6) П. носили при себе, подвешенную на шейном шнурке ( Быт. 38:18 ), у пояса или укрепив ее на руке; наконец, она могла быть вставлена в перстень ( Иер. 22:24 ; Песн. 8:6 ). II. 1) «приложить печать» означало юридически заверить, утвердить, подписать док-т ( 3Цар. 21:8 ; Неем. 10:1 ; Иер. 32:10 ), кроме того, так обеспечивалась неприкосновенность ( Дан. 6:17 ; Мф. 27:66 ); 2) значительно чаще слова «запечатлевать» и «П.» употребляются в Библии в переносном смысле: а) апостольское служение Павла удостоверяется как П. плодами его трудов ( 1Кор. 9:2 ), Авраам получил знак обрезания как П. праведности через веру ( Рим. 4:11 ). Принявший свидетельство Иисуса запечатлел этим, что истинен Бог ( Ин. 3:33 ). На Сыне Человеческом «положил печать Свою Отец, Бог» ( Ин. 6:27 ); б) Бог может налагать П. на звезды, препятствуя их восхождению ( Иов. 9:7 ). Он «запечатывает» некоторые откровения, т.е. запрещает знакомить с ними людей ( Дан. 12:4 ; Откр. 10:4 ; Откр. 22:10 ; ср. Ис. 8:16 ). То, что в начале было запечатано, может открыть и исполнить Агнец Божий ( Откр. 5 ); в) перед эсхатологической катастрофой Бог повелевает отметить Своих рабов «печатью на челе» ( Откр. 7:2–8 ; ср. Иез. 9:4 ), чтобы провести их невредимыми как через внутренние, так и через внешние испытания (ср. Откр. 3:10 ; Откр. 9:4 ); 3) совокупность различных значений слова «П.» присутствует в выражении «запечатлеть Святым Духом» ( 2Кор. 1:21 ; Еф. 1:13 ; Еф. 4:30 ). Этим актом Бог как бы признает данного человека Своей собственностью и подтверждает ему Свое искупление. Грешник искуплен кровью Христа ( 1Петр. 1:18 ), оправдан принятием этой жертвы через веру ( Рим. 3:23–26 ), и теперь получает от Духа удостоверение в том, что он является чадом Божьим и сонаследником Христа ( Рим. 8:16 ). Это дарует ему и охрану от богопротивных сил ( 1Фес. 5:23 ; 1Петр. 1:5 ; Иуд. 1:24 ). Подобно тому как вочеловечившийся Сын Божий является «оттиском» (в Синод. пер. – «образом ипостаси») Божьей сущности ( Евр. 1:3 ), принятая при рождении свыше П. Духа придает христианину черты Сына Человеческого – Иисуса Христа; в этот образ он преображается через Св. Духа, «от славы в славу», до полного восстановления в нем образа Божьего ( Рим. 8:29 ; 1Кор. 15:49 ; 2Кор. 3:18 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

4 . Память сотворил есть чудес Своих. С Евр.: «Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь». «Т.е. не переставал, не оставлял в каждом поколении творить чудеса и пробуждать людей грубых чудесными действиями» (Св. Злат.). По бл. Феодориту, «пророк – наказание врагов назвал напоминанием чудес, т.е., что истинны славные чудеса Твои, которые у неверных почитаются ложными, доказал Ты новым чудотворением (т.е. избиением врагов при Иосафате – 2Пар. 20:23 ), и напомнив нам, что совершил Ты при наших предках». 5 . Пищу даде боящымся Его. Пророк говорит о пище (духовной), которую дает преимущественно боящимся Его, т.е. поучение посредством слова, наставление, все любомудрие» (Злат.). «Пищу, т.е. мысленный хлеб, сшедший с небеси» (Св. Афан.). Бл. Феодорит разумеет добычу и пищу, взятые у неприятеля, после его поражения. Помянет в век завет Свой, т.е. завет с Авраамом ( Быт. 18:18 ), говорит св. Афанасий. «Хранит незабвенную память о данных отцам обетованиях, и ради оной сообщает нам блага» (Бл. Феод. и св. Злат.). 6 . Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык. С Евр.: «Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников». «Т.е. Бог явил силу Свою, изгнав народы (Ханаанские) не просто, но таким образом, из которого Евреи особенно ясно могли видеть, хотя для этого достаточно было и предшествовавших событий, что поражение врагов нанесено было Богом, и что под Его предводительством решена была судьба их» (Св. Злат.). 7 . С Евр.: «Дела рук Его истина и суд: все заповеди Его верны». 8 . С Евр.: «Тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте». 9 . С Евр.: «Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его»! 10 . Начало премудрости страх Господень. «Пророк говорит о премудрости, состоящей не в словах, а в делах, и языческие мудрецы определяют премудрость знанием вещей Божеских и человеческих. Этому познанию научает страх Божий, истребляя порок, насаждая добродетель, располагая презирать настоящее и стремиться к небу. Что мудрее такой души»? (Св. Злат. Под. Втор. 4:6 ; Притч. 6:10 ; Еккл. 1:20, 25 ; Иов. 28:28 ). Разум 598 же благ всем творящым и. Т.е. «для исполняющих правила премудрости, для показывающих ее на деле он есть разум благ» (Св. Злат.). Или: добрый истинный разум у тех, Которые его благость, доброту показывают на деле, оправдывают жизнию. С Евр.: «Разум верный у всех исполняющих заповеди Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Напрасно Иудеи, истинно заблуждая мыслями, прибегали к чревоволшебникам тщеслоствующым, иже от чрева глаголют ( Ис.8:19 ). Один закон Божий есть свидетельство верно ( 2Пет.1:19 ). Ежели бы они его в совет себе приняли, то бы он тьму сомнения их разогнал, и обратил бы их от пути лукаваго и от начинаний их лукавых ( Иер.23:22 ). 3) 3аре подобно есть слово Божие, нам истинный путь показующее. Как заря, идущим, прямую дорогу показывает: так слово Божие показывает путь, по которому мы, шествуя беспреткновенно, можем творить правы путие Господни ( Ос.14:10 ). 4) 3аре подобно есть слово Божие нас увеселяющее, как Давид говорит: оправдания Господня права, веселящая сердце ( Пс.18:9 ). 5) 3аре подобно есть слово Божие постепенно возрастающее. Как заря постепенно возвышается, расширяется, и светлее делается: так равно познание наше в слове Божием постепенно возвышается, больше бывает и прирастает, дондеже достигнем все в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Еф.4:13 ). § III Заре подобно есть покаяние и обращение. 1) В рассуждении окончания ночи. Как заря оканчивает ночь: так покаяние оканчивает ночь греха, и людей от тьмы приводит к свету, как повелевает Писание: да обратятся от тьмы в свет и от области сатанины к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых верою ( Деян.26:18 ). 2) В рассуждении возвещения солнца. Заре последует солнце: так обратившийся верою ожидает восходящего Христа, в котором и покой души своея ( Мф.11:29 ) получит часть. 3) В рассуждении ветра бываемого при восхождении зари. Ибо, как обыкновенно ветры бывают от собравшихся паров тогда, когда восходит заря: так равно ветры искушений тотчас являются покаявшимся: то от диавола, то от мира, то от растлённой грехом плоти, препятствуя совершенному их обращению. Но сии все искушения должны мы препобеждать за возлюбльшаго ны Христа ( Рим.8:37 ). § IV Заре подобно окончание жизни. Как заря скоро идёт и скоро заходит: так жизнь человеческая скоро преходящая есть; скоряе беседы ( Иов.7:6 ), и легчае скоротечца ( Иов.9:25 ) по изъяснению Иова. § V Воскресение мертвых есть оная заря вожделеннейшая, за которою тотчас в полном сиянии последует Солнце Правды Иисус Христос , во славе Отца своего; окружен воинством Ангелов ( Мф.16:27, 25:31 ); страшен, правосуден, дающии отмщение неведущым Бога: и непослушавшим благовествования Божия ( 2Сол.1:8 ) О, да исчезнут печальные ночи мира сего! Приди, о Господи! приди Солнце наше, приди Свет наш. § VI Самая Церковь Божия заре уподобляется: кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце? ( Песн.6:10 ). Невеста Церковь есть многогонимая, и угнетённая в ночи искушения мирского, ожидающая откровения Господа нашего Иисуса Христа. Изыдёт некогда невеста сия из гроба своего, и, хотя живых некоторых застанет день он, но и сии пойдут к Богу своему ( Ин.5:29 ). Аминь, ей, гряди Господи Иисусе ( Откр.22:20 ). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Второй (неканонической) книги Ездры нет. Книга Неемии названа 2-й книгой Ездры. Послание Иеремии включено в книгу Варуха, как шестая глава. 3-й Ездры и 3-й Маккавейской книги нет. Таблица 4 Расположение священных книг в Вульгате 1.      Бытие 2.      Исход 3.      Левит 4.      Числа 5.      Второзаконие 6.       Иисус Навин 7.       Судьи 8.       Руфь 9–10. 1–2 Самуила 11–12 1–2 Царств 13–14 1–2 Хроника 15.      1 Ездры 16.      2 Ездры (Неемии) 17.      Товит 18.      Иудифь 19.      Есфирь 20.      Иов. 21.      Псалмы 22.      Притчи Соломона 23.      Екклезиаст 24.      Песнь Песней 25.      Премудрость Соломона 26.      Иисус сын Сираха 27.      Исайя 28.      Иеремия 29.      Варух (в нем и Послание Иеремии) 30.      Иезекииль 31.      Даниил 32.      Осия 33.      Иоиль 34.      Амос 35.      Авдий 36.      Иона 37.      Михей 38.      Наум 39.      Аввакум 40.      Софония 41.      Аггей 42.      Захария 43.      Малахия 44–45 1–2 Маккавейские Как приложение, к Латинской Библии, издают 3-ю Ездры Ездры неканоническая] и 4-ю Ездры Ездры неканоническая]. 4.4. Славяно-русская Библия Славянская Библия собрана к 1499 г. архиепископом Новгородским Геннадием. На работу свт. Геннадия значительное влияние оказывала Вульгата. Священные книги он расположил в соответствии с их расположением в латинской Библии. Законоположительные книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Исторические книги: Иисус Навин, Судьи, Руфь, 1–4 Царств, 1–2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, 2 Ездры, Товит, Иудифь, Есфирь. Учительные: Иов, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова. Пророческие: Исайя, Иеремия, Плач Иеремии, Послание Иеремии, Иезекииль, Даниил, 12 малых пророков; 1–3 Маккавейские, 3 Ездры. Читать далее Источник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания/Священник Геннадий Фаст. – В 2-х кн. - Красноярск : Енисейский благовест, 2007-2008./Книга 1. – 2007. - 352 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ранние библейские тексты рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. В шеол попадают не только грешники, но и праведники. Умирая, туда нисходит Иаков (Быт 37. 35); «приложился к народу своему» Авраам (Быт 25. 8); «к смерти и в дом собрания всех живущих» (имеется в виду «собрание», в к-рое попадут все живущие на земле после своей смерти.- М. И.) будет приведен Иов (Иов 30. 23). Древние евреи полагали, что души всех людей после смерти влачат в шеоле бесцельное и безрадостное существование. Они пребывают «в стране тьмы и сени смертной, в стране мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов 10. 21-22). Тех же, кто совершил тяжелые преступления (напр., Корей , Дафан и Авирон), может поглотить земля, и тогда они нисходят в шеол живыми (Числ 16. 30-33). В отношении их в Израиле существовала даже псаломская молитва, в к-рой говорилось: «Да найдет на них смерть, да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их» (Пс 54. 16; ср. Притч 1. 12). Среди обитателей шеола библейские тексты называют рефаимов (евр.   в синодальном издании в большинстве случаев переводится словом «мертвецы»). Относительно рефаимов среди толкователей нет общего мнения. Одни считают, что этим словом в Библии обозначаются все мертвецы (что и отражено в синодальном переводе); для др. рефаимы - это наиболее известные или же знатные обитатели шеола. Так, в 9-м ст. 14-й гл. Книги прор. Исаии рефаимы именуются «вождями земли». Третьи, цитируя Притч 21. 16: «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов» (в евр. тексте  ), предполагают, что рефаимами в Библии называются только грешники. В более поздние ветхозаветные времена, особенно в эпоху Второго иерусалимского храма, в связи с развитием у иудеев идеи справедливости и с усилением мессианских ожиданий представления о шеоле видоизменяются. Для одних шеол становится теперь местом пребывания только грешников, к-рые испытывают там бесконечные мучения. Они окованы «скорбью и железом» (Пс 106. 10); их «цепи ада облегли» и «сети смерти опутали» (Пс 17. 6). В преисподнюю, к «царю ужасов», нисходят теперь нечестивые, тираны (Иов 18. 5-21); там же находится и «денница, сын зари», под к-рым «подстилается червь, и черви - покров» его (Ис 14. 9-15). Праведники после своей кончины попадают в др. место, к-рое в новозаветные времена получит название «рая» (греч. παρδεισος - сад, парк). Наряду с этим появилось и др. видоизмененное представление о шеоле, согласно к-рому последний имеет 2 отд-ния: для грешников и для праведников. Это представление дает притча Иисуса Христа о богатом и Лазаре, в к-рой говорится, что нищий после своей кончины «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк 16. 22). Богач, после смерти испытывающий муки в аду, «поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лк 16. 22-23).

http://pravenc.ru/text/63424.html

Иов (Гумеров), архимандрит. Тихие воды последней пристани. Книга воспоминаний. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2018. Несколько непривычен, возможно, и другой сюжет, он тоже служит «слому стереотипов». В миру отца Иова звали Шамиль, отчество – Абильхаирович. По национальности он татарин, детство и юность провел в Уфе. Вместе с ним крещение в 1984 году приняла сначала вся семья отца Иова (двое его сыновей теперь тоже священники), а потом и многие его родственники и родственники жены, тоже татары по национальности. Все это на конкретном живом примере снова говорит об универсальной силе Православия, о том, что во Христе и правда нет ни эллина, ни иудея, ни русского, ни татарина, ни философа, ни крестьянина и рабочего. И снова повторим: всю книгу пронизывает способность отца Иова видеть Промысл Божий и чудеса в своей жизни, с самого детства, когда Бог его несколько раз спасал от смерти или увечий, и вплоть до старости и монашеского пострига. Этот взгляд словно некая единая линия, которая прокладывает путь понимания всей своей жизни как чего-то цельного и глубоко неслучайного, направленного к последней земной цели – тихой пристани монастыря, а через него – к самому главному: к спасению. Рейтинг: 9.9 Голосов: 705 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вероника 24 августа 2018, 14:18 Благодарю всех тружеников сайта! Очень тепло и душевно, и полезно для нас, мирян! анна 8 августа 2018, 20:12 Очень добрый текст.От него становится тепло на душе. Порадовало хорошее и продуманное внешнее и внутрен. оформление художника этой книги. только жаль, что есть технические ошибки по верстке , корректуре и редактуре. Хотя на это сейчас уже почти никто не обращает внимание, а жаль так это выражает наше уважение к читателю и самому Слову, а книга этому и служит.А в целом Хорошее издание! СпасиБО! анн 7 августа 2018, 22:21 читается очень легко и с интересом. спасиБо! только жаль, что есть отдельные неточности и недосказанности. но Отцу Иову низкий поклон и благодарность за добрую книгу. Душу порадовали. СПАСИБО!!!

http://pravoslavie.ru/114876.html

Иерей Петр Михалев    Иеромонах Ириней (Пиковский), преподаватель Сретенской духовной семинарии      Священник Михаил Желтов, кандидат богословия    Иеромонах Иов (Гумеров), кандидат философских наук, кандидат богословия 27 мая 2014 г. Рейтинг: 6.2 Голосов: 23 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Евгений 5 августа 2015, 19:53 Иеродиакону ФЕОФАНу (Бортникову) сердечное поздравление Лариса Т 5 июня 2014, 00:08 Мои поздравления всем диссертантам, а особенно отцу Матфею! Рада за вас. Христос Воскресе! Елена 1 июня 2014, 01:16 Искренние поздравления нашим дорогим Наставникам, Спаси Господи за то, что неустанно трудятся и окормляют нас, грешных! Спаси Господи! Алексей Васильев 28 мая 2014, 18:02 to: Геннадий Владимирович Думаю, что избранные работы будут опубликованы на Православии.ру, как это было с работами прошлых лет. Например: http://www.pravoslavie.ru/sm/32024.htm или вот http://www.pravoslavie.ru/sm/31062.htm ЕВГЕНИЙ 28 мая 2014, 14:05 САМЫЕ ИСКРЕННИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ РЕКТОРУ СЕМИНАРИИ, О. ТИХОНУ, ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ, НАУЧНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ И, КОНЕЧНО ЖЕ, СОСТОЯВШИМСЯ МАГИСТРАМ БОГОСЛОВИЯ!!! УРАААА!!!!!!! ЕФРЕМОВ ЕВГЕНИЙ, МПДА. Ника. 27 мая 2014, 19:24 Сердечно православно поздравляю всех с защитой магистерских диссертаций. и особая весточка иеоромонаху Луке Радостно и Светло и Дивно! Геннадий Владимирович 27 мая 2014, 14:17 Прочитал темы диссертаций на соискание степени магистров богословия,которые были представлены и защищены 26 мая с.г. в Сретенской духовной семинарии. О профиле " Пасторское богословие " . Ранее не удавалось найти темы и тексты богословских диссертаций. С какими же знаниями и интересами входят молодые пастыри в новое тысячелетие? Представленные темы на соискание степени магистров произвели впечатление. Если из каждого названия взять половину, то это уже трудноподъёмный груз. Я не специалист по богословской тематике и есть потребность ознакомиться с этими работами. Жду вашего совета как можно желание осуществить С глубоким уважением Геннадий Владимирович.

http://pravoslavie.ru/71014.html

Ст. 5. Аще можеши, даждь ми ответ к сим: потерпи, стани противу мене, и аз противу тебе. По требованию обычая и по чувству справедливости на речь должно было давать некоторый ответ. Но Елиус знает, что Иов поражен болезнью, огорчен бедствиями, утомлен продолжительной беседой с друзьями, и потому заявляет, что ответ для него необязателен; он просит только одного – е терпением выслушать его искреннюю речь ... Ст. 6 – 7. От брения сотворен еси ты, якоже и аз: от тогожде сотворени есмы. Не страх мой тя смятет (потрясет), ниже рука моя тяжка будет на тя. Желая, чтобы Иов с терпением выслушал предлагаемую речь, Елиус успокаивает страдальца заявлением, что он не обладает непреоборимой силой, не может и не будет наносить неотразимых ударов, потому что его природа так же слаба, как и самого Иова. Между тем Иов мог смутиться, слыша, что восстаёт против него новый обличитель, решительный, «полный речами», имеющий говорить чистую правду, на обличительные речи которого не удобно было бы не отвечать, – это значило бы оставить себя в подозрении.... Елиус успокаивает его, заверяя, что он правдив, но не жесток, будет рассуждать, а не угрожать, как-то делали отчасти старшие собеседники (напр. гл. 25 я). Ст. 8 –11. Обаче рекл еси во уши мои, и глас глагол твоих услышах, за неже глаголеши: чист еси аз не согрешая (гр. в делах), непорочен же еси, ибо небеззаконновах. Зазор же (гр. упрек) ни мя обрете, и мнит мя (γηται με), яко противника себе: вложи же ногу мою в древо (гр. круглую колоду) и надсмотрял (сторожил) пути моя вся. Елиус твердо и точно припоминает то, что высказал Иов; точность воспоминания зависит от того, что он слышал сам непосредственно и слушал весьма внимательно, как того требовал Иов от своих слушателей (ср . гл. 13, ст. 17, и пр). Но как ревнитель правды и добродетели, Елиус особенно хорошо отметил несколько суждений, по его мнению, высказанных Иовом неосновательно. Несомненно, Иов утверждал, что он чист пред Богом (гл. 9 ст. 21; 16, ст. 17; 23, ст. 10 ), – не знает за собой греха и сознает себя непорочным (гл. 9, ст. 21; 27, ст. 5–6), не делал беззакония (гл. 10, ст. 7; 23, ст. 1 1 – 12), а потому и на суде Божием будет прав (гл. 13, ст. 18, 2 3 , ст. 10); с прискорбием высказывал и то, что Господь изыскал обвинение против него, поступает с ним, как с врагом, подстерегал его на всех путях и заключил ноги его в колоду (гл. 7, ст. 20; 13, ст. 24; 19, ст. 11; 13. ст 27). Все эти суждения, взятые отдельно, представляются Елиусу неосновательными: разъяснить это Иову он и поставляет своей задачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В этом прошении мы молимся об избавления нас от бедствий и страданий физических, от бедствий духовных и от дьявола. Лукавым в Св. Писании называется: а) зло, которого сами причиной: «праведность возвышает народ; а беззаконие – бесчестие народов» ( Притч.14:34 ). – «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ). – «Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему» ( Иов.34:11 ). – «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» ( Иез.18:20 ). б) испытания и страдания: «Он (Иов) сказал ей (жене своей): ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» ( Иов.2:10 ). – «И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр.12:5–6 ; Притч.3:11–12 ). – «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ). – «И кто не берет креста своего и следует за Мною; тот недостоин Меня» ( Мф.10:38 ). – «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). – «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков бывших прежде вас». ( Мф.5:11–12 ). в) грех: «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» ( 1Ин.3:8 ). г) дьявол: «Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти; и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). – «Восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян» ( 1Пар.21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

встречается 45 примеров религ. З. б. (по МТ: Втор 33. 29; 3 Цар 10. 8 (дважды); Ис 30. 18; 32. 20; 56. 2; Пс 1. 1; 2. 12; 32. 1-2; 33. 12; 34. 9; 40. 5; 41. 2; 65. 5; 84. 5-6, 13; 89. 16; 94. 12; 106. 3; 112. 1; 119. 1-2; 127. 5; 128. 1-2; 137. 8-9; 144. 15 (дважды); 146. 5; Иов 5. 17; Притч 3. 13; 8. 32, 34; 14. 21; 16. 20; 20. 7; 28. 14; 29. 18; Еккл 10. 17; Дан 12. 12; 2 Пар 9. 7 (дважды)). В LXX помимо этих случаев имеется еще 15 мест с З. б. (Сир 14. 1-2, 20; 25. 8-9; 26. 1; 28. 19; 31. 8; 34. 15; 48. 11; 50. 28; Тов 13. 14 (дважды); Прем 3. 13; Ис 31. 9). Только во Втор 33. 29; в Пс 127. 2; в Еккл 10. 17 используется форма 2-го лица ед. ч., а в Ис 32. 20 - 2-го лица мн. ч. Во всех остальных случаях используется форма 3-го лица. Хотя все эти З. б. отличаются друг от друга, их общий смысл сводится к тому, что «поистине счастливыми» можно назвать тех, кто действуют в согласии с волей Божией: для кого Бог - Господь (Пс 143. 15), кто боится Бога (Пс 111. 1-3; 127. 1-4; Притч 8. 4-12), кто уповает на Бога (Пс 83. 13), кто мудро повинуется Богу, исполняя Его закон (Пс 118. 1-2; Притч 8. 32-34; Ис 56. 2), и т. п. Такие люди достойны восхваления, потому что Бог их обязательно наградит благополучием в этом мире: у них будут сыновья-наследники (Пс 126. 3-5; 111. 1-3), хорошая жена (Пс 127. 1-4; Сир 26. 1), процветание, слава и честь (Пс 83. 11-12; Иов 29. 10-11), жизнь под защитой Бога (Пс 40. 2-3; Сир 34. 15). З. б. в эсхатологических текстах ВЗ встречаются редко (дословно только в Ис 30. 18) и только в поздних сочинениях (Дан 12. 12; Тов 13. 14-16). Обычно З. б. соседствуют с возглашением «горя» или противопоставляются этому возглашению «горя» тем, кто ведут себя иначе (Пс 1. 1, 4; Тов 13. 12, 14; Еккл 10. 16-17). Часто З. б. начинаются или заканчиваются произведения или отдельные их части (Пс 1; Сир 25. 12). Происхождение ветхозаветных З. б. усматривают либо в культовой сфере (прежде всего на том основании, что они встречаются в составе ранних псалмов, к-рые содержат коллективные прошения (напр., в Пс 33. 12) - Lipinski. 1968), либо в литературе премудрости (самый яркий пример сочетания З. б. с речением премудрости - Иов 5. 17). В апокрифической литературе

http://pravenc.ru/text/182595.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010