Вместе с отнятием хлеба и виноградного сока «отниму, говорит Господь, шерсть мою и лен мой», что служило, что назначено «для прикрытия наготы их», так что народ израилев, лишенный и пищи, и одежды, будет находиться в состоянии самой крайней и поносной бедности. »И ныне«, когда наступает время возвещаемого наказания народа, »обнажу, говорит Бог, срам ее пред глазами любовников ее», перед лицом, всех народов, с которыми Израиль вступал в богопротивные союзы и связи, богам, которым он служил, господь откроет, его (Израиля) поношение и уничижение, так что они, увидя его в униженном, в обесславленном состоянии, с презрением отвратятся от него (ср. Наум.3:5 ; Иер.13:26 ). Поношение и бесчестие, ожидающие Израиля, непременно будут, совершенны Богом: " и никто, говорит Он, не исторгнет ее из руки Моей», никто не спасет Израиля от предстоящего и возвещаемого ему Божия наказания, которое в дальнейшей речи пророка подробнее раскрывается. «И положу конец», раскрывает Бог наказание народа, вообще всякому праздничному, торжественному «веселию ее», и именно положу конец «праздникам ее»: праздникам пасхи, пятидесятницы и кущей, главным дням воспоминания великих чудесных благодеяний Господа своему народу, «положу конец новомесячиям ее», праздникам в первый день каждого месяца, «и субботам ее и наконец (вообще всем) праздникам ее» (cp. Ам.8:10 ; Иер.7:34 ). Всем этим праздникам, всему веселью народа положен будет конец через то, что Господь отнимет у народа плоды земли, веселящие сердца человека. Он лишит его через всеобщее опустошение всех благ и удовольствий жизни, и " опустошу, говорит Господь, сады ее виноградные и смоковные», опустошу все вообще, что доставляет жизнь и счастье народу (cp. Иер.5:17 ; Иоил.1:7, 12 ), опустошу те сады, «о которых она говорит; это у меня подарки, которые надарили мне любовники (идолы) мои " ; и вот за то, что она так говорит об этих садах «и обращу их, говорит Бог, в лес, чтобы полевой зверь пожирал их», сделаю их местами необработанными, не возделанными, лесистыми, где водиться будут только одни дикие звери и пожирать все там, что только найдут пригодного для себя (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Это сделается еще более понятным, если мы примем во внимание непредвиденность таких опустошений, а также быстроту, с какой они производятся. Саранча налетает на какую-либо страну, обыкновенно, неожиданно, и с неимоверною быстротою пожирает все, что только возможно. „Прекрасные цветущие местности, говорит один путешественник, как будто по мановению магического жезла, вдруг принимают печальный и жалкий вид 51 . Такое бедствие весьма располагает видеть в нем грозную, внезапно и страшно карающую, руку Божию. Таким образом, опустошение саранчой вполне возможно считать Божиим наказанием. Если же обратиться к свидетельствам Библии, то окажется, что это бедствие, действительно, и представлялось таким. Генгстенберг несправедливо думает, что все пророки, от Моисея и до последних, никогда не угрожали народу бедствием саранчи. Известно, что уже Моисей в своем предсмертном завещании, между разными бедствиями, угрожает народу еврейскому, если он не будет верен Иегове, также и саранчой. „Семян, говорит Моисей, много ты вынесешь в поле, а соберешь их мало, потому что поест саранча“ (Вт.28:38). Также смотрели на саранчу и позднейшие пророки. „Поражал Я (Иегова) вас (израильтян), говорится, напр., в книге пр. Амоса (4:9), ржавчиною и блеклостью хлеба, множество садов ваших, и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница, а вы все-таки не обратились ко Мне“, изрек Господь (ср. также Ам.1:1–3 и Наум.3:16:17 ). 2) Некоторые думают, что сам Иоиль ясно будто намекает, что под саранчой он разумеет неприязненные евреям языческие народы. Так указывают на Иоил.2:17 , где содержится молитва , влагаемая пророком в уста священников, с которою они должны обратиться ко Иегове. Здесь, между прочим, говорится: „пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним (или, как переводят другие, чтобы не господствовали над ним ) народы“. В этих словах, думают, заключается молитва об отвращении неприятельских нападений, но не говорится о бедствии, причиненном саранчой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Итак, слова были видимы, то есть удобосозерцаемы умом, и их–то видел Пророк, по сказанному в книге Исхода: « И вси людие зряху глас» (Исх. 20, 18). Подобным сему образом начинали свои пророчества и другие Пророки. « Видение Авдиино. Сия глаголет Господь Бог Идумеи: слух слышах от Господа, известие во языки посла» (Авд. 1, 1). И у Наума: « Пророчество» (возложение, поручение), « о Ниневии; книга видения Наума сына Елкесеева» (Наум. 1, 1). И у Аввакума: « Видение» (το λημμα), « еже виде Аввакум пророк» (Авв. 1, 1). Малахия также употребил слово «поручение», не присовокупляя слова «видение»: « Пророчество» (το λημμα) « словесе Господня на Израиля рукою Ангела Его» (Мал. 1, 1). И кажется, Пророки словом «поручение» (το λημμα) выражают то, что не сами от себя имели, но получили силу пророчества, так что слово «поручение» может быть равнозначительно слову «дар Божий». Одни из Пророков утверждают, что есть книги видения, другие же говорят, что слышали слова от Бога. Ибо сказано: « Слово Господне, еже бысть ко Осии сыну Веириину, во днех Озии и Иоафама, и Ахаза и Иезекии царей Иудиных, и во дни Иеровоама сына Иоасова царя Израилева. Начало словесе Господня ко Осии» (Ос. 1, 1–2). И у Амоса: « Словеса Амосова, яже быша в Кариафиариме от Фекуи, яже виде о Иерусалиме во дни Озии царя Иудина и во дни Иеровоама царя Израилева, прежде двою лет труса» (ср.: Ам. 1, 1). Здесь превращен порядок против Исаии. Там наперед выставлено видение и присовокуплены слова « слыши, небо» (Ис. 1, 2), а здесь за предложенными словами последовало видение. Ибо сказано « словеса Амосова», а не видение Амосово; «словеса», не «яже слыша», но « яже виде». А у Михея сказано: « и бысть слово Господне ко Михею Морасфитину, во дни Иоафама и Ахаза и Езекии царей Иудиных, о нихже виде о Самарии и о Иерусалиме» (ср.: Мих. 1, 1). И « Слово Господне, еже бысть ко Иоилю сыну Вафуилеву» (Иоил. 1, 1). «И бысть слово Господне ко Ионе» (Иона 1, 1). И « Слово Господне, еже бысть к Софонии сыну Хусиину, сыну Годолиину, Амориину, Езекиину, во дни Иосии сына Амоня, царя Иудина» (Соф. 1, 1). А у Аггея особенным образом выражаются и означение времени, и принятие слова. Ибо сказано: « Во второе лето, при Дарии цари, в шестый месяц, в первый день месяца, бысть слово Господне рукою Аггеа пророка» (Агг. 1, 1). Но мне кажется, что употребленное здесь выражение «рукою» равнозначительно написанному у других слову «поручение» (το λημμα). И у Захарии: « Во осмый месяц, втораго лета, при Дарии, бысть слово Господне ко Захарии Варахиину, сыну Аддову, пророку» (Зах. 1, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

  Глава 2 Вострубите трубою в Сионе (Иоил. 2:1), призывайте к покаянию народ грешный. Якоже рай сладости земля пред лицем его , то есть Едему уподоблялась земля Иудина до нашествия царя Ассирийского. И яже созади его поле пагубы, и спасающагося не будет от руки его (Иоил. 2:3). Это сходно с тем, что сам о себе говорил царь Ассирийский: еда избавиша бози язычестии, кийждо страну свою… от руки моея? (Ис. 36:18, 20). От лица его сокрушатся людие , то есть Египтяне, Ефиопляне и соседние с ними народы. Всякое лице чернеет аки опаление горнца (Иоил. 2:6). Народ Иудейский и народы языческие, убоявшись Ассириян, потемнеют, как опаленный горшок. Этим означается великий страх, и это самое уподобление употребляют пророки Исаия и Наум (Наум. 2:10). И не совратят путий своих (Иоил. 2:7), как боязливые. Пророк показывает силу и дерзость Ассириян, потому что боязливым свойственно приходить в страх и уклоняться с предпринятого пути. И оконцами внидут, якоже татие (Иоил. 2:9). Пророк говорит это или о замыслах врагов, не приведенных еще в исполнение, или о том, что действительно они поступали так, когда овладевали укрепленными городами, в которые не было открытого доступа. Солнце и луна померкнут, и звезды угасят свет свой (Иоил. 2:10), то есть будут пленены и переселены и языческие народы, и народ Иудейский, цари и князья их, представленные под образами солнца, луны и звезд. И Господь даст глас Свой пред лицем силы Своея . Господь, через пророков Своих, будет предвозвещать казни эти еще прежде, нежели они наступят, чтобы люди покаялись, и казнь не постигла их. Яко мног есть зело полк Его , потому что действительно крепок был полк Ассирийский, уготованный Богом, чтобы наказать упорство народа Его (Иоил. 2:11). И расторгните сердца ваша, а не ризы вашя (Иоил. 2:13). Если Езекия, Исаия, Елиаким и прочие священники облеклись во вретище, то, вероятно, так же во вретище были облечены многие из князей и многие из народа. Кто весть… оставит ли за собою благословение (Иоил. 2:14), то есть остатки от трапезы для утоления голода?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Исх.10:12 .  Тогда Господь сказал Моисею: простри руку твою на землю Египетскую, и пусть нападет саранча на землю Египетскую и поест всю траву земную [и все плоды древесные], всё, что уцелело от града. Исх.10:13 .  И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу. Изгнание Моисея и Аарона, как выражение презрительного отношения к ним, посланникам Божьим, а вместе и к Нему самому, вызвало новый акт божественного суда над Египтом – появление саранчи, нанесенной восточным ветром (руах кадим), в соответствии с чем ветер, унесший ее в Красное море, называется воздвигнутым с противной стороны, западным («руах йам», Исх.10:19 )). Так как, по сообщению путешественников, саранча приносится в Египет юго-западным ветром из Ливийской пустыни, то в замечании еврейского текста о восточном ветре видят прямую ошибку, происшедшую от незнакомства автора кн. Исход с природой Египта. Такой взгляд высказали, между прочим, и LXX переводчиков, поставившие в своем текст: « νεμος ντος» – южный ветер. Но чтение оригинального текста не противоречит фактическим данным. По свидетельству некоторых, напр., Denon’a, Эберса и других, саранча наносится в Египет и с востока. То же самое утверждает и Баумгартен, усматривающий в сравнительно малообычном для Египта появлении саранчи с востока проявление всемогущества Иеговы, простирающегося за пределы Египта, всемогущества Вездесущего. Исх.10:14 .  И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой; Исх.10:15 .  она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской. Появление саранчи в громадном количестве вполне согласно с другими библейскими свидетельствами ( Иер. 46:23 , Наум. 3:15 ), а замечание о ее жадности и вызванной ее появлением темноте подтверждается Втор. 28:38 , Ис. 33:4 , Иоил. 2:2, 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И се на облацех небесных яко Сын человек! И тому дадеся власть, и честь, и Царство; власть Его власть вечная, яже не прейдет; и Царство Его, Царство вечное ( Дан.7:13, 14, 27 ). О, какая Божественная слава Сына Божия! Какое необъятное (умом) величие Того, Кто любил всегда называть себя Сыном человеческим. Если Сам Господь Бог, Царь царствующих, называет что великим, то для нас земнородных сколь великим должно казаться это величие Бога нашего! Пророк Давид, просвещаемый Духом Божиим, взирая на величие силы Божией, вещал: облако и мрак окрест Его (тогда как вся вселенная во мраке, Он один на светлых облаках), – пред Ним идет огонь; молния Его освещает вселенную. Земля видит и трепещет: горы, как воск, тают от лица Господня; небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его ( Пс.96:2–6 ). Блаженны те, которые, предочистившись покаянием, устремляют ныне взор свой к Господу. Они не изумятся при явлении славы Его, хотя и поколеблется тогда вся земля, и горы низринутся внутрь морей. Смотря на разрушение мира сего, они скажут: пусть падают горы и шумят волны морские; Господь – наш Спаситель идет. Ибо Он это! идет, ибо идет судить землю ( Пс.9:13 ), потому и трепещет пред лицем Его вся земля. Пред лицем Господа да шумит море и что наполняет его! И сии блаженные с радостью будут слышать, как трубный глас Архангела, летящего посреди неба, будет возвещать им: «се Бог ваш! се, Господь с крепостью идет, мышца Его со властью. Се, мзда Его с Ним, и дела ваша пред Ним». И при сем увидят они: вот, тысячи тысяч и тьмы тем бесплотных небесных сил сопровождают Царя своего и Бога. Что же затем? Господь воззовет, и даст глас свой, потрясутся небо и земля ( Иоил.3:16 ). О сем было показано в видении некоторым пророкам, и они говорят: ужасеся небо, и вострепета попремногу зело. Ужасеся земля от лица Его, вселенная и вси живущие на ней ( Иер.2:12 ; Наум.1:5 ). И мертвые услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут, – восстанут вси сущии во гробех ( Ин.5:25 ). В то время спасутся люди, обретшиися вписаннии в книге: и от спящих в земней персти восстанут, сии в жизнь вечную, а онии в укоризну и стыдение вечное ( Дан.12:1, 2 ). Потому и взывал пророк Исаия: воскреснут мертвии и восстанут иже во гробех, и возрадуются сущии на земли ( Ис.26:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

" От лица его сокрушатся людие», то есть Египтяне, Ефиопляне и соседние с ними народы. «Всякое лице чернеет аки опаление горнца» ( Иоил.2:6 ). Народ Иудейский и народы языческие, убоявшись Ассириян, потемнеют, как опаленный горшок. Этим означается великий страх, и это самое уподобление употребляют пророки Исаия и Наум ( Наум.2:10 ). «И не совратят путий своих» ( Иоил.2:7 ), как боязливые. Пророк показывает силу и дерзость Ассириян, потому что боязливым свойственно приходить в страх и уклоняться с предпринятого пути. «И оконцами внидут, якоже татие» ( Иоил.2:9 ). Пророк говорит это или о замыслах врагов, не приведенных еще в исполнение, или о том, что действительно они поступали так, когда овладевали укрепленными городами, в которые не было открытого доступа. «Солнце и луна померкнут, и звезды угасят свет свой» ( Иоил.2:10 ), то есть будут пленены и переселены и языческие народы, и народ Иудейский, цари и князья их, представленные под образами солнца, луны и звезд. «И Господь даст глас Свой пред лицем силы Своея». Господь, через пророков Своих, будет предвозвещать казни эти еще прежде, нежели они наступят, чтобы люди покаялись, и казнь не постигла их. «Яко мног есть зело полк Его», потому что действительно крепок был полк Ассирийский, уготованный Богом, чтобы наказать упорство народа Его ( Иоил.2:11 ). «И расторгните сердца ваша, а не ризы вашя» ( Иоил.2:13 ). Если Езекия, Исаия, Елиаким и прочие священники облеклись во вретище, то, вероятно, так же во вретище были облечены многие из князей и многие из народа. «Кто весть... оставит ли за собою благословение» ( Иоил.2:14 ), то есть остатки от трапезы для утоления голода? «Соберите... старейшины... и ссущыя сосцы» ( Иоил.2:16 ), чтобы всем, от младенцев до старцев, даже скотам, быть в сетовании и посте, по примеру Ниневитян. «Между степеньми жертвенника восплачутся жерцы» ( Иоил.2:17 ). Причину этого пророк показал раньше, сказав: " отъ яся... семидал и возлияние». «И не даждь достояния Твоего на укоризну ...народов языческих» ( Иоил.2:17 ). С такой укоризной говорил Рабсак (Рапсак): «кто Господь, яко избавит... Иерусалима от руки моея?» ( Ис.36:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Иоил.2:21–22 . Дерзай земле, радуйся и веселися, яко возвеличи Господь, еже сотворити. Дерзайте, скоти польстии, яко прозябнуша поля пустыни, яко древо принесе плод свой, виноград и смокви даша силу свою. И чтобы подробным описанием не продлить сверх меры слова, скажу, что «и скотам» повелевается также «дерзать»; потом что и дожди будут, как обычно, появится и трава, и корму будет в сытость; и виноградные лозы, и смоковницы, и другие плодовитые дерева будут обременены всякого рода плодами. Очевидно же, что к земле и к скотам обращает речь Бог не потому, что они разумны, но отовсюду заимствуя, что служило бы в утешение опечаленных. Посему, немедленно оставив неодушевленную землю и роды бессловесных, обращается к природе разумной. Иоил.2:23 . И чада Сионя радуйтеся, и веселитеся о Господе Бозе вашем; потому что подаст вам все нужное на потребу, и дождь даст во время, и «ранний и поздный, якоже и прежде». Такое же будет обилие плодов, что на гумнах не достанет места колосьям, и ( Иоил.2:24 ) «точила преизлиются вином и елеем». И ясно показывая, что не вражеское только претерпели нашествие, но наказаны были и саранчой и другими тяжкими карами, немедленно присовокупил: Иоил.2:25 . И воздам вам вместо лет, в няже поядоша прузи, и мшица, и сиплеве, и гусеницы, сила Моя великая, юже послах, на вы. Гусеницу назвал силою Своею великою не потому, что в ней имеет великую силу, «Презираяй на землю, и Творяй ю трястися: Прикасаяйся горам и дымятся» ( Пс. 103:32 ); «Запрещаяй морю, и Изсушаяй е» ( Наум. 1:4 ) и столько мощный, что может совершить еще тысячи больших дел; но поскольку велик был вред, причиненный людям гусеницею, то наименовал её силою великою. Иоил.2:26 . И снесте ядуще и насытитеся, и похвалите имя Господа Бога вашего, Иже 2 сотвори с вами чудеса. Ибо это главное из благ – не до пресыщения наслаждаться благами, но песнословить Подателя благ. А тем, которые столько признательны и помнят Божии благодеяния, обещает Бог , что «не посрамятся людие Его во веки». Если же ныне Иудеи в посрамлении, то не солгал в обетованиях нелживый Бог, но Иудеи сами соделали себя недостойными обетований, став неблагодарными к Благодетелю, Домовладыку назвав Веельзевулом, убив «Наследника» и не только не воздав во время плодов, но покусившись похитить и «наследствие» ( Мк. 12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

– Крепки и воинственны были, в свое время, Ассириане и Вавилоняне. Иоил. 2:6 . От лица их сокрушатся людие: всякое лице аки опаление горнца 28 . С Евр.: «При виде его трепещут народы, все лица теряют краску». «Опаление горнца». «Сим означается, – гов. св. Ефр. Сир., – великий страх». Т. е. страх при нападении саранчи, и при нашествии врагов будет так велик, бедствие столь сильно, что лица жителей Иудеи почернеют, как опаленный, почерневший горшок, потеряют естественную краску свою (Под. Наум. 2:10 ) от ужаса. Иоил. 2:7 . Якоже борцы потекут, и якоже мужие храбри взыдут на ограды: и кийждо в путь свой пойдет, и не совратят путий своих. С Евр.: «Бегут как храбрые воины, как ратники всходят на стену; каждый идет своею дорогою, и с путей своих не сбиваются». «Пророк показывает, – говорит св. Ефр. Сир., – силу и дерзость Ассириан». Бл. Феод. прилагает ко врагам (Ассирианам и Вавилонянам) и к пругам. «Ибо можно видеть, – говор. последний, – что и саранча, подобно врагам, всходит на стены, и если пойдет каким путем, ничто не принудит ее разоряться, но как бы с каким-то единодушием совершает своё шествие». Иоил. 2:8 . И кийждо от брата своего не отступит: отягощени оружии своими пойдут и в стрелах своих падут 29 , но не скончаются 30 . С Евр.: «Не теснят друг друга, всяк идет своею стезею; и сквозь оружие пробиваются, не разстроиваются». Враги пойдут в стройном порядке, не стесняя друг друга и не уклоняясь в сторону, каждый имея свои оружия, саранча – зубы, крылья, пилообразные члены, а враги – приданные естеству искусством. Но те и другие, – говорит пророк, – непрестанно будут иметь в готовности свои орудия... «Сказанное: «в стрелах своих падут», означает, – говор. бл. Феод., – что и отдыху предаваться будут, не оставляя оружия. А слово: «не скончаются» означает, что не насытятся поражением врагов, как и саранча не знает сытости в пищи». Иоил. 2:9 . Града имутся, и на забрала востекут, и на храмины взлезут, и оконцами внидут, якоже татие. С Евр.: «Вбегают в город, скачут на стену, в домы входят, в окна влезают, как вор». «Не однократно и мы видали, – гов. бл. Феод., – что это делается не врагами только, но и саранчею, которая не влетая только, но и вползая по стенам, окнами входит в домы».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Так, напр., Бл. Иероним говорит (р. 79), что под „народом“ здесь ( Иоил.1:6 ) разумеются: ассирияне, вавилоняне, мидяне, македоняне и, наконец, римляне 100 . – Но нет ничего странного, если Иоиль словом „народ“ означил и саранчу, потому что в Библии это слово часто имеет подобное приложение. Так, Притч.30:25, 26 слово прилагается к муравьям и кроликам, а в Пс.73 ; Евр.74:14 , как Соф.2:14 , – к зверям 101 . Взыде– . Гл. означает: „поднимался“, „восходил“. Так как Палестина имеет более возвышенную местность, чем многие соседние ей страны, то такое значение вполне приложимо к ней и в рассматриваемом нами месте. Неприятельский народ, под образом которого представляется саранча, должен был, действительно, „подниматься“, „восходить“, чтобы достигнуть страны иудейской. Но кроме такой мысли, , имеет еще и другой оттенок. В Библии оно, особенно в соединении с предл. , нередко означает: „поднимался“, „восходил“, в смысле: „„делал нападение“ ( Наум.2:2 ; Авв.3:16 ; 3Цар.20:22 ; Ис.7:1, 6 ; Мих.2:13 ). Таким образом, и у Иоиля выражение может указывать, что народ, т. е. саранча, взошел в землю иудейскую с целью разграбить и опустошить ее. На землю мою. Евр. . Многие думают, что здесь местоимение 1-го лица должно относить к Иегове, говорящему устами пророка 102 . Но из контекста видно, что Иоиль ведет речь не от лица Божия, а от своего собственного, хотя и по внушению Божественному (ст. 1). Так, он говорит (ст. 9): „дом Господень“, „служители Господни“, а не „дом Мой“, „служители Мои“. Отсюда понятно, что и в слове суфф. первого лица должно относить к лицу пророка. Называет же пророк землю своею потому, что опустошение ее близко касалось его как горячо любящего свое Отечество. Крепокъ и безчисленъ. Евр. , „сильный и нет числа“ (бесчисленный). Такие эпитеты вполне приложимы к саранче. Страшные опустошения, производимые ею, известны всем; а в каких громадных массах прилетает она, можно заключать из того, что ею иногда заслоняется свет солнечный. Поэтому и в Библии саранча нередко берется как образ бесчисленного множества ( Суд.6:5, 7:12 ; Пс.104 ; Евр.105:34 ; Иер.46:23, 51:14 ; Наум.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010