От того течение речи или быстро и стремительно, как поток ярости гнева Божия ( Наум. 1 , ср. 3цар. 19:11), или кротко и спокойно, как Божественное утешение (ср. 2Кор. 1:4 ). И как утешение Иудеев было посредственной целью книги, а главной – предсказание неизбежной погибели Ниневии, то и голос утешителя – веяние легкого и приятного ветра – слышится реже (1: 9,15), чем гром божественного бремени, или великий и крепкий вихрь, разрушающий горы и срывающий скалы ( Наум. 1:6 и др. 3 цар, 19:11,12). IV. Подробное обозрение книги Троекратное повторение имени мстительного Иеговы, Бога отмщения ( Пс. 94:1 ), по духу еврейской речи, заставляет читателя сосредоточить все свои мысли и чувствования на непостижимом величии Божием и как бы напоминает о троекратной, требующей полного отмщения, укоризне, нанесенной народу Божьему Ассириянами (Парал. 5:26,4цар. 15:29,17, 6, или 18, 9)... Пророк с силой, свойственной впрочем и другим св. писателям ( Иоил. 2:1 . Пс. 18:10 ), изображает суд Божий на них. Определив отмстить врагам, Иегова идет на них, как некий воинственный вождь 35 . Не видно у него ни стрел, ни копий. Вместо их он ведет за собой всесокрушающую бурю 36 и вихрь, страшно потрясающий землю; от устремления этих страшных воинственных полчищ сгущаются облака и собирается грозовая туча, – то пыль под ногами Его: силе и быстроте победоносного шествия Его ничто не может противиться. Как всемирный и всемощный Владыка (ср. Авв. 3:8 ), Он своим запрещением иссушает море (ср. Лук. 8:24 ), и все реки делает безводными, как пустыня ( Ис. 50:2 . ср. Ис. 24:31 . Исх. 14:21 . Пс. 105; 9 . Иис. 3:13); всякую славу и богатство страны, все, что есть лучшего и крепкого, красивого и плодоноснейшего 37 , Он силен уничтожить ( Ам. 4:1 . Мих. 7:14 ), – все увядает от бурного дыхания. А в вихрь, с каким он несется, и происходящем от того трусе (ср. 1, 3. Пс. 17:8 ), от страха пред божественным могуществом (яко прогневался на мя Господь), горы дрожат и холмы тают, как снег или воск от огня ( Пс. 96:5 , Иоил. 2:10 ), – в ужасе содрогается и воздымается 38 к небу земля со всеми живущими на ней. Самы скалы распадаются от него (ср. 3Цар. 19:11 ). Впрочем, сколь велик гнев Бога к злым врагам Его, столь же Он благ к благочестивым рабам своим. Прекрасен и величествен этот переход от изображения гнева и величия Иеговы к указанию Его благости; но в сущности это только другая сторона той же мысли, выдерживаемая и дальше (1:13,14, 2:1,2): пророчество потому бремя, что пророк – утешитель. Страшный врагам, Бог благ для Израиля ( Пс. 72:1 . Chald.), для терпящих Его – твердыня в день бедствия 39 , и не даст погибнуть прибегающим к Нему в уповании. Стремительным наводнением, подобно потоку, вырвавшемуся из берегов и не находящему препон в своем стремлении ( Ис. 8:8 ), всеразрушающему и опустошаемому, совершенно уничтожит 40 место ее 41 : тьма решительной и вечной погибели постигнет врагов Его 42 (ср. Иоил. 2:2 . Пс. 18:1, 32, 6 . Ис. 28:11 Иов. 23:17 . Пс. 3:2 . Соф. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Отмеченное сторонниками литературной критики то обстоятельство, что зависимость Книги Иоиля от более ранних пророчеств проявляется сильнее в «эсхатологических» пассажах, чем в описании нашествия саранчи, как раз вполне естественно. Самое главное для Книги Иоиля то, что претерпеваемые в настоящее время бедствия нужно истолковывать в качестве наступления предсказанного жившими ранее пророками конца времен. Многочисленные внутренние лексические взаимосвязи между Иоил.1:1–2:27 и 2:28–3:21... возникли как следствие осуществления этого замысла» (J. Jeremias, Joel/Joelbuch 93 f.). 2.2.2 Книга как литературное пророчество Необыкновенно интенсивное использование (цитирование, вариации, аллюзии, обыгрывание контекста) других пророческих книг говорит о том, что Книга Иоиля возникла и должна была восприниматься в качестве литературного пророчества, а также в качестве истолкования пророком пророчеств в эсхатологической перспективе. По причине значительной связанности Книги Иоиля с предшествующей ей Книгой Осии и со следующей за нею Книгой Амоса, а также с другими текстами, входящими в Книгу двенадцати пророков, становится вполне возможным даже то, что Книга Иоиля была написана именно с целью включения ее в этот контекст, то есть в (еще незаконченную) Книгу двенадцати пророков. Важнейшие интертекстуальные соответствия Книги Иоиля можно представить в виде следующей таблицы: Легенда: курсивом обозначены точные цитаты. Само наличие такой литературной экзегетической техники опровергает гипотезу сложного многоступенчатого становления текста, предложенную О. Лоретцем (ср. O. Loretz, Regenritual); спорным является также используемый им метод колонометрической литературной критики. Тематически в Книге пророка Иоиля прежде всего актуализируется изложенное в книгах пророков богословие дня Яхве, как оно представлено в Ис.13 и 34; Иез.30 и 38; Иер.4–6 ; Ам.5:18–20 ; Авд.15а.16– 18; Соф.1:14–18 ; Мал.3 , при этом в текст включена полисемантическая (многозначная) метафора саранчи, появляющаяся также в книгах Наум.3:15–17 ; Авв.1:5–11 (ср. особенно 1:9), которая описывает вторжение врагов и одновременно его смертоносные последствия. Наряду с этим, посредством аллюзий на казни времен Исхода – Исх.10 (саранча, тьма), а также отсылок к Книге Авдия (см. ниже, F.VIII.4) в Книге Иоиля дается типология Египта и Эдома (ср. S. Bergler, Joel 247–333), в которой, с одной стороны, современные и будущие несчастья представлены как усиленные казни египетские и опасности для Эдома, а с другой стороны, в случае обращения, посредством этого сопоставления народу обещается спасение, в ходе нового исхода, от (фараонова) нападения народов и уничтожение всякого оружия (ср. Иоил.3:10 как ироническое перефразирование Мих.4:3 ). В целом, Книга Иоиля представляет собой пророческую актуализацию богословия Сиона, содержащегося в других пророчествах и псалмах (ср. взаимосвязанность 3:18–21). 2.2.3 Датировка

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

В сев. стороне монастырского комплекса устроена смотровая площадка с видом на озеро (в 1925-1954/55 здесь находилась колокольня). С др. сторон храм окружают конаки, гостиница, трапезная и игуменский корпус с 2-ярусной башней (все постройки XIX в.). Близ Н. О. м. находятся 2 церкви XIV в.- Богородицы Пештанской и Богородицы Захумской - и неск. источников, вода к-рых считается целебной: св. Петки, святых Афанасия и Язма (последний, согласно легенде, благословил основатель обители). Лит.: Златарски В. Н. Към историята на мънастиря Св. Наум в Македония//Македонски преглед. Ckonje, 1924. Год. 1. Кн. 2. С. 1-14; Милетич Л. Към фреските на манастира «Св. Наум»//Там же. 1925. Год. 1. Кн. 3. С. 29-38; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1932. Т. 2. С. 426-430; он же. Манастирът «Св. Наум» при Охридското езеро: Произход, развитие и културно значение. София, 1972; Коцо Д. на археолошки на црквата на манастирот Св. Наум//Зборник на Археолошкиот мyзej, 1957-1958. Ckonje, 1958. С. 56-80; Кънчов В. Пътуване по долините на Струма, Места и Брегалница: Битолско, Преспа и Охридско. София, 1970. Т. 1. С. 475-478; Николовски А. Манастир Св. Наум. Охрид, 1975; Целакоски Н. Npeдahuja и старите печати на манастирот Св. наум//Лихнид: Годишен зб. на народниот мyзej во Охрид. Охрид, 1983. С. 13-25; он же. Манастирот Св. Наум Охридски: 1100 години, летопис. Охрид, 2005; он же. Летописот на манастирот Св. Наум: Нови прилози. Охрид, 2015; Балевски М. Балканските политички прилики и дипломатските битки за манастирот Св. Наум. Ckonje, 1984; Наум Охридски: Зб. радова. Охрид, 1985; Грозданов Ц. Св. Наум Охридски. Ckonje, 1995, 2015; Поповска С. Ами Буе и Joзeф Милер за манастирот Св. Наум Охридски//Гласник на Институт за национална ucmopuja. Ckonje, 1995. Год. 39. Бр. 1/2. С. 143-150; Пауновска Б. 1100 години на охридскиот манастир Св. Наум Чудотворец//Св. Наум Охридски: Живот и дело: Зб. на трудови од науч. собир. Ckonje, 2006. С. 31-33; Д. Македонски манастири. Ckonje, 2009. С. 13-21; 1100 години од на св. Наум Охридски: Зб. на трудови од науч. симпозиум. Охрид, 2011; Ангеловска-Панова М. Македонски цркви и манастири. Ckonje, 2015. С. 258-267; Кузман П. Археолошки сведоштва за дejhocm на св. Климент Охридски во Охридскиот регион//Slovne. Moscow, 2016. Vol. 5. N 2. P. 136-178.

http://pravenc.ru/text/2564756.html

2) Описание засухи ( Иоил.1:17–20 ). Вслед за описанием опустошения страны саранчой, пророк изображает другое бедствие – засуху. Он говорит, что, вследствие сильного зноя, посеянный хлеб не взошел; житницы стоят пустыми ( Иоил.1:17 ); домашние и дикие животные томятся голодом и жаждою, так как вся трава на лугах и пастбищах выгорела, а потоки вод иссохли ( Иоил.1:18–20 ). 3) Саранча и засуха как предвестники дня Господня ( Иоил.2:1–11 ). От бедствий, постигших страну иудейскую, пророк переносится своим взором к будущему бедствию, – дню Господню. О скором наступлении этого дня он повелевает возвестить трубою ( Иоил.1:1 ). День этот будет днем страшных бедствий. Образом и предвестником его служат постигшие Иудею несчастья (саранча и засуха). На землю иудейскую напал народ сильный и бесчисленный (саранча). Земля впереди его – рай сладости, а позади – голая пустыня ( Иоил.1:2–3 ). Он быстр, как конница, и наводит на всех ужас. Бодро идет он на стены; проникает в город и взлезает в дома ( Иоил.1:4–9 ). Таков предвестник дня Господня. Еще страшнее будет последний. Пред наступлением его поколеблется небо и земля, померкнут все светила небесные ( Иоил.1:10 ); и тогда явится Иегова со Своим великим воинством. „Да, – говорит пророк, – велик день Господень и страшен весьма и кто выдержит его!“ ( Иоил.1:11 ). 4) Увещание обратиться к Иегове с молитвою о помощи ( Иоил.1:12–17 ). Но еще и теперь, говорит Иоиль, есть средство избавиться от столь великих бедствий, как настоящих (саранча и засуха), так и грозящих в будущем (день Господень). Нужно обратиться к Иегове всем сердцем – в посте, плаче и сетовании ( Иоил.1:12–13 ). Может быть, Иегова и избавит Свой народ ( Иоил.1:14 ). Пусть же назначен будет всеобщий пост и все, без исключения, соберутся во храме ( Иоил.1:15–16 ). Пусть, во время этого собрания, священники, стоя между притвором и жертвенником, воззовут к Иегове от лица всего народа: „помилуй Господи народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, в насмешку народам; зачем будут говорить народы: где Бог их?“ ( Иоил.1:17 ). Этими словами оканчивается первая речь Иоиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Вторая речь, как мы сказали, отделяется от первой историческим замечанием, что Иегова избавил Свой народ от постигших его бедствий ( Иоил.2:18–19 а). Речь эту можно разделить на следующие четыре части. 1) Возвещение народу о прекращении постигших его бедствий и о плодородии земли ( Иоил.2:19 b–27). От лица Иеговы пр. Иоиль возвещает народу, что Господь подаст земле плодородие (см. 19 b), а саранчу истребит ( Иоил.2:20 ). Пусть же, говорит пророк, радуется вся земля, все звери, поля и чада Сиона: Господь пошлет благовременный дождь и на пастбищах произрастет трава, деревья принесут обильные плоды, гумна наполнятся хлебом, а точила будут переполняться виноградным соком и елеем ( Иоил.2:21–26 ). Тогда сыны Израилевы узнают, что Иегова не оставит Своего народа и не допустит людей Своих до посрамления ( Иоил.2:27 ). 2) Излияние Святого Духа на всякую плоть ( Иоил.2:28–32 ; Евр.3:1–5 ). Милость Господа к обратившемуся к Нему народу еврейскому не ограничилась дарованием только земных благ ( Иоил.2:19 b–27). Народу Божию дается и духовное обетование. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть, без различия пола, возраста и состояния ( Иоил.2:28–29 ; Евр.3:1–2 ). Тогда же наступит и день Господень, которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле ( Иоил.2:30–31 ; Евр. 3:3–4 ) и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне ( Иоил.2:32 ; Евр.3:5 ). 3) Суд над народами ( Иоил.3 ; Евр. 4:1–15 ). Когда настанет день Господень, Иегова возвратит пленных евреев в их отечество и произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками за то, что они притесняли народ Божий ( Иоил.3:1–3 ). Таковы были финикияне и филистимляне. Скоро им будет воздаяние за то, что они разграбили серебро, золото и драгоценности евреев, а пленников продавали в рабство грекам (ст. 4–6). За это и их сыны и дочери будут проданы в рабство в страны отдаленные (ст. 7–8). Но от этого суда над отдельными народами взор пророка переносится к суду над всеми язычниками. Пророк повелевает народу Божиему готовиться к великой священной войне и возвестить всем языческим народам, чтобы они собрались на долину Иосафатову (ст. 9–12). Там Иегова воссядет и произведет Свой суд над ними. Страшное наказание постигнет их. Тогда-то и настанет день Господень (ст. 13–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Итак, возражения Меркса против предположения, что Иоиль проходил свое пророческое служение при Иоасе, не имеют достаточной силы. Повод к произнесению Иоилем пророческих речей; их число и время произнесения, содержание и разделение Во дни пр. Иоиля страшное бедствие постигло царство Иудейское: продолжительная засуха и налетевшие во время ее громадные полчища саранчи совершенно разорили страну. Это и послужило для Иоиля поводом произнести свои пророческие речи. Их две. В одной пророк описывает печальное положение страны и призывает народ к плачу и обращению к Иегове с молитвою о помощи, говоря, что настоящее бедствие есть предвестник будущего, страшного дня Господня ( Иоил.1:2:17 ). В другой же речи он сначала говорит, что скоро прекратятся бедствия, постигшие страну иудейскую, а потом возвещает, что придет время, когда излиется Дух Божий на всякую плоть, и наступит день Господень, страшный для язычников, потому что тогда произойдет суд над ними, но не для Израиля, потому что Иегова будет его защитою и обороною ( Иоил.2:19 b до конца книги). Между этими двумя речами в книге пр. Иоиля находится историческое замечание о том, что „Иегова возревновал о земле своей и пощадил народ Свой, и ответил Господь и сказал народу Своему ( Иоил.2:18–19 а)“. Это замечание предполагает (см. ниже толков. этого места), что народ еврейский внял голосу пророка (первая речь) и обратился к Иегове с молитвою о помощи, вследствие чего Иегова и „пощадил народ Свой“. Таким образом, несомнительно, что первая речь произнесена пр. Иоилем во время бедствия, а вторая – после обращения евреев к Иегове. Ту и другую речь можно разделить на несколько частей. Так, первая разделяется на следующие четыре части. 1) Описание опустошения, произведенного саранчой, и призыв народа к плачу и обращению к Иегове с молитвою ( Иоил.1:1–16 ). Пророк, после краткого надписания своей книги ( Иоил.1:1 ), обращается с речью ко всем жителям страны иудейской. Обратите внимание, говорит он, на постигшее вас бедствие, подобного которому не бывало прежде, не будет и после: чего не съела газам, то поела арбе, а оставшееся от этой истребили иелек и хасиль ( Иоил.1:2–4 ) 36 . Время образумиться беззаботным и невоздержным, ибо на Иудею напал враг сильный и бесчисленный, с зубами львиными. Он опустошил виноградники и обгрыз смоковницы, так что ветви сделались белыми ( Иоил. 1:5–7 ). Пусть же плачет страна, как плачет невеста по умершем своем женихе ( Иоил.1:8 ). Плачьте, священники, потому что в дому Божием не приносится хлебных приношений и не совершается возлияний ( Иоил.1:9 ). Плачьте, земледельцы, потому что опустошены поля, и не стало жатвы ( Иоил.1:10–12 ). Вместо светлых одежд облекитесь во вретища, назначьте пост, соберитесь все во храм и обратитесь с молитвою к Иегове, ибо „близок день Господень“ ( Иоил.1:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Наибольшее число аллюзий на Книгу прор. Иоиля в НЗ связано с текстами эсхатологического и апокалиптического содержания: 1) звук трубы, сопровождающий наступление дня Господня (Иоил 2. 1), становясь предвестником наступления последних времен (1 Кор 15. 52), сопровождает явление Господа в Его Второе пришествие (1 Фес 4. 16) и открытие печатей 7 ангелами Апокалипсиса (Откр 8. 6 - 11. 19); 2) использование эпитета «близко» или «близок» (γγς) по отношению ко дню Господню (Иоил 1. 15; 2. 1; 3. 14) повторяется в евангельской притче о смоковнице в схожем контексте (Мф 24. 32-33; Мк 13. 29); 3) слова из Иоил 2. 26 «и до сытости будете есть и насыщаться» перефразированы и дополнены в заповеди Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк 6. 21) - и в рассказах о насыщении множества (Мф 13. 13-21; Лк 9. 10-17; Ин 6. 1-14); 4) описание Суда над народами (Иоил 3. 1-14) отражается в словах о последнем Суде Сына человеческого над народами, к-рый отделит праведников от грешников (Мф 25. 31 сл.); 5) космические катаклизмы - знамения на небесных светилах (Иоил 2. 30-31) - становятся знамением последних времен в Мф 24. 29, Лк 21. 25 и Откр 8. 12, а содрогание неба и земли от гласа Господня (Иоил 3. 16) цитируется в послании к Евреям ап. Павла (Евр 12. 26); 6) призыв И. пустить «в дело серпы» (Иоил 3. 13) для снятия жатвы в пришествие дня Господня перефразируется в евангельской притче о посеве и всходах (Мк 4. 29; ср.: Откр 14. 14-16). В контексте этих стихов собирание жатвы с виноградников в Книге прор. Иоиля трансформируется в сбор зерна, при этом в евангельском варианте снимается негативный оттенок, присущий Иоил 3. 13, к-рый, однако, затем появляется в более устрашающих образах в Откр 14. 17-20, где виноградная жатва бросается в великое точило гнева Божия, полное крови; 7) сравнение саранчи с конями (Иоил 2. 4-5) используется в изображении апокалиптического войска саранчи, к-рое настигнет людей в последние времена; описание приобретает более демонические и устрашающие черты (Откр 9. 7-9): в Книге прор. Иоиля это устрашающее полчище оказывается войском Господним (Иоил 2. 11), в Откровении Иоанна Богослова оно возглавляется ангелом бездны - Аваддоном (Откр 9. 11). Книга пророка Иоиля в раннем иудаизме

http://pravenc.ru/text/578234.html

Понеже язык взыде на землю Мою (Иоил. 1:6); это — Сеннахиримово войско, оно напало на самые укрепленные города Иудеи, овладело ими и всю страну обратило в пустыню. Утрезвитеся, пиянии… и плачитеся: рыдайте, вси пиющии вино (Иоил. 1:5). Таинственный смысл этих слов в том, что у людей грешных отнимется божественная радость, представленная здесь в образе вина. Восплачися… как невеста препоясанная во вретище по мужи своем девственнем (Иоил. 1:8). Бывает иногда, что при вступлении новобрачной в брачный чертог жених поражается болезнью, страдает день или два, и умирает, не познав её. И изсше вино , погибли маслины. Посрамишася земледелателе , возрыдали виноградари (Иоил. 1:10–11). Много трудились над возделыванием нивы сердец человеческих духовные земледелатели, но это не принесло плода. Вся древа… изсхоша , потому что не приняты наставления учителей, и не послужили в пользу слушающим (Иоил. 1:12). Посрамишася земледелателе (Иоил. 1:11), и нет пророка. Земледелателями, виноградарями и другими именами называет пророк язычников, Иудеев, и другие народы, которые не приняли Христова Благовествования, исполняющего жизни, радости и благой надежды, но по своей лукавой воле пошли во тьму кромешную к червю неумирающему, к плачу и скрежету зубов. И плодоносным древом пророк именует древо жизни, — Святой Крест, принесший роду человеческому плод нетления. Положи виноград Мой в погубление и смоквы Моя в сломление (Иоил. 1:7). Виноград есть образ синагоги, а смоквы  — тайна всего человечества. Голодными стоят юницы у яслей своих, погибоша житницы, раскопашася точила , потому что при наступлении голода прекратились десятины и жертвоприношения (Иоил. 1:17). Отъяся от дому Господня семидал и возлияние (Иоил. 1:13). Словами: отъяся… семидал, — пророк означает, что утратилась чистота нравов, а словами: отъяся …возлияние , — дает знать, что иссякли слезы душевного сокрушения из-за недостатка духовного разумения. И паствы овчыя погибоша… восплакашася стада волов (Иоил. 1:18), стада овец погибли, яко не бе пажити им . Стонет скот, и плачут стада волов, потому что старое сено истощилось, и нет новой травы. Это было как с Иудеями в конце царствования царя Седекии (ибо в это время Вавилоняне осадили Иерусалим и опустошили все окрестности), так и с обоими царствами Израильскими во дни Езекии, когда Ассирияне угнетали и разоряли то и другое царство во времена царей своих Салманассара и Сеннахирима. Первый из них ниспроверг престол Самарийский, а второй причинил много бедствий Иудее. В таинственном же смысле стоны волов означают воздыхание твари, которая стенает и ждет откровения сынов Божиих, ибо божественный Павел говорит, что тварь повинуся суете не волею (Рим. 8:20). А то, что пророк говорит о жестоком голоде, от которого рыдали земледелатели и виноградари и погибал скот, то этим изображается еще более жестокий голод перед пришествием Господа нашего, мучивший все человечество из-за скудости небесного хлеба, и, наконец, утоленный и прекращенный Евангельской проповедью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2247. Ср.: Песн. 1. 1–2. 2248. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 12–14). 2249. Ср.: Исх. 4. 28. 2250. Ср.: 3 Пар. 19. 4. 2251. Ср.: sacr. 1. 2. 5. 2252. Ср.: Деян. 7. 55. 2253. Ср.: 2Кор. 13. 2–4. 2254. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 15–21). 2255. Хотя цитата приведена почти дословно, переосмыслена она в духе, почти противоположном тому, что написано у ап. Павла. Свт. Амвросий скорее следует представлениям Плотина, ср.: enn. 1. 6. 8. 6–8: «потому что увидевший телесную красоту не должен все ж таки устремляться к ней, но, поняв, что она — подобия, следы и тени, бежать к тому, чего подобием она является» (здесь и далее пер. Ю. А. Шичалина, цит. по: Плотин. Трактаты I–II. М., 2007). Ср.: uirgt. 13. 82. 2256. Ср.: 1Кор. 7. 31. 2257. Ср.: 2Кор. 5. 7. 2258. Ср.: 2Кор. 5. 8. 2259. Ср.: Флп. 3. 20. 2260. Ср.: Еф. 1. 18. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 9. 25–30). 2261. Ср.: Еф. 1. 17–18. 2262. См.: Втор. 12. 28. 2263. Ср.: Пс. 102. 5. 2264. Ср. у Вергилия, Aen. 1. 100–301: Volat ille per era magnum/remigio alarum. 2265. Ср.: Кол. 3. 9. 2266. См.: Bap. 3. 12. 2267. Ср.: Ин. 4. 14. 2268. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 25–27). 2269. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 34–39). 2270. См.: Мф. 19. 26. 2271. Ср. у Вергилия, Aen. 10. 630–631: aut ego ueri/uana feror. 2272. См.: Песн. 7. 8. 2273. См.: 1Ин. 5. 4. 2274. См.: Откр. 22. 15. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 3–6). 2275. См.: Откр. 22. 14. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 16–21), а также: Isaac 8. 78. 2276. Ср.: Откр. 21. 23. 2277. Ср.:Лк. 23. 22. 2278. Ср.: Еф. 2. 19. 2279. Ср. у Плотина (cnn. 1. 6. 8. 5–6; 21–22), а также: Isaac 8. 79 2280. Ср.: Быт. 19. 15–17. 2281. Ср.: Быт. 19. 26. 2282. См.: Ис. 35. 3. 2283. См.: 2Тим. 1. 12; Евр. 11. 19. 2284. См.: Л к. 17. 31; Мф. 24. 17. 2285. См.: 4 Езд. 16. 60. 2286. То, что душа именуется «мирной», связано с этимологией названия Иерусалим («дом мира», «город–мир»). 2287. См.: Иоил. 2. 17. 2288. См.: Иоил. 3. 9 2289. См.: Еф. 6. 12–13. 2290. См.: 2Тим. 2. 24–25. 2291. См.: Иоил. 3. 17. 2292. Имеется в виду ап. Павел. Ср.: 1Кор. 3. 2.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Содержание пророческой проповеди Иоиля таково. Ввиду постигших страну бедствий ( Иоил.1:1–16 ), пророк призывает народ обратиться к Иегове всем сердцем, «в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ), приглашает назначить пост и объявить торжественное собрание ( Иоил.2:15–17 ). Во второй своей речи пророк возвещает о наступлении лучших времён. По слову его, Господь даст плодородие земле, удалит «пришедшаго с севера» (саранчу), ниспошлёт дождь ранний и поздний ( Иоил.2:20–25 ), так что народ будет «есть до сытости и насыщаться» ( Иоил.2:26 ). Но милость Господня к народу не ограничится только дарованием благ земных. Земные блага – только образ благ духовных и предвестие их ниспослания. Устами пророка народу возвещается в будущем наступление такого времени, когда изольётся «на всякую плоть» Дух Божий. Следствием этого излияния Духа явится осуществление для народа того идеала, который был поставлен ему законодателем Моисеем. «О если бы», – говорил законодатель, – «все в народе Господнем были пророками! Когда бы Господь послал Духа Своего на них» ( Числ.11:29 )! И вот, Иоиль возвещает исполнение этого пламенного желания законодателя: «будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» ( Иоил.2:28 ). Но это дарование благодатных средств будет вместе с тем и началом великого «дня Господня», дня страшного суда, который произведет Господь над народами. Пророк во второй половине своей второй речи ( Иоил.2:30–3: 21 ) в образах описывает этот день страшного суда. По его описанию, знамения на небе и на земле будут предшествовать наступлению «дня Господня», а самый суд Божий будет произведён в долине Иосафатовой (ср. 2Пар.20:16 ), куда соберутся все народы. Однако же, день суда, по слову пророка, будет грозным только для язычников: для Израиля же он будет днём спасения: «Иуда будет жить вечно, и Иерусалим в роды родов. Господь будет обитать на Сионе» ( Иоил.3:21 ). Пророчество об излиянии Св. Духа на всех людей и о страшном дне Господнем составляет важнейшее место в книге Иоиля. Исполнение этого пророчества должно относиться ко временам новозаветным. Главным основанием для этого служит свидетельство Деян.2:15–21 , где слова Иоил.2:28–32 рассматриваются, именно как пророчество о сошествии Св. Духа на Апостолов. В этом последнем событии Ап. Пётр, как следует заключать из Деян. 2:16–21 , видит и исполнение изречения пророка о страшном дне Господнем. И, действительно, сошествием Св. Духа на Апостолов закончилось устроение мессианского царства для спасения людей, поданы все благодатные силы. Так как теперь уже остаётся ждать только божественного суда за пользование этими силами, то можно сказать, что сошествие Св. Духа на Апостолов было уже началом этого суда. Но во всей своей полноте слова пр. Иоиля о страшном дне Господнем, по толкованию экзегетов, могут относиться только к «последним временам».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010