Он не предался малодушию, когда увидел гибель плодов, потому что знал, что возделыватель корня пребывает во веки. Он лишился овец, но сам был овцой, хранимой Богом; лишился волов, но хотя упряжь волов была сокрушена, сопряжение души и тела его не разрушилось, но во взаимном согласии они влекли плуг благочестия. Образ терпения он усвоил себе как плод добродетели, чтобы умножить плоды терпения. Итак, было у него три тысячи верблюдов, пятьсот ослиц на пастбище. Я думаю, что для него было мало того, что он имел. Ведь если он помогал, как сам говорит: «Был глазами слепому и ногами хромому» ( Иов.29:15 ), – каждому бедняку, от этого имения было мало по его усердию: такая благотворительность требовала больших средств, чем какими он располагал. Бедняком оказывался Иов, так как его средства были несоразмерны с его усердием; хотя и был он богат, судя по тому, чем владел, но, имея в виду его намерения, оказывался бедным. «Имения у него было..., – говорит Писание, – и был человек этот знаменитее всех сынов Востока» ( Иов.1:3 ). Итак, не мог дьявол воевать против Иова, если бы не был допущен до этого Богом. И не удивляйся, возлюбленный, что не имел он над Иовом власти, пока не получил позволения от Бога. Ведь даже над свиньями он не имеет власти. Послушай, как просит легион, говоря: «Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» ( Мф.8:31 ). Если над свиньями не имеет власти без позволения, то над созданными по образу Божию какую может иметь власть без приказания? «И был день, – говорит, – когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» ( Иов.1:6 ). Итак, неужели в ангельском служении участвует и дьявол, и среди святых духов является и нечистый дух? Конечно, ни святые Ангелы не предстоят Богу телесно, ни сатана; но вообще служение их названо предстоянием. Именно, как об Илии, действовавшем на земле, было сказано, что он предстоял Богу: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою» ( 3Цар.17:1 ), не в том смысле, что взойдя на небеса предстоял, но что был исполнителем Божественного повеления, так и дьявол предстал пред Богом, не на небе, не среди премирных сил, но как создание Божие, обязанное исполнять то, что повелено.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Подтверждение этого учения св. ап. Павла о первородном грехе и о его распространении на весь род человеческий, не исключая, конечно, и младенцев, мы видим и в словах праведного Иова: «Кто родится чистым от нечистого? ни один». ( Иов. 14:4 ) 6 . Этими словами Иов показывает, что человек рождается с какой-то нечистотой, которую он (Иов) в 1 стихе этой же главы считает причиной бедствий, постигающих человека в настоящей жизни, а в 3 стихе считает это нечистоту преступлением, за которое человек подвергается Божию суду: «Человек, рожденный женою, пресыщен печалями. И на него Ты отверзаешь очи Твои и меня ведешь на суд с Тобою» ( Иов.14:1,3 ). Разуметь под этой нечистотой нечистоту телесную (увечье, раны, проказу и пр.) нельзя, ибо такая нечистота сама по себе не может сделать человека виновным пред Богом, человек может быть виновным пред Богом только лишь за нечистоту нравственную, т. е. за грех . Но только что рожденный не может грешить, – следовательно, под этой нечистотой нужно разуметь ту греховность человеческой природы, которую каждый новорожденный младенец наследует чрез естественное рождение от своих родителей, в свою очередь зараженных этим же прародительским грехом. Не ясно ли здесь проводится мысль, что все мы, как справедливо замечает св. ап. Павел, является на свете уже «по природе чадами гнева» Божия ( Еф.2:3 )? А св. пророк и царь Давид говорит, что человек с грехом даже зачинается и рождается: «я в беззаконии зачать, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Ясно, что беззаконие и грех был в младенце Давиде уже при самом зачатии и рождении его. Что же это за беззаконие, в котором св. царь Давид был зачат, – и что это за грех, с которым и в котором родила его мать его? Это не есть беззаконие и грех самого Давида, ибо он, находясь еще в утробе своей матери, не был в состоянии грешить. Это не есть беззаконие и грех и родителей Давида, ибо они по жизни своей были праведны и благочестивы и при том находились друг с другом в законном супружестве. Очевидно, что беззаконие и грех, о котором говорит царь Давид, есть грех первородный, который чрез естественное рождение переходит от Адама и Евы на всех их потомков; очевидно, это тот грех, о котором св. ап. Павел говорит: «непослушанием одного человека сделались многие грешными» ( Рим.5:19 ) 7 . Если же мы даже и зачинаем, и рождаемся со грехом, то значит т младенцы таки не безгрешны или точнее – несвободны от первородного греха, – значит, и младенцы нуждаются в очистительном средстве, а это средство и есть таинство св. крещения 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-neobho...

17:21). Посему трезвенно будем посещать страждущего, в духе смирения. Итак, прекрасно — трудиться вместе со страждущими братиями, как сказано, посредством бдений, постов и непрестанных молитв. Ибо было сказано Господом: бесов изгоняйте вместе с другими исцелениями, даром получили, даром давайте (Мф. 10:8); Только все должно быть благопристойно и чинно (1 Кор. 14:40), как подобает людям, боящимся Бога. Будем творить утешение или облегчение болящим или страждущим братиям нашим. Но не будем сопровождать это порицанием, как это было у друзей Иова, — порицанием за ошибку или прегрешение наших братьев, или в сердце осуждая их втайне, или по невнимательности говоря слово, уязвляющее их, и да не согрешим перед Богом в неведении. Ибо написано в Притчах: Иже затыкает ушеса своя, еже не послушати немощнаго, и той призовет Господа, и непослушает его (Притч. 21:13). Как говорит и Иов: Не воззреша на мя ближние мои (Иов. 6:15); Раба моего звах, и не послуша, устами же моими просих жену мою… яко иноплеменник бых пред ними (Иов. 19:15-16); дом бо всякому смертну земля (Иов. 30:32). И другой мудрец: «Не ленись посещать больных». Иаков: Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира (Иак. 1:27). И Павел: Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле (Евр. 13:3). И продолжает: Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6:10). И филиппийцам говорит, что в начале благовествования ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду… Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу (Флп. 4:15-18). Чему же из всего этого мы научаемся? Чтобы мы не только посещали нуждающихся в этом, но и удовлетворяли их нужды, [Col. 1736] чтобы и Господь, вместе с другими приняв и нас, сказал бы: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство… ибо был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Слово 75. О справедливом суде Желающие справедливо судить пусть испрашивают мудрость и разумение по Соломону, так же как таким единственным и первым прошением молился он дать это ему, и не только принял дар, но и был прославлен Богом как просивший правильно ( 3Цар. 3:5–13 ). А уж затем и от вина откажутся. Говорит и Божественное Писание: Отверзай уста твоя слову Божию и суди вся здраво ( Притч. 31:8 ). И опять: сильнии гневливи есть, вина да не пиют. Да напившеся не забудут мудрости и право судити немощным не возмогут( Притч. 31:4–5 ). И когда кто-нибудь пытается рассудить запутанное дело, пусть разузнает о нем прежде, что Богу угодно, а затем пусть находит полезное решение. Прежде же Закон заповедует, говоря: Не сотворите неправды в суде ( Лев. 19:15 ), да не будеши со многими… превратити суды. И нищаго не помилуеши на суде, да не превратиши суда нищему в суде его ( Исх. 23:2, 3, 6 ); да не приимеши лица нищаго, ниже почудишися лицу могущаго: по правде да судиши ближнему твоему ( Лев. 19:15 ). И: не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары превращают дело правых ( Втор. 16:19 ); и: праведне праведное гоните ( Втор. 16:20 ). И Иеремия: творите суд и правду, и избавите силою угнетена от руку обидящаго ( Иер. 22:3 ). И другой в другом месте:Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом ( Притч. 17:15 ); ищай же Господа, обрящет разум с правдою ( Притч. 16:7 ). И опять-таки: сердце мужа да мыслит праведная, да от Бога исправятся стопы его ( Притч. 15:29 ). И Приточник: Умеет праведный суд творити убогим, а нечестивый не разумеет разума ( Притч. 29:7 ); Муж разумен исправляя ходит ( Притч. 15:21 ) и: начало пути праведнаго еже творити благо ( Притч. 16:6 ). И Иов: В правду же облачахся, одевахся же в суд яко в ризу ( Иов. 29:14 ). И опять: Аще уклонися нога моя от пути ( Иов. 31:7 ) и: аще же презрех суд раба моего( Иов. 31:13 ). И это о справедливом суде. Прекрасно же вспомнить и сказанное Апостолом, говорящим: Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? ( 1Кор. 6:1 ). И продолжает: И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. И продолжает: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?( 1Кор. 6:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Св. Праведный Иов, – кто не слыхал о том, как этот многоименный человек, богатством кипя и стады, внезапу богатства, славы обнищав лишися; многий в чадех, безчаден и бездомок напрасно, и иже первее на престоле, наг ныне на гноищи гноен (из Кан. Андр. Критск.). По Божию попущению ужасные бедствия постигают этого праведного мужа, и удар за ударом поражает его. Один за другим приходят к нему вестники с печальными вестями о погибели всего его имения; еще этот говорит, приходит другой и сказывает о погибели всех его детей и слуг, а через некоторое время его и самого поражает тяжкая болезнь (проказа). Легко ли было Иову переносить все это? Разве плоть его – медь? и твердость его – твердость камней ( Иов.6:12 )? Если бы положить на весы страдание его, оно верно перетянуло бы песок морей (ст. 2–3)! И однако Иов мужественно переносит постигшие его несчастия и во всем этом не согрешил устами своими (2, 10), не роптал на Бога. Но его еще ждут раны, более чувствительные, чем внешние беды. Три друга его, которые пришли навестить его в несчастии, вместо того, чтобы утешить его, стали обвинять его в разных пороках, так как думали, что Господь наказывает его за грехи. Верно злоба твоя велика, так говорит один из них, и беззакониям твоим нет конца! Верно ты брал залог от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду! Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе, а человеку сильному ты давал землю; вдов отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками (22, 5–9)! И такие упреки бросались тому, о котором Сам Господь говорил, что нет такого на земле, как Иов: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (1, 8)! Как же Иову не сказать было друзьям: доколе будете мучить душу мою, терзать меня речами? вот уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня (19, 2–3)! Придумываете речи для обличения, нападаете на сироту и роете яму другу вашему (6, 26–27)! Будет ли конец ветреным словам вашим (16, 3)? Помилуйте меня, помилуйте меня, вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня и плотию моею не можете насытиться (19, 21–22)?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ранние библейские тексты рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. В шеол попадают не только грешники, но и праведники. Умирая, туда нисходит Иаков (Быт 37. 35); «приложился к народу своему» Авраам (Быт 25. 8); «к смерти и в дом собрания всех живущих» (имеется в виду «собрание», в к-рое попадут все живущие на земле после своей смерти.- М. И.) будет приведен Иов (Иов 30. 23). Древние евреи полагали, что души всех людей после смерти влачат в шеоле бесцельное и безрадостное существование. Они пребывают «в стране тьмы и сени смертной, в стране мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов 10. 21-22). Тех же, кто совершил тяжелые преступления (напр., Корей , Дафан и Авирон), может поглотить земля, и тогда они нисходят в шеол живыми (Числ 16. 30-33). В отношении их в Израиле существовала даже псаломская молитва, в к-рой говорилось: «Да найдет на них смерть, да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их» (Пс 54. 16; ср. Притч 1. 12). Среди обитателей шеола библейские тексты называют рефаимов (евр.   в синодальном издании в большинстве случаев переводится словом «мертвецы»). Относительно рефаимов среди толкователей нет общего мнения. Одни считают, что этим словом в Библии обозначаются все мертвецы (что и отражено в синодальном переводе); для др. рефаимы - это наиболее известные или же знатные обитатели шеола. Так, в 9-м ст. 14-й гл. Книги прор. Исаии рефаимы именуются «вождями земли». Третьи, цитируя Притч 21. 16: «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов» (в евр. тексте  ), предполагают, что рефаимами в Библии называются только грешники. В более поздние ветхозаветные времена, особенно в эпоху Второго иерусалимского храма, в связи с развитием у иудеев идеи справедливости и с усилением мессианских ожиданий представления о шеоле видоизменяются. Для одних шеол становится теперь местом пребывания только грешников, к-рые испытывают там бесконечные мучения. Они окованы «скорбью и железом» (Пс 106. 10); их «цепи ада облегли» и «сети смерти опутали» (Пс 17. 6). В преисподнюю, к «царю ужасов», нисходят теперь нечестивые, тираны (Иов 18. 5-21); там же находится и «денница, сын зари», под к-рым «подстилается червь, и черви - покров» его (Ис 14. 9-15). Праведники после своей кончины попадают в др. место, к-рое в новозаветные времена получит название «рая» (греч. παρδεισος - сад, парк). Наряду с этим появилось и др. видоизмененное представление о шеоле, согласно к-рому последний имеет 2 отд-ния: для грешников и для праведников. Это представление дает притча Иисуса Христа о богатом и Лазаре, в к-рой говорится, что нищий после своей кончины «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк 16. 22). Богач, после смерти испытывающий муки в аду, «поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лк 16. 22-23).

http://pravenc.ru/text/63424.html

Но Иов ждет от друзей невозможного. “Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня, как Бог?” (Иов 19:21–22), — обращается он к ним, хотя и понимает тщетность такой просьбы: “Говорил ли я: дайте мне, или от достатка вашего заплатите за меня?” (Иов 6:22). Друзья, находясь в состоянии куда более печальном, чем Иов (чего они, впрочем, и не осознают), не могут ему ничем помочь. Милость возможна только от избытка любви, которым и можно “заплатить” за страждущего, чтобы “выкупить” его из греховного плена страстей, леденящих сердце, растопить его своей любовью, которая превышает все духовные дары. Но разве возможно человеку, опутанному страстями и обреченному на медленное умирание, понести такую любовь, имя которой — Жертва. Можно ли научиться этой любви? И как найти ее? Только сама Божественная любовь может раскрыть перед человеком всю глубину смысла своего имени, только она одна может указать место, где ее найдут ищущие: истинная любовь, “любовь Божия” обретается в средостении Креста, распахивая навстречу каждому свои объятия, не ожидая ответного чувства; любят не за что-то, а потому что не могут не любить, любят не близкого по плоти или по духу, а ближнего, то есть любого , уже одно существование этого любого наполняет душу полнейшей радостью и сладчайшей теплотой. Человек, испытавший подобную любовь, свидетельствует всему миру, как свидетельствовал святой апостол Павел, что “ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим 8:38–39), потому что “для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение”. “Влечет меня то и другое” (Флп 1:21,23), ибо “уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал 2:20). Святитель Феофан Затворник объясняет сказанное как бы от лица самого Апостола: “Я уверен, что кто вкусит однажды истинную любовь к Богу, того ничто уже от нее оторвать не может, тот не променяет ее уже ни на что и не позволит себе прильнуть сердцем к чему-либо другому, кроме Бога” 2 .

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

24:17-18). И это о враге. И: радуяйся о погибающем не обезвинится (Притч. 17:5). И еще: О, веселящиеся о злых и радующиеся о развращении злем! (Притч. 2:14). И опять-таки: Сетию уловятся веселящиеся о падении благоверных, и болезнь изнурит я прежде смерти их (Сир. 27(32)), и потому помни о днях темных, которых будет много (Еккл. 11:8). Непорочный же Иов говорит: Аще же обрадовахся о падении враг моих, и рече сердце мое: благоже (Иов. 31:29). И блаженный Павел, когда пишет к римлянам, то говорит: Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя (Рим. 11:17-21). И прибавляет: Любовь… не радуется неправде, а сорадуется истине (1 Кор. 13:6). Посему не допустим, возлюбленные, чтобы при внушениях врага мы бы злорадствовали о бедах ближнего, чтобы и нам в те же самые [беды] не впасть. Но ведь и Иов говорит: ныне же и вы найдесте на мя немилостивно, убо видевше мой струп, убойтеся (Иов. 6:21). Мы же будем молиться вместе с Давидом, говоря: Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляй. Боже мой, не удалися от мене (Пс. 70:9-12); Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно и ненавидящии мя туне (Пс. 34:19). Но Твоей силой да возвратятся вспять и постыдятся… глаголющии ми: благоже, благоже (Пс. 39:15-16). Становиться же предметом насмешек и злорадства надлежит нам, а злорадствовать — книжникам и первосвященникам. Ибо сказано, что насмехались первосвященники вместе с книжниками, говоря: Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, [Col.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Выслушав грозную речь Творца, Иов исповедует всемогущество Бога и приносит покаяние: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал… Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42. 2-6). Последний стих (42. 5; МТ 42. 6) важен для понимания того, что произошло с Иовом. Комментаторы иногда предлагают др. значение глагола   - не только «отрекаться», но и «плавиться, таять». В переводе Юнгерова этот стих выглядит следующим образом: «Посему я укорил сам себя и истаял, я считаю себя землею и пеплом» ( Юнгеров. 1914. С. 65). В эпилоге (42. 7-17) книги поэтическая речь вновь сменяется прозой. Бог оправдывает страдальца, называя его Своим рабом (МТ 42. 8 -  ), и обличает Елифаза, Вилдада и Софара в том, что они говорили о Нем не так верно, как Иов. Господь предлагает им просить Иова помолиться о них, чтобы Господь их не отверг (42. 7-10). Бог возвращает Иову богатство вдвое больше прежнего, у праведника вновь рождаются 7 сыновей и 3 дочери. Бог продлил жизнь Иова на 140 лет (в LXX на 170). Увидев своих сыновей до 4-го рода (42. 11-16), Иов умирает «насыщенный днями» (42. 17; ср.: Быт 25. 8; 35. 29; 1 Пар 29. 28; 2 Пар 24. 15). В LXX вместо 42. 17 вставлен текст, содержащий родословие Иова: «Написано также, что он восстанет снова вместе с теми, которых Господь пробудит. Это приведено из сирийской книги. Он жил в стране авситидийской, на границах Идумеи и Аравии. Ранее, однако, его имя было Иовав. Он взял в жены аравитянку и родил сына по имени Еннон. Отец у него был Зареф, из сыновей Исава, а мать - Босорра. Так что он был пятым после Авраама. Вот цари, которые царствовали в Едоме, стране, в которой и он правил. Первым был Балак, сын Беора, и название города его было Дингава. А после Балака - Иовав, который был назван Иов. После этого Азсом, князь земли теманитской. После этого Адад, сын Бедада, который поразил Мадиам на равнине Моава, и имя городу его было Геттаим. А друзья, которые к нему пришли, были Елифаз из сынов Исава, царь теманитян, Балдад (Вилдад), правитель савхеян, и Софар, царь минеев» (цит. по: Рижский. 1991. С. 145-146).

http://pravenc.ru/text/578206.html

Далее (XXI) Иов, возвращаясь к взводимым на него друзьями – и в особенности Софаром (в XXI главе) – обвинениям, спрашивает: «почему беззаконные живут и достигают старости... и дети и внуки их с ними... и домы их безопасны... и проводят дни свои в счастии? (XXI, 7–9; 13). В главах XXIII и XXIV Иов высказывает, что он жаждет предстать пред праведного Судию, Владыку вселенной: он тоскует по Нем, но знает, что над ним совершается воля Божия (XXIII, 3 – 7; 8 – 16). Он вспоминает всякие бедствия, постигающие людей, и совершаемые ими преступления и грехи, но некоторые из беззаконных безопасны. «Но поднялись высоко и нет их; падают и умирают как и все и как верхушки колосьев срезаются» (вся гл. XXI и ст. 24). С главы XXVI начинается речь Иова о творении и продолжается до XXXI гл. включительно. Мыслью подымаясь к чудным делам Творца вселенной, Иов вспоминает о творении небес и бездны, которые открыты пред Всевышним 512 , «и гром могущества Его кто может уразуметь» (гл. XXVI). В главе XXVII он возвращается к мысли, что будущее беззаконного должно однако быть несчастно, по крайней мере в потомстве его. От этой мысли он переходит (в гл. XXVIII) к указанию, что все устроено в мире по неизменным законам, и тогда снова подымается мыслью к величию Божия творения и вечных законов Его во вселенной. Он видит умственным оком своим месторождения металлов и драгоценных камней, месторождения рек и потоков: «но где же источник премудрости?» восклицает он (XXVIII, 20): «она сокрыта от очей всего живущего». И далее: «Аваддона (в смысле не только бездны, но и личности, ее представляющей) и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Бог знает путь ее и Он ведает место ее» (id. 22–23)... «Страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – (есть) разум» (id. ст. 28). И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал: о если бы я был как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня!» (XXIX, 1, 2)... «когда еще Вседержитель был со мною и дети мои вокруг меня... когда старцы, увидев меня, вставали... и голос знатных умолкал... Потому что я спасал страдальца, и сироту... и сердцу вдовы доставлял я радость... и был я глазами слепому и ногами хромому... и отцом был я для нищих... И внимали мне и ожидали и безмолвствовали при совете моем... И жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих» (id. ст. 5–10; 12–16; 21, 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010