Книга маленькая, всего в три главы, ветхозаветная. Для неопятидесятников очень важная. С точки зрения неопятидесятников, книга пророка Иоиля подтверждает их образ жизни. Святой пророк Иоиль.      Чаще всего из книги Иоиля цитируют стихи о Духе Божием : «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоил. 2: 28–29). Эти слова вспомнил апостол Петр в славный день Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой и апостолы заговорили на многих языках. Апостолы проповедовали людям, приехавшим из разных стран в Иерусалим на праздник. 100 лет назад на многих «иных языках» заговорили пятидесятники, а спустя полвека – неопятидесятники. Говорили и веровали, что это Дух Святой на них сошел. Пятидесятники поначалу даже пытались на «иных языках» проповедовать в дальних миссионерских поездках. К своему изумлению горе-миссионеры выяснили, что чужестранцы их совсем не понимают. И тогда было решено, что этот дар свыше получен не для проповеди людям, а для молитвы Богу: Он «иные языки» пятидесятникам вручил, Он их и понимает. Пятидесятники более-менее удовлетворились таким объяснением. Между тем у апостолов был дар говорения на иных языках – к людям. И в день Пятидесятницы приехавшие издалека люди с изумлением узнавали языки своих стран. Они постепенно понимали, что происходит чудо: некнижные люди, апостолы, по дару свыше вдруг оказались «полиглотами», «переводчиками», проповедниками и пророками. В наши дни среди неопятидесятников много людей, которые безо всякой скромности называют себя пророками. Некоторые из них с удовольствием берут в руки книгу Иоиля и зачитывают из нее стихи, где говорится о Божием благословении, которое умножает урожай в виноградниках, домашний скот на пастбищах, защищает от агрессивных соседних народов. Неопятидесятнические «пророки» всем сердцем любят эти стихи из книги Иоиля. Они проповедуют теологию процветания: добрый всемогущий Бог благословляет своих избранников всеми материальными благами. Такая дается трактовка Священного Писания, вполне в духе общества потребления.

http://pravoslavie.ru/65310.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Праотцы свв. - житие Житие Неделя свв. Праотец, в которую совершается память всех от века угодивших праведных отец, от Адама до Иосифа, Обручника Пресвятыя Богородицы, также пророков и пророчиц. Есть служба, которая всегда совершается в воскресный день в пределах 11-17 чисел декабря; в ней прославляются: Аарон (20 Июля). Аввакум пророк (2 Декабря). Авдий пророк (19 Ноября). Авель, сын Адама (20 Марта). Авраам (9 Октября). Аггей пророк (16 Декабря). Адам, первый человек (1 Апреля). Азария, из трех отроков (17 Декабря). Амос пророк (15 Июня). Анания, из трех отроков (17 Декабря). Анна, мать пророка Самуила (9 Декабря). Аспр, из 12 патриархов. Варак. Он был послан Девворою пророчицей с войском для освобождения от асорского царя, утеснявшего евреев 20 лет. Вениамин и Гад, из 12 патриархов. Гедеон, судья еврейский (26 Сентября). Давида, царь израильский (26 Декабря). Даниил пророк (17 Декабря). Дан, из 12 патриархов. Деввора пророчица. Судившая Израилю (Суд. гл. 4 и 5) после Гафониила, Аода и Самгара - судей израильских. Езекия, царь иудейский (28 Августа). Елеазар, второй первосвященник израильский (2 Сентября). Елисей пророк (14 и 20 Июня). Енос праотец (1 Марта). Енох праотец (1 Марта). Есфирь царица (20 Декабря). Завулон, из 12 патриархов. Захария пророк (8 Февраля). Илия пророк (20 Июля). Исаак, сын Авраама (21 Августа). Исаия пророк (9 Мая). Иссахар, из 12 патриархов. Иаиль. Суд. гл. 4 и 5. Жена Хавера, происходившего от мадиамского священника Иофора, тестя Моисеева, дети коего присоединились к Евреям еще при Моисее (Суд. Изр. 1, 16). Она убила Сисару, военачальника асорского царя. Иаков или Израиль, сын Исаака (21 Августа). Иафеф, сын Ноя. Иезекииль пророк (21 Июля). Иеремия пророк (21 Мая). Иессей, отец царя Давида. Иеффай, судья израильский (Евр. 11, 32). Иисус Навин (1 Сентября). Иов многострадательный (6 Мая). Иоил пророк (19 Октября). Иона пророк (22 Сентября). Иосиф, из 12 патриархов (31 Марта и в Понед. С. седм.).

http://pravicon.com/info-3240

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Иоиля I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ НАПИСАНИЯ Иоиль, сын Вафуила ( Иоил. 1:1 ), – один из 12 малых пророков. О его жизни достоверно ничего не известно, но содержание книги позволяет сделать некоторые заключения о времени его пророч. служения. Из «врагов Иуды» в К.П.И. названы Тир, Сидон и филистимляне ( Иоил. 3:4 ), Египет и Едом, но не упомянуты ни Ассирия, ни Вавилон, ни персы. Из этого можно заключить, что книга была написана не позднее первой половины VIII в. до Р.Х., вероятно, до победы Амасии над Едомом в 793 г. до Р.Х. ( 4Цар. 14:7 ). К тому же, в соответствии с библ. каноном, Иоиль относится к числу пророков, чья деятельность приходится на период до вавил. плена. В книге говорится о священниках и народе, но не упоминается царь, поэтому исследователи предполагают, что она была написана в то время, когда царь Иоас еще не достиг совершеннолетия (после 835 г. до Р.Х.) и находился под опекой первосвященника Иодая ( 2Пар. 24:1.2 ). II. СОДЕРЖАНИЕ А. Иоиль, указывая на настоящие и будущие прегрешения израил. народа, призывает его к покаянию. В центре его проповеди, исполненной поэтич. силы, находится ⇒ «День Господень» , явление Божьей славы, не только карающей, но и милующей. Предвозвещением этого Дня служит опустошение страны саранчой ( Иоил. 1 ), которое олицетворяет будущий суд над Иудой ( Иоил. 2:1–11 ). После суда придет время нового благословения и излияния Св. Духа ( Иоил. 2:28–32 ; ср. Деян. 2:1 ) и наступит День Господень ( Иоил. 3:14 ). Тогда окончат. установится Царство Божье на земле. Взор Иоиля охватывает огромный временной отрезок – от событий, современником которых он был, до завершения истории спасения, т.е. до конца мира. И во все времена действительно обетование: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил. 2:32 ) Б. КОМПОЗИЦИЯ КНИГИ: 1 . Вступление ( Иоил. 1:1 ). 2 . Описание нашествия саранчи во времена Иоиля и призыв к покаянию: а) нашествие саранчи как символ грядущего Дня Господнего ( Иоил. 2:1–11 ); б) новый призыв к покаянию. 3 . Избавление от наказания и новое благословение как ответ Господа. 4 . Излияние Св. Духа перед наступлением Дня Господнего. 5 . Суд над народами ( Иоил. 3:1–17 ). 6 . Царство благоденствия в Иудее и Иерусалиме ( Иоил. 3:18–21 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Раскаяние, раскаиваться I. 1) о человеч. Р. в ВЗ говорится редко ( Исх. 13:17 ; Суд. 21:15 ; Иер. 8:6 ; Иер. 31:19 ; Иов. 42:6 ). Это слово употребляется здесь почти исключит. по отношению к Богу (см. ниже, II); 2) в НЗ понятие «раскаиваться» передается греч. глаголом метамеломай ( Мф. 21:29 ; Мф. 27:3 ; 2Кор. 7:10 ), значение которого тесно связано с глаголом метаноэо (⇒ Покаяние, каяться). Боль от греха (раскаяние) и отвращение от него (покаяние) неразрывно связаны между собой. Но человеч. (мирская) печаль, когда человек сожалеет о совершенных ошибках только потому, что они нанесли ему ущерб или навлекли на него позор, ведет к вечной погибели. II. 1) в ВЗ неоднокр. говорится о Р. Бога, напр.: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» ( Быт. 6:6 ). Когда народ творит зло, Бог раскаивается в тех обетованиях, которые даровал ему ( Иер. 18:10 ). Так, напр., Бог говорит: «Жалею, что поставил Я Саула царем» ( 1Цар. 15:11 ). С др. стороны, Господь раскаивается в том зле ( Иер. 18:8 ) и в тех бедствиях ( Ион. 3:10 ; Иоил. 2:13 ), которые произошли по Его собств. воле. Но Он же говорит: «Я определил, и не раскаюсь в том и не отступлю от того» ( Иер. 4:28 ), а также: «не отменю и не пощажу, и не помилую» ( Иез. 24:14 ); 2) к сказанному Богом не следует применять человеч. мерки: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?» ( Числ. 23:19 ). В 1Цар. 15:1 , где дважды говорится, что Господь раскаялся, воцарив Саула ( 1Цар. 15:11.35 ), в 1Цар. 15сказано: «И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (ср. Мал. 3:6 ); 3) слова о Р. Бога отражают тот факт, что Господь изменяет Свое отношение к человеку, если тот изменяет свое отношение к Нему. При этом Господь свидетельствует о Себе как о живом Боге, Который, будучи неизменным в Своей сути, действует совершенно свободно. Бог может взять назад угрозу, как только она достигнет своей цели, или на время отменить обетование, если знает, что оно не исполнит своего предназначения. Это, однако, не означает, что Господь совершает ошибки, а затем признает их; Бог праведен во всем, что Он совершает ( Иер. 12:1 ). «Раскаяние Божие» позволяет нам заглянуть в Его сердце, милующее каждого, кто обратился к Нему: «И приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин. 6:37 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЙ [от греч. λαιον], оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств , используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением. В Древнем мире судя по археологическим находкам, Е. употреблялся в пищу в качестве одного из основных источников жиров, служил косметическим и медицинским средством, а также использовался как горючее вещество для лампад ( Hoffner. 1995). Известны обряды помазания Е. царей у хеттов, а в Египте - высших чиновников, вассальных правителей и жрецов; в Ассирии и Вавилонии помазание Е. служило знаком заключения договора ( Kutsch. 1963; McCarthy. 1964). В Др. Греции и Др. Риме Е. использовался для натирания тела после бани ( Homer. Il. 10. 577; 14. 171 и др.). Атлеты натирались им перед состязаниями. В различных языческих культах существовали обряды приношения Е. и помазания им ( Mayer. 1917; Pease. 1937). В Ветхом Завете В LXX греч. слово λαιον используется для перевода евр.  (   обычно означает именно оливковое масло; в евр. тексте Библии употребляется 192 раза), реже -  (   - свежеприготовленное масло; в евр. тексте слово встречается 21 раз). Е. был одним из основных сельскохозяйственных продуктов в Палестине и занимал важное место (наряду с хлебом и вином) в рационе питания древних евреев (3 Цар 17. 12-16; Втор 7. 13; 11. 14; 12. 17; 14. 23; 18. 4; 28. 51; 2 Пар 31. 5; 32. 28; Ос 2. 8, 22; Иоил 2. 19-24; Агг 1. 11). Е. также использовался в качестве косметического средства (2 Цар 14. 2; Пс 103. 15; Притч 27. 9; ср.: Втор 28. 40), особенно во время застолий (Ам 6. 6; Пс 22. 5). Символически такое помазание Е. служило выражением радости (Пс 44. 8; Ис 61. 3). Е. использовался в лампадах (Исх 25. 6; 27. 20; Лев 24. 2) и при лечении болезней, в первую очередь язв и ран (Ис 1. 6). Е. (возможно, с ароматическими добавками) употреблялся для помазания ветхозаветных священников (Аарона и его потомков - Исх 29. 7; 40. 15; Лев 8. 12, 30; 10. 7; 21. 10 след.), царей (Суд 9. 7-16; 1 Цар 10. 1; 16. 1; 2 Цар 2. 7; 5. 3; 3 Цар 1. 34, 39; 19. 15-16; 4 Цар 9. 3, 6; 11. 12) и в исключительных случаях пророков (3 Цар 19. 16). Обычно Е. возливался на голову помазываемого из рога (1 Цар 16. 13) или сосуда (10. 1). Помазание означало передачу власти или очищение и освящение. Поэтому в ряде случаев говорится о том, что помазывает Сам Бог (Пс 44. 8; 1 Цар 9. 16; 10. 1; 16. 3). Возможно, помазание царей совершалось только в особых случаях, для подтверждения легитимности наследования престола. Прор. Исаия говорит о помазании (возможно, символическом) языческого царя Кира, к-рый тем не менее Самим Господом нарекается помазанником (Ис 45. 1), что указывает на мессианское значение этого пророчества. В Зах 4. 14 говорится о 2 помазанных - царе и первосвященнике, «предстоящих Господу всей земли».

http://pravenc.ru/text/189733.html

Омилия XXIV 103 . О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа; в ней же говорится и о покаянии Недавно великими очами веры мы созерцали возносящегося Христа, и то – не менее тех, которые были удостоены своими телесными очами взирать на Него, и, отнюдь, не уступая им в блаженстве; ибо Господь сказал: «Блажени не видевшии и веровавше» ( Ин.20:29 ) – а таковы – те, которые по слуху удостоверились и чрез веру видят. Итак, недавно мы созерцали Христа, взимаемого от земли с телом, ныне же видим, на основании послания Им Святого Духа Ученикам, куда , вознесшись, Христос предварил, и на какое (великое) достоинство возвел наше, воспринятое Им, естество: ибо туда, конечно, Он взошел, откуда Дух, посланный Им, снизошел. Откуда же Дух снисшел, – явил Говорящий чрез Пророка Иоиля: «Излию от Духа Моего на всяку плоть» ( Иоил.2:28 ), и к Которому обращается Давид: «Послеши Духа Твоего , и созиждутся, и обновиши лице земли» ( Пс.103:30 ). Итак, вознесшись, Христос восшел к Высочайшему Отцу и в самые Отеческие недра, откуда и Дух имеет бытие, и показал Себя участником, даже и по человеческому естеству, свойственного Отцу достоинства, тем, что и Он также послал с небес Духа, исходящего и посылаемого от Отца. Но слыша, что Дух Святый посылается от Отца и Сына, пусть никто не подумает, что Он не – того же достоинства, что – и Они; ибо Он – не только из посылаемых, но и Сам из числа посылающих и благоволящих. Бог, говорящий чрез Пророка, являет это ясным образом: «Аз рукою Моею ( Ис.44:24 ) утвердих землю и прострох небеса ( Ис.45:12 ), и ныне Господь посла Мя, и Дух Его» ( Ис.48:16 ). И Христос чрез того же Пророка, в ином месте, говорит: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя» ( Ис.61:1 ). Итак, Дух Святый не только посылается, но и Сам посылает Сына, посылаемого от Отца, из чего явствует, что Он одного с Ними достоинства и естества и обладает тем же действием и честью, что Отец и Сын. Итак, благоволением Отца и содействием Святого Духа, по неизмеримой глубине человеколюбия, Единородный Сын Божий, приклонив небеса и сошед с высоты, был видим на земле, как Человек и был в нашей среде, и совершил и учил то, что – чудесно и велико и возвышенно и воистину приличествует Богу, а для послушающих Его – божественно и спасительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Амвросий Медиоланский пишет: «А что Дух – вершитель Божественного изволения, можно также узнать из следующего. Ведь когда выше мы показали, что Святой Дух – совершитель таинства крещения и прочли, что крещение происходит по замыслу Божию, как написано: а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него ( Лк.7:30 ), – то определенно прояснено, что как невозможно крещение без Духа, так же без Духа невозможен и суд Божий. И чтобы еще в большей степени постичь, что Дух есть мощь, нам надлежит знать, что Его [сошествие] было обещано, когда Господь сказал: излию от Духа Моего на всякую плоть ( Иоил.2:28 ). Стало быть, Тот, Кто был нам обещан, есть мощь, как и в Евангелии Сын Божий объявил: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе облечётесь силою свыше ( Лк.24:49 )» 98 . Итак, Дух Святой действовал через Моисея как Дух суда Божьего, потому что те пророчества, которые в Духе Святом изрекались, были пророчествами о судах, о казнях. Фульгенций Руспийский, живший до VIII века, так истолковал слова святителя Амвросия Медиоланского : «Блаженный Амвросий в первой книге сочинения о Святом Духе среди прочего приводит такое утверждение [пророка Иоиля]: излию от Духа Моего ( Иоил.2:28 ). Не Духа, по его словам, но – от Духа, ибо мы не можем обрести полноту Святого Духа, но столько получаем, сколько наш Судия по Своей воле от Себя уделяет. Стало быть, святой Амвросий, указывая, что мы принимаем не полноту Духа, но от полноты Его, немного позже, чтобы показать, что Христос стяжал полноту Духа, говорит так: «Отец говорит, что излиет от Духа Святого на всякую плоть. Ибо не всего [Духа Святого] излил, но того, чего излил, всем было достаточно»» 99 . То есть Дух Святой изливается в полноте в том смысле, что каждый пророк Бога получал Духа Святого в достаточном для него виде, в той достаточной полноте, которая была необходима, чтобы он эффективно совершил свое служение перед Богом. И эти два Божиих пророка, Моисей и Аарон, очень эффективно в Духе Святом совершали свое служение, служение суда над богами Египта, поражая язычество и идолопоклонство в этой стране, в этом оккультном государстве! Ибо Древний Египет – это была оккультная тирания, бесовское порабощение верующих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Тема Сиона является связующей для всех прочих эсхатологических тем Ветхого Завета, среди которых исследователи выделяют следующие: Темы, относящиеся к преображению человеческого общества: • Возвращение в землю обетованную (см. например: “Будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме” Ис.27:13 . Также: 35:10; 51:11; 60:4; 66:20; Иер.3:14; 32:37 ; Иез.20:33-44; 37:26 ; Иоил.3:20 ; Мих.4:6-7. 10 ; Соф.3:20 ; Зах.2:7; 8:7-8 ). • Тема праведного царя-мессии, о котором уже достаточно было сказано ( Ис.11:9; 44:28 ; Иер.33:16 ; Зах.4:5-10; 6:12-13; 9:9-10 ). • Победа Израиля над другими народами (см. например: “Встань и молоти, дщерь Сиона, ибо Я сделаю рог твой железным и копыта твои сделаю медными, и сокрушишь многие народы, и посвятишь Господу стяжания их и богатства их Владыке всей земли” Мих.4:13 . Также: Ис.34:8 ; Иоил.3:1-21 ; Авд.16 ; Зах.1:14-15; 12:2-9; 14:1-3; 12-19 ). • Установление мира между народами (см.: “И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима” Ис.2:2-4 = Мих.4:1-4 ). Обращение народов (см. например: “И вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь” Ис.66:18-23 . Также: Иер.3:17 ; Зах.2:11; 8:20-23 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/govorun-ser...

Первое поучение Феодосия к народу, сохранившееся в полном составе, называется «Поучение блаженнаго Феодосия, игумена печерскаго, о казнях Божиих» . Оно написано, вероятно, по случаю нашествия половцев на землю Русскую в 1068 г., когда три князя наши Изяслав, Святослав и Всеволод потерпели от них поражение на реке Альте, и вслед за тем в Киеве произошел мятеж, потому что под этим самым годом и преподобный летописец, сказав о победе поганых над нашими князьями по допущению Божию, приводит в виде размышления большой отрывок из настоящего Слова Феодосия, хотя и не называет его по имени . В Слове можно различать две главные части. В первой проповедник говорит вообще, что причиною казней Божиих, каковы: нашествие иноплеменников, бездождие, голод — суть наши грехи, подтверждает это словами Писания, обличает вообще в нечестии своих соотечественников и убеждает их покаяться и жить по-христиански, а не по-язычески. «Бог наводит какую-либо казнь или иноплеменников по гневу Своему за то, что мы не обращаемся к Нему, а междоусобная брань бывает по наущению от дьявола и от злых людей. Бог не хочет зла, но добра; а дьявол радуется всякому злу, совершаемому между людьми: он издревле враг нам, хочет убийства, кровопролития, воздвигая свары, зависть, братоненавидение, клеветы. Потому, если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертию, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями, чтобы мы, покаявшись, жили так, как Бог велит, вещая нам чрез пророка: Обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, в посте и плачи (Иоил. 2. 12). Если бы мы пребывали в заповедях Божиих, то и здесь удостоились бы получить блага земные, и по отшествии из мира — жизнь вечную. Но мы постоянно вращаемся в нечестии, прилагая грехи к грехам, во всем прогневляя Бога, совершая то пред очами Его. И исполнятся на нас слова Его, сказанные чрез пророков... (Ам. 4. 7–9; Притч. 1. 28 и др.) Посему-то Бог затворяет небо, не дает дождя, посылает град, погубляет морозом плоды, томит землю зноем за наши беззакония. А если мы покаемся от злоб наших, то, как чадам, Бог подаст нам вся благая и одождит нам дождь ранний и поздний, и наполнятся гумна наши пшеницы... (Иоил. 2. 23–25). Слыша это, подвигнемся на добро: взыщите суд, избавьте обидимого и придите на покаяние, не воздавая злом за зло, ни клеветою за клевету; но обратимся любовию к Господу, постом, и рыданием, и слезами омывая грехи свои, не словом называясь христианами, а живя язычески».

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

О мессианском помазании Христа говорится и в Деян 10. 38. К. Г. знаменует собой наступление эсхатологической эпохи, когда Св. Дух будет пребывать с народом Божиим (Деян 2. 17-21; ср.: Иоил 2. 28-32). В Евангелии от Матфея к описанию К. Г., представленному у евангелистов Марка и Луки, добавляются новые подробности (Мф 3. 13-17). Только евангелист Матфей сообщает о диалоге Иисуса Христа с Иоанном Предтечей, к-рый отказывается совершить над Ним крещение, возражая, что это ему самому «надобно креститься» от Спасителя. Ответ Христа подчеркивает принятие Им крещения как следование божественному замыслу, состоящему в том, чтобы «исполнить всякую правду» (πληρσαι πσαν δικαιοσνην - Мф 3. 15). Вероятно, этот эпизод призван обосновать проблему необходимости принятия крещения Тому, Кто не имел греха, тем более что, как подчеркивается в Евангелии от Матфея, прерогатива очищать от грехов принадлежит только Христу (Мф 1. 21; 26. 28). Представление о правде (δικαιοσνην) как о реализации в этом мире Божественного Промысла становится одним из центральных понятий Евангелия от Матфея (Мф 5. 6, 10; 6. 33; 21. 32), а тема богосыновства связывается у Матфея с послушанием божественной воле (Мф 4. 1-11; 26. 39; 27. 43). Матфей единственный из евангелистов, кто говорит о сошествии именно «Духа Божия» (τ πνεμα το θεο - Мф 3. 16; в Мк 1. 10 говорится просто о Духе; в Лк 3. 22 - о Духе Святом). Только у Матфея божественный глас с неба предстает как обращение к Иисусу в 3-м лице: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф 3. 17). В др. Евангелиях эти слова носят форму личного обращения, чей адресат представлен во 2-м лице: «Ты Сын Мой возлюбленный» (Мк 1. 11; Лк 3. 22). Эта же усыновительная фраза присутствует в рассказе о Преображении Господнем (Мф 17. 5; ср.: 2 Петр 1. 17). В отличие от Евангелия от Луки в описании сцены К. Г. у Матфея нет указаний, что др. ее участники, а не только Иисус или Иоанн Креститель могли слышать голос с неба. В Евангелии от Иоанна К. Г. представлено как повествование от лица Иоанна Предтечи об уже происшедшем и известном событии.

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010