Митрополит Сурожский Антоний (1914-2003). Фрагмент общей исповеди: « Боже, живу я только на поверхности жизни души моей …». – С.6;   Исповедь самоубийцы / о. Игорь . – С.6.   Реклама : С.7.   Колонка главного редактора:   Монолог:   Владимир Легойда . Пасха доктора Фауста, или Еще раз о том, что за окном . Фото Владимира Ештокина, Александра Болмасова//Фома. - - апрель 2011. - С.8-9. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог »).   Интервью номера:   Мария Миронова , Заслуженная артистка России, актриса театра «Ленком», соучредитель Благотворительного фонда «Артист». О вере без смирительной рубашки . Беседовала Оксана Головко . Фото Владимира Ештокина и фото, предоставленное фондом «Артист»//Фома. - – апрель 2011. – С.10-14. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Мария Миронова » (С.10).   Реклама : С.15.   Тема номера. Вера космонавтов:   Космос как дорога к Богу . Вступление к теме номера. Фото космонавта Юрия Лончакова - «Восход солнца на орбите»//Фома. - – апрель 2011. – С.16-17. – (рубрика « Тема номера. Вера космонавтов »).   Игумен Иов ( Талац ), настоятель Патриаршего подворья храма Преображения Господня в Звездном городке, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Человек призван обладать и землею, и космосом . Беседовали Алексей Соколов , Юлия Линде . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – апрель 2011. – С.18-20. - (рубрика « Тема номера. Вера космонавтов »).   Патриарх Кирилл : « Стремление к звездам – не блажь, не фантазия и не мода » . Отрывок из проповеди, произнесенной Патриархом 28 ноября 2010 года во время богослужения, совершенного им в Спасо-Преображенском храме Звездного городка. Фото из архива пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – апрель 2011. – С.21. – (рубрика « Тема номера. Вера космонавтов »).   Первый космонавт о разрушении Храма Христа Спасителя . Из выступления Юрия Гагарина на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ 27 декабря 1965 года. Текст печатается по архивному документу//Фома. - – апрель 2011. – С.22. - (рубрика « Тема номера. Вера космонавтов »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-96-a...

В Св. Писании засвидетельствованы следующие образы обращения Бога к людям: во-первых, Господь принимал образ человека, во-вторых, давал слышать явно голос свой в воздушной сфере ( Исх.3:4–6 ; 3Цар.19:12–13 ; Мф.3:17 ), в-третьих, говорил человеку «во сне и в видении» ( Чис.12:6 ; Иов.33:14–15 ), а также – в полудремотном состоянии человека, между сном и бодрствованием его ( 1Цар.3:4–10 ), наконец, в-четвертых, говорил человеку через внутреннее озарение духа человеческого Духом Божиим, возводя, таким образом, человека к высшему созерцательному ведению и Своей воли и Своей славы. Какой, спрашивается, из этих образов обращения Бога к человеку имел место в раю? Хотя принятие Богом человеческого вида имело место в истории Церкви Божией, как свидетельствует нам Св. Писание ( Быт.18:1–2 ; Суд.6:11–40, 13:20 ), однако, принять такой образ снисхождения Бога к человеку в райской его жизни до грехопадения не позволяет, с одной стороны, отсутствие свидетельства об этом Св. Писания, с другой – весьма веские соображения, положительно устраняющие собой мысль об образе беседы Бога с первыми людьми в раю: во-первых, такое – под образом человека – явление Бога Адаму в раю могло до некоторой степени ослаблять и ограничивать представления первых людей о Боге, как о Существе духовном, бесконечном и вездесущем, что не отвечало бы началам и задаче духовно-нравственного воспитания первых людей; во-вторых, из повествования Св. Писания о райской жизни первых людей следует заключить, что Господь, приближаясь к человеку, дает «глас Свой», дабы от внешних предметов внимание человека и умственный взор его были обращены к Нему – Богу: так, Адам слышит «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня», и опознает этот голос, как именно «голос Бога», следовательно опознает бывшее ему явленным и знаемым прежде, теперь и всегда ( Быт.3:8–10 ). В этом свидетельстве Св. Писания о том, что первые люди слышат «голос Божий» и, очевидно, не видят Самого Бога, и содержится указание Св. Писания на образ обращения Божия к первым людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Иов.18:7 .  Сократятся шаги могущества его, и низложит его собственный замысл его, Иов.18:8 .  ибо он попадет в сеть своими ногами и по тенетам ходить будет. Иов.18:9 .  Петля зацепит за ногу его, и грабитель уловит его. Иов.18:10 .  Скрытно разложены по земле силки для него и западни на дороге. Все проявления силы, могущества грешника будут сведены ни во что, и причиною этого являются его собственные дела (ст. 1). Сам того не замечая (ст. 10), он запутается в них, как птица в силках и западне (ср. Притч 5.22 ). Иов.18:11 .  Со всех сторон будут страшить его ужасы и заставят его бросаться туда и сюда. Иов.18:12 .  Истощится от голода сила его, и гибель готова, сбоку у него. Чем ближе гибель, тем сильнее становится ее предчувствие, и больше прилагается усилий к спасению ( «заставят его бросаться туда и сюда» – ст. 11). Но последнее невозможно: кругом грешника ужасы, – предзнаменования бедствий. Стремление избавиться от них только обессиливает его, как обессиливает человека голод: и гибель готова. Иов.18:13 .  Съест члены тела его, съест члены его первенец смерти. Подготовляя себе гибель, нечестивый умирает в страшных мучениях. «Члены тела его, съест ...первенец смерти», т. е. тело его будет разрушено самыми страшными болезнями (ср. Ис 14.30 : «первенцы бедных» – самые бедные), в которых как бы концентрируется вся разрушительная сила смерти, подобно тому как в первенце концентрируется сила его родителей ( Быт 49.3 ). Иов.18:14 .  Изгнана будет из шатра его надежда его, и это низведет его к царю ужасов. По точному переводу с еврейского первая половина данного стиха должна читаться так: «он будет изгнан из его шатра, который служил его безопасностью». Пораженный неисцелимою болезнью, нечестивый умирает («нисходит к царю ужасов» ­­ смерти, ср. Иов 10.21–22 ) в том самом шатре, живя в котором, он считал себя безопасным. Иов.18:15–21 . Наказание постигает не только самого нечестивого, но его жилище и семейство. Иов.18:15 .  Поселятся в шатре его, потому что он уже не его; жилище его посыпано будет серою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Жалобы Иова дают Елифазу повод осыпать его упреками за малодушие и ропот на Бога ( Иов.4:3–6 ). Так же точно начинают свои речи Вилдад и Зофар ( Иов.8:1,2, 11:1,2:3 ). Затем Елифаз опытом и откровением, которое он получил, начинает доказывать, что только нечестивые подвергаются бедствиям (гл. 4). Впрочем, Елифаз еще не применяет к Иову высказанного им общего положения, не считает его за явного грешника; но смотрит на его страдания, как на спасительное средство исправления свойственных человеку слабостей н недостатков: «Се! блажен человек, – говорит он, – которого обличает Бог. И наказания Вседержителева но отвергай» 5:17. Что Елифаз доказывал опытом и откровением, то Вилдад подтверждает преданием отцов ( Иов.8:8,9,10–13 ). Впрочем, и Вилдад также еще снисходительно судит о самом Иове, указывав на виновность детей его, бывшую причиной их погибели ( Иов.8:4 ). В заключение своих речей друзья Иова указывают на величие и правосудие Бога, советуют ему с раскаянием обратиться к Богу, если он желает, чтобы счастье его расцвело снова ( Иов.5:8–26, 8:20–22, 11:7–10,13–19 ). Отвечая друзьям, Иов сначала извиняет себя в жалобах чрезмерностью своих страданий и немощью человеческой природы ( Иов.6:2,3,4,11,12:13 ). Далее жалуется на вероломство своих друзей, от которых он напрасно ждал утешения; уподобляет их потокам и ручьям, шумящим от обилия воды, когда весною разрешается в них снег, но в летние жары высыхающим и исчезающим, так что рассчитывавшие на них караваны Фемы и Савы обманываются в своей надежде и остаются в стыде ( Иов.6:14–21 ). Мысль о правосудии Бога, на которое с силою указывали ему друзья, не принося никакого утешения страдальцу, естественно, приводила его еще в большее смущение, увеличивала его недоумение о причине его страданий. Твердо уверенный в своей невинности, он безбоязненно и смело защищает ее ( Иов.9:21 ); и, не умея иначе объяснить своей судьбы, говорить, что Бог со всеми людьми как добрыми, так и злыми поступает одинаково по чистому произволению, что нечестивые живут счастливо по воле Божией ( Иов.9,22–23, 12:6:9 ). Друзья советовали Иову обратиться к Богу с раскаянием: чистый в своей совести праведник предает свое дело суду Божию и говорит, что он готов предстать на суд с Богом, если бы Бог , совлекшись своего величия, снизшел к нему, ничтожному и бренному человеку. Однако Бог всею силою своего могущества теснит слабое творение ( Иов.13:3,15,16,18,20–25, 14:1–3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Иов.9:16 .  Если бы я воззвал, и Он ответил мне, – я не поверил бы, что голос мой услышал Тот, Иов.9:17 .  Кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны, Иов.9:18 .  не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями. Умолять Бога можно, но нельзя рассчитывать, чтобы мольбы достигли цели. Господь в гневе поражает Иова (ст. 16), ни на минуту не дает отдохнуть ему от страданий. И если гнев неотвратим (ст. 13), то напрасны мольбы и создаваемая ими надежда на прощение. Иов.9:19 .  Если действовать силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним? Иов.9:20 .  Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным. Нельзя и заставить Бога внять мольбам: всемогущество не поддается давлению слабого человека. Елифаз советовал Иову передать свое дело Богу ( Иов 5.8 ). Но, во-первых, никто не в состоянии принудить всемогущего Господа войти в его обсуждение. Во-вторых, если бы суд и состоялся, то его результаты были бы неблагоприятны для Иова. Самооправдание Иова премудрый Бог превратит в обвинение. Если даже он и сумеет оправдаться, доказать свою невинность, то и тогда не отвращающий своего гнева Господь объявит его виновным; и подобному приговору всемогущего Бога Иов должен будет подчиниться. Иов.9:21 .  Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Иов.9:22 .  Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного. Иов.9:23 .  Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмевается. Иов.9:24 .  Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же? При подобном положении дела Иов не может воспользоваться советом друзей ждать улучшения своего положения ( Иов 5.19 и д.; Иов 8.21 ). Как невинный (ст. 21), он мог бы надеяться на это, и тем не менее не хочет даже знать души своей, жизни, т. е. заботиться о ней (евр. «йада», см. Быт 39.6 ), чувствует к ней отвращение. Причина такого явления заключается в том, что при Божественном неправосудии невинность и греховность человека безразличны ( «все одно», ст. 22) для его судьбы. Если Господь одинаково губит виновного и невинного, в попрании правды доходит до того, что находит удовольствие в продлении страданий праведного, и делает представителей правосудия неспособными различать добро и зло (ст. 24; ср. Ис 29.10 ), то и невинность Иова не избавит его от страданий, а такая жизнь для него отвратительна ( Иов 6.7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.24:5–12 . Описание состояния порабощенных племен. Иов.24:5 .  Вот они, как дикие ослы в пустыне, выходят на дело свое, вставая рано на добычу; степь дает хлеб для них и для детей их; Их жизнь напоминает жизнь животных и по месту ( «как дикие ослы в пустыне» – Иов 6.5, 11.12, 39.5 и д.) и по пище. Ею служат степные травы, корни и ягоды растений (ср. Иов 30.4 ), которые собираются ими для рано чувствующих голод детей, почему они и выходят на дело свое» (ср. Пс 103.23 ) ранним утром. Иов.24:6 .  жнут они на поле не своем и собирают виноград у нечестивца; Приготовив пищу для детей, они отправляются для добывания собственного пропитания на поля своих поработителей богачей. Им является предназначенный для скота корм («белило», ср. Иов 6.5 ) и уцелевшие после настоящего сбора виноградные ягоды. Иов.24:7 .  нагие ночуют без покрова и без одеяния на стуже; Иов.24:8 .  мокнут от горных дождей и, не имея убежища, жмутся к скале; Сходство с животными восполняется отсутствием одежд и жилищ (ср. Иов 30.6 ) и беззащитностью от вредных действий атмосферы. Иов.24:9 .  отторгают от сосцов сироту и с нищего берут залог; Иов.24:10 .  заставляют ходить нагими, без одеяния, и голодных кормят колосьями; Иов.24:11 .  между стенами выжимают масло оливковое, топчут в точилах и жаждут. После описания участи порабощенных племен, Иов возвращается от перечислений остающихся без наказания злодеяний. Они состоят в том, что сильные отнимают у слабых грудных детей для обращения их в рабство (ср. Иов 31.17–18 ), берут залоги с нищих и, пользуясь их несостоятельностью, заставляют работать на своих полях, причем даже не кормят, – лишают того, в чем нельзя отказывать животным ( Втор 25.4 ; 1Тим 5.18 ). – «Голодных кормят колосьями», буквально: «они голодны и носят снопы». Равным образом, когда даровые рабочие притеснителей «между стенами выжимают», т. е. под строгим надзором, оливковое масло и «топчут» виноград, то им не позволяется утолить жажду. Иов.24:12 .  В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит, и Бог не воспрещает того.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

При подобном отношении Бога к Иову положение последнего оказывается в полном смысле безвыходным. Если он виновен, то ему нет оснований ждать милости и прощения; если прав, то нет данных «поднять головы своей» (ст. 15), т. е. ободриться. Последнее невозможно потому, что в очах Божьих Иов не перестает быть грешником, заслуживающим наказания. Показателем такого отношения к нему Господа является все более и более усиливающаяся болезнь, она – свидетель его виновности ( Иов 16.8 ), за которую Бог преследует Иова, как лев свою добычу ( Ис 38.13 ; Ос 5.14, 13.7 ), в нанесении страданий проявляет Свое всемогущество. Иов.10:18 .  И зачем Ты вывел меня из чрева? пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня; Иов.10:19 .  пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб! Утверждая, что Господь еще при создании решил не прощать ему греха (ст. 13–14), Иов не понимает, как Бог мог даровать ему жизнь. Последнее предполагает и требует любви, но ее не было, за что ручается определение «не оставлять греха без наказания». Не было любви, не мог появиться на свет и Иов. Так возникает новое недоумение. Иов.10:20 .  Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, Иов.10:21 .  прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной, Иов.10:22 .  в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма. Тревожимый всеми этими неразрешимыми вопросами, утративший веру в Бога, как правосудное, любящее человека существо, Иов ввиду приближения смерти ( «не малы ли дни мои?») просит Господа отступить от него, прекратить проявления гнева (ст. 15–17). Тогда он умрет спокойно, не тревожимый сомнениями. И этот сравнительно светлый конец будет возмещением за тот мрак, который ждет его в преисподней, где нет даже следа солнечного света («офел» ст. 22, ср. Исх 10.22 ), где господствует сень смертная. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Превратив одну часть коренного населения в рабство, другую поработители избили. Кровь убитых требует отмщения, но Бог не обращает на это внимания. Иов.24:13 .  Есть из них враги света, не знают путей его и не ходят по стезям его. Иов.24:14 .  С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором. Иов.24:15 .  И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: ничей глаз не увидит меня, – и закрывает лице. Иов.24:16 .  В темноте подкапываются под домы, которые днем они заметили для себя; не знают света. Особого рода преступники, совершающие свои дела под покровом ночи, дети ее, враги света (ср. Рим 13.12 ). К ним относятся, во-первых, убийцы, встающие «с рассветом», точнее «пред рассветом» (евр. «лайор»), когда преступлению благоприятствует полумрак; во-вторых, прелюбодеи, ждущие темноты вечера ( Притч. 7.8–9 ) и для большей безопасности закрывающие свое лицо, и, наконец, воры, легко подкапывающиеся под стены восточных домов, благодаря отсутствию у них фундамента. Иов.24:17 .  Ибо для них утро – смертная тень, так как они знакомы с ужасами смертной тени. Убийцы, прелюбодеи и воры избегают света, он для них ужасен, как ужасна сень смертная. Днем им грозит опасность быть открытыми и наказанными. Иов.24:18–21 . Данные стихи содержат описание гибели грешника, чего до сих пор не признавал Иов. Ввиду этого большинство экзегетов видит в них изложение взгляда друзей, к которому сам страдалец относится иронически. И действительно, в противном случае Иов впадает в странное самопротиворечие (ср. ст. 12). По тексту LXX, Вульгаты и Пешито гибель грешника представляется Иову только желательною. Иов.24:18 .  Легок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных. Нечестивый «легок... на поверхности воды» – его счастье не имеет постоянства, так же быстро проходит, как быстро уносится водою легкий предмет (ср. Иов 9.26 ; Ос 10.7 ); его имущество подвергается проклятию ( Иов 5.3, 18.15, 20 ), и он не может наслаждаться миром и спокойствием: «не смотрит на дорогу садов виноградных» (ср. 3Цар 4.25 ; Мих 4.4 ; Зах 3.10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.12:6 .  Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих. После общих рассуждений о несостоятельности мудрости друзей, в частности Софара, Иов указывает на ошибочность их главного положения, в установлении и обосновании которого и сказывается вся их мудрость. Теория друзей, будто спокойствие и безопасность – удел одних благочестивых ( Иов 5:19–21, 24, 8:6, 11:18–19 ), опровергается жизнью. Она неотразимо свидетельствует, что данными благами пользуются лица, попирающие божеские и человеческие законы ( " грабители», раздражающие Господа), лица, не признающие другого божества, кроме силы своих рук ( Авв 1.11 ). Иов.12:7 .  И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; Иов.12:8 .  или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Иов.12:9 .  Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? Иов.12:10 .  В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти. И подобное явление, т. е. благоденствие нечестивых, – дело не случая, а рук Божиих. Одушевленная и неодушевленная природа ясно свидетельствует, что все в мире делается по воле Господа (ст. 9). В Его руке, власти душа («нефеш») всего живущего, – низшая, элементарная сторона психической жизни, и дух («руах») «всякой человеческой плоти», – то, чем отличается от животных, – разум и высшие идеальные стремления и потребности. Если же все зависит от Бога, то Он, очевидно, допускает и благоденствие нечестивых. Иов.12:11 .  Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи? Иов.12:12 .  В старцах – мудрость, и в долголетних – разум. Иов.12:13 .  У Него премудрость и сила; Его совет и разум. Для оправдания своей теории друзья ссылаются на авторитет предков ( Иов 8.8, 10 ). И никто, конечно, не станет отрицать, что долгая жизнь – школа мудрости (ст. 12). Но, во-первых, нельзя принимать на веру все сказанное ими. Это противно свойственной человеку способности лично познавать истину, различать правду от неправды ( «не ухо ли разбирает слова?» ср. Евр 5.14 ), как лично при помощи языка различать вкус в пище (ст. 11). С другой стороны, хотя старцы и обладают мудростью, но все же остается вопросом, способны ли они понять мироправление существа абсолютного (ср. ст. 12 с Иов 21.22 ), обладающего для управления миром всеми необходимыми свойствами: премудростью – способностью познавать вещи и явления в их существе; силою, – способностью без всяких затруднений осуществить свои планы; советом, – способностью находить самые лучшие пути и средства для достижения известных целей, и разумом, – способностью различать между истиною и ложью, полезным и вредным ( 3Цар 3.9, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов же не может понять, почему на долю богобоязненного человека выпадают столь тяжкие испытания, тогда как «раздражающие» Бога пребывают во здравии и наслаждаются всеми благами жизни (12,6). Вопреки очевидному, Иов упорствовал в своей надежде, и надеждам Иова суждено было сбыться: он получает, наконец, возможность встретиться с Господом лицом к лицу, чего он так настойчиво добивался (13,15–18; 31,35–37). После того как Иов покаялся «в прахе и пепле», он понял, что велик и всемогущ Господь на троне Своем, что Он в конечном итоге вознаградит всякого, кто до конца останется твердым и непоколебимым в вере. Содержание книги, на первый взгляд, полностью подчинено осмыслению страданий праведника. Однако за этим глубокое исследование духовного развития человека на пути богопознания. Невозможно со всей определенностью утверждать, что автор описал процесс рождения человека свыше, однако неоспоримым является факт, что Иов от внешнего поклонения, исполнения заповедей и жертвоприношений приходит к внутреннему познанию Бога, апофеозом которого явилось откровение Божие и слова Иова: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (42,5). Содержание I. Пролог (1,1 2,13) А. Иов человек благословенный и богобоязненный (1,1–5) Б. Испытание Иова (1,6 2,13) 1 . Сатана обвиняет Иова (1,6–12) 2 . Иов хранит верность Богу, несмотря на постигшую его трагедию (1,13–22) 3 . Сатана вновь обвиняет Иова (2,1–6) 4 . Иов остается непоколебимым в вере, несмотря на физические страдания (2,7–10) 5 . Появление друзей (2,11–13) II. Диалог Иова с друзьями (3,1 27,23) А. Иов проклинает день своего рождения (3,1–26) Б. Первая часть диалогов (4,1 14,22) 1 . Речь Елифаза (4,1 5,27) 2 . Ответ Иова (6,1 7,21) 3 . Речь Вилдада (8,1–22) 4 . Ответ Иова (9,1–10,22) 5 . Речь Софара (11,1–20) 6 . Ответ Иова (12,1 14,22) В. Вторая часть диалогов (15,1 21,34) 1 . Речь Елифаза (15,1–35) 2 . Ответ Иова (16,1 17,6) 3 . Речь Вилдада (18,1–21) 4 . Ответ Иова (19,1–29) 5 . Речь Софара (20,1–29) 6 . Ответ Иова (21,1–34)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010