1:7. Ученики часто служили своим учителям как рабы, за исключением самой лакейской работы, такой, как снимать обувь с ног господина. Иоанн считает себя недостойным быть даже рабом Мессии. 1:8 . В Ветхом Завете излитие Духа иногда сопоставляется с живительными потоками воды. Такие тексты относятся главным образом ко времени Божьего Царства, когда Бог очистит Свой народ и даст ему способность пророчествовать от Своего имени ( Ис. 44:3 ; Иез. 36:25–27 ; Иоил. 2:28,29 ). В иудаистской традиции времен Иисуса по-прежнему не ослабевала надежда на то, что Дух произведет очищение и помажет на служение пророков в конце времен. 1:9,10. О том, что Царство близится, могут свидетельствовать и разверзающиеся небеса ( Ис. 64:1; 65:17 ). Хотя у древних авторов образ голубя был многозначным символом, здесь он может напомнить о Божьем обетовании нового мира ( Быт. 8:10–12 ). 1:11. Еврейские учителя, которые считали, что Бог больше не говорит через Своих пророков, верили, что теперь Он обращается к ним с помощью гласа небесного (bat kol), хотя это не приравнивалось по значимостик пророчеству. Здесь Марк показывает, что и голос с неба, и пророчество Иоанна свидетельствуют об Иисусе. В еврейских преданиях голос с неба иногда цитировал Писание, и многие исследователи считают, что здесь небесный голос ссылается на два или три отрывка из Писания: Пс. 2 – о царственном Мессии, Сыне Божьем; Ис. 42 – о страждущем рабе; и Быт. 22 – об Аврааме, приносящем в жертву своего возлюбленного сына. Текст Мк. 1обнаруживает наибольшее сходство с Пс. 2:7 и Быт. 22:2 . 1:12,13. Существовало поверье, что бесов особенно привлекали купальни, кладбища и пустыни. Поэтому, вероятно, читатели с напряженным интересом наблюдали за битвой Иисуса с сатаной на собственной территории последнего. Остаться невредимым, живя «со зверями», означает находиться под Божьим покровительством ( Иез. 34:25 ; Дан. 6:22 ). 1:14,15. Краткое изложение проповеди Иисуса охватывает и все содержание Евангелия от Марка, или Благой вести (1:1): люди должны обратиться к Богу (о покаянии см. в коммент. к 1:4,5), если они верят в радостную весть о том, что Бог готов исполнить все обетования, данные Им Своему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Для св. прав. Иоанна Кронштадтского (+1908) такой каждодневный суд представляет собой диалог Бога и человека. Душа наша начинает слышать голос Божий, который говорит ей: «Да будет так, как Я хочу, а не как ты».А хочет Он, чтобы мы принесли в глубине сердца соразмерное греху покаяние и возвратились на путь жизни, указанный Им. И душа только тогда обретет покой и внутренний мир, когда почувствует сокрушение или понесет соответствующее наказание. О реальности и плодах каждодневного суда более всего свидетельствует чувство содеянного греха, который есть огонь и сам в себе несет огненное осуждение, а также успокоение совести после обличения самого себя .   4. Частный Суд 3.1. В православных догматических сборниках, как правило, не дается конкретного определения частного суда. Даже в столь авторитетном документе, как «Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви восточной»,читатель исподволь подводится к мысли о реальности частного суда. Основной аргумент таков. Поскольку до последнего суда и праведные и грешные не получают совершенного воздаяния за свои дела, и не все души пребывают в одинаковом состоянии и не в одно место посылаются, то такое разделение не может состояться без суда частного . Подобным образом описывают частный суд и другие авторы известных очерков православного богословия. Так, протоиерей Н. Малиновский (+1917) в своем «Православно-догматическом богословии» приводит несколько тезисов, подтверждающих наличие такого суда: а) душа после смерти тела сохраняет память о прошлой совместной с телом жизни; б) она в состоянии дать отчет перед своей совестью и перед Богом за свои дела и поступки в земной жизни; в) действительность частного суда подтверждается многими местами из Священного Писания (Быт. 18, 25; Пс. 9, 5-9; Иоил. 3, 2; Еккл. 3, 16-17; 8, 11-13; Фил. 1, 21-24; 2 Кор. 5, 1, 8, 10; Рим. 2, 5-7; Сол. 1, 6-10 и др.) . Почти так же построена глава о частном суде в знаменитом справочнике православного богословия митрополита Макария Булгакова (+1882), только он добавляет еще свидетельства о частном суде некоторых отцов Церкви (свт. Кирилла Иерусалимского (+386), свт. Василия Великого (379), Григория Богослова (+398), свт. Иоанна Златоуста (+407) и др. ).

http://bogoslov.ru/article/2951490

   Поскольку собравшиеся епископы хотели отстранить злочестивые выражения, изобретенные арианами, каковы: «из не сущих», «именование Сына тварью и произведением», «было, когда Сын не был», «Сын изменяем по естеству», написать же употребляемые всеми выражения, взятые из Писаний, а именно: Слово есть «единородный» от Бога по естеству (Иоан. 1:14, 18), Отчая «сила», единая Отчая «премудрость» (1 Кор. 1:24), «истинный Бог», как сказал Иоанн (1 Иоан. 5:20), «сияние славы и образ ипостаси» Отчей, как написал Павел (Евр. 1:3), а Евсевиевы приверженцы, увлекаемые собственным своим зловерием, говорили друг другу: «согласимся в этом, потому что и мы от Бога», «един Бог,... из Негоже вся» (1 Кор. 8:6), «древняя мимоидоша, се быша вся нова, всяческая же от Бога " " (2 Кор. 5:17, 18), имели они также в виду и написанное в книге «Пастырь»: прежде всего веруй, что «един есть Бог, который все создал и устроил и из небытия привел в бытие», то епископы, усмотрев их коварство и злокозненность нечестия, яснее выразили бытие от Бога и написали, что Сын от Божией сущности, показывая тем, что тварям приписывается бытие от Бога, потому что существуют они не сами от себя и не без причины, но имеют начало бытия, единый же Сын собственно есть Божией сущности, в чем и состоит особенность единородного и истинного Слова в отношении к Отцу. Таков был повод написать: «от сущности».    Но опять, поскольку епископы спрашивали у сих немногих: не именуют ли они Сына не тварью, но силою, единою Отчею премудростию, вечным образом, во всем подобным Отцу, истинным Богом, то Евсевиевы последователи, как заметно стало, показывали друг другу знаками, что и эти выражения простираются и на нас, потому что и мы называемся образом Божиим и славою Божьею, и о нас сказано: «присно бо мы живии» (2 Кор. 4:11), и сил много: «изыде вся сила Господня от земли Египетския» (Исх. 12:41), даже гусеницы и прузи именуются силою великою (Иоил. 2:25), и: «Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль» (Псал. 45:8), имеем же свидетельство и на то, что мы свои Богу, не просто, но так, что назвал нас даже «братиями» (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2566...

Пророчество: Мессия будет Царь ( 2Цар. 7:16 ; Иер. 23:5–6 ; Мих. 5:2 и др.). Ему принесут дары и поклонятся волхвы, цари востока ( Пс. 71:10–11 , Ис. 60:6 ). Во дни уничижения Он будет иметь торжественное, как царь, вшествие в Иерусалим ( Зах. 9:9 ), но вполне откроется Его царственная власть по вознесении на небо, ибо Господь сказал Ему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих ( Пс. 109:1. 5–6 ; сн. 2, 8 и др.). Царство Мессии – царство духовное, царство всеобщего мира и правды ( Пс. 44:4–8; 71:7 ; Ис. 9:6; 11:5–8 ). Утвердившись первоначально на Сионе, в Иерусалиме ( Ис. 2:3 ; Мих. 4:2 ; Иер. 3:17 ), оно обнимает все народы ( Пс. 2:8 ; Ис. 65:1; 55:5 ; Зах. 9:10 ); все враги царства будут побеждены ( Пс. 109 ) и Мессия будет царствовать вечно ( Пс. 44:7, 18 ; Дан. 2:44; 7:13–14 ). Членам Его царства будут прощены грехи и будут все научены Богом ( Иер. 31:31–34 ). Дары Духа Св. обильно, как поток вод многих ( Ис. 11:9; 12:3; 55:1; 58:11 ; Зах. 14:8 ; Иез. 47:1–12 ), излиются на всяку плоть ( Иоил. 2:28–29 ). – Исполнение: Иисус Христос действительно есть Царь ( Иоан. 18:37 ). При рождении Его Ему принесли дары волхвы востока ( Мф. 2:1–11 ), при торжественном вшествии в Иерусалим Он встречен был выражениями народного восторга: благословен грядый Царь во имя Господне ( Лук. 19:38 ). Но царство Его несть от мира сего ( Иоан. 18:36–37 ). Его царство есть царство Божие, царство небесное, есть правда, мир и радость о Дусе Святе ( Рим. 14:17 ). Оно обнимает небо и землю ( Еф. 1:10 ; 1Петр. 3:2 ). Он Сам говорил; дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:19 ). Подобает бо Ему царствовати, дóндеже положит вся враги под ногама Своима ( 1Кор. 15:12 ; сн. Евр. 2:7–8 ). Теперь еще не все враги покорены Ему ( Евр. 2:8 ), но когда истребится последний враг – смерть ( 1Кор. 15:26 ), тогда и Сам Сын покорится Покоршему все Ему, да будет Бог во всем ( 1Кор. 15:28 ), т. е. тогда наступит вечное соцарствование Его Богу Отцу и Св. Духу и славному царству Св. Троицы и вместе царству Его не будет конца ( Лук. 1:33; 23:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Употребляющий пищу телесную должен представить: 1) что пища от Бога дана ко оживлению, а не ко истреблению сил телесных. 2) Употреблявший пищу должен представить себе премудрость Божию, которая все создания для пользы человека произвела. 3) Употребляющий различные пищи должен представить, что они суть знаки благости Божией, и за вся благая – благодарить и хвалить Господа по оному Иоиля слову: и снесте ядуще и насытитеся, и похвалите имя Бога вашего ( Иоил.2:26 ). 4) Те недостойны пищи и пития, коим приличны оные Давидские словеса: да будет трапеза их пред ними в сеть и в воздаяние, и в соблазн ( Пс.68:23 ). Так и духовною пищей пользующийся должен ведать: α) яко она подаётся от уст Христовых, как говорит Тайновидец: се, победил есть лев, иже сый от колена Иудова, корень Давидов, разгнути книгу и разрешити седмь печатей ея ( Откр.5:5 ). Сей небесной пищи не могут иметь те, кои не испрашивают её от Бога, и не имут в руках своих гусли, и Фиалы златы полны Фимиама иже суть молитвы святых ( Откр.5:8 ); кои не поют песнь нову Иисусу Христу, глаголюще: достоин еси прияти книгу и отверзти печати ея, яко заклался и искупил еси Богови нас кровию своею от всякаго колена и языка и людей и племен ( Откр.5:9 ). ß) Пищу духовную сколько раз приемлет человек, столько обращать должен в живот вечный. Пища духовная есть благовонная, но воня сия овем смертная в смерть, овем же воня животная в живот ( 2Кор.2:16 ). Посему Кассиан говорит „что пищу духовную, яко смирну благовоннейшую, должно чистым сосудом сердца принимать». γ) при употреблении духовной пищи должен верный благодарить Бога, оживляющего душу его сею манною, утешающего во спасение, умудряющего блаженство чрез вкушение её дающего, освящающего, от смерти избавляющего. Не достоин сей пищи тот, яко не чувствующий при вкусе её сладости духовной, кто не может с Пророком Иезекиилем о себе сказать: и отверзох уста моя, и напита мя свитком сим и снедох его, и бысть во устех моих яко мед сладок ( Иез.3:2–3 ). Не понимает сладости сей всяк тот, кто облечён в ризу ветхого человека; у которого доселе лежит покрывало Моисеево на сердце его; кто ещё не перешёл Иордана, но бедствует в Египте работы плотской; кто ещё не обновился во Христе духом; и кто ещё о победе плоти, мира и диавола не поёт Господеви песни новой.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Возвращение Илии произойдет «пред наступлением дня Господня, великого и страшного» . Малахия продолжает тему, начатую Иоилем (Иоил 2:11; 3:4 . Ср. также Соф 1:14). Окончательное уничтожение, предназначенное Богом для обетованной земли и неверного народа, может быть отменено обращением. Вот задача Илии – подтолкнуть поколения Израиля («отцов» и «детей») к взаимному обращению, для предотвращения окончательной погибели. Но основании текста 3 Цар 18:37, только что нами упомянутого, обращение не может содержаться ни в чем ином, как в обретении веры в единственного Бога Израиля – в Господа. Будущее, описанное в апокалиптических тонах в последней части книги пророка Захарии, здесь растворяется в надежде, возбуждаемой упоминанием двух «канонических» и успокаивающих фигур – Моисея и Илии. Книга Малахии, таким образом, завершается сближением двух фигур, Моисея и Илии – Закона и Пророков. Это имеет особенную важность, поскольку позволяет перечитать всю Библию Израиля, руководствуясь именно этим текстом. Заметим, что имеется также ясная связь между этими стихами Малахии и заключительным текстом Осии (Ос 14:10): Осия в начале книги Двенадцати пророков напоминает о ценности мудрости; Малахия в конце этой книги напоминает о Законе и Пророках. Так, все три части еврейской Библии – Закон, Пророки и Мудрые – как бы собраны в послании Двенадцати пророков . С одной стороны, совершенно верно, что завершение книги Малахии и всего корпуса пророческих книг подчеркиванием ожидания пророка из прошлого показывает нам, как в Израиле III-II вв до Р.Х. была почти потеряна надежда на будущее: «Написавший это уже не ждет появления нового пророка, но лишь возвращения пророка из прошлого» . С этой точки зрения не остается места никакому ожиданию, кроме ожидания апокалиптического. Однако важно заметить, что упоминание о возвращении пророка Илии, намеренно поставленного рядом с законодателем Моисеем – совершенно ясный способ сказать, что Закон Моисея – не только воспоминание о давно прошедшем времени, не некая охраняемая окаменелость, но для Израиля – вечно живая память, актуализируемая пророчеством, дающим Израилю бессмертную надежду: Илия вернется, а Моисей нет. Но вместе с Илией Моисей останется в памяти Израиля . В то же время сближение Илии с Моисеем в конце пророческого корпуса служит также для того, чтобы показать: пророческое слово, как и слово Моисея – подлинное слово Бога.

http://bogoslov.ru/article/2005166

Иоафам От др.-евр. име­ни ‎ (Йотам) — “Яхве совершенен” Иоахаз От др.-евр. име­ни (Йехоахаз) — “Яхве захва­тил, Яхве удер­жи­ва­ет “. См. так­же Охозия От др.-евр. име­ни (Ийоб) — воз­мож­но, “пре­сле­ду­е­мый” Правед­ник, став­ший при­чи­ной спо­ра Бога и сата­ны. Сатана утвер­ждал, что Иов пра­ве­ден и бого­бо­яз­нен толь­ко пото­му, что богат и счаст­лив. Чтобы опро­верг­нуть это, Бог поз­во­лил сатане пре­дать Иова испы­та­ни­ям. Сатана лишил Иова богат­ства, семьи и здо­ро­вья, одна­ко Иов, несмот­ря на все бед­ствия, сохра­нил веру и бла­го­че­стие. Сатана был посрам­лен, и Бог исце­лил Иова; к пра­вед­ни­ку вер­ну­лось его богат­ство “вдвое боль­ше преж­не­го”, он сно­ва завел семью, у него роди­лись дети, “и умер Иов в ста­ро­сти, насы­щен­ный дня­ми”. (Иов) От др.-евр. име­ни (Йоэль) — “Яхве — Господь” Один из малых про­ро­ков. (Иоил) От др.-евр. име­ни (Йона) — “голубь” Один из малых про­ро­ков. (Ион) Ионафан От др.-евр. име­ни (Йехона­тан) — “Яхве дал” Старший сын Саула, друг Давида, погиб­ший вме­сте с отцом и бра­тья­ми в бит­ве с фили­стим­ля­на­ми на горе Гелвуй. ( 1Цар. 13-31 ) От др.-евр. име­ни ‎ (Йехорам) — “Яхве высок” Иосафат От др.-евр. име­ни (Иехоша­фат) — “Яхве — судия, Яхве рассудил” Имя несколь­ких вет­хо­за­вет­ных пер­со­на­жей. Наибо­лее извест­ный из них — Иосафат, сын Асы, царь иудей­ский ( 3Цар. 22:41-50 ) От др.-евр. име­ни (Йосеф) — “Яхве воз­даст” либо “Яхве воз­дал (умно­жил)” Имя несколь­ких биб­лей­ских пер­со­на­жей. Наибо­лее извест­ны: 1) Сын Иакова и Рахили, пре­крас­ный юно­ша, про­дан­ный в раб­ство соб­ствен­ны­ми бра­тья­ми, поза­ви­до­вав­ши­ми тому, что Иосиф был любим­цем отца. Стал совет­ни­ком при дво­ре еги­пет­ско­го фара­о­на, где про­сла­вил­ся муд­ро­стью и уме­ни­ем истол­ко­вы­вать сны. ( Быт 30-50 ) 2) Потомок царя Давида, плот­ник из Назаре­та, муж Марии, при­ем­ный отец Иисуса Христа. (Мф, Лк) 3) Иосиф Арима­фей­ский, член синед­ри­о­на, тай­ный уче­ник Христа. Вместе с Никоди­мом снял тело Иисуса с кре­ста и похо­ро­нил его. (Мф, Мр, Лк) 4. См. Иосия (3)

http://azbyka.ru/shemy/imena-biblejskie....

святитель Филарет (Дроздов) , митр. Московский «Как ежедневное покаяние способствует истреблению со деланных грехов, так умерщвление плоти их предотвращает. Оно называется в Св. Писании умерщвлением «плотских дел, земных членов» ( Кол.3:5 ) или плотских страстей; распятием плоти с ее «похотями» ( Гал.5:24 ), раздранием сердца ( Иоил.2:13 ) или обрезанием сердечным ( Рим.2:29 ). Умерщвление плоти совершается через непрерывное упражнение души в вещах и делах духовных, каковы чтение Слова Божия ( Пс.1:2 ) и размышление о нем, молитвы, любовь ко всем человекам, уничижение себя и прочее; через занятия тела полезными ( Деян.18:3 , Деян.20:34 ) и усиленными трудами ( 2Кор.6:4–5 ), через пост ( Мф.17:21 ), бодрствование ( 2Кор.6:5 ), коленопреклонение и распростирание по земле ( Мф.26:39 , Лк.22:41 ), обуздание чувств, уединение ( Лк.22:39 ) и прочее». святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский «Сколько для плоти, избыточествующей силами, нужно умерщвление, укрощающее надмение страстей, столько же для плоти, изнемогающей и вместе с душою подвергающейся злостраданию, потребна помощь, чтобы подчинялась Божественным заповедям. Посему должно заботиться и о том и о другом, а при недостатке чего-либо одного усовершение трудно». преподобный Исидор Пелусиот «Утончим тела свои, чтобы иметь силу держать себя в порядке, ибо если мы поработим тело и отдадим его в рабство души, то плотские помышления, любовь к которым есть вражда Богу, умерщвлены будут через умерщвление плоти. Тогда просветится душа и соделается храмом Богу». преподобный Антоний Великий «Плотию (Павел) обыкновенно называет не природу телесную, а злую волю, например, когда говорит: “Вы не по плоти живете, а по духу” ( Рим.8:9 ); и еще: “Живущие по плоти Богу угодить не могут” ( Рим.8:8 )… Если же (апостол) говорит: “плоть желает противного духу”, то говорит о двух противоположных видах помыслов, – о добродетели и пороке, так как именно они противятся друг другу, а не душа и тело». свт. Иоанн Златоуст Литература по теме Близкие понятия

http://azbyka.ru/plot

Сейчас в церковном богослужении под благословением понимается словесная формула, связанная с жестом или литургическим знаком, содержащая прошение об освящающем действии или пожелание Божиих благодеяний. Либо священнодействия, совершаемые в соответствии с определенными чинопоследованиями над людьми, предметами, животными, предметами быта и т.д. Также утвердилась традиция понимать благословение как разрешение духовника на тот или иной поступок. Традиционно испрашивают благословение у священника при встрече. В целом, термин «благословение» в современности имеет особое христианское осмысление и более широкую трактовку по сравнению с тем, что он представлял в ветхозаветные времена. Именно поэтому его часто путают с освящением. Освящение в Ветхом и Новом Завете Термин «освящение» впервые упоминается в книге Бытия: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.2:3 ). Свт. Филарет (Дроздов) так поясняет освящение седьмого дня: «Освящение вообще знаменует отделение к высшему назначению ( Нав.20:7 ; Чис.3:13 ), и приписывается иногда тому, что само по себе свято ( Ин.10:36 ; Ин.17:19 ), в особенности же освящение времен есть назначение их для богослужения ( 4Цар.10:2 ; Неем.8:9 ; Иоил.1:14,2:15-16 ). Итак, Бог, благословляя и освящая седьмой день, делает его незабвенным памятником Своей славы и веселия о творении ( Пс.103:31 ) и временем, по превосходству, священным для человека». Священная особенность седьмого дня, хотя и получила характер заповеди лишь в законодательстве Моисея ( Исх.20:8 ; Втор.5:12 ), имела место и раннее. Профессор Лопухин пишет, что «существует целый ряд сильных доказательств, из которых видно, что в форме благочестивого обычая она практиковалась гораздо раньше Моисея и что происхождение ее в этом смысле чуть ли не современно самому началу человеческой истории». В этом убеждает и седмичность исчисления времени, бывшее в употреблении еще до потопа ( Быт.8:4,10,12 ) и у патриархов ( Быт.29:27 ).

http://azbyka.ru/osvjashhenie-ili-blagos...

Заповедан Богом пост ( Иоил.1:14;2:12,15 ), освящен примером Самого Иисуса Христа, заповедано покаяние ( Мф. 4:17 ; 2Пет. 3:9 ), а Церковь и устанавливает, когда и как должен проводиться пост, когда и как верующие должны приносить покаяние. В своих заповедях Церковь предлагает нам правила для нашей деятельности и благочестия, для нашего религиозно-нравственного воспитания и спасения, для того, чтобы мы знали, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива ( 1Тим. 3:15 ). А так как Церковь есть учительница веры и руководительница непогрешимая, есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), то и все постановления ее истинны и богоугодны. Посему и мы должны беспрекословно повиноваться им, ничего не называть в них излишним или пренебрегать чем-либо, как бы не имеющим значения для спасения. Мы не должны по собственному произволу изменять ее постановления или почитать их маловажными. Кто поставил нас судьями Церкви? Как можем мы противиться Основателю и Главе ее – Господу Иисусу Христу? Наше противление постановлениям Церкви может и совсем вывести нас из ограды ее. Позволив себе сознательно и намеренно противиться Церкви, по нашим соображениям, в малом, мы можем дойти до противления ей и в существенном, напр., в толковании ее учения Христова, в таинствах и пр., и таким образом порвать связь с нею, а чрез это лишиться спасения, ибо вне Церкви, как мы говорили с вами, нет спасения. Будем же, братие, покорными чадами Церкви Христовой, будем соблюдать все ее постановления, твердо памятуя, что Сам Господь установил Церковь Свою, как благодатное царство на земле, с известными законами и властью. Аминь. 1 Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа Читать далее Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010