Пророчество: Мессия будет Царь ( 2Цар. 7:16 ; Иер. 23:5–6 ; Мих. 5:2 и др.). Ему принесут дары и поклонятся волхвы, цари востока ( Пс. 71:10–11 , Ис. 60:6 ). Во дни уничижения Он будет иметь торжественное, как царь, вшествие в Иерусалим ( Зах. 9:9 ), но вполне откроется Его царственная власть по вознесении на небо, ибо Господь сказал Ему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих ( Пс. 109:1. 5–6 ; сн. 2, 8 и др.). Царство Мессии – царство духовное, царство всеобщего мира и правды ( Пс. 44:4–8; 71:7 ; Ис. 9:6; 11:5–8 ). Утвердившись первоначально на Сионе, в Иерусалиме ( Ис. 2:3 ; Мих. 4:2 ; Иер. 3:17 ), оно обнимает все народы ( Пс. 2:8 ; Ис. 65:1; 55:5 ; Зах. 9:10 ); все враги царства будут побеждены ( Пс. 109 ) и Мессия будет царствовать вечно ( Пс. 44:7, 18 ; Дан. 2:44; 7:13–14 ). Членам Его царства будут прощены грехи и будут все научены Богом ( Иер. 31:31–34 ). Дары Духа Св. обильно, как поток вод многих ( Ис. 11:9; 12:3; 55:1; 58:11 ; Зах. 14:8 ; Иез. 47:1–12 ), излиются на всяку плоть ( Иоил. 2:28–29 ). – Исполнение: Иисус Христос действительно есть Царь ( Иоан. 18:37 ). При рождении Его Ему принесли дары волхвы востока ( Мф. 2:1–11 ), при торжественном вшествии в Иерусалим Он встречен был выражениями народного восторга: благословен грядый Царь во имя Господне ( Лук. 19:38 ). Но царство Его несть от мира сего ( Иоан. 18:36–37 ). Его царство есть царство Божие, царство небесное, есть правда, мир и радость о Дусе Святе ( Рим. 14:17 ). Оно обнимает небо и землю ( Еф. 1:10 ; 1Петр. 3:2 ). Он Сам говорил; дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:19 ). Подобает бо Ему царствовати, дóндеже положит вся враги под ногама Своима ( 1Кор. 15:12 ; сн. Евр. 2:7–8 ). Теперь еще не все враги покорены Ему ( Евр. 2:8 ), но когда истребится последний враг – смерть ( 1Кор. 15:26 ), тогда и Сам Сын покорится Покоршему все Ему, да будет Бог во всем ( 1Кор. 15:28 ), т. е. тогда наступит вечное соцарствование Его Богу Отцу и Св. Духу и славному царству Св. Троицы и вместе царству Его не будет конца ( Лук. 1:33; 23:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Деян.11:26 .  Бысть же им лето цело собиратися в церкви, и учити народ мног, нарещи же прежде во Антиохии ученики Христианы. Божественный Варнава достиг цели своей: они оба с Павлом начиная с того времени, как Павел прибыл в Антиохию, ходя целый год в Церковь , учили собирающийся туда народ. «Нарещи же прежде в Антиохии ученики Христианы»: сии слова означают, что ученики, верующие во Христа, тогда в первый еще раз названы Христианами: а хотя здесь и не упоминается, кем они названы: однако ж безошибочно можем заключить, как видеть можно из слов вышеупомянутых, и как внушает нам разум, и подтверждают святые Отцы, что верных назвали Христианами Богоносные Апостолы по откровению (Афан. в 45 Отв. Нисс. о совер. Злат. Икум. Феоф. на Деян.). Некоторые честь сию приписывают Павлу, говоря, что он прославил имя Христово в Антиохии, назвав учеников Христианами. Великую же славу для Антиохии и Антиохиан составляет то, что в ней первый раз услышано имя Христианин: и что в ней верующие первые именованы Христианами: прежде сего верующие во Христа назывались учениками, братиями, святыми, верными: а Иудеи называли их Галилеанами, или Назореанами. С сего же времени, как назвали их в Антиохии Христианами, начали сим именем называть их уже все, как верные, так и неверные. «Аще ли же яко Христианин, да не стыдится» ( 1Пет.4:16 ), написал в своем послании святый Петр? «вмале мя препираеши Христианина быти» ( Деян.26:28 ), сказал Царь Агриппа Павлу. Деян.11:27 .  В тыя же дни, снидоша от Иерусалима пророцы во Антиохию. Не удивляйтесь, слыша во Евангелии, что все Пророки до Иоанна Крестителя пророчествовали: и что здесь, Пророки пришли из Иерусалима в Антиохию, и не думайте, чтобы Евангелие противоречило Деяниям Апостольским. Сии Евангельские слова: «вси бо Пророцы и закон до Иоанна прорекоша» ( Мф.11:13 ), означают тех Пророков, которые предрекли о пришествии Христовом, которые пророчествовали начиная от Адама, даже до Иоанна, а потом уже престали: Пророки же, бывшие по Рождестве Христовом, суть те, которые предсказывали не о Иисусе Христе, но о вещах быть имеющих: о сем то Пророческом даре предсказал Пророк Иоиль, говоря: «и будет по сих, излию от духа моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши» ( Иоил.2:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Плач Иеремии. Содержит в себе плач пророка о бедствиях, постигших его отечество. Книга пророка Варуха. Книга эта содержит в себе послание из Вавилона к иудеям, оставшимся в отечестве. Писатель послания убеждает их молиться Богу о прекращении плена. Книга пророка Иезекиля. Иезекиль предсказал плен и возвращение иудеев из плена и восстановление Иерусалимского храма. Кроме сего, он пророчествовал о царстве Мессии и призвании в него язычников ( Иез. 34:23–31, 37:21–28 ). Книга пророка Даниила. Первая половина ее содержит историю жизни Даниила и трех друзей его и описание некоторых приключений царей вавилонских. Вторая половина содержит пророчества Даниила о четырех всемирных царствах и о царстве Мессии. Книга пророка Осии. Осия пророчествовал при Иеровоаме II, царе Израильском. Он особенно сильно изобразил беззакония иудеев и израильтян и предсказал им за них наказание Божие, но предвозвестил и обращение их к Богу и избавление людей от смерти и ада ( Ос. 3:5, 13:14 ). Книга пророка Иоиля. Иоиль пророчествовал при иудейских царях Озии и Иоафаме. По случаю опустошения полей саранчою, он убеждал иудеев прибегнуть к покаянию и молитве, предсказал излияние Духа Святого на всякую плоть и суд Божий над всеми народами ( Иоил. 2:28–29, 3:1–3 ). Книга пророка Амоса. Амос призван Богом к пророческому служению в царствование Озии, из пастухов. Книга отличается особенной простотой изложения. В ней сначала пророк предсказывает бедствия соседним народам, потом обличает израильтян, особенно богатых, в роскоши, притеснении бедных, в неправде на суде, в обмане в торговле и предсказывает рассеяние израильтян между народами. Но предсказывает и утешительные события: восстановление дома Давидова и обращение народов к истинному Богу ( Ам. 9, 11, 12 ). Книга пророка Авдия. В своей книге пророк Авдий, живший при Ахазе, предсказывает гибель идумеян за то, что они радовались бедствиям Иерусалима. Книга пророка Ионы. Содержит в себе историю посольства его к ниневитянам. Книга пророка Михея. Он в царствование Езекии предсказывал падение Израильского царства, плен иудеев в Вавилоне и возвращение их из плена. Он предсказал рождение Спасителя в Вифлееме ( Мих. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

7. И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. (Помажутся миром на горе сей: предаждь сия вся языком: той бо совет на вся языки). Обыкновенное помазание миром означало праздничное радостное настроение, но помазание миром, как действие священное, по воле и при участии самого Господа, совершалось только над дарами, первосвященниками и пророками; как таковое, оно сопровождалось излиянием даров Святого Духа. Поэтому и здесь, при помазании народов миром, им будут сообщены дары святого Духа, освящающие и утверждающие их духовные силы. Это откровение о всемирном миропомазании, как чрезвычайно важное, Господь подтверждает пророку и заповедует передать его всем народам. А это не могло быть сделано иным образом, как посредством писания, что и исполнил пророк Господень с точностью. И это утешительное откровение было высказано ранее, еще пророком Иоилем в пророчестве об «излиянии Духа на всякую плоть и о спасении на Сионе» ( Иоил.2:28–32 ). Предвестие пророков Иоиля и Исаии осуществилось также по совершении дела искупления Иисусом Христом, когда в день Пятидесятницы обильно излил Господь дары Святого Духа на апостолов в Иерусалиме, а через них и на всех верующих всех стран и народов ( Деян.2 ). Посему Апостолы, обращаясь к верующим во Христа, говорили: «вы имеете помазание от Святого, и знаете все» ( 1Иоан.2,20,27 ). 52 8. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. (Пожре смерть возмогши, и паки отъят Господь Бог всякую слезу от всякаго лица: поношение людий отъят от всея земли, уста бо Господня глаголаша сия). Когда люди не были искуплены кровью Христа, то над их жизнью превозмогала или преобладала смерть и беспощадно истребляла их, поэтому на всяком лице были безутешные слезы, тем больше, чем сильнее люди чувствовали свою беспомощность в деле оправдания своего перед Богом и свой страх перед Его грозной властью. Но когда люди «испиют радость на Сионе, испиют вино,» т.е. приобщены будут искупительной крови Христа (ст.6), тогда жизнь возобладает над смертью и Господь со всякого лица отрет всякую слезу, всякую, потому что «кровь Христа очищает нас от всякого греха» ( 1Иоан. 1:7 ). А вместе с истреблением греха уничтожится и поношение людей, именно то, что они были рабы, отверженные Богом, проклятые. Ибо искупленные, они уже будут называться сынами, благословенными Богом. Это чрезвычайно важное откровение пророк удостоверяет клятвенно: «так говорит Господь!» – т.е. устами пророка говорит сам Бог или уста пророка служат устами Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«Слово» которое «было Бог» «стало плотью», то есть человеком, в лице Иисуса Христа. В послании к Евреям Сын Божий назван Богом и Творцом мира: А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся ( Евр.1:8–12 ). Здесь мы видим, как цитата из Ветхого Завета, в которой речь идет, несомненно, о Боге и Творце ( Пс.101:26–28 ), употребляется по отношению к Сыну Божию, который воспринял плоть и кровь и стал человеком в лице Иисуса Христа ( Евр.2:14,15 ). Эта особенность новозаветного текста – к Иисусу относятся те имена или функции, которые в Ветхом Завете относятся только к Богу, – встречается постоянно. Например, пророк говорит: И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Иоил.2:32 ). В Новом Завете эта цитата повторена два раза буквально, причем в обоих случаях речь идет об имени Иисуса Христа: И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. .... Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли ( Деян.2:21,36 ). Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Рим.10:9–13 ). У пророка Исайи всякое колено преклонится перед Богом: Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык ( Ис.45:23 ). Святой Апостол Павел говорит о том, что всякое колено преклонится перед Иисусом:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

1:1. Такое начало второго тома было вполне обычным. Выражение «от начала» может указывать на то, что эта книга продолжает рассказ о деяниях Иисуса через « церковь , но вообще подобные выражения характерныдля стиля Луки и, вероятно, просто отражают обороты речи, свойственные семитским языкам или койне (разговорному греч. языку эллинистической эпохи). Феофил, по-видимому, был патроном, чья финансовая поддержка способствовала созданию этого труда, и Лука официально посвящает ему свое произведение (как это было принято; см. коммент. к Л к. 1:3,4). 1:2,3. О явлениях Иисуса сообщается в Л к. 24, а «сорок дней» соотносятся со служением в Галилее, упоминаемым в других Евангелиях. Греки тоже стремились заручиться свидетельством очевидцев так называемых «эпифаний» (явлений) богов, но такие явления не носили отчетливо выраженногоматериального характера и не продолжались столь длительное время. 1:4. Выражение, переведенное как «собрав их», дословно гласит: «разделив с ними соль», – греческая идиома, обозначающая застольное общение. Этот акт был верным признаком материальной природы явления (во многих еврейских преданиях ангелы не могли по-настоящему есть человеческую пищу) и тесного контакта воскресшего Иисуса с учениками (см. коммент. к Лк. 5:29–32 ). 1:5. В различных течениях древнего иудаизма Святой Дух ассоциировался как с очищением (при крещении), так и с мудростью или пророчеством. Но самой ценной считалась способность пророчествовать (говорить от имени Бога, по внушенному Им наитию), и Лука подчеркивает эту сторону служения Духа, ограничиваясь почти исключительно ею. 1:6–11 Пришествие и вознесение 1:6 . То, что ученики задали Иисусу этот вопрос, вполне закономерно. Иисус говорил о Царстве Божьем (1:3), а все тексты, связанные с излитием «Святого Духа в Ветхом Завете, относятся к восстановлению Израиля ( Ис. 32:15; 44:3 ; Иез. 36:25–28; 37:14; 39:29 ; Иоил. 2:28–3:1 ). 1:7 . См.: Мф. 24:36 . Авторы еврейских «апокалиптических произведений обычно представляли историю разделенной на эпохи, продолжительность которых была определена Богом, хотя иногда, предсказывая близость конца света, они использовали свои подсчеты. Иисус говорит, что Отец определил время, но не открыл его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

1:7. Ученики часто служили своим учителям как рабы, за исключением самой лакейской работы, такой, как снимать обувь с ног господина. Иоанн считает себя недостойным быть даже рабом Мессии. 1:8 . В Ветхом Завете излитие Духа иногда сопоставляется с живительными потоками воды. Такие тексты относятся главным образом ко времени Божьего Царства, когда Бог очистит Свой народ и даст ему способность пророчествовать от Своего имени ( Ис. 44:3 ; Иез. 36:25–27 ; Иоил. 2:28,29 ). В иудаистской традиции времен Иисуса по-прежнему не ослабевала надежда на то, что Дух произведет очищение и помажет на служение пророков в конце времен. 1:9,10. О том, что Царство близится, могут свидетельствовать и разверзающиеся небеса ( Ис. 64:1; 65:17 ). Хотя у древних авторов образ голубя был многозначным символом, здесь он может напомнить о Божьем обетовании нового мира ( Быт. 8:10–12 ). 1:11. Еврейские учителя, которые считали, что Бог больше не говорит через Своих пророков, верили, что теперь Он обращается к ним с помощью гласа небесного (bat kol), хотя это не приравнивалось по значимостик пророчеству. Здесь Марк показывает, что и голос с неба, и пророчество Иоанна свидетельствуют об Иисусе. В еврейских преданиях голос с неба иногда цитировал Писание, и многие исследователи считают, что здесь небесный голос ссылается на два или три отрывка из Писания: Пс. 2 – о царственном Мессии, Сыне Божьем; Ис. 42 – о страждущем рабе; и Быт. 22 – об Аврааме, приносящем в жертву своего возлюбленного сына. Текст Мк. 1обнаруживает наибольшее сходство с Пс. 2:7 и Быт. 22:2 . 1:12,13. Существовало поверье, что бесов особенно привлекали купальни, кладбища и пустыни. Поэтому, вероятно, читатели с напряженным интересом наблюдали за битвой Иисуса с сатаной на собственной территории последнего. Остаться невредимым, живя «со зверями», означает находиться под Божьим покровительством ( Иез. 34:25 ; Дан. 6:22 ). 1:14,15. Краткое изложение проповеди Иисуса охватывает и все содержание Евангелия от Марка, или Благой вести (1:1): люди должны обратиться к Богу (о покаянии см. в коммент. к 1:4,5), если они верят в радостную весть о том, что Бог готов исполнить все обетования, данные Им Своему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Диспенсационалисты настаивают, что Церковь не была предметом ветхозаветных пророчеств 12 . Однако апостолы считали иначе. Например, на Иерусалимском соборе ап. Иаков цитирует пророчество Амоса ( Ам. 9:11–12 ) как относящееся к Церкви ( Деян. 15:14–17 ). Обещанное излияние Духа Божия ( Иоил. 2:28–29 ; ср. Ис. 32 , Зах. 12:10 ), по свидетельству ап. Петра, также исполнилось именно в Церкви ( Деян. 2:14–21 ). Нельзя не вспомнить и пророчество Иеремии о новом завете согласно книгам самого Нового Завета ( Иер. 31:31 и Лк. 22:20 , 1Кор. 11:25 , 2Кор. 3:6 , Евр. 8:6–13, 9:15, 12:24 ). Поэтому святые отцы всегда толковали обетования Израилю как исполнившиеся в Церкви, в ее духовных дарах и единстве. Так, диспенсационалисты относят ряд пророчеств Исаии ( Ис. 11:6–9, 65:17–25 ) к тысячелетнему царству, тогда как в действительности они относятся к Церкви, в которой Бог творит новое небо, по объяснению свт. Григория Нисского 13 . Если же читать эти пророчества «буквально», т.е. как относящиеся к славному царству Христову, то почему же в этом царстве будут умирать люди ( Ис. 65:20 ), показывая царство не Христа, а последнего врага – смерти ( 1Кор. 15:26 )? Несомненно, изображенное пророком царство должно предварять Второе пришествие Христово, а не следовать за ним. Изначально Церковь считала себя духовным продолжением Израиля, о чем пишет уже ап. Павел ( Гал. 6:16 ). Очень ясно об этом говорит мч. Иустин Философ : «Мы, которые приведены к Богу чрез этого распятого Христа, мы – истинный духовный Израиль и род Иуды, Иакова, Исаака и Авраама» 14 . Святые отцы, опираясь на перевод имени Израиль как «видящий Бога» 15 , считали Израилем всякий ум, видящий Бога, а в целом – и всю Церковь , в которой обитают видящие Бога 16 , в противовес плотскому Израилю, который закрыл свои духовные очи 17 . Как свидетельствует прор. Исаия, плотской Израиль нельзя назвать домом Божиим и местом покоя Божьего ( Ис. 66:1–2 ). Однако, объясняет свт. Кирилл Александрийский , Церковь становится таким домом Божиим, и Бог обитает в христианах через Духа, о чем Господь предсказывает через пророка: «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер. 31:33 ) 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня». (Ос. 8, 3; 9, 3; 11, 8—9; 13, 14) Пророк Иоиль предсказывает опустошение земли саранчой и нашествие на страну «народа сильного и бесчисленного; зубы у него — зубы львиные, и челюсти у него — как у львицы. При виде его затрепещут народы». Но вместе с тем возвещает пророк от имени Господа: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я — Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь». (Иоил. 1, 6; 2, 6, 12—13, 27—28, 32) Пророк Михей был современником пророка Исаии. Он поучает народ воспользоваться уроком, преподанным Самарии, которая за нечестие свое сделалась «грудою развалин в поле». И Иерусалиму предвещает он также опустошение, но утешает народ, передавая ему обетования Господни: «В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века». Далее пророк Михей указывает прямо место рождения обещанного Спасителя: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир».

http://pravoslavie.ru/2967.html

Рим.10:11 .  Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. И Ветхий Завет устами пророков ( Ис.28:16 и Иоил.2:32 ) выражал убеждение в том, что окончательное спасение все люди получат только через веру и молитву, с которою нужно обращаться к Единому Господу всех – Иисусу Христу, Который, как сказано выше, есть «благословенный Бог» ( Рим.9:5 ). Рим.10:12 .  Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. «Один Господь» – это Господь Иисус Христос, Спаситель всех людей, которые Его призывают (Иоанн Злат.). – «Богатый» – конечно, благодатью и спасением (ср. Рим.5:15, 11:33 ; 2Кор 13:13 ). – «Призывающих Его». Как видно из последующего, Апостол не делает никакого различия между призыванием Христа и призыванием Бога. Рим.10:13 .  Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. То, что говорит Иоиль о Боге ( Иоиль 2:32 , по греч. тексту LXX), Апостол относит прямо ко Христу. Следов., место из кн. пророка Иоила имеет, по апостолу, мессианское значение. Рим.10:14 .  Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Но для того, чтобы уверовать в Спасителя, как в Господа, нужно было услышать проповедь о Нем. Должны были явиться проповедники или вестники о Христе, которые непременно должны были иметь на это дело полномочие от Бога. Таким образом, значит, это была воля Божия, что проповедь о спасении через веру была возвещена и иудеям. Если же иудеи оказались невнимательными к этой проповеди, то этим смущаться нечего: собственные пророки народа еврейского предвидели, предсказали это неверие евреев, равно как и обращение ко Христу язычников. Израиль, очевидно, не захотел уверовать во Христа и, таким образом, сам виноват в своем отвержении. Рим.10:15 .  И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Рим.10:16 .  Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010