах, мы вкусили доставляемую ею пользу. А если есть соответствующее расположение сердца, то дар ниспосылается быстро, потому что один и тот же Бог, Который действует вся во всем. Ему сила и держава в бесконечные веки веков. Аминь 115 . 115 См. Bibliot. Patr. Concionator. tom. IV., p.p. 511–513; ср. Полн. собр. творен, св. Златоуста, изд. 1897 г., т. III, стр. 872–875. В Curs. Compl. Patrolog. Migne это слово причисляется к разряду spuria. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Любопытно, что после апостолов первенство чести принадлежит не чудотворцам, не преподобным или святителям, не благоверным правителям, а пророкам. При этом заметим, что многие пророки были женаты, имели детей и не совершали исключительных подвигов аскетики. Иногда пророки израильские действовали на первый взгляд и вовсе безумно. Так, пророк Осия женился на блуднице, пророк Иезекииль больше года спал с кирпичом, ел лепешки, испеченные на коровьем навозе (Иез. 4: 15). Некоторые из них совершали поступки вообще мало сопоставимые с какой-либо верой. Пророк Иона бежал от исполнения поручения Божия, пророк Елисей проклял детей (и по его слову их разорвала медведица), пророк Илия собственноручно убил 450 человек. А как они разговаривали с властями и чиновниками! Ну, это вообще ни в какие ворота!.. «Я наведу на тебя беды и вымету за тобою и истреблю у Ахава мочащегося к стене…», – говорит пророк Илия царю Ахаву от имени Господа (3 Цар. 21: 21). «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови», – так говорил, скача на палке, блаженный Николай Псковский царю Ивану Грозному. Не правда ли, есть что-то сходное в этих фразах? Может быть, леденящая кровь угроза, изреченная не человеком? После опустошительного похода на Новгород в 1570 году грозный царь вошел в Псков, где испуганные жители встречали его на коленях с хлебом и солью. Когда царь, пораженный словами юродивого, вошел к нему в келью, тот его с угрозой предупредил: «Не трогай нас, прохожий, и уходи отсюда, а то не на чем тебе будет бежать», – и поставил перед ним миску с сырым мясом. «Я христианин и не ем мяса в пост», – хмуро ответил царь. «Мясо-то не ешь, зато кровь человеческую пьешь», – продолжал юродствовать Никола. Вслед за этим по пророческому слову Николы околел любимый конь царя, и Грозный со страхом бежал из Пскова. Рябушкин А. П. Иоанн Грозный с приближенными      Так что это – юродство или пророчество? Дар пророчества – это дар всей Церкви Божией, а не дар конкретного человека, как мы это видим в церкви ветхозаветной до Рождества Христова. В новозаветной христианской Церкви этим даром в определенных обстоятельствах свыше наделяется любой ее член. «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян. 2: 17), (Иоил. 2: 28), – изрек пророк Иоиль о временах христианства.

http://pravoslavie.ru/74826.html

Чудесное видение Богоматери, бывшее Дорофею, изображено на иконе, на которой написана Богоматерь с преп. Антонием и Корнилием, с благоверными князьями Киевским и Псковским Гавриилом и Тимофеем и Николаем юродивым Псковским. На этой иконе помещено описание чудесного явления Богоматери и составлена особая на память сего служба. Икона сия прославилась чудесами и стала известна под именем Псково-Покровской, по церкви, в которой находится, и празднество ей совершается октября 1 дня. А в Московском Успенском соборе совершается празднование сей иконе в благодарность за победу над Турками и Татарами после войны с ними с 1736 по 1740 год. Преподобного Романа Сладкопевца, творца канонов «И будет в те дни, излию от Духа Моего на всякую плоть». – И осуществление этих слов пророка ( Иоил.2:28 ) составляет неотъемлемое и драгоценнейшее достояние мира. Проявившееся уже в избранниках Ветхого Завета излиянием даров Духа Святого на древних пророков, оно ещё изобильнее стало проявляться в лицах, озарённых Новозаветным Откровением. Нагляднее и, так сказать, существеннейшим образом оно проявилось на Апостолах, когда они, «при наступлении дня Пятидесятницы, пребывая единодушно вместе, исполнились все Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать» ... и одарены были таким образом, орудием распространения в мире словом той Истины, которую уже восприняли их сердца. И с тех пор продолжались и не прерываются проявления силы Духа Святого в христианской Церкви в лице тех, кого Он избирает достойным сосудом для восприятия Его разнообразных даров: – «Дары различны, но Дух – один и тот же; и служения – различны, а Господь – один и тот же; и действия – различны, а Бог – один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом – слово мудрости, другому – слово знания – тем же Духом; иному – вера, тем же Духом; иному – дары исцелений, тем же Духом; иному – чудотворения, иному – пророчество, иному – различение духов, иному – разные языки, иному – истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:4–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010