К сожалению, это традиционная евхаристическая экклезиология, предлагаемая Афанасьевым и всеми другими, так и не приобрела крепкого библейского основания и, как следствие, эсхатологической основы. Кроме этого недостатка, почти все римо-католические экклезиологи, систематически занимавшиеся “евхаристической экклезиологией”, предлагаемой Афанасьевым и другими — без отрицания, конечно, ее значения — критиковали отсутствие последовательного синтеза между местным и вселенским, между единством и автономией. Памятуя об этом и в свете того, что богословский гений Афанасьева по праву считается тяжелой артиллерией нашего современного православного богословия, я решил предложить этому высокому собранию скромный вклад некоторых идей библейских изучений и развить эсхатологический аспект евхаристической экклезиологии — другими словами, предложить новую экклезиологию, которая, не отклоняясь от традиционной евхаристической экклезиологии, тем не менее представляется более библейски обоснованной — я предлагаю “эсхатологическую экклезиологию”. II При разработке этой эсхатологической экклезиологии я предлагаю следовать христологическому методологическому подходу, несмотря на мое твердое убеждение, что тринитарный (т. е. пневматологический ) более свойственен и привычен православному богословию. Я решил взять в качестве общей отправной точки Христа и его главную керигму, не избегая, конечно, тринитарной (т.е. пневматологической) аргументации. Я делаю это не только потому, что Церковь при развитии своего богословия концентрировалась исключительно на втором лице Святой Троицы, но и потому что я твердо верю в синтез двух описанных выше экклезиологий, евхаристической и универсальной. В конце концов, экклезиология должна основываться на учении, жизни и деятельности Господа нашего Иисуса Христа и определяться ими. Наконец, богословское обоснование всякой экклезиологии является обязательным для всякого солидного богословского и канонического предложения. Но учение Иисуса и особенно Его жизнь и деятельность нельзя понять правильно без обращения к эсхатологическим ожиданиям иудаизма. Эти ожидания были на самом деле ничем иным, как ожиданием грядущего Мессии, который в “последние дни” истории (“эсхатон”) установит свое царство, призывая весь рассеянный и бедствующий народ Божий в одно место, чтобы стать одним телом, соединенным вокруг него. Так как это выражалось в пророческой традиции иудаизма ( Иоил.3:1 ; Ис.2:2, 59:21 ; Ез.36:24 etc.), ожидалось, что о начале эсхатологического периода возвестит собрание всех народов и нисшествие Духа Божия на сынов и дочерей Бога. Очень важны слова о роли Мессии в Евангелии от Иоанн, которые, как правило, в экклезиологических размышлениях не замечают. В этом месте евангелист объясняет слова иудейского первосвященника, утверждая, что “он предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино ” ( Ин.11:51-52 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/vasiliadis-...

Плач Иеремии. Содержит в себе плач пророка о бедствиях, постигших его отечество. Книга пророка Варуха. Книга эта содержит в себе послание из Вавилона к иудеям, оставшимся в отечестве. Писатель послания убеждает их молиться Богу о прекращении плена. Книга пророка Иезекиля. Иезекиль предсказал плен и возвращение иудеев из плена и восстановление Иерусалимского храма. Кроме сего, он пророчествовал о царстве Мессии и призвании в него язычников ( Иез. 34:23–31, 37:21–28 ). Книга пророка Даниила. Первая половина ее содержит историю жизни Даниила и трех друзей его и описание некоторых приключений царей вавилонских. Вторая половина содержит пророчества Даниила о четырех всемирных царствах и о царстве Мессии. Книга пророка Осии. Осия пророчествовал при Иеровоаме II, царе Израильском. Он особенно сильно изобразил беззакония иудеев и израильтян и предсказал им за них наказание Божие, но предвозвестил и обращение их к Богу и избавление людей от смерти и ада ( Ос. 3:5, 13:14 ). Книга пророка Иоиля. Иоиль пророчествовал при иудейских царях Озии и Иоафаме. По случаю опустошения полей саранчою, он убеждал иудеев прибегнуть к покаянию и молитве, предсказал излияние Духа Святого на всякую плоть и суд Божий над всеми народами ( Иоил. 2:28–29, 3:1–3 ). Книга пророка Амоса. Амос призван Богом к пророческому служению в царствование Озии, из пастухов. Книга отличается особенной простотой изложения. В ней сначала пророк предсказывает бедствия соседним народам, потом обличает израильтян, особенно богатых, в роскоши, притеснении бедных, в неправде на суде, в обмане в торговле и предсказывает рассеяние израильтян между народами. Но предсказывает и утешительные события: восстановление дома Давидова и обращение народов к истинному Богу ( Ам. 9, 11, 12 ). Книга пророка Авдия. В своей книге пророк Авдий, живший при Ахазе, предсказывает гибель идумеян за то, что они радовались бедствиям Иерусалима. Книга пророка Ионы. Содержит в себе историю посольства его к ниневитянам. Книга пророка Михея. Он в царствование Езекии предсказывал падение Израильского царства, плен иудеев в Вавилоне и возвращение их из плена. Он предсказал рождение Спасителя в Вифлееме ( Мих. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Чтобы яснее раскрыть вам, братия, промышление Святого Духа о нашем спасении, в следующем поучении скажу о благодатных действиях Святого Духа. Ему Просветителю и Освятителю нашему, Всесвятому Духу, слава честь и поклонение с Отцом и единородным Сыном Его, Спасителем нашим, ныне, и всегда и во веки веков. Аминь. Поучение 51 1) О благодатных действиях Святого Духа Иисус Христос говорил: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ). Это исполнилось, когда Дух Святой сошел на апостолов и на всех членов первенствующей Христовой церкви, и до ныне исполняется: ибо Дух Святой сошел в церковь Христову для того, чтобы пребывать в ней до скончания мира. Такое обещание дал Христос Спаситель, говоря: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с Вами во век ( Ин. 14:16 ). Сей Дух, чрез евангельскую проповедь и спасительные таинства, всех призывает и привлекает ко Христу Спасителю, и, по слову пророка, изливается на всяку плоть ( Иоил. 2:28 ), т. е. на всех верующих во Иисуса Христа. Иисус Христос говорит: веруяй в Мя, яко же рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Его же хотяху приимати верующие во имя Его, присовокупляет евангелист ( Ин. 7:38 ). Апостол Павел пишет: никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым. Разделения же дарований суть, а тойжде Дух. Комуждо же дается явление Духа на пользу. Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе; другому вера, темже Духом; иному же дарования исцелений, о томже Дусе и пр. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет ( 1Кор. 12:3–11 ). Так многоразличны, и так необходимы действия Святого Духа в деле нашего спасения. Как Дух Святой дает силы и благоустройство всем тварям мира видимого и невидимого: так, скажем словами церковной песни, Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется. 28 Как без этого видимого солнца нет на земле благотворного света, нет теплоты, и не могут жить ни люди, ни другие животные: так и без животворящего Духа Святого не может быть духовной жизни, не может человек достигать спасения, не может и положить начала сему подвигу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

На позднее происхождение книги также, возможно, указывают отдельные термины, характерные для книг, входящих в поздний корпус ВЗ: такие, как   («копье» - Иоил 2. 8, к-рое употребляется в Иов 33. 18; Неем 4. 11, 17),   («задняя часть» - Иоил 2. 20, встречается также в 2 Пар 20. 16; Еккл 3. 11; 7. 2),   («смрад» - Иоил 2. 20, встречается также только в Сир 11. 12) и др. По мнению др. авторов, свидетельствами позднего языка Книги прор. Иоиля являются краткая форма местоимения 1-го лица ед. ч.-   (Иоил 2. 27), использование существительного   для обозначения храма (Иоил 1. 13, 16), а также словосочетания «Иуда и Иерусалим» (       - Иоил 3. 1) и «чада Сиона» (     - Иоил 2. 23) ( Crenshaw. 1995. P. 26). Существуют и др. лексические совпадения с поздними книгами: напр., отдельные фразы из Иоил 2. 13b и 14a повторены в Ион 4. 2b и 3. 9а. Параллельное сопоставление вост. и зап. морей в Иоил 2. 20 встречается в более позднем отрывке из Зах 14. 8. И. также цитирует слова предшествовавших пророков (см., напр.: Авд 17; Ис 2. 4; Мих 4. 3) ( Wolff. 1977. P. 5). Кроме того, апокалиптический жанр, к к-рому относится Книга прор. Иоиля, был сформирован в период после плена ( Coggins. 2000. P. 17-18). Прор. Иоиль. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Прор. Иоиль. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Существуют сторонники и более ранней датировки, относящие возникновение пророчеств И. ко времени непосредственно перед вавилонским пленом, т. е. к кон. VII - нач. VI в.: отсутствие упоминания в книге о царской власти могло отражать небольшой временной период, когда монархия уже прекратила существование, а Иерусалим пребывал в относительной защищенности, т. е. перед пленом - ок. 587-586 гг. (4 Цар 25. 4-8) ( Stuart. 1997. P. 224; Koch K. The Prophets. Phil., 1982. Vol. 1: The Assyrian Period). По мнению сторонников этой гипотезы, сохранившиеся в Книге прор. Иоиля аллюзии на события, происшедшие во время плена (Иоил 3. 1-7) не обязательно отражают период после 586 г., поскольку политика депортации народов могла привести к возникновению более ранних локальных переселений, начиная уже с VIII в. (The Judean Exile after 701 в. с. e.//Scripture in Context/Ed. W. Hallo et al. Winona Lake (Ind.), 1983. Vol. 2. P. 147-175). Это могут быть обстоятельства, связанные с др. вражескими вторжениями, напр. ассирийским 701 г. или вавилонским 598 г. Х. Штокс на основании схожести с кн. Второзаконие, к-рая была обнаружена, по его мнению, во времена царя Иосии, а также на основании отождествления народа «от севера» (Иоил 2. 20) со скифами относит возникновение пророчеств к этому же периоду ( Stocks H. H. D. Der «Nördliche» und die Komposition des Buches Joel//NKZ. 1908. Bd. 19. S. 750).

http://pravenc.ru/text/578234.html

Одним из важных аргументов, позволяющим определить крайние границы времени служения И., является отсутствие упоминания в книге Израиля и Самарии. Это может служить указанием, что пророчества И. были произнесены после 723/2 г., когда Самария была уничтожена ассирийцами ( Stuart. 1997. P. 224). По мнению большинства комментаторов, в словах Иоил 3. 1-3 была отражена историческая катастрофа. Вероятнее всего, речь идет о завоевании Иерусалима Навуходоносором II в 586 г. По мнению Вольфа, для пророка было очевидным существование храма, к-рый был восстановлен после 515 г. (см.: Иоил 1. 9, 14, 16; 2. 17; 3. 18), а стихи Иоил 2. 7, 9 содержат упоминания об отстроенных стенах города и отражают завершение этого строительства ок. 445 г. под рук. Неемии. Сопоставление финик. городов Тира и Сидона с филистимскими территориями в Иоил 3. 4 указывает на окончание периода персид. владычества, которое было ознаменовано разрушением Сидона Артаксерксом III Охом ок. 343 г.; впосл. упоминание этих городов не встречалось. Т. о., Вольф определяет время создания и написания книги как 445-343 гг. ( Wolff. 1977. P. 4-5). Указание на торговые отношения филистимлян с греками (Иоил 3. 4-6) также свидетельствует в пользу послепленного времени создания книги. По мнению Дж. Бартона, наиболее вероятно пророчества И. относились к периоду ок. 400 г. ( Barton. 2001. P. 16-17). Кроме этих аргументов на позднее происхождение книги указывают упоминания о существенной роли в гос. управлении старейшин и священников (Иоил 1. 2, 13-14; 2. 16-17), что отражает историческую ситуацию, связанную с деятельностью Ездры и Неемии в послепленной общине Второго храма. Эту т. зр. подкрепляет отсутствие в книге указания на существование монархии, как это было в послепленную эпоху (см. также: Redditt. 1986. P. 235). К кон. VI - нач. V в. до Р. Х. склоняются ряд авторов, для к-рых отправной точкой для датировки служат пророчества об уничтожении Эдома в Иоил 3. 19 и сопоставление с текстом прор. Малахии (Мал 1. 2-5) ( Myers. 1962; Ahlström . 1971. P. 112). По мнению Ф. Стивенсона, в основе слов «Солнце превратится во тьму...» (Иоил 2. 31) лежит реальный факт солнечного затмения, к-рое могло произойти в Иерусалиме в февр. 357 или в июле 336 г. ( Stephenson. 1969. P. 224-229).

http://pravenc.ru/text/578234.html

Иоил.3:10 .  Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: «я силен». По мнению одних (Новак), речь пророка обращена к язычникам, которые приглашаются в изобилии приготовлять оружие для предстоящей борьбы; по мнению других, к иудеям. Образы, употребляемые в Иоил3.10 , встречаются еще у Ис 2.4 и Мих 4.3 . Иоил.3:11 .  Спешите и сходитесь, все народы окрест­ные, и соберитесь; туда, Го­с­по­ди, веди Тво­их героев. «Туда, Господи, веди твоих героев»: «туда», т. е. в долину Иосафата, где имеет быть суд; «героев» (евр. gibborim ­ сильных), т. е. Ангелов, которые исполняют волю Божию (ср. Пс. 102:20, 77:25 ) и которые явятся орудиями суда Божия над язычниками. Но должно заметить, что в древних переводах приведенные слова читаются иначе, чем в подлинном тексте: в Пешито – «и там сокрушит Иегова крепость вашу»; в халд. парафр. – «там сокрушит Иегова крепость героев их»; у LXX и в слав. – «кроткий да будет храбр». Иоил.3:12 .  Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Иоил.3:12–13 представляют ответ Господа на молитву пророка в Иоил.3.11 : «веди Твоих героев». Иоил.3:13 .  Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило по­лно и подточилия пере­ливают­ся, по­тому что злоба их велика. «Пустите в дело серпы» и пр.: речь от лица Бога и обращена к героям, т. е. к Ангелам, которых, привел Господь в долину суда. «Идите, спуститесь» идите – в долину Иосафатову; вместо «спуститесь» в слав. «топчите» ( πατετε); LXX евр. redu производили, сообразуясь с контекстом не от jarad спускался (как в рус.), и от radah топтать. «Ибо точило полно и подточилия переливаются»: точило (евр. gath) – углубление для выжимания винограда и маслин, высеченное в скале или выкопанное в земле и выложенное камнем. Точило состояло из двух частей: собственно точила, куда накладывался виноград, или оливки, и подточилия, или чана, куда стекал выжатый сок (ср. Зах 14.10 ; Ис 5.2 ; Мф 21.33 ; Мк 12.1 ; Откр 14.20 ). Образ жатвы и собрания винограда – образ страшного суда. Образом жатвы дается мысль, что суд настанет в назначенное время, когда созреет жатва, и что на суде последует отделение доброго от злого, подобно тому как после жатвы хлеба, при молотьбе и веянии, отделяются зерна от мякины (ср. Мф 13.39 ; Откр 14.15–18 ). Образ точила есть образ гнева Божия, воспламеняющегося против грешников и потребляющего их, подобно тому как в точиле давят гроздья винограда. – Вместо слов «ибо жатва созрела» в слав.: «яко предстоит объимание винограда» ( τρυγητς). Греч. τρυγητς означает не только сбор винограда, но и жатву вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И обращу мзду вашу (сл. «воздаяние ваше») на голову вашу»: мздою или возмездием называется, как и в Иоил.3.4 , нападение врага на Израиля, чем враги как бы мстили Господу. Иоил.3:8 .  И пред­ам сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они про­дадут их Савеям, народу отдален­ному; так Го­с­по­дь сказал. В наказание за продажу Иудейских пленников, врагам Иуды угрожается продажею их в рабство савеям. Страна савеев или Шева, славившаяся благовонными веществами, золотом и драгоценными камнями ( Ис 60.6 ; 3Цар 10.1 ; Пс 71.15 ), ведшая обширную торговлю, находилась в счастливой Аравии, у берегов Красного моря. LXX евр. lischevaim (савеянам) принят за мн. ч. от schevi плен, а перевели ες αχμαλωσαν, отсюда в слав.: «в плен, в страну далече сущу». Слова пророка в Иоил.3:7–8 могут быть понимаемы в общем смысле о возвращении рассеянных иудеев в отечество и о господстве их над врагами (Генгстенберг). Но возможно видеть осуществление пророчества Иоиля и в тех завоеваниях земли филистимской, которые совершены были иудеями при Озии и Езекии ( 2Пар 26.6 сл., 4Цар 18.9 ), а также в послепленное время, и именно в эпоху Маккавеев ( 1Мак. 10:86, 11:60 ). Иоил.3:9 .  Провоз­гласите об этом между народами, при­готовьтесь к войне, воз­будите храбрых; пусть выступят, поднимут­ся все ратоборцы. С Иоил.3.9 начинается изображение самой картины всеобщего суда, наступление которой пророк возвещал в Иоил.3.2 . «Провозгласите об этом», слав. «проповедите сия»: не видно ясно, к кому обращается пророк – к язычникам ( Ефрем Сирин , блаж. Иероним, Кейль), или к евреям (Добронр.). Можно понимать слова пророка и как обращение как бы к герольдам, которые должны сзывать языческие народы. «Приготовьтесь к войне»: точнее с евр. освятите войну, kaddeschu milchamah, т. е. принесите жертвы, помолитесь (ср. 1Цар 7.8 ; Иер 6.4 ). «Возбудите храбрых »hairu haggjbborim, слав. «восставите сечцы»гл. hairu (от ur) имеет значение и действительное, и среднее ( Иов 8.6 ). Поэтому, некоторые понимают приведенные слова, как обращение к храбрым: возбудитесь, храбрые. «Пусть выступят», слав. «приведите», греч. προσαγγετε : гл. προσγω имеет и значение непереходное (ср. Нав 3.9 ), в каком, вероятно, и употребляли его в LXX в рассматриваемом месте. В слав. должно бы быть, как и в Нав 3.9 ; 1Цар 9.18 , «приступите», «приближитеся».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иоил.1:10   Опустошено по­ле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Иоил.1:11   Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пше­нице и ячмене, по­тому что по­гибла жатва в по­ле, Иоил.1:12   засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в по­ле по­сохли; по­тому и веселье у сынов человеческих исчезло. Пророк говорит о тяжести постигшего страну бедствия для земледельцев, виноградарей и всех жителей вообще. Не вполне ясно, говорит ли пророк здесь об одном только бедствии, о нашествии саранчи, или же в Иоил.1:9–12 он разумеет и другое бедствие засуху, постигшую страну вслед за нашествием саранчи. На последнем понимании настаивает Креднер. Но блаженный Иероним и большинство новых толкователей видят в рассматриваемых стихах только речь о последствиях нашествия саранчи. «Гранатовое дерево»: евр. rimmon. Так как это дерево имеет на ветвях шипы, то в слав. т. оно называется «шипки». «Пальма» «и финикс»: в евр. gamtamar, также пальма. Палестина в древности изобиловала пальмами. Пальмы росли у Иерихона, который назывался городом пальм ( Втор 34.3 ), в Этедди, у берегов Мертвого моря и Генисаретского озера. « Яблоня»: собств. евр. tappuach, – дерево, которое приносит наливные плоды. По Песни Песней ( Песн 2:3, 7:9 ) плоды эти весьма сладки и благовонны; цвет их золотой ( Притч 25.11 ). Полагают что tappuach есть собственно Pyrus Cidonia. Вероятно, от обилия этих деревьев получили свое название Таппуах два города, из которых один лежал в колене Иудовом ( Нав 12.17, 15.34 ), а другой на границе Ефремова и Манассиина колена ( Нав 16.8, 17.8 ). «Веселие у сынов человеческих исчезло», т. е. радость, соединившаяся с уборкой жатвы. Иоил.1:13   Препояшьтесь вретищем и плачьте, священ­ники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного при­ноше­ния и воз­лияния. Пророк указывает средство для отвращения постигшего страну бедствия: именно, он повелевает священников назначить пост и молитву. «Препояшьтесь»: при гл. chigru (от chagar) нет дополнения; но оно ясно из последующего; в некоторых кодексах (у Кениинства и Росси) даже прямо добавлено слово sak или sakim, рус. вретище. «Плачьте», слав. «бийтеся», евр. vesiphdu (от saphad). собств. бейте в грудь для выражения скорби ( Ис. 32.12 ; Наум 2.7 ). «Ночуйте во вретищах служители» Бога моего. Не снимайте печальных одежд даже ночью – служило у евреев вообще выражением сильнейшей скорби ( 3Цар 21.27 ; 4Цар 19.1 ). А священникам, в частности, законом разрешалось надевать траурные одежды только при величайших несчастиях ( Лев. 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово »освятите " употребил вместо «отделите»; отделите, говорит, себя на это, свято и чисто проходите пост; постясь же взывайте: «увы мне, увы мне в день!», то есть, увы мне по причине ожидаемого дня бедствий. Иоил.1:16 . Яко близ есть день Господень, и яко беда от беды приидет. Яко пред очима вашима пищи взяшася, и от дому Бога вашего веселие и радость. Увидите непрерывные бедствия, одно к другому присовокупляемые. Ибо сие выразил Пророк словами: «беда от беды». Иоил.1:17 . Вскочиша юницы у яслей своих Заплесневели житницы, покрытые слоями пыли. «Юницы» сказано, «вскочиша» – не от сытости же делают это, но, томясь голодом; распростерлись по земле и ногами бьют в землю. О житницах же говорит, что останутся в плесени, потому что давно не принимали в себя пшеницы. и точила раскопашася как излишние, и все прочее, что только было предназначено для таковых потреб, как излишнее, оставлено в небрежении; потому что нечего было туда положить. И стада волов мычат, издавая жалобный голос; потому что не получают обычной пищи. Одно с волами делают и стада овец. Но когда будет это, я, говорит Пророк, Иоил.1:19 . К Тебе Господи возопию, яко огнь потреби красная пустыни, и пламень пожже вся древа польская. От Тебя только можно надеяться прекращения облежащих бедствий. А под «огнем» разуметь можно врагов, подобно огню опустошивших всю страну, а также могут быть разумеемы и «прузи», и «сиплеве», и другие бедствия того же рода; потому что ими не менее, как и врагами, истребляются земные плоды. «Красными пустыни» Пророк называет места, прежде прекрасные, но теперь запустевшие от постигших бед. Ибо несколько ниже говорит: «якоже рай сладости земля пред лицем его, и якоже созади его поле пагубы» ( Иоил.2:3 ). Но когда мы недостойны, говорит Пророк, сподобиться Твоего человеколюбия, да не лишатся какой-либо пощады мычащие и блеющие животные. Иоил.1:20 . и скоти польстии воззреша къ Тебе, яко изсхоша источницы воднии. Сказал же Пророк о скотах: «воззреша к Тебе» – не как о разумных, но, желая преклонить сим Владыку на милость, выразился так о мычании скотов по недостатку корма. 1 Здесь под словами: «прузи» и «мшицы» разуметь должно саранчу в двух видах, с крыльями и без крыльев, а под словом «сиплеве» болезнь растений, известную под именем ржа. Читать далее Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4./М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с./Толкование на пророка Иоиля. 318-344 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Сожалеет о бедствии», в слав. «раскаяваяйся о злобах». Евр. raah означает и зло физическое, и зло нравственное; в Иоил.2:13 оно употреблено в первом смысле. Все выражение имеет человекообразный характер. Изменение Господом Своих планов и решений не противоречит неизменяемости Божией, потому что обетования в угрозы даются Богом под условием исполнения или неисполнения людьми заповедей Божиих. Иоил.2:14   Кто знает, не сжалит­ся ли Он, и не оставит ли благо­слове­ния, хлебного при­ноше­ния и воз­лияния Го­с­по­ду Богу вашему? Пророк выражает надежду на помилование, соединенную с некоторым сомнением, дабы, по мнению толкователей, с одной стороны не довести народ до отчаяния, а с другой не подать ему повода к беспечности. Вместо слов «и не оставит ли благословения» в слав. точнее: «и оставит за собою (евр. acharaj) благословение». Под благословением пророк разумеет урожай хлеба и плодов. Иоил.2:15   Вострубите трубою на Сионе, назначьте по­ст и объявите торже­с­т­вен­ное собрание. Ср. Иоиль 1:14, 2:1 . Иоил.2:16   Соберите народ, созовите собрание, при­гласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет же­них из чертога своего и невеста из своей горницы. «Пригласите старцев», LXX неудачно κλξασθε πρεσβ. Слав. «изберите старейшины»: речь идет о собрании всех до грудных младенцев включительно, а не об избрании представителей. Вместо слов «отроков и грудных младенцев» (olalim vejonkej) в слав. «младенцы, ссущия сосца». Иоил.2:17   Между при­твором и жертвен­ником да плачут священ­ники, служители Го­с­по­дни, и говорят: «пощади, Го­с­по­ди, народ Твой, не пред­ай наследия Твоего на по­ругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?» «Между притвором (ulam) и жертвенником»: в слав. «между степеньми (ступенями) жертвенника». Словом ulam назывался пристроенный с восточной стороны храма и ведший во святилище, притвор 20 локтей в длину, 20 в высоту и 10 в ширину ( 3Цар 6.3 ). В следующей части храма, на внутреннем дворе священников ( 3Цар 6.36 ; 2Пар 4.9 ) находился жертвенник, лицом к которому и должны были стоять священники.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010